Главная » Словарь теософских понятий
21:24
Словарь теософских понятий
СЕБ (Егип.) Сатурн Египтян; отец Озириса и Изиды. Эзотерически - единственный принцип перед творением, по смыслу ближе к Парабрахму, чем к Браме. Он упоминается уже начиная со второй Династии, и статуи Себа можно видеть в музеях, выставленные вместе с гусем или черным лебедем, который снес яйцо мира на его голове Ноут или Неит, "Великая Матерь" и все же "Непорочная Дева" - жена Себа; она самая древняя из упоминающихся богинь, и встречается на памятниках первой династии, которую Мариетт Бей относит почти к 7 000 г. до н.э.

СЕВЕКХ (Егип.) Бог времени; Кронос; то же, что Сефекх. Некоторые востоковеды переводят это как "Седьмой".

СЕДЕКЛА (Евр.) Эндорская колдунья.

СЕИР АНПИН или Зауир Анпин (Евр.) В Каббале - "Сын сокрытого Отца"; тот, кто объединяет в себе всех Сефиротов, Адам Кадмон, или первый проявленный "Небесный Человек", Логос.

СЕКО д'АСКОЛИ Прозван "Франческо Стойким". Жил в тринадцатом веке и считался самым знаменитым астрологом своего времени. Его труд, опубликованный в Базеле в 1485 году под названием "Commentarii in Sphaeram Joannis de Sacrabosco", еще сохранился. Он был сожжен заживо инквизицией в 1327 году.

СЕКТЕН (Егип.) Дэвачан; место посмертного вознаграждения, состояния блаженства, но не местность.

СЕКХЕМ (Егип.) То же, что Сектен.

СЕКХЕТ (Егип.) См. "Пашт."

СЕН ЖЕРМЕН, Граф. Современные писатели отзываются о нем, как о загадочной личности. Фридрих II, король Пруссии, любил говорить, что он был человеком, которого никто никогда не мог разгадать. Его "биографий" множество, и одна фантастичнее другой. Некоторые считали его воплощенным богом, другие - мудрым эльзасским евреем. Но одно несомненно, граф де Сен Жермен - каково бы ни было его настоящее имя - имел право на это имя и титул, так как он купил имение San Germano в итальянском Тироле, и заплатил папе за этот титул. Он был необычайно красив, и его огромная эрудиция и лингвистические способности неотрицаемы, ибо он говорил на английском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком, русском, шведском, датском и многих других славянских и восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих стран. Он был очень богат, никогда не брал ни су у другого - фактически никогда не взял даже стакана воды или куска хлеба у кого-либо - но делал самые экстравагантные подарки превосходных драгоценностей всем своим друзьям и даже королевским семьям Европы. Он обладал превосходными музыкальными способностями; играл на всех инструментах, но самым любимым была скрипка. "Сен Жермен соперничал с самим Паганини", сказал о нем восьмидесятилетний бельгиец в 1835 г., после прослушивания "Генуэзского маэстро". "Это воскресший Сен Жермен, играющий на скрипке в теле итальянского скелета", воскликнул один литовский барон, которому пришлось слышать обоих. Он никогда не претендовал на обладание духовными силами, все же доказал, что имеет право на подобную претензию. Он проводил в мертвом трансе, без пробуждения, от тридцати семи до сорока девяти часов, и после этого знал все, что ему необходимо было знать, и доказывал это пророчествами о будущем, никогда не ошибаясь. Именно он пророчествовал королям Людовику XV и XVI, и несчастной Марии Антуанетт. В начале этого столетия (XIX) были еще живы многие свидетели его прекрасной памяти; он мог утром прочитать статью, и хотя пробегал ее лишь беглым взглядом, мог повторить ее содержание, не пропустив ни одного слова, много дней спустя; мог писать обеими руками одновременно, правой - стихотворение, левой - дипломатический документ величайшей важности. Он читал запечатанные письма, не прикасаясь к ним, пока те еще находились в руках тех, кто принес их ему. Он был величайшим адептом в превращении металлов, делал золото и самые прекрасные алмазы, - искусство, которое, как он говорил, он узнал от некоторых браминов в Индии, которые научили его искусственной кристаллизации ("оживлению") чистого углерода. Как пишет наш Брат Кеннетт Маккензи:"В 1780 г., когда он гостил у французского посла в Гааге, он молотком вдребезги разбил великолепный алмаз своего же производства, дубликат которого, также своего производства, он только что продал ювелиру за 5500 луидоров". Он был другом и доверенным лицом графа Орлова в 1772 г. в Вене, которому он помог и которого спас в 1762 г. в Сакт-Петербурге, когда тот был замешан в знаменитых политических заговорах того времени; также он был в близких отношениях с прусским Фридрихом Великим. Само собой разумеется, он имел многочисленных врагов, потому нечего удивляться, что все сплетни, распространенные о нем, теперь приписываются ему же: напр., что ему было свыше пятисот лет, или, что он претендовал на личное знакомство "со Спасителем и его двенадцатью апостолами, и порицал Петра за его плохой нрав" - последнее по времени несколько противоречит первому, если уж он действительно заявлял, что ему лишь пятьсот лет. Если он говорил, что "родился в Халдее, и признавал, что обладает тайнами египетских магов и мудрецов", то он вполне мог говорить правду, не выдвигая никаких сверхъестественных претензий. Имеются Посвященные, и даже не самые высокие, которые в состоянии вспомнить не одну из своих прежних жизней. Но у нас есть веские причины для уверенности, что Сен Жермен никогда не мог заявлять о своем "личном знакомстве" со Спасителем. Как бы то ни было, граф Сен Жермен безусловно был величайшим Восточным Адептом, какого Европа видела за последние столетия. Но Европа не узнала его. Некоторые, быть может, узнают его при следующей "Terreur", которая, когда разразится, потрясет всю Европу, а не только одну страну.

СЕН МАРТЕН, Луи Клод де. Родился во Франции (в Амбуазе) в 1743 г. Выдающийся мистик и писатель, который продолжил свои философские и теософские занятия в Париже во время Революции. Он был усердным учеником Якоба Беме, учился у Мартинеза Пасквали, и в конце концов основал мистическую полу-масонскую Ложу, "Исправленный Ритуал Сен Мартена", с семью степенями. Он был истинным теософом. В данный момент некоторые тщеславные шарлатаны в Париже пытаются подражать ему и выдают себя за посвященных мартинистов, таким образом позоря имя покойного Адепта.

СЕНА (Санскр.) Женский аспект, или Шакти, Карттикеи; называется также Каумара.

СЕНЗАР Мистическое название тайного жреческого языка или "языка Мистерий" посвященных Адептов, во всем мире.

СЕПТЕРИУМ (Лат.) Большой религиозный праздник древности, проводившийся каждые десять лет в Дельфах, в честь Гелиоса, Солнца или Аполлона, в память о его победе над тьмой, или Пифоном; Аполлон-Пифон является тем же, что Озирис-Тифон в Египте.

