Главная » Большой бухгалтерский словарь
15:11
Большой бухгалтерский словарь
РАЗДЕЛ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА - классификация внешнеэкономических балансовых ведомостей на высшем уровне. В платежном балансе МВФ выделяются два раздела: текущий счет и счет капитала. Текущий счет статистически характеризует внешнеэкономические операции с реальными ресурсами (товарами, услугами, доходами). Счет капитала отражает внешнеэкономические операции в форме финансирования потоков этих реальных ресурсов из-за границы в национальную экономику и наоборот.

РАЗМЕР -1. величина чего-нибудь в каком-нибудь измерении; 2. степень развития, величина, масштаб какого-нибудь явления.

РАЗМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА НЕТРУДОСПОСОБНЫМ ГРАЖДАНАМ, СОСТОЯВШИМ НА ИЖДИВЕНИИ УМЕРШЕГО КОРМИЛЬЦА - установленное законодательством возмещение вреда в размере среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на возмещение вреда. Для определения размера возмещения вреда каждому из граждан, имеющих право на возмещение, часть заработка кормильца, которая приходится на всех указанных граждан, делится на их число. Нетрудоспособным, не состоявшим на иждивении умершего, но имеющим право на возмещение вреда, его размер определяется в следующем порядке: если средства на содержание взыскивались в судебном порядке, то возмещение вреда определяется в сумме, назначенной судом; если же средства на содержание не взыскивались в судебном порядке, то возмещение вреда устанавливается с учетом материального положения граждан и возможности умершего при жизни оказать им помощь. Если право на возмещение вреда имеют одновременно граждане как состоявшие на иждивении умершего, так и не состоявшие на его иждивении, то сначала определяется размер возмещения вреда гражданам, не состоявшим на иждивении умершего. Установленная им сумма возмещения вреда исключается из заработка кормильца, затем, исходя из оставшейся суммы заработка, определяется размер вреда гражданам, состоявшим на иждивении умершего, в порядке, предусмотренном частями первой и второй настоящей статьи. Гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, назначенная им пенсия по случаю смерти кормильца, а равно другие пенсии, заработок, стипендии и иные доходы в счет возмещения вреда не засчитываются. Супруге (супругу) умершего (умершей), гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, работодатель выплачивает единовременное пособие в сумме, не менее установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда за пять лет. Единовременное пособие выплачивается в месячный срок со дня смерти кормильца.

РАЗМЕР ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОКУПКИ АКЦИЗНЫХ МАРОК - сумма для покупки марок, подлежащих внесению на счета акцизного таможенного поста, определяется по формуле: С = Стм х Кт х Кэкю, где С -сумма денежных средств, предназначенных для покупки марок; Стм - стоимость марки, установленная в ЭКЮ; Кт - количество товара, подлежащего маркировке (для табачных изделий - количество пачек, для винно-водочных изделий - количество бутылок); Кэкю - курс ЭКЮ, действующий на дату подачи заявления на покупку марок. Денежные средства для покупки марок могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах.

РАЗМЕР ДОЛГА, ДОПУСТИМЫЙ - общая сумма долга, которую компания способна принять на себя, исходя из размера собственного капитала и ожидаемой величины прибыли.

РАЗМЕР ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, МИНИМАЛЬНЫЙ - минимальная граница оплаты труда работников при выполнении ими простых работ в нормальных условиях труда. Размер устанавливается законодательно. Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы.

РАЗМЕР СВОБОДНЫХ АКТИВОВ ДЛЯ СТРАХОВЩИКА, НОРМАТИВНЫЙ - норматив, устанавливаемый контролирующим государственным органом в области страхования для страховщика, проводящего виды страхования иные, чем страхование жизни, и рассчитываемый как определенный процент от суммы страховых взносов (премий) по договорам страхования, в том числе премиям по рискам, принятым в перестрахование, поступившим за год, уменьшенной на сумму отчислений за год в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования в установленном размере и скорректированной с учетом поправочного коэффициента. Для страховщиков, осуществляющих операции по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни, нормативный размер свободных активов рассчитывается, как сумма свободных активов, установленных отдельно для операций по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни.

РАЗНАРЯДКА - распределение нарядов, а также документ о таком распределении.

