Главная » Словарь значений символов


16:03
Словарь значений символов
ЗЕМЛЯ



Материнство и защита - универсальный символ плодородия и хлеба насущного. Земля была представлена в мифологии в основном богинями материнства, такими, как античная Гея (или Гайя); древнеегипетский мужской бог Геб, представлявший лоно земли, - практически единственное исключение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины или, как в Полинезии, из песка. Небо было соединено с Землей иногда так тесно, что богу-герою приходилось разрывать их с огромным усилием, чтобы дать начало развитию жизни (эта идея встречается как в египетской, так и в полинезийской мифологии). Символизм дающей жизнь земли отражается в использовании грунта (а иногда и его "захоронения") в обрядах инициации. Совокупления в борозде были до самого последнего времени широко распространенной особенностью деревенских весенних празднеств, посвященных заклинанию хорошего урожая.



Земля часто графически изображается квадратом, как, например, в Китае. Хотя земля и ассоциируется с темнотой, покорностью и стабильностью, ее символизм как источника жизни был отделен, в представлениях древних, от символизма загробного мира. Ацтекская богиня земли и деторождения Сиуакоатль была вынуждена питаться мертвыми, чтобы дать пропитание живым. Однако чаще символизм богов земли был намного мягче. Возможно, поэтому были столь широко распространены в древности представления, что в разрушительных землетрясениях виновата не Земля, а действия земных созданий - гигантской рыбы, как в Японии, слона, стоящего на черепахе, как в Индии и Юго-Восточной Азии, или змеи, как в Северной Америке.



Шутливое изображение Матери-Земли и ее щедрости (гравюра, подписанная: Хокас Сервенс)



ЗЕМЛЯНИКА



В картине И. Босха "Сад земных наслаждений" (1495) гигантская земляника символизирует чувственные радости. Плоды земляники, которые едят в загробном мире, могут символизировать безнадежность попыток возвращения к жизни, как, например, в мифах канадских индейцев.



ЗЕРКАЛО



Правдивость, самопознание, искренность, чистота, просвещение, предсказание. Зеркало в основном имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось. со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как духи тьмы, не могут отражаться в них. Хотя зеркала иногда появляются в западном искусстве как атрибуты таких отрицательных аллегорических фигур, как Гордость, Тщеславие или Похоть, более часто они встречаются в качестве символа Правды - вспомним народную мудрость, что зеркало никогда не лжет. "Вы не можете идти, - кричит в ярости Гамлет своей матери, - пока я не поставил вас перед зеркалом, где вы увидите вашу сущность" (Шекспир, "Гамлет" 3:4). Дева Мария иногда изображается с зеркалом в руках, как выражение ее незамутненной чистоты и символ младенца Иисуса - "зеркала Бога". Зеркало, которое почти до конца средневековья представляло собой серебряный или бронзовый диск, отполированный с одной стороны, было эмблемой древнегреческой богини Афродиты (в римской мифологии Венеры) и богинь материнства на Среднем Востоке.



Философское значение зеркала как символа самопознания жизни было широко распространено в азиатских культурах и особенно в японских мифах и религии. Бог-создатель Изанаги дал своим детям зеркало, велел им стать на колени и смотреть в него каждое утро и вечер, пока они не избавятся от злобных мыслей и чувств. В синтоистском аду огромное зеркало отражает грехи вновь прибывших грешников и показывает им способ наказания - во льду или огне. Бронзовое зеркало Ятано-кагами, хранящееся в Исе, главном синтоистском храме, символизирует соблазненную видом волшебного зеркала богиню солнца Аматэрасу, которая вышла из пещеры, где прятала свой божественный свет. Зеркало также - японская императорская реликвия, несущая солнечную символику и передающаяся от императора к императору. Как в индуизме, так и в буддизме зеркало символизирует осознание просветленными, что чувственный, осязаемый мир - иллюзия, простое отражение. Яма, в древнеиндийской мифологии владыка царства мертвых, также использует зеркало, чтобы оценить состояние кармы попавших к нему душ. Зеркало - одна из Восьми Драгоценных Вещей в буддизме. В Китае зеркало - эмблема искренности, гармонии и счастливого брака (последнее - ассоциация с сорокой).



Почти повсюду зеркала связаны с магией и особенно с предсказаниями, так как считалось, что они могут отражать прошлое и будущее, так же как и настоящее. Зеркало может символизировать дверь в параллельный мир, как в "Алисе в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла. Широко распространенное суеверие, что разбитое зеркало приносит несчастье, является следствием древних представлений, согласно которым отражение человека несет часть его жизненной энергии или "душу-близнеца". Ясное или тусклое зеркала - расхожая аллегория состояния человеческой души. Как в исламе, так и в христианской традиции человеческое сердце сравнивают с зеркалом, отражающим Бога.



ЗЕРНО



Плодородие, возрождение, божественный дар жизни. Во всех культурах, где зерно являлось основным продуктом, оно имеет магический, утешительный символизм продолжения жизни после смерти - пшеничное, ячменное или кукурузное зерно также ложится в землю (как бы умирает), но вновь прорастает весной. В Евангелии от Иоанна (12:24) Иисус Христос говорит: "Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то оно останется всего лишь зерном. Если же оно умрет, то из него произойдет много зерен". В качестве атрибута древнегреческой богини Деметры, Матери Зерен, колос, "срезанный в тишине", был центральным символом Элевсинских мистерий. Он был эмблемой надежды на новую жизнь людей и растений. Зерно было погребальной эмблемой в Китае, Древнем Риме и на Среднем Востоке, являлось атрибутом бога Осириса в Древнем Египте. В изобразительном искусстве колос - атрибут многих богов земли, он также изображался на платье Девы Марии в средние века и в эпоху Возрождения.



