Главная » Терминологический словарь менеджера
14:37
Терминологический словарь менеджера
Модель (model) - представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.
Модель линейного программирования (Linear programming model) - модель, используемая для оптимизации распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями.
Модель массового обслуживания (Model of mass service) - модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очереди.
Модель Портера-Лоулера - ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.
Модель потребительских ожиданий (Model of consumer expectations) - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.
Модель принятия решений Врума- Йеттона - вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.
Модель управления запасами (Storekeeping model) — модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов
Модель Хоманса - теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.
Мотив - Внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Мотиваторы (motivators) - в двухфакторной теории Герцберга это факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов проистекают из сущности самой работы.
Мотивация (motivation) - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
Мотивация по принципу кнута и пряника (Motivation by a whip and spice-cake principle) - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.
Мультидивизионная организация — организация предприятия, характерная для предприятий с децентрализованным управлением структурой, в которых различные подразделения отвечают за выпуск и сбыт различных групп товаров.
Наблюдение - метод исследования по сбору информации, предполагающий минимальное вторжение в реальную действительность, составная часть научного метода.
Набор персонала - один из подпроцессов специальной функции управления - управления персоналом, включающий в себя определение требований к вакантной должности, привлечение кандидатов и т.д., определяется политикой фирмы по отношению к персоналу (или выращивание своих кадров, или привлечение молодых специалистов, или переманивание профессионалов из конкурирующих фирм и др.).
Напряжение (stress) - ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.
Научный метод - известный метод исследования, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.
Независимый спрос (Independent demand) - тип спроса, который не зависит от намерений организации производить другие изделия.
Незапрограммированное решение (Not programmed decision) - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
Необходимость координации (Necessity of coordination) - ситуация, возникающая при вертикальном и горизонтальном разделении труда. Без соответствующей координации люди не смогут работать вместе.
Неопределенность внешней среды (Uncertainty of an environment) - функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.
Непромышленный персонал - работники, которые не заняты основной производственной деятельностью (работники торговли, общественного питания, медицинских и оздоровительных учреждений и т.д., состоящих на балансе предприятия).
Нестабильная внешняя среда (Astable environment) - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собой сложность, подвижность и неопределенность среды.
Неформальная организация - Спонтанно организовавшаяся группа людей, у которой есть хотя бы одна общая цель, "членство" в неформальной организации обычно связывается с разделением ее участниками общих, выработанных в процессе взаимодействия, ценностей. В связи с последним, поведение каждого участника такой организации в определенной степени обусловлено выработанными неформальной группой нормами. Неформальная организация служит удовлетворению различных потребностей ее членов - потребности в общении, защите и др.
Неформальная организация (The informal organisation) - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
Номенклатура продукции - перечень или состав товаров (работ, услуг), выпускаемых предприятием в плановом периоде.
Норма - научно обоснованная величина расхода экономических ресурсов в конкретных производственных условиях.
Норма выработки - количество продукции, которое рабочий должен произвести в единицу времени (час, смену, месяц).
Норма обслуживания - зона работы или количество единиц оборудования (число рабочих мест), которые должны обслуживаться одним или несколькими рабочими.
Норма управляемости - численность работников, подчиненных определенному руководителю.
Нормирование труда - определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции или объема работ (услуг) в соответствии с организационно-техническими условиями производства и рациональной организацией труда.
НСИ — нормативно-справочная информация.
Обмен информацией по вертикали - движение информации с уровня на уровень в пределах организации.
Обмен невербальной информацией (Exchange of the nonverbal information) - обмен содержащими информацию знаками без использования слов.
Оборотные производственные фонды - часть оборотных средств, функционирующая в сфере производства и включающая производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части), незавершенное производство, расходы будущих периодов.
Оборотные средства - совокупность денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, с целью обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.
Образ корпорации (Image of corporation) - впечатление, которое организация оказывает на сотрудников, клиентов и общественность в целом.
Образ товара (фирмы) - Представление о товаре (фирме), которое складывается у потребителей, с одной стороны, в процессе использования товаров (контактов с фирмой), а, с другой стороны, под воздействием общественного мнения, в формировании которого участвуют различные инструменты коммуникации (реклама, пропаганда, слухи, и др.).
