Главная » Словарь теософских понятий
21:19
Словарь теософских понятий
БАНДХА (Санскр.) Зависимость; жизнь на этой земле, - от того же корня, что и Баддха.

БАРДЕЗАН или Bardaisan. Сирийский гностик, ошибочно принимаемый за христианского богослова; родился в Эдессе ("Edessene Chronicle") в 155 г. н.э. (Assemani, "Bibl. Crient.", I, 389). Он был великим астрологом, последователем Восточной Оккультной Системы. Согласно Порфирию (который называет его вавилонянином - наверно вследствие его Халдеизма или астрологии), "Бардезан... поддерживал связь с индийцами, которые были посланы к римскому императору под предводительством Дамадамиса" ("De Abst.", IV, 17), и свои сведения получал от индийских гимнософов. Фактом является то, что большинство его учений, как бы сильно они не были изменены его многочисленными гностическими последователями, можно проследить до индийской философии, и еще дальше - до Оккультных учений Тайной Системы. Так, в своих "Гимнах" он говорит о творящем Божестве как об "Отце-Матери", и где-то в другом месте - об "Астральной Судьбе" (Карма), о "Разумах Огня" (Агни-Дэвы) и т.д. Он связывал Душу (личный Манас) с Семью Звездами, устанавливая ее происхождение от Высших Существ (божественное Эго); и поэтому "признавал духовное воскресение, но отрицал воскресение тела", как гласит обвинение Отцов Церкви. Ефраим показывает его учащим знакам Зодиака, важности часа рождения и "провозглашающим семь". Называя Солнце "Отцом Жизни", и Луну "Матерью Жизни", он изображает последнюю "выделяющей свое одеяние света (принципы) для возрождения Земли". Фотий не может понять, как, признавая Душу свободной от власти genesis (удела рождения)" и обладающей свободной волей, он все же подчиняет тело закону рождения (genesis). Ибо "они (бардезанцы) говорят, что богатство и нищета, болезнь и здоровье, и смерть, и все вещи вне нашего управления суть дела судьбы" ("Bibl. Cod.", 223, с.221 и след). Это несомненно Карма, которая отнюдь не препятствует свободной воле. Ипполит делает из него представителя Восточной Школы. Говоря о Крещении, Бардезан якобы сказал (там же, с.985 и след.): "Все таки не одно Купание освобождает нас, но Знание того, кем мы являемся, кем становимся, где были раньше, куда спешим, от чего избавляемся; что есть зарождение (рождение), что есть возрождение (перерождение)". Это прямо указывает на доктрину реинкарнации. Его разговор ("Дизлог") с Авидой и Барджаминой о Судьбе и Свободной Воле доказывает это: "То, что названо Судьбой, есть порядок истечения, данный Владыкам (Богам) и Элементам; согласно которому Разумы (Духовные Эго) изменяются своим нисшествием в Душу, а Душа - своим нисшествием в тело". (См. Трактат, найденный в его сирийском оригинале и опубликованный с английским переводом в 1855 г. доктором Кэртоном. "Spicileg. Syriac.", в Британском музее.)

БАРДЕЗАНСКАЯ (СИСТЕМА) "Кодекс Назареев", система, разработанная неким Бардезаном. Некоторые называют ее Каббалой внутри Каббалы; религия или секта, эзотеризм которой выражен в совершенно своеобразных названиях и аллегориях. Очень древняя гностическая система. Этот кодекс переведен на латинский язык. Правильно ли называть Сабеянизм мендеитов (неверно называемых христианами Св. Иоанна), содержащийся в назареанском "Кодексе", "Бардезанской системой", как делают это некоторые - это сомнительно, ибо учения Кодекса и названия Добрых и Злых Сил, находимые там, более древние, чем Бардайзан. Все же, названия в обеих системах идентичны.

БАРЕЗМА (Зенд.) Растение, используемое мобедами (жрецами парсов) в храмах огня, где находится освященные пучки его.

БАРХИШАДЫ (Санскр.) Класс лунных Питри, или "Предков", Отцов, которые - в популярном веровании - в своих прежних инкарнациях поддерживали священное пламя домашнего очага и совершали жертвоприношения огню. Эзотерически - Питри, выделившие свои тени, или чхайи, чтобы создать с их помощью первого человека. (См. "Тайн. Доктр.", т. II.)

БАСАНТИН, Джеймс. Шотландский астролог. Жил в 16 веке и, говорят предсказал сэру Роберту Мелвиллу, в 1562 году, смерть и все события, связанные с Марией, несчастной Королевой шотландцев.

БАТ (Евр.) Дочь.

БАТ-КОЛ (Евр.) Дочь Голоса; Божественное откровение, или наитие, которое вдохновляло пророков Израиля в виде голоса с Небес и Места Милосердия. На латыни - Filia Vocis. Аналогичный идеал можно найти в индусской экзотерической теологии под названием Вак, голос, женская сущность, аспект Адити, матери богов и изначального Света; тайна. (у.у.у.)

БАТЛЕР Английское имя, принятое адептом, учеником некоторых Восточных Мудрецов, о котором ходит много фантастических рассказов. Например, рассказывают, что Батлера схватили во время его путешествия в 1629 году и продали в рабство. Он стал рабом арабского философа, большого алхимика, и наконец спасся бегством, похитив у своего Хозяина большое количество красного порошка. Согласно более достоверным записям, лишь последняя часть этого рассказа правдива. Адепты, которых можно обокрасть без их ведома, были бы недостойными этого звания. Батлер или, вернее, личность, принявшая это имя, украл у своего "Хозяина" (свободным учеником которого он был) тайну трансмутации и злоупотребил своими знаниями - то есть старался обратить их в личную выгоду, но скоро был наказан за это. После совершения многих чудесных исцелений с помощью своего "камня" (т.е. оккультных знаний посвященного адепта) и произведения необычных феноменов, свидетелем нескольких из которых был Ван Гельмонт, известный оккультист и розенкрейцер, - не для пользы людей, но ради своей пустой славы, - Батлер был заключен в Замок Вилурд, во Фландрии, и почти всю свою жизнь провел в заключении. Он утерял свои способности и умер жалким и безвестным. Такова судьба каждого оккультиста, который злоупотребляет своей силой или оскверняет священную науку.

