Главная » Словарь терминов телевидения


21:57
Словарь терминов телевидения
Оригинальное название: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОММЕНТАРИИ (Третье дополненное издание)

Автор: В. Егоров

Редактор: Т.Матюшенко

Предлагаемый читателю словарь является третьим изданием, переработанным и дополненным в связи с появлением нового законодательства о телерадиокомпаниях, других нормативных актов о функционировании телевидения в центре и на местах.

Государственное регулирование телевидения в новых общественных условиях рождается на глазах. Появляются и новые понятия, такие, как общественное телевидение, комиссии по лицензированию вещания и многое, многое другое.

Поэтому в обстановке обвала старых и устаревающих терминов и рождения принципиально новых явлений в жизни телекомпаний и в тележурналистике важно вовремя сориентироваться, разобраться, выработать (при всем плюрализме мнений) общие подходы и понятия, чтобы улучшить качество и художественный уровень нашего вещания. Опытные практики смогут сверить свои представления о телевидении с тем, как видят его природу и особенности коллеги. Овладение специальностью тележурналиста начинается со знакомства с ее основными понятиями, которое и ведет к взаимопониманию профессионалов. Помочь в этом профессионалам телевидения и телезрителям - главная задача терминологического словаря, держащего новый экзамен перед взыскательной аудиторией.

Абонент телевидения - потребитель, пользующийся услугами телекомпаний по договору на определенный срок.

Автор на телевидении - создатель телепередачи, фильма, другого произведения, которое является результатом коллективного труда, плодом синтетического телевизионного искусства. Поэтому на телевидении могут быть автор сценария, автор текста, автор музыки, режиссер-постановщик одной передачи. У них могут быть соавторы - режиссеры, операторы, художники.

Авторского права объекты:

- литературные, сценарные, драматические, музыкально-драматические произведения;

- хореографические и музыкальные (с текстом и без текста) произведения, пантомимы;

- произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, дизайн, графика и др.);

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;

- фотографические произведения;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- производные произведения - переводы, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки.

Не являются объектами авторского права:

- официальные документы (законы, тексты административного и судебного характера) и их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);

- произведения народного творчества.

Авторского права субъекты. Закон относит к авторам:

- режиссера-постановщика;

- сценариста;

- композитора.

Авторское вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий вид использования произведения в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. С авторами необнародованных произведений на телевидении, как правило, заключают договоры с зафиксированной суммой вознаграждения. В договорах на использование обнародованных произведений (повторное использование) авторское вознаграждение определяется в процентном отношении к определенной фиксированной сумме. Минимальные ставки авторского вознаграждения подлежат индексации одновременно с индексацией минимальных размеров зарплаты.

Авторство на теле видении. Оно регулируется действующим с 3 августа 1993 года Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", который создает юридические основы отношений, возникающих при использовании нателевидении произведений литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания(смежные права).

Актуальность телепередачи - созвучие темы передачи социальным ожиданиям, злободневным интересам телезрителей. В отличие от оперативности актуальность передачи может и не содержать в себе признаки новизны, непосредственной связи информации с текущими событиями, отражать не только нынешние факты, процессы, явления, но и прошлые, и будущие.

Акустика передачи - звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе согласования акустической перспективы с масштабом изображения.

Крупный план, например, требует близко расположенного звука, съемка общего плана - более отдаленного.

Акционерное общество в области телевидения - телекомпания, уставной капитал которой образуется от продажи акций, ценных бумаг, выпущенных этой компанией для получения определенного дохода из прибылей акционерного общества, главным образом, за счет подготовленных телепередач. Оно действует на основе устава, договоров, которые утверждаются общим собранием.

В акционерном обществе открытого типа акции может приобрести любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, в акционерном обществе закрытого типа--лишь круг лиц, определенных уставом.

Альтернативное телевидение - телевизионные организации, созданные в соответствии с Законом о средствах массовой информации, действующие вне рамок государственных телесетей на своей собственной технической базе подготовки и распространения программ или на условиях аренды ее у государственных телекомпаний. К нему можно отнести, например, кабельное, коммерческое телевидение, теленовости информационных агентств.

