Главная » Словарь теософских понятий


21:25
Словарь теософских понятий
ЭДРИС (Араб.) или Идрис. Означает "Ученый" - эпитет, относимый арабами к Еноху.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (Греч.) Скрытый, тайный. От греческого esotericos, "внутренний", сокровенный.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БОДХИЗМ Сокровенная мудрость или разум, от греческого esotericos, "внутренний", и санскритского Бодхи, "знание", разум - в отличие от Буддхи, "способности познания или разума", и Буддизма, философии или Закона Будды (Озаренного). Пишется также "Будхизм", от Будха (Разум и Мудрость), сына Сомы.

ЭЙДОЛОН (Греч.) То же, что мы именуем человеческим фантомом, астральной формой.

ЭЙН (Евр.) Негативно существующий; божество в покое и абсолютно пассивное. (у.у.у.)

ЭЙН СОФ (Евр.) "Безграничный" или Беспредельный; Божество эманирующее и распространяющееся. (у.у.у.) Эйн Соф пишется также En Soph и Ain Suph, но никто, даже раввины, не уверены в написании гласных. В религиозной метафизике древних еврейских философов Принцип Единого был абстракцией, подобно Парабрахман'у, несмотря на то, что современные каббалисты преуспели сейчас, с помощью чистой софистики и парадоксов, в создании из него "Всевышнего Бога", и ничего более высокого. Но у ранних халдейских каббалистов Эйн Соф - "без формы и существования", "не имеющий подобия ни с кем другим" (Франк, "Die Kabbala", с.126). То, что Эйн Софа никогда не рассматривали как "Творца", утверждает даже такой ортодоксальный иудей, как Филон, который "Творца" называет Логосом, следующим за "Беспредельным", и "Вторым Богом". "Второй Бог есть мудрость его (Эйн Софа)", говорит Филон ("Quaest. et Solut."). Божество есть Ни-что; оно безымянно и поэтому названо Эйн Софом; Эйн означает ничто. (См. Франк, "Kabbala", с.153, прим.).

ЭЙН СОФ АУР (Евр.) Беспредельный Свет, который концентрируется в Первой и высшей Сефире или Кэтер, Венце. (у.у.у.)

ЭЙН-АЙОР (Халд.) Единственный "Самосущий", мистическое название божественной субстанции. (у.у.у.)

ЭКА (Санскр.) "Один"; также синоним Махата, Вселенского Разума как принципа Разумности. ЭКАНА-РУПА (Санскр.) Одно (и Многие) тела или формы; термин, относимый в "Пуранах" к Божеству.

ЭКАШЛОКА ШАСТРА (Санскр.) Труд Нагарджуны о Шастрах (Священных Писаниях); мистический труд, переведенный на китайский.

ЭКБАТАНА Знаменитый город в Мидии, достойный занять место среди семи чудес мира. Он описан Дрэпером в его "Conflict between Religion and Science", гл. I, следующим образом... "Прохладная летняя резиденция персидских царей была защищена семью окружавшими ее стенами из вырубленных и полированных глыб; внутренние стены были последовательно возрастающей высоты и разных цветов, в астрологическом соответствии с семью планетами. Дворец был покрыт серебряными изразцами, балки его были покрыты золотом. В полночь в его залах Солнце заменяли многие ряды факелов гарного масла. Райский сад, эта роскошь повелителей Востока, был разбит в центре города. Персидская империя поистине была мировым садом."

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ Внешний, публичный; противоположный эзотерическому или скрытому.

ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Одно из названий, данных Александрийской школе неоплатоников.

ЭКСТАЗ (Греч.) Психо-духовное состояние; физический транс, который вызывает ясновидение, и блаженное состояние, порождающее видения.

ЭКСТРА-КОСМИЧЕСКИЙ Вне Космоса или Природы; бессмысленное слово, изобретенное для утверждения существования личного бога, независимого от Природы per se или находящегося вне ее, в противоположность Пантеистической идее, что весь Космос пропитан или одушевлен Духом Божества; и что Природа является лишь одеянием, а материя - иллюзорной тенью реального невидимого Присутствия.

