Главная » Словарь терминов телевидения


21:59
Словарь терминов телевидения
Лицензия содержит также следующую информацию, включаемую комиссией по телерадиовещанию: 1. Зона обслуживания. 2. Время телерадиовещания. 3. Отметка о внесении платы за лицензию. 4. Сведения об ответственности за нарушение условий лицензии. 5. Регистрационный номер и дата выдачи лицензии.

Для пользования кабельной или проводной сетью не требуется лицензии, если вещание осуществляется посредством бытовой аудио- или видеоаппаратуры и при этом не используется студийное и нестандартное оборудование.

Международные связи телевидения - обмен телепродукцией и опытом работы между телеорганизациями разных стран. В результате таких связей происходит купля- продажа, совместное производство программ и фильмов, оказание различных технических и творческих услуг друг другу, объединение усилий телеорганизаций для трансляции крупных мировых событий в области политики, культуры, спорта.

Мемуары на телевидении - повествование от лица автора, участника или очевидца событий. Отсутствие сюжетных приемов, хроникальность и фактографичность в изложении придают оригинальность этому жанру, а известность автора, общественный интерес к нему делают телемемуары одним из любимых зрителями жанров. Мемуары

К. Симонова, Г. Жукова, а в последние годы - Д. Волкогонова, А. Солженицына и других с волнением и живым интересом встречены телезрителями. Интерес аудитории к телемемуарам во многом объясняется тем, что к таким передачам зритель питает особое доверие, потому что мемуарист воспроизводит ту часть действительности, которую он проживал лично, его воспоминания * основаны на непосредственных впечатлениях, окрашены эмоциями, при этом на первом плане в передаче - сам автор и герой мемуаров.

Метафора на телевидении строится на сходстве или контрастности предметов или явлений. В экранных искусствах чаще всего используются метафоры, которые рождаются на контрасте двух изображений, при столкновении двух кадров, внутри которых заложены символы. Однако определенная метафоричность, обобщенность образного решения могут быть заложены и в композиции кадра. Метафоры из простых изображений вырастают до образов, концентрируя в себе смысл эпизода.

Методы воплощения на телевидении - людей, событий, фактов. 1. Многокамерный метод съемки, когда на съемочной площадке работает одновременно или последовательно несколько кинокамер. 2. Съемка с монитора - с экрана телевизора. 3. Видеозапись. 4. Киносъемка одной камерой.

Методы изучения аудитории: а) дневниковый - когда дневник отдается в семью, члены которой тщательно фиксируют кто, когда и почему смотрел ту или иную передачу, делая отметки об их качестве (хотя последнее и не обязательно); б) интервью по телефону или личные опросы телезрителей по поводу просмотренных ими передач; в) анкетирование - опрос телезрителей, когда они имеют дело с вопросником, на который нужно ответить письменно, выбирая из набора готовых ответов наиболее подходящий для себя.

Мизансцена - размещение действующих лиц и обстановки действия в сцене, выражающее идейно-художественный замысел телефильма или передачи. Мизансцена в телефильме, в телеспектакле есть отражение на экране происходящего, что выражает отношение героев к людям, к вещам, к природе, вообще к происходящему в их жизни.

Мизансцена, построенная режиссером, есть реальное воплощение его замыслов. В практике съемок могут быть: мизансцена ситуации, мизансцена отношений, мизансцена-образ, мизансцена-символ.

Микширование изображения - наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение затем одного другим, что обеспечивает плавный переход визуальной картинки.

Монитор - устройство для контроля качества телевизионного изображения на разных этапах тракта, репетиции, записи передачи.

Монолог на телевидении. Монолог в кадре может быть обращен как бы к самому себе, в нем непосредственно отражается внутренний психологический и мыслительный процессы ("монолог про себя").Телезритель втягивается в эти процессы, становится его соучастником, "сопереживателем", если монолог на телеэкране ведет личность, а его мысли и чувства понятны, доступны и адекватны ожиданиям аудитории.

