Главная » Словарь теософских понятий
21:20
Словарь теософских понятий
ДХАРАНА (Санскр.) То состояние в практике Йоги, когда ум должен быть сосредоточен без отклонений на каком-либо объекте медитации.

ДХАРАНИ (Санскр.) В Буддизме - как Южном, так и Северном - а также в Индуизме это означает просто мантра или мантры - священные стихи из "Риг Веды". В древние времена все такие мантры или дхарани считались мистическими и практически действенными при их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья доказывает это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с данными указаниями, дхарани дает чудесные результаты. Ее оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См. "Мантра" и "Акаша".)

ДХАРМА (Санскр.) Священный Закон; Канон буддистов.

ДХАРМАПРАБХАСА (Санскр.) Имя Будды, который появится во время седьмой коренной расы. (См. "Ратнавабхаса Кальпа", когда больше не будет существовать полов.)

ДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНА (Санскр.) Очень длинное сложное слово, содержащее очень мистическое предостережение. "Запомни, что составные части (человеческой природы) происходят соответственно Ниданам и не есть по происхождению Я", что означает то, чему учат Эзотерические Школы, а не церковная интерпретация.

ДХАРМАЧАКРА (Санскр.) Букв., "прославленное духовное тело", названное "Одеянием Блаженства". Третье или высшее из Трикай (Трех Тел), атрибут, развитый каждым "Буддой", т.е. каждым посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется "четвертым Путем" (в эзотеризме - шестые "врата", предшествующие вступлению в седьмые). Высшее из Трикай есть четвертое из Буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся Духовности. В популярном Северном Буддизме этими покровами или одеяниями являются: 1) Нирманакая, 2) Самбхогакая, 3) Дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо ставит аскета на порог Нирваны. (См., однако, "Голос Безмолвия", 3-е изд., примечание 81, для истинного эзотерического смысла.)

ДХАРМАШОКА (Санскр.) Имя, данное первому Ашоке после его обращения в Буддизм, - Царю Чандрагупте, который всю свою долгую жизнь служил "Дхарме", или закону Будды. Царь Ашока (второй) не был обращен, но уже родился буддистом.

ДХАТУ (Пали.) Останки тела Будды, собранные после его кремации.

ДХИАН КОГАНЫ (Санскр.) Букв., "Владыки Света". Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор над Космосом.

ДХИАНА (Санскр.) В Буддизме - одна из шести Парамит совершенства, состояние абстракции, которое возносит практикующего его аскета значительно выше этого плана чувственного восприятия и за приделы мира материи. Букв., "созерцание". Шесть стадий Дхиан отличаются лишь степенями абстрагирования личного Эго от чувственной жизни.

ДХИАНИ БОДХИСАТТВЫ (Санскр.) В Буддизме - пять сыновей Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение Эзотерической Философии.

ДХИАНИ БУДДЫ (Санскр.) Имеющие "Сострадательное Сердце"; им особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение.

ДХИАНИ ПАША (Санскр.) "Веревка Дхиани" или Духов; Круг "Не преступи" (см. "Тайн. Доктр.", станца V, т.I, с. 179).

ДХРУВА (Санскр.) Арийский Мудрец, теперь Полярная Звезда. Кшатрий (принадлежащий к касте воинов), который посредством религиозного аскетизма стал Риши и был по этой причине поднят Вишну на такую высоту в небеса. Называется также Грах-Адхар или "точка вращения планет".

ДЬЮКНА (Каб.) Тень вечного Света. "Ангелы Присутствия" или архангелы. То же самое, что Феруэр в "Вендидаде" и других сочинениях зороастрийцев.

ДЭВА (Санскр.) Бог, "лучезарное" божество. Дэва-Деус, от корня див, "сиять". Дэва есть небесное существо - доброе, злое или нейтральное. Дэвы населяют "три мира", которые суть три плана выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.

ДЭВА САРГА (Санскр.) Творение: происхождение принципов, которые считаются Разумом, порожденным качествами или атрибутами природы.

ДЭВА_ЛОКИ (Санскр.) Обители богов или дэв в высших сферах. Семь небесных миров выше Меру.

