Главная » Библейский словарь Геллея
12:27
Библейский словарь Геллея
Край, о котором говорит Библия Ханаан занимает южную половину восточного берега Средиземного моря, длиной в 280 км. Земля эта похожа на плодотворную ленту, разделяющую пустыню от Средиземного моря. Параллельно с восточным берегом Средиземного моря проходят две цепи гор, разделяемые долиной. Дожди и реки, стекающие с этих

гор, орошают эту долину между пустыней и морем и делают ее плодородной. Ливанские горы, расположенные против Тира и Сидона, считаются наивысшими в цепи этих гор. С их вершин, покрытых снегом, стекает огромное количество воды во всех напрвлениях. Река Оронт, текущая в северном направнении, способствовала основанию и развитию города Антиохии, а на реке Абана, текущей на восток, основался и развился город Дамаск. Река Литан, текущая на запад, способствовала основанию Тира и Сидона. А река Иордан, текущая в южном направлении, сделала Ханаан землей, где "течет молоко и мед". Ханаан находился на пути между Евфратской долиной и Египтом, двумя главными центрами народонаселения древнего мира. Он был географическим центом и местом встречи Египетской, Вавилонской, Ассирийской, Персидской, Греческой и Римской культур. Ханаан был стратегически защищенным местом, в центре этих сильных

цивилизаций, составивших древнюю историю. Здесь были составлены планы для Израиля, быть представителем Бога среди народов.

Евфратская долина

Первоначалное местожительства человека, центр трех мировых держав:

Ассирия -- занимала северную часть долины

Вавилон -- занимал южную часть долины

Персия -- была на восточном краю долины

Египет был мировой державой от 1600 -- 1200 до Р.Х.

Ассирия была мировой державой от 900 -- 607 до Р.Х.

Вавилон был мировой державой от 606 -- 536 до Р.Х.

Персия была мировой державой от 536 -- 330 до Р.Х.

Израиль был:

Воспитан в Египте в дни египетского могущества

Разрушен Ассирией и Вавилоном в дни их могущества

Восстановлен Персией в дни персидского могушества

ИЕРУСАЛИМ

Центральный город библейского рассказа Очевидно, что Бог избрал Иерусалим прежде рождения Авраама,

чтобы быть земным центром Божьего общения среди людей, так как там уже царствовал Мелхиседек (Бытие 14:18).

Если допустить, как утверждает еврейское предание, что Мелхиседек был Сим, уцелевший остаток допотопного мира,

старейший живущий человек, священник патриархального периода всего живущего населения земли -- тогда, где-то прежде переселения Авраама, Мелхиседек уже вышел из Вавилона, чтобы овладеть во имя Бога этим определенным местом земли. Мелхиседек мог знать Авраама еще в детском возрасте в земле Ур и, возможно, имел некоторое отношение к его призванию иереселиться в Обетованную землю, которую Бог избрал для Своих целей. Иерусалим находится в южной части Ханаана, на вершине водораздела между рекой Иорданом и Средиземным морем, на растоянии 32 км от Иордана и 65 км от Средиземного моря. С западной стороны он защищен горами, с юга пустыней, а с востока -- Иорданским ущепьем. Город Иерусалим расположен на горном хребте, окруженный глубокими долинами с восточной, южной и западной стороны. Горный хребет состоит из двух вершин или холмов, разделенных долиной. Восточный холм состоит из трех меньших холмов, называемых юго-западным и северо-западным. Находясь вблизи береговой дороги, где встречались культуры цивилизованного тогдашнего мира, город Иерусалим занимал центральное место в Божьих планах воздействия на народы всего мира. Первоначально город был расположен на юго-восточном холме. Его естественное недоступное расположение, с Гихонским родником воды у подошвы холма, было весьма желательным местом для города, укрепленного стеной. На юговосгочном холме был расположен город Мелхиседека. На центрально-восточном холме, называемом Мориа, Авраам принес в жертву своего сына Исаака. На этом холме, одну тысячу лет позже, был распят Христос.

