Главная » Словарь-справочник по местному самоуправлению


21:10
Словарь-справочник по местному самоуправлению
Составители: Л.Ф. Апт, кандидат юридических наук - руководитель работ А.Г. Ветров, кандидат физ.-мат. наук Т.А. Дорофеева

Оригинальное название: СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ (ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

ВЫПУСК 9

Редакция: Мандрик Р.А. (2000 г.)

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В период формирования демократического федеративного государства во многих областях и сферах общественной, политической, экономической жизни возникают новые явления и реалии, а суть и содержание сохранившихся меняется.

Соответственно в различных институтах и отраслях права (в конституционном, гражданском, трудовом праве, в государственном строительстве и т.п.) множество категорий и понятий становятся новациями для общественного сознания.

В настоящее время в России подчас складываются отношения, обусловленные спецификой развития страны, экономики, имеющимися институтами гражданского общества, которые не всегда соответствуют законодательно установленным, в том числе даже конституционно сформулированным положениям, включая понятия с их определениями.

В российском законодательстве, специальной и юридической научной литературе, в энциклопедиях и юридических словарях нового поколения, появляются термины и понятия, заимствованные из классического или обычного права, права зарубежных стран или перешедшие из права советского периода, но семантически изменившиеся. Объем и содержание понятий лексических единиц естественного и специальных языков, возведенных в статус юридических терминов, нередко меняются. Термины и понятия, описывающие одни и те же категории, явления, отношения и реалии, в юридической науке, специальной литературе и естественном языке нередко имеют неоднозначное толкование, в отдельных случаях не совпадающее и с языком законодательства.

В результате пользователи актов законодательства сталкиваются с определенными трудностями в понимании положений и норм закона: с одной стороны, - термин в действующем законодательстве нынешнего периода, с другой - в традиционном, классическом понимании, в формально не отмененных правовых нормативных актах советского периода, а также в естественном и специальных языках.

Вероятно, в силу рассмотренных обстоятельств в российском законотворчестве наблюдается феномен создания языка закона в лексикографическом понимании этого явления. Практически в каждом нормативном правовом акте, принятом в последние годы, предусмотрены положения, в которых приводится "понятийный аппарат" с толкованием терминов и понятий, входящих в состав отношений, регулируемых данным актом или соответствующим институтом законодательства. Такая практика в определенной мере оправданна при создании новой системы права и законодательства, так как позволяет четко ограничить круг предметов и явлений, объем и содержание понятий, подлежащих правовому регулированию. Однако использование подобного приема нормотворчества не всегда осуществляется последовательно и системно.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, значительная часть существующих негативных юридических ситуаций в правовой системе России (а это относится и к понятийному составу нормативных правовых актов) есть результат хаотично принимаемого законодательного массива. Законодатель склонен абстрагироваться от позитивного потенциала ранее действовавших норм, не утруждая себя кропотливой аналитической работой по их согласованию с новыми законодательными положениями, в том числе и определениями новых понятий.1 Таким образом, в законодательном материале возникают противоречия, причиняющие вред не только правотворчеству, но и правоприменению.

В переходный период не только появляются новые термины и понятия, устаревают или по-новому истолковываются давно привычные, но возникают вслед за конституционно провозглашенными новыми принципами устройства общества и государства отрасли и институты законодательства. Несмотря на то, что народное самоуправление в России - одна из традиционных форм существования общества, цивилизованное понимание демократической сущности народовластия приводит к созданию качественно нового гражданского института, который, как и законодательство в целом, может создаваться и развиваться только в условиях проведения правовой реформы.

Терминологический состав этого института неоднороден, ему присущи понятия из отдельных положений Свода законов Российской империи, обычного права России (местничество), ряда принципов и терминологии зарубежных стран (Европейская хартия местного самоуправления), понятий Конституции Российской Федерации, федеральных законов. Как и во всем российском законодательстве переходного периода, в терминологической базе этого института законодательства при самом поверхностном взгляде обнаруживаются неточности и противоречия.

На проводимой Московским общественным научным фондом в апреле 1998 году научно-практической конференции по проблемам местного самоуправления, в выступлениях специалистов-практиков и ученых немало слов было посвящено терминологии нового института права, отдельным понятиям, разбиралось их происхождение, содержание, адекватность определений традиции и действительному положению вещей, соответствие уже существующему понятийному законодательному составу. Приходится констатировать, что даже в таком представительном собрании термины и понятия из правовых нормативных актов подменялись произвольной лексикой. Наряду с законодательно установленным термином "местное образование" употреблялись термины "территория", "территориальное образование" и т.п., которые означают совершенно иные реалии. Дефиниция "местное образование" в Федеральном законе "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятом в 1995 году, содержит в качестве доминантной определяющей лексему "поселение", которая в законодательстве не была предусмотрена и определена в качестве юридического понятия. Таким образом, термин, ключевой для понятийного состава этого института права, продолжал оставаться некорректным и бессодержательным до принятия в 1998 году Градостроительного кодекса Российской Федерации. Термины "местный" и "муниципальный" синонимичны, их употребление в словосочетаниях, обозначающих юридические понятия, не дифференцировано.

