Главная » Энциклопедический словарь PR и Рекламы
19:56
Энциклопедический словарь PR и Рекламы
Прéсс – кит – дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (фотографии, графики и диаграммы, заключения авторитетных экспертов и т.п.), которые добавляют к пресс-релизу (см.).

Прéсс-конферéнция – PR – мероприятие для журналистов, на котором представляют новые проекты, сообщают об общественно значимых событиях, заявляют точку зрения на актуальную тему; ср. брифинг.

Обычно ПК. коммерческих предприятий ведут пресс-секретари или руководители фирмы. ПК. отличают от брифинга: ПК. собирает большее количество журналистов, проводится более официально, затрагивает только серьезные проблемы широкого общественного звучания.

Проведение ПК. планируют следующим образом. Формулируют цели мероприятия и составляют список вопросов, которые необходимо обойти. Определяют те редакции СМИ (СОИ), чьи представители будут приглашены на ПК. При этом их делят на «своих», «нейтральных» и «враждебных» (последних обычно стремятся на ПК. не допустить). Готовят пресс-релиз и другие материалы информационного пакета, который будут раздавать пришедшим на ПК. журналистам и отсылать в те СМИ, чьи представители по каким-то причинам не посетили ПК., но чье внимание для организаторов ПК. желательно.

В сценарий проведения ПК. часто вписывают «своих» журналистов и вопросы, которые они должны будут задать в ходе ПК. Но все равно возможно возникновение острых ситуаций на ПК., неприятные вопросы, когда не все СМИ и журналисты заранее «прикормлены». В этих случаях используется стандартная фраза-клише «Нет комментариев».

Приглашения в СМИ рассылаются за несколько дней или даже 1-2 недели до ПК. Лучше посылать персональные приглашения, но часто они бывают «редакционными» (в итоге, редакция сама решает, кто из журналистов пойдет на ПК.). Бывает, что на ПК. приходит юное дарование или другой внештатный сотрудник. Их отчет потом может отправиться в мусорное ведро. Еще хуже, если приглашены серьезные журналисты, телевидение и влиятельная пресса, а новость, тема ПК. не слишком интересны и значительны.

Помещение для проведения ПК. подбирают дней за 10 до события. Зал не должен выглядеть полупустым, размеры помещения нужно соотносить с числом приглашаемых журналистов. В полном порядке на ПК. должно быть оборудование: электророзетки для представителей ТВ, микрофоны, стол регистрации участников и выдачи печатных информационных материалов, минеральная вода.

Лучшие дни для ПК – вторник, среда и четверг. Не следует проводить ПК. до 10 утра; журналисты не любят рано вставать, телеканалам трудно прислать съемочную группу. Если ПК. проводится не в связи с чрезвычайным событием, то 12 часов дня – оптимальное время. Видеосюжеты попадут в вечерний показ на ТВ, ежедневные газеты дадут сообщения о ПК. на следующий день. Плюс – можно сэкономить на фуршете.

Накануне ПК. полезно сделать контрольные звонки в редакции СМИ, напомнить о мероприятии, уточнить, кто придет на него. При регистрации участников нужно получить точный список с именами журналистов и названиями СМИ, которые они представляют. Им, в свою очередь, необходимо раздать список лиц, которые представляют организацию на ПК., чтобы потом не перевирались в прессе их имена, фамилии, должности (если, конечно, это не ПК. очень известных персон).

Следует предусмотреть возможность персональных интервью по просьбе журналистов прямо на месте, после окончания ПК. или в самые ближайшие дни. Обычно ПК. ведут в режиме диалога, вопросов аудитории и ответов на них. Вступительные заявления о предмете ПК. должны быть, по возможности, краткими. В конце мероприятия обязательно нужно поблагодарить пришедших на него журналистов. Можно вручить им фирменные сувениры, подарить образцы продукции. Организаторы ПК. должны дождаться, пока с ПК. уйдет последний гость. Некорректно выглядят убегающие с ПК., торопящиеся руководители компании. Если предмет ПК. не чрезвычайно захватывающий, то для проведения этой PR – акции вполне достаточно 1 часа. Для более длинных ПК. рекомендуется делать перерыв на 10-15 минут. Участников ПК. следует заранее попросить отключить мобильные телефоны и пейджеры.