ДЭВАДЖНАНЫ (Санскр.) или Дайваджны. Высшие классы небесных существ, те, кто обладают божественным знанием.

ДЭВАКИ (Санскр.) Мать Кришны. Она была заперта в темнице своим братом, Царем Кансой - в страхе, что исполнится предсказание, гласившее, что сын его сестры свергнет его с престола и убьет. Несмотря на строгую охрану, Дэваки была посещена Вишну, святым Духом, и таким образом дала жизнь этому аватару бога, Кришне. (См. "Канса".)

ДЭВА-ЛАЙА (Санскр.) "Святыня Дэвы". Название, даваемое всем браминским храмам.

ДЭВАМАТРИ (Санскр.) Букв., "Матерь богов". Имя Адити, Мистического Пространства.

ДЭВАНАГАРИ (Санскр.) Букв., "язык или письмо дэв", или богов. Письменные знаки Санскритского языка. Этот алфавит и искусство письма держались в тайне веками, и только Двиджам (Дважды-рожденным) и Дикшитам (Посвященным) дозволялось пользоваться этим искусством. Для шудры продекламировать стих из Вед было преступлением, и для каждой из низших двух каст (вайшьев и шудр) знать эти буквы считалось проступком, караемым смертью. Поэтому слово липи, "писание", отсутствует в древнейших манускриптах, -этот факт породил у востоковедов ошибочную и крайне нелепую идею, что письменность была неизвестна не только до времен Панини, но даже этому мудрецу самому! Если величайший грамматик, когда-либо родившийся на свет, не знал бы письменность, это на самом деле было бы величайшим и наиболее непостижимым феноменом.

ДЭВАПИ (Санскр.) Санскритский Мудрец из рода Куру, который вместе с другим Мудрецом (Мору), как полагают, живет на всем протяжении четырех эпох, и до прихода Майтрейа Будды, или Калки (последнего Аватара Вишну); который, подобно всем Спасителям Мира в их последнем проявлении, подобно Сосиошу зороастрийцев и Всаднику из "Откровения" Св. Иоанна, появится верхом на Белом Коне. Оба они, Дэвапи и Мору, как полагают, живут в гималайском уединении под названием Калапа или Катапа. Такова пураническая аллегория.

ДЭВАРШИ или Дэва-риши (Санскр.) Букв., "риши-боги"; божественные или богоподобные святые, те мудрецы, которые достигают совершенной божественной природы на земле.

ДЭВАСАРМАН (Санскр.) Очень древний писатель, который умер примерно через столетие после Готамы Будды. Он написал два знаменитых труда, в которых отрицал существование как Эго, так и не-Эго - обоих с равным успехом.

ДЭВАЧАН (Санскр.) "Обитель богов". Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас, или в Одно преобразованная Троица), после своего отделения от Кама Рупы, и разложения низших принципов на земле.

Е - пятая буква английского алфавита. He (мягкий) и еврейского алфавита становится при чтении этого языка методом Эхеви буквой Е. Числовое значение ее пять, как символ она представляет окно; чрево в Каббале. В ряду божественных имен она соответствует пятому - Хадур, или "величественный", "великолепный".

ЕВА (Евр.) Ева, "матерь всего живого".

ЕВРАЗИЙЦЫ Сокращение от "европейцев-азиатов". Смешанные цветные расы: дети белых отцов и темных матерей Индии или наоборот.

ЕЗДРА (Евр.) Еврейский жрец и книжник, который приблизительно в 450-ом г. до Р.Х. составил Пятикнижие (если только он действительно не был его автором) и остальную часть Ветхого Завета, за исключением книг Немии и Малахии. (у.у.у.)

ЕЗРА (Евр.) То же, что Азареил и Азриил, крупный еврейский каббалист. Полное имя его раввин Азариил бен Менахем. Он жил в Валладолиде, Испании, в двенадцатом веке, и был известен как философ и каббалист. Он является автором труда о Десяти Сефиротах.

ЕПИСКОПСКИЙ ПОСОХ Один из знаков отличия епископов, унаследованный от жреческого скипетра этрусских авгуров. Его можно также увидеть в руке у некоторых богов.