Безусловно, понимание "местного самоуправления", характерное для XX века и изложенное в Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 года, как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения, является основополагающим принципом российского законодательства в данной сфере деятельности. Вместе с тем хотелось бы отметить, что ряд толкований терминов, относящихся к "местному самоуправлению" и широко известных в юриспруденции не стали достоянием нормотворчества вообще и правового в частности. Так, под "местным управлением" понимают "все уровни ниже государственного", под "местной властью" - "организацию, представляющую интересы своих избирателей, действующую в их интересах и через избираемый совет и его исполнительный орган"; под "самостоятельностью" - "роль местных органов власти, при которой они сами принимают решения своих стандартов, без ссылки на национальное".2 Широко используется и такая трактовка "местного самоуправления", как "право демократической автономной единицы субнационального уровня управления регулировать и управлять значительной частью проблем общественности в интересах местного населения".

Предлагаемый материал, обладая высокой степенью информативности, позволит всем пользователям законодательства - непрофессионалам, а также специалистам в области местного самоуправления - практикам, политикам, должностным лицам более свободно и правомерно ориентироваться в системе нового института права. Следует надеяться, что словарь поможет ученым - юристам и философам осмыслить многие вопросы теории государства, права, общественного развития, в том числе такие "неувядающие" проблемы, как определение сущности права, законодательства, понимание правовой нормы, отношение права к действительности, практике, выявление круга отношений, регулируемых нормой права. Эти вопросы, столь существенные для общества и государства, а также философские вопросы определения нынешнего состояния общества и путей, по которым оно продвигается, направлений этого движения могут стать доступнее при анализе собранного в систему понятийного материала законодательства. Если бездействие многих законов можно объяснить экономическими причинами - отсутствием достаточных финансовых средств для реализации предусмотренных в них положений, то формулировки в законодательстве явлений, понятий, категорий, реалий должны отражать теоретически осмысленную, законодательно материализованную картину окружающего нас мира.

Практическое применение словаря возможно при разработке актов органов местного самоуправления, которые должны соответствовать в понятийной части федеральной правовой системе и актам государственных органов субъектов Федерации.

В словаре помещена, кроме понятий и терминов, представляющих местное самоуправление, юридическая терминология областей и сфер государственной, политической и общественной деятельности, тесно связанной с этим институтом: система государственного управления, судебная система, бюджетная система, понятия административно-территориального деления Российской Федерации, градостроительство, лесное право, транспорт, связь. Представлены вопросы проведения выборов, референдума, система профсоюзов, мобилизационная система Российской Федерации.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, конкретные формы реализации местного самоуправления и их законодательное регулирование создаются и осуществляются не только на федеральном уровне, но и на отдельных территориях, то есть на региональном уровне. В соответствии с законодательством "регион" является "частью территории Российской Федерации, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий" и "может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации". Именно поэтому в словаре достаточно широко представлена терминология, отражающая региональные отношения, деятельность субъектов Федерации.

Материал для словаря формировался в процессе обработки законодательных актов РСФСР (законов, кодексов, постановлений Верховного Совета РСФСР), законов Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации, указов, распоряжений Президента РСФСР и Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР, Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также не утративших юридическую силу законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР, отдельных постановлений Совета Министров СССР.

Понятия (термины) отбирались по принципу наибольшей информативности: любая правовая материя, так или иначе рассматриваемая как определение, помещена в словарь. Помимо дефиниций в словарь включены, например, определения, предусматривающие правовую характеристику, правовой статус предметов: "большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек)", или определения, создаваемые законодателем путем описания объема понятия через его составляющие.

Поскольку вне информации об основном понятии применение на практике узкоспециального затруднительно в словарь помещены понятия (термины), на первый взгляд, не относящиеся к муниципальным отношениям, что обусловлено в значительной мере информативными потребностями пользователей. Например, в словарь наряду с понятием "местная чрезвычайная ситуация" включено понятие "чрезвычайная ситуация".

Статьи словаря расположены в алфавитном порядке. В качестве заглавного слова, как правило, дается понятие (термин) в форме, приведенной в тексте нормативного правового акта, за исключением форм косвенных падежей, которые заменены именительным. При заглавном слове при необходимости указаны области и сферы, в которых осуществляется правовое регулирование предмета, обозначенного понятием (термином). В отдельных случаях, когда понятие (термин), взятое из фрагмента текста, требует уточнения, заглавное слово дополняется текстом из нормативного акта. Определение, являющееся дословной выдержкой из текста, воспроизводит нормативное положение правого акта. Все тексты от составителей при заглавном слове и в определениях заключены в квадратные скобки.

Далее в словарной статье приводятся ссылки на источники права и опубликования. Ссылка на источник права содержит указание на нормативный акт (нормативные акты) и его (их) структурную единицу, а в том случае, если определение изменялось, - на два нормативных правовых акта, содержащих первоначальную и текущую (с отметкой в ред.) редакции текста определения.

