Главная » Большой бухгалтерский словарь
15:09
Большой бухгалтерский словарь
ПОСТАВКА ТОВАРОВ, КОНСИГНАЦИОННАЯ -товары, поступившие на склад компании-грузополучателя от компании-грузоотправителя, но не включенные в состав запасов получателя, так как право собственности на товары остается за поставщиком до момента фактической продажи; подобная операция защищает поставщика от риска, связанного с возможной неплатежеспособностью или банкротством заказчика; такие товары рассматриваются как активы поставщика.

ПОСТАВЩИК - фирма, осуществляющая поставку товаров. Поставщик отражает сумму, на которую покупателям предъявлены расчетные документы, по кредиту счета "Реализация продукции (работ, услуг)" и дебету счета "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно с этой проводкой осуществляют проводку по дебету счета "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счетов "Готовая продукция". "Товары отгруженные", "Основные средства", "Выпуск продукции (работ, услуг)".

ПОСТАВЩИК, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - организация, выполняющая по договору подряда обязательства по поставке комплектного оборудования и материалов для всего комплекса промышленного объекта или объектов социального и культурного назначения. Для выполнения контракта Г.п. обычно заключает контракты с поставщиками. Г.п. несет перед заказчиком полную ответственность в соответствии с законодательством за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиками.

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства. Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. На свидетельстве о государственной регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год. Все документы на предпринимателя хранятся в специальном деле по налогообложению. При постановке на учет в гос-налогинспекции должностные лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства, связанные с предпринимательской деятельностью, разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства. Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, прошитую и скрепленную печатью налоговой инспекции. Тетрадь приобретается физическим лицом.

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - юридические лица встают на учет в налоговом органе сразу после получения временного свидетельства о регистрации; при постановке на учет юридическому лицу присваивается идентификационный номер налогоплательщика и в налоговом органе заводится налоговое дело на налогоплательщика, только после постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо может открыть расчетный счет в банке. Банк письменно уведомляет налоговый орган об открытии налогоплательщику расчетного или иного счета и его реквизитах. На уставных документах и свидетельстве о регистрации юридического лица ставится отметка налогового органа о постановке на учет. После получения постоянного свидетельства о регистрации эта отметка налогового органа является основанием для разрешения банком налогоплательщику использовать открытый в банке счет.

ПОСТУЛАТ ДЕ ЛЯ ПОРТА - принцип, выдвинутый в конце XVII в. М. де ля Портом, который классифицировал три группы счетов: 1) счета собственника (счет Капитала, Убытков и прибылей); 3) счета имущества (счет Кассы, Товаров и т. д.); 3) счета корреспондентов (счета Расчетов, показывающие дебиторскую и кредиторскую задолженность). Постулат де ла Порта утверждает, что разность сальдо счетов имущества и собственника всегда равно разности сальдо счетов корреспондентов (расчетов).

ПОСТУЛАТ ДЗАППЫ - положение, сформулированное Д. Дзаппой, согласно которому с бухгалтерской точки зрения доходы предприятия очевидны, а затраты сомнительны. Это обусловлено тем, что доходы вытекают из документов на реализацию товаров и услуг, а величина затрат всегда зависит от учетной политики предприятия и выбора администрацией различных методологических приемов, доходы определяются объективно, расходы, связанные с исчислением себестоимости, - субъективно. Отсюда и величина прибыли, в том числе и налогооблагаемой, условна.

ПОСТУЛАТ МУДРОВА - принцип, сформулированный в середине XIX в. Э. Муаровым, согласно которому: алгебраическая сумма сальдо вспомогательных счетов равна сумме сальдо имущественных счетов, сложенной с разностью между дебиторской и кредиторской задолженностью по личным счетам. Таким образом, в основу баланса Мудров положил сумму собственных средств на момент выведения сальдо.

ПОСТУЛАТ ПИЗАНИ - принцип бухгалтерского учета, выдвинутый Э. Пизани в рамках его теории статмографии и утверждающий, что сальдо счетов статических равно сальдо счетов динамических, каждое из них равно сумме прибыли. Под динамикой он понимал имущественные счета, под статикой - счета чистого имущества. На практике это означало введение в баланс вместо счета Убытков и прибылей несальдированных оборотов по результатным счетам. Идея постулата Пизани стала общим достоянием итальянской школы бухгалтеров. Джитти даже считал, что двойная бухгалтерия должна называться так не потому, что при регистрации принимаются во внимание два момента (дебет и кредит), а потому, что весь учет имеет своим предметом два объекта.