Ацтеки почитали сразу нескольких богов зерна - более и менее важных; в древнем Перу. плодородие изображалось фигурой женщины, сделанной из маисовой соломы. Нарисованные синим изображения маиса (естественный цвет - красный) были в Северной Америке символами плодотворного союза земли (красное) и неба (синее).



В древнеримском изобразительном искусстве богиня Церера носила венок из пшеничных колосьев и держала в руках сноп; сноп и лемех - символ Серебряного века; перевязанный сноп - символ согласия. Зерно и виноград - эмблема христианской евхаристии. Зерно может также символизировать изобилие и процветание. Зерно - пища и семя, поэтому колос иногда изображается как сексуальный символ.



ЗИГЗАГ



Основанный на молнии древний знак власти, плодородия, жары, энергии, борьбы и смерти. Первоначально атрибут богов шторма - Зигрун, руна победы в старом скандинавском алфавите. Знак был принял как эмблема ударной силы нацизма отрядов СС, чьим знаком отличия был двойной зигзаг.



ЗИККУРАТ



Массивный месопотамский ступенчатый храм, построенный из кирпича и имеющий форму символической священной горы. В иудейской традиции главным зикку-ратом Вавилона была Вавилонская башня, ставшая символом человеческой гордыни и безумия. В духовном отношении зиккураты, построенные приблизительно между 2200 и 500 гг. до н. э., представляют собой как восхождение человека на более высокие уровни, так и надежду, что боги, которым посвящались зиккураты, будут спускаться в святилища, расположенные наверху башни. Имеются теории о том, что великая Вавилонская башня-храм имела семь уровней, каждый из которых представлял планету. Похожие на зиккураты ступенчатые храмы в Центральной Америке, конечно, имели целью смоделировать устройство Космоса.



ЗИМА, см. ВРЕМЕНА ГОДА.



ЗИМОРОДОК



Преданность, мир - символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием. В мифе об Алкионе (Халкионе) Зевс превратил ее и ее мужа Сейкса в пару зимородков. Когда зимородки решали свить гнездо за морем, отец Алкионы, бог ветров Эол, хранил спокойствие вод моря в течение семи дней в году, чтобы его дочь могла вывести потомство.



ЗЛАТООК, ЗЛАТОЦВЕТНИК (НАРЦИСС)



Греко-римский символ загробного мира, связанный с легендой о Персефоне (в римской мифологии - Прозерпине). Лилии с подобной бледной окраской служили утешением тем, чьи души были взяты богами на Елисей-ские Поля. Златоок поэтому считается траурным цветком, символом скорби. Также полагали, что его корни - пища мертвых и считалось, что они могут помочь при змеином укусе.



ЗМЕЯ



Наиболее существенный и сложный из всех символов, воплощенных в животных, возможно, самый древний из них. Палеолитические изображения змеи, вырезанные из оленьих рогов (найдены в Африке) или нарисованные на скалах, были прежде всего символами плодородия и дождя. Сексуальная и земледельческая символика осталась основным элементом и более поздних культов змеи. Однако очевидные аналогии с пенисом и пуповиной (объединяющие в змее символы мужского и женского начал) не вполне объясняют почти универсальную символику змеи в мифологии. Змея была в первую очередь магическими религиозным символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-Создателя. Ороборо - змея, кусающая себя за хвост, - символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.



В символическом списке змея считалась находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и загробного мира - одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная-проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу. Форма тела змеи, так же, как и другие ее характеристики, рождала множество сравнений - с волнами и холмистой местностью, равнинными реками, виноградной лозой и корнями деревьев, радугой и молниями, спиралевидным движением Космоса. В конце концов змея стала одним из самых широко распространенных анималистических символов. Огромных размеров змея изображена на 400-метровом Великом змеином кургане в Огайо.



Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, вызвал предположения об аналогичной большой змее, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши); богиня Индра убивает змею хаоса Вритру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла; огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого 'была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в- воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчала носы кораблей викингов, что имело как защитное, так и устрашающее значение. В Южной Америке затмения объясняли тем, что солнце или луну проглатывает гигантский змей. Согласно древнеегипетскому мифу, барке, на которой Солнце путешествует каждую ночь по царству мертвых, угрожает змея Апеп и необходима помощь еще одной змеи, чтобы барка Солнца утром смогла появиться над горизонтом. В Мексике Кецалькоатль, ацтекский вариант божественной змеи-птицы, которая встречается в фольклоре повсюду в Южной и Центральной Америке, объединяет в себе силы земли и неба.



Символика защиты и разрушения, объединяющая все эти мифы о змеях, показывает, что змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если ее правильно использовать, но потенциально опасна и часто - эмблема смерти и хаоса, так же как и жизни. Пример положительной символики змеи - такое понятие йоги, как "кундалини" - символ внутренней силы, психической энергии и скрытой духовной мощи - змееподобный клубок жизненной энергии, расположенный в основании спинного мозга. Власть змеи в более опасном ее выражении символизировалась как в Индии, так и в Египте поднявшейся вертикально и распустившей капюшон коброй. В Египте ее называли "урай" или "диадема фараона" - защитная змеиная эмблема королевской власти, повергающей врагов. Змея, обвившаяся вокруг солнечного диска, или кобра с львиной головой были привычными эмблемами солнечного покровительства. В Индии кобры-божества (наги) были символами защиты и имели в общем положительную репутацию, как, например, в изображении Будды, сидящего под укрытием кобры с семью капюшонами. И в Индии, ив некоторых других регионах змеи часто оказываются хранителями святынь, источников воды и сокровищ. Эта традиция связана с символикой плодородия, присущей змее, и с поверьем, что драгоценные камни - это застывшая слюна змей. Индийская кобра часто изображается с самоцветами на своем капюшоне, символизируя этим духовные ценности. В китайском фольклоре существует легенда, что змеи вознаграждают добродетельных людей жемчужинами.