Прéссовая реклáма – то же, что реклама в прессе (см.).

Прéсс-пáмятка – печатная информация, которая сообщает редакциям СМИ и журналистам о предстоящих мероприятиях, событиях.

ПП. похожа на пресс-релиз, но готовится не в форме статьи. В « шапке» документа указывают, что это ПП., ставят дату, телефоны, имена и должности людей, с которыми могут связаться заинтересованные СМИ. В ПП. кратко описывают содержание готовящегося мероприятия, называют дату, время и место его проведения, сообщают имена участников и иную нужную информацию. Всех адресатов, получивших ПП., напр., о проведении брифинга или презентации, следует обзвонить за 1-2 дня до события, напомнить о нем. ПП. часто сопровождают приглашения на PR – акции.

Прéсс-релиз – информационное сообщение для СМИ, которое может служить основой для публикации или съемки телесюжета, записи радиоматериала.

Стандартный объем ПР. – 1,5-2 стр., но бывают и более длинные ПР. В таких ПР. (обычно обзорах новостей) каждая новость не должна занимать больше 2-х стр. ПР. снабжают выразительным, но без излишней игривости, заголовком. Обязательна надпись: «пресс-релиз». Если объем больше 1 стр., то на каждой последующей указывают: «продолжение». Текст ПР. начинают со второй трети страницы, оставляя большие поля для пометок журналистов и редакторов, получателей ПР. В ПР. включают объективный, фактический материал, без каких-л. оценок и эмоциональных комментариев. Ключевым является 1-ый абзац. Он должен коротко и конкретно излагать предмет, суть сообщения, должен являться для журналистов «новостным поводом» или «сенсацией».

ПР. организации подписывают ее руководители или пресс-служба. Обязательно нужно указывать несколько контактных телефонов для оперативной связи. ПР. может включать небольшие цитаты, обычно – мнение первого лица организации. Здесь следует руководствоваться восточной мудростью: «Хан много не говорит, но все, что он говорит – значительно». Бессодержательные ПР. вызывают справедливое раздражение в редакциях СМИ и вредят деловой репутации.

ПР. еще называют внутрифирменные информационные бюллетени, которые сообщают сотрудникам компании о ее достижениях, новых проектах, изменениях в структуре и руководстве и т.п. Такими ПР. также занимаются пресс-службы или отдел по связям с общественностью.

Обычные ПР. не только отправляют в СМИ, но и раздают журналистам на пресс-конференциях, брифингах, презентациях и выставках, размещают на сайтах в InterNet. Ср. информационный пакет, пресс-кит, пресс-памятка.

Прéсс-секретáрь – руководитель пресс-службы или ее единственный представитель, который отвечает в организации за работу со СМИ, обычно бывший журналист. Ср. пиармен.

Престиж, престижность –в маркетинге особая ценность товаров или услуг, указывающая на высокий социальный статус их потребителей, соотносимый с фирменностью приобретаемых ими продуктов.

Определение П. близко по своему смыслу к понятию фирменности товаров. П. товара создается несколькими факторами. Значение имеет имидж страны, местности, где произведен товар (французское шампанское, голландский сыр, русская водка, автомат Калашникова, швейцарские часы, немецкая обувь, японские магнитофоны). Важен авторитет, сильный товарный знак производителя: автомобили «Мерседес», «Вольво», одежда «от Диора» и т.п. На возникновение феномена П., а это – именно социально-психологический феномен, большое влияние оказывает реклама и маркетинговые мероприятия по позиционированию и продвижению товаров и услуг на рынке.

П. является одним из главных рычагов и стимулов потребительского поведения, мотиваций покупателей. Именно его часто покупают, приобретая тот или иной товар, пользуясь услугой определенной марки. Известно, что основную прибыль от продажи дорогих фирменных товаров приносит средний класс, стремящийся отделить себя от нижних общественных этажей и приблизиться к высшим социальным слоям, стратам общества. П. серьезно повышает стоимость товаров и прямо влияет на цену.