ПОСТУЛАТ ПОПОВА - один из математических постулатов бухгалтерского учета, сформулированный Н. Поповым как постулат "недоверия": сумма сальдо материальных счетов всегда равна алгебраической сумме сальдо личных счетов.

ПОСТУЛАТ РАЙША-КРАЙБИГА - принцип бухгалтерского учета, сформулированный Р.Райшем и И.Крайбигом и утверждающий, что обороты и сальдо по счетам взаимных (внутренних) расчетов должны быть зеркально равны (тождественны) в центральном отделении и в филиалах.

ПОСТУЛАТ РУССИЯНА - правило бухгалтерского учета, предложенное И.Руссияном и утверждающее, что сумма сальдо счетов актива равна алгебраической сумме средств, находящихся в распоряжении хозяйства с поправкой на кредиторскую задолженность (-) и долги (+).

ПОСТУЛАТ ЧЕРБОНИ - принцип бухгалтерского учета, выдвинутый Д.Чербони в рамках его теории логисмографии и утверждающий дуалистичность теории счетоводства: сумма кредиторской задолженности предприятия его собственнику всегда равна сальдо расчетов этого предприятия со своими агентами и корреспондентами.

ПОСТУЛАТ ШЕРА см. УРАВНЕНИЕ ШЕРА, КАПИТАЛЬНОЕ.

ПОСТУЛАТ ШМАЛЕНБАХА - принцип бухгалтерского учета, сформулированный Э.Шмаленбахом и утверждающий, что разность между сальдо счетов собственных средств и основных средств равна разности между сальдо счетов оборотных средств и кредиторской задолженности. Согласно этому постулату в основе бухгалтерского баланса лежит баланс оборотных средств и кредиторской задолженности, а вытекающий из классификации план счетов должен с наибольшей полнотой отражать движение капитала, фазы его кругооборота.

ПОСТУЛАТ ШМЕЛЕВА - принцип бухгалтерского учета, предложенный И.Шмелевым в работе "Новая четверная бухгалтерия" (1895). Согласно этому принципу: сумма оборотов по кредиту имущественных и личных счетов, а также по кредиту счетов собственных средств равна сумме оборотов по дебету имущественных и личных, а также по дебету счетов собственных средств.

ПОСТУЛАТЫ АУДИТА МАУТЦА-ШАРАФА - восемь основных принципов аудита, сформулированных Р.Маутцем и Х.Шарафом в 1961 г. и дополненных постулатом К.Робертсона (9) и Т.Лимперга (10): 1. Отчетность должна быть проверена; 2. Не следует предполагать конфликта интересов между аудитором и администрацией; 3. Финансовая отчетность и подтверждающие ее документы свободны от неточностей и тайн: 4. Объективность отчетных данных прямо пропорциональна эффективности внутреннего контроля; 5. Отчетность должна быть заполнена согласно стандартам: 6. Аудиторская проверка не может быть последней; 7. Мнение аудитора зависит только от его компетенции: 8. Профессиональные обязанности аудиторов должны отвечать их должностному статусу: 9. Полезность отчетных данных прямо пропорциональна степени их проверяемости; 10. Сертификат (заключение аудитора) не может дать больше информации, чем само аудиторское исследование.

ПОСТУЛАТЫ ПАЧОЛИ - основополагающие принципы, сформулированные в конце XV в. Л.Пачоли и гласящие, что: 1. Сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов; 2. Сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов.

ПОСТУЛАТЫ САВАРИ - основополагающие принципы бухгалтерского учета, выведенные в XVII в. Ж.Савари: 1. Сумма сальдо всех аналитических счетов должна быть равна сальдо того синтетического счета, к которому они были открыты; 2. Сумма оборотов по дебету и сумма оборотов по кредиту всех аналитических счетов должна быть равна оборотам по дебету и кредиту того счета, к которому они были открыты. Соблюдение постулатов Савари является непреложным условием правильной организации бухгалтерского учета, а обеспечение на практике его постулатов носит название коллации счетов. Причем, если коллация в части сальдо (постулат 1) признается и, как правило, достигается, то коллация в части оборотов (постулат 2) иногда нарушается из-за того, что внутренние обороты (например, по синтетическому счету Товаров) проводятся только по аналитическим счетам.