Как это ни парадоксально, змея часто используется как символ целительства и медицины. Змеи, обвившие каду-цей (жезл Гермеса (Меркурия), символизировали взаимодействие противоположных сил. Психолог Карл Юнг считал их эмблемой гомеопатической медицины. Медный змей, созданный Моисеем по Божьему совету для излечения укусов настоящих змей (Числа, 21:9), был также эмблемой гомеопатии, а позже его изображение использовали как знак Христа на кресте, искупляющего грехи мира. Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали, таким образом, символом воскрешения и превосходства духа над плотью. В античном мире символ змеи, сбрасывающей кожу и омолаживающейся, связывали, в частности, с богом врачевания Эскулапом. С другой стороны, змею обвиняли в том, что по ее вине люди потеряли Божий дар вечной жизни, ссылаясь при этом не только на историю Адама и Евы, но также и на вавилонский "Эпос о Гильгамеше", герой которого прошел огромное расстояние, чтобы найти волшебное растение, возвращающее молодость, а когда нашел - его тут же украла змея.



Двойственность репутации змеи, ее символизм, балансирующий между страхом и поклонением, повлияли на то, что она предстает то в образе прародителя, то в образе врага, считается то героем, то монстром. Если рассматривать пугающую часть ее имиджа - она явный прообраз драконов и морских змей из западного фольклора и змееподобных гибридов, таких, как в греческой мифологии дети Ехидны - Гидра, Химера и змеехвостая собака из преисподней - Цербер, символизирующие множество опасностей, подстерегающих человека в жизни. Укус ядовитой змеи стал причиной, по которой Эвридика, жена Орфея, попала в загробный мир, где змеехвостый Минос судил мертвые души. В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный. Причина этого в ее раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, и яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. В тибетском буддизме "зеленой змеей" называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку, - ненависть. Змея - одно из пяти вредных животных в Китае, хотя иногда предстает и в положительных ролях. В иранском зороастризме змея - одно из самых дурных предзнаменований, предвещающее появление сатаны, также она символизирует тьму зла.



Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие, как орел, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои. В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сраженные ими. Это дает возможность предположить, что убийство змеи - символ борьбы с властью отцов и старейшин - как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи еще младенцем, задушил двух змей. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон также должен был убить Пифона - дракона-кормильца ужасного монстра Тифона. Этот миф можно истолковать как борьбу со старым культом матери-змея и замену его новой верой. То же самое может означать и убийство богом Ваалом семиголового змея Лотана в финикийском мифе. Однако были и положительные мифические боги и герои, чьими отцами были змеи (включая и Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи). Амон и Атон, почитаемые божества Древнего Египта, были богами-змеями. В греческой мифологии Кадм, основатель Фив, сеял зубы змеи-дракона, из которых потом выросла фиванская знать.



Змеи часто встречаются как родовые предки в африканских и североамериканских легендах, а также в Китае, где На Гуа и Фу Кси были змееобразными богами-прародителями, а змеи, живущие в доме, согласно поверью, были духами предков и приносили удачу. Родовой символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, вызывал ассоциации, связывающие змей с мудростью или даром прорицания. "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби", - сказал Христос Своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово "дракон" (которым не только называется монстр, но которое означает также и "змея с пронзительным взглядом") этимологически связано со зрением. В искусстве змея - атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумия, как знак дара предвидения. Согласно легенде, троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.



В ситуации, когда многие знания считались отрицательным свойством, мудрость змеи боролась с предрассудками, как в библейской истории о Еве, соблазненной змеем, который был "хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Бытие, 3:1). Змей, обвившийся вокруг запретного дерева в раю, - сюжет, имеющий множество параллелей в фольклоре. В древнегреческом мифе змея охраняет золотые яблоки Гесперид, а также дерево, на котором висит золотое руно. Дерево и обвившая его змея - эмблема ближневосточной богини плодородия Иштар. Как подтверждают и многие другие изображения богинь земли, держащих фаллообразных змей (символы плодородия), эти животные играли весьма важную роль в земледельческих культах Средиземноморья и Ближнего Востока. Обряды инициации в честь малоазиатского бога Сабазия имитировали проход змеи через тело служителя культа. Змеи, опутавшие ноги и руки сатиров в сценах вакхических празднеств, напоминают об античных ритуалах в честь богов плодородия, а также о виноградной лозе. Змеи характерны и для семитских культов плодородия, где использовались в сексуальных обрядах, приближающих приход бога. Ева предложила Адаму запретный плод (символ святотатственной попытки обрести божественную власть), что можно интерпретировать как предупреждение иудеям: не соблазняйтесь подобными конкурирующими культами. Отсюда иудейская и христианская традиция, представляющая змея как врага человечества и даже идентифицирующая его с сатаной (Откровение, 12:9). Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения или обмана. Ее изображали у подножия креста в качестве эмблемы первородного греха, в сценах искушения Христа, а также под ногой у Девы Марии.



ЗНАМЯ



Эмблема власти, особенно на войне, часто представляется воплощением духа группы людей или их лидера. Многочисленные флаги японских войск призывали духов победы; даосские знамена символизировали покровительство и поддержку духов четырех основных элементов. Развивающееся знамя - атрибут индуистского бога воздуха и ветра Вайи.



ЗОДИАК



Путь небесной силы - узкая полоска неба, вдоль которой солнце совершает путешествие в течение года. Символическое изображение Зодиака - круговая полоса или сегментированное колесо с эмблемами созвездий в пределах этого пути. В астрологии Зодиак обеспечивает символическую основу для предсказаний умственного, физического и эмоционального состояний индивидуумов. Основанный на таинственной красоте ночного неба, Зодиак был одной из наиболее поражающих воображение символических систем.



