Главная » Терминологический словарь менеджера
14:37
Терминологический словарь менеджера
Долговременные конкурентные преимущества - то, чем владеет фирма, и что невозможно "отнять" за короткий промежуток времени (имидж, система распределения, доступ к сырью и др.). Есть смысл рассматривать долговременные конкурентные преимущества как результат достижения главных целей организации.
Должностная инструкция - Внутренний документ предприятия, регламентирующий права и обязанности сотрудников фирмы.
Должностные инструкции (job description) - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.
Дополнительные льготы (supplemental benefits) - виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхование и т. п. Их также называют дополнительными выплатами.
Единоначалие (unity of command) - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
Жизненный цикл фирмы (ЖЦФ) - Этапы развития коммерческого предприятия от зарождения до упадка. Один из вариантов ЖЦФ предлагает экономист А. Юданов, ассоциируя каждый этап ЖЦФ с животными: ласточка -инновационная фирма, мышка - мелкая фирма без выраженной специализации, лиса - узко специализированное коммерческое предприятие, лев - мощная фирма массового производства продукции, слон - диверсифицированный бизнес, бегемот - этап снижения поворотливости крупной корпорации.
Зависимый спрос (dependent demand) - тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.
Задания (tasks) - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
Закон Вальраса — утверждение, согласно которому полная ценность пользующихся спросом товаров (произведение цены на объем спроса) равна общей ценности предлагаемых товаров (произведение цены на объем предложения).
Закон возрастания предельных издержек — объективный процесс возрастания предельных издержек производства каждой новой единицы продукта по мере увеличения объема производства.
Закон возрастающих альтернативных издержек — закон, отражающий взаимосвязь между возрастанием производства одного продукта за счет сокращения другого. В условиях ограниченности одного из ресурсов и сокращающейся доходности, когда общество находится на границе производственных возможностей, для того, чтобы увеличить производство одного из благ, придется сокращать производство другого во все возрастающем размере.
Закон Грехэма — экономический «закон», гласящий: «Пустяковые вопросы решаются быстро, важные — никогда не решаются».
Закон Парето — теория, согласно которой распределение доходов между различными категориями населения имеет сравнительно стабильный характер и не зависит от системы налогообложения. При этом основная часть производства приходится на меньшую часть рабочей силы, а основная часть продаж — на большую часть населения. Часто этот закон называют «законом 20-80», т.к., согласно Вильфредо Парето, 20 % деятельности дают 80 % результатов. Используется для анализа экономической эффективности продаж, в частности лежит в основе клиентоориентированного подхода, воплощенного в СКМ-системах.
Закон предложения — экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
Закон программирования Грея — экономический «закон», согласно которому: «N+1» простых работ планируется выполнить за то же время, что и «М» таких же работ.
Закон редкости — закон, утверждающий, что в каждый данный момент существует ограниченное количество трудовых и других ресурсов, которые, при имеющемся уровне технологии, могут быть использованы для производства только ограниченного количества благ, а это ставит перед обществом основные экономические проблемы.
Закон спроса — экономический закон наличия обратной зависимости между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться.
Закон стоимости — экономический закон товарного хозяйства. Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена — товаропроизводитель оказывается вынужден свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность — он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет в верх. Следовательно закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.
Закон тенденции падения нормы прибыли — закон, выведенный К.Марксом в 3 томе «Капитала» и утверждающий, что рост производительной силы труда, способствуя повышению органического строения капитала, приводит к падению нормы прибыли.
Закон убывающей отдачи — закон, отражающий взаимосвязь между последовательным приложением равных частей какого-либо ресурса к другому ограниченному ресурсу, и доходом, получаемым в результате такого их взаимодействия, который будет возрастать с каждым разом во все меньшем размере.
Закон убывающей отдачи - закон, согласно которому при достижении определенного объема производства товаров или услуг наступает момент, когда издержки производства начинают увеличиваться вследствие двух возможных причин, одна из которых связана с необходимостью восстановления затраченной энергии.
Закон убывающей предельной полезности — 1) закон взаимосвязи между: количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой его дополнительной единицы. По мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы такого товара или услуги сокращается. 2) закон, согласно которому полезность каждой новой единицы потребляемого товара или услуги уменьшается в результате насыщения потребностей. Данный закон (обычно изучаемый в рамках микроэкономики) - один из первых, доказывающий существование научного самоменеджмента.