СЕПФОРА (Евр.) Букв., светящийся, излучающий. В библейской аллегории "Книги Бытия", Сепфора есть одна из семи дочерей Иефро, мидийского жреца, посвятившего Моисея, который встречает Сепфору (или духовный свет) у "колодца" (оккультное знание) и женится на ней.

СЕРАПИС (Егип.) Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь которого пелись семь гласных. В его изображениях он часто представлен как змий, "Дракон Мудрости". Высочайший бог Египта в течение первых столетий Христианства.

СЕРАФИМЫ (Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название - SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в "Числах" и "Второзаконии". Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света.

СЕТ или Seth (Егип.) То же, что Сын Ноя и Тифон - темная сторона Озириса. То же, что Тот и Сатана, противник, но не дьявол, представляемый христианами.

СЕФЕР ИЕЦИРА (Евр.) "Книга Формирования." Очень древний каббалистический труд, приписываемый патриарху Аврааму. В нем сотворение вселенной представлено по аналогии с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита, распределенными на триаду, гептаду и додекаду, соответственно трем материнским буквам А, М, S, семи планетам и двенадцати знакам Зодиака. Он написан на ново-еврейским языке Мишна. (у.у.у.)

СЕФЕР СЕФИРОТ (Евр.) Каббалистический трактат, касающийся постепенной эволюции Божества от негативного покоя к активному эманированию и творению. (у.у.у.)

СЕФИРА (Евр.) Эманация Божества; родитель и синтез десяти Сефиротов, когда стоит во главе Древа Сефиротов; в Каббале Сефира, или "Священный Старец", есть божественный Разум (то же, что София или Метис), первая эманация из "Бесконечного" или Эйн-Софа.

СЕФИРОТЫ (Евр.) Десять эманаций Божества; высшая сотворена концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая Сефира производит эманацией другую Сефиру. Имена Десяти Сефиротов следующие - 1. Кэтер - Венец; 2. Хокма - Мудрость; 3. Бина - Понимание; 4. Хезет - Милосердие; 5. Гебура - Власть; 6. Тиферет - Красота; 7. Нецах - Победа; 8. Ход - Великолепие; 9. Иесод - Основание; и 10. Малкут - Царство. Концепция Божества, воплощенного в Десяти Сефиротах, очень возвышенная , и каждая Сефира представляет для каббалиста группу возвышенных идей, титулов и качеств, которые лишь бледно отражены в названии. Каждая Сефира называется активной или пассивной, хотя это может привести к заблуждению; пассивная не означает возвращение к негативному существованию, и эти два слова выражают только отношение между отдельными Сефиротами, но не какое-либо абсолютное качество. (у.у.у.)

СИБАК (Киче.) Тростник, из сердцевины которого была сотворена третья раса людей, согласно писанию гватемалийцев под названием "Попол Вух".

СИБИКА (Санскр.) Оружие Куверы, бога благосостояния (ведийское божество, обитающее в Гадесе, следовательно, нечто вроде Плутона), сделанное из частей божественного великолепия Вишну, находящееся на Солнце, и отточенное Вишвакарманом, богом-Посвященным.

СИГЕ (Греч.) "Безмолвие"; название, принятое гностиками для обозначения корня, из которого произошли Эоны второго ряда.

СИГУРД (Сканд.) Герой, который убил Фафнира, "Дракона", изжарил его сердце и съел, после чего стал мудрейшим из людей. Аллегория, относящаяся к Оккультному изучению и посвящению.

СИДДИМ (Евр.) Нам говорят, что канааниты поклонялись этим злым силам как божествам; это наименование означает "излучатели"; в их честь была названа долина. По-видимому, существует связь между ними, как образцами Плодородной Природы, и многогрудыми Изидой и Дианой из Эфеса. В "Псалтыре", CVI, 37, это слово переведено как "черти", и мы узнаем, что канааниты проливали на них кровь своих сыновей и дочерей. Их название, видимо, происходит от того же корня ShD, от которого произведено имя бога Эл Шаддай. (у.у.у.) По-арабски Шедим означает "Духи Природы", элементалы; они суть африты современного Египта и джины Персии, Индии и т.д.

СИДДХАНТА (Санскр.) Любой научный труд астрономии или математике в Индии.

СИДДХАРТА (Санскр.) Имя, данное Готаме Будде.

СИДДХАСАНА (Санскр.) Поза в упражнениях Хатха-йоги.

СИДДХА-СЕНА (Санскр.) Букв., "вождь Сиддхов"; титул Картткеи, "таинственного юноши" (кумара гуха).

СИДДХИ (Санскр.) Букв., "качества совершенства"; феноменальные силы, приобретаемые йогами благодаря святости.

СИДДХИ (Санскр.) Святые и мудрецы, ставшие почти божественными, также иерархия Дхиан-Коганов.

СИДЕРАЛЬНЫЙ Все, относящееся к звездам, а в Оккультизме касающееся различных воздействий, исходящих из подобных областей, как, например, "сидеральная сила", упоминаемая Парацельсом, сидеральное (светящееся), эфирное тело и т.д.

СИЗИГИ (Греч.) Гностический термин, означающий пару: один - активный, другой - пассивный. Относится главным образом к Зонам.

СИЛЬФЫ Розенкрейцерское наименование элементалов воздуха.

СИМВОЛИЗМ Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание - устный символ. Китайская письменность представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.

СИМОН МАГ Величайший самаритянский гностик и тавматург, прозванный "великою Силою Бога".

СИМОН-БЕН-ИОХАИ Раввин-Адепт, автор "Зохара" (см.).

СИМОРГ (Перс.) То же, что крылатый Сиорг, нечто вроде гигантского грифона, наполовину феникс, наполовину лев, наделен пророческими способностями в иранских легендах. Симорг был хранителем Мистерий древней Персии. В конце этого цикла ожидается его новое появление в виде гигантской птицы-льва. Эзотерически это символ Манвантарного цикла. Его арабское имя - Ракши.

СИНАЙ (Евр.) Гора Синай, Нисси "Исхода" (XVII, 15), место рождения почти всех солнечных богов древности, таких как Дионис, рожденный в Ниссе или Нисе, Зевс из Нисы, Вакх и Озирис (см.). Некоторые древние народы считали Солнце потомком Луны, которая сама некогда была солнцем. Sin-ai - это "Гора Луны", отсюда и соответствие.

СИНГ БОНГА Дух Солнца у коларианских племен.

СИНГХА (Санскр.) Созвездие Льва; Сингх означает "лев".

СИНИВАЛИ (Санскр.) Первый день новолуния, непосредственно связан в Индии с оккультной практикой.

СИНИКА (Санскр.) Также Синита и Саника и т.п., как варианты. В "Вишну Пуране" это дано как имя грядущего мудреца, которого будет учить тот, кто станет Майтрейей, в конце Кали Юги, и добавлено, что это великая тайна.

СИНТО (Яп.) Древняя религия Японии до Буддизма, основанная на поклонении духам и предкам.