ЭЛЕВЗИНИИ (Греч.) Элевзинские Мистерии были наиболее знаменитыми и наиболее древними из всех греческих Мистерий (за исключением Самофракийских), и праздновались близ селения Элевзия, недалеко от Афин. Епифаний прослеживает их до времен Инаха (1800 г. до Р.Х.); по иной версии они учреждены Евмолпом, Царем Фракии и Иерофантом. Они праздновались в честь Деметры, греческой Цереры и египетской Изиды; а последний акт действия относился к приносимой жертве искупления и к воскресению, когда Посвященный допускался к высшей степени "Эпопта" (см.). Празднество Мистерий начиналось в месяце Боэдромионе (сентябрь), во время сбора винограда, и длилось с 15 по 22 число, семь дней. Еврейский праздник Табернакл, праздник Сбора Урожая в месяце Этаним (седьмом), тоже начинался 15 и кончался 22 числа этого месяца. Название месяца (Этаним) произошло, согласно некоторым писателям, от: Адоним, Адониа, Аттеним, Этаним, в честь Адоная или Адониса (Таммуза), смерть которого оплакивалась евреями в рощах Вифлеема. Жертвоприношение "Хлеба и Вина" совершалось до Мистерий посвящения, а во время церемонии тайны провозглашались кандидатами из петромы, своего рода книги, сделанной из двух каменных скрижалей (петрай), скрепленных с одной стороны и раскрывающихся подобно книге. (Для дальнейших разъяснений см. "Раз. Изида", II, с.51 и 107, и след.)

ЭЛЕМЕНТАЛЫ Духи Стихий. Существа, развивающиеся в четырех Царствах или Стихиях - земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня), и ундинами (воды). За исключением некоторых из высших классов и их властителей, они являются скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами. Эти силы как послушные посредники оккультистов могут производить разные действия, но служа "Элементариям" (см.) - в этом случае они порабощают медиумов - будут вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порожденные на 5-ом, 6-ом и 7-ом планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, силваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные, пинки, банши, болотные, белые дамы, привидения, феи и т.д., и т.д.

ЭЛЕМЕНТАРИИ Строго говоря, это развоплощенные души развращенных; эти души уже за некоторое время до смерти отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше относить этот термин к привидениям или фантомам развоплощенных личностей, вообще к тем, временное обиталище которых есть Кама Лока. Элифас Леви и некоторые другие каббалисты делают мало различия между духами-элементариями - бывшими людьми, и теми существами, которые населяют стихии и являются слепыми силами природы. Однажды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих Камарупических оболочках, и непреодолимо притягиваются к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в Кама Локе разнится по длительности, но неизменно кончается распадением, растворением, словно столб дыма, атом за атомом, в окружающих элементах.

ЭЛЕФАНТА Остров недалеко от Бомбея в Индии, на котором находятся хорошо сохранившиеся руины пещерного храма того же названия. Он один из древнейших в стране и несомненно является циклопической постройкой, хотя покойный Дж. Фергюсон и отрицал его большую древность.

ЭЛИВАГАР (Сканд.) Воды Хаоса, в космогонии древних скандинавов названные "потоком Эливагара".

ЭЛОЕЙ (Гност.) Гений и владыка Юпитера; его Планетарный Дух. (См. "Против Цельса" Оригена.)

ЭЛОХИМ (Евр.) Также Алхим, это слово пишется по-разному. Годфри Хиггинс всегда пишет его Алейм. Соответствующие еврейские буквы суть алеф, ламед, хе, иод, мем, и в числовом значении: 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по-видимому, есть множественное число существительного женского рода Элоа, АЛХ, образованное добавлением общей формы множественного числа ИМ, окончания мужского рода; и поэтому все вместе, очевидно, означает эманированные активные и пассивные сущности. Как титул это относится к "Бине", Божественное Матери, так же как и более полный титул IHVH ALHIM, Иегова Элохим. Так же как Бина приводит к семи последовательным Эманациям, так и "Элохим", как сказано, представляет семиричную силу божества. (у.у.у.)

