Главная » терминология


20:25
терминология
КИНО- И ВИДЕОФИЛЬМЫ УЧЕБНЫЕ - фильмы, создаваемые средствами кино или телевидения в учебных целях. Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы. К тому же учебное кино за последние годы почти полностью вытеснено учебным телевидением. Учебные кино- и видеофильмы принято делить на следующие типы: киновидеокурсы - цикл фильмов, связанных единой тематикой и методикой построения учебного материала и раскрывающих основной материал по какому-либо предмету (например, «Технология материалов», «Автомобиль» и т.п.); короткометражные фильмы (10 до 50) - учебные фильмы, раскрывающие материал отдельных тем учебной программы. Такие фильмы используют по частям или отдельными фрагментами при прохождении нового материала или полностью на вводных занятиях, а так¬же при повторении пройденного; фильмы-фрагменты - это короткие, не более чем на 4 - 5 мин учебные фильмы, посвященные одному какому-либо вопросу, например раскрытию процесса выполнения одной трудовой операции. Они используются, как правило, в качестве иллюстрации к объяснению; фильмы-кольцовки - разновидность фильмов-фрагментов, представляют собой ко¬роткую ленту, склеенную в кольцо. С помощью кольцовки показывается какой-либо цикличе¬ский процесс, например движения рук слесаря при опиливании. Пленка склеена таким образом, что конец цикла (периода) движения совпадает с его началом и поэтому при демонстрации создается впечатление непрерывности движения. В практике применения фильмов в учебном процессе имеют место два основных метода: познавательный и иллюстративно-наглядный.В первом случае фильм выступа¬ет в качестве первоисточника знаний учащихся, студентов, в роли основного источника учебной информации. Во втором случае основная роль при изучении материала отводится объяснению, инструктажу, беседе с обучаемыми. Фильм здесь выступает в роли наглядной иллюстрации к содержанию учебной информации, раскрываемой посредством словесных ме¬тодов. Выбор познавательного или иллюстративно-наглядного метода зависит от того, для каких целей демонстрируется фильм, каково его место в учебном процессе. На вводных занятиях фильм может ознакомить обучаемых с изучаемыми объектами и процессами, вызвать интерес, сформировать определенные установки, настрой на работу.

