Главная » терминология
20:23
терминология
А

АБИТУРИЕНТ - лицо, поступающее в высшее или профессиональное образовательное учреждение и представившее необходимые документы в приемную комиссию.

АВТОРЕФЕРАТ - реферат, краткое исследование какого-нибудь исследования, написанное самим автором. (Ожегов С.И.).

АВТОНОМИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ – независимость государственного и муниципального учебного заведения, данная ему соответствующим органом исполнительной власти.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную « -концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учи теля - перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в качестве авторитета.

АДЬЮНКТУРА – форма подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров в военных учебных заведениях, приравненная к докторантуре.

АКАДЕМИЯ – высшее учебное заведение, осуществляющее программы в различных сферах высшего образования и проводящее фундаментальную научно-исследовательскую работу в этой области.

АККРЕДИТАЦИЯ – процедура, утверждающая соответствие деятельности учебного заведения государственным образовательным стандартам, а также определяющая статус учебного заведения.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое - организация межличностного общения в учебной группе, способству¬ющего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достиже¬ний со стороны педагога и группы; в) социально-экономическое - повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности.

АЛГОРИТМ - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

АЛГОРИТМ УЧЕБНЫЙ - документ письменного инструктирования, четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату. В производственном обучении применяются два основных типа А.у.: алгоритм действия и алгоритм поиска.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЛОК УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА - часть учебного материала в содержании обучения, которая разрабатывается в нескольких вариантах; преподавателю или учебному заведению предоставляется право выбора блока с учетом специальности (специализации), условий предстоящей работы специалистов, интересов обучаемых.

АСПИРАНТУРА (от лат. Aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т. ч. при вузах св. 40 тыс. В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т. н. Последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).

АТТЕСТАТ - официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении какого-нибудь звания. (Ожегов С.И.).

АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio - свидетельство) – процедура оценивания достижений учащихся и деятельности преподавателей на каждой ступени и уровне образования.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием А.о.у. являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. А.о.у. проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по ее по¬ручению либо доверенности органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено Законом.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ - комплексная оценка уровня квалификации, педаго¬гического профессионализма и продуктивности деятельности работников государствен¬ных, муниципальных образовательных учреждений.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (иначе говоря - «слухозрительные») - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, вклю¬чающая экранные и звуковые пособия. Это диапроекции (диафильмы и диапозитивы), эпипроекции (демонстрация на экране рисунков, чертежей и т.п., напечатанных или нарисованных на бумаге и демонстрируемых с по¬мощью эпископов), кодопроекции, учебные кинофильмы, учебные телекинофильмы, звуковые пособия.

Б

БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базу для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности - трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.: опыт практической деятельности, полученный до поступления в профессиональную школу.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

БАКАЛАВР (от ср.-век. Лат. Baccalaureus) - степень высшей специальности присваиваемая лицу, окончившему бакалавриат.

БАКАЛАВРИАТ – первый уровень высшего специализированного образования, обеспечивающий подготовку широкопрофильных специалистов соответствующих специальностей.

БАЛЛ - условная цифровая оценка успева¬емости учащихся (студентов), выставляемая преподавателем в результате контроля знаний. Успеваемость учащихся (студентов) в на¬шей стране оценивается по цифровой пятибалльной системе: «5», «4», «3», «2», «1».

БЕСЕДА - метод обучения, при котором учащийся отвечает на систему вопросов. Цель беседы - приобретение новых знаний или повторение и закрепление учебного материала. (Сообщающая Б., эвристическая Б. - целью является приобретение новых знаний. Воспроизводящая Б. - целью является повторение и закрепление материала). (Трудовое воспитание и политехтехническое обучение./Под ред. М.Н. Скаткина, В.А. Полякова. М: Просвещение - 1968, стр. 25)

БИЛЕТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ (франц. billet, от позднелатинского billeta) - билет, содержащий вопросы, на корые должен ответить учащийся на устных ак менах. В советской общеобразовательной школе введены в 1938 г., составлялись школам! 1945 г. Министерством просвещения РСФСР также министерствами просвещения в СССР были введены единые Б.э. для выпускных экзаменов.

В

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. знаний.

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ - отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. В. ш. ставит своими целями изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов, его определяющих; поиск и разработку средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработку методологических, теоретических и методических проблем валео-логического содержания образования; разработку основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически ориентированный пед. процесс м. б. только процессом В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - программы и соответствующие им учреждения, сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций. Совокупность видов подразделяется по разным основаниям, главные из них: а) направленность образовательной деятельности на выполнение тех или иных задач, вытекающих из социальных функций образования взрослых, - дополнительное, компенсаторное, адаптирующее, опережающее; б) характер связи с ранее получен¬ным образованием и пройденными ступенями образовательной лестницы - постбазовое, модернизирующее, «освежающее», возобновленное. Названная связь может быть формальной, содержательной, сущностной. В первом случае имеются в виду группы учреждений, обеспечивающих количественный прирост знаний и умений; во втором - обогащение уже имеющихся; в третьем - обогащение всех сторон творческого потенциала личности (идеальный вариант, соответствующий замыслу концепции непрерывного образования).

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе и профтехучилище, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали В. р. как неотъемле¬мую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В. р. чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство учащихся оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне учебного заведения. Попытки отдель¬ных педагогов сживить В. р. не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА - образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая внешкольными культурно-просветительными учреждениями, органами образо¬вания, другими общественными организациями; одна из форм организации досуга учащихся, борьбы с безнадзорностью. В.р. осуществляется на началах добровольного участия, активности и самостоятельности учащихся, с учетом их интересов.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА РЕБЕНКА - совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, комплексов, проявляющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. с. р., к-рая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА - совокупность значимых нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе. На В. и. о. влияют инновационные процессы, происходящие в стране и в мировой образовательной практике.

ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА - совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект.

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи пед. коллективу. Принципы В. к.: предупредительный характер, планомерность, обоснованность, всесторонность, теоретическая и методическая подготовленность. Объекты В. к.: учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние детского и пед. коллективов, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. Виды В. к.: по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый); по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый). Методы В. к.: посещение и анализ уроков и воспитательных занятий, анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями; проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу; анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспи-туемых, обусловленных их возрастным составом.
Теги: терминология
Просмотров: 13 | Добавил: creditor | Теги: терминология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close