ПОСТУПЛЕНИЕ - то, что поступило, пришло в результате чего-либо. Наиболее широко применяется, в значении денежного поступления на счет, в том числе за продажу, поставку продукции, в результате распространения выпуска ценных бумаг и т. д.

ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ - пополнение предметов труда в результате приобретения, безвозмездной передачи, заготовления собственными силами. Для учета заготовленных и приобретенных материалов используется счет "Заготовление и приобретение материалов", в дебет которого относится покупная стоимость материалов, по которой на предприятие поступили расчетные документы поставщика. Запись производится в корреспонденции со счетами: "Основное производство"; "Вспомогательные производства"; "Расчеты с поставщиками и подрядчиками": "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".Материалы ненадлежащего качества, которые не могут быть использованы на предприятии, учитываются на забалансовом счете "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". В случае возврата их поставщику они снимаются с учета на забалансовом счете "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и отражаются по дебету счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту счета "Заготовление и приобретение материалов".Поступление материалов на склад отражается по дебету счетов "Материалы","Животные на выращивании и откорме", "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счета "Заготовление и приобретение материалов".

ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ФОНДОВ) - пополнение основных средств в предприятия в результате осуществления капитальных вложений, формирования основного стада и безвозмездного получения объектов от других предприятий. Поступающие основные средства оформляются установленными документами, оцениваются и записываются. Аналитический учет основных средств по счету ведется в соответствии с типовой их классификацией.

ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРОВ В ТОРГОВЛЕ - хозяйственные операции, связанные с поступлением и оформлением товаров. Поступление товаров оформляется при соответствии принимаемых ценностей сопроводительным документам подписью материально-ответственных лиц на этих документах. При расхождениях по количеству и качеству между фактически поступившими ценностями и данными в сопроводительных документах, а также при приеме товаров, поступивших без подобных документов, составляют акт. Его подписывают представители принимающей торговой фирмы и поставщика (отправителя). Поскольку акт является основным документом при предъявлении претензий поставщику, он должен быть правильно сформулирован и оформлен.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ВНЕШНИЕ ПЛАТЕЖНЫЕ - поступления валюты (собственной или иностранной) отдельным лицам, фирмам и правительству одной страны из других стран как плата за проданные ими товары и услуги, доходы от инвестиций, различного рода денежные переводы и приток капитала.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ДЕНЕЖНЫЕ ВАЛОВЫЕ - вся сумма денег, полученных в какой-то сфере бизнеса за период времени до вычета затрат на издержки, налоги и т. д.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ДЕНЕЖНЫЕ ЧИСТЫЕ - общая сумма денег, полученных фирмой за какой-то период после вычета издержек, затрат на сырье, налоги и т. п.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ЛИКВИДАЦИОННЫЕ - наличные средства, полученные: 1) от ликвидации просроченных ипотечных ссуд, либо за счет продажи, либо за счет переуступки прав на ссуду; продажи прав по распоряжению имуществом, продажи заложенного имущества, права на выкуп которого были утрачены и т. д.; 2) от продажи заложенного имущества, если оно приобретается в соответствии с условием закладной; 3) от продажи имущества при ликвидации (прекращении деятельности) предприятия, фирмы и т. д.

ПОСТУПЛЕНИЯ, НАКОПЛЕННЫЕ - заработанные поступления от предоставления услуг или поставки товаров, по которым еще не наступил срок погашения соответствующей дебиторской задолженности; незарегистрированные поступления.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ОЖИДАЕМЫЕ - суммы, которые организация должна получить с клиентов за уже поставленные товары и оказанные услуги.

ПОСТУПЛЕНИЯ, ОТСРОЧЕННЫЕ - возникают в случает обязательства компании поставить товары или услуги в обмен на оплату вперед со стороны заказчика.

ПОТЕНЦИАЛ - совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области, например, военный потенциал какой-либо страны - совокупность ее экономических, морально-политических и военных ресурсов для ведения войны.

ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, ССУДНЫЙ - размер суммы, на которую отдельный коммерческий банк может без риска увеличить массу денег в обращении путем предоставления новых займов гражданам и фирмам (или приобретения у них ценных бумаг); сумма, равная избыточному резерву этого коммерческого банка.

ПОТЕНЦИАЛ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - 1. реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов; 2. имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов.

ПОТЕНЦИАЛ ФИРМЫ, АКВИЗИТОРСКИЙ - способность стимулировать спрос на производимые и реализуемые фирмой товары, удержать этот спрос.