Закон эффекта - концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.
Законная власть - влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.
Законы Паркинсона — два экономических «закона». Первый: Работа заполняет все отведенное для нее время — значимость и сложность ее растут прямо пропорционально времени, затраченному на выполнение. Второй: Расходы стремятся превысить доход.
Законы Хартри — два экономических «закона». Первый: В какой бы стадии не находилась работа, время, необходимое для ее завершения — величина постоянная. Второй: Истинное время для любой работы всегда в 3.14159... раз больше предварительной оценки.
Запрограммированное решение (decision, programmed) - выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.
Играющий менеджер — менеджер, который наряду с выполнением функций контроля за другими работниками и менеджерами сам является исполнителем. В такой роли выступают часто сами предприниматели, строящие свой бизнес на высокой квалификации.
Иерархическая структура (tall structure) - 1) организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. 2) структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.
Иерархия потребностей Маслоу - подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
Издержки производства - затраты на производство продукции, издержки обычно
.выражаются в денежной форме. Различают постоянные издержки,
переменные издержки, общие (валовые) издержки, а также
альтернативные (вмененные) издержки. Смотри также - точка
безубыточности.
Издержки трансакционные - затраты руководства и специалистов предприятия на разнообразные контакты. Следует выделить внешние трансакционные издержки (с государственными органами, поставщиками, покупателями и т.д.) и внутренние трансакционные издержки - затраты времени на внутрифирменные контакты (обшение руководителя со своими подчиненными, совещания и др.).
Износ основных фондов - утрата первоначальной потребительной стоимости основных фондов вследствие их изнашивания и устаревания или потери экономической эффективности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока их полного физического износа.
Изучение методов организации труда (methods study) - анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.
Имитация (simulation) - процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация.
Инвентаризация умений и навыков (skills inventory) - письменный учет навыков рабочих и служащих с указанием количества лиц, владеющих ими.
Инвестиционное решение - выбор одного из нескольких вариантов использования дорогостоящих ресурсов любого субъекта (человека, фирмы или даже государства) для достижения целей этого субъекта. Наилучшее инвестиционное решение, оценка которого осуществляется с помощью вмененных (альтернативных) издержек, обеспечивает более эффективное достижение поставленных целей этого субъекта в сравнении с другими возможными вариантами.
Инвестиционный менеджмент — управление инвестициями в конкретную отрасль экономики либо в развитие предприятия. Инвестиционный менеждмент включает в себя четыре стадии: исследование, планирование и разработка проекта; реализация проекта; текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; оценка и анализ достигнутых результатов (см. также Управление проектами).
Инспекторы (supervisors) - руководители низового звена, непосредственно контролирующие деятельность рядовых исполнителей.
Интеграция (integration) - процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.
Информационно-управляющая система (management information systems (MIS)) -формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.
Информация к размышлению - информация, которую можно обнаружить в старых книгах по управлению. Для менеджера много полезней размышлять над тем, что очень давно сказали классики научной организации труда, чем поглощать в неограниченных количествах плодящуюся в геометрической прогрессии литературу по современному управлению.
Кадры - совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Канал связи (channel) применительно к обмену информацией - средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.
Капитальные вложения - вложение средств в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Карта технологического контроля (process contra/chart) - инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений
Качество жизни - совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального
богатства и духовных ценностей.
Качество исполнения (quality of performance) - концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.
Качество конструкции (quality of desing) - концепция качества, отражающая уровень качества самой конструкции.
Качество продукции - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять конкретные потребности покупателя.
Качество соответствия (quality of conformance) - концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.
Качество трудовой жизни (quality of mark life)- степень удовлетворения важных
личных потребностей через деятельность в трудовой организации. Квалификационная характеристика (job description) - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.
Классическая школа управления (classical school of managtment) - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.
Коммуникация, общение (communication) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
Компенсация (communication) - денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.
Компенсация по принципу "кафетерия" - система компенсации, в соответствии с которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям.
Компьютеризированное интегрированное производство - применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.
Конверсионная система массового производства (mass production coversion system) - тип конверсионного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.
Конкурентное отличие (Competitive difference) - высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.
Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей покупателя.
Консалтинг — это деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений.
Контроллинг — функция управления бизнесом для анализа, подготовки и выполнения управленческих решений: планирования, мониторинга, составления отчетов, совещательной функции, информирования.