РАЗНАРЯДКА НА ОТГРУЗКУ - 1. документ, который организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, посылают в порт на отгрузку импортируемых товаров получателю. В Р.на о. указываются название и дата прибытия судна, номер коносамента, номер заказа, наименование груза, число мест, вес брутто, станция и железная дорога назначения, грузополучатель, его почтовый адрес и т.д.; 2. документ, содержащий указание одной стороны договора (покупателя, контрактанта) другой (поставщику) об отгрузке или отпуске предусмотренной договором продукции третьему лицу (получателю), не участвующему в договоре.

РАЗНИЦА - 1. несходство, различие в чем-нибудь; 2. величина, являющаяся разностью между двумя другими.

РАЗНИЦА, БУХГАЛТЕРСКАЯ - чистый среднегодовой разрыв между активами и обязательствами, подсчитанный на основе предварительных фактур.

РАЗНИЦА, ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ - различие, расхождение между установленным инвентаризацией наличием ценностей и их остатком по данным бухгалтерского учета, выявляемое путем составления так называемых сличительных ведомостей. Порядок регулирования инвентаризационной разницы, то есть отражения ее в бухгалтерском учете, зависит от характера и причин выявленных излишков или недостач, потерь и порчи ценностей.

РАЗНИЦА, КУРСОВАЯ - разница между рублевой оценкой соответствующего имущества или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу, котируемому ЦБ РФ на дату расчета или дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих имущества и обязательств, исчисленной по курсу, котируемому ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. Курсовые разницы могут отражаться (в зависимости от метода их учета) либо на счете "Прибыли и убытки", либо на счете "Доходы будущих периодов"суммовые разницы, учитываемые на счете "Доходы будущих периодов", зачисляются в конце года в прибыль или убыток на счет "Прибыли и убытки";при учете на счет "Прибыли и убытки" суммы курсовых разниц включаются в налогооблагаемую базу ежеквартально или ежемесячно (если происходит ежемесячная уплата налога на прибыль).

РАЗНИЦА, КУРСОВАЯ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ - курсовая разница, возникающая при переоценке требований и обязательств в иностранной валюте, драгоценных металлах и ценных бумагах, имеющих рыночную котировку.

РАЗНИЦА, КУРСОВАЯ СВЯЗАННАЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ УСТАВНОГО КАПИТАЛА - разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу, котируемому ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этой задолженности, исчисленной по курсу, котируемому ЦБ РФ на дату подписания учредительных документов. К финансовым вложениям относятся инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории РФ и за ее пределами.

РАЗНИЦА, НАЛОГОВАЯ - суммы недоплат или переплат по налогу, образующиеся у организаций, уплачивающих налог авансовым платежом.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ - понятие в бухгалтерском учете, использующееся при расчетах между организациями-резидентами, связанное с использованием хозяйствующими субъектами в расчетных документах, выставленных на контрагентов за поставленные товары, работы и услуги, цен, выраженных в иностранной валюте, но с условием произвести оплату в рублях по определенному курсу (обычно на дату платежа). Образующиеся при таких расчетах разницы между рублевым эквивалентом задолженности, возникшей в связи с поставкой товара и рассчитанной, исходя из курса на дату поставки, и суммой платежа покупателя за поставленные товары, исходя из курса на дату платежа, названы суммовыми. Использование такого механизма ценоопределения и денежных расчетов вызвано, прежде всего, желанием хозяйствующих субъектов стабилизировать денежные расчеты и защитить их от влияния инфляционных процессов, в первую очередь от изменения валютного курса в период исполнения обязательств по сделке.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса и отражающая понесение убытка в случаях использования авансовых платежей. При росте валютного курса рублевый эквивалент полученного продавцом авансового платежа покупателя будет меньше рублевого эквивалента стоимости отгружаемых товаров, рассчитанного на более позднюю дату отгрузки.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса и отражающая дополнительные доходы. Например, у продавца товаров при росте валютного курса рублевая сумма, подлежащая уплате покупателем, возрастает пропорционально увеличению валютного курса, поэтому возникают дополнительные доходы, рассчитываемые как разность рублевого эквивалента задолженности покупателя за отгруженные ему товары по курсу на дату их отгрузки, и рублевого эквивалента суммы оплаты покупателем - на дату платежа. У покупателя при снижении валютного курса получение положительных суммовых разниц связано с уменьшением суммы, подлежащей оплате продавцу, относительно рублевого эквивалента кредиторской задолженности за поставленные товары, рассчитанного по курсу на дату их получения.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ У КОМИССИОНЕРА ПРИ РАСЧЕТАХ С КОМИТЕНТОМ - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса: за период между получением денежных средств от покупателей и переводом их комитенту.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ У КОМИТЕНТА - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса за период между получением от комиссионера его отчета о реализованных товарах и поступлением от комиссионера или покупателя оплаты за них.