ЭЛУ (Синг.) Древний диалект, употреблявшийся на Цейлоне.

ЭЛ-ЭЛИОН (Евр.) Имя Божества, заимствованное евреями от финикийской Элон - наименования Солнца.

ЭМАНАЦИЯ (Учение об.) В его метафизическом смысле оно противоположно Эволюции, но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, где зародыш, который развивается в утробный плод, уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения элементов и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты, а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков. Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь одного пламени передается и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов "Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) - или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было запроектировано (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы."

ЭМПУС (Греч.) Упырь, вампир, злой демон, принимающий различные формы.

ЭН (Халд.) Суффикс отрицания, подобно а в греческом языке и в санскрите. Первый слог в "Эн-Соф" (см.), или ничто, что начинается или кончается, "Бесконечное".

ЭН (ЭЙН) СОФ (Евр.) Бесконечный, беспредельный и безграничный. Абсолютный божественный Принцип, безличный и непостижимый. Буквально это означает "ни-что", т.е. ничто, что может быть соотнесено с чем-либо другим. Это слово и смысл эквивалентны ведантийским концепциям Парабрахма. (у.у.у.) Некоторые западные каббалисты, тем не менее, умудряются делать из То личное "Он", мужское божество вместо безличного.

ЭНОЙХИОН (Греч.) Букв., "внутреннее Око", "Провидец", - намек на третий внутренний или Духовный Глаз; настоящее имя Еноха, которое есть искажение от Ханох.

ЭНС (Греч.) То же, что греческое To On, "Бытие", или реальное Присутствие в Природе.

ЭОЛ (Греч.) Бог, который, по Гесиоду, сдерживает, а также освобождает ветры; царь гроз и ветров Царь Эолии, изобретатель паруса и великий астроном, и поэтому обожествленный после смерти.

ЭОН или ЭОНЫ (Греч.) Периоды времени; эманации, исходящие из божественной сущности, и небесные существа; гении и ангелы у гностиков.

ЭПИМЕТЕЙ (Греч.) Букв., "Тот, кто советуется после" события. В греческой Мифологии брат Прометея.

ЭПИНОЙА (Греч.) Мысль, изобретение, замысел. Имя, данное гностиками первому, пассивному Эону.

ЭПОПТ (Греч.) Посвященный. Тот, кто прошел последнюю стадию посвящения.

ЭРИДАН (Лат.) Ардан, греческое название реки Иордан.

ЭРОС (Греч.) Гесиод делает из бога Эроса третьего члена эллинской первоначальной Троицы, состоявшей из Урана, Геи и Эроса. Это есть олицетворенная порождающая Сила в природе в ее абстрактном смысле, движитель "сотворения" и порождения. Экзотерически мифология делает из Эроса бога страстного животного желания, - отсюда и термин эротический; эзотерически это нечто другое. (См. "Кама".)

ЭСИР (Сканд.) То же, что Асы, олицетворенные творящие Силы. Боги, создавшие черных гномов, или Эльфоф Тьмы, в Асгарде. Божественные Эсир, Асы, являются Эльфами Света. Это аллегория, сводящая вместе тьму, исходящую от света, и материю, рожденную от духа.

ЭФЕС (Греч.) Известен своей большой метафизической Коллегией, где во времена апостола Павла учили Оккультизму (Гнозису) и Платонизму. Город, считавшийся центром тайных наук и того Гнозиса или Мудрости, которая прямо противоположна извращению Христо-Эзотеризма по сей день. В Эфесе находилась большая Коллегия ессеев и все знания, приобретенные танаимами от халдеев.

ЭФИР (Греч.) У древних - божественная святоносная субстанция, наполняющая всю вселенную, "одеяние" Высшего Божества, Зевса, или Юпитера. У современных писателей - Эфир (Ether), о значении которого в физике и химии смотреть "Словарь" Вебстера или любой другой. В Эзотеризме Эфир (Ether) есть третий принцип Космической Семиричности; Земля является низшим, затем следуют Астральный свет, Эфир (Ether) и Акаша - высший.