ЕРГЕЛМИР (Сканд.) Букв., "бурлящая глина". То же, что Имир, великан, неуправляемое, буйное, неустойчивое существо, символ предвечной материи, из тела которого, убив его, сыны Бера создали новую землю. Он есть также причина Потопа в скандинавских Балладах, ибо он бросился в Гиннунгагап, зияющую пропасть, тело его заполнило эту пропасть, кровь потекла через край и произвела великое наводнение, в котором утонули все Хримтхурсы, инеистые великаны; лишь один из них, ловкий Бергелмир спасся вместе со своей женой в лодке и стал отцом новой расы великанов. "И в то время были на земле исполины."

ЕРД В Северной Германии богиня Земли, то же, что Нертус и скандинавская Фрейя или Фригг.

ЕРМУНГАНД (Сканд.) Имя змия Мидгарда в "Эдде", братом которого является Волк Фенрис, а сестрой - ужасное чудовище Хэл, - трое детей злого Локи и Ангурбоды (носительницы боли), страшной великанши. Мировой змий древних скандинавов, чудовище, сотворенное Локи, по которому дают форму постоянные разлагающиеся эманации тела убитого великана Имира (материя нашего глобуса), и который, в свою очередь, порождает постоянную эманацию, служащую завесой между небесами и землею, т.е. Астральный Свет.

ЕСАСУА Африканские и азиатские колдуны и заклинатели змей.

ЕССЕИ Эллинизированное слово - от еврейского Аса, "целитель". Таинственная секта иудеев, которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря per millia saeculorum - в течение тысяч веков. "Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие - что может быть правильной теорией - потомками Беним-набим Библии, и считают, что они были "кенитами" и назаритами. У них было много буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели тоже имя. Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние христиане, что более чем вероятно. Определение "брат", употреблявшееся в ранней Церкви, было ессеанским; они составляли общину или койнобион - коммуну, подобно ранним новообращенным." ("Раз. Изида".)

ЕТУНХЕЙМ (Сканд.) Страна Хримтхурсов или Инеистых великанов.

ЕТУНЫ (Сканд.) Титаны или великаны. Мимир, учивший Одина магии, "трижды мудрый", был етуном.

Ж - J. - Десятая буква английского и еврейского алфавитов, в последнем из которых она является эквивалентом y и i; числовое значение ее - 10, совершенное число (см. "Иод"), или один. (См. также I).

ЖНАН ДЭВЫ (Санскр.) Букв., "боги знания". Высшие классы богов или дэв; "разумом-рожденные" сыны Брамы и другие, в т.ч. - Манасапутры (Сыны Разума). Эзотерически - наши перевоплощающиеся Эго.

ЖНАНА (Санскр.) Знание, относимое к эзотерическим наукам.

ЖНАНАШАКТИ (Санскр.) Сила истинного знания, одна из семи великих сил в Природе (экзотерически - шести).

ЖНАТХА (Санскр.) Космическое Эго; сознательная, разумная Душа Космоса.

ЖРИЦЫ Все древние религии имели своих жриц в храмах. В Египте их звали Са, и они служили при алтаре Изиды и в храмах других богинь. Cahephorae было имя, данное греками тем посвященным жрицам, которые несли корзины богов во время народных празднеств Элевзинских Мистерий. В Израиле, как в Египте, были свои пророчицы, толковательницы снов и оракулов; и Геродот упоминает Hierodules, дев или монахинь, посвященных Фивскому Иову, которые, как правило, были дочерьми фараонов или другими принцессами царского дома. Востоковеды упоминают жену Хефрена, построившего так называемую вторую Пирамиду, которая была жрицей Тота. (См. "Монахини".)

З.

З. (Z). - 26-я буква английского алфавита. Как число, она обозначает 2000, а с чертой, Z, равняется 2 000 000. Это седьмая буква в еврейском алфавите - зайин, символом ее служит разновидность египетского скипетра, оружие. Зайин численно равен семи. Каббалисты считают число 26 очень священным, ибо оно является числовым значением букв Тетраграмматона - таким образом: хе вау хе иод 5 + 6 + 5 + 10 = 26

ЗАБУЛОН (Евр.) Чертог Бога, десятый Дэвачан по степени. Отсюда, Забулон - десятый сын Иакова.