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ У ПОКУПАТЕЛЕЙ - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса за период между получением от поставщика товаров, расчетных документов по ним с начислением кредиторской задолженности и погашением такой задолженности денежным платежом или иным видом расчетов (при использовании предварительной оплаты - за период между осуществлением этого платежа покупателем и получением от поставщика товаров и отгрузочных документов).

РАЗНИЦА, СУММОВАЯ У ПРОДАВЦОВ - разница в рублевых эквивалентах, возникающая в связи с изменением валютного курса за период между выставлением расчетных документов за поставленные товары с начислением дебиторской задолженности покупателю и погашением ее этим контрагентом (при использовании предварительной оплаты - за период между получением такого платежа от покупателя и выставлением документов по отгрузке).

РАЗНОСКА -1. доставка в разные места; 2. распределение среди многих; 3. размещение с помощью записи, а также вообще расположение в каком-нибудь порядке.

РАЗНОСКА ОПЕРАЦИЙ - запись хозяйственных операций в учетные регистры на основании бухгалтерских документов.

РАЗНОСКА ПО СЧЕТАМ - процесс перемещения информации (журнальных записей) из журнала в Главную бухгалтерскую книгу.

РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА - подробное изложение бизнес-идеи значимыми, ясными для всех участников сделки понятиями, превращение общего замысла в проектные формы.

РАЗРАБОТКА ПЛАНА (ПРОЕКТА, ПРОГРАММ) -выработка стратегического замыла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта действий, состояние, обсуждение, принятие плановых, проектных, программных документов.

РАЗРАБОТКИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ (ОКР) - технические, инженерные, лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ (НИР) до практической возможности их воплощения в производство. Обычно ОКР завершаются созданием опытного образца изделия и рабочей документации, необходимой для промышленного производства созданных изделий.

РАЗРЯД - 1. тоже, что категория: группа лиц, предметов. явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков; 2. степень, официально утвержденный уровень квалификации.

РАЗРЯД, КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ - показатель, определяющий степень квалификации рабочего. Устанавливается с учетом сложности, ответственности, условий работы на основании тарифно-квалификационного справочника.

РАЗРЯД РАБОТЫ - показатель, характеризующий квалификацию труда и показывающий, какой разряд (квалификацию) должен иметь рабочий, чтобы выполнить эту работу.

РАЗРЯД, ТАРИФНЫЙ - степень сложности работы в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. К первому разряду относятся работы, которые могут выполняться рабочими, не имеющими квалификации. Последующие разряды устанавливаются в зависимости от квалификации, необходимой для выполнения соответствующих работ.

РАЗЪЕДИНЕНИЕ ПРИ АУДИТЕ - одна из целей аудиторской проверки. Заключается в том, чтобы все хозяйственные операции были учтены в соответствующем отчетном периоде.

РАЙШ, Р. -представитель немецкой бухгалтерской науки начала XX в., специалист в области балансоведения. Сторонник субъективистского подхода к оценке. Райш констатировал наличие балансовых статей, которые не могут быть отнесены ни к основным, ни к оборотным, ни к собственным, ни к заемным средствам. Он назвал их квазиактивными и квазипассивными. Они представлены переходящими (антиципативными), регулирующими и условными статьями, что соответствует счетам финансово-распределительным, контрарным, включая убыток (Райш трактовал убыток как контрпассив к счету "Капитал"), и счетами, предназначенными для учета залогов и риска, связанных с поручительством. Райш считал полуфабрикаты неотчуждаемыми ценностями, потребляемыми только внутри предприятия, а потому их оценка не могла быть выше себестоимости. Оценка по продажным ценам полностью им отвергалась (см. ПОСТУЛАТ РАЙША И КРАЙБИГА).

РАМБУРС - в международной торговле это оплата купленного товара, как правило, через посредство банка.