СИРИУС (Греч.) По-египетски - Сотис. Звезда пса: звезда, которой поклонялись в Египте и которая почитается оккультистами; первые почитали ее, потому что ее восход вместе с солнцем был знаком благодатного наводнения Нила, а последние - потому что она таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой форме, Меркурием. Таким образом, Сотис-Сириус обладал и по-прежнему обладает мистическим и непосредственным воздействием на все живое небо, и связан почти с каждым богом и богиней. Это была "Изида на небесах", и называлась она Изидой-Сотис, ибо Изида находилась "в созвездии Пса", как провозглашается на ее изваяниях. "Считалось, что душа Озириса пребывает в существе, которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в руке и плетью через плечо." Сириус есть также Анубис, и непосредственно связан с кольцом "Не преступи"; кроме того, он идентичен с Мифрой, персидским богом Мистерий, и с Гором и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис. Будучи связан с Пирамидой, Сириус, вследствие этого, был связан с посвящениями, которые происходили в ней. Некогда внутри великого храма Дендеры существовал храм, посвященный Сириус-Сотису. Суммируя сказанное, все религии конечно же не произошли от Сириуса, звезды пса, как стремился доказать Дюфо, французский египтолог, но Сириус-Сотис, несомненно, тесно связан с каждой из религий древности.

СИСТР (Халд.) Согласно Берозу, последний из десяти царей династии божественных царей, и "Ной" Халдеи. Так, подобно тому, как Вишну предсказывает Вайвасвата-Ману надвигающийся потоп, и, предупреждая его, велит ему строить ковчег, в котором спасаются он и семеро Риши, - так же и бог Хэа предсказывает то же самое Сиситру (или Ксизутру), указывая ему подготовить корабль и спасаться вместе с несколькими избранными. Следуя его примеру, почти 800 000 лет спустя Господь Бог Израиля повторяет такое же предупреждение Ною. Кто же из них более ранний? История Ксизутра, теперь расшифрованная с ассирийских табличек, подтверждает то, что о халдейском потопе говорили Бероз, Аполлодор, Абиден, и т.д., и т.д. (см. одиннадцатую табличку в "Chaldean Account of Genesis" Смита, с. 263 и далее). Эта табличка N XI включает все, о чем говорится в шестой и седьмой главах "Бытия" - богов, грехи людей, приказ строить ковчег, Потоп, уничтожение людей, голубя и ворона, посланных из ковчега, и, наконец, Гору Спасения в Армении (Низир-Арарат) - все это здесь. Слова - "бог Хэа услышал, и его печень разгневалась, так как люди запятнали его чистоту", и история о том, как он уничтожил все свое потомство, были высечены на каменных табличках за многие тысячелетия до того, как ассирийцы скопировали их на своих глиняных плитках, и даже последние, несомненно, предшествуют Пятикнижию, "записанному по памяти" Ездрой едва-ли за четыре столетия до Р.Х.

СИСТРУМ (Греч.) Египетский ссеш или кемкен. Инструмент, обычно делавшийся из бронзы, но иногда из золота или серебра, имеющий открытую кругообразную форму, с ручкой, и четырьмя струнами, проходящими через отверстия, на концах которых были прикреплены звенящие кусочки металла; вверху он был украшен фигурой Изиды или Хатор. Это был священный инструмент, используемый в храмах для произведения, с помощью его сочетания металлов, магнетических токов и звуков. По сей день он сохранился в христианской Абиссинии под названием санасек, и благочестивые жрецы применяют его, чтобы "прогонять чертей из помещений", - действие, совершенно понятное для оккультиста, хотя оно и вызывает смех у скептика-востоковеда. Жрица обычно держала его в правой руке во время церемонии очищения воздуха или "заклинания стихий", как это назвал бы Э.Леви, тогда как жрецы держали Систрум в левой руке, правою манипулируя "ключом жизни" - крестом с рукояткой, или Тау.

СИСУМАРА (Санскр.) Воображаемый вращающийся пояс, в котором движутся все небесные тела. Этот сонм звезд и созвездий представлен фигурой Сисумары, черепахи (tortoise) /некоторые говорят - морской свиньи (porpoise)!/, дракона, крокодила, и еще в том же роде. Но так как это есть символ Йога-медитации святого Васудэвы или Кришны, это должен быть крокодил или, вернее, дельфин, ибо он идентичен с Макарой Зодиака. Дхрува, древняя полярная звезда, помещается на конце хвоста этого звездного чудовища, голова которого обращена к югу и тело изгибается в кольцо. Выше, вдоль хвоста расположены Праджапати, Агни и т.д., а у его основания помещаются Индра, Дхарма и семь Риши (Большая Медведица), и т.д., и т.д. Значение его, конечно, мистическое.

СИФРА ДИ ЦЕНИУТА (Халд.) Книга Сокрытой Тайны; один из разделов "Зохара". (См. Матерс, "Kabbalah Unveiled".)

СИ-ЦЗАН (Кит.) Китайское название Тибета; в Императорской Библиотеке столицы Фу Цзянь упомянут как "великое местонахождение Оккультного знания" в 2207 г. до Р.Х. ("Тайная Доктрина", I, 338.)

СКАРАБЕЙ В Египте - символ воскресения, также перевоплощение; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла ее, и перевоплощения для Эго, "духовного тела" низшей, человеческой Души. Египтологи раскрывают лишь половину истины, когда, размышляя над значением некоторых надписей, они говорят, "оправданная душа, раз достигшая определенного периода своих странствий (просто, по смерти физического тела), должна быть соединена со своим телом (т.е. Эго), чтобы никогда больше не отделятся от него" (Руже). Что есть это так называемое тело. Может ли оно быть муми. Несомненно нет, ибо выпотрошенный мумифицированный труп никогда воскреснуть не может. то может быть лишь вечное, духовное одеяние, Эго, которое никогда не умирает, но дает бессмертие всему, что соединятся с ним. "Освобожденный Разум, (который) вновь облачается в свою светящуюся оболочку и (вновь) становится Daimon", как выражается проф. Масперо, есть духовное Эго; а личное Эго или Кама-Манас, его прямой луч, или низшая душа, есть то, что стремится стать Озирифицированным, т.е. соединяется со своим "богом"; и та частица его, которая преуспеет в этом, никогда больше не отделится от него (бога), даже тогда, когда последний будет воплощаться вновь и вновь, периодически сходя на землю в своем странствии, в поисках дальнейшего опыта и следуя велениям Кармы. Хем, "сеятель семян", на стелле в картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и сеятель злаковых зерен, которые, после разложения, прорастают вновь и каждый раз в новом колосе, на котором держится скарабей; и Девериа очень правильно указывает что "Птах является инертной, материальной формой Озириса, который станет Сокари (вечным Эго), чтобы возродиться, и после этого стать Хармахом", или Гором в его превращении, воскресшим богом. Молитва, так часто встречающаяся в надгробных надписях - "желание воскресения в своей живой душе", или Высшим Эго - всегда имеет в конце скарабея, олицетворящего личную душу. Скарабей является самым почетаемым, также самым частым и привычным из всех символов египтян. Ни одна мумия не обходится без нескольких скарабеев, - это священный жук является излюбленным украшением высеченных изображений, домашней утвари и мебели, и Пьерре в своей "Livre des Morts" уместно замечает, что сокровенное значение этого иероглифа достаточно ясно объясняется тем, что египетская название скарабея, Хепер, означает быть, стать, выстроить вновь.