ЗАДОК (Евр.) Согласно Иосифу (см. "Antiquities", X, 8, $6), Задок был первым Верховным Жрецом-Иерофантом Соломонова Верховного Храма. Масоны связывают его с некоторыми из своих степеней.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (См. "Карма".)

ЗАКХАЙ (Евр.) Одно из божественных имен.

ЗАЛМАТ ГАГУАДИ (Аккад.) Букв., "темная раса"; первая, которая пала в зарождение, в вавилонских легендах. Адамическая раса, одна из двух основных рас, существовавших во время "*Педания Человека" (следовательно - наша третья Коренная раса). Другая раса называлась Сарку или "светлая раса". ("Тайная Доктрина", II, 5.)

ЗАМПУН (Тибет.) Священное древо жизни, имеющее много мистических значений.

ЗАРАТУСТРА (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона, а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен". Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви - язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в "Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии; оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в "Вендидаде", и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для истории. Как показано в "Дабистане", существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".

ЗАРПАНИТУ (Аккад.) Богиня, которая являлась предполагаемой матерью Нэбо, бога Мудрости, отцом которого был Меродах. Одна из женских "Змиев Мудрости".

ЗАЩИТНАЯ СТЕНА Выразительное название, данное воинству вознесенных адептов (Нарджолов) или Святых коллективно, которые, как полагают, охраняют, помогают и защищают Человечество. Это есть так называемая доктрина "Нирманакаи" в Северном мистическом Буддизме. (См. "Голос Безмолвия", часть III.)

ЗЕВС (Греч.) "Отец богов". Зевс-Зен есть Эфир, поэтому некоторые латинские расы называли Юпитера

ЗЕЛАТОР Низшая степень в экзотерической розенкрейцерской системе; находящийся под испытанием или низший чела.

ЗЕНД-АВЕСТА (Пехл.) Общее название священных книг парсов, огне- и солнцепоклонников, как их называют по невежеству. Настолько мало поняты эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих все, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, что Зороастризм без различия называют Огнепоклонничеством, Маздаизмом или Магизмом, Дуализмом, Солнцепоклонничеством и чем угодно еще. "Авеста", как теперь собрана, имеет две части: в первой содержатся "Вендидад", "Висперад" и "Ясна"; а вторая часть, называемая "Хорда Авеста" (Малая Авеста), составлена из коротких молитв, называемых Гах, Ньяйиш и т.д. Зенд означает "комментарий или толкование", а Авеста (от древнеперсидского абашта) - "закон". (См. Дармстетер.) Как переводчик "Вендидада" отмечает в примечании (см. "Введ.", XXX), "то, что принято называть "языком Зенд", должно называться "языком Авесты", ибо Зенд вовсе не является языком; а если это слово употреблять как обозначение языка, то это можно справедливо отнести лишь к пехлеви". Но с другой стороны, сам пехлеви есть лишь язык, на который переведены определенные оригинальные части "Авесты". Какое же название должно быть дано древнему языку "Авесты" и, в особенности, "специальному диалекту, более древнему, чем общий язык Авесты" (Дармст.), на котором написаны пять Гатх в "Ясне"? Об этом востоковеды молчат и по сей день. Почему Зенд не мог бы быть того же рода, если и не идентичен, что и Зен-сар, означая также речь, объясняющую абстрактный символ или "язык мистерий", употребляемый Посвященными?

ЗЕРВАНА АКАРНА или Зрвана Акарна (Пехл.) Как переведено из "Вендидада" (фаргард XIX), букв., "Беспредельное", или "Безграничное Время", или "Продолжительность в Круге". Мистически - Безначальный и Бесконечный Единый Принцип в Природе; Сат Веданты; а эзотерически - Вселенское Абстрактное Пространство, синоним Непознаваемого Божества. Это Эйн-Соф зороастрийцев из которого излучается Ахура Мазда, вечный Свет и Логос, из которого, в свою очередь эманирует все, что имеет бытие, существование и форму.

ЗЕРКАЛО Лучистое Зеркало, Aspaqularia nera, каббалистический термин, означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, - каковую имел Моисей. Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera или Нелучистое Зеркало, - они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляет понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Знания. (у.у.у.)