РАМБУРСИРОВАТЬ - возвращать, уплачивать долги, издержки; уплачивать за векселедателя; покрывать долг через третье лицо.

РАСКРЫТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - информационная насыщенность бухгалтерской отчетности достоверными, существенными, целостными, последовательными, сопоставимыми и правильно оформленными показателями, отражающими имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период. Содержание и форма бухгалтерской отчетности должны соответствовать международным стандартам финансовой отчетности и нормативным актам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

РАСПИСКА - документ с подписью, удостоверяющий получение подписавшим чего-либо. В праве является одним из видов письменных доказательств. В некоторых случаях Р. свидетельствует о заключении договора (например, договора займа).

РАСПИСКА, ВРЕМЕННАЯ - расписка, удостоверяющая получение денег в счет будущей поставки ценных бумаг.

РАСПИСКА, ДЕПОЗИТАРНАЯ - свидетельство на право собственности на обыкновенные акции, депонированные у депозитария, которое обращается на внутреннем рынке эмитента Д.р. Это, как правило, именные, свободно обращающиеся ценные бумаги. Механизм Д.р. повышает ликвидность акций и способствует улучшению информационного обеспечения для инвесторов и участников фондового рынка. информационного обеспечения для инвесторов и участников фондового рынка.

РАСПИСКА, ДЕПОЗИТАРНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ (АДР) - расписка американских банков, выступающих депозитарием по отношению к хранимым у них обыкновенным акциям, как правило, зарубежных эмитентов. Эта ценная бумага деноминирована в долларах США, расчеты по ней осуществляются так же, как и по другим ценным бумагам США. АДР - это именные, свободно обращающиеся ценные бумаги, которые могут быть предметом свободной купли-продажи в США и Европе, при этом расчет и клиринг по АДР осуществляются по международным стандартам в течение трех банковских дней.

РАСПИСКА, ДЕПОЗИТНАЯ - документ, подтверждающий право вкладчика на депозит или ценности, находящиеся на хранении в банке.

РАСПИСКА, ДОКОВАЯ - документ, выдаваемый судовладельцем, его агентом или транспортно-экспедиторской организацией в подтверждение принятия груза на причал или на склад для последующей погрузки на судно. В Д.р., выписываемой на имя грузовладельца, указываются обычно наименование груза, число мест и их масса, род упаковки, маркировки и пр.

РАСПИСКА, ДОЛГОВАЯ - форма долгового обязательства. См. тж. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ДОЛГОВОЕ.

РАСПИСКА, СКЛАДСКАЯ - документ, подтверждающий принятие товара (груза) на склад для хранения. С.р. может использоваться как залоговый документ (варрант) для получения ссуды и перепродажи товара.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ - лицо или организация, которые по решению суда несут ответственность за сохранение и распределение активов и обязательств умершего, если не оставлено завещание.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ - руководители министерств, ведомств, государственных учреждений и организаций, которым предоставлено право распоряжаться выделенными бюджетными ассигнованиями; несут ответственность за использование средств по целевому назначению.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ (КРЕДИТОВ), ГЛАВНЫЙ - государственный орган и его руководители, которым предоставлено главное право распоряжаться выделяемыми бюджетными ассигнованиями, направлять их для использования по определенному назначению.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ ТОВАРА - лицо или организация, имеющие право распоряжаться товаром по своему усмотрению или чьему-либо поручению. Распоряжение товаров предусматривает возможность его передачи, использования на основании соответствующих документов без физического получения. В международной практике придается важное значение обстоятельству его передачи в распоряжение покупателя или перевозчика.

РАСПОРЯЖЕНИЕ - 1. акт управления, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенного должностному лицу, органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано; 2. одно из правомочий собственника вещи, позволяющее включить ее в экономический оборот путем совершения таких распорядительных сделок, как купля-продажа, поставка, дарение и др. В результате актов распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог; сдача на хранение и др. Распоряжением определяется юридическая судьба веши, то есть либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Распоряжение имуществом, принадлежащим недееспособным лицам, осуществляется от их имени законными представителями с ограничениями, предусмотренными законом; 3. один из видов подзаконных актов; властный акт органа управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано. Распоряжения могут быть общего, длительного действия, а могут иметь разовые последствия для конкретного случая.