Обратная связь - 1) важнейшая часть любой системы управления, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации - залог своевременности управляющего воздействия; 2)реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации, определить, воспринята ли отправленная им информация.
Обучение нормам этики (Training to norms of ethics) - процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.
Объем работы (Work volume) - количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.
Объем управления (Management volume) - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
Обязательные согласования (Obligatory coordination) - форма административных полномочий, при которой линейные руководители обязаны обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.
Ожидание (в теории менеджмента) - Способность предвосхищения человеком будущих событий, играет важную роль в мотивации и самомотивации человека, в менеджменте популярна теория ожиданий Виктора Врума.
Окружение прямого воздействия (Environment of direct effect) - внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.
Оперативное планирование - совокупность методов и способов расчета основных планово-организационных показателей, необходимых для регулирования хода процесса производства и распределения продукции.
Оперативное управление — управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Операционная система (Operating system) - общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечения и планово-контрольной.
Опрос экспертов - метод прогнозирования, при котором мнения экспертов в разных областях сводятся воедино и усредняются.
Оптимизация планов - выбор наилучшего варианта из множества показателей, которые предусматриваются в реальных производственных условиях.
Организационная структура (Organizational structure) - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Организационная структура типа конгломерата (Organizational structure of type of a conglomerate) -один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в.отдельных частях используют структуры различных типов.
Организационная структура, ориентированная на покупателя (The organizational structure focused on the buyer) - тип организационной структуры, где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.
Организационное лидерство (Organizational lead) - способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.
Организационное решение (The organizational decision) — выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации, для того чтобы достичь стоящих перед организацией целей.
Организационный дарвинизм (Organizational Darvinism) — концепция, согласно которой организация, чтобы выжить, должна приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Организационный успех (Organizational success) - достижение поставленной цели.
Организация (функция) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации.
Организация по реализации проекта (The organisation on project realisation) - временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определенной цели.
Организация произвольной формы (The organisation of any form) - организация, состоящая из ряда различных структур, в противоположность последовательной, (логически) устоявшейся структуре.
Организация формальная (The organisation formal)- группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Органическая структура — структура организации, характеризующаяся децентрализованной иерархией, гибкими рабочими процедурами и демократическим стилем руководства.
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Отбор персонала - Процесс приведения в соответствие к требованиям должности качеств кандидатов, желающих занять эту должность. (В соответствии с нашей концепцией управления персоналом, лучше всего это делать в путем переподготовки уже работающих сотрудников.) "Новомодный" подход к отбору персонала - подбор должности под качества кандидата, а не наоборот. Однако общепринятый на сегодня подход - проведения отбора кандидатов на должность путем оценки по критериям, важным для вакантной должности. На Западе такую работу проводят специальные "Центры оценки", в качестве одного из проверенных инструментов отбора применяют тестирование.
Отборочный центр (The selection centre) - испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.
Ответственность (responsibility) - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Отличительная компетентность (Discriminating competence) - задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем ее конкурентами.
Отношения координации — отношения между субъектами управленческой деятельности выражающие связи несоподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности. Координация характеризуется согласованием в ходе реализации своих и общих целей. Отношения координации являются проявлением горизонтальных связей.
Отношения субординации — отношения между субъектами управленческой деятельности, выражающие непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. Отношения субординации являются проявлением вертикальных связей.
Отрасль производства - группа предприятий, выпускающих и продающих на рынке определенный (однородный) вид продукта.
Оценка (контроль) - Процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.
Оценка деятельности (Activity estimation) - формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач.
Оценка социального аспекта деятельности (Estimation of social aspect of activity) - оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.
Параллельные полномочия (Parallel authorities) - форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства.
Партиципативное управление — вид управления организацией, предусматривающий привлечение рядовых работников к осуществлению управленческих процессов.
Партия - количество одноименных изделий, которые поочередно обрабатываются на каждой операции производственного цикла.