Анкетирование аудитории - метод изучения числа телезрителей и их реакции на те или иные передачи. В телекомпаниях используют анкеты и дневники в тех случаях, когда требуются не только количественные измерения аудитории, но и оценка ею отдельных передач или программ в целом. Анкетные (и телефонные) опросы дополняют и "перепроверяют" электронные замеры. Наряду с прикладными методами, выясняющими размер аудитории, распределение ее внимания в течение дня, социодемографические характеристики, распространены качественные исследования телеаудитории. Цель таких исследований - выяснить роль телевидения в жизни общества, его художественную ценность, влияние на формирование мнений и вкусов аудитории. Как правило, подобные фундаментальные работы с помощью, в частности анкетирования, проводятся на базе университетов, институтов, различных фондов и ассоциаций по заказу вещательных служб.

Аннулирование лицензии на вещание. Согласно Закону, лицензия на вещание аннулируется решением комиссии по телерадиовещанию только по следующим основаниям: а) если она была получена обманным путем; б) если систематически нарушались лицензионные условия Законов Российской

Федерации "О средствах массовой информации" и "Об авторском праве и смежных правах"; в) если комиссией по телерадиовещанию установлен факт скрытой уступки лицензии на вещание; г) если держатель лицензии в пределах срока ее действия в течение шести и более месяцев не осуществляет телерадиовещание; д) если нарушены ограничения числа каналов распространения для одного держателя лицензии; е) если имела место уступка лицензии лицам, которые в соответствии с настоящим Законом не вправе подавать заявления на получение лицензии; ж) по заявлению держателя лицензии; з) если телерадиовещание представляет угрозу здоровью людей, что подтверждено независимыми специалистами в области медицины, либо создает помехи для иных радиопередающих или радиоприемных устройств.

Ассистент телережиссера вместе с режиссером работает на телевизионном пульте, организует работу телеоператора, киномеханика, звукорежиссера, диктора. Для профессии ассистента режиссера требуются быстрая реакция, высокая концентрация внимания, автоматизм действий, интуиция.

Аудиовизуальное произведение состоит из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначено для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические работы и произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.) независимо от способа их первоначальной или последующий фиксации. Изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за его изготовление, имя (или наименование) которого обозначено на этом произведении.

Аудиовизуальное средство распространения сообщений сочетает изображение, звук и речь. Его информация рассчитана на одновременное восприятие слухом и зрением.

АУДИТОРИЯ телевидения - общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть программы телевидения. Различают реальную и потенциальную аудиторию конкретной передачи, программы и телевидения в целом. Потенциальная аудитория - это число людей, имеющих техническую возможность (благодаря наличию телевизоров и передающей сети в данной местности) смотреть передачи, реальная - число телезрителей, практически реализующих эту возможность.

Беседа на телеэкране - зафиксированный кино- или видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и с привлечением дополнительного изобразительного материала. В последнем случае это - иллюстрированная беседа.

Благотворительная деятельность в области телевидения. Законом определено, что она является видом некоммерческой деятельности физических и юридических лиц (спонсоров), осуществляющих финансирование телекомпаний, телепрограмм, иных аудиовизуальных средств массовой информации; продюсерских предприятий.

Не допускается благотворительное финансирование телепрограмм новостей и программ об актуальных политических событиях. Субъектами благотворительной деятельности в области телевидения не могут быть политические партии и иные политические объединения, лица, профессионально занимающиеся политической деятельностью, а также юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, объектом которой являются товары и услуги, телереклама которых запрещена действующим законодательством.

Вещание без лицензии. Для использования кабельных и проводных сетей не требуется лицензии, если выполняется одно из условий: 1. Общее число потребителей или абонентов не превышает . десяти. 2. Зона обслуживания ограничена помещениями одного жилого здания. 3. Зона обслуживания ограничена помещениями зданий и территорий, на которых находится один заявитель, за исключением гостиниц, гостиничных комплексов, домов отдыха и иных юридических лиц, использующих собственные или арендуемые помещения для временного пребывания физических лиц за их плату.