РАСПОРЯЖЕНИЕ, ЗАЛОГОВОЕ -документ, выдаваемый зарегистрированным лицом и содержащий требование о внесении в реестр акционерного общества записи о возникновении или прекращении залога акций, записанных на его имя.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ - разграничение бюджетных ресурсов по отдельным звеньям бюджетной системы страны.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ - отнесение затрат по объектам калькулирования (подразделениям, видам продукции и т. п.). Как правило, осуществляется распределение косвенных затрат пропорционально установленной (принятой) базе (критерию) распределения (прямым затратам, материальным затратам, прямым затратам по оплате труда и т. п.). Основной проблемой является распределение накладных затрат.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ИЗДЕРЖЕК - как правило, ежемесячное отнесение общих издержек на центры и носителей издержек (например, продукты или группы изделий). Соответствующие шаги включают учет и распределение первичных общих издержек по центрам издержек, взаимный за счет услуг, формирование коэффициентов калькуляции и контроль за издержками в рамках системы учета издержек вес нормативном и плановом вариантах. Первичные общие издержки распределяют в соответствии с "принципом возникновения" между центрами; после учета внутрипроизводственных услуг происходит перераспределение услуг вспомогательных подразделений и т.д., пока все издержки не относят на носителей, а затем с помощью коэффициентов калькуляции рассчитывают удельные издержки.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В БУХГАЛТЕРСКИХ СЛУЖБАХ - распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии проводится Главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы). Р.о.в б.с. производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях могут организовываться следующие группы: финансовая, материальная, расчетов с рабочими и служащими, расчетов с родителями за содержание детей в детских учреждениях и т. д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, продуктов питания. В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. Эти группы обеспечивают оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и осуществляют выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей. Все подразделения, входящие в состав отдельных учреждений, а также учреждения. обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы: выписки из приказов и распоряжений, сметы расходов, а также всякого рода договоры, нормативы и др. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников подразделений и служб учреждения. а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДОПЛАЧЕННЫХ ДОХОДОВ (ДОХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ) В УЧЕТЕ США - тип корректировок (см. ЗАПИСИ В УЧЕТЕ США, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ), при котором между учетными периодами распределяются уже полученные (в денежном эквиваленте) и отраженные в учетных записях доходы. То есть в течение отчетного периода были получены деньги за товары, работы, услуги, которые будут предоставляться в дальнейшем, что является доходами компании, однако эти доходы должны быть соответствующим образом распределены между отчетными периодами, а в данном отчетном периоде отражены только доходы, заработанные в этом периоде. Так же как и для предоплаченных расходов, для предоплаченных доходов существуют два варианта отражения в учете поступления денежных средств и последующих корректировок (аналогично, в первом случае делается акцент на авансовый характер платежей, во втором - на их экономическую сущность как доходов). Примерами таких предоплаченных расходов являются арендная плата, получаемая авансом, авансы для будущей поставки товаров и т.д.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДОПЛАЧЕННЫХ РАСХОДОВ (РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ) В УЧЕТЕ США - тип корректировок (см. ЗАПИСИ В УЧЕТЕ США, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ), который распределяет уже оплаченные и записанные расходы между учетными периодами. То есть в течение отчетного периода были выплачены авансом деньги за то, что будет потреблено или использовано в дальнейшем за пределами текущего отчетного периода. Однако эти расходы относятся к нескольким отчетным периодам и должны быть распределены между ними. Существует два способа отражения таких денежных выплати соответственно два варианта корректирующих проводок. Первый способ заключается в предоплаченности (дебетуется счет предоплаченных расходов, кредитуется счет денежных средств). Во втором способе акцентируется внимание на том, что такие выплаты являются расходами (дебетуется счет расходов, кредитуется счет денежных средств). Оба способа имеют одинаковый результат. Примерами таких расходов служат страховой полис, покупаемый на некоторый период в будущем, арендная плата, выплаченная авансом, закупка офисных принадлежностей (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) и др.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ - деление чистой прибыли акционерного общества, на выплачиваемую акционерам общества в качестве ежегодных дивидендов по принадлежащим им акциям, на выплату тантьем и капитализированную прибыль, направляемую на увеличение собственного капитала и резервов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ -в некоторых странах метод размещения впервые выпущенных компанией с ограниченной ответственностью акций для увеличения капитала. Размещение таких акций часто происходит после выпуска проспекта эмиссии акций публичной компании на свободный рынок или проспекта приватизации принадлежащей государству отрасли производства. Компания принимает заявки на приобретение акций и рассылает подателям заявок уведомление о подписке на акции, в которых указано количество акций, выделенных инвестору; таким образом, инвестор имеет безусловное право на занесение его имени в акционерный регистр. В тех случаях, когда количество заявок на приобретение акций превышает количество выпущенных акций, распределение происходит путем жеребьевки либо пропорционального уменьшения количества акций, указанных в заявках. Инвестор, которому выделили акций меньше, чем он заказывал, получает чек на сумму, равную стоимости недополученных им акций (к заявке на приобретение акций должен быть приложен чек на сумму, равную полной стоимости заказанных акций).