Первичные потребности (Primary requirements) - психологические, обычно врожденные
потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
Первичный документ — бухгалтерский документ, составляемый в момент совершения хозяйственных операций и являющийся первым .свидетельством их совершения. Первичные документы подразделяются на внешние, подготовленные за пределами организации (счета поставщиков и др.), и внутренние, подготовленные в самой организации (акты, требования и др.).
Передача информации по горизонтали (Communication of information across) - движение
информации из одного подразделения в другое в пределах организации.
Передача информации сверху вниз – движение информации с верхних уровней организации на нижние.
Передача информации снизу вверх – движение информации с нижних уровней организации на верхние.
Перерабатывающая подсистема - подразделение в организации, которое выполняет производственную работу,
непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.
Перестройка работы - в прогрессивных организациях это процесс переформулирования целей и задач путем расширения должностных
инструкций и функциональных обязанностей для обеспечения больших внутренних вознаграждений.
Перечень внешних опасностей и возможностей - ПВОВ (ЕГОР)- получен при помощи анализа окружающей среды.
Персонал предприятия - состав работников определенных категорий и профессий, занятых производственной деятельностью (рабочая сила).
План - программа социально-экономического развития организации и всех ее подразделений на определенный период.
Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения, см. также Функция планирования.
Планирование - 1) разработка системы количественных и качественных показателей деятельности предприятия, которые характеризуют темпы, пропорции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. 2) процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Планирование материально-технических потребностей - система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь то, что нужно для выполнения ближайших планов производства.
Планирование трудовых ресурсов - применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.
Планировка с фиксированным местоположением - система, которая в основном используется при осуществлении проектов. При этом объект работы остается неподвижным, а производственные ресурсы доставляются на место работ по мере необходимости.
Платежная матрица - статистический метод принятия решений, помогающий руководителю выбирать из возможных альтернатив.
Плоская структура - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.
Поведение, ориентированное на контроль -стремление служащих вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые объектом пристального контроля не являются.
Повременная оплата труда - форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Подвижность внешнего окружения - относительная быстрота изменения внешней среды организации.
Подразделение - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.
Подсистема обеспечения - 1) подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы. 2) Составная часть системы более высокого уровня.
Подсистема планирования и контроля -подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистема планирования и контроля принимает решения по перспективным целям и функциям.
Позиционирование товара/фирмы - Создание в сознании потребителей определенного образа (имиджа) товара или фирмы, целенаправленное формирование специфического представления у потребителей о товаре или самой фирме на рынке в сравнении с товарами/фирмами конкурентами с помощью различных инструментов маркетинга. По мнению ряда специалистов позиционирование фирмы складывается в результате синтеза образа фирмы и ее уникального торгового предложения (УТП).
Показатель результативности - специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.
Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
Пооперационная планировка - группирование производственных ресурсов по принципу выполняемой работы.
Портфельный менеджмент— процесс управления инвестиционным портфелем.
Постоянно действующий комитет - сформированная в организации и постоянно действующая группа, направленная на решение какой-либо конкретной задачи.
Постоянные издержки - затраты факторов производства, не изменяющиеся с ростом объема продукции.
Построение организации - процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.
Потенциал предприятия - совокупность показателей или факторов, характеризующих сильные стороны предприятия, его возможности, ресурсы, производственные резервы и т.п.
Поточная линия - совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для выполнения определенных технологических операций.
Потребительская корзина - набор товаров, соответствующих планируемому стандартному уровню потребления.
Потребности - психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
Потребность - Состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Неудовлетворенная потребность вызывает в организме человека определенную психологическую напряженность, спадающую при полном удовлетворении потребности. Понимание потребности людей - половина успеха для любого бизнеса. Кликнув по термину, вы узнаете, что Церковь (в отличие от самой веры в Высший разум) - тоже бизнес (и бизнес успешно развивающийся, благодаря правильному пониманию потребностей верующих), поскольку предоставляет конкретные услуги за вполне конкретные деньги.
Теги: Терминологический словарь менеджера
Просмотров: 24 | Добавил: creditor | Теги: Терминологический словарь менеджера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close