КЛАСС УЧЕБНЫЙ - 1) постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, занимающихся по единой учебной программе;2) В художественных учебных заведениях группа учащихся, специализирующихся по какому-либо предмету (напр., класс композиции); 3) Помещение для занятий учащихся в школе.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - система методов обучения, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации: по источнику информации и восприятия, по дидактической цели, по логике изложения, по степени познавательной активности учащихся и др. В данном словаре методы обучения представлены по классификации на основе структуры деятельности, разработанной советским педагогом Ю. К. Бабанским и включающей в себя все существующие классификации
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно обоснована Я. А. Коменским.
КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - пед. работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - профессионал-педагог, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, накоплении человеком, организующий систему отношение через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности. Классное руководство осуществляется в единой системе учебно-воспитательной работы учебного заведения. Деятельность К.р. является одним из решающих элементов организуемого в учебном заведении воспитательного процесса. Основное назначение К.р. обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждой личности, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов. К.р. осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося, содействует созданию самых благоприятных условий для формирования его личности, вносит необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания. К.р., учитывая индивидуальность своей группы, организует необходимые воспитатель¬ные воздействия для создания благоприятной микросреды и высокого психологического кли¬мата в группе, а также координирует усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
КОЛЛЕДЖ (англ . college) – учебное заведение с правом присвоения степени суббакалавра, действующее на основе профессиональных специализированных программ.
КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ - 1) созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и лич-ностно значимым содержанием совместной деятельности.
КОЛЛОКВИУМ (лат . colloquium - разговор - беседа),1) одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися (обычно в вузах) для выяснения знаний.2) Научное собрание, на котором обсуждаются доклады.
КОМБИНИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - гибкие системы предоставления услуг, консультативной помощи и руководства учебной деятельностью взрослых, построенные на сочетании различных подходов и элементов организации образовательной практики. Таких, как: а) дневные, вечерние и воскресные занятия в их различных комбинациях; б) подготовка письменных контрольных работ; в) направляемое самообразование; г) использование разного рода инструктивных материалов; д) консультации в ходе прямых контактов, а также по телефону, с помощью радио и телевидения; е) обучение на расстоянии через ра дио-, теле- и компьютерные сети.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ - процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.
КОНСЕРВАТОРИЯ – высшее учебное заведение, подготавливающее высококвалифицированных специалистов в сфере музыки.
КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.
КОНСПЕКТ - краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (лекции, раздела учебника и др.) . (Ожегов С.И.)
КОНСПЕКТ УРОКА содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор) - сокращенная запись лекции, речи, к.-л. сочинения (книгой работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (письменная) - одна из форм контроля и учета знаний, умений и навыков учащихся (наряду с устным опросом, лабораторными работами и т.д.). К.р. должны в процессе обучения составлять единую систему с обучающими работами. Различают К.р. классные, домашние, текущие и экзаменационные.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ от лат. conceptio - понимание, восприятие, система) - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.
КРУГОЗОР - объем интересов, знаний человека.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.
КУЛЬТУРА РЕЧИ - степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.
КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ (самообразовательная культура) - высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.
КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ - уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о е динстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ - комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати.
КУЛЬТУРА ШКОЛЫ - система отношений, используемая для регулирования поведения пед. коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. К. ш. определяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению количества трудностей в новых ситуациях, м.б. ориентирована на роли, задачи, на человека, на власть (силу).
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА - среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА - самостоятельная комплексная работа учащихся по экономике, гуманитарным специальным дисциплинам, дисциплинам искусства, в отдельных случаях - по специальным предметам, выполняемая на завершающем этапе изучения учебного предмета. В процессе выполнения К.р. студенты решают планово-экономические или учебно-исследовательские задачи, которые носят творческий характер.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ - форма повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, создаваемая при министерствах и ведомствах, предприятиях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации и их филиалах.
Л
Лабораторные занятия один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, причём для каждой устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим курсом и Л. з.
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ - форма организации учебного процесса с целью самостоятельного изучения, закрепления и углубления учебного материала предмета, а также обобщающего повторения. На Л.-с.з. выносится, как правило, наиболее важный и значимый материал предмета. Л.-с.з. проводятся обычно в три этапа: первый - лекция преподавателя; второй - само-стоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к семинару; третья - проведение семинара. Л.-с.з. более эффективны по сравнению с уроком, так как здесь изменяются функции преподавателя и учащихся: более ярко выражена регулятивная и организаторская функция преподавателя, усилена информационная функция учащихся.
ЛЕКЦИЯ (от лат . lectio - чтение) - систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.
ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ - продолжительное устное изложение (45 - 50 мин) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.).
ЛИЦЕЙ (от греч . Lykeion) – общеобразовательное заведение с соответствующим уклоном для одаренных детей.
ЛИЦЕНЗИЯ – особое государственное разрешение на образовательную деятельность.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - альтернатива традиционному когнитивно ориентированному, особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучаемого.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - традиционный подход в проектировании содержания профессионального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Важным концептуальным положением Л.о.с.о. является предоставление возможности самостоятельного выбора содержания учебного материала, способа технологии обучения, проектирования со¬держания своего профессионального образования. При этом учитываются разные варианты модулей учебно-программной документации, адекватных распространенным производствен¬ным технологиям.
М
МАГИСТР (от лат. magister - начальник, учитель) – высшая ученая степень, присваиваемая лицам, окончившим магистратуру.
МАГИСТРАТУРА – второй уровень высшего образования.
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - высокий уровень овладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное пед. воздействие и взаимодействие.
МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ - исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания

МЕТОДИКА, и, ж.
1. Наука о методах преподавания.
Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. М. Опытов.
МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ - описание конкретных приемов, способов, техник пед. деятельности в отдельных образовательных процессах
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Ссылка на страницу: терминология
Теги: терминология
Просмотров: 308 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 17589

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close