Монтаж - особая система смысловых, звукозрительных и ритмических соотношений между отдельными кадрами, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Черновой монтаж заключается в выборе наиболее выразительных дублей, их предварительной подрезке, подборе в требуемой последовательности кусков изображения и фонограмм по сценарным эпизодам. Обычно черновой монтаж производится параллельно со съемками с таким расчетом, чтобы по окончании съемок иметь изображение и синхронные фонограммы, которые подобраны в сценарной последовательности. Окончательный (режиссерский) монтаж производится по окончании съемок и вместе с озвучанием составляет особый монтажно-тонировочный период производства фильма или телепередачи. На этом этапе отрабатывается композиция отдельных эпизодов и фильмов в целом, а также решается его звуковая часть.

Монтаж по звуку - один из самых распространенных монтажных приемов, где звук выполняет две основные функции: - воссоздание естественного звучания (человеческая речь, , рев животного, шум работающего агрегата, т.е. естественные шумы); - пробуждение различных ощущений (надежды, страха, радости).

При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание произведения.

Монтажный лист - контрольный документ, сопровождающий каждую копию фильма в прокате. Он содержит полное и точное покадровое описание фильма от первого до последнего плана и составляется по установленной форме: 1) порядковый номер монтажного плана; 2) описание и содержание монтажного плана; 3) точный диалог или содержание надписей; 4) основное звуковое содержание; 5) метраж монтажного плана с точностью до одного кадра; 6) общий метраж.

Музыка на телевидении компилятивная подбирается к телепередаче, телефильму, телеспектаклю из готовых, самостоятельно существующих музыкальных произведений или фонограмм и выполняет ту же роль, что и оригинальная музыка. Особую заботу в этом случае составляет необходимость добиться стилистического единства или максимальной стилистической близости включаемых в компиляцию произведений разных авторов или одного композитора. Иногда для компиляции обращаются к специальной аранжировке существующих мелодий или музыкальных произведений, например, народной, массовой, эстрадной песни.

Музыка на телевидении оригинальная является органической частью целостного образа телефильма (телеспектакля). Музыка несет в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры произведения, его атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков, помогает раскрыть социальную и национальную среду действия, отображает историческое время (эпоху), передает индивидуальные особенности автора.

Музыкальное представление на телевидении может иметь три жанра: а) сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстерами, исполнителями, коллективами; б) представление, не требующее постановки номеров или их нового решения; в) представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста.

Музыкальные концертные программы подразделяются на три вида: - программы, составляемые из вновь записываемых на видео номеров отдельных исполнителей и коллективов; - программы из ранее отснятых (фондовых) номеров, которые может объединять ведущий; - программы, составленные по сценарному (режиссерскому) плану и сочетающие новые и записанные ранее номера.

Музыкальные концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино- и фотофрагментами). К участию в таких передачах привлекаются ведущие (артисты) для чтения сопроводительного текста и участия в инсценируемых фрагментах. Концертно- постановочные передачи имеют, как правило, два варианта: - передачи, в основе которых лежат симфонические, камерные, а также песенные программы; - передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах.

Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам подразделяются на четыре основных вида: - постановочные; - концертно-постановочные; - концертные; - трансляционные.

Музыкальные трансляционные программы подразделяются на два вида: а) трансляция спектакля, концерта, музыкального представления или события со специальной подготовкой и включением телевизионных сюжетов; б) трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов.

Налоговые платежи. Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлено,.что в течение первых двух лет со дня первого выхода в эфир продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. » 2I24/I-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" он введен в действие с момента его опубликования, т.е. с 8 февраля 1992 года. По продукции СМИ, впервые вышедшей в эфир до вступления в силу данного Закона, указанная льгота предоставляется с 8 февраля 1992 года до конца двухлетнего периода со дня первого выхода в эфир.

Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока.

Народное творчество на телеэкране - совокупность передач, посвященных различным видам и формам фольклора, художественной самодеятельности. Бережное отношение и активное использование народного творчества как сокровищницы художественного опыта народов России - одно из самых перспективных направлений работы государственных и общественных, федеральных и региональных, коммерческих и частных телекомпаний нашей страны.

Наука о телевидении. Предмет ее изучения - особенности и закономерности подготовки и распространения информации средствами телевидения, взаимодействие его со средствами массовой информации, культуры и с аудиторией. Эта наука изучает способы преодоления телевидением физических барьеров - пространства и времени, социальных барьеров в обществе, социально-психологических - между людьми, между источником информации и реципиентами.