СКРИМИР (Сканд.) Один из знаменитых великанов в "Эддах".

СМАРТАВА (Санскр.) Смарта брамины; секта, основанная Шанкарачарьей.

СМЕРТЬ, ее Поцелуй. Согласно Каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба или Дворце Любви. (у.у.у.)

СМРИТИ (Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова Смрити, "Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные, чем последние, являющиеся Шрути, или "откровением".

СОД (Евр.) "Арканум", или религиозная мистерия. Мистерии Ваала, Адониса и Вакха, причем все солнечные боги в качестве символа имели змия, или, как в случае Мифры, "солнечного змия". Древние евреи также имели свой Сод, не исключая и символов, так как у них был "медный змий", воздвигнутый в Пустыне; этот особый змий был персидским Мифрой, символом Моисея как Посвященного, но, конечно, никогда не предназначался для представления исторического Христа. "Тайна (Сод) Господа принадлежит тем, кто боятся его", говорит Давид в "Псалтыре", XXV, 14. Но в еврейском оригинале мы читаем : "Сод Ihoh (или Мистерии) Иеговы для тех, кто боятся его". Ветхий Завет переведен столь ужасно неправильно, что стих 7 в "Псалтыре", IXXXIX, который в оригинале гласит - "Ал (Эл) ужасен в великом Соде Кедешимов" (галли, жрецы еврейских внутренних мистерий), в искаженном переводе читается: "Бога нужно страшно бояться в собрании святых". Симеон и Леви устраивали свой Сод, и это неоднократно упоминается в Библии. "О, душа моя", восклицает умирающий Иаков, "не входи в их тайну (в ориг. - Сод), в их собрание", т.е. в Sodality Симеона и Леви ("Бытие", XIIX, 6). (См. Данлэп, "Sod, the Mysteries of Adoni".)

СОДАЛЫ (Лат.) Члены школы жрецов. (См. Freund, "Latin Lexicon", IV, 448.) Цицерон также говорит ("De Senectute", 13), что "Sodalities были учреждены в Мистериях Иды Могущественной Матери". Тех, которые были посвящены в Сод, называли "товарищами".

СОДАЛЬСКАЯ КЛЯТВА Наиболее священная из клятв. Нарушение Содальской клятвы для обета каралось смертной казнью. Клятва и Сод (тайное знание) более ранние, чем Каббала или Предание, и в древнейших "Мидрашимах" исчерпывающе говорится о Мистериях или Сод, прежде чем они перешли в "Зохар". Теперь они упоминаются как Тайные Мистерии Торы, или Закона, нарушение которого имеет фатальные последствия.

СОКАРИС (Егип.) Бог огня; солнечное божество с многими формами. Он есть Птах-Сокарис, когда этот символ - чисто космический, и "Птах-Сокарис-Озирис", когда он фаллический. Божество это - гермафродит; священный бык Апис, будучи его сыном, зачат в нем солнечным лучом. Согласно "History of the East" Смита, Птах является "вторым Демиургом, эманацией из первого творящего Принципа" (первого Логоса). Прямой Птах, с крестом и жезлом, является "творцом яиц солнца и луны". Пьерре считает, что он представляет собой извечную Силу, предшествовавшую богам и "сотворившую звезды, и яйца солнца и луны". Мариетт Бей видит в нем "Божественную Мудрость, разбрасывающую звезды в необъятности", и его мнение подтверждает "Targum of Jerusalem", в котором утверждается, что "египтяне называли Мудрость Первого Разума - Птах".

СОМА (Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения, используемый в храмах для целей транса; священный напиток. Сома, луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь под воздействием тепла. (См. "Сома-напиток".)

СОМА-ЛОКА (Санскр.) Нечто вроде лунной обители, где пребывает бог Сома, правитель луны. Обитель Лунных Питри - или Питрилока.

СОМА-НАПИТОК Приготовляется из редкого горного растения посвященными браминами. Этот индусский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами Олимпа. Мисты в Элевзинских посвящениях также осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния (Небес). Известный европейцам напиток сома не есть настоящая сома, но ее заменитель, ибо только посвященные жрецы могут пробовать настоящую Сому; и даже цари и раджи при жертвоприношениях получают заменитель. Хауг подтверждает это признанием в своей "Айтарейя Брахмане", что то, что он пробовал и нашел отвратительным, не была Сома, но сок из корней Ньяградха, растения или кустарника, растущего на холмах Пуны. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов Деккана, совершающих жертвоприношения, утеряли секрет настоящей Сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей первоначальной ведийской религии осталось очень мало; они - предполагаемые потомки Риши, истинных Агнихотри, посвященных великих Мистерий. Напиток Сома отмечен даже в индусском Пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто пьет его, приобщается к царю небесному, он наполняется его сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их обращенные наполнялись Святым Духом, и очищались от своих грехов. Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа берет верх над физической; она наделяет божественной силой вдохновения, и развивает до предела способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко соединяет внутренний, высший "дух" человека - этот дух есть ангел, подобно мистической Соме - с его "неразумной душой", или астральным телом; и, объединенные силою магического напитка, они вместе возносятся над физической природой и приобщаются во время жизни к блаженству и невыразимой славе Небес. Таким образом, индусская сома мистически и во всех других отношениях есть то же, что для христиан причастие. Идея подобна. Посредством жертвенных молитв - мантр - это жидкость считается мгновенно претворенной в настоящую Сому, или ангела, и даже в самого Браму. Некоторые миссионеры с большим возмущением высказывались об этой церемонии, тем более, видя, что брамины обычно употребляют в качестве заменителя разновидность спиртного напитка. Но разве христиане менее горячо верят в претворение вина, во время причастия, в кровь Христову только потому, что вино попадается более или менее алкогольное? Разве идея этого символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне жертвенной чаши индусов. ("Разоблаченная Изида".)

СОМАПА (Санскр.) Класс Лунных Питри. (См. "Трисупарна".)

СОМНАМБУЛИЗМ Букв., "хождение во сне", или передвижение, деятельность, писание, чтение или совершение любого действия бодрствования в состоянии сна, с полным забвением происходившего при пробуждении. Это один из великих психо-физиологических феноменов, наименее понятый, хотя и самый обескураживающий, и к которому лишь Оккультизм имеет ключ.

СОРТЕС САНКТОРУМ (Лат.) "Святое бросание жребия с целью предсказания", практиковавшееся ранним и средневековым христианским духовенством. Св. Августин, который "не порицал этот способ узнавания будущего, лишь бы он не использовался для мирских целей, сам пользовался им" ("Жизнь Св. Григория Турского"). Если, все же, "этим пользуются миряне, еретики или язычники" любого рода, то sortes sanctorum становится - если благочестивым и набожным отцам - sortes diabolorum или sortilegium - колдовством.