ПОТЕРИ - часть производственных ресурсов (рабочая сила. средства и предметы труда), которая была израсходована без отдачи без получения продукции, вообще не использовалась, то есть не функционировала, простаивала.

ПОТЕРИ, КУРСОВЫЕ - убытки, связанные с изменение валютного курса. К.п. относятся на финансовые результаты деятельности предприятия и отражаются по дебету счета "Прибыли и убытки".

ПОТЕРИ ОТ БРАКА - непроизводительные затраты в результате брака продукции: определяются следующим образом: к себестоимости окончательного брака прибавляют расходы по устранению дефектоустранимого брака. Из полученной суммы вычитают стоимость забракованной продукции по цене возможного ее использования и суммы взысканий ущерба с виновников.

ПОТЕРИ ОТ ДЕФИЦИТА - убытки, которые несет поставщик и/или предприятие-потребитель из-за недопоставки или срыва поставки. Убытки поставщика могут выражаться суммой штрафа за недопоставку, разницей между стоимостью обычной и экстренной доставки продукции потребителю и т. д. Убытки предприятия-потребителя выражаются в простое производства, неэкономичной замене материалов и т. д.

ПОТЕРИ ОТ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЛОЖЕНИЯ (КАПИТАЛА) - потенциальный доход от вложения средств в наилучший из отвергнутых инвестором вариантов.

ПОТЕРИ ОТ ПОРЧИ ЦЕННОСТЕЙ - потери, вызванные порчей товарно-материальных ценностей при их хранении. Списание потерь производится на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то суммы потерь в соответствии с установленным порядком списываются на издержки производства. Потери, связанные с ненадлежащим хранением товарно-материальных ценностей учитываются на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей". По дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" проводятся: по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям -их фактическая себестоимость: по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость. По недостачам и потерям от порчи материальных ценностей записи производятся по дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счетов учета ценностей. По кредиту счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается списание: недостач и потерь от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли - на счета по учету материальных ценностей или издержек производства и обращения; недостач ценностей сверх норм убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей - в дебет счета "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба"; недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач и хищений товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков - на счета издержек производства или обращения.

ПОТЕРИ ОТ ПРОСТОЯ - потери, вызванные простоем оборудования и рабочих. Сюда относятся: заработная плата рабочих за время простоя или доплата, когда рабочие во время простоя использовались на менее квалифицированных работах; расход энергии и топлива во время простоя и др. Простои оформляются простойными листами, рапортами или актами. Потери от внутренних простоев в цехах списываются на общецеховые расходы. Потери по внешним причинам уменьшаются на суммы, взысканные с поставщиков, по вине которых вызваны простои, и относятся на общепроизводственные расходы. На общепроизводственные расходы относятся также потери от простоя всего предприятия. Отдельного счета для учета простоев нет, и поэтому их относят на счет "Общепроизводственные расходы" или счет "Общехозяйственные расходы". Простои могут возникнуть на производстве по ряду причин: при неисправности станков, оборудования; при отсутствии материалов, сырья, работы (заказов); в результате сбоев в электроснабжении предприятия, а также прекращения подачи газа, воды и т. д.: в результате возникшего стихийного бедствия. Простои по внутрипроизводственным причинам списываются на себестоимость продукции. Следовательно, при простое по внутренним причинам себестоимость продукции увеличивается. В случае простоя по внешним причинам не компенсируемые виновниками потери включаются во внереализационные расходы. Учет потерь и недостач материальных ресурсов ведут в соответствии на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей". Отражаются суммы обнаруженных потерь следующей записью: Дебет "Недостачи и потери от порчи ценностей". Кредит "Материалы" ("Основное производство", "Полуфабрикаты собственного производства", "Вспомогательные производства", "Готовая продукция" и т. д.). Если виновные лица не были установлены, то руководитель дает разрешение на списание суммы недостачи на себестоимость продукции и на всю сумму делается бухгалтерская проводка: на сумму недостачи в пределах норм естественной убыли при хранении в цехах и в составе незавершенного производства: Дебет "Общепроизводственные расходы", Кредит "Недостачи и потери от порчи ценностей": на сумму недостачи в пределах норм естественной убыли при хранении на складах: Дебет "Общехозяйственные расходы". Кредит "Недостачи и потери от порчи ценностей".