ЭФИР Изучающие слишком склонны смешивать его с Акашей и Астральным Светом. Это ни то, ни другое, в том смысле, в котором эфир описан физической наукой. Эфир есть материальный проводник, хотя до сих пор и не обнаруженный ни одним физическим аппаратом; тогда как Акаша является определенно духовным проводником, идентичным, в некотором смысле, с Анима Мунди; в то время как Астральный Свет есть лишь седьмой и наивысший принцип земной атмосферы, так же необнаружимый, как и Акаша и настоящий Эфир, поскольку он принадлежит совсем другому плану. Седьмой принцип атмосферы земли, как сказано, Астральный Свет, есть лишь второй на Космической лестнице. Лестница Космических Сил, есть лишь второй на Космической лестнице. Лестница Космических Сил, Принципов и Планов, и Эманаций - на метафизическом - и Эволюций - на физическом плане, есть Космический Змий, кусающий свой хвост, Змий, отражающий более Высокого, и отраженный, в свою очередь, более низким Змием. Кадуцей раскрывает эту тайну, и четверичный Додекаэдр, по образу которого, по словам Платона, проявленный Логос - синтезированный непроявленным Перво-Родным - построил вселенную, - дает геометрический ключ к возникновению и развитию Космоса и его микрокосмического отражения - нашей Земли.

ЭХАТ (Евр.) То же, что и следующее, только женского рода - "Одна".

ЭХОД (Евр.) или Эхад. "Один", относится к Иегове.

ЭШМИМ (Евр.) Небеса, Небесный Свод, в котором находятся Солнце, Планеты и Звезды, - от корня См, означающего разместить, расположить; отсюда - планеты в качестве распорядителей. (у.у.у.)

ЮГА (Санскр.) Тысячная часть Кальпы. Век Мира, которых всего четыре, и ряды которых последовательно проходят в течение манвантарного цикла. Каждой Юге предшествует период, названный в "Пуранах" Сандхья, сумерками, или переходным периодом, а за ней следует другой период такой же длины, называемый Сандхьянса, "часть сумерек". Каждый из них равняется десятой доле Юги. Группа четырех Юг сперва исчисляется божественными годами, или "годами богов" - каждый такой год равняется 360 годам смертных людей. Таким образом, в "божественных" годах, мы имеем: 1. Крита или Сатия Юга 4 000 Сандхья 400 Сандхьянса 400 ______ 4 800 2. Трета Юга 3 000 Сандхья 300 Сандхьянса 300 ______ 3 600 3. Двапара Юга 2 000 Сандхья 200 Сандхьянса 200 _______ 2 400 4. Кали Юга 1 000 Сандхья 100 Сандхьянса 100 ______ 1 200 Всего 12 000 В годах смертных это равняется: 4 800 х 360 = 1 728 000 3 600 х 360 = 1 296 000 2 400 х 360 = 864 000 1 200 х 360 = 432 000 Всего 4 320 000 Это называется Махаюгой или Манвантарой. 2 000 таких Махаюг, или период в 8 640 000 000 лет, составляет Кальпу: последняя является лишь "днем и ночью", или двадцатью четырьмя часами, Брамы. Таким образом, "век Брамы", или сто его божественных лет, должен равняться 311 040 000 000 000 нашим смертным годам. Древние маздеяне или маги (современные парсы) имели такое же исчисление, хотя востоковеды, видимо, не осознают этого, так как даже сами мобеды парсов забыли это. Но их "Независимое Время Длинного Периода" (Зерван Дарегхо Хвадата) длится 12 000 лет, и это есть 12 000 божественных лет Махаюги, как показано выше, тогда как Зерван Акарана (Беспредельное Время), упомянутое Заратустрой, есть Кала, вне пространства и времени, Парабрахмы.