СОСИОШ (Зенд.) Маздеанский Спаситель, появления которого, подобно Вишну, Будде Майтрейе и другим, ожидается на белом коне в конце цикла для спасения человечества. (См. "Шамбала".)

СОУАН (Пали.) Первый из "четырех путей", ведущих к Нирване, в практике Йоги.

СОУАНИ (Пали.) Вступивший на этот "путь".

СОФИЯ (Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

СОФИЯ АХАМОТ (Греч.) Дочь Софии. Персонифицированный Астральный Свет или низший план Эфира.

СОХАМ (Санскр.) Мистический слог, представляющий инволюцию; букв., "То Я есмь".

СОХИД (Егип.) Божество, которому была посвящена кошка.

СПАРША (Санскр.) Чувство осязания.

СПЕНТА АРМАЙТА (Зенд.) Женский гений земли; "прекрасная дочь Ахура Мазды". У маздеян Спента Армайта есть персонифицированная Земля.

СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть чистый Спиритуализм. Что касается верования, которое фигурирует под этим названием, а именно, верования в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума - это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось "Некромантией". Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.

СРАВАХ (Мазд.) Ам?е?пенты, в их высшем аспекте.

Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (См. Овид., "Метам.", кн. XV.) Серафимы "Ветхого Завета", видимо связаны с Херувимами (см.). В Каббале Серафимы - это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой - Суровостью. (у.у.у.)

СРАСТАРА (Санскр.) Ложе, состоящее из циновки или тигровой шкуры, усыпанное дарбха, нуша и другими травами, употребляемое аскетами - гуру и челами - и расстилаемое на полу.

СРОТАПАТТИ (Санскр.) Букв., "вступивший в поток", т.е. поток и тропу, ведущую к Нирване, или образно - к Нирваническому Океану. То же, что Соуани.

СТАРЕЦ (Каббал.) Одно из каббалистических названий Сефиры, именуемой также Венцом, или Кэтер.

СТАРЦЫ Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рожденным из Хаоса или "Глуби".

СТОЛБЫ ГЕРМЕСА. Подобно "столбам Сета" (с которыми они отождествляются), служили для ознаменования оккультных событий, и на них символически высекались различные эзотерические тайны. Такой обычай был всеобщим. Утверждают, что и Енох воздвигал столбы.

СТОЛБЫ, Два. Якин и Боаз были поставлены у входа в Храм Соломона, первый по правую, второй по левую стороны. Их символизм развит в ритуалах франкмасонов.

СТОЛБЫ, Три. Когда десять Сефиротов расположены в виде Древа Жизни, две вертикальные линии разделяют их на 3 Столба, а именно: Столб Жестокости, Столб Милосердия, и центральный Столб Умеренности. Бина, Гебура и Ход образуют первый - Столб Жестокости; Кэтер, Тиферет, Иесод и Макут - центральный столб; Хокма, Хезед и Нецах - Столб Милосердия. (у.у.у.)

СТРАНА ВЕЧНОГО СОЛНЦА Предание помещает ее за арктическими областями у Северного Полюса. Это есть "страна богов, где солнце никогда не заходит".

СТУПА (Санскр.) Конусообразный памятник, в Индии и на Цейлоне, воздвигаемый над останками Будды, Архатов и других великих людей.

СТУПА Искусственный холм, покрывающий останки Будды или какого-либо другого великого Архата. Ступы также называют дагобами.

СТХАВАРА (Санскр.) От stha - стоять или оставаться неподвижным. Термин для обозначения всех сознательных, чувствующих объектов, лишенных способности передвижения - закрепленных и укорененных подобно деревьям или растениям; тогда как все чувствующее, которое к определенной степени сознания добавляет движение, называется Джангама, от гам, двигаться, ходить.

СТХАВИРАХ или Стхавхраникая (Санскр.) Одна из самых ранних философских созерцательных школ, основанная за 300 лет до Р.Х. В 247 г. до Р.Х. она раскололась на три части: Махавихара Васинах (школа больших монастырей), Джетаваниях и Абхаягири Васинах. Это одно из четырех ответвлений Школы Вайбхачика, основанной Катьяяной, одним из великих учеников Владыки Готамы Будды, автором "Абхидхарма Джнана Прастхана Шастра", появление которого ожидается уже в качестве Будды. (См. "Абхаягири" и т.д.) Все эти школы высоко мистичны. Букв., Ставираникая переводится как "Школа Главы" или "Президента" (Когана).

СТХАЛА МАЙА (Санскр.) Грубое, конкретное и - поскольку дифференцированное, то - иллюзия.

СТХАНА (Санскр.) Также Айана; место или обитель бога.

СТХИРАТМАН (Санскр.) Вечное, верховное, применяется к Всемирной Душе.

СТХИТИ (Санскр.) Свойство сохранения; стабильность.

СТХУЛА (Санскр.) Дифференцированная и обусловленная материя.

СТХУЛА ШАРИРА (Санскр.) В метафизике - грубое физическое тело.

СТХУЛОПАДХИ (Санскр.) "Принцип", отвечающий низшей триаде в человеке, т.е. телу, астральной форме и жизни, в Тарака Раджа Йоге системе, которая перечисляет только три главных принципа в человеке. Стхулопадхи соответствует джаграта или бодрствованию, сознательному состоянию.

СУБСТАНЦИЯ Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и реальную субстанцию.

СУБХАВА (Санскр.) Бытие; самообразующая субстанция или "сущность, самодающая себе сущность". (См. "Экашлока Шастра" Нагарджуны.) Объясняется парадоксально, как "природа, не имеющая своей собственной природы", а также как то, что в действии и вне действия. (См. "Свабхават".) Это есть Дух внутри Субстанции, идеальная причина сил, воздействующих на процесс формирующей эволюции (не "творения", в смысле, обычно придаваемом этому слову); эти силы в свою очередь становятся реальными причинами. Выражаясь словами, употребляемыми в Философиях Веданта и Вьяя: нимитта, действующая, и упадана, материальная, причины вечно сосуществуют в Субхаве. В одной санскритской шлоке сказано: "Достойнейший из подвижников, через ее мощь (мощь действующей причины) каждая сотворенная вещь выявляется в силу присущей ей природы".

СУГАТА (Санскр.) Один из титулов Владыки Будды; имеет много значений.

СУ-ДАРШАНА (Санскр.) Диск Кришны; пламенное оружие, играющее значительную роль в биографиях Кришны.

СУДДА САТВА (Санскр.) Субстанция, неподверженная свойствам материи; светоносная и невидимая (для нас) субстанция, из которой сформированы тела Богов и высших Дхиани. В философском смысле, Судда Сатва скорее представляет собой сознательное состояние духовного Эго-ства, чем какую-либо сущность.

СУДХА (Санскр.) Пища богов, похожая на амриту, субстанцию, дарующую бессмертие.

СУДЬЮМНА (Санскр.) Эпитет Илы (или Иды), отпрыска Вайвасвата Ману и его прекрасной дочери, возникшей из его жертвы, когда он остался один после потопа. Судьюмна была андрогинным существом, один месяц - мужчиной, другой - женщиной.