ПОТЕРИ, НЕПЛАНИРУЕМЫЕ - потери, непосредственно не связанные с хозяйственной деятельностью предприятий и поэтому не отражаемые в планах; включают безнадежные долги, штрафы, пени и неустойки, уплаченные поставщикам, убытки прошлых лет, выявленные и учтенные в отчетном периоде. При ревизии исследуют документальное основание, целесообразность и законность списания потерь в зависимости от их видов, группируют потери в накопительных ведомостях по причинам возникновения и виновным лицам.

ПОТЕРИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В НЕДРАХ И ПРИ ОБОГАЩЕНИИ - к П.п.и.в.н.и.п.о. относят: 1) потери минерального сырья в недрах при добыче - часть запасов полезного ископаемого, не извлеченного из недр при разработке месторождения, а также добытого, но отправленного в породные отвалы, оставленного в местах складирования, погрузки и на транспортных путях горного предприятия; 2) потери полезного ископаемого и полезного компонента при обогащении - часть минерального сырья и содержащихся в нем полезных компонентов, не извлеченная из добытых (переработанных) запасов и оставшаяся в отходах (хвостах) обогащения.

ПОТЕРИ, ТОВАРНЫЕ - естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль, в том числе: частичная или полная потеря качества товаров; отходы, образующиеся при реализации товаров; уценка товаров при потере их качества или порче.

ПОТОК ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ - сумма доходов корпорации до начисления износа, истощения природных ресурсов, амортизации и других безналичных расходов.

ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ - разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени (обычно за финансовый год).

ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ВАЛОВЫЙ - разница между денежными поступлениями и выплатами компании (обычно на конец финансового года); деньги, которые остаются у компании для инвестиций, выплаты дивидендов, уплаты налогов.

ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - превышение платежей компании над поступлениями; О.д.п. не всегда однозначно свидетельствует об убыточной деятельности и может носить временный характер, связанный, например с условиями оплаты за поставляемую продукцию и т.д.

ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ СВОБОДНЫЙ - денежный поток, которым располагает компания после финансирования всех инвестиций, которые она находит целесообразным осуществить; определяется как прибыль от основной деятельности после уплаты налогов плюс амортизация минус инвестиции; считается, что наличие значительного по величине свободного денежного потока является привлекательным для лиц, активно занимающихся скупкой контрольных пакетов акций корпораций (рейдеров).

ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ ЧИСТЫЙ см. СРЕДСТВА, ЧИСТЫЕ СВОБОДНЫЕ.

ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДИСКОНТИРОВАННЫЙ - результат, полученный в процессе дисконтирования; в данном случае под этим действием понимается приведение к настоящему моменту будущих потоков денежных средств, используя для этих целей прогнозируемую ставку процента. К такому дисконтированию потоков наличности прибегают тогда, когда выбирают варианты инвестиций в конкурирующие проекты. Наиболее надежный метод решения вопроса о том, какой проект лучше и какова ценность каждого из проектов - определить чистую приведенную стоимость каждого проекта с учетом всех дисконтированных ожидающихся чистых поступлений наличности. При расчете чистой приведенной стоимости будут учитываться первоначальные инвестиции. Проект с положительной чистой приведенной стоимостью стоит разрабатывать, проект с самой высокой чистой приведенной стоимостью - лучший. Причина дисконтирования состоит в том, что если кому-либо предложили выбор между получением денежного подарка сейчас или получением той же самой суммы в течение года, то он естественно выберет подарок сейчас. Можно инвестировать эти деньги в течение года под проценты или купить товары в настоящий момент, а не позже, используя или, следовательно, на год больше или избежав возможного повышения цен. Эта учетная ставка будет связана со ставкой ссудного процента. Таким образом, если кто-то хочет знать текущий эквивалент суммы денег, которые должны быть уплачены или получены в будущем, эта сумма должна быть дисконтирована.

ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - превышение денежных поступлений компании над платежами.

ПОТОК НАЛИЧНОСТИ см. ПОТОК, ДЕНЕЖНЫЙ.

ПОТОК, ФИНАНСОВЫЙ - 1. перелив финансовых ресурсов через посредников, в том числе из капиталоизыточных секторов экономики в сектора, ощущающие нехватку капитала; 2. направления использования финансовых ресурсов.

ПОШЛИНА - вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договоров об аренде, передача ценных бумаг, соглашения об опеке).

ПОШЛИНА, БИРЖЕВАЯ - денежный сбор, взимаемый биржевым комитетом с покупателей ценных бумаг за право совершения биржевых сделок (обычно в размере 2% продажной цены).