На карте 8 сплошной линией отмечен город Мелхиседека и Авраама. Пунктирной линией сверху отмечен большой город

Давида и Соломона. А еще выше меньшей пунктирной линией отмечен общий вид Иерусалима времени Иисуса Христа.

Растояние от Иерусалима в Египет равняется приблизительно 450 км на юго-запад; до Ассирии -- 1060 км на северо-восток; в Вавилон - 1060 км на восто к; в Персию - 1600 км на восток; в Грецию - 1280 км на северо-запад и в Рим - 2400 км на северо-запад. Царь Давид сделал прекрасный город Иерусалим столицей Израиля 1000 лет до Р.Х. Вавилоняне разрушили Иерусалим в 586 г. до Р.Х. В дни Христа Иерусалим опять был красивым городом, но распял Того, Которого явил миру.

ИМПЕРИИ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН

Шесть великих мировых держав доминировали дохристианским миром. Каждая из них, в той или другой мере, упоминается в Библии.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ

Евфратская долина

Междуречье Тигра и Евфрата является местом жительства ранних жителей земли, и с этого места берет свое начало Библия. В настоящее время эта долина покрыта холмами развалин древних городов, включая первые города, когда-либо построенные в мире Города эти были построены из кирпича. Мусор выбрасывался на улицу или за городскую стену. Если эти дома восстанавливались, то их доводили до уровня улиц. А когда города разрушались войной, и затем отстраивались, то они строились на развалинах старых домов и городов. Так как постройки были кирпичными, то прессованный временем мусор был прочным основанием для новых построек. Поэтому новые города сохраняли под собой обломки и вещи предыдущих жителей. Таким образом насыпь росла все выше и выше, один город строился над другим. Когда жители этих городов по разным причинам оставляли свои местожительства, то климатические воздействин разрушали кирпич и смешивали его со слоем земли. Затем эти города покрылись слоем песка и таким образом хранили в себе тайны жизни прошлых цивилизаций, людей, которые преуспевающе жили в этих городах. Некоторые из этих насыпей, высотой в 30 метров, в настоящее время покрывают более 20 городов. Каждый город является новым пластом своего времени и солержит в себе вещи домашнего обихода: горшки, мусор, записи и другие различные вещи людей того времени.Раскапывая эти холмы и руины, в наше время археологи дошли до самого дна этих первых городов и нашли в них весьма показательные доказательства, которые подтверждают и иллюстрируют библейскую историю. Начало археологического интереса Клавдий Джеймс Рич, иредставитель Британской Восточно-Индийской Компании, проживающий в Багдаде, в 80 километрах на северо-восток от места древнего Вавилона, обратил внимание на надпись на кирпичах, которые принес ему его сотрудник по службе, посетивший то место в 1811 г. Он провел там 10 дней в поисках и расследовании многих курганов, на которых когда-то стоял древний Вавилон. С помощью местных жителей он сделал раскопки курганов и в них обнаружил несколько плиток с надписями, которые взял с собой в Багдад. В 1820 г. он посетил Мосул, где провел 4 месяца, делая зарисовки курганов за рекой, предполагая, что это были развалины Ниневии. Он также собирал там дощечки с надписями, которые ни он, ни кто другой немогли прочитать. Павел Эмиль Ботта, французский консул в Мосуле, также начал раскопки в этих курганах в 1842 г. и в течении следующих 10 лет раскрыл величественный дворец Саргона в Хорсабаде. Сэр Аустен Генри Лаярд, англичанин, прозванный "отцом Ассирологии", обнаружил в 1845-51 годах в Ниневии и Кала развалины дворцов пяти ассирийских царей, имена которых упоминаются в Библии, и большую библиотеку Ассарбанипала, состоящей из 100 000 томов. С тех пор десятки экспедиций: британских, французских, немецких и американских производили раскопки в разных курганных развалинах в Междуречье Тигра и Евфрата. Они обнаружили сотни и тясячи дощещек с надписями и много памятников, созданых в ранние дни человеческой истории. Работа эта продлжается по настоящее время и постоянный поток древних надписей продолжает поступать в великие музеи мира.