СУКХАБ (Халд.) Один из семи вавилонских богов.

СУКХАВАТИ (Санскр.) Западный Рай необразованной толпы. В народном представлении существует Западный Рай Амитабхи, где добрые люди и святые проводят время в физических наслаждениях, пока Карма снова не уносит их в круг перевоплощений. Это преувеличенное и ошибочное представление о Дэвачане.

СУКШМА ШАРИРА (Санскр.) Сну-подобное, призрачное тело, родственное Манасарупе или "телу мысли". Это одеяние богов или Дхиани и Дэв. Пишется также Сукшама Шарира, и Тарака Раджа Йогами называется Сукшмопадхи ("Тайная Доктрина", I, 211).

СУКШМОПАДХИ (Санскр.) В Тарака Раджа Йоге "принцип", содержащий акк высший, так и низший Манас и Каму. Он соответствует Маномайа Коше ведантийской классификации и состоянию Свапна. (См. "Свапна".)

СУ-МЕРУ (Санскр.) То же, что Меру, мировая гора. Приставка Су подразумевает восхваление и возвеличение предмета или имени собственного, следующего за ней.

СУНАСЕФА (Санскр.) Пуранический "Исаак"; сын мудреца Ришики, продавшего его за сотню коров царю Амбарише для принесения в жертву и "всесожжения" в честь Варуны, вместо царского сына Рохиты, посвященного его отцом богу. Уже распростертого на алтаре, Сунасефу спасает Риши Вишвамитра, который призывает сотню своих собственных сыновей занять место жертвы, и после их отказа, понижает их до состояния чандал. После этого Мудрец сообщает жертве мантрам, повторение которого привлекает на спасение его богов; после чего он усыновляет Сунасефу как старшего сына. (См. "Рамаяна".) Существуют разные версии этой истории.

СУНИАМ Магическая церемония с целью перенести болезнь с одного лица на другое. Черная магия, колдовство.

СУН-МИН-ШУ (Кит.) Китайское древо знания и древо жизни.

СУРАБХИ (Санскр.) "Корова изобилия"; сказочное существо, одна из четырнадцати драгоценностей, извлеченных из океана молока при пахтании его богами. "Корова", исполняющая все желания своего владельца.

СУРАРАНИ (Санскр.) Титул Адити, матери богов,или суров.

СУ-РАСА (Санскр.) Дочь Дакши, супруга Кашияны, мать тысячи многоголовых змеев и драконов.

СУРТУР (Сканд.) Предводитель огненных сынов Муспела в "Эддах".

СУРУКАЯ (Санскр.) Один из "Семи Будд", или Сапта Татхагат.

СУРЫ (Санскр.) Общее название богов, то же, что и дэвы; противоположность асуров, или "не-богов".

СУРЬЯ (Санскр.) Солнце, которому поклонялись в "Ведах". Отпрыск Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель богов и людей, и их "плотник", распинает на верстаке, укорачивает на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности, образуя вокруг нее темный ореол. Тайна последнего посвящения и аллегорическое ее представление.

СУРЬЯВАНША (Санскр.) Солнечная раса. Сурьяванши - тот, кто заявляет о своем происхождении от рода, возглавляемого Икшваку. Таким образом, тогда как Рама принадлежал к Айодхья Династии Сурьяванши, Кришна принадлежал к роду Яду лунной расы, или Чандраванши, как и Готама Будда.

СУРЬЯВАРТА (Санскр.) Степень или стадия Самадхи.

СУРЬЯСИДДХАНТА (Санскр.) Санскритский трактат по астрономии.

СУТРА (Санскр.) Вторая группа священных писаний, предназначенная для буддистов-мирян.

СУТРАТМАН (Санскр.) Букв., "нить духа"; бессмертное Эго, Индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные Личности. Всемирный жизне-поддерживающий воздух, Самашти пран; всемирная энергия.

СУФИЗМ (Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с Масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени посвящения: 1-я, испытательная, со строгим внешним соблюдением мусульманских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного значения каждой церемонии и догмы; 2-я, метафизическое обучение; 3-я, степень "Мудрости", когда кандидат посвящается в самую сокровенную природу вещей; и 4-я, заключительная Истина, когда Адепт достигает божественных сил, и завершает единение с Единым Вселенским Божеством в экстазе или Самадхи.

СУШУМНА (Санскр.) Солнечный луч - первый из семи лучей. Также название спинного нерва, соединяющего сердце с Брамарандрой и играющего крайне важную роль в практике Йоги.

СУШУПТИ АВАСТХА (Санскр.) Глубокий сон; один из четырех аспектов Пранавы.

СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским Полям, которые были смешаны с их Гадисом. Как м-р Боскавен сообщает: "Царство Подземного Мира было царством бога Хэа, и Гадис ассирийских легенд был помещен в подземном мире, и им правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Ее также называют Аллат." Одна переведенная надпись гласит: - "После даров этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба, в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии богов, которые обитают в Ассирии." Это достойно христианской могильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадис за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она должна была оставить что-то принадлежащее ей.

СЫН ВДОВЫ Имя, данное французским масонам, вследствие того, что масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и смерти Хирама Абифа, "сына вдовы", который якобы помогал строить мифический Храм Соломона.

СЮАН ЦЗАН Крупный китайский писатель и философ, путешествовавший по Индии в шестом столетии, чтобы узнать больше о Буддизме, которому он был предан.

СЮОЙЯТЕР (Фин.) В эпосе финнов "Калевала" - имя предвечного Духа Зла, из слюны которого был рожден змей зла.

Т.

Т. - Двенадцатая буква алфавита. В латинском алфавите значение ее было 160, а с чертой (Т) - 160 000. Это последняя буква еврейского алфавита, Тау, эквивалентами которой являются Т, ТН, и числовое значение 400. Ее символами были: в качестве тау - крест +, остов основания строения; и в качестве тет (Т), девятой буквы, - змея и корзина Элевзинских мистерий.

ТААРОА (Таити.) Созидательная сила и главный бог таитян.

ТАБЛИЦА ИЗИДЫ Подлинный памятник египетского искусства. На ней богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер описывает ее как медную плиту, покрытую черной эмалью и серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и потому называлась "Tabula Bambina sive Mensa Isiaca". Под этим названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, М.В., который дает ее "Историю и Оккультное Значение" в чрезвычайно интересной и высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта таблица, как считали, была вотивным пожертвованием Изиде в одном из ее многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она попала к одному солдату, продавшему ее кардиналу Бембо. Затем она перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряна.

ТАБЛИЧКА БЕМВО, или Mensa Isiaca. Медная табличка, покрытая мозаичными рисунками (теперь в Туринском музее), когда-то принадлежавшая знаменитому кардиналу Бембо. Происхождение и датировка ее неизвестны. Она покрыта египетскими фигурами и иероглифами, и, как предполагают, была орнаментом в древнем Храме Изиды. Ученый иезуит Кирхер дал ее описание, и у Монтфоксна есть глава, посвященная ей. (у.у.у.) Единственный труд на английском языке о Табличке Изиды написан доктором У. Уинном Уэсткоттом, который в дополнение к ее истории, описанию и оккультному значению, поместил и фотогравюру.