Греческое слово "zoidiakos" означало "ряд существ", потому что древние, как известно, использовали животных и необычных чудовищ для обозначения созвездий. До появления элементарного эллинистического Зодиака во II в. до н. э. астрологам платили, чтобы они вычисляли предполагаемое влияние божеств, планет и звезд на земные события, особенно те, что воздействуют на царей



Персонификация Солнца в центре Зодиака (рисунок IX в.). Знаки расположены в том порядке, в каком их проходит Солнце. Отсчет начинается со знака Овна, на который указывает Солнце, и продолжается затем по часовой стрелке



и правителей. Греки смешали собственные мифы с вавилонской и египетской наукой о звездах и вычислениями своих лучших геометров, чтобы изобрести Зодиак с гораздо более богатым символическим рядом, основанный на более точных и детализированных астрономических наблюдениях. На карте их Зодиака были нанесены позиции всех видимых созвездий в пределах 6-градусного пояса с каждой стороны от видимой солнечной эклиптики.



Западный Зодиак (подобно большинству остальных) разделен на 12 равных сегментов, каждый из которых управляется Солнцем, Луной или планетой и имеет символическое название и знак. Каждый знак отмечен датами прохода Солнца внутри его 30-градусной секции, начиная с Овна, в день, когда Солнце пересекает экватор весной в Северном полушарии - 21 марта. Затем следуют Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Астрологи привлекали древнюю символику, современную им науку и результаты наблюдений за проявлениями человеческой природы, чтобы распределить все качества и характеристики по этим знакам и построить их взаимоотношения и предполагаемые противоположности как основу для предсказания индивидуальных качеств человека и его судьбы.



Как единое целое Зодиак символизирует сохранившуюся веру в то, что космос - это гигантское силовое поле, в котором все взаимосвязано. Простое расстояние, как предполагается, не способно предотвратить влияние мощных небесных тел на человеческую жизнь. Чтобы составить схему силового поля, соответствующего индивидууму, астрологи традиционно начинают с точки, в которой Солнце пересекло горизонт на закате дня рождения. Используя звезды как основу, они считают, что расположение и движение Солнца, Луны и планет в этот момент формирует систему, которая влияет на физическое и ментальное состояние каждого человека. Зодиак встречается во всех великих древних культурах с различными эмблемами и интерпретациями, но с одинаковым основным символизмом. Многие качества, которые сейчас кажутся произвольно приписанными конкретным знакам, используют язык символов, основанный на глубоком изучении природы.



ЗОЛОТО



Благородный металл. В древности повсеместно ассоциировался с Солнцем, благодаря чему, а также вследствие своего замечательного блеска, сопротивления ржавчине, прочности и ковкости стал символом божественного начала. В эмблематике он обозначает самый широкий спектр качеств: от чистоты, утонченности, духовной просвещенности, правды, гармонии, мудрости до земной силы, славы, великолепия, знатности и богатства. Для алхимиков опыты с золотом были Великим Делом, целью упорных поисков способа превращения вещества. В Империи Инков правителям, восходящим на престол, поверхность тела покрывали смолой, смешанной с золотой пылью, что породило легенды о "Золотом Человеке" (El Dorado). Позолота на византийских иконах и в буддийской традиции символизирует божественное начало, так же как и предметы из сусального золота в средневековом искусстве. Во многих культах золото было признано материальным проявлением божественной сущности: в Египте - телом бога солнца Ра; у ацтеков - ликом бога солнца Вицлипуцли или частицами солнца, которое оставило свои лучи - золотоносные жилы - в земле; в Индии - минеральной формой света. С другой стороны, золото являлось символом просвещенности, как, например, в буддизме, и Слова Божьего - в христианстве. Из-за своей ассоциации с солнцем золото было символом мужского начала. Символизм этого металла приписывается также и золотому цвету - солнце, огонь, слава, божество, свет небес и истины.



ЗОЛОТОЕ РУНО



Известный символ практически недостижимой цели; комбинация двух небесных (солнечных) эмблем сильного стремления: овна, с которого состригли руно (для приношения Зевсу), и золота, солнечного металла. Эпическое путешествие Ясона и аргонавтов часто ставили в один ряд с легендой о Святом Граале, как аллегории достижения сокровищ духовного знания и бессмертия. Будучи эмблемой рыцарской защиты, Золотое Руно было утверждено в качестве ордена за рыцарские достоинства в Бургундии, Австрии и Испании. В заключение можно сказать, что одним из возможных источников легенды о золотом руне было использование овечьей шерсти для улавливания золотого песка в древних технологиях золотодобычи.



ЗОНТИК ОТ СОЛНЦА



Независимость, духовное превосходство, восхождение, достоинство, богатство, защита - солнечная и королевская эмблема в Индии и по всей Азии. В Индии легкий зонтик - атрибут бога Вишну и Будды. На бытовом уровне это не только защита сановников от солнца, но и отчетливый символ их высокого положения. Куполообразная имитация небесного свода, радиально расходящиеся спицы, напоминающие солнечные лучи, позволяли считать зонтик эмблемой солнца, а длинную ручку - осью мира. Этот же символический комплекс проявляется и в дискообразных навесах, увенчивающих некоторые пагоды. Спицы зонтика от солнца также символизируют чакры в тантрическом буддизме.



ЗУБЫ



Древнейшая эмблема агрессивной и защитной силы. В греческом мифе Кадм, сын финикийского царя Агено-ра, посеял зубы дракона, которые символизировали рождение жизни. С другой стороны, вырванный или выпавший зуб - символ кастрации или импотенции. Причиной того, что шаманы носили ожерелье из зубов, стала ассоциация зубов с властью.