Словарь содержит отсылочные статьи, упрощающие поиск определений синонимичных понятий, содержащихся в приводимых фрагментах текста (например, "Зарегистрированный кандидат - см. Кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат)", "Активное избирательное право - см. Избирательное право активное (активное избирательное право)".

Надеемся, что словарь будет полезен для широкого круга специалистов, политиков, государственных служащих, ученых, преподавателей и всех граждан, интересующихся вопросами местного самоуправления.

1 См. Баранов П.П. Актуальные проблемы развития и совершенствования российского законодательства на современном этапе (вопросы теории и практики). Северо-Кавказский юридический вестник, 1997, N 4, с.31.

2 См. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление и его конституционное регулирование: зарубежный опыт. Северо-Кавказский юридический вестник, 1997, N 4, с.145; Холлис Гай, Плоккер Карин. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. 1995, с.293, 295, 297.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Вед. РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР

Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Вед. СНД РФ и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

СА - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ - Собрание законодательства Российской Федерации

РГ - Российская газета

А
Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации

Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Федеративный договор от 31.03.92. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, ст.III

Агитационные материалы [при проведении избирательной кампании, референдума]

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума;

Федеральный закон от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст.4339).

Агитация по вопросам референдума

агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

Федеральный закон от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст.4339)

Агитация предвыборная (предвыборная агитация)

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или противних;

Федеральный закон от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст.4339)

Активное избирательное право - см. Избирательное право активное (активное избирательное право).

Б
Большие города

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ, ст.5 (СЗ, РФ, 1998, № 19, ст.2069)

Большие сельские поселения

большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ, ст.5 (СЗ РФ, 1998, № 19, ст.2069)

Бюджет [в сфере бюджетного устройства и бюджетного процесса]

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 1 (Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 46, ст.1543)

Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации... является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации", ст.1 (СЗ РФ, 1996, № 34, ст.4030)

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР.

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 2 (Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 46, ст.1543)

Бюджетное регулирование

бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов;

Федеральный закон от 25.09.97 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 (СЗ РФ, 1997, № 39, ст.4464)

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР.

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 3 (Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 46, ст.1543)

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 4 (Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 46, ст.1543)

В
Валюта Российской Федерации

"Валюта Российской Федерации":

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.1 (Вед. СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 45, ст.2542)

Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации

Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации", ст.5 (СЗ РФ, 1996, № 34, ст.4030)

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации", ст.4 (СЗ РФ, 1996, №34, ст.4030)

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

[Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. (Часть 1.)]

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.20 (СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1)

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93, ст.126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.19 (СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1)

Виды предвыборной агитации

"виды предвыборной агитации" - политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы";

Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29.10.93 № 1792, п.2 (СА РФ, 1993, № 44, ст.4196)

Вопросы местного значения

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации;

Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3506)

Выборное должностное лицо местного самоуправления

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;

Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3506)

Выборы в Российской Федерации

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов;

Федеральный закон от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст.4339)

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93, ст.127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.23 (СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1)

Высший орган судейского сообщества

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.29 (СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1)

Г
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме

гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

Федеральный закон от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст.4339)

Гарантии и компенсации населению [для Севера Российской Федерации]

Гарантии и компенсации населению - возмещение дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ.

Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", ст.1 (СЗ РФ, 1996, № 26, ст.3030

Генеральный план [в градостроительстве]

Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ, ст.35 (СЗ РФ, 1998, № 19, ст.2069)

Географические объекты

географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты;

Федеральный закон от 18.12.97 № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", ст.1 (СЗ РФ, 1997, № 51, ст.5718)

Города федерального значения

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Конституция Российской Федерации от 12.12.93, ст.65

Городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности

городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-террито-риальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и тому подобное);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ, ст.6 (СЗ РФ, 1998, № 19, ст.2069)

Государственная Дума

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.98 № 2134-II ГД, ст.1 (СЗ РФ, 1998, № 7, ст.801)

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития)

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 № 3612-I, ст.3 (Вед. СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 46, ст.2615)

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ст.2 (СЗ РФ, 1996, № 35, ст.4137)

Государственная пошлина

Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Закон Российской Федерации "О государственной пошлине", ст.1 [в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 226-ФЗ, ст.1 (СЗ РФ, 1996, № 1, ст.19)]

Государственная система социальных служб

Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", ст.4 (СЗ РФ, 1995, № 50, ст.4872)

Государственная собственность в Российской Федерации

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ, ст.214 (СЗ РФ, 1994, № 32, ст.3301)

Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью.

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.07.93 № 5341-I, ст.6 (Вед. СНД РФ и ВС РФ, 1993, № 33, ст.1311)

Государственное региональное средство массовой информации

В смысле настоящего Федерального закона понимается:

<...>

под государственным региональным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо только органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Ссылка на страницу: Словарь-справочник по местному самоуправлению
Теги: Словарь-справочник по местному самоуправлению
Просмотров: 305 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35847

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close