ТАБ-НУТ (Евр.) Форма; каббалистический термин.

ТАВМАТУРГИЯ "Чудотворство"; способность творить чудеса с помощью богов. От греческих слов thauma, "чудо", и theurgia, "божественная работа".

ТАД-АЙКИЯ (Санскр.) "Тождественность"; отождествление или единство с Абсолютом. Всемирная, непознаваемая Сущность (Парабрахм) в "Ведах" не имеет названия, к нему обычно обращаются как к Тад, "То".

ТАЕЭР (Егип.) Женский Тифон, гиппопотам, называемый также Ta-ur, Ta-op-oer, и т.д.; она - Thoueris греков. Эту супругу Тифона изображали в виде чудовищного гиппопотама, сидящего на задних лапах с ножом в одной руке и священным узлом в другой (паша Шиви). Спина ее была покрыта чешуей крокодила, и она имела хвост крокодила. Она также называется Теб, из-за чего Тифона иногда также называют Тебом. На памятнике шестой династии она названа "кормилицей богов". В Египте ее боялись даже больше Тифона. (См. "Тифон".)

ТАИТТРИЯ (Санскр.) Одна из "Брахман" "Яджур Веды".

ТАЙГЕТ (Греч.) Одна из семи дочерей Атласа - третья, ставшая впоследствии одной из Плеяд. Эти семь дочерей, по преданию, олицетворяют семь подрас четвертой коренной расы, расы атлантов. (Вследствие ошибочной транслитерации, санскритские слова, начинающиеся с букв Tch. помещены неправильно и должны находиться под C.)

ТАЙДЖАСИ (Санскр.) Сияющий, пламенный - от Теджас, "огонь"; иногда употребляется для обозначения Манаса-рупы, "тела мысли", а также звезд.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА Общее название, данное эзотерическим учениям древности.

ТАЙРИЯГИОНЬЯ (Санскр.) Пятое творение, или, вернее, пятая ступень творения, творение низших животных, пресмыкающихся, и т.д. (См. "Тирьяксрота".)

ТАКО-ЛОКА (Санскр.) Царство дэв огня, называемых Вайраджами. Оно именуется - "мир семи мудрецов", а также "царство искупления". Одна из Шашта-лок (шести миров) над нашим, седьмым.

ТАЛАПОЙН (Сиам.) Буддийский монах и аскет в Сиаме; некоторым из этих аскетов приписываются большие магические силы

ТАЛИСМАН От арабского tilism или tilsam, "магическое изображение". Предмет, сделанный либо из камня, металла, либо из священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и изображениями, нанесенными под определенными планетными воздействиями в виде магических формул, даваемый сведущим в оккультных науках кому-либо из несведущих, с целью или охранить его от зла, или для удовлетворения определенных желаний. Все же, наибольшая сила и эффективность талисмана заключается в вере его обладателя; и это не из-за легковерности последнего, и не потому, что талисман не обладает силой, но потому что вера есть качество, обладающее очень мощной созидательной силой, и поэтому - бессознательно для самого верующего - стократно увеличивает силу, первоначально сообщенную талисману его изготовителями.

ТАЛМИДАЙ ХАКАМИМ (Евр.) Класс мистиков и каббалистов, которые в "Зохаре" названы "Учениками Мудрого", и которые были сарисим, или добровольными евнухами, становясь такими по духовным соображениям. (См. "От Матфея", XIX, 11-12, место, где восхваляется подобный акт.)

ТАЛМУД (Евр.) Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, Мишна, и более современная, Гемара. Евреи, называя "Пятикнижие" писанным законом, называют "Талмуд" написанным или устным законом. (у.у.у.) "Талмуд" содержит гражданские и церковные законы евреев, приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между "Пятикнижием" и "Талмудом", первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как обе были получены Моисеем на Горе Синай от Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал устно.

ТАМАЛА ПАТТРА (Санскр.) Безупречный, чистый, подобный мудрецу. Также название листа Laurus Cassia, дерева, якобы обладающего разными очень оккультными и магическими свойствами.

ТАМАРИСК или Эрика. Священное дерево в Египте, обладающее большими оккультными свойствами. Многие храмы были окружены этими деревьями, особенно храм в Филэ, священный из священнейших, так как считалось, что под ним захоронено тело Озириса.

ТАМАС (Санскр.) Качество тьмы, "загрязненности" и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трех гун или основных качеств.

ТАММУЗ (Сир.) Сирийское божество, почитавшееся евреями идолопоклонниками так же, как и сирийцами. Женщины Израиля совершали ежегодный плач над Адонисом (этот прекрасный юноша тождественен с Таммузом). Праздник, устраиваемый в его честь, был связан с солнцестоянием, и начинался с новолуния в месяце Таммуза (июле); проходил главным образом в Библосе в Финикинии; но его праздновали даже в четвертом веке нашей эры в Вифлееме, так как Св. Иероним выражает ("Послания", с. 49) свои жалобы следующими словами: "На Вифлеем роща Таммуза, то есть Адониса, бросала свою тень! И в гроте, где некогда кричал младенец Иисус, оплакивали возлюбленного Венеры". И, действительно, в Мистериях Таммуза или Адониса целая неделя проводилась в оплакиваниях и скорби. За погребальными процессиями следовал пост, и затем веселья; ибо считалось, что после поста Адонис-Таммуз воскресал из мертвых, и дикие оргии с весельем, едой и питьем, как теперь на Пасху, продолжались без перерыва несколько дней.

ТАМРА ПАРНА (Санскр.) Цейлон, древняя Тапробана.

ТАМТИ (Халд.) Богиня, то же, что и Белита. Тамти-Белита есть олицетворенное Море, матерь города Эрех, халдейского Некрополя. Астрономически Тамти - это Асторет или Иштар, Венера.

ТАНАИМ (Евр.) Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты древних времен. "Талмуд" содержит различные легенды о них и приводятся имена главных из них.

ТАНГА-ТАНГО (Перуан.) Идол, пользующийся большим почитанием у перуанцев. Это символ Triune, или Троицы, "Один в трех и три в Одном", и существовал уже до нашей эры.

ТАНДЖУР (Тибет.) Собрание буддийских трудов, переведенных с Санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов по разным темам. Канджур, который содержит указания или "Слово Будды", состоит лишь из 108 томов.

ТАНМАТРЫ (Санскр.) Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти основных Стихий - земли, воды, огня, воздуха и эфира; т.е. танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

ТАНТРА (Санскр.) Букв., "закон или ритуал". Определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами - худшая из форм черной магии и колдовства.

ТАНТРИКА (Санскр.) Церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и черной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т.е. "белые" и "черные" чародеи. Поклонение последних - в высшей мере распущенное и безнравственное.

ТАНХА (Пали.) Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перевоплощения или реинкарнации.