ПОШЛИНА, ВЕКСЕЛЬНАЯ - вексельной пошлиной является денежная сумма, уплачиваемая единовременно векселедержателем в доход соответствующего бюджета за совершение нотариусом протеста переводного векселя в неакцепте или недатирования акцепта, протеста векселя в неплатеже, протеста простого векселя в недатировании отметки о предъявлении. Размеры вексельных пошлин, а также порядок их уплаты устанавливаются законодательством.

ПОШЛИНА, ВНЕШНЕТОРГОВАЯ - государственный сбор (налог), которым облагаются товары, пропускаемые через таможенную границу данной страны. По методам исчисления и способам применения различают В.п., определяемые как кредит к цене облагаемых товаров ("ad valorem"); или в форме твердых ставок за соответствующую единицу измерения. Список товаров, облагаемых В.п., и ставки таможенных пошлин приводятся в таможенном тарифе.

ПОШЛИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ - денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, милиция, загсы, государственный арбитраж и т. д.) за совершение действий в интересах предприятия, организации, учреждения и отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

ПОШЛИНА, ДОРОЖНАЯ - вид внутренних пошлин; оплата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам.

ПОШЛИНА, ПАТЕНТНАЯ - плата за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

ПОШЛИНА, ПОРТОВАЯ -сумма, уплачиваемая судовладельцами за возможность войти в док в некоторых портах и гаванях.

ПОШЛИНА, СУДЕБНАЯ - плата предприятий, учреждений, организаций и граждан за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб судебными учреждениями, а также за выдачу им копий бумаг и документов.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ - налог, который взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или при транзите товара (транзитная пошлина). В современных таможенных тарифах устанавливаются три вида пошлин: адвалорная (пошлина с цены товара), специфическая (пошлина с количества товара), комбинированная, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ АДВАЛОРНАЯ - таможенная пошлина, взимаемая с грузовладельца в процентах от цены товара, в отличие от твердых ставок за единицу товара (специфическая пошлина). Например, в Японии большинство пошлин в таможенном тарифе - адвалорные.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ ОСОБАЯ - виды таможенных пошлин, устанавливаемых Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию РФ в целях защиты экономических интересов РФ в случаях, когда такой ввоз наносит или может нанести ущерб этим интересам. Особые виды таможенных пошлин являются временными, устанавливаются для каждого отдельного случая ввоза товаров на таможенную территорию РФ и подлежат уплате дополнительно к обычным ввозным таможенным пошлинам. Подразделяются на: 1) специальные пошлины; 2) антидемпинговые пошлины; 3) компенсационные пошлины.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - таможенная пошлина, применяемая в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или союзов.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ -таможенная пошлина, взимаемая с грузовладельца по твердым ставкам за единицу товара, в отличие от адвалорной пошлины, которая взимается в процентах от цены товара, облагаемого пошлиной.

ПОШЛИНА, ТАМОЖЕННАЯ ТРАНЗИТНАЯ - таможенная пошлина, взимаемая при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране.

ПОЯСНЕНИЯ - поясняющее замечание, объяснение.

ПОЯСНЕНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ И ОТЧЕТУ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ - пояснения, раскрывающие учетную политику организации и обеспечивающие пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые им необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать следующие дополнительные данные: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств; о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений; о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности; об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации; о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ; о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода; о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности; об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; о составе затрат на производство (издержках обращения); о составе прочих внереализованных доходов и расходов; о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

ПРАВА - охраняемая законом возможность что-либо делать; возможность поступать каким-либо образом.