ЗИКУ (Аккад.) Предвечная материя, от Зи, духо-субстанция, Зикум и Зигарум.

ЗИО (Сканд.) Также Тир и Тий. Бог в "Эддах", который победил и заковал в цепи Волка Фенрис, когда тот угрожал самим богом в Асгарде, и при этом потерял руку в битве с этим чудовищем. Он - бог войны, и ему широко поклонялись древние германцы.

ЗИРАТ-БАНИТ (Халд.) Жена великого божественного героя ассирийских табличек, Меродака. Она отождествляется с Суккот Бенот из Библии.

ЗИРУФ (Евр.) Более точно, Цируф, способ гадания с помощью Темуры, или перестановки букв, преподававшийся средневековыми каббалистами. Школа раввинов Абулафии и Гикатиллы делала большой упор на важность этого процесса Практической Каббалы. (у.у.у.)

ЗОДИАК (Греч.) От слова зодион, уменьшительное от зун, животное. Слово это употребляется в двояком смысле; оно может относиться к установленному и мысленному Зодиаку или к подвижному и естественному Зодиаку. "В астрономии", говорит Наука, "это есть воображаемый пояс на небе, шириною в 16° или 18°, посередине которого проходит путь солнца (эклиптика)." Он содержит двенадцать созвездий, образующих двенадцать знаков Зодиака, и именами которых они названы. Так как природа зодиакального света - той продолговатой, светящейся и треугольной фигуры, лежащей почти на эклиптике, со своим основанием на горизонте, и верхушкой на больших или меньших высотах, и которая видна только в утренние и вечерние сумерки - науке полностью неизвестна, то происхождение, истинное значение и оккультный смысл Зодиака были, и по-прежнему остаются, тайной для всех, кроме Посвященных. Последние умели хранить свои тайны. Между халдейским звездочетом и современным астрологом поистине простирается широкая бездна и по сей день; и они блуждают, по словам Альбумазара, "между полюсами и небесными кардинальными пунктами, посреди эксцентриситетов, центров, концентров, кругов и эпициклов", с пустой претензией на что-либо большее, чем профаническая человеческая ловкость. Все же, некоторые из астрологов, начиная с Тихо Браге и Кеплера, прославленных астрологов, и кончая современными Задкиилами и Рафаилами, ухитрились создать удивительную науку из тех скудных оккультных материалов, какие попадали в их руки начиная с Птолемея и до наших дней. (См. "Астрология".) Все же, возвращаясь к самому астрологическому Зодиаку, - это есть воображаемый круг, проходящий вокруг земли в плоскости экватора, причем его первая точка называется Овеном О°. Круг этот разделен на двенадцать равных частей, называемых "Знаками Зодиака", каждая часть содержит 30° пространства, и по нему измеряется прямое восхождение небесных тел. Подвижный или естественный Зодиак есть последовательность созвездий, образующих пояс шириною в 47°, расположенный к северу и югу от плоскости эклиптики. Прецессия вызвана "движением" солнца в пространстве, из-за чего созвездия кажутся движущимися против порядка этих знаков со скоростью 50 1/3 секунд в год. Простое вычисление покажет, что созвездие Тельца (по-евр. Алеф) было первым знаком Зодиака в начале Кали Юги, и, следовательно, Равноденствие падало на него. Так, в то время Лев был в летнем солнцестоянии, Скорпион - в осеннем Равноденствии, а Водолей - в зимнем солнцестоянии; и эти факты дают астрономический ключ к половине религиозных тайн мира - включая и христианскую систему. Зодиак был известен в Индии и Египте неисчислимые века, и знания мудрецов (магов) этих стран, относительно оккультного воздействия звезд и небесных тел на нашу планету, были намного больше, чем профаническая астрономия когда-либо может надеяться достигнуть. Если даже теперь, когда большинство тайн Асурамаев и Зороастров утеряны, достаточно убедительно показано, что гороскопы и судебная астрология далеки от того, чтобы основываться на фикции, и если такие люди, как Кеплер и даже сэр Исаак Ньютон верили, что звезды и созвездия влияют на судьбу нашего земного шара и на его человечества, то не требуется больших усилий, чтобы поверить, что люди, посвященные во все тайны природы, так же как и в астрономию и астрологию, в точности знали, каким образом так называемые "знаки Зодиака" влияют на народы и человечество, на целые расы так же, как и на индивидуумов.