В отношении предприятий также можно говорить о П. Существует английское понятие «good will» (означающее П. и деловую репутацию), которым пользуются для стоимостной оценки компаний. В это понятие включают кадры, клиентов, партнеров и наработанные организацией связи. Все это оценивается и получает финансовое выражение, которое заносится на специальный счет, напр., когда происходит слияние компаний или поглощение одного предприятия другим. Ср. бренд.

Престижная реклáма – то же, что имидж-реклама (см.).

Преферéнция – предоставляемые государством налоговые и др. льготы, привилегии, которые создают для деятельности организации особо благоприятные условия.

Призмавижен – средство наружной рекламы, движущаяся, вращающаяся, светящаяся изнутри рекламная «фигура».

П. может иметь форму призмы, куба или др. геометрического контура, выполняться в виде какого-л. персонажа. П. используют для привлечения внимания покупателей, в роли ай-стопперов (см.).

Прогрáмма лоя?льности – в маркетинге программа специальных мероприятий для удержания деловых партнеров и целевых покупателей.

Продвижéние продáж – мероприятия по активизации продаж, стимулированию сбыта (от англ. sales promotion).

К ПП. относятся такие маркетинговые мероприятия, как купонирование, раздача бесплатных образцов товара (sampling), дегустации, скидка для конечных покупателей и дилеров, «психологическая цена» (999 руб. 99 коп.), лотереи и конкурсы потребителей.

Часто специальные материалы ПП. помещают внутрь продукта или его упаковки (напр., киндер-яйца). С их помощью стремятся подбить потребителя на коллекционирование мелких сувениров, портретов звезд и т.п. Сходно действуют и «пробочные» или «наклеечные» лотереи на бутылках.

Практика ПП. характерна и для СМИ, ведущих игры с призами со слушателями, зрителями и читателями. Виртуальные викторины и иные акции ПП. проводятся в InterNet.

Продуцéнт– производитель продукта, товаров и услуг.

Промóушн – то же, что сейлз промоушн, продвижение продаж (см.).

Промоционáльная реклáма – все виды рекламирования, за исключением объявлений в СМИ.

Пропагáнда – организованное и целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, символов и слухов через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации.

Различают П., которую ведут государственные, политические, общественные, религиозные и коммерческие организации. Коммерческая П. выступает в форме рекламы товаров и услуг и мероприятий PR, формирующих позитивный имидж компании и предлагаемых ею продуктов.

Феномен П. заключается в том, что какая-то одна группа людей стремится навязать другим свои взгляды, убеждения, культурные символы, правила поведения и моральные ценности. Напр., всю зарубежную рекламу в России можно рассматривать как П. западного образа жизни.

Активную и прямую П. называют агитацией. Выделяют еще понятие «контрпропаганда» – для обозначения противодействующих идеологических мероприятий, встречной П. В арсенал контрпропаганды может входить «слив» компромата, специальное распространение различных слухов, иные приемы и методы.

Главными орудиями любой П. в современном мире являются СМИ, особенно телевидение. На некоторые виды П. в цивилизованных странах налагаются правовые ограничения и запреты, напр., П. алкоголя, курения, наркотиков, проституции, шовинизма и т.п.

Проспéкт – печатные рекламно-информационные материалы (большего объема, чем буклет), в которых основное место занимают иллюстрации.

П. часто выпускают фирмы в связи с открытием нового направления, появления нового товара, новыми проектами, для закрепления своих достижений и демонстрации планов развития. Могут выпускаться и т.н. ретроспективные П., рассказывающие об истории компании и свидетельствующие о ее солидности, прочности деловых традиций. На переговорах П. используют как инструмент визуального воздействия. П. должны издаваться на безукоризненном полиграфическом и содержательно-смысловом уровне. Ср. имидж-реклама, печатная реклама, престижная реклама.

Противодéйствующий мáркетинг – см. маркетинг.

Прямáя почтóвая реклáма – то же, что директ-мейл (см.).

Прямóй мáркетинг – то же, что директ-маркетинг (см.).

_Р_
Радиоспóт – см. реклама на радио.