РАСПРОДАЖА - организованная продажа всех остатков, всего имущества.

РАССРОЧКА - способ оплаты товаров или услуг, при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. Р. наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа между контрагентами возникают кредитные обязательства.

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА - прекращение действия договора по инициативе одной из сторон. Может быть средством защиты стороны, побужденной к заключение договора вследствие введения в заблуждение. В международном праве расторжение договора носит название денонсации либо аннулирования.

РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ - 1. расходы чего-либо сверх необходимого, разумного; 2. термин аудита, обозначающий, что в ходе аудиторской проверки был выявлен нецелесообразный, неэффективный, бесполезный расход средств в больших суммах. При проверке возмещения материального ущерба ревизующие особое внимание обращают на выявление причин и условий, способствующих возникновению ущерба, и принятие мер к устранению недостатков в деле охраны собственности.

РАСТРАТА - незаконное использование денег или собственности лицом, владеющим ими на законных основаниях. Может совершаться банковскими служащими, бухгалтерами компаний. По юрисдикции большинства стран уголовная полиция не осведомляет о случившемся, если деньги или ценности были возвращены.

РАСХОД - потребление, затрата для определенной цели.

РАСХОД МАТЕРИАЛА И СЫРЬЯ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, УДЕЛЬНЫЙ - показатель, характеризующий величину затрат материальных ресурсов данного вида на изготовление единицу продукции в натуральном выражении (расход железной руды на выплавку 1 т чугуна, муки на выпечку 1т хлеба, цемента на 1куб. м бетона, кормов на 1 ц привеса скота ит.п. Величина расхода материала и сырья на единицу продукцииудельной складывается из полезного расхода материала (чистого веса, объема изделия), утилизируемых и неутилизируемых отходов при обработке и потерь (брак, угары и пр.). Фактический удельный расход может сопоставляться с обоснованно установленной нормой расхода на единицу продукции. Величина, обратная показателю удельного расхода, - выход продукции из единицы материала, определяется, как отношение объема произведенной продукции данного вида к количеству израсходованного на ее производство материала или сырья.

РАСХОД МАТЕРИАЛА, ПОЛЕЗНЫЙ - масса (объем) материала, образующая готовое изделие. Определяется по чертежу изделия и расчетной массе материала. Отношение полезного расхода материала к норме расхода называют коэффициентом использования материалов.

РАСХОД ТОПЛИВА НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, УДЕЛЬНЫЙ - показатель, определяемый делением количества фактически израсходованного топлива (в натуральном выражении или в пересчете на условное) на количество фактически произведенной продукции данного вида.

РАСХОД, УДЕЛЬНЫЙ - показатель, характеризующий затраты ресурса данного вида на производство единицы продукции. По видам продукции определяется в натуральном выражении. Величина У.р. складывается из полезного расхода, отходов при обработке и потерь (брак, угары и пр.). Величина, обратная удельному расходу, выход продукции из единицы материала - определяется делением общего количества произведенной продукции каждого вида на общее количество израсходованного на ее производство ресурса.

РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, УДЕЛЬНЫЙ - показатель, определяемый как отношение общего количества израсходованной электроэнергии (в квт-ч) к количеству произведенной годной продукции данного вида.

РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НУЖДЫ - потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ - потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающим необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

РАСХОДЫ - 1. затраты, издержки; 2. уменьшение средств предприятия или увеличение его обязательств, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности в целях получения прибыли и приводят к уменьшению величины собственного капитала. К Р. относятся различные затраты средств - себестоимость реализованной продукции, внепроизводственные и административные расходы, выплата процентов, арендной платы, заработной платы, налогов и т.д.; 3.См. РАСХОД.