ИБИС



Мудрость. Священного ибиса в Древнем Египте уважали как воплощение лунного божества Тота, бога-покровителя писцов и повелителя оккультных знаний. Религиозный символизм Ибиса был, вероятно, основан на его привычках: это любознательная болотная птица с изогнутым клювом, напоминающим серп луны. Часто появляется в египетской иконографии; ее мумифицировали и клали в царские гробницы, чтобы она разъясняла умершим тайны загробной жизни.



Ибис (египетский папирус эпохи 19-й династии, 1295-1186 гг. до н. э.)



ИВА



Для евреев - дерево плача, но на Востоке - символ расцвета сексуальной любви, женского изящества, светлой грусти разлуки, способности быстро восстанавливать душевные силы и бессмертия. Ивы по берегам рек Вавилона, на которых иудеи развешивали свои арфы и плакали, вспоминая Сион (Псалом 136), возможно, и не были плакучими, но в легендах это дерево с тех пор всегда ассоциируется с печалью. Ива - буддийская эмблема кротости и сострадания, связанная с бодхисатвой Авало-китешварой (Гуань-инь в Китае)



Как лунный и женский символ, ива - один из наиболее знаменитых мотивов в китайской живописи и декоративно-прикладном искусстве. Она была даосской метафорой терпения и уступчивости. По тибетской традиции, ива - Древо Жизни. В Японии айны считали, что ива - позвоночник первого человека. Обезболивающие снадобья, изготавливаемые из ее коры, и, возможно, змеиный символизм, который усматривали в ее гибких ветвях, могут объяснить ее ассоциацию со здоровьем, легкими родами и другими медицинскими и магическими благами как в азиатской, так и в западной традициях.



ИГЛА



В Китае символ философской концепции "инь - ян": острие - мужское начало, ушко - женское. В сказках укол иглой часто знаменует неудачу, что породило суеверие, будто в некоторые дни нельзя шить, например, в первые пять дней китайского Нового года, так как в это время игла может уколоть в глаз Будду.



ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ



Игральные карты в искусстве барокко стали аллегорией греха праздности, столь пугавшего пуритан. Но средневековые христианские мыслители утверждали, что игральные карты - безобидное и приятное времяпрепровождение. Церковь иногда даже использовала их как средство обучения, размещая на оборотной стороне соответствующие тексты. Большинство символов на современных картах произошли из карт Таро, создание которых предположительно датируется XIV в. н. э.



ИЗУМРУД



Омоложение и плодовитость - символизм, возможно основанный на весеннем зеленом цвете этой разновидности берилла. Изумруд был очень важным камнем в ацтекской мифологии, где его связывали с зеленым оперением птицы Кецаль и с богом-героем Кецалькоатлем. И у ацтеков и у других народов этот камень ассоциировался с луной, дождем, водой и Востоком. Он - христианский символ бессмертия, веры и надежды; также считается камнем Папы Римского. Алхимики связывали его с Гермесом, астрологи с Юпитером и зодиакальным знаком Девы. Его роль в фольклоре весьма разнообразна - его использовали в качестве приносящего здоровье амулета и одновременно, в оккультных традициях, он был символом плодовитости; его могли использовать как во зло, так и с добрыми намерениями; считалось, что изумруд - это камень из загробного мира, упавший с короны Люцифера. Отсюда и его репутация как самого сильного амулета от многих болезней (особенно эпилепсии и дизентерии). Считали, что он помогает при тяжелых родах, при слабом зрении - возможно, потому, что с его помощью колдуны пытались увидеть будущее.



ИКОНА



В искусстве - священный образ, который имеет чисто символический характер. Византийские авторы православных икон отказались от реализма в изображении, рисовали чистыми красками в плоской перспективе, в строгом соответствии с канонами. Их целью было провести четкую границу между духовным миром и чувственным, или человеческим, миром. Таким образом, назначение иконы не в том, чтобы отражать жизнь, но отразить или придать символическую форму трансцендентной реальности, над которой может размышлять наблюдатель.



ИНВЕРСИЯ



Динамика противоположностей, которые иногда чередуются в символизме, как, например, шут - намек на короля или смерть, ведущая к жизни. Идея инверсии часто символизируется объектами или фигурами, которые напоминают X, например, песочные часы или сдвоенные треугольники.



ИНДЕЙКА



В Мексике - традиционное блюдо в День Благодарения - традиция, возникшая задолго до того, как это стало таковым в Массачусетсе. Индейцы Северной Америки связывали ее с женской плодовитостью, а также с мужской потенцией (предположительно, из-за ее способности раздувать шею), а племя тольтеков - с надвигающимся дождем.



ИНЬ-ЯН



Единство противоположностей. В Китае символизируется кругом, разделенным на равные части S-образной кривой: на темную, женскую половину (инь) и светлую, мужскую (ян). В центре каждой половинки - маленький кружок, окрашенный в противоположный цвет. Этот простой образ сбалансированного динамизма символизирует взаимозависимость противоположных сил и принципов в космосе. Принимая во внимание то, что совершенный андрогин сформировал бы неразделенный круг, символ "инь - ян" подразумевает, что каждая разделенная половина содержит семя другой. В "Книге перемен" подобное взаимодействие дополняющих сил выражено чередованием непрерывной (инь) и разорванной (ян) линий, четных и нечетных чисел. Созидательное напряжение, чередование и сплав инь - ян порождают изменение и движение, развитие и усложнение. Инь, который предшествует ян, - женский символ, влажный, темный, пассивный, мягкий, уступчивый и интуитивный, ассоциируется с землей, долиной, деревьями и цветами, лунными животными и птицами. Ян - мужской символ, сухой, яркий, активный, твердый, несгибаемый, рациональный, ассоциируется с небом, горами, солнечными животными и птицами.