Развивáющий мáркетинг – см. маркетинг.

Растя?жка – полоса материи с рекламной информацией, лозунгом, призывом, которую натягивают через улицу от здания к зданию (в наружной рекламе); пластиковый или бумажный планшет, который вывешивают в проходах торгового зала или в витрине. Ср. баннэр, фриз.

Рéйтинг – сравнительная популярность конкурирующих предприятий, политиков, телеканалов и телепрограмм, радиостанций, газет и журналов, фильмов, деятелей эстрады, спортсменов и т.д.

Реклáма– оплаченное информирование отдельных целевых аудиторий и всего общества в целом о товарах и услугах, их производителях и продавцах; такое же информирование о деятелях и деятельности политического и социально-культурного характера (от лат. reclamo «выкрикивать», reclamare «требовать, откликаться»).

Коммерческая Р. является частью современных маркетинговых коммуникаций, наряду с директ-маркетингом, продвижением продаж, PR, выставками и ярмарками. Маркетинговые коммуникации не отгорожены друг от друга. Напр., PR – мероприятия часто называют скрытой или косвенной Р., продвижение продаж невозможно осуществлять без сопутствующих рекламных материалов. Различают товарную Р. или Р. продукта. Она создает благоприятный имидж товаров и услуг, мотивирует определенную целевую аудиторию как покупателя. Эта Р. «стимулирует продажу хорошего товара и ускоряет провал плохого» (А. Политц). С товарной Р. близко связана и часто объединена корпоративнаяР. (или имидж – Р.), которая ориентирована на создание положительного имиджа и репутации компаний. Корпоративной, по существу, можно считать всю банковскую Р., Р. кредитно-страховых учреждений, риэлторских компаний и юридических фирм. Наличие корпоративной Р. обязательно для крупных коммерческих структур любого профиля деятельности.

Политическая Р. как индустрия заказов, платных услуг редакций СМИ, имиджмейкеров и рекламных агентств возникла в России относительно недавно, в начале 1990-х гг. Тогда политики стали обращаться непосредственно в крупные рекламные агентства, использовать специалистов, средства и технологии Р. для развития своего общественного имиджа и получения голосов избирателей. В ход пошли телеролики, радиоспоты, щиты наружной Р., всяческие рекламные шоу с привлечением звезд эстрады, артистов и спортсменов. Правомерно говорить и о политическом маркетинге, позиционирующем политическое движение, организацию или конкретного кандидата на выборах как специфический «товар». Целевая аудитория (электорат) должна быть заинтересована характеристиками и свойствами этого «товара». Политики и их объединения должны быть конкурентноспособны, оправдывать финансовые затраты, а при необходимости – модифицироваться или сниматься с общественно-политического рынка, заменяться более перспективными.

Сферу действия социальной Р. можно определить как гуманитарную. Это поддержка инвалидов и малоимущих, защита детей и материнства, борьба с наркотиками и др. пороками, поддержка Церкви, образования, искусства и культурных традиций, здорового образа жизни и спорта, позитивных научных исследований, забота о природе, животных. По отношению к социальной Р., затрагивающей важные общественные проблемы и экологию, многие СМИ проводят особую ценовую и маркетинговую политику: распространяют такую Р. бесплатно или по щадящим расценкам. Часто продвижению социальной Р. содействуют правительственные учреждения и муниципальные власти, включают ее в структуру официальной пропаганды на международном, национальном и региональном уровнях.

Американским термином puffery обозначают дутую, намеренно обманывающую людей, лживую Р. Яркие образцы такой Р. демонстрировали в 1990-х гг. в России многочисленные «финансовые пирамиды», всякие «Тибеты», «Чары», «МММ». Опасной разновидностью puffery является рекламная деятельность тоталитарных сект и «учений», ориентированная на завлечение доверчивых граждан, их психологическую обработку и отъем недвижимости и финансовых ресурсов.