БАТРИА (Егип.) Согласно преданию - жена фараона и наставница Моисея.

БАТУ (Егип.) Первый человек в египетском фольклоре. Нум, небесный художник создает прекрасную девушку - прообраз греческой Пандоры - и посылает ее к Бату, после чего счастье первого человека нарушено.

БАФОМЕТ (Греч.) Андрогинный козел Мендеса. (См. "Тайн. Доктр.", I, 318.) Согласно западным, и особенно французским каббалистам, тамплиеры были обвинены в поклонении Бафомету, и Жак де Молей, Великий Мастер Тамплиеров, вместе со всеми своими братьями масонами, вследствие этого был казнен. Но эзотерически и филологически это слово никогда не означало "козел", ни даже что-либо столь вещественное, как идол. Этот термин означал, согласно Фон Хаммеру, "крещение" или посвящение в Мудрость - от греческого слова _________ и __________ , и от родственности Бафомета с Паном. Фон Хаммер должен быть прав. Это был герметико-каббалистический символ, но вся эта история, выдуманная духовенством, была ложной. (См. "Пан".)

БАХАК ЗИБО (Гност.) "Отец Гениев" в "Кодексе Назареев". Назареи были ранней полу-христианской сектой.

БЕЛАЯ ГОЛОВА По-еврейски Реша Хивра, эпитет, данный Сефире, высшей из Сефиротов, чей череп "выделяет росу, которая призовет умерших снова к жизни".

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ Знак посвящения, упомянутый в "Откровении" Св. Иоанна. На нем было выгравировано слово награда, и он был символом того слова, которое давалось неофиту, успешно прошедшему при своем посвящении через все испытания в Мистериях. Это был могущественный белый сердолик средневековых розенкрейцеров, которые переняли его от гностиков. "Тому, кто победит, я дам вкусить от сокрытой манны (оккультное знание, которое нисходит с неба как божественная мудрость), и дан ему белый камень, а в камне - новое имя вписано ("тайное имя" внутреннего человека или Эго нового Посвященного), которое ни один человек не будет знать, но только тот, кто получит его." ("Откровение", II, 17.)

БЕЛЫЙ ОГОНЬ (Кабб.) "Зохар", говоря о "Великом Лике" и "Малом Лике", символах Макрокосма и Микрокосма, говорит о сокровенном Белом Огне, изучающемся из них днем и ночью, и все же никогда не видимом. Это отвечает жизненной силе (за пределами светоносного эфира), и электричеству на высших и низших планах. Но мистический "Белый Огонь" есть имя, данное Эйн-Софу. И в этом лежит разница между арийской и семитской философиями. Оккультисты первой говорят о Черном Огне, что есть символ неведомого и невообразимого Брахмы, и заявляют, что о "Черном Огне" невозможны никакие рассуждения. Но каббалисты, которые, благодаря тонкому изменению смысла, наделяю даже Эйн-Соф видом косвенной воли и атрибутами, называют свой "огонь" белым, таким образом низвергая Абсолют в мир зависимости и конечности.

БЕМЕ (Якоб.) Великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в Старом Зейденбурге, примерно в двух милях от Герлица (Силезия), и умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому - хотя бы только случайному - взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Беме, подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял за Бога; "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает". Если бы этот великий теософ изучал Восточный Оккультизм, он высказался бы по-другому. Тогда он знал бы, что "бог", говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что выдавалось этим Божеством не в "той мере, как он пожелает", а по мере способностей смертного и временного жилища, ИМ наполняемого.

БЕН (Евр.) Сын; обычная приставка к именам собственным для указания сына такого-то и такого-то, например, Бен Соломон, Бен Ишмаил, и т.д.

БЕН ШАМЕШ (Евр.) Дети или "Сыновья Солнца". Этот термин относится к периоду, когда евреи были разделены на поклонников солнца и луны - элитов и белитов. (См. "Бэл-Шемеш".)

БЕНУ (Егип.) Слово, относившееся к двум символам, которые оба переводятся, как "Феникс". Один был Шен-шен (цапля), а другой - птица трудноописуемого вида, называемая Рех (красная); обе они были посвящены Озирису. Именно последняя была обычным Фениксом великих Мистерий, типичным символом самосотворения и возрождения через смерть - прообразом Солнечного Озириса и божественного Эго в человеке. Кроме того, и Цапля, и Рех были символами циклов: первая - солнечного года в 365 дней, вторая - тропического года, или периода, охватывающего почти 26 000 лет. В обоих случаях эти циклы были видами возвращения света из тьмы, годового и великого циклического возвращения солнечного бога к месту своего рождения, или - его Воскресение. Рех-Бену описан Макробием как живущий 660 лет и затем умирающий, в то время как другие удлиняли его жизнь до 1460 лет. Плиний Натуралист изображает Реха как большую птицу с золотыми и пурпурными крыльями и длинным, синим хвостом. Как известно каждому читателю, Феникс, чувствуя приближение своего конца - согласно традиции - строит для себя на вершины жертвенного алтаря погребальный костер, и затем всходит на него, чтобы предать себя там всесожжению. Затем в пепле появляется червь, который растет и быстро развивается в нового Феникса, возродившегося из пепла своего предшественника.