Надписи эти были на языках, давно вышедших из употребления и забыты. Но находки эти были так важны, что ученые весьма заинтересовались их расшифровкой. Бехистунская надпись -- ключ к вавилонскому языку В 1835 г., сэр Генри Роулинсон, офицер английской армии, заметил в Бехистунских горах, 320 км на северо-восток от Вавилона, большую отдельную скалу, возвышающуюся 500 м над равниной. На лицевой стороне этой скалы, на перпендикулярном обрыве в 120 м. над дорогой, была гладкая поверхность с надлисями. При расследовании обнаружилось, что это были надписи, высеченные в камне в 516 г. до Р.Х. повелением Дария, царя лерсидского, царствовавшего с 521-485 г. до Р.Х. При этом царе Дарии был восстановлен Иерусалимский храм, как описывает об этом Ездра и в том же году восстановление храма было закончено. В этой надписи рассказывалось на персидском, эламском и вавилонском языках о победах Дария. Роулинсон имел некоторое познание персидского языка и, предполагая, что на всех трех языках был весечен тот же самый рассказ о победах, он с особым старанием в продолжении четерех лет карабкался по скале и часто стоя на краю выступа не больше 30 см. у подошвы надписи, с помощью лестниц, подвешенных с верху и с низу, делал оттиски надписей. Через 14 лет перевод надписей был закончен. Роулсон нашел ключ к древнему вавилонскому языку и раскрыл для всего мира обширное богатство вавилонской литературы. Письменность Почти до нашего времени существовало понятие, что письменность не была известной в ранние дни Ветхозаветной истории. Убеждение это было одним из оснований новейшей критической теории, что некоторые книги Ветхого Завета были написаны гораздо позже событий, сохраняемые только устной традицией. А теперь лопата археологов доказала, что написанные записи важных событий делались от начала истории.

Допотопный источник письменности

Беросус говорит о предании, что Ксисутрус, вавилонский Ной, закопал в Сипларе Священные Писания перед потопом, выжженные на глиняных дощечках, которые позже откопал. Среди евреев и арабов существует предание, что Енох изобрел письменность и после себя оставил несколько книг. Один из вавилонских царей писал, что "он любил читать писания допотопного времени." Ассурбанипал, основатель большой библиотеки в Ниневии, допускал, что "писания эти были допотопными." Допотопные книги В расколках найдены допотопные писания. Рисунок 2 является пиктографической дощечкой, найденной д-ром Лангдоном в Киш, под потопным наносом. Рисунок 3, печати, найденные д-ром Шмидтом около Фары, под потопным слоем. Д-р Вулей обнаружил допотопные печати в Уре. Печати эти были самыми ранними формами письменности, определяющими имя личности, доказывающими принадлежность и употребляемы для подписи писем, договоров, расписок и других различных документов. Каждый человек имел свою собственную печать. Печати эти искусно вырезывались пилами или буравами из маленьких кусочков дерева, камня или метала. При потреблении они накладывались на глиняные дощечки, когда глина еще не была обожженной.