Символ "инь - ян", заключенный в октограмму (изображение на воротах парка на окраине Бангкока)



ИРИС



Чистота, защита, но также, по ассоциации с Девой Марией, печаль - символ, основанный на клинообразном строении листьев этого вида гладиолуса. Голубой ирис часто встречается на изображениях Девы, символизируя безутешное горе от страданий Христа. Ирис может символизировать непорочное зачатие. В японском фольклоре ирис защищал дома от пагубного влияния. Махровый ирис - вероятный прототип эмблемы лилии и в Греции был посвящен богине радуги Ирис.



ИСКРА



Символ души в орфической, гностической, каббалистической и других мистических традициях. Искру представляли как фрагмент божественного света, отделившийся от Создателя в дуалистической вселенной, состоящей из света и тьмы, но способный воссоединиться с ним, отделившись от материального мира.



ИССОП



Очищение, смирение - символ, основанный на библейских традициях использовать это травянистое растение в качестве кропила*. Иногда вместо иссопа использовали каперс - растение с сильными ароматическими свойствами.



ИСТИНА



Добродетель, персонифицированная в западном искусстве женской аллегорической фигурой, которая держит золотой диск или зеркало, на ее голове - лавровый венок. На картинах эпохи Ренессанса она часто изображена обнаженной или с покрывалом, сорванным ее отцом - Временем.



* Кропило - кисточка для окропления святой водой в церковных обрядах. В иудейском храме было принято окроплять новообращенных. - Прим. ред.



Другие символы истины включают: персик с одним листком (символизирующий союз сердца и языка), синий, белый и золотой цвета, числа 9 и 6, оружие (например, меч), драгоценные металлы и камни, особенно золото, нефрит, серебро, алмаз, магнетит, оникс и сапфир. Истина также тесно связана со светом вообще - светом дня, молнии, лампы, фонаря и факела. Среди других эмблем - желудь, миндаль, бамбук, колокол, корона, куб, глобус, сердце, перо страуса, чаши весов, угольник, колодец или источник воды или вина.



ИСТОЧНИК



Жизненная сила и, в более широком смысле, омоложение или бессмертие. Также символ космического центра, Духа Божьего, очищения, вдохновения и знания. И христианская, и исламская традиции отводят место источнику в центре рая, у корней Древа Жизни, от которого течет поток в четырех основных направлениях, - образ, впоследствии оказавший влияние на планирование садов и церковную архитектуру. "Чистая река воды" (Откровение, 22:1) приравнивалась к Отцу и Сыну, поэтому источник стал символом не только чистоты, но и откровения и искупления. В скандинавском мифе бог Один отдал свой глаз, чтобы отпить из источника знаний, вытекающего из земной оси, дерева Иггд-расиль. В соответствии с греческой орфической традицией, обойдя источник забвения и испив из источника памяти у входа в Гадес, можно получить бессмертие. Источник молодости - популярная тема в искусстве - восходит к римскому мифу о боге Юпитере. Сходная тема - омолаживающее воздействие любви, отсюда частое появление Купидона, который присматривает за источником, и сексуальный символизм его струящейся воды. Запечатанный источник - образ девственности в христианстве. В восточных легендах источник жизни находили далеко на севере, хотя и Флорида в США рассматривалась европейцами как вполне подходящее для него место.



IHS



Буквы, которые по традиции образуют аббревиатуру имени Иисус, символизируя спасение или воскрешение. В языческой Древней Греции, вероятно с похожим смыслом букв, слово "laacchos" использовалось в Эливсинских мистериях как ссылка на бога Диониса. Различные девизы включали IHS (иногда оно расшифровывалось как "lesus Hominum Salvator", с латинского - "Иисус Спаситель человечества") лись эмблемами христианских орденов иезуитов, Терезы и святого Бернардина из Сиены.



КА



Египетский символ божественной созидательной энергии, которая выражается через индивидуальность личности и остается после смерти человека. Считалось, что похоронные статуэтки воплощают Ка человека, которого они изображают.



КААБА



Сооружение в форме куба в сердце Мекки. В исламе она символизирует духовный центр мира, начало цивилизации, стабильность, всеобщность и совершенство. Паломники обходят Каабу семь раз и целуют Черный Камень на одном из углов - метеорит, который, как считается, дал Аврааму архангел Гавриил.



КАБАН (ВЕПРЬ)



Первобытный символ силы, наглой агрессии, беззаветной храбрости практически во всей Северной Европе и в кельтской традиции, где вепрь был общепринятым символом воинов. Кабан также имел священное значение и в других местах: как символ солнца в Иране и как символ луны в Японии, где белый кабан был табу во время охоты. Свирепость дикого кабана вызывала смесь страха, восхищения и уважения. Его зооморфический символизм подтвержден находкой скульптур маленьких жертвенных кабанчиков и более крупного каменного кабана на самом юге Иберийского полуострова. Он ассоциировался с богами власти, битв и плодородия, такими, как тевтонский Водан, скандинавские Один, Фрейр и Фрея, греческий Арес (в римской мифологии Марс) и японский бог войны Хатиман (обожествленный правитель). У кельтов кабан символизировал духовную власть; его мясо ели во время ритуалов и клали в могилы к убитым. Друиды, сами себя называвшие "кабанами", отождествляли себя с оккультным лесным знанием. "Кабаньи" шлемы шведских воинов имели защитный символизм. Уважение к кабану распространилось на Индию, где Вишну, под именем Вараха, воплотился в кабана, который прыгнул в водный поток и поднял на клыки землю, захваченную демонами. Разрушительная грубая сила - другая сторона символизма кабана: он был чудовищным соперником Геракла (в римской мифологии Геркулеса) и также египетского бога дневного света Гора, которому его дядя Сет, в облике черного кабана, вырвал глаза. Кабан стал иудейским и христианским символом тирании и похоти.