БЕРАСИТ (Евр.) Первое слово в "Книге Бытия". Английский установившийся вариант переводит это как "В начале", но этот перевод оспаривается многими учеными. Тертуллиан одобрял "В силе"; Гротий - "Когда сперва"; но авторы труда "Targum of Jerusalem", которым уж следовало бы знать еврейский язык, если вообще кто-либо его знал, переводили это - "В Мудрости". Годфри Хиггинс в своем "Анакалипсисе" настаивает на том, что Берасит есть знак творительного падежа, означающий "в", и рас, расит - древнее слово для Хокма, "мудрость". (у.у.у.) Берасит или Берашет есть мистическое слово у каббалистов Малой Азии.

БЕРГЕЛМИР (Сканд.) Великан, который спасся в лодке от общей гибели своих братьев, сыновей великана Имира, утонувших в крови своего яростного Отца. Он - скандинавский Ной, поскольку тот также становится после Потопа отцом великанов. В древнескандинавских балладах внуки божественного Бури - Один, Вили и Ве - представлены побеждающими и убивающими ужасного великана Имира и создающими из его тела мир.

БЕРОЗ (Халд.) Жрец Храма Бэла, писавший для Александра Великого историю Космогонии - как ей учили в Храмах - на основе астрономических и хронологических записей, сохранившихся в этом храме. Фрагменты, которые мы имеем в так называемых переводах Евсевия, конечно, настолько ненадежны, насколько ненадежными этот биограф императора Константина - из которого он сделал святого (!!) - смог их сделать. Единственное руководство по этой Космогонии теперь можно найти во фрагментах ассирийских табличек, очевидно, почти целиком переписанных с более древних вавилонских летописей, которые - что бы ни говорили востоковеды - неоспоримо являются первоисточниками "Кн. Бытия", Моисея, Потопа, башни Вавилонской, младенца Моисея, пущенного по воде, и других событий. Ибо, если фрагменты Космогонии Бероза, столь тщательно откорректированные и, наверняка, искаженные и дополненные Евсевием, не являются большим доказательством древности этих записей в Вавилонии - имея ввиду, что этот жрец Бэла жил спустя 300 лет после того, как евреи были взяты пленниками в Вавилонию, и эти записи могли быть заимствованы ассирийцами от них - то более поздние открытия сделали такую утешительную гипотезу невозможной. Теперь востоковедами полностью установленно, что "Ассирия не только заимствовала свою цивилизацию и письменность из Вавилонии", но что ассирийцы скопировали свою литературу с вавилонских источников. Более того, с своей первой "Hibbert Lecture" профессор Сайс показывает, что культура как самой Вавилонии, так и города Эриду - чужеземный ввоз; и, согласно этому ученому, город Эриду стоял "на берегах Персидского залива уже 6 000 лет тому назад", т.е. около того времени, когда, по "Кн. Бытия", Элохим сотворил из ничего мир, солнце и звезды.

БЕСТЛА (Сканд.) Дочь "инеистых великанов", сыновей Имира; вышла замуж за Бури, мать Одина и его братьев ("Эдда").

БЕТ (Евр.) Дом, жилище.

БЕТ ЭЛОХИМ (Евр.) Каббалистический трактат, рассматривающий ангелов, души людей, и демонов. Название означает "Дом Богов".

БЕТИЛЫ (Финик.) Магические камни. Древние авторы называли их "одушевленными камнями"; пророчествующими камнями, в которые верили и которыми пользовались как язычники, так и христиане. (См. "Тайн. Доктр.", II, с. 428)

БИЗАРДЬЕ Философ-герметик, родился в Богемии, ему приписывают изготовление настоящего порошка проекции. Большое количество своего красного порошка он оставил другу по имени Рихтхаузен, адепту и алхимику из Вены. Несколько лет спустя после смерти Бизардье, в 1637 году, Рихтхаузен представился императору Фердинанду III, который, как известно, был страстно предан алхимии, и совместно они якобы превратили три фунта ртути в чистейшее золото, с помощью одной-единственной крупинки порошка Бизардье. В 1658 году курфюрст Майенца также получил разрешение испробовать этот порошок, и полученное так золото по утверждению мастера из Минта было такое, что лучше его он никогда не видел. Таковы заявления, удостоверенные городскими летописями и хрониками.

БИНА (Евр.) Понимание. Третья из 10-ти Сефиротов, третья из Божественной Триады; женская сила, соответствующая букве he Тетраграмматона IHVH. Бина именуется Айма, Божественная Матерь, и "великое Море". (у.у.у.)

БИРС НИМРУД (Халд.) Востоковеды считают это местонахождением Вавилонской Башни. Огромное здание Бирс Нимруд находится недалеко от Вавилона. Сэр Х. Роулинсон и несколько ассириологов исследовали раскопанные развалины и обнаружили, что башня состояла из семи этажной кирпичной кладки, - каждый этаж разного цвета, - что доказывает, что этот храм был посвящен семи планетам. Даже с тремя разрушенными верхними этажами или перекрытиями, она все еще высится на 154 фута над уровнем равнины. (См. "Борсиппа".)

БИТОС (Греч.) Гностический термин, означающий "Бездна" или "Великая Глубь", Хаос. Это эквивалент пространства - прежде чем что-либо в нем сформировалось из первоначальных атомов, вечно существующих в его пространственных недрах, согласно учениям Оккультизма.

БИФРЕСТ (Сканд.) Мост, построенный богами, чтобы защитить Асгард. На нем "третий бог Меча, известный как Хеймдал или Ригер", стоит день и ночь, опоясанный своим мечем, ибо он страж, выбранный для защиты Асгарда, обители богов. Хеймдал есть скандинавский Херувим с пламенным мечем, "который поворачивается на все стороны, чтобы защитить путь к древу жизни".

БИХАР ГБЯЛПО (Тибет.) Царь, обожествленный дугпами. Покровитель всех их религиозных построек.