ТАОР (Евр.) Букв., Mundus, мир; имя данное Божеству, - такое определение указывает на веру в Пантеизм.

ТАПАС (Санскр.) "Отвлечение", "медитация". "Совершать тапас" значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами.

ТАПАСА-ТАРУ (Санскр.) Sesamum Orientale, дерево, которое было очень священно среди древних аскетов Китая и Тибета.

ТАПАСВЫ (Санскр.) Аскеты и отшельники буддийской, браминской и даоистской религии.

ТАРА (Санскр.) Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная Царем Сомой, Луной, что привело к войне между Богами и Асурами. Тара олицетворяет мистическое знание, в противоположность ритуалистической вере. Она - матерь (с Сомой) Будха, "Мудрости".

ТАРАКА (Санскр.) Описывается, как данава и дайтья, т.е. "Великан-Демон", сверхчеловеческий аскетизм которого как йога заставил богов опасаться за свою власть и верховенство. По преданию, был убит Карттикеей. (См. "Тайная Доктрина", II, 479.)

ТАРАКА РАДЖА ЙОГА (Санскр.) Одна из браминских систем Йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущего к Нирване.

ТАРАКАМАЙА (Санскр.) Первая война на Небесах из-за Тары.

ТАРГУМ (Халд.) Букв., "Толкование", от корня тарген, толковать. Изложение еврейских Писаний. Некоторые из Таргумов очень мистичны, причем арамейский (или таргумский) язык используется по всему "Зохару" и другим каббалистическим книгам. Чтобы отличить этот язык от еврейского, называемого "лицом" священного языка, его называют ahorayim, "задняя часть", истинный смысл которой следует читать между строк, согласно определенным методам, которые давались изучающим. Латинское слово тергум, "спина", произведено от еврейского или, вернее, арамейского и халдейского таргум. "Книга Даниила" начинается на еврейском языке, и вполне понятна до гл. II, 4, когда халдеи (Маги-Посвященные) начинают говорить с царем на арамейском - не на еврейском, как неправильно переведено протестантской Библией. Перед тем, как он начинает объяснять царю свой сон, Даниил говорит на еврейском, но сам сон он объясняет (гл. VII) на арамейском. "Так же и в "Ездре" (IV, V и VI) слова царей приводятся буквально, но все это на арамейском языке", говорит Исаак Мейер в свей "Каббале". Существуют Таргумы разных веков; последние уже являют знаки мазоретской, или системы гласных, что делает их еще более полными умышленных маскировок. Совету "Pirke Aboth" (г. I, параграф 1) - "Укрой Тору" (закон) - поистине верно следовали как в Библии, так и в Таргумах; и мудр тот, кто сумеет истолковать их правильно, если только он не испытанный оккультист-каббалист.

ТАССИСУДУН (Тибет.) Букв., "святой город учения"; однако, в нем больше дугпа, чем святых. Это главная резиденция в Бутане церковного Главы секты Б'он - Дхарма Раджи. Последний, хотя по собственному признанию северный буддист, является просто поклонником древних богов-демонов местных жителей, - природных духов или элементалов, которым поклонялись в этой стране до введения Буддизма. В Восточный или Великий Тибет не допускается ни один иностранец, и тем немногим ученым, которые осмеливаются путешествовать в этих запретных районах, не позволяют углубиться дальше пограничных областей земли Бод. Они скитаются по Бутану, Сиккиму, повсюду вдоль границы этой страны, но не могут ничего узнать об истинном Тибете, а следовательно - об истинном Северном Буддизме или Ламаизме Цонг-к'а-па. И несмотря на это, описывая не больше, чем ритуалы и верования секты Б'он и странствующих шаманов, они убеждают мир, что дают ему чистый Северный Буддизм, и рассуждают о его великом отпадении от своей первоначальной чистоты.

ТАТ (Егип.) Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа в творении, мужской и женский, и относился к природе и космосу; но сам по себе тат, с атф (или атеф) наверху, тройной короной Гора - двумя перьями с уреем впереди - представлял собой семеричного человека, причем крест, или две крестовины, означает низшую четверку, а атф - высшую триаду. Как метко замечает д-р Берч: "Четыре перекладины ... представляют четыре основы всех вещей, а тат является символом прочности".

ТАТ ЭСМУН (Египет.) Египетский Адам; первый человеческий предок.

ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

ТАТХАГАТА (Санскр.) "Тот, который подобен грядущему"; тот, кто, подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является грядущим будущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов Готамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.

ТАТХАГАТАГУПТА (Санскр.) Тайный или сокрытый Татхагата, или "охраняющий", защищающий Будда: относится к Нирманакаям.

ТАУ (Евр.) То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау, но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским крестом с рукояткой, крукс ансата римских народов, и идентично с египетским анкх. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно Адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет Р.Ф.Маккензи, "это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в Royal Arch Degree". Он также называется астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы - что доказывает его присутствие на одном из храмов Паленке, - также как и индусы, ставившие тау в качестве знака на лбу своих Чела.

ТАФНЕ (Египет.) Богиня; дочь солнца, изображаемая с головой львицы.

ТАФОС (Греч.) Гробница, саркофаг, который помещался в Адитуме и использовался для целей посвящения.

ТАХМУРАТ (Перс.) Иранский Адам, конем которого был Симорг Анке, грифон-феникс, или бесконечный цикл. Повторение или воспоминание о Вишну и Гаруде.

ТАШИЛУМПА (Тибет.) Большой центр монастырей и учебных заведений в трех часах ходьбы от Шигатзе; резиденция Таши Ламы, о котором подробнее см. "Панчен Римпоче". Он был построен в 1445 г. по указу Цонг-к'а-па.

ТВАШТРИ (Санскр.) То же, что Вишвакарман, "божественный художник", плотник и оружейник богов. (См. "Вишвакарман".)

ТЕАНТРОПИЗМ Быть богом и человеком одновременно; божественный Аватар (см.).

ТЕБА (Евр.) Природа; которая мистически и эзотерически есть то же, что ее олицетворенный Элохим, ибо числовое значение обоих слов - Теба и Элохим (или Алейм) - одинаково, а именно 86.

ТЕЙОХЕЛ (Евр.) Рождающий человека обитаемый мир, наша земля в "Зохаре".

ТЕЛЕЦ (Лат.) Одно из самых таинственных созвездий Зодиака, связанное со всеми "Первородными" солнечными богами. Телец отмечен буквой A, которая является его знаком в еврейском алфавите - буквой Алеф; и потому это созвездие называется "Один", "Первый" - по вышеупомянутой букве. Отсюда и "Первородные", которым всем оно и было посвящено. Бык есть символ силы и порождающей мощи - Логоса; отсюда и рога на голове Изиды, женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца (верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой, отбрасывающий Дракона, а христиане связывали этот знак и созвездие с Христом. Св.Августин называет его "великим Градом Бога"; египтяне - "толкователем божественного гласа", Апис-Пацисом Гермонта. (См. "Зодиак".)
Теги: Словарь теософских понятий
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Словарь теософских понятий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close