Не требуется лицензии, если вещание организуется на срок, не превышающий сорока пяти дней, в связи с проведением политических кампаний, массовых мероприятий и иных публичных мероприятий, на основании временного разрешения, выдаваемого Федеральной комиссией по телевидению.

Вещание без лицензии не должно вести к ухудшению качества или уменьшению количества иных телепрограмм в соответствующих зонах обслуживания, а также создавать помехи иным передающим или принимающим средствам.

Видео - относительно самостоятельная форма творчества и распространения произведений экрана, принципиально новая форма знакомства аудитории с такими произведениями. Видеозаписи -специально осуществленные и представляющие собой видеоварианты кинофильмов или телевизионных программ - изымаются из телевизионного вещания. Потребитель имеет дело с автономным произведением, восприятие которого он сам способен контролировать: останавливать просмотр в любой момент, продолжать его далее, ускорять, замедлять, повторять. С точки зрения восприятия просмотр видеофильма ближе всего к чтению книги. Феномен видео закрепил разноплановость аудиовизуальных сообщений по сравнению с унифицированным кинематографическим репертуаром. Со временем видео может превратиться в один из главных каналов развития любительского творчества и фиксации ключевых моментов в жизни каждого человека, заменяя кинолюбительство и бытовую фотографию.

Видеозапись - фиксирование на магнитной ленте или иных материальных носителях визуальной и звуковой информации, содержащейся в телерадиосигналах, с целью ее сохранения, монтажа, воспроизведения. Видеозаписи широко используются при подготовке передач: техника телевидения позволяет проводить их монтаж, включение спецэффектов, микширование изображения и звука, использование стоп- кадра, повторного показа того или иного сюжета. Распространяются и видеозаписи передач телевещания, которые используются затем для просмотра в удобное время перед небольшой аудиторией: дома, в видеосалоне и т.п.

Видеоканал - часть телепрограммы, представляющая собой набор разносюжетных, разножанровых передач, объединенных одним адресом (молодежный, детский, канал "Добрый вечер, Москва"), или одним направлением вещания (литературно-художественный канал "Слово").

Видеокомплекс состоит из видеомагнитофона', монитора (телевизора), воспроизводящего звук и изображение.

Видеомагнитофон - аппарат для записи и воспроизведения . аудиовизуальной информации, сигналов телевизионного изображения и звукового сопровождения, т.е. видеосигналов-импульсов. Эти импульсы несут изображение в виде электрических сигналов, которые, в свою очередь, воспроизводят с помощью светоэлектрических преобразователей изображение на экране телевизора.

Видеотека - собрание видеокассет и видеодисков в определенной системе. "Видеофильм" - компания, система. Фактически существует как самостоятельная отрасль, объединяющая сеть видеосалонов, видеокафе, клубов, а также обслуживающих их и частных лиц крупных и малых видеотек. Занимается производством видеофильмов разных жанров, тиражирует и распространяет продукцию государственного, коммерческого и кабельного телевидения, а также является поставщиком видеоматериалов для них.

Виды телерадиокомпаний - государственные, общественные и частные.

Государственной является телерадиокомпания, учредителями которой являются имеющие не менее 51% акций государственные органы Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Финансирование государственной телерадиокомпании осуществляется преимущественно из бюджетных средств.

Общественной является телерадиокомпания, соучредителями которой являются государственные органы Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также иные юридические лица и граждане.

Частной является телерадиокомпания, учредителями которой являются граждане и (или) юридические лица, за исключением государственных органов.

Все телерадиокомпании в Российской Федерации, независимо от их вида и формы собственности, пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

Всемирная телекомпания "Москва-Глобальная" создана в марте 1992 года

Российской государственной телерадиокомпанией "Останкино" и Федеральным институтом договоров США. Составленные в форме дайджеста наиболее интересных отечественных передач, программы "Москвы-Глобальной" рассчитаны на информационные запросы специфической аудитории - русской, украинской, еврейской и других диаспор, проживающих за рубежом. Трансляцию вновь создаваемого круглосуточного телеканала будут вести два спутника над Атлантическим и Индийским океанами. Они позволят принимать "Москву-Глобальную" в любой точке планеты через местные кабельные телесети.