ЮДИШТХИРА (Санскр.) Один из героев "Махабхараты". Старший из братьев Пандавов, или пяти принцев Панду, которые сражались против своих ближайших родственников, Кауравов, сыновей их дяди по матери. Арджуна, ученик Кришны, был его младшим братом. "Бхагавад Гита" сообщает мистические детали этой войны. Кунти была матерью Пандавов, а Драупади - женою всех пяти братьев, - это аллегория. Но Юдиштхира, также как и Кришна, Арджуна и многочисленные другие герои, является также и исторической личностью, жившей около 5 000 лет тому назад, во время начала Кали Юги.

ЮЙ (Кит.) "Бытие", синоним Субхавы; или "Субстанция, самодающая себе субстанцию".

ЮЛ (Сканд.) Колесо Солнца, - отсюда Юлетиде, которое было посвящено Фрейеру или Фро, Богу Солнца, который делает зрелыми поля и плоды, позже принятому в круг Асов. Как бог солнечного света и богатых урожаев он жил в Доме Эльфов Света.

ЮПИТЕР (Лат.) От того же корня, что и греческий Зевс, величайший бог древних греков и римлян, принятый также другими народами. Его имена среди прочих суть следующее: 1) Юпитер-Аэриос; 2) Юпитер-Аммон Египта; 3) Юпитер Бэл-Молох, халдейский; 4) Юпитер-Мундус, Дэус Мундус, "Бог Мира"; 5) Юпитер-Фулгур, "Сверкающий", и т.д., и т.д.

Я (Евр.) Как утверждается в "Зохаре" - слово, с помощью которого Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и одна из многих форм "тайного имени" Иао. (См. "Иахо" и "Яхо".)

ЯДАВА (Санскр.) Потомок Яду; великого рода, в котором родился Кришна. Основателем этого рода был Яду, сын царя Яйати из Сомаванши или Лунной Расы. Именно при жизни Кришны - отнюдь не мифической личности, несомненно - было основано царство Дварака в Гуджерате, и именно после смерти Кришны (3102 г. до Р.Х.) все ядавы, находившиеся в городе, погибли, когда город был поглощен морем. Лишь несколько ядавов, которых во время катастрофы не было в городе, спаслись, чтобы продолжить этот великий род. Раджи Виджайа-Нагары в наше время являются одними из немногих его представителей.

ЯДЖНА (Санскр.) "Жертва", символом или изображением которой теперь является созвездие Мрига-ширас (голова оленя); а также одна из форм Вишну. "Яджна", говорят брамины, "существует изначально, ибо изошла от Верховного, в котором она покоится спящая от безначала". Это ключ к Трай-Видиа, трижды священной науке, содержащейся в стихах "Риг-Веды", которая преподает Яджну, или жертвенные тайны. Как говорит Хауг во Введении к "Айтарейа Брахмане" - Яджна как невидимое присутствие существует во все времена, простираясь от Ахаванья, или жертвенного огня, до небес, образуя мост или лестницу, посредством которой жертвователь может сообщаться с миром дэв, "и даже при жизни подниматься в их обители". Это одна из форм Акаши, внутри которой мистическое Слово (или в ее основе лежащий "Звук") пробуждает ее к существованию. Произнесенное Жрецом-Посвященным или Йогом, это Слово получает творящие силы, и сообщается в виде импульса на земном плане с помощью тренированной Силы воли.

ЯЗАТЫ (Зенд.) Чистые небесные духи, которые в "Вендидаде" представлены как разделяющие некогда свою пищу со смертными, которые таким образом приобщаются к их бытию.

ЯЗЫК МИСТЕРИЙ Жреческий тайный жаргон, употреблявшийся посвященными жрецами и использовавшийся лишь в разговоре о священных вещах. Каждый народ имел свой собственный язык "мистерий", неизвестный никому, за исключением допущенных к Мистериям.