В России в 1995 г. был принят Закон «О рекламе», обеспечивающий основное правовое регулирование в этой области. В 1987 г. в Париже был утвержден Международный кодекс рекламистов. В нем выдвинуты такие требования к Р., как честность, правдивость и ответственность. Редакциям СМИ рекомендуется четко указывать, какие из размещаемых информационных материалов являются Р. Примером законодательных ограничений в Р. является запрет использовать для рекламирования табака и алкоголя человеческие персонажи моложе 35 лет и звезд. Запрещено задействовать телевизионную и наружную Р. для продвижения алкоголя. Запрещена любая Р., эксплуатирующая доверчивость детей и недостаточный жизненный опыт молодежи, хотя нарушений этих законодательных запретов в российской Р. – великое множество.

Реклáма в Интернéте (Рунéте)– распространение рекламной информации и проведение рекламных акций на сайтах «всемирной паутины» (WWW).

Ключевой проблемой для рекламирования в WWW является популярность используемых сайтов и их посещаемость представителями целевой потребительской аудитории. Достоинствами WWW представляются дешевизна размещения рекламы и возможность виртуального маркетингового общения с потребителями. В Интернете (InterNet) и Рунете (RuNet, российская часть WWW) принято еженедельно или ежемесячно обновлять текстовую информацию. На некоторых сайтах, напр., принадлежащих СМИ, это делается чаще. Интерес посетителей сайтов к рекламе и покупкам стимулируют традиционными способами: скидки, конкурсы с призами и т.п. Успешно развиваются «виртуальные магазины», обеспечивающие доставку товаров покупателю на дом. В WWW практикуются «обзоры сайтов», своего рода внутренняя Интернет-реклама.

Реклáма в местáх продáжи – витрины и вывески, товарная упаковка и этикетки, надписи, указатели, ай-стопперы и т.п.

Реклáма в прéссе – рекламное информирование в газетах и журналах, бюллетенях и др. специализированных периодических изданиях.

Прессу делят на общую и специальную (напр., «Финансовая газета», журнал «Кролиководство»). Выделяют центральные и местные (региональные) издания. Информационно-аналитическую прессу отличают от коммерческой. Первая насыщена экономической и политической информацией, общей аналитикой, доля же рекламных площадей – не велика. Основная информация в коммерческой прессе – о событиях на конкретных рынках, рекламных площадей больше, политики меньше. Большое множество информационно-развлекательных изданий «желтой» (бульварной) прессы не претендует на серьезный политический и экономический анализ, стремится к большим тиражам за счет сенсаций, хлесткой и не всегда достоверной информации («клубничка», криминальные ужасы, пришельцы и колдуны, скандалы спорта и звезд эстрады, экзотические путешествия и приключения и т.д.). Рекламных полос и скрытых рекламных публикаций очень много. Отдельно выделяются рекламно-коммерческие издания «объявлений» (напр., «Из рук в руки»). Это полностью рекламная пресса, в которой пометка «на правах рекламы» для публикаций не требуется. К ней примыкают многочисленные и недолговечные «газеты» претендентов на власть, возникающие во время предвыборных кампаний. Еще можно отметить ежегодные справочники и различные бюллетени для специальных аудиторий, хотя их чаще относят к печатной рекламе. Но Р. в прессе – также печатная, с той разницей, что печать в типографии осуществляет не сам рекламодатель (и не только о нем в изданиях говорится).

Более сложной проблемой для Р. в прессе в России является получение точных данных о рекламных тиражах газет и журналов, аудит печатных СМИ. Не всегда достоверны и точны предлагаемые редакциями описания целевых аудиторий, спецификации читателей. Многим компаниям приходится при выборе СМИ для размещения Р. ориентироваться по Р. конкурентов и близких направлений бизнеса.

Рекламирование в прессе имеет свои особенности. Текст рекламных посланий должен демонстрировать факты и быть легким для восприятия. Заголовок рекламных обращений, который может быть как длинным, так и коротким, должен «схватывать» внимание читателя. Желательно, чтобы в нем указывалось название рекламируемого товара, давался сильный аргумент для его покупки. Заголовок не должен содержать каких-л. отрицаний. В тексте вся аргументация также должна отстраиваться исключительно позитивно: потребителя нельзя раздражать или как-то угрожать ему. Положительно можно оценить составление рекламных текстов из фраз – клише, своего рода «идиотизма» рекламной речи. Объявления надо насыщать волшебными словами «бесплатно», «для Вас», «новинка», «новый», «персонально», «индивидуально», «скидка», «престижно» и т.п. Потребитель, рассматривающий Р. в прессе хочет найти что-то интересное для покупки, а не сонет Шекспира. К покупателю следует обращаться как к ребенку, выбирающему себе новую игрушку. Речь, конечно, не о Р. высокотехнологических продуктов производственного назначения, выбор которых потребителем и рекламирование осуществляются на основе специальных знаний и сугубо рациональных мотивов.