РАСХОДЫ, АВАНСИРОВАННЫЕ - расходы, выплачиваемые вперед и относимые к будущему.

РАСХОДЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ - расходы на содержание аппарата управления; расходы на содержание служебных легковых автомобилей; расходы на содержание охраны; расходы на служебные командировки.

РАСХОДЫ БАНКА, ТЕКУЩИЕ - денежные затраты на товары и услуги, предназначенные для повседневного использования, потребления. Например: 1) Т.р. по отправке телеграфных переводов, аккредитивов и др. операциям, производимые по специальным поручениям клиентов и возмещаемые ими; 2) Т.р. по эмиссионным, инкассовым и др. операциям, не возмещаемые клиентами, являются операционными расходами банка; 3) Т.р., не возмещаемые клиентами, производятся за счет сметы банка по расходам на содержание аппарата управления в пределах ассигнований, выделенных на эту цель.

РАСХОДЫ, БЕЗВОЗВРАТНЫЕ - затраты прошлого периода, которые возникли в результате принятого решения.

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ - затраты, произведенные объединениями, предприятиями, организациями в отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции (услуг) в последующие месяцы или годы. То есть расходы будущих периодов относят на затраты в год (годы) признание экономических преимуществ. Примеры таких расходов - отсроченные налоги и расходы на опытно-конструкторские работы. Однако в большинстве случаев это, в основном, затраты на подготовку будущего производства. Бухгалтерия учитывает эти затраты на счете "Расходы будущих периодов", а затем, в будущем, переносит их на счет "Издержки производства и обращения".

"РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ" - 1. счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; освоением новых предприятий, производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств; взносом арендной платы за последующие периоды и др. Сроки, в течение которых такие расходы подлежат списанию на издержки производства (обращения) или другие источники, регулируются законодательными и другими нормативными актами. Учтенные на счете "Расходы будущих периодов" расходы списываются в дебет счетов "Основное производство", "Вспомогательные производства", "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы", "Издержки обращения", "Использование прибыли", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"; 2. статья актива баланса компаний ряда стран, означающая заранее оплаченные расходы - все виды производственных авансовых платежей, по которым компания будет получать доходы со следующего года. В эту статью включается заранее вносимая плата за те услуги, которые еще не получены или не использованы (рента, страхование, комиссионные).

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА - статьи расходной части бюджета. Состав и структура расходов определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики.

РАСХОДЫ В МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ОСОБЫЕ) - расходы, которые могут быть сделаны страхователем или его агентом с целью предотвратить или уменьшить убыток, вызванный опасностями, покрытыми страхованием.

РАСХОДЫ, ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ - расходы, не вошедшие в статьи бюджета, находящиеся за его пределами и осуществляемые за счет внебюджетных средств.

РАСХОДЫ, ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - расходы, связанные с реализацией производственной продукции, которые входят в полную себестоимость продукции сверх ее производственной себестоимости. Для учета внепроизводственных расходов предназначен счет 43 "Коммерческие расходы". По дебету этого счета отражаются внепроизводственные расходы и в зависимости от вида расходов кредитуются счета: "Износ основных средств";

"Амортизация нематериальных активов"; "Материалы"; "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"; "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов"; "Вспомогательные производства"; "Обслуживающие производства и хозяйства"; "Готовая продукция"; "Товары"; "Касса"; "Расчетный счет"; "Валютный счет"; "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; "Расчеты с персоналом по оплате труда"; "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

РАСХОДЫ, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ - необходимые и обоснованные расходы по осуществлению активной или пассивной экономической деятельности, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). Такие расходы включают: расходы по аренде имущества; в виде процентов, начисленных по кредитам, полученным на цели, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и процентов, начисленных по эмитированным (размешенным) налогоплательщиком ценным бумагам и иным долговым обязательствам; в виде признанных сумм штрафов (причитающихся к уплате), пени или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходов по возмещению причиненных убытков; в виде убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде; в виде отрицательных курсовых разниц по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте; на рекламу; в виде отрицательных разниц, образовавшихся при переоценке драгоценных металлов или драгоценных камней, производимой по решению Правительства РФ; в виде дополнительных затрат эмитента в связи с ростом стоимости выданных им обязательств, номинал которых установлен в натуральных единицах, подлежащих переоценке в соответствии с законодательством РФ; на формирование резервов по долгам либо сомнительной задолженности, а также по списанию безнадежных долгов; в связи с осуществлением экономической деятельности (прочие внереализационные расходы).