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ Этот термин понимается неправильно, как означающий идолов. Философская идея, связанная с ними, никогда не представляла их как нечто объективное или антропоморфическое, но во всех случаях - как абстрактную мощь, силу, или свойство в природе. Существуют боги, являющиеся божественными планетарными духами (Дхиан-Коганы) или Дэвами, среди которых находятся также наши Эго. За этим исключением, и особенно тогда, когда они представлены идолом или в антропоморфической форме, эти боги в индусском, египетском или халдейском Пантеоне символически представляют бесформенные духовные Силы "Невидимого Космоса".

ЯЗЫЧНИК (Лат.) Сначала не означал ничего более плохого, чем жителя деревни или лесов; человека, отдаленного от городских храмов, и поэтому не знакомого с государственной религией и церемониями. Слово "heathen" имеет похожий смысл, означая того, кто живет в пустыне или в деревне. Однако, теперь оба слова начали означать идолопоклонников.

ЯЙЦА (Пасхальные). Яйца были символическими с древних времен. Было "Мировое Яйцо", в котором развивался Брама, у индусов - Хиранья-Гарбха; и Мировое Яйцо египтян, которое вышло изо рта "несотворенного и вечного божества", Нефа, и которое является эмблемой порождающей силы. Затем, Яйцо Вавилона, из которого вывелась Иштар и которое якобы упало с небес в Евфрат. Потому ежегодно весной почти в каждой стране употреблялись раскрашенные яйца, и в Египте ими обменивались как священными символами весной, которая была, есть и всегда будет символом рождения или возрождения - космического и человеческого, небесного и земного. Их подвешивали в египетских храмах, и подобным же образом их и по сей день подвешивают в мусульманских мечетях.

ЯКИН и БОАЗ (Евр.) Каббалистический и масонский символ. Два столба из бронзы (Якин - мужской и белый; Боаз - женский и красный), отлитые Хирамом Абифом из Тиры, называемым "Сыном Вдовы", для предполагаемого Соломонова (масонского) Храма. Якин был символом мудрости (Хокма), второй Сефиры; а Боаз - символом Разума (Бины); храм посреди этих двух рассматривался как Кэтер, венец, Отец-Матерь.

ЯКОБИТЫ Христианская секта в Сирии в шестом веке (550 г.), представители которой считали, что Христос имел лишь одну природу и что символ веры не был божественного происхождения. Они имели тайные знаки, пароли и торжественное посвящение с мистериями.

ЯКША (Санскр.) Класс демонов, которые, в народном индийском фольклоре, пожирают людей. В эзотерической доктрине они просто суть злые (элементальные) воздействия, которые перед взором провидцев и ясновидящих нисходят на людей - когда те открыты к восприятию подобных воздействий - наподобие огненной кометы или падающей звезды.

ЯМА (Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну, постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род. Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл, который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам, задающим тоновой тон всем темам, лежащим в основе всех последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы таким образом получить согласованность аллегорических показаний, которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают, к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка" - эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский "повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в низшем мире (Патале, Миалбе и т.д.), и аллегория изображает его с поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца (астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях, душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое обиталище в низших областях (Камалоке или Гадесе). И там Писец, вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в обитель "Питри" (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камалоку), или вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.

ЯМАБУШИ или Ямабуси (Япон.) Секта очень древних и почитаемых мистиков в Японии. Они являются "активными" монахами, и если необходимо - воинами, подобно определенным йогам в Раджпутане и лама в Тибете. Это мистическое братство живет в основном недалеко от Киото, и знаменито своими способностями врачевания, как говорится в "Энциклопедии", где это слово переводится как "Братья Отшельники": "Они претендуют на владение магическими искусствами, и живут в убежищах в горах и скалистых отрогах, откуда они выходят, чтобы предсказывать судьбу (?), писать заклинания и продавать амулеты. Они ведут таинственную жизнь и не допускают никого к своим тайнам, кроме как после утомительной и трудной подготовки постом и разновидности сурового гимнастического упражнения" (!!).