КАДУЦЕЙ (ЖЕЗЛ)



Жезл, обвитый двумя змеями, иногда увенчанный парой крыльев. В настоящее время - эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру. Греческим словом "кадуцей" ("знак полномочий вестника") называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса. Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В римской мифологии двойник Гермеса Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей - причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения. Однако форма кадуцея имеет и более старые, самые разнообразные значения. Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень выражает фаллическую силу, а также символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, - символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи - плодотворные силы земного и потустороннего миров.



На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини - энергии пробуждения). В алхимии кадуцей - символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве - быть атрибутом аллегорической фигуры Мира. Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей - символов омоложения. Жезл с одной змеей является атрибутом Эскулапа, римского бога врачевания. Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины - змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.



КАЛУМЕТ (ТРУБКА МИРА)



Священная церемониальная курительная трубка у индейцев Северной Америки, обычно из тростника, украшенная орлиными перьями; символизирует союз природы и духа, неба и земли, человека и бога. Калумет известен также как Трубка Мира, и ее курение могло означать окончание войны, вражды (если она украшена белыми перьями), а также и начало войны (если она украшена красными перьями). В более широком смысле - символ гостеприимства. Часто использовали парные трубки, одна из которых представляла женское начало, другая мужское; раскуривали их обычно в кругу, ритуал начинали курильщики, сидящие друг напротив друга, по оси восток - запад, и затем обе трубки передавались по кругу против часовой стрелки. Дым, символизирующий дыхание жизни, торжественно выпускался сначала в направлении неба, затем земли и четырех сторон света; По существу калумет был инструментом молитвы или медитации.



КАМЕЛИЯ



В Китае символ красоты и здоровья, а также стойкости духа, возможно, по причине того, что кусты камелий могут зацвести и осенью и зимой. В Японии цветы камелии ассоциируются с внезапной смертью.



КАМЕНЬ



Некогда чрезвычайно важный символ магических сил, заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые символизировал камень во многих древних культурах, - постоянство, сила, целостность. Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду и - драгоценным камням - свет. Их часто считали великанами, которые вот-вот оживут. У североамериканских индейцев камни считались костями Матери-Земли. В древнегреческом и малоазийском культе Великой Матери Кибелы верующие поклонялись большому камню, который позднее был перенесен в Рим. Камни могли падать и с неба (священный камень мусульман Кааба - метеоритного происхождения) и таким образом иметь связь не только с землей, но и с небесными силами. Практически вечные символы жизненных сил, камни использовались для обозначения священных мест или были, в виде алтарей, омфалов или лингамов, средоточием веры. Также их использовали для жертвоприношений или заклинания хорошего урожая. Жертвенных животных часто привязывали к камням или, как на о.Фиджи, разбивали их головы о камни.



В похоронных церемониях камень символизировал вечную жизнь. В коронационных ритуалах он символизировал преемственность власти, освященную традицией. Английский король Эдуард I, чтобы символически утвердить свою власть над Шотландией, похитил камень Скоун, на котором короновались шотландские короли вплоть до 1296 г., и установил его в Вестминстере. (Камень был возвращен Шотландии в 1996 г.). Во многих культурах камень связывают 'с пророчеством, в кельтской традиции это выразилось в обычае целования камня в Бларни, для обретения "дара красноречия". Брошенный камень связывается как со смертью (например, в иудейской традиции), так и с жизнью. В древнегреческой мифологии сын Прометея Девкалион и его сестра (по другой версии, жена) возродили человеческую расу после Великого Потопа, бросив через плечо "остатки Великой Матери" - камни, из которых возникли мужчины и женщины. В Китае существовало поверье, что кидание камней вызывает дождь и богатый урожай, а каменные колокольчики стали эмблемой плодородия. Широко распространено использование каменных фал-лообразных объектов для лечения бесплодия. В последнее время камень является символом неприветливости, душевной черствости и холодности.



КАННИБАЛИЗМ



Часто используемый просто для пропитания (новозеландские маори использовали пленников во время войн в качестве провианта), каннибализм был также ритуальным обрядом, символизирующим поглощение жизненной (витальной) энергии жертвы и предотвращающим любое магическое противодействие. Боязнь древних людей быть съеденными отражена в фольклоре многих народов, в сказках о великанах и ведьмах и в большом количестве древних мифов, особенно в древнегреческой истории о титане Хроносе, который пожирал своих детей сразу после их рождения.



КАРАШИШИ



Символ силы и храбрости, пара "львов" с мордами чау-чау*, которые охраняют буддийские храмы в Японии. Самец изображен с открытой пастью, но угрозы он не выражает. Стилизованная форма основана на вторичном



* Чау-чау - порода собак, выведенная в Китае. - Прим. ред.





знакомстве со львами из китайских источников. Их название "псы Будды" кажется весьма подходящим.



КАРЛИК (ГНОМ)



Символ опеки, защиты, покровительства как в мифологии (древнеегипетский бог опеки Бэс), так и в фольклоре, где карликам почти повсеместно приписывают сверхъестественные возможности. В индуистской и некоторых других изобразительных традициях карлики иногда выступают как демоническая сила, подтверждая идею, что существует связь между малым ростом и человеческим невежеством или слепым инстинктом. Карлики часто используются вместе с символами дурака в качестве инверсии правителя. Именно эту роль карлики иногда играли в судебных разбирательствах. В фольклоре они часто предстают вредными, скупыми и злыми существами. Карлики обычно - ревнивые скряги, хранящие сокровища или тайные знания, и большие любители задавать загадки и напускать таинственность. Согласно скандинавской легенде, боги однажды распорядились, чтобы карлики жили под землей по причине того, что они произошли не из растений, как остальные люди, а из тела великана Имира, который сам был сделан из земли.