Иллюстрации всегда усиливают действие рекламного послания. Оптимально, если товар или услуга показаны на иллюстрациях в действии. Это интригует читателя. Одна большая иллюстрация больше обращает на Р. внимание, чем несколько маленьких. Фотографии в большинстве случаев лучше, чем рисунки, особенно, если используют принципы демонстрации «было – стало». Этот принцип отлично работает не только в случае очень толстых и затем похудевших теть и дядь, но и для др. ситуаций. Для иллюстративной части посланий важны подрисуночные подписи, чье воздействие на потребителя часто сильнее, чем воздействие общего текста рекламного послания.

Эффективность объявлений повышает и включение в них «свидетельств» известных личностей, звезд и уже испытавших товар или услугу покупателей. Хуже действуют нахваливающие продукт прямые обращения к покупателям продавцов и производителей, явно заинтересованных в продаже своих продуктов, в росте прибылей.

Есть различия в сроках действия Р. в ежедневных и еженедельных газетах, ежемесячных журналах. Журнальная Р. не так оперативна, часто используется на рынке дорогих и престижных товаров, для создания имиджа фирмы и ее товаров. Большой формат рекламных объявлений расширяет охват аудитории, увеличивает число читателей, знакомящихся с Р. Цветные объявления эффективнее черно-белых, хотя иногда размещение черно-белой Р. среди многокрасочных, цветных объявлений притягивает внимание.

Средний срок действия рекламного объявления в любой газете – 3 дня, в газетных изданиях с программой ТВ – до 5 дней. В пятницу не стоит размещать Р. промышленной продукции и товаров для офиса. Зато эффективна Р. магазинов, ресторанов, зрелищ и увеселений. На журнальных полосах рекламное объявление «работает» примерно 1,5 – 2 месяца, причем пик звонков заинтересовавшихся потребителей обычно приходится на 2-ую неделю после выхода журнала. Количество обращений, как правило, меньше, чем по газетной Р.

Реклáма на воздýшных шарáх и аэростáтах. Эта специфическая Р. используется при проведении крупных зрелищных мероприятий и выставок, собирающих большую аудиторию. Обычно к такой Р. прибегают известные компании – производители. Возможна и Р. этим способом значительных социальных проектов: над Москвой в 1990- г.г. поднимали надувной макет строящегося Храма Христа Спасителя. Надувной резиновый «Мишка», символ Олимпиады 1980 г., торжественно улетел при закрытии этого мероприятия. Западная пресса даже писала, что его пилотировал офицер КГБ, специально обученный камикадзе.

В 2002 г. над столицей поднимали аэростат с социальным слоганом: «Честный чиновник – богатая Россия», который был сбит выстрелами из проезжавшего мимо и быстро исчезнувшего автомобиля.

Реклáма на рáдио. Такая Р. имеет большую аудиторию, приемлемый уровень цен. Слушателям трудно «пролистать» радиорекламу, как газетную или журнальную. В то же время радиослушатели любят блуждать по эфиру, подкручивая ручку радиоприемника. Радиопередачи часто играют роль фона, при котором слушатели занимаются своими домашними или служебными делами. Радиосигналы воспринимаются не с таким вниманием, как ТВ. Рейтинг устанавливают только для радиостанций. В отношении радиопередач это сделать сложно.

Запись радиорекламы имеет свои особенности. Очень велико значение зачина, первых 10 сек. звучания. Если им не удается заинтриговать слушателей, то он постарается не воспринимать Р. или начнет крутить ручку приемника, уйдет от рекламного обращения.