ПРАВА АУДИТОРОВ - совокупность прав аудиторов и аудиторских фирм, включающая право: самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований нормативных актов, условий договоров с субъектом или содержания поручения государственных органов; проверять в полном объеме: документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения; получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц; привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке: аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов из других аудиторских фирм, иных специалистов; отказаться от проведения аудиторской проверки в случае: непредоставления проверяемым субъектом необходимой документации, необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) Российской Федерации в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Б.п. правового статуса, можно подразделить на две группы: 1)Б.п. РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства; 2) Б.п. РФ в отношении собственного (на федеральном уровне) и нижестоящих бюджетов (на уровне субъектов федерации). Первая группа Б.п. основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие Б.п., которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ РФ - Б.п. РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджета субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение размеров субвенции для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями: 7) осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства; 8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Б.п. РФ, которые включают права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета. К ним относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям; 4) право на организацию и осуществление бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения: 6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета. (Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета; 9) право на законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета: 12)право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения: 13) право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. По направленности Б.п.с. РФ можно подразделить на три группы: 1) бюджетные права по отношению к федеральному бюджету; 2) бюджетные права по отношению к собственному бюджету; 3) бюджетные права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Все субъекты РФ обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЮДЖЕТАМ НИЖЕСТОЯЩЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ - в рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты. Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству. По решению представительных органов власти субъекты РФ имеют право предоставлять процентные и беспроцентные ссуды за счет средств своего бюджета исполнительным органам власти других уровней, а при необходимости получать такие ссуды из других бюджетов. Территория субъектов РФ включает в себя административно-территориальные образования, имеющие самостоятельные бюджеты. Это предопределило наличие у них определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Среди них, в первую очередь, следует назвать право утверждать нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня (в местные бюджеты). На субъектах РФ лежит обязанность обеспечивать установленный федеральным законодательством уровень закрепленных доходов местных бюджетов. В целях обеспечения необходимого уровня доходной части соответствующих местных бюджетов субъекты РФ могут также закреплять за этими бюджетами любые регулирующие доходы на долговременной основе (на срок не менее 5 лет) и передавать им свои закрепленные доходы. Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным законодательством РФ. В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предоставлять в нижестоящие бюджеты дотации и субвенции. Обладая правом на компенсационное возмещение из федерального бюджета, субъекты РФ сами, в свою очередь, несут материальную ответственность перед бюджетами нижестоящего территориального уровня. В рамках своей компетенции субъекты РФ имеют право осуществлять контроль за бюджетной деятельностью соответствующих административно-территориальных образований.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ БЮДЖЕТУ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к собственному бюджету. Наличие права на бюджет предполагает и другие права, связанные с его формированием, распределением и использованием. Субъекты РФ имеют право на получение закрепленных доходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным законодательством. Субъекты РФ имеют также право на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета. Субъекты РФ имеют право на получение дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами. Субъекты РФ самостоятельно определяют направления расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям. В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные и иные целевые фонды. Им предоставлено право образовывать оборотную кассовую наличность в составе своих бюджетов и использовать ее на покрытие временных кассовых разрывов. В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. Они же утверждают и отчет об исполнении бюджетов, а также осуществляют контроль за исполнением своих бюджетов. Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению. В необходимых случаях субъекты РФ могут вводить механизм секвестра. Законодательство РФ предусматривает право субъектов РФ на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Однако если представительные органы власти субъектов РФ в нарушение своей компетенции принимают решения, исполнение которых ведет к нанесению ущерба федеральному бюджету, то возмещение этого ущерба должно производиться из бюджета соответствующего субъекта РФ. Таким образом, устанавливается взаимная ответственность представительных органов власти РФ и ее субъектов.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) субъектов РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к федеральному бюджету. Каждый субъект РФ участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Эта группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов РФ в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно РФ. Такое участие обеспечивается представительством субъектов РФ в федеральных представительных и исполнительных органах государственной власти. Участие субъектов РФ в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении федерального бюджета способствует обеспечению сочетания интересов Российской Федерации сих собственными интересами.

ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РФ - к Б.п. РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4) установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их видов; 7) установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8) установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления: принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных Б.п. РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА - совокупность законных возможностей и должных действий управляющей компании, которая является доверительным управляющим имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Она имеет право распоряжаться, в том числе отчуждать и закладывать составляющее его имущество в соответствии с правилами паевого инвестиционного фонда. Типовые правила предусматривают ограничения по распоряжению имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Управляющая компания вправе осуществлять дробление инвестиционных паев, которое состоит в кратном увеличении числа инвестиционных паев, принадлежащих всем их владельцам. Дробление инвестиционных паев предназначено для повышения их ликвидности, поскольку позволяет снизить цены их размещения и выкупа.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ГРАЖДАНСКИЕ - понятие, употребляемое в гражданском праве для обозначения прав и обязанностей граждан страны, составляющих содержание гражданского правоотношения.

ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В АУДИТЕ - одна из целей аудиторской проверки. Заключается в том, чтобы убедиться, что компания имеет права на все отраженные в учете пассивы, которые представляют собой всю кредиторскую задолженность компании на дату составления баланса.
Теги: Большой бухгалтерский словарь
Просмотров: 29 | Добавил: creditor | Теги: Большой бухгалтерский словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close