РАСХОДЫ В СОСТАВЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОЧИЕ - расходы, входящие в себестоимость продукции: налоги, сборы, отчисления в страховые и внебюджетные фонды; платежи за выбросы вредных веществ в окружающую среду, платежи по кредитам: расходы по сертификации продукции; командировочные расходы; затраты по гарантийному ремонту; оплату услуг связи, вычислительных центров, банков; износ по нематериальным активам; представительские расходы; расходы на рекламу; компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; отчисления в ремонтный фонд (на предприятиях, образующих ремонтный фонд). Затраты на командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку и переподготовку кадров, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затраты по оплате процентов по кредитам сверх учетной ставки ЦБ РФ и по просроченным кредитам включаются в себестоимость продукции в фактическом объеме. Для целей налогообложения вышеуказанные расходы (кроме затрат на оплату процентов по кредитам) корректируют в зависимости от установленных лимитов и нормативов.

РАСХОДЫ, ДИСБУРСМЕНТСКИЕ - расходы судна, произведенные во время его пребывания в порту. Д.р. включают в себя затраты на оплату всех видов портовых сборов, стивидорных работ, услуг буксиров и швартовщиков, бункера, продовольствия и судового снабжения, а также агентских, тальманских и прочих услуг.

РАСХОДЫ, ДОНАВИГАЦИОННЫЕ - затраты на содержание флота, портов (пристаней) и других транспортных предприятий на зимнем отстое (до открытия навигации), на ремонт флота, содержание аппарата управления пароходства, общеэксплуатационные расходы и др. Включаются в себестоимость перевозок.

РАСХОДЫ, ЗАГОТОВИТЕЛЬНО-СКЛАДСКИЕ - затраты, связанные с заготовкой, хранением сырья и материалов при обеспечении ими предприятий и организаций в необходимом объеме и ассортименте. Включают затраты на содержание аппарата управления, погрузочно-разгрузочные работы, складирование сырья, материалов, строительных материалов и оборудования, содержание и охрану мест хранения.

РАСХОДЫ, ЗАМЕНЯЮЩИЕ - в общей и частной аварии затраты, которые заменяют расходы, подлежащие возмещению по диспаше, по общей аварии или по условиям полиса. В любом случае заменяющие расходы должны быть меньше обычных расходов в соответствующих случаях. Характер заменяющих расходов определен в Йорк-Антверпенских правилах, которые гласят: все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены на общую аварию, должны рассматриваться как общая авария и соответственно распределяться.

РАСХОДЫ, ЗАЩИЩЕННЫЕ - ряд статей бюджета текущих расходов, которые подлежат финансированию в полном объеме, в отличие от других бюджетных статей, по которым финансирование расходов в соответствии с законодательством должно осуществляться в меру поступления доходов.

РАСХОДЫ, КАПИТАЛЬНЫЕ - денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

РАСХОДЫ, КОМАНДИРОВОЧНЫЕ - затраты по возмещению расходов работников при выполнении ими служебного задания вне места постоянной работы. Включают оплату найма жилых помещений (квартирные), проезда к пункту командировки и обратно (проездные), возмещение личных расходов (суточные).

РАСХОДЫ, КОММЕРЧЕСКИЕ - затраты предприятия, связанные с отгрузкой и реализацией продукции и учитываемые в составе полной себестоимости. К коммерческим расходам принято относить: затраты по приобретению тары и ее ремонту (если ее стоимость включена в договорную стоимость продукции); затраты по оплате погрузочно-разгрузочных работ, транспортных услуг (кроме случаев, когда эти расходы возмещаются заказчиком); затраты по оплате комиссионных и других аналогичных услуг; затраты по оплате комиссионных сборов, отчислений; затраты по оплате рекламных мероприятий; затраты, связанные с оплатой маркетинговых услуг и т. д.
Теги: Большой бухгалтерский словарь
Просмотров: 31 | Добавил: creditor | Теги: Большой бухгалтерский словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close