Пиктографические письмена

Бог начал письменность, когда дал "знак" или "знание" Каину. Знак этот выражал мысль. Таким образом "знаки", "подлиси", "картины" стали выражать мысли, слова и сочетания слов. Такие картины были нарисованы или вырезаны на глиняной посуде и дощечках. Их обнаружили археологи на нижних уровнях доисторических городов в Вавилоне. Знаки эти и картины были написаны на глиняных дощечках. Первоначальное распространение письменности Изобретаемая письменность в начале применялась сперва писарями в населенных центрах. По мере передвижения племен из оседлых районов в новые, не заселенные места, появилась потребность, кроме описания подлинных событий, залисывать грубые, пантеистические, идолопоклоннические и абсурлные предания, часто основанные на подлинных фактах. Клинописные письмена В начале некоторые знаки означали целые слова или сочетания слов. С развитием искуства лисьменности, "знаки" стали выражать части слов или слогов. Такой письменностью лользовались вавилоняне в начале исторического периода. В то время существовало около 500 различных знаков и около 30.000 сочетаний. Знаки эти вытиснялись на мягких глиняных кирпичиках, размером от 3 до 50 см и в две трети шириной, написанные по обеим сторонам, а потом засушенных на соннце и выжженных в огне.

Алфавитная письменность

Алфавитная письменность была результатом дальнейшего развития письменности, когда "знаки" стали изображать частицы слогов или букв. Изобретение букв еще больше упростило форму письменности, так что несколько десятков знаков-букв стали выражать различные слова и мысли, которые до этого выражались 500 клинописными письменами. Алфавитная письменность началась 1500 лет до Р.Х.

Письменный материал

Слова; "письменность", "книга", "чернила", общепонятные на всех подразделениях семитского языка, что дает повод допускать, что писать книги чернилами было известно ранним семитам, прежде чем они поделились на разные расы. В Вавилоне письменность велась преимущественно на глиняных дощечках. Египтяне пользовались камнем, кожей и папирусом. Папирус -- предшедственник бумаги, добывался из тростника, который рос на болотистых низах, размером от 3 до 8 сантиметров в диаметре и от 3 до 5 метров высотой. Его разрезали и клали крестообразно чередующимся порядком, мочили и сжимали в листы или свитки, шириной в 30 см и длиной в 3 м Часто пользовались и черепками глиняной посуды, как письменным материалом.

Доавраамовские книги

Ранние центры населения после потопа, были в Вавилоне около Киша, Эреха, Лагаша, Аккада, Ура, Вавилона, Эриду, Ниппура, Ларса и Фара.В развалинах этих городов найдены тясячи книг, написанных на камне и глиняных дощечках еще до Авраама. Пять из них, более известных,показаны ниже, на рис. 4 показана дощечка с надписью основания Анниппада. Она состоит из кусочка мрамора, размером 7х10 см Ее обнаружил Вуллей в 1923 г., в угловом камне храма в Обейде, расположенном в 6 км на запад Ура. На ней была следующая надпись: "Анниппада, царь Ура, сын Мессанипада, построил это здание для своей госпожи Нин-Харсаг" (мать-богиня). Дощечка эта хранится теперь в Британском музее.

Надпись эта считается "Старейшим историческим документом", когда-либо найденным. В раскопках много других древних дощечек было обнаружено, но эта считается древнейшей писанной записью тогдашних событий. Она служит гранью между "историческим" и "доисторическим" периодами.

На рисунке 5, семейный портрет Ур-Нины. На нем изображен царь Лагаш, его сыновья и слуги, дед Еаннатума, с объясняющими их надписями.

На рисунке 6, Стела Енгедуанна, дочь Саргона, с описанием, что она была жрица богини луны, в Уре.

На рисунке 7, Стела Еаннатума, с изображением королевского грифа ястребов. Плита эта найдена в Лагаше Шаресом. Хранится в Луврском музее, в Париже. На плите описаны победы над еламитами, методы сражения -- клинообразное построение воинов с копьями, щитами и шлемами.

На рисунке 8, гриф Ур-Наммура. Плитка эта весьма известная. Ее размер: 3 м высотой и 1,5 м шириной. Ее обнаружили на полу в Зале Правосудия, в Уре. Теперь хранится в Пенсильванском Университетском Музее. Эта плитка из известняка описываетпостройку зиккурата, когда Ур был на высоте своей славы. Называется она еще "Плитой летающих ангелов", потому что летающие ангелы изображены над головой царя.