Встреча в эфире - жанр телепередачи, в основе которой беседа-импровизация героя с многочисленной аудиторией, рассказ ее участника о социально-значимых проблемах, о секретах мастерства, своей судьбе, об отношении к людям и обществу.

Чаще всего встреча содержит ответы на вопросы зрителей в зале, реже телезрителей.

Встреча может быть иллюстрирована изобразительным материалом при обязательном, заранее разработанном сценарном плане передачи.

Вымысел авторский - результат творчества автора художественного произведения телевидения. Вымысел формирует сюжеты, ходы, образы, не имеющие прямых соответствий в действительности. Художественное произведение невозможно без авторского вымысла, который составляет основу литературного сценария, рождает способы режиссерского решения передачи или фильма, определяет форму и жанр телевизионного произведения.

Выступление в кадре - прямая или зафиксированная кино- или видеоспособом речь человека в кадре с иконографическим материалом (фотографией, кино- и видеосюжетом, слайдами) в соответствии с логикой выступления. Заранее написанный сценарий (сценарный план) может отсутствовать.

Выходные данные телевещателя. Телекомпании обязаны каждый раз при трансляции передач сообщать в эфире свое наименование, сведения о символике (позывной, эмблема), а также иные выходные данные, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Телекомпании также обязаны ежедневно при завершении вещания сообщать сведения об организациях или предприятиях, предоставивших им свои технические средства для производства и (или) выдачи в эфир телепрограмм.

Гарантии антимонопольные. В соответствии с законодательством Российской

Федерации предприятие либо финансово-промышленная (финансовая) группа не может прямо или через свои дочерние предприятия выступать владельцем (совладельцем) более чем одной телерадиокомпании, если зоны обслуживания телерадиокомпаний совпадают полностью или более чем на две трети.

Гарантии профессиональной самостоятельности телекомпаний.

Телекомпания осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Она гарантируется тем, что вмешательство государства и его органов в деятельность телекомпаний не допускается, кроме как по установленным законодательством Российской Федерации основаниям и в пределах правомочий соответствующих органов.

Главный редактор - председатель редакционно-художественного совета редакции, студии. Дает разрешение на выход в свет каждой телепрограммы, является организатором творческого процесса. Если учредителем главной редакции предоставлены права юридического лица, главный редактор вправе осуществлять прием, перевод, увольнение сотрудников редакции (студии), представлять ее интересы в суде, арбитраже, других государственных органах и общественных организациях и реализовать права, предоставленные законом юридическим лицам.

Главный режиссер на телевидении - художественный руководитель телепрограмм одной студии, редакции, компании, организатор творческого процесса временных (на одну передачу или постановку, на цикл или серию передач) бригад, состоящих из режиссера, оператора, редактора, художника, звукорежиссера, видеоинженеров, осветителей и т.д.

Главный режиссер телеканала - должностное лицо, ответственное за эстетику программ, их структуру, дизайн, культуру выпуска, за художественное оформление промежутков между передачами, за манеры, внешний вид и поведение в кадре дикторов и ведущих программ и пр.

Главный художник телестудии, компании работает над художественным оформлением телефильмов, телеспектаклей и других программ крупных форм.

Отвечает за развитие идей сценария, пьесы, авторского замысла изобразительными средствами с использованием спецэффектов, других особенностей языка телевизионного искусства. Организует работу художников-постановщиков, декораторов, осветителей, гримеров, костюмеров, занятых на подготовке конкретного фильма, спектакля, передачи.

Гласность в работе телевидения. Это открытость, правдивость, своевременность информации, активная форма участия общественного мнения, формирующегося с помощью телевидения, в решении актуальных проблем жизни. Гласность предполагает право телезрителя получать полную информацию по интересующим вопросам, участвовать в той или иной форме в обсуждении тех или иных проблем. Подлинная гласность несовместима как с давлением на телекомпании и их сотрудников со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со вседозволенностью тележурналистов, с навязыванием ими своего мнения зрителям, с односторонним освещением событий, процессов, явлений.

Глобализация вещания - одна из главных тенденций развития современного телевидения: взаимодействие, процесс объединения усилий телевизионных организаций разных стран, формирование мировидения на основе спутниковых средств связи, других способов доставки телесигнала, создания системы инотелевещания в различных странах, образование международных телеканалов силами национальных телеструктур. Глобализация вещания - процесс, отражающий природные свойства телевидения, которое не знает ни политических, ни географических границ, физических барьеров в виде пространства и времени.

Государственное регулирование телевещания - система правового обеспечения деятельности телерадиокомпаний в целях наиболее полного удовлетворения интересов общества и телезрителей, система юридических гарантий взаимоотношений телевидения со смежными видами искусства, с органами власти, с общественностью, с авторами, наконец, со своими сотрудниками.

Государственное телевидение - телекомпания, основанная на государственной собственности. Федеральный уровень государственной собственности обеспечивает всероссийский характер государственных телекомпаний. Республиканская, муниципальные формы общественной собственности создают основу региональных государственных телекомпаний, финансируемых из местных бюджетов и отчасти бюджета Федерации. Государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательством принимают меры для обеспечения гарантированного получения телезрителями или радиослушателями на территории зоны обслуживания теле- или радиопрограмм государственной телерадиокомпании с качеством, соответствующим техническим стандартам.

Государственная телерадиокомпания обязана обеспечивать разнообразие тематики распространяемой информации путем передачи информационных, спортивных, образовательных, культурно-просветительных, развлекательных программ.

Государственный лицензиат - государственное предприятие, организация, а также акционерное общество открытого типа, более 50% акций или голосов в органах управления которого принадлежит Российской Федерации, республикам в составе

Российской Федерации, краям, областям, автономным областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в лице соответствующих органов или организаций для формирования телевизионных программ и их трансляции на условиях, определяемых лицензией, выданной Федеральной или региональной комиссией по телевидению и радиовещанию.

Государственный комитет ХСР по телевидению и радиовещанию - высший орган государственного управления телевидением и радиовещанием в бывшем Советском

Союзе, существовал с 1970 по 1989 г. В те годы главным принципом руководства СМИ был централизм - система управления, основанная на подчинении республиканских и местных органов вещания вышестоящим. При этом вся система управлялась из одного центра.

На определенном этапе такая система руководства сыграла свою положительную роль. Она объединила в общую систему разрозненные телецентры, которые получили возможность взаимодействовать, обмениваться телепрограммами. Централизм в руководстве позволял равномерно распределять финансовые и материальные ресурсы страны по регионам для преодоления отставания в строительстве и оснащении телецентров в ряде республик и областей. Централизм также позволял проводить единую научно-техническую политику в области вещания, в разработке стандартов наземных и космических средств связи, в развитии отечественной и в приобретении импортной техники- телевидения. Особенно сильно проявилась централизованная научно-техническая политика в слотом деле перевода всех телецентров страны с черно- белого на цветное вещание.

График-художник на. телевидении - незаменимый участник творческого процесса. Выбранный художником шрифт, соответствующим образом трансформированный, стилизованный, используемый в зависимости от ситуаций, - главное изобразительное средство телевизионной графики, позволяющее с помощью символов усилить смысловое и эмоциональное воздействие изображения, привлечь внимание зрителей, более полно и точно раскрыть замысел передачи. Телевизионный художник должен владеть искусством шрифтового письма на высоком профессиональном уровне, для того чтобы обеспечить самые разнообразные виды передач и программ соответствующими заголовками и титрами. Овладение искусством изготовления шрифтов требует значительной практики, поэтому желательно приобрести определенные профессиональные навыки до начала работы на телевидении. Опытный телехудожник должен писать титры так же легко и быстро, как он пишет от руки в жизни,

Ссылка на страницу: Словарь терминов телевидения
Теги: Словарь терминов телевидения
Просмотров: 336 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 25791

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close