Карлики имеют прочные ассоциации с подземной жизнью (в психоанализе по этой причине - с подсознанием), а в Южной Америке - с дождем, лесом и пещерами. Поэтому им приписывают навыки подземных работ, умение обрабатывать камни и металлы. Их характер обычно представляют как воплощение подозрительности и хитрости, однако их весьма легко обмануть. Гномы, согласно преданию, обитающие в садах, считаются добродушными созданиями, владеющими магическими тайнами земли.



КАРМА



Ведический и индуистский термин для обозначения карающей судьбы; добродетельные и дурные поступки человека неизбежно ведут к хорошим или плохим последствиям в будущем. Карма, которую считали своеобразным "моральным балансом", связывала действия индивидуума с причинно-следственными отношениями во Вселенной.



КАРНАВАЛ



Для католиков - последнее гуляние в Чистый Вторник - окончание масленицы, накануне Великого поста. Слово "карнавал" (латинское "came lavantium") буквально переводится как прощание с мясом. Тот факт, что карнавал иногда происходил в другое время - сразу после зимнего солнцестояния 21 декабря, - подтверждает гипотезу о связи карнавала с более древними обрядами, такими, как Сатурналии (языческий предшественник Рождества, праздник возрождения природных сил - удобный случай для песен, плясок, некоторого беспутства и легкой анархии).



КАРП



В Китае эмблема мужественности, мужской сексуальной энергии, в Японии - самурайской силы духа, возможно из-за контраста между его бодрыми прыжками в воде и спокойствием в момент, когда он пойман и умирает. На Востоке также восхищались его долголетием; карп был и символом удачи. Вымпелы в виде карпа вывешивались на корабельных мачтах или крышах, чтобы сохранить корабль или дом от пожара.



Карп (японский рисунок XIX в.)



КАРТЫ ТАРО



В оккультной традиции - система изобразительных символов, отображающих путь восхождения человека к духовному просветлению или духовной целостности.



Колода карт Таро, известная с XIV в., легла в основу современных игральных карт, однако она содержит больше символов и имеет не четыре, а пять мастей: так называемый "младший аркан" составляет 56 карт, которые делятся на кубки, монеты, жезлы, мечи (в игральной колоде это соответственно черви, бубны, крести, пики) и рыцарей (которые не были включены в игральную колоду). К этой колоде добавляется "старший аркан": 22 больших козыря. Этот аркан оставил глубокий след в средневековой западной культуре, так как стал поэтичным, богатым на аллюзии источником искусства предсказания и гадания. Эзотерический смысл этой колоды включал в себя тайные каббалистические знания, основанные на 22 буквах древнееврейского алфавита и, возможно, некоторые элементы греко-египетских алхимических знаний.



Безумный - непронумерованная карта колоды Таро (из французской колоды XV в.)



Как и во .всех гадальных системах, загадка карт Таро кроется в чрезвычайной гибкости интерпретации значений их символики. Карты старшего аркана изменяли свое значение множество раз и накопили огромный даа-пазон их толкований и интерпретаций. Ниже перечисляются карты старшего аркана и их традиционные толкования.



Безумный - единственная непронумерованная карта старшего аркана (иногда ей приписывают номер 0 или XXII) - обыватель, аутсайдер, микрокосм, самонадеянный искатель. Карта I, Маг, Фокусник, Менестрель, - мастерство, способность к преображению, манипуляция другими людьми, творческий дух. Карта II, Верховная Жрица, - дискриминация, моральный закон, женская сущность. Карта III, Императрица, - безопасность, плодовитость, рост, желание. Карта IV, Император, - действие, преходящая власть, мужество, лидерство. Карта V, Первосвященник (Великий Иерофант), - просветление, духовная энергия, душа философии. Карта VI, Возлюбленный, - союз, выбор между любовью и страстью. Карта VII, Колесница, - успех, самоконтроль, жизнеспособность. Карта VIII, Правосудие, - равновесие, двойственность, правый суд. Карта IX, Отшельник, - истина, самодостаточность, мораль, одиночество. Карта X, Колесо Фортуны, - движение, большие перемены, зыбкое равновесие. Карта XI, Сила, - самоуверенность, храбрость, внутренняя сила. Карта XII, Повешенный, - искупление (добровольное или насильственное), самоотверженность. Карта XIII, Смерть, - переход, отказ от чувственных желаний. Карта XIV, Воздержанность, - самоконтроль, непрерывное изменение эмоционального состояния, уравновешенность. Карта XV, Дьявол, - испытание, самопознание. Карта XVI, Башня, - неудача, откровение, эмоциональное освобождение. Карта XVII, Звезда, - надежда, восстановленная духовная энергия. Карта XVIII, Луна, - иллюзия, сила воображения. Карта XIX, Солнце, - радость, успешное объединение. Карта XX, Суд, - преображение, голос Бога. Карта XXI, Мир, - полнота, целостность, вознаграждение.



КАСТРАЦИЯ



Потеря силы, могущества, власти. Этот символизм применялся в варварских церемониях в елизаветинской Англии при кастрации повешенных изменников. В древности кастрацию широко применяли к трупам врагов, вызывавших наибольший страх. Кастрация иногда применялась в древних обрядах жертвоприношения в честь богов плодородия. В греческих мифах бог неба Уран был кастрирован серпом (распространенная эмблема кастрации) своим младшим сыном Хроносом. Из капающей при этом крови произошли монстры. Семя из кастрированного органа образовало пену, из которой родилась Афродита (в римской мифологии Венера).

Ссылка на страницу: Словарь значений символов
Теги: Словарь значений символов
Просмотров: 284 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 53017

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close