Все это имеет отношение к человеческому авторству ранних книг Библии. Из этого мы видим, что практика записи важных событий была общепринятым явлением от самого начала истории, что еще раз убеждает нас в том, что ранние события, упоминаемые в книге Бытия, были записаны в документах того времени. Предположение зто дает нам повод думать, что с самого начала Бог сформировал ядро Своего Слова и заботился об его развитии и передачи и поколения в поколение. Книги и библиотеки в древнем Вавилоне Вавилония в свое время была колыбелью человеческой расы, местом Едемского сада, началом библейской истории, центром потопа, местом жительства Адама, Ноя и Авраама. Ее ранняя история весьма интересная для исследователя Библии. Вавилония была расположена при устье рек Евфрата и Тигра, которое было 400 км длиной и 80 км шириной. Почва здесь была сформирована из наносных осадков этих двух рек, осушенных болот, обладающих неимоверным плодородием. Эта территория веками была центром густого населения. В настоящее время большая часть ее составляет необитаемую пустыню.

Аккад иногда называемый Сиппар, Агад, Абу Габба.

Один из городов Нимрода (Быт. 10:10). Столипа восьмого допотопного царя. Столица империи Саргона, расположенная в 50 км на северо-запад от Вавилона. Здесь в одно время Хаммурапи издал свои законы. "Сипар" одно из его имен и означает "Город книги", и это доказывает, что гороц был славным своими библиотеками. Предание говорит, что здесь были зарыты перед потопом Священные Писания и найдены после потопа. Его развалины были раскопаны в 1881 г. Рассамом и в 1894 г. Шейлом. В развалинах было найдено 60 000 дощечек с надписями, и среди них целая библиотека в 30 000 дощечек.

Лагаш иногда называемый Телло, Ширпурла.

Находится в 80 км на север от Ура. Столица одного из первых царей после потопа. Раскопанный Саржеком в 1877 -- 1901 годах. Центр большой библиотеки. Здесь найдено гораздо больше надписей, чем в других местах.

Ниппур Известный также под именем Нуффар, Кальней.

Расположен в 80 км на юго-восток от Вавилона. Один из городов Нимрода. Раскопан экспедицией Пенсильванского Университета, под руководством Питерса, Гайнса и Гилпрехта между 1888 и 1900 годами. В раскопках обнаружено 50 000 дощечек с надписяси 3-го тысячелетия до Р.Х. Среди них была. библиотека в 20 000 томов царских архивов, школьные пособия, с ссылочными цилиндрами, поставленными на вращающихся подставках, словари, энциклопедии, полные своды законов, научные, религиозные и литературные труды. Рисунок 9 показывает, где была найдена эта библиотека.

Джамдет Наср

Допотопный город, в 40 км на северо-восток от Вавилона. Разрушенный огнем, приблизительно 3500 лет до Р.Х. Раскопан в 1926 г. Экспедицией Музея Фильда, Оксфордского университета. Здесь д-р Лангдон обнаружил пиктографические письмена, указывающие ему на первоначальный монотеизм.

Призма династии Вельда

Призма Вельда является первым известным наброском всемирной истории, написанный 2 170 лет до Р.Х. писцом

Нур-Нимсубур. В ней отмечаются имена царей от начала человеческой расы до его времени, включая долгоживущих 10 допотопных царей. Призма из обоженной глины и в хорошем состоянии. Она была обнаружена экспедицией Вельд-Блунделя в 1922 г. около Ларса, в нескольких километрах от Ура. В настоящее время хранится в Ашмолеанском Музее в

Оксфорде. Она существовала около 100 лет до Авраама, лишь в нескольких километрах от дома Авраама.

Книги дней Авраама

В местности Обейд, 6 км на запад от Ура, Вуллей обнаружил "Самый старинный исторический" документ. Таким образом стало известно, что местность, в которой жил Авраам, была центром литературы еще многие века до Авраама.