Контроль (controlling) - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
Конфликт (conflict) - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.
Концепция - Система взглядов, которой придерживаются в настоящий момент, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; или же ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Косвенные факторы окружающей среды (Indirect factors of environment) – факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но тем не менее влияют на ее деятельность.
Коэффициент обновляемости продукции - соотношение между объемами производства новой и старой продукции в годовом плане предприятия.
Кривая опыта - модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает эффективность своего производства.
Критерии для принятия решения (Criteria for decision-making) - нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.
Критерий экономической эффективности - совокупность требований, целей, задач и показателей, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов деятельности предприятия.
Критический путь (Critical path) - самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.
Кружок качества (Quality circle) - группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.
Культура корпорации (Culture of corporation) - атмосфера или социальный климат в организации.
Либеральный руководитель (The liberal chief) - руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.
Лидер организации (The leader of the organisation) - человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.
Линейная структура управления — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.
Линейная, или поточная, планировка (Linear, or line, a lay-out) - метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.
Линейно-функциональная структура управления — структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Линейные полномочия - полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.
Маркетинг - 1) деятельность, обеспечивающая производителям товаров и услуг своевременную реакцию на изменения ситуации на рынке, а потребителям лучшее удовлетворение их потребностей; 2) планирование и осуществление всех видов деятельности компаний, связанных с удовлетворением потребностей потребителей, за исключением процесса продаж.
Маркетинговая стратегия — элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвижения продукта.
Масштаб отклонений (Scale of deviations) - заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
Маржа (от фр. Marge) поле, край – величина, выражающая разность между двумя определёнными показателями, например, при покупке ценных бумаг – разница между ценой покупателя и ценой продавца.
Материально-производственные запасы - активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд организации в течение периода не более 12 месяцев или не более операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Матрица ВСG (бостонской консалтинговой группы) - Представляет четыре стратегии роста (звезда, дикая кошка, корова, собака), на которые фирма может ориентироваться, исходя из вариантов соотношения доля рынка фирмы/рост отрасли. Получила широкую известность благодаря своей наглядности: "звезда" (ее рекомендуется развивать и укреплять) - высокая доля рынка при быстром развитии отрасли, где фирма работает; "дикая кошка" (?) - отрасль развивается быстро, но у фирмы незначительная доля рынка; "корова" (ее рекомендуется доить) - доля рынка высока, но отрасль замедляет свое развитие; "собака" (которую следует прогнать) - малая доля рынка фирмы при медленном развитии отрасли.
Матричная организация (The matrix organisation) - тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.
Матричная структура управления — структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы; и руководителю проекта. Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.
Межличностный стиль решения конфликтов (Interpersonal style of the decision of conflicts) - пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.
Мелкосерийное производство (Small-scale production) - тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных операциях. Обрабатываемые изделия (или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.
Менеджмент - 1) деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не подозревая, 2) управление людьми, нацеленное на решение стоящих перед компанией задач.
Метод - (от греческого - путь исследования, например, научный метод, включающий этапы наблюдения, анализа и синтеза). Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности. Если вы "кликните" по термину, то поймете, почему центр МС&МА рассматривает практику управленческого консультирования как самый эффективный метод подготовки менеджеров в России.
Метод критического пути (Critical path method) - техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе ее лежит допущение того, что длительность событий поддается достаточно точной оценке.
Метод ПЕРТ - метод оценки и пересмотра планов (Program evaluation-and-review technique) - система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.
Метод экспертных оценок (Method of expert appraisals) - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
Механизация (mechanization) - использование машин вместо людей.
Механистическая структура (Mechanistic structure) - традиционно-бюрократическая форма организации в противоположность органической или адаптивной структуре.
Миссия (mission) - 1) в планировании основная общая цель или задача организации; 2) главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.
Многонациональная корпорация (Multinational corporation) - фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране.
Модель "менеджмента услуг" - Разработана американским специалистом Р.Норманном. Модель "менеджмента услуг" включает в себя пять составляющих - сегмент рынка, концепцию услуги, систему оказания услуг, образ фирмы, ее философию и культуру. Модель значительно облегчает продвижение услуги потребителям.
Теги: Терминологический словарь менеджера
Просмотров: 24 | Добавил: creditor | Теги: Терминологический словарь менеджера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close