ЯМБЛИХ (Греч.) Выдающийся теург, мистик и писатель третьего-четвертого веков, неоплатоник и философ, родившийся в Халке в Кэле-Сирии. Правдивых биографий его никогда не существовало в следствии ненависти христиан; но то, что было собрано о его жизни в отдельных фрагментах из сочинений непредубежденных языческих и независимых писателей, показывает, каким возвышенным и святым был его нравственный облик и сколь велики были его познания. Его можно назвать основателем теургической магии среди неоплатоников и возродителем практических мистерий вне храма или святилища. Сперва его школа отличалась от школ Плотина и Порфирия, которые резко выступали против церемониальной магии и практической теургии, как опасных, хотя позже он убедил Порфирия в ее целесообразности в некоторых случаях, и оба - учитель и ученик - твердо верили в теургию и магию, первая из которых в основе своей является высшим и самым действенным способом общения со своим Высшим Эго посредством астрального тела. Теургия есть благотворная магия, и она становится черной, или темной и злой, лишь тогда, когда ее употребляют для некромантии или в эгоистических целях; но такую черную магию никогда не практиковал ни один теург или философ, имя которого доходило до нас незапятнанным каким-либо злым деянием. Порфирий (который стал наставником Ямблиха по Неоплатонической философии) был столь убежден в этом, хотя сам и никогда не применял теургию, однако он давал указания по овладению этой священной наукой. Так, в одном из своих сочинений он говорит: "Каждый, кто знаком с природою божественно лучезарных явлений ( ), знает и то, по какой причине необходимо воздерживаться от всех птиц (и животной пищи), и особенно тому, кто стремится освободиться от земных тревог и утвердиться с небесными богами". (См. Т.Тейлор, "Select Works", с. 159.) Кроме того, тот же Порфирий упоминает в своей "Жизни Плотина" о жреце из Египта, который "по просьбе некоего друга Плотина показал ему в храме Изиды в Риме личного даймона этого философа". Другими словами, он произвел теургическое вызывание (см. "Теург"), с помощью которого египетский Иерофант или индийский Махатма древности мог облечь астральный двойник - свой собственный или любой другой личности - его Высшим Эго, или тем, что Бульвер Литтон называет "Лучезарным Я", Авгоэйдом, и разговаривать с Ним. Именно это Ямблих и многие другие, включая средневековых розенкрейцеров, понимали под объединением с Божеством. Ямблих написал много книг, но лишь немногие из его книг сохранились - среди них "Египетские Мистерии" и трактат "О Демонах", в котором он очень резко возражает против каких-либо сношений с ними. Он был биографом Пифагора и глубоко сведущим в системе последнего, и был также знатоком Халдейских Мистерий. Он учил, что Один, или вселенская Монада, есть принцип всеобщего единства, а также и разнообразия, или Однородности и Разнородности; что Дуада, или два ("Принципа"), означает разум, или то, что мы называем Буддхи-Манасом; три - Душу (низший Манас), и т.д. В его учениях много теософического, и его труды о разных видах демонов (элементалов) являются кладезем эзотерического знания для изучающего. Велики были его аскетизм, чистота жизни и праведность. Говорят, что однажды Ямблих левитировал на десять локтей над землей, - что рассказывают и о некоторых современных Йогах и даже о крупных медиумах.

ЯСНА или Yacna (Пехл.) Третий раздел первой из двух частей "Авесты", Священного Писания зороастрийцев-парсов. "Ясна" составлена из литаний того же рода, как и "Висперад" (вторая часть), и из пяти гимнов или гатх. Эти гатхи являются древнейшими фрагментами зороастрийской литературы, какие известны парсам, так как они написаны на "особом диалекте, более старом, чем обычный язык Авесты" (Дармстетер). (См. "Зенд".)

ЯСНОВИДЕНИЕ Способность видеть внутренним глазом или духовным зрением. В теперешнем употреблении это есть неопределенный и несерьезный термин, включающий в свое значение счастливую догадку по естественной проницательности или интуиции, а также и ту способность, которая была в такой значительной мере проявлена Якобом Беме и Сведенборгом. Настоящее ясновидение означает способность видеть через самую плотную материю (последняя исчезает при желании и перед духовным оком Ясновидца), и независимо от времени (прошлого, настоящего и будущего) или расстояния.