Законы Хаммурапи Кодекс этот считался одним из важнейших археологических находок, когда-либо открытых. Вавилонский царь Хаммурапи жил 2000 лет до Р.Х.. Он был современником Авраама. Он обычно отождествляется ассирологами с "Амрафелем" из книги Бытия 14, одним из князей, за которым гнался Авраам, выручая Лота. Его писари собрали и составили свод законов его царства, записали их на камне и распространили по всем гпавным городам. Один из камней со сводом законов, собранных в Вавилоне, был найден в 1902 г. в развалинах города Сузы, французской экспедицией, под руководством М.Ж. де Моргана. Находка эта хранится теперь в Луврском Музее, в Париже. Это весьма хорошо отшлифованный черный диоритский камень, в два с половиной метра высотой, полметра шириной и полметра толщиной, немного овальный по форме, искусно вырезанный со всех сторон, и на нем клинообразные письмена на семитовавилонском языке. Он содержит в себе около 4000 строчек, равняющихся по вместительности одной, среднего размера, книги

Библии. Это самая длинная клинообразная запись, когда-либо найденная. Она изображает Хаммурапи, принемающего законы от бога солнца Шамаша, относящиеся к богослужению, правосудию, податям, зароботкам, процентам, займам, диспутам, имуществу, браку, товариществу, государственной работе, постройке и управлению каналами, регулированию пасажирским и товарным движением на каналах, управлению караванами, международной торговлей и многим другим. Книга эта написана на камне, не копия, но оригинальная автографическая книга, высеченная на камне в дни Авраама. Своим наличием в наши дни она свидетельствует не только о хорошо развитой системе юриспруденции, но подтверждает тот факт, что даже в такое раннее время, как дни Авраама, литературное искуство достигло такого высокого уровня.

Библиотеки дней Авраама

В Уре, городе Авраама, в Лагаше, Ниппуре, Сиппаре и почти во всех важных городах Вавилонии, вместе со школами и храмами, существовали библиотеки, в которых хранились тясячи книг словарей, грамматик, ссылочных энциклопедий, государственные записи, книги по математике, астрономии, географии, религии и политике. В этот период сильного развития литературы было произведено много изящной литературы, которую, по указу Ассурбанипала, его писцы переписали для его великой библиотеки в Ниневии. Когда Авраам посетил Египет, там в то время были миллионы записей на каменных памятниках, на папирусе и на коже. В Ханаане, около Хеврона, города Авраама, был небольшой городок, называемый "Кириат-Сефер", что означаег "город переписчиков", указывающий, что здесь жили люди с литературными вкусами.

Школа в дни Авраама

В Уре, в напластовании дней Авраама, рисунок 12, Вуллей обнаружил 150 школьных дощечек с надписями -- упражнений по математике, медицине, исторических учебников и одну большую плиту, на которой в параллельных колонках было показано полное спряжение шумерского глагола и его сравнительное значение с семитским. Возможно даже, что Авраам посещал эту школу.

Авраам и Священные Писания

Несомненно, что Авраам получил сведения о сотворении мира, грехопадении человека и о потопе от Сима. Он сам непосредственно был призван Богом быть родоначальником народа, через который в свое время благословятся все народы. Он жил в просвещенном обществе, где было обилие книг и библиотек. Авраам был человеком с убеждением и со способностями к руководству. Весьма возможно, что он, тщательно и аккуратно вел записи поветствований, переданных ему предками, к которым он добавлял сведения о своей жизни и о Божьих обетованиях. Записи эти могли быть сделаны клинописными письменами на глине и сохранены для будущего народа, основоположником которого Бог избрал Авраама.