Б'НЕ АЛХИМ или Бени Элохим (Евр.) "Сыны Бога", букв., или правильнее - "Сыны богов", так как Элохим есть множественное число от Элоа. Группа ангельских сил, которые по аналогии можно отнести к Сефире Ход. (у.у.у.)

БОАЗ (Евр.) Прадед Давида. Это слово состоит из Б, означающего "в", и оз - "сила", символическое название одного из столбов в портике храма Царя Соломона. (у.у.у.)

БОГ НИЛА (Егип.) Представлен в виде деревянной статуи речного бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его воды приносят стране. Существовал "небесный" Нил, в Ритуале называемый Нен-наоу, или "предвечными водами", и земной Нил, которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в виде андрогинного существа с бородой и грудью, и жирным синим лицом, зелеными конечностями и красноватым телом. При приближении ежегодного наводнения, статую эту переносили с одного места на другое в торжественной процессии.

БОДХА-БОДЖИ (Санскр.) Мудрость-знание.

БОДХИ ДРУМА (Санскр.) Дерево Бо или Бодхи; древа "познания", Pippala или ficus religiosa в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утверждают, 400 футов высоты, но когда Сюан Цзян увидел его около 640 года н.э. - лишь 50 футов. Его отростки распространены по всему Буддийскому миру и посажены почти перед каждой известной Вихарой, или храмом, в Китае, Сиаме, Цейлоне и Тибете.

БОДХИ или Самбодхи (Санскр.) Воспринимающий ум, в противоположность Буддхи, что есть потенциальность ума.

БОДХИДХАРМА (Санскр.) Религия мудрости; или мудрость, содержащаяся в Дхарме (этике). Также имя великого Архата Кшатрия (принадлежавшего к касте воинов), царского сына. Паньятара, его гуру, "дал ему имя Бодхидхарма, чтобы отметить его понимание (бодхи) Закона (дхарма) Будды". ("Jain. San. Dict.") Бодхидхарма, живший в шестом столетии, посетил Китай, куда отвез драгоценную реликвию, а именно, чашу милостыни Владыки Будды.

БОДХИСАТТВА (Санскр.) Букв., "тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)": те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле Бодхисаттва - это наименование, данное сынам небесных Дхиани Будд.

БОДХЬЯНГА (Санскр.) Букв., семь ветвей знания или понимания. Одна из 37 категорий Бодхи пакчика дхармы, охватывающая семь степеней разумения (эзотерически - семь состояний сознания), и они суть; 1) Смрити, "память"; 2) Дхарма правитчая, "правильное понимание" или распознавание Закона; 3) Вирья, "энергия"; 4) Прити, "духовная радость"; 5) Прасрабдхи, "спокойствие" или покой; 6) Самадхи, "экстатическое созерцание", и 7) Упекша, "абсолютная бесстрастность".

БОНА-ОМА, или Бона Дэа. Римская богиня, покровительница посвященных-женщин и оккультисток. Названа также Фауной - по имени своего отца Фауна. Ей поклонялись как пророчествующему целомудренному божеству, и ее культ ограничивался исключительно женщинами, мужчинам не разрешалось даже произносить ее имя. Свои прорицания она открывала лишь женщинам, и церемонии ее Святилища (в пещере в Авентине) проводились весталками каждого первого мая. Ее отвращение к мужчинам было столь велико, что ни одной личности мужского пола не позволялось приближаться к дому консулов, где иногда происходили ее празднества, и даже портреты и бюсты мужчин выносились на это время из помещений. Клодий, осквернивший однажды такой священный праздник, войдя в дом императора - где он проводился - в женском одеянии, навлек сам на себя несчастье. Цветы и листва украшали ее храм, и женщины совершали возлияния из сосуда (мелларима), наполненного молоком. Неверно, что меллариум содержал вино, как утверждали некоторые писатели, которые, будучи мужчинами, пытались отомстить таким образом.

БОНАТИ Гвидо. Францисканский монах, родившийся во Флоренции в XIII веке и умерший в 1306 году. Он стал астрологом и алхимиком, но потерпел неудачу как розенкрейцерский адепт. После этого он вернулся в свой монастырь.

БОНО Петр. Ломбардиец; великий адепт Герметической Науки, путешествовал в Персию для изучения Алхимии. Вернувшись из своих странствий, он в 1330 г. поселился в Истрии и стал известен как розенкрейцер. Калабрийскому монаху Ланцинию приписывается опубликование в 1702 г. сжатого собрания сочинений Боно о трансмутации металлов. Все же в этом труде больше от Лациния, чем от Боно. Боно был истинным адептом и Посвященным, а такие не оставляют после себя своих секретов в рукописях.

Б'ОНЫ (Тибет.) Последователи древней религии аборигенов Тибета; до-буддийских храмов и обрядности; то же, что и дугпа, "красные шапки", хотя это последнее обозначение обыкновенно относится только к колдунам.

БОРДЖ (Перс.) Мировая Гора, вулкан или гора огня; то же, что индийская Меру.

БОРРИ Иосиф Франц. Выдающийся герметический философ, родился в Милане в 17-ом веке. Он был адептом, алхимиком и страстным оккультистом. Он знал слишком много и был поэтому приговорен к смертной казни за ересь в январе 1661 г., после кончины папы Иннокентия Х. Он спасся и прожил еще долгие годы, пока в конце концов не был опознан одним монахом в турецком селении, денунцирован, затребован папским нунцием, увезен обратно в Рим и заточен 10 августа 1675 г. Но факты показывают, что он спасся из тюрьмы путем, который никто не мог объяснить.

БОРСИПА (Халд.) Башня для наблюдения за планетами, где поклонялись Бэлу в дни, когда астролатры были величайшими астрономами. Она была посвящена Нэбо, богу мудрости. (См. "Бирс Нимруд".

БОТ-АЛ (Ирланд.) Ирландский Бот-ал есть потомок и копия греческого Батила и Бет-эла Канааны, "дома Бога" (см.)

БРАГАДИНИ Марко Антонио. Венецианский розенкрейцер высоких достижений, оккультист и каббалист, обезглавленный в 1595 г. в Баварии за изготовление золота.

БРАГИ (Сканд.) Бог Новой Жизни, перевоплощения природы и человека. Он назван "божественным певцом", незапятнанным и совершенным. Его изображают скользящим в корабле Гномов Смерти во время смерти природы (пралайа), спящим лежа на палубе рядом со своей златострунной арфой и видящим сон о жизни. Когда судно пересекает порог Наина, Гнома Смерти, Браги просыпается и, касаясь струн своей арфы, поет песнь, отражающуюся как эхо по всем мирам, песнь, описывающую восторг существования, и пробуждает безмолвную, спящую природу от ее долгого, подобного смерти сна.

БРАМА ВАК (Санскр.) Мужской и женский Брама. Вак называется иногда также женским логосом; ибо Вак буквально означает Речь. (См. "Ману", кн. I, и "Вишну Пурана".)

БРАМА ВИРАДЖ (Санскр.) То же самое: Брама, разделяя свое тело на две половины, мужскую и женскую, создает в них Вак и Вирадж. В более ясных терминах и эзотерически, Брама, Вселенная, дифференцируясь, создала таким образом материальную природу, Вирадж, и духовную разумную Природу, Вак - которая есть Логос Божества или проявленное выражение вечной божественной Мыслеосновы.

БРАМА ПРАДЖАПАТИ (Санскр.) "Брама Прародитель", буквально: "Владыка Тварей". В этом аспекте Брама есть синтез Праджапати или творящих Сил.

БРАМАПУРИ (Санскр.) Букв., "Город Брамы".

БРАМАПУТРЫ (Санскр.) Сыновья Брамы.

БРАМАРИШИ (Санскр.) Браминские Риши.

БРАМАЧАРИ (Санскр.) Брамин-аскет; давший обет безбрачия, по-существу, монах или религиозный ученик.

БРАМИНЫ (Санскр.) Высшая из четырех каст в Индии, считаемая или правильнее - воображающая себя столь же высокой среди людей, как Брахман, абсолют ведантистов - среди или над богами.

БРАТЬЯ СВЕТА Вот что крупный специалист по тайным обществам, Брат Кеннет Р.Х. Маккензи IX, говорит об этом Братстве. "Мистический орден, "Fratres Lucis", основанный во Флоренции в 1498 г.. Среди членов этого ордена числились Пасквали, Калиостро, Сведенборг, Сен-Мартен, Элифас Леви и многие другие знаменитые мистики. Его члены сильно преследовались инквизицией. Это небольшое, но сплоченное общество, члены его имеются по всему миру."

БРАТЬЯ ТЬМЫ Название, данное оккультистами колдунам и в особенности тибетским дугпам, которых много в секте Б'он Красных Шапок (Дугпа). Это наименование относится ко всем практикующим черную магию или магию левой руки.

БРАХМА (Санскр.) Изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском Пантеоне. Первый, Брахма или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который есть бестелесный, нематериальный, нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Он всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. Брама, с другой стороны, мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается.

БРАХМА ВИДИА (Санскр.) знание, эзотерическая наука о двух Брахмах и их истинной природе.

БРАХМАДЖНАНИ (Санскр.) Обладающий совершенным Знанием; illuminatus на эзотерическом языке.

БРАХМАНАСПАТИ (Санскр.) Планета Юпитер: божество в "Риг Веде", известное в экзотерических сочинениях как Брихаспати, чья супруга Тара была похищена Сомой (Луною). Это повело к войне между богами и Асурами.

БРАХМАНЫ (Санскр.) Священные Книги индусов. Труды, созданные браминами и для них. Комментарии тех частей Вед, которые предназначались для ритуального использования и руководства "дважды рожденными" (Двиджа), или браминами.

БРАХМАРАНДХРА (Санскр.) Место на макушке головы, связанное посредством Сушумны - связки в спинном хребте - с сердцем. Мистический термин, имеющий значение лишь в мистицизме.

БРИАРЕЙ (Греч.) Знаменитый великан в Теогонии Гесиода. Сын Коэла и Терры, чудовище с 50 головами и 1000 руками. Он видная личность в войнах и битвах между богами.

БРИАТИЧЕСКИЙ МИР или Бриа (Евр.) Этот мир - второй из Четырех миров каббалистов и относится к наивысшим сотворенным "Архангелам" или к Чистым Духам. (у.у.у.)

БРИЗЕЙ (Греч.) Имя, данное богу Вакху от имени его кормилицы Бризо. Ему был также посвящен храм в Бризе, на мысе острова Лесбос.

БРИХАДАРАНЬЯКА (Санскр.) Название одной "Упанишады". Одна из священных и тайных книг браминов; Араньяка - это трактат, прибавленный к Ведам и считавшийся темой специального изучения для тех, кто удалились в джунгли (лес) с целью религиозной медитации.

БРИХАСПАТИ (Санскр.) Имя Божества, а также Риши. Также название планеты Юпитер. Он - олицетворенный Гуру и жрец богов в Индии; также символ экзотерического ритуализма как противопоставленного эзотерическому мистицизму. Поэтому он противник Царя Сомы - луны, но и напитка из священного сока при посвящении - родителя Буддха,Тайной Мудрости.

БУБАСТЕ (Егип.) Город в Египте, который был посвящен кошкам, и где находилась их главная усыпальница. Много сотен тысяч кошек были бальзамированы и погребены в пещерах Бени-Хассан-эл-Амар. Кошка, будучи символом луны, была посвящена Изиде, ее богине. Она видит в темноте и ее глаза имеют фосфоресцирующий блеск, отпугивающий ночных птиц злого предзнаменования. Кошка была также посвящена Басту и поэтому называлась "разрушительницей врагов Солнца (Озириса)".

БУДДА (Санскр.) Букв., "Просветленный". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего, познать на опыте абсолютную нереальность всех феноменов видимого Космоса; достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно; и жить, находясь все еще на Земле, лишь в бессмертном и вечном, в наивысшем состоянии святости.

БУДДА СИДДХАРТА (Санскр.) Имя, данное Готаме, Принцу из Капилавасту, при его рождении. Это - сокращение от Сарварттхасиддха и означает "исполнение всех желаний". Готама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было жреческим племенем рода Шакья, царское родовое имя династии, к которой принадлежал отец Готамы, Царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, местом рождения Великого Реформатора, и был разрушен во время его жизни. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть, муни, переводится как обозначающая" могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая - Шакья - есть родовое имя. Каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Готамы, Будды, совершеннейшего из смертных, каких когда-либо видел этот мир,но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, т.е. о смысле популярной истории. "Лалитавистара" передает эту повесть, но воздерживается от намеков на истину. 5000 Джатак, или событий из прошлых рождений (реинкарнаций), воспринимаются буквально, а не эзотерически. Готама, Будда, не был бы смертным, если не прошел бы через сотни и тысячи рождений, предшествовавших его последнему. Все же детальное перечисление их и утверждение, что во время их он проложил себе путь через все стадии переселения от низшей - одушевленного и неодушевленного атома и насекомого - до высшей - человека, - содержит просто известный оккультный афоризм ; "камень становится растением, растение - животным, и животное - человеком". Каждый человек, когда-либо существовавший, прошел через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (джатак) содержит полную историю эволюции на этой земле - до и после человеческую, и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно, что как только Готама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. Будда Готама, четвертый из Сапта (Семи) Будд и Сапта Татхагат, родился - согласно китайской хронологии - в 1024 г. до Р.Х., но по сингалезским хроникам - на восьмой день второй (или четвертой) луны в 621 г. до н.э. Он ушел из дворца своего отца, чтобы стать аскетом, в ночь 8-го дня второй луны 597 г. до Р.Х., и проведя шесть лет в аскетической медитации в Гайе и познав, что физическое самоистязание не может принести просветление, он решил идти новым путем, пока не достиг состояния Бодхи. Он стал совершенным Буддой в ночь 8-го дня двенадцатой луны в 592 году, и в конце концов вступил в Нирвану в 543 году - согласно Южному Буддизму. Востоковеды, однако, приняли некоторые другие даты. Все остальное - аллегорическое. Он достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Тушита означает место на земном шаре, а не рай в невидимых сферах. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как "чистейшей на земле", происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного Реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость, слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Готамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились "крестить его" - все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиями Посвященных, и хорошо понятны каждому Восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в оккультных числах, и каждый так называемый чудесный случай - столь порицаемый востоковедами как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии - является просто аллегорическим прикрытием истины. Это столь же понятно Оккультисту, обученному в символизме, столь трудно постижимо для европейского ученого, несведущего в Оккультизме. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации - это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии Дхармакаи, Будда - как сказано - вошел в Самадхи и глубоко погрузился в Нирвану - откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Будда изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т.д., и т.д. Так как Будда был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из Свастики на его груди и превратило его тело в пепел, место не позволяет дать больше примеров. Относительно того, что он был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей Мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Готамы, "Будды". Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течении 45 лет его миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога - или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека. Он достиг состояния Будды, то есть полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как у одного бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что он отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакаи, чтобы остаться "Буддой сострадания" в пределах несчастий этого мира. И религиозная философия, оставленная им миру, в течении более чем 2 000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворенности своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнем и мечем, никогда не опозорили ее. Никакой извергающий гром и молнию бог никогда не вмешивался в ее чистые заповеди; и если бы большинство человечества приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайший Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то, поистине, эра блаженства и мира расцвела бы над Человечеством.

БУДДАПХАЛА (Санскр.) Букв., "плод Будды", осуществление Арахаттвапхалла, или Архатства.

БУДДАЧХАЙА (Санскр.) Букв., "тень Будды". Говорят, что она становится видимой во время определенных великих событий и некоторых внушительных церемоний, совершаемых в Храмах в память о чудесных деяниях из жизни Будды. Сюан Цзан, китайский путешественник, называет конкретную пещеру, где она время от времени появляется на стене, но добавляет, что только тот, "чей ум совершенно чист", может лицезреть ее.

БУДДИЗМ Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не отклонилась - за исключением, может быть, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, - от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, - то Северная Церковь есть отпрыск эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он ограничился своими избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о Буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный Буддизм можно оценить лишь соединив философию Южной Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и суровой, а другая - слишком метафизической и трансцедентальной, даже обросшая сорняками индийского экзотеризма - поскольку многие из богов его Пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву, - это целиком обязано популярному выражению Буддизма в обеих Церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, Протестантство и Римский Католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство - как Южных, так и Северных буддистов - никогда не отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по предписаниям жрецократии, честолюбия, или следуя за личной выгодой и властью, как это делали обе христианские Церкви.

БУДДОЧИНГА (Санскр.) Имя великого индийского Архата, который в 4-ом веке отправился в Китай распространять Буддизм и обратил массы людей с помощью чудес и самых удивительных магических деяний.

БУДДХИ (Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. "Алайа"); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически - седьмой.

БУДХА (Санскр.) "Мудрый и Разумный", Сын Сомы, Луны, и Рокини, или Тараки, жены Брихаспати, которую похитил Царь Сома, что повело к великой войне между Асурами, стоявшими на стороне Луны, и Богами, принявшимися защищать Брихаспати (Юпитера), который был их Пурохита (родовым жрецом). Эта война известна как Таракамайа. Это есть прообраз войны на Олимпе между Богами и Титанами, а также войны (в "Откровении" Св. Иоанна) Михаила (Индры) с Драконом (олицетворяющим Асуров).

БУДХАСП (Халд.) По одним утверждениям халдей; но в эзотерическом учении - буддист (Бодхисаттва) с Востока, который стал основателем эзотерической школы Нео-сабеизма и священный ритуал крещения которого целиком перешел в христианскую церемонию того же названия. Ибо почти за три века до нашей эры буддийские монахи наводнили всю Сирию, проложили себе путь в Месопотамскую долину и посетили даже Ирландию. Имя Ферко и Фахо Кодекса Назареев есть ни что иное как искажение Фхо, Фо и Пхо - имя, которое китайцы, тибетцы и даже непальцы часто дают Будде.

БУМАПА (Тиб.) Мужская школа, обычно специальное учебное заведение для изучающих мистику.

БУНДА-ХИШ Древний Восточный труд, в котором среди других вопросов в аллегорическом виде трактуется антропология.

БУРИ (Сканд.) "Производитель", Сын Бестлы в древнескандинавских легендах.

БУРУ БОНГА "Дух Гор". Этому дриадическому божеству поклоняются коларианские племена Центральной Индии с большими церемониями и магическими проявлениями. С ним связаны тайны, но эти люди очень ревнивы и не допускают постороннего к своим ритуалам.

БУТАН Страна еретических буддистов и ламаистов за Сиккимом, где правит Дхарма Раджа, номинальный вассал Далай Ламы.

БУХРАМ-И-КАТИ Восточный труд по Герметизме.

БХАВА (Санскр.) Бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а также одно из имен Шивы.

БХАГАВАД-ГИТА (Санскр.) Букв., "Господня Песнь". Часть "Махабхараты", великого эпоса Индии. Она содержит диалог, в котором Кришна - "Возничий" - и Арджуна, его Чела, беседуют о высшей духовной философии. Этот труд исключительно оккультный, эзотерический.

БХАГАВАТ (Санскр.) Титул Будды и Кришны. Букв. - "Владыка".

БХАГАТЫ (Санскр.) Индусы называют их также Сокха и Сивнат; тот кто изгоняет злых духов.

БХАДРА НИХАРА (Санскр.) Букв., "Монастырь Мудрецов или Бодхисаттв". Вихара или Матхам в Каньякубжде.

БХАДРАКАЛЬПА (Санскр.) Букв., "Кальпа Мудрецов". Наш нынешний период есть Бхадра Кальпа и, согласно экзотерическому учению, длится 236 000 000 000 лет. Он "назван так потому, что в течение его появляется 1 000 Будд или мудрецов" ("Chinese Sanskrit Dict."). "Четыре Будды уже появились" - эта книга добавляет; но так как из 236 миллионов более чем 151 миллион лет уже прошли, то это кажется довольно неравным распределением Будд. Подобным же образом экзотерические или народные религии путают все. Экзотерическая философия учит, что каждая Коренная раса имеет своего главного Будду или Реформатора, который появляется также и в семи подрасах как Бодхисаттва (см.). Готама Шакьямуни был четвертым, и также пятым Буддой; пятым потому, что мы являемся пятой коренной расой, а четвертым - как главный Будда в этом четвертом Круге. Бхадра Кальпа, или "период устойчивости", есть название нашего нынешнего Круга; эзотерически, длительность его относится, конечно, лишь к нашему глобусу (Д); "1 000" Будд, таким образом, в действительности ограничены лишь общим числом в 49.

БХАДРАСЕНА (Санскр.) Буддийский царь Магадхи.

БХАО (Санскр.) Церемония гадания у коларианских племен Центральной Индии.

БХАРАТА ВАРША (Санскр.) Страна Бхарата, древнее название Индии.

БХАРГАВЫ (Санскр.) Древняя раса в Индии; от имени Бхригу, Риши.

БХАСКАРА (Санскр.) Одно из названий Сурьи, Солнца, означающее "жизне-датель" и "свето-создатель".

БХАШЬЯ (Санскр.) Комментарий.

БХИКШУ (Санскр.) На пали - Биккху. Наименование, данное первым последователям Шакьямуни Будды. Букв., "нищенствующий ученик". "Sanskrit Chinese Dictionary" правильно разъясняет этот термин, подразделяя бхикшу на два класса шраманов (буддийских монахов и жрецов), а именно, "эзотерические нищенствующие, управляющие своей природой с помощью (религиозного) закона и экзотерические нищенствующие, управляющие своей природой путем диеты"; и добавляет менее правильно: "Каждый истинный бхикшу должен творить чудеса".

БХРАНТИДАРШАНАТАХ (Санскр.) Букв., "Ошибочное понимание или восприятие"; нечто, постигаемое по обманчивой наружности как майавическая, иллюзорная форма.

БХРИГУ (Санскр.) Один из великих ведийских Риши. Ману называет его "Сыном", и доверяет ему свои "Установления". Он - один из Семи Праджапати, или прародителей человечества, что равнозначно отождествлению его с одним из творящих богов, помещенных Пуранами в Крита Юге, или в первой эпохе, эпохе чистоты. Доктор Уинн Уэсткотт напоминает нам, что покойный и весьма эрудированный доктор Кинили (пишущий это слово Brighoo) сделал из этого Муни (Святого) четвертого из своих двенадцати "божественных вестников" в Мире, добавляя, что он появился в Тибете 4 800 лет до н.э. и что его религия распространилась вплоть до Британии, где его последователи воздвигли мегалитический храм Стоунхенджа. Это, конечно, является гипотезой, основанной лишь на личных предположениях доктора Кинили.

БХУВА-ЛОКА (Санскр.) Один из 14 миров.

БХУВАНА (Санскр.) Имя Рудры или Шивы, одного из индийской Тримурти (Троица).

БХУМИ (Санскр.) Земля, называемая также Притхиви.

БХУРАНЬЮ (Санскр.) "Быстроходный" или скорый. Употребляется относительно метательного оружия - тождественен также греческому Форонею.

БХУР-БХУВА (Санскр.) Мистическое заклинание, как-то Ом, Бхур, Бхува, Свар, означающее "Ом, земля, небо, небеса". Это - экзотерическое разъяснение.

БХУР-ЛОКА (Санскр.) Одна из 14 лок, или миров, в индусском Пантеизме; наша Земля.

БХУТАДИ (Санскр.) Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов.

БХУТА-САРГА (Санскр.) Элементальное или начальное Творение, то есть когда материя была несколькими степенями менее материально, чем теперь.

БХУТЕТА (Санскр.) Или Бхутешвара; букв., "Владыка существ или существующих жизней". Имя относящееся к Вишну, Браме и Кришне.

БХУТЫ (Санскр.) Бхута: Духи, фантомы. Называть их "демонами", как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, бхута есть "злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях, оживляющий тела мертвых и обманывающий и пожирающий людей", в народном воображении, то в Индии, Тибете и Китае под бхутами понимают также "еретиков", пачкающих свои тела пеплом, или аскетов шайва (Шиву в Индии считают Царем бхутов).

БХУХТАВИШИА (Санскр.) Искусство изгнания, лечения и исцеления демонической одержимости. Букв., "знание Демонов" или "Духов".

БЫК ПАЦИС. Божественный Бык Гермеонта, посвященный Амуну-Гору; Бык Нетос Гелиополя посвящен Амуну-Ра.

БЫТИЙНОСТЬ Термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести сущность непереводимого слова Сат. Последнее не означает "Бытие" (Being), ибо оно заключает в себе чувствующее осознание или какое-то сознание существования. Но так как термин Сат относится исключительно к абсолютному Принципу, к всемирному, неизвестному и вечно непостижимому Присутствию, которое философский Пантеизм постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и самим Космосом, - "Бытие" не является подходящим словом для его выражения. Поистине, последнее не есть даже, как переведено некоторыми востоковедами, "непостижимая Сущность", ибо оно не более Сущность, чем не-Сущность, но обе вместе. Это есть, как сказано, абсолютная Бытийность - а не Бытие, - одно без второго, неразделенное и неделимое Все - корень всей Природы, видимой и невидимой, объективной и субъективной, доступный ощущению высшей духовной интуицией, но никогда не поддающейся полному постижению.

БЭКОН Роджер. Францисканский монах, известный как адепт Алхимии и Магических Искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в философский камень так, как верят в него все адепты Оккультизма, а в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось произносила предсказания, что было словами, произносимыми им самим в другой комнате. Он был замечательным физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от "Азиатских (Китайских) мудрецов".

БЭЛ (Халд.) Самый старший и могущественный бог Вавилонии, - одно из древнейших триединств: Ану (см.); Бэл, "Владыка Мира", отец богов, Создатель и "Владыка города Нипур"; и Хэа, творец судьбы, Владыка Глуби, Бог Мудрости и эзотерического Знания, и "Владыка города Эриду". Жена Бэла, или его женский аспект (Шакти), была Бэлата, или Бэлтис, "матерь великих богов" и "Госпожа города Нипур". Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см. труд Г. Смита "Chaldean account of Genesis"). Его старшим сыном был Лунный Бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту), который являлся главным божеством города Ур, названного в честь него одним из его имен. Ур был местом рождения Авраама (см. "Астрология"). В ранней религии Вавилонии Луна была, подобно Соме в Индии, мужским, а Солнце - женским божеством. И это привело почти каждый народ к большим братоубийственным войнам между поклонниками луны и солнца, т.е. - к борьбе между Лунной и Солнечной Династиями - Чандра и Сурья-вакша в древней Арьяварте. То же, в меньшем масштабе, мы находим у семитских племен. Авраам и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова Элохим или Эл - иная форма Элу - всегда был связан с луною. Именно еврейская лунная хронология ввела европейские "цивилизованные" народы в грубейшие ошибки и заблуждения. Меродах, сын Хэа, позже стал Бэлом и почитался в Вавилоне. Другой его эпитет, Бэлас, имеет множество символических значений.

БЭЛ ШЕМЕШ (Халд., Евр.) "Владыка Солнца", название Луны в течение того периода, когда евреи становились поочередно поклонниками солнца и луны, и когда Луна была мужским, а Солнце - женским божеством. Этот период охватил время между аллегорическим изгнанием Адама и Евы из Эдема вплоть до не менее аллегорического Ноева потопа. (См. "Тайн. Докт.", I, с. 490.)

БЭС (Егип.) Фаллический бог, бог похоти и наслаждения. Он представлен стоящим на лотосе, готовым пожрать свое потомство (Абидос). Довольно современное божество чужеземного происхождения.

В - V. - Двадцать вторая буква латинского алфавита. Ее числовое значение - 5; отсюда римское V (с чертой) означает 5 000. Западные каббалисты связали ее с божественным еврейским именем IHVH. Однако, еврейское Vau является числом 6, - и только когда идентично с W, оно может стать подходящим символом для муже-женского, и духа-материи. Эквивалент еврейского Vau есть YO, а в числовом значении 6.
Теги: Словарь теософских понятий
Просмотров: 72 | Добавил: creditor | Теги: Словарь теософских понятий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close