ЯСНОСЛЫШАНИЕ Способность - или прирожденная, или приобретенная оккультной тренировкой - слышания всего, что сказано на любом расстоянии.

ЯСТРЕБ Иероглиф и символ Души. Значение его меняется в зависимости от позы этой птицы. Так, лежащий как мертвый, он изображает переходное состояние ларва, или переход от формы одной жизни к другой. Когда крылья его раскрыты, это означает, что умерший воскрес в Аменти и вновь сознательно владеет своей душой. Куколка превратилась в бабочку.

ЯТИ (Санскр.) Мера длины в три стопы.

ЯТУ или Ятудханы (Санскр.) Разновидность демонов животной формы. Эзотерически, человеческие животные страсти.

ЯХ (Греч.) Египетский целитель, память о котором, согласно Элиану, жила много веков благодаря его чудесным оккультным знаниям. Яху приписывают прекращение эпидемий с помощью лишь определенных окуриваний и исцеление болезней путем вдыхания больными запаха трав.

ЯХВА АЛХИМ (Евр.) Имя, которое в "Бытии" заменяет слово "Алхим", или Элохим, боги. Оно употребляется в главе I, тогда как в главе II появляется "Господь Бог", или Иегова. В Эзотерической философии и экзотерической традиции Яхва Алхим (Ява Алейм) было титулом главного из тех Иерофантов, которые посвящали в добро и зло этого мира в школе жрецов, известной под названием Коллегии Алеймов в стране Гандунья, или Вавилонии. Предание и молва утверждают, что глава храма Fo-maiyu, называемый Фо-чжу (учитель буддийского закона) - храма, расположенного в твердынях великой горы Кунь-лунь-сан (между Китаем и Тибетом) - учит раз в три года под деревом, названным Сун-Мин-Шу, или "ревом Знания и (древом) жизни", что есть дерево БО (Бодхи) Мудрости.

ЯХИН (Евр.) "Еврейскими буквами IKIN, от корня KUN, "основывать", и символическое название одного из столбов в портике Храма Царя Соломона." (у.у.у.) Второй столб назывался Боазом, и они были, соответственно, белым и черным. Они отвечали нескольким мистическим идеям, согласно одной из которых они представляли двойной Манас, или высшее и низшее Эго; другая же связывала эти два столба в славянском мистицизме с Богом и Чертом, с "Белым" и "Черным" Богом. (См. "Якин и Боаз" ниже.)

ЯХО (Евр.) Фюрст показывает, что это то же, что греческое Иао. Яхо есть древнесемитское и очень мистическое имя верховного божества, тогда как Я (см.) и есть более позднее сокращение, которое сначала содержало в себе абстрактный идеал, но под конец стало относиться и связываться с фаллическим символом - лингамом творения. Как Я, так и Яхо были еврейскими "тайными именами", происшедшими от Иао, но халдеи имели Яхо еще до того, как евреи приняли это имя, и у них, как пояснено некоторыми гностиками и неоплатониками, это было высшее постижимое божество, восседающее над семью небесами и представляющее собой Духовный Свет (Атман, вселенский), лучом которого был Ноус, означая как разумного Демиурга Материальной Вселенной, так и Божественный Манас в человеке, оба будучи Духом. Истинным ключом к этому, сообщаемым только Посвященным, было то, что имя Иао было "трехбуквенным и его природа - тайной", как объясняли Иерофанты. Также и финикийцы имели верховное божество, имя которого состояло из трех букв и значения были тайными, оно также было Иао; а И-ха-хо было священным словом в египетских мистериях, которое означало "единое вечное и сокрытое божество" в природе и в человеке; т.е. "вселенская Божественная Мыслеоснова", и человеческий Манас или высшее Эго.

Ссылка на страницу: Словарь теософских понятий
Теги: Словарь теософских понятий
Просмотров: 324 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35398

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close