Письменность в Египте В своей экспедиции в Египет в 1798 г., Наполеон взял с собой около сотни ученых. Они принесли с собой отчеты своих исследований, которые заинтересовали других ученых. Англичанин Д.Г. Вилкинсон уехал в Тебес, жил там и скопировал много надписей с великих памятников в 1821 по 1833 годы. Его назывют "отцом египетской археологии", и некоторые из его трудов в наше время еще являются признанным авторитетом. В 1842 г. немецкий ученый Лепсюс написал научный труд об египетской археологии. С тех пор эти исследования выросли до неимоверных размеров.

Розеттский камень

Камень Розетта является ключом к расшифрованию древнего египетского языка. Язык этот был иероглифическим, картинным символом каждого слова. В 800 г. до Р.Х. вошла в употребление более упрощенная форма иисания, называемая "демотической", которая была ближе к алфавитной. Став популярной формой языка, она продолжалась до римских времен. Позже, обе формы вышли из употребления и были забыты. Надписи на Розеттском камне не были известны до тех пор, пока не найден был ключ к их расшифровке. Этим ключем был Розеттский камень. Камень был обнаружен М. Боуссардом, одним из французских ученых, который сопровождад Наполеона в Египет в 1899 г. Находка была сделана в городе, расположенном в западном русле роки Нила, называемом Розетта. Камень хранится теперь в Британском Музее. Он из черного гранита, размером 1 м. 20см, высотой, 80 см. шириной и 30 см. толщиной. На нем три надписи одна над другой: по-гречески, по-египетски -- демотически, и по-египетски -- иероглифически. Греческий язык был известным. На камне записаны законы Птоломея 5, Епифания, изданные 200 лет до Р.Х. на трех языках, употребляемых по всей стране для пользования в разных городах. Француский ученый Шамполлион, после четырехлетнего (1818-1822) усердного и терпеливого старания, путем сравнения с известными нормами греческого языка неизвестных египетских знаков, добился раскрытия тайны древнего египетского языка.

Литературная деятельность в древнем Египте

Тысяча лет до времен Моисея литературной деятельностью занимались не только в Вавилонии, но и в Египте. Все важные события того времени записывались. В Египте писали на камне, коже и папирусе. Кожой пользовались уже в 4-ой династии. Подвиги Тутмоса 3 в Палестине, 1500 до Р.Х. записаны на свитке весьма изящного пергамента. Начиная с 2700 до Р.Х. уже пользовались папирусом. Но записи на камне были самими прочными и каждый фараон вел записи своего царствования, высеченные на камне, в своих палатах или на памятниках. Так собирались большие государственные библиотеки и памятники, покрытые изящными описаниями событий. Рисунок 14 показывает нам надпись на обелиске царицы Хатшепсуты в Тебесе. Дощечки с надписью Тель-эль-Амарна . В 1888 г, в развалинах Амарна, на полпути между Мемфисом и Тебесом, было обнаружено около 400 глиняных дощечек, которые были частью государственного архива Аменхотепа 3 и Аменхотепа 4, царствовавших около 1400 лет до Р.Х, Все эти дощечки находятся теперь в музеях Лондона и Каира. Их размер от 5 до 7 см. ширины и от 7 до 23 см. длины, исписанные с обеих сторон. Они содержат переписку разных палестинских и сирийских царей, записанную клинописными письменами, заадресованные двум фараонам Египта. Подобно каменным плитам Хаммурапи, они составляют одну из самых важных археологических находок недавнего времени. Письменность в Палестине и окрестных районах Большое обилие клинописных письмен древней Вавилонии и иероглифических письмен древнего Египта было найдено в Палестине. Этот факт стал одной из основ критической теории, что многие книги Ветхого Завета были написаны много лет позже событий, о которых они рассказывают, таким образом основанные как-бы только на устной традиции. Существует немало причин, почему еврейские цари не увлекались созиданием памятников с описанием их доблести и славы, как это делали другие. Но в последнее время появилось много доказательств того, что евреи были "письменным" народом. Сихем. Здесь Селлин обнаружил хананейские клинописные дощечки с надписями доизраильского