ЗОЛОТОЙ ВЕК Древние делили цикл жизни на Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный Века. Золотой был веком первозданной чистоты, простоты и всеобщего счастья.

ЗОРОАСТР Греческая форма Заратустры (см.).

ЗОХАК или Ажи Дахака. Персонификация Дьявола или Сатаны в образе змия, в "Зенд Авесте". Это трехглавых змий, одна из голов которого - человеческая. "Авеста" описывает его как обитающего в области Баури или Вавилонии. На самом деле, Зохак есть аллегорический символ ассирийской династии, на знамени которой был пурпурный знак дракона. ("Раз. Изида", т.II, с. 560, прим.).

ЗОХАР или Sohar. Учебник каббалистической Теософии, который, вместе с "Сефер Иецирой", используется репутацией самого старейшего доступного трактата по еврейским эзотерическим религиозным доктринам. Предание приписывает его авторство раввину Симеону бен Иохаи, 80 г. н.э., но современная критика склонна считать, что очень большая часть этого труда не старше 1280 г., когда он был несомненно отредактирован и издан раввином Мозес де Леоном из Гвадалахары, Испания. Читателю следует обратиться к сведениям под обоими этими именами. Так же и в "Люцифере" (т. I, с. 141) можно найти замечания по этому вопросу; дальнейшие рассуждения можно отыскать в трудах Зунца, Гретца, Джоста, Штейншнейдера, Френкеля и Гинзбурга. С большой пользой можно обратиться к труду Франка (на французском) "Каббала". Истина, по-видимому, находится посередине, т.е. что хотя Мозес де Леон и был первым, кто выпустил этот том как единое целое, все же большая часть некоторых из составляющих его трактатов включает традиционные догмы и иллюстрации, дошедшие со времен Симеона бен Иохаи и Второго Храма. Есть и такие части доктрин "Зохара", которые носят отпечаток халдейской мысли и цивилизации, с которой еврейское племя столкнулось во время Вавилонского пленения. Все же, с другой стороны, чтобы опровергнуть теорию, что "Зохар" является древним в своей целостности, отмечено, что в нем упомянуты крестовые походы; что цитируется гимн Ибн Гебироля, 1050 г. н.э.; что о предполагаемом авторе, Симеоне бен Иохаи, говориться как о более великом, чем Моисей; что в ней упомянуты гласные точки, вошедшие в употребление лишь когда раввин Моха (570 г. н.э.) ввел их, чтобы утвердить произношение слов в помощь своим ученикам, и, наконец, что в нем упомянута комета, которая появилась в 1264 г., что можно доказать на основании контекста. Не существует полного английского перевода "Зохара"; ни даже латинского. Из доступных еврейских изданий можно выделить Мантуйское издание 1558 г.; Кремонское 1560 г.; и Люблинское 1623 г. Труд Кнорра фон Розенрота, под названием "Kabala Denudata", включает несколько трактатов "Зохара", но не все, как на еврейском, так и на латинском языках. Мак-Грегор Матерс опубликовал английский перевод трех из этих трактатов: "Книга Сокровенной Тайны", "Большое" и "Малое Святое Собрание", и в его труд входит также и авторское введение по данному предмету. Основными трактатами, вошедшими в "Зохар", являются: "Сокровенный Мидраш", "Тайны Пятикнижия", "Дворцы и Чертоги Рая и Гайхиннома", "Преданный Пастырь", "Тайна Тайн", "Речь Старца в Мишпатиме", (наказание душ), "Джанука или Речь Юноши" и "Тозефта и Матанитан", - которые являются добавочными трактатами об Эманации и Сефиротах, в добавление к трем главным трактатам, упомянутым выше. В этом хранилище можно найти истоки всех позднейших разработок каббалистического учения. (у.у.у.)

ЗУМЬЯД ЯШТ (Зенд.) Или Zamyad Yasht, как некоторые пишут это. Один из сохранившихся маздеянских фрагментов. В нем рассмотрены метафизические вопросы и существа, особенно Амшеспенды или Амеша Спенты - Дхиан-Коганы книг "Авесты".