Важен и темп речи. Оптимально, когда скорость речи не превышает 2-2,5 слов в сек. На многих радиостанциях особенно молодежных, развлекательных, это классическое правило радиовещания нарушается. В результате сообщения звучат неразборчиво. Легко заметить, напр., что профессиональные дикторы русской службы «Би-Би-Си» говорят медленнее российских коллег.

РНР., используя только звуковые средства, должна вызывать в воображении слушателей образ товара или рекламируемой услуги, закреплять его в памяти аудитории. Поэтому, формируя аудиовпечатления о конкретном товаре, необходимо сообщать о его цвете, запахе, вкусе, объеме и весе. Еще, в радиообращениях длительностью от 60 сек., желательно повторять название товара или рекламной фирмы не меньше 3-4 раз.

Радиорекламу должна сопровождать негромкая, лирическая музыка. Чересчур забористые и громкие мелодии отвлекают внимание слушателей от объектов рекламирования.

Рекламные сообщения на радио называют радиоспотами или радиороликами. Создание радиоспотов предусматривает определенный порядок в сценарной композиции: что, как, где. Обратный порядок ошибочен, поскольку радиореклама сразу должна затрагивать потребительские интересы у слушателей. Некоторые споты выполняются в жанре скетча, игровой сценки. Очень важно, чтобы героями таких радиоспотов – скетчей были рекламируемые товар или услуги, или персонаж, который ими пользуется, а не отвлекает слушателей от объекта рекламы. Для озвучивания спотов стараются приглашать актеров, поскольку манера речи дикторов часто монотонна (дикторы скучно звучат). Радиоспоты всегда имеют сценарий. В них часто включают песни и рекламные стихотворения (напр., о чае или растительном масле). Краткая рекламная информация проходит в радиообъявлениях. Их зачитывает диктор.

Еще практикуются рекламные радиорепортажи, отчеты о выставках, праздничных распродажах и т.п. Радиорепортажи можно строить в форме диалога, беседы с покупателями, экспертами, популярными личностями. Возможны рекламные интервью с руководителями компаний или ведущими специалистами фирм. Иногда рекламу собирают в специальном радиожурнале, который выходит как регулярная и самостоятельная радиопередача, напр., о медицине и здоровье, как советы адвоката, советы по проблемам недвижимости и т.д.

Эффективно задействовать в РНР. приемы для получения «обратной связи» со слушателями: телефоны прямого эфира, различные конкурсы и викторины с призами (первому позвонившему, первому отгадавшему). Если параллельно с радиорекламой идет рекламирование на ТВ или в прессе, то нужно использовать те же слоганы, персонажи и рекламные аргументы. Все тексты РНР. создаются «на слух». Их записывают на магнитофон, и только затем фиксируют на бумаге.

Если продукт позиционируется как товар для женщин, то для такой аудитории лучший голос в радиорекламе – «бархатный» мужской баритон, с подкупающими, обаятельными интонациями. Мужская аудитория хорошо воспринимает женские голоса глубокого контральто с сексапильными придыханиями и модуляциями. Еще можно использовать голоса животных и птиц, звуки дикой природы, всяческие шумовые спецэффекты: льющаяся вода, приближающийся поезд, гудки пароходов и автомобилей, милицейский свист, стуки и шорохи. Не стоит рекламировать товар с помощью ломающихся юношеских голосов и застенчивой девичьей речи. Не стоит использовать крик и плач младенцев, лай собак и вообще любые шумы и звуки, которые производят на слушателей неприятное впечатление. Рекламные сообщения на радио не должны превышать 2-3 мин., независимо от формы их подачи. Более длинные послания утомляют слушателей.

Для общения с радиожурналистами полезно знать некоторые основные термины из их профессионального жаргона:

закрышка – информация в конце радиопередачи о тех, кто эту передачу готовил;

пленка замагничена – щелчки и др. технический брак на магнитной ленте;

тайм-пик – то же, что пик-тайм, прайм-тайм, «горячее время», когда у приемников собирается наибольшее количество радиослушателей;
Теги: Энциклопедический словарь PR и Рекламы
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь PR и Рекл | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close