Наука о телевидении представляет собой систему основных идей, форму научного знания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях печати, радио и телевидения. Критерием ее ценности и основой развития является практика функционирования телевидения в современном обществе. В теорию телевидения входят научные знания: - о принципах и функциях телевидения; - о тематико-жанровой структуре и направлениях телевизионного вещания; - об особенностях и специфике воздействия на массы средствами телевидения; - о взаимовлиянии телевидения и других средств информации; - о путях повышения эффективности функционирования телевидения; - о развитии обратных связей телевидения и его аудитории.

Научно-популярная беседа - жанр телепередач, обмен мнениями в студии, в научной лаборатории или где-либо еще. Он может происходить как между двумя-тремя специалистами, "заинтересованными в решении общих проблем, так и между участниками передачи и тележурналистом, который свою главную задачу должен видеть в том, чтобы добиться максимума популярности в изложении материала. Если из самого существа ответа специалистов вытекает потребность разъяснить сложную проблему, то такую беседу можно иллюстрировать кинокадрами, схемами, мультикадрами.

Научно-популярная инсценировка - создание игровых сцен с участием актеров для иллюстрации основных научных данных, излагаемых ученым (учеными) в целях реконструкции исторических, научных фактов, воссоздания образов ученых прошлого.

Литературный сценарий такой передачи должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с подлинными ее участниками, учеными, специалистами народного хозяйства.

Научно-популярный телефильм (в отличие от хроникально-документального) имеет своей задачей пропаганду достижений науки и техники. Он строится на основе оригинального сценария с привлечением в качестве участников (консультантов) специалистов определенной отрасли знаний.

Научно-художественное телевидение - передачи, фильмы, телеспектакли - особый вид вещания, обращенный к человеческому облику науки и ее деятелей, к духовному миру и стимулам жизни научных работников, к психологии научного творчества, к "драме идей" в науке, к человеческому осмыслению научных открытий и их последствий. В этом разделе вещания важно развивать интерес зрителя к научной проблеме и людям науки, сочетая образность передачи с документальной точностью.

Рождается на стыке художественного, публицистического и научно-популярного телевидения.

Научное программирование телевидения - система составления вещательных программ, основанная на изучении закономерностей восприятия передач. При изучении вещания должны учитываться • все стороны взаимодействия программ - и содержание, и форма. Это анализ сетки (расписания передач): принципы ее составления, причины изменения, тенденции развития; типология программ (исследование целостных программ, а также составных частей телепрограмм дня); координация и взаимодействие программ ТВ и радио, центрального и местного вещания, различных программ в течение суток (сочетание речевых и музыкальных, документальных и художественных передач, их тематика, формы); изучение телепрограммы как целого, как системы внутренних и внешних связей. Обжалование решений комиссии по телерадиовещанию происходит в суде. Обжалуются: 1) отказ в выдаче лицензии на телерадиовещание, нарушение Комиссией по телерадиовещанию порядка и сроков выдачи лицензии на телерадиовещание, иные неправомерные действия Комиссии по телерадиовещанию; 2) решения Комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на телерадиовещание; 3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой Комиссией по телерадиовещанию или ее членами документов и информации, а также нарушение должностными лицами требований Закона.

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенные нарушения и полностью возместить убытки, понесенные заявителем на получение лицензии или держателем лицензии, а также вправе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, привлечь виновных в указанных нарушениях лиц к уголовной или административной ответственности.

Обзор печати - один из важнейших информационных элементов вещания. Это единственный вид передач, который помогает зрителю быстро и полно ознакомиться с политическими событиями, отраженными в ежедневных газетах. Утро - лучшее время для выпусков обзоров печати. Однако в тех случаях, когда речь идет о наиболее важных событиях или публикациях, их следует включать и в другие политические передачи - днем или вечером.

Задача обзора печати состоит в том, чтобы дать всесторонний анализ мнений.

Редактор не должен брать из газет только то, что созвучно его позиции. Он обязан давать не собственные оценки событий, а мнения своих коллег-газетчиков.

Образовательная телепередача - телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни.

Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, которая основана на логике научного познания, истории накопления знаний.

Обратная связь телевидения. Работники вещания не имеют непосредственного контакта со своей аудиторией, и чтобы выяснить ее интересы и предпочтения, а также степень эффективности передач, необходима обратная связь со зрителями, постоянный зондаж общественного мнения. Главные методы налаживания обратных связей - социологические. Большое значение имеют письма, содержащие оценки, наблюдения и пожелания аудитории. Но почта, хотя и является неотъемлемой частью изучения общественного мнения, все же не дает полного представления о численном, возрастном и социальном составе аудитории, об ее отношении к программе и отдельным передачам.

Общественное телевидение - новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности - государственной, акционерной и частной. Указом

Президента Российской Федерации на основе государственной телерадиокомпании "Останкино" создано акционерное общество "Общественное Российское телевидение".

Ограничение прав тележурналистов. Журналисты, работающие на государственном и общественном телевидении в информационных, публицистических и любых других программах не имеют права 'представлять в эфире партии, движения, организации и коммерческие структуры, в которых они состоят или состояли, которым они симпатизируют или с которыми они так или иначе связаны.

Ограничения на государственном и общественном телевидении. Некоторые ограничения в деятельности государственного и общественного телевещания вводятся

Законом, исходя из необходимости реализации права граждан на свободное получение информации. В программах новостей, последних известий, других информационных программах недопустимы агитация и пропаганда, поддерживающая те или иные политические идеи, доктрины, экономические и иные структуры.

Журналисты, работающие в информационных программах государственного и общественного телевидения, не имеют права представлять и поддерживать в эфире те партии, правительственные, общественные, экономические, коммерческие и иные структуры, в которых они состоят или которым симпатизируют, или связаны с ними каким-либо иным способом.

Оперативность_телевидения - способность быстро сообщать информацию, сокращать "расстояние" между событием и временем выхода в эфир сообщения о нем.

Уникальное свойство ТВ - передавать сообщение о событии в ходе его самого - прямые телетрансляции, репортажи.

Организация, встреч с телезрителями - распространенная форма зондирования общественного мнения. На них, как правило, присутствуют руководящие работники, представители творческой общественности. Кроме того, в целях зондирования мнения телеаудитории ежегодно проводятся сотни мини-исследований, организованных рекламными агентствами, местными теле- и радиосетями, центрами по изучению зрительских запросов, радиотелевизионными программными журналами, газетами.

Еще одна форма обратной связи телевидения - участие зрителей непосредственно в передачах с помощью телефонной связи, когда задаются вопросы ведущим, даются ответы на задачи викторины, определяются лучшие журналисты, передачи. Делается это для активизации аудитории, привлечения ее к участию в передачах.

Однако наиболее полное представление об аудитории, начиная с ее количественного и социо-демографического состава и кончая проблемами воздействия на нее тех или иных передач, формирования у нее поведенческих и ценностных ориентации, могут дать только системные и разносторонние социологические исследования. Они являются основой обратной связи и позволяют более эффективно и качественно осуществлять программную политику.

Освещение на телесъемках - важный элемент художественного решения передач - имеет технический и эстетический аспекты. Техника освещения состоит из типовых кинопрожекторов, ламп накаливания, напольных светильников и специальной аппаратуры, которые обеспечивают два вида света: мягкий - он рассеивается и не дает теней и жесткий - сильнонаправленный, вызывающий нужные тени. Создатели передачи должны знать такие параметры света: направленность освещения - угол падения света на предмет; зона действия, или распределение света - площадь, освещаемая данным источником; яркость света; качество света - мягкий или жесткий, белый, или отраженный.

Освещение телевидением массовых стихийных событий. При освещении массовых демонстраций, митингов, волнений населения и общественных беспорядков тележурналисты должны руководствоваться двумя следующими непреложными правилами.

Первое: население имеет право на получение информации о том, что влияет на общественную жизнь, следовательно, телевидение обязано сообщать о событиях такого рода.

Второе: участие телевидения так или иначе влияет на развитие указанных событий, поэтому действия телевизионных бригад на месте события, а затем и сама передача не должны усугублять напряженность ситуации. В случае, если возможно предвидеть нежелательные последствия, предпочтительнее отказаться от освещения события.

Участвуя в освещении указанных событий, журналисты, операторы, режиссеры, видеоинженеры должны делать это - как репортеры, а не как участники; - с полной объективностью, точностью и сдержанностью; - насколько возможно - не явно для окружающих, ненавязчиво, помня при атом, что каждая ситуация требует тщательной оценки на месте.

Если присутствие телевидения провоцирует или усиливает волнения, следует закрыть камеры и спрятать микрофоны, независимо от того, что могут делать в это время другие журналисты. Следует освещать волнения точно так, как они происходят - без какой-либо инсценировки, не делать никаких предложений или просьб, которые каким-либо образом могут оказать влияние на ход событий. Надо подчиняться на месте всем распоряжениям представителей органов государственной власти, но немедленно сообщать руководству редакции о тех их требованиях, которые могут иметь целью помешать освещению события или извратить его смысл.

Нельзя спешить с передачей в эфир сообщения о беспорядках до тех пор, пока не будет дана тщательная и сдержанная оценка серьезности ситуации, размера ущерба, числа, 'активности и настроения участников. Целесообразно избегать использования возбуждающих броских фраз типа "жестокость милиции", "озлобленная толпа", "взрывоопасное насилие".

Освещение телевидением случаев терроризма. Поскольку факты и обстоятельства в каждом случае насилия разные, не может быть конкретных, раз и навсегда определенных правил в освещении событий, связанных с терроризмом или захватом заложников. Работая на таком событии, журналистам- нужно действовать продуманно, осмотрительно и сдержанно. Совершенно очевидно, что сенсационность сообщения не должна выходить за рамки реальной оценки события. Нужно быть 'особенно осторожным в подходе к террористам-похитителям.

Многое из того, что необходимо при освещении гражданских беспорядков, применительно и здесь; особенно важны рекомендации, касающиеся требования воздержаться от использования возбуждающих громких фраз, от сообщения слухов.

Основная задача тележурналиста - предоставлять зрителю весь спектр представлений о событиях в рамках действующего законодательства по возможности с учетом общественной значимости и веса события. журналисты, прежде всего работающие в государственной или общественной компании, обязаны строго и точно разделять факты и собственный комментарий. Собственный комментарий также обязан содержать информацию об иных точках зрения на комментируемые события и факты.

При предоставлении комментариев о деятельности государственных, общественных и иных структур необходимо опираться на информацию, распространяемую официальными центрами, обеспечивая максимум достоверности, не допуская личных выпадов, основанных на собственных симпатиях и антипатиях.

Главное в деятельности тележурналиста не его право на изложение собственной точки зрения, а его обязанность ознакомить зрителя со всеми или максимумом взглядов на освещаемую проблему.

Особенности телевидения как средства массовой информации. Телевидение - звено, опосредущее связь информатора и аудитории, которое выступает в виде регулярно секционирующей системы, опирающейся на мощную, самую современную, постоянно обновляющуюся технику, вбирающую в себя многие передовые научно- технические идеи. В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщения - информатор представляет собой некоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах другой систем» более высокого уровня - партии, класса, социальной группы. Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте. Особенностями средств массовой информации, и прежде всего телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются: 1. Обращенность к аудитории опосредованно, через определенный способ доставки информации - печать, радио, телевидение. 2. Преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и ее получателем. 3. Быстрота, скорость распространения информации, вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения. 4. Определенная, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений. 5. Универсальность, всеобщность массовой информации.

Отказ от полученной информации. Журналист обязан воздержаться от подготовки материалов, которые несут ущерб чьей-то репутации - если только того не требуют интересы общества. Он не может высмеивать человека, пытаться опорочить его исключительно из-за пола, верований, политических убеждений или национального происхождения. Тележурналист должен отказаться при получении информации: - от вмешательства в личную жизнь граждан; - от добывания информации незаконным, нечестным путем; - от выдачи предложений, слухов, догадок за точные факты; - от интервьюирования детей и подростков без присутствия родителей или без их согласия; - от упоминания имен и фамилий людей, если они стали жертвами преступлений.

Очерк - телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека. Очерку свойственна образная система повествования, ярко выраженная уже на уровне литературного сценария авторская позиция, отношение к описываемым явлениям, проблемам, людям.

В телевизионном очерке собранный материал автор располагает таким образом, чтобы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воздействовали на зрителя. Для очерка требуются большие усилия, чем для документальных передач.

Автор должен уметь ждать типичной ситуации, особенно выразительных событий.

Панорамирование телекамеры - движение, которое обеспечивает обзорные, непрерывно изменяемые планы съемок или попеременную их запись, когда камера вдруг останавливается на одном плане по воле и замыслу режиссера.

Парламентское телевидение - система разножанровых передач, освещающих деятельность парламента: его заседаний, работу депутатов, комиссий и комитетов.

Сюда входят трансляции (прямые и в записи) заседаний представительных органов разных уровней, интервью и беседы с депутатами, организация "депутатского канала" - регулярной программы для встреч депутатов с телезрителями.

Паспорт телепередачи - рабочий документ, содержащий перечень сведений о передаче, подготовленный редакцией. Содержит данные о ее названии, хронометраже, прохождении в эфир, а также об авторе, участниках передачи, актерах, последовательности использования музыкальных произведений, о редакторе, режиссере, ассистенте режиссера и администраторе.

Передвижная телевизионная станция - комплекс установленного на автомобиле телевизионного оборудования, необходимого для производства и ретрансляции телепередач. Передвижные телевизионные станции (ОТО) имеют телекамеры, мониторы, звукозаписывающую и осветительную аппаратуру. Они могут соединяться с телестудией посредством линии связи.

План - масштабно-пространственная характеристика кадра, в которой за единицу измерения берется фигура человека.

Планов классификация: - дальний план дает общее представление, ощущение пространства; - общий план дает представление о географии места действия, ориентирует зрителя в пространстве; - средний ("американский" - по колено) информирует о происходящем, передает явления внешнего мира без углубления во внутренний, предполагает объективность, отстраненность показа; - средний (поясной) выполняет те же функции; - крупный план подчеркивает значимость показываемого объекта, "укрупнение" факта или события, дает эмоциональную окраску происходящего в кадре, подчеркивает психологизм действия; - деталь концентрирует внимание зрителя, служит толчком для ассоциаций; - мизанкадр - образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства.

Сцена на телеэкране - серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия. Сцена в экранных искусствах строится из ряда кадров различной крупности, из одного кадра, снятого с движения, или сочетания кадров различной крупности и кадра, снятого с движения. (В основе любого движения в телеискусстве лежит эффект зрительского продолжения, т.е. способности зрителя восстанавливать недостающие звенья в сочетании изображения, движения, развития сюжета, течения времени, изменения пространства.)

Планирование телепередач может быть текущим и перспективным - на день, неделю, месяц, квартал, год. Текущее планирование осуществляется, как правило, на неделю и предстает перед зрителем в виде опубликованной программы передач.

Перспективное планирование -основа координации и целенаправленного использования всех участков работы телеорганиэации. Перспективное планирование обеспечивает: - определение и развитие главных направлений вещания; - учет крупных дат и политических событий на протяжении длительного времени; - стабильность и устойчивость вещания, к которому привыкает аудитория; - определение наиболее удачного сочетания форм и жанров художественного и документального вещания в программах; - стабильность в подборе авторов, ведущих, участников передач; - замена устаревших рубрик новыми, укрепление и совершенствование перспективных, наиболее актуальных циклов передач; - распределение материальных, технических и творческих сил.

В годовые перспективные планы входят многосерийные художественные и документальные фильмы, основные рубрики общественно-политических передач, театральные спектакли, молодежные, научно-познавательные, музыкальные, детские передачи.

Попечительский совет телекомпании создается в составе общественных деятелей, внесших личный вклад в развитие телевидения как искусства, как средства массовой информации в качестве авторов, создателей или участников телепрограмм. Штатные работники телекомпании не могут быть членами Совета.

Главной задачей попечительских советов является разработка рекомендаций по совершенствованию вещания, развитию его эстетических и нравственных принципов.

Решения попечительского совета носят рекомендательный характер, они принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Попечительский совет есть общественный орган, который не является юридическим лицом, его состав может регулярно обновляться.

Портрет телевизионный - созданный средствами телевидения образ человека, коллектива, подчеркивающий особенности, оригинальность характера и поступков, отличающих одну личность от других, один коллектив от другого сообщества.

Порядок предоставления эфирного времени политическим группам. Порядок предоставления эфирного времени политическим партиям и объединениям в период проведения предвыборных и предреферендумных кампаний регламентируется соответствующими законами о выборах и референдумах в Российской Федерации. При этом главным является право граждан на получение информации обо всех взглядах на кандидатов и вопросы референдума, а не право политических и иных сил на пропаганду и агитацию с использованием государственного или общественного телевидения.

Постановочные и игровые передачи. К ним относятся драматический или музыкальный спектакль, опера, балет, оперетта. Эти художественные постановки создаются: а) по оригинальной пьесе - либретто и музыке, написанным по заказу телевидения; б) по литературному сценарию, написанному по литературному произведению, или являются переносом на экран театрального спектакля (телевизионный вариант).

Примечание: следует разграничить спектакли, требующие записи новой фонограммы, а также имеющие готовую фонограмму.

Права и ответственность журналистов и других работников телевидения обсуждаются и принимаются демократическим путем о участием трудовых коллективов, общественных организаций и творческих союзов. Эти права и ответственность не могут зависеть от убеждений, вероисповедания, национальной или политической принадлежности.

Права телезрителей. Телезрители в Российской Федерации имеют право на получение через телекомпании достоверных и объективных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан и другой общественно значимой информации. Телекомпании обязаны обеспечивать соблюдение прав телезрителей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Защита прав и интересов телезрителей осуществляется государственными органами, а также общественными объединениями и организациями по защите прав потребителей в соответствии с их правомочиями.

Правдивость тележурналиста. Журналист обязан правдиво отображать действительность с помощью точной и исчерпывающей информации. Он должен излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая реальные связи и не допуская искажений, с тем* чтобы обеспечить возможность аудитории формировать адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Журналист сохраняет за собой право на свободу комментария и личное мнение, если они не унижают человеческое, национальное и религиозное достоинство, не противоречат основным правам и свободам граждан.

Предвыборная политическая борьба и участие в ней телевидения. Деятельность телеорганизации в предвыборной политической борьбе направлена на всемерное содействие гражданам в осуществлении их права свободного выдвижения и выбора достойных кандидатов в демократические представительные органы государственной власти. На государственном и общественном телевидении для кандидатов в народные депутаты это гарантируется: - равной возможностью выступления перед избирателями с изложением своей платформы; - невмешательством редакции в содержание выступления по предвыборной платформе в отведенное для этой цели эфирное время; - предоставлением равного времени для выступлений участникам передач.

Вместе с тем эти гарантии не означают, что тележурналист не имеет права: - предварять или комментировать выступление кандидата; - редактировать по своему усмотрению, но с согласия кандидата, содержание интервью, беседы и иные выступления, не являющиеся изложением предвыборной платформы; - приглашать для участия в одной передаче или соперников, или кандидатов, представляющих разные избирательные округа, компоновать их выступления в соответствии со своим творческим замыслом.

В случае, если кандидатом на выборах назван журналист или иной работник государственного телевидения, ему гарантированы только те возможности, которые предусмотрены для любого кандидата, участвующего в предвыборной борьбе.

Работник телевидения не может использовать свои преимущества в борьбе за голоса избирателей в случае регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты.

После такой регистрации и до выборов журналист не должен выступать в кадре.

Выступающий в кадре тележурналист не может быть также доверенным лицом какого- либо кандидата в народные депутаты.

Будучи избранным в представительные органы государственной власти, журналист или иной творческий работник государственного телевидения должен обсудить с руководством телекомпании вопрос о том, в какой мере ответственность перед избирателями своего округа, деятельность в представительных органах государственной власти соответствует тем обязанностям, которые возложены на него в компании, и в какой форме он может их исполнять в дальнейшем.

Приоритетность российской кино- и видеопродукции. Государственные и общественные компании в своей деятельности руководствуются созданием наиболее благоприятных условий для развития и поддержания отечественного рынка кино- и видеопродукции, предоставления гражданам возможности приобщаться к сокровищницам в первую очередь культуры народов, населяющих Россию. Это должно выражаться главным образом в размещении заказов на кино- и видеопродукцию среди студий и творческих коллективов России.

Ссылка на страницу: Словарь терминов телевидения
Теги: Словарь терминов телевидения
Просмотров: 338 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 37517

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close