ЗУНИ Название некоего племени индейцев Западной Америки, очень древнего остатка еще более древней расы. ("Тайная Доктрина", II, 790.)

И - I. - Девятая буква в английском, десятая - в еврейском алфавите. Ее числовое значение в обоих языках один, а также и десять в еврейском (см. J), где она соответствует Божественному имени Jah - мужской стороне, или аспекту, гермафродитного существа, или муже-женского Адама, женским аспектам которого является hovah (Jah-hovah). Она символизируется рукой с согнутым указательным пальцем, что указывает на ее фаллическое значение.

И - I.H.S. Это триада начальных букв соответствует in hoc signo приписанного Константину видения, о котором, за исключением его автора - Евсевия, никто никогда не знал. I.H.S. интерпретируется как Jesus Hominum Salvator, и In hoc signo. Однако, известно, что греческое IH было одним из самых древних имен Вакха. Так как Иисус никогда не был идентичен с Иеговой, но со своим "Отцом" (как и все мы), и пришел скорее для того, чтобы разрушить культ Иеговы, нежели поддержать его, как это наглядно показали розенкрейцеры, то замысел Евсевия очень ясен. In hoc signo Victoreris, или Labarum (тау и реш), представляет собой очень древний знак, который ставился на лбу тех, кто только что был посвящен. Кинили переводит это как означающее: "тот, кто посвящен в Наросскую Тайну, или 600, явится Победителем"; но это означает просто: "с этим знаком победишь" - то есть через свет Посвящения - Lux. (См. "Неофит" и "Нарос".)

ИАКХ (Греч.) Синоним Вакха. В мифологии упомянуты три личности с этим именем: они были идеалами греков, позднее принятые римлянами. Установлено, что слово Иакх - финикийского происхождения и означает "грудное дитя". На многих древних памятниках Церера или Деметра изображена с Вакхом на руках. Один Иакх именовался Фивийцем и Победителем, сыном Юпитера и Семелы; его мать умерла до родов, и некоторое время он пребывал в бедре своего отца; он был убит Титанами. Второй был сыном Юпитера-Дракона и Персефоны, его называли Загреем. Третий был Иакх Элевзина, сын Цереры: важное лицо, ибо он появлялся на шестой день Элевзинских Мистерий. Некоторые усматривают аналогию между Вакхом и Ноем - оба были выращивателями Винограда и покровителями алкогольных излишеств. (у.у.у.)

ИАМЯН (Ев.) Правая сторона человека, считающаяся наиболее ценной. Вениамин означает "сын первой стороны",т.е. testis. ((у.у.у.)

ИАО (Греч.) См. Иахо. Верховный бог финикийцев - "свет, постижимый одним лишь разумом", физический и духовный Принцип всего, "мужская Сущность Мудрости". Это есть идеальный Солнечный Свет.

ИАО ХЕБДОМАИ (Греч.) Совокупные "Семь Небес" (также ангелы), согласно Иринею. Бог тайны у гностиков. То же, что Семь Манасапутр (см.) оккультистов. (См. также "Я" и "Яхо".)

ИАРХ (Греч.) Царь "Мудрецов", в Путешествии Аполлония Тианского в Индию.

ИАХО Хотя это имя более подробно рассмотрено под словами "Яхо" и "Иао", несколько слов пояснения не помешают. Диодор указывает, что Богом Моисея был Иао; но так как последнее означает "бог тайны", то оно не должно быть смешиваемо с Иахо или Яхо (см.). Самаритяне произносили это слово Иабе, Яхва, а евреи - Яхо, и затем - Иегова - благодаря перестановки мазоретских гласных - гибкая система, с помощью которой можно осуществить любую замену. Но "Иегова" является более поздним изобретением и обращением, первоначально это имя звучало как Иа или Иакх (Вакх). Аристотель сообщает, что древние арабы изображали Иаха (Иакха) в виде коня, то есть коня Солнца (Диониса), следовавшего за колесницей, на которой ежедневно проезжал Ахура Мазда, бог Небес.
Теги: Словарь теософских понятий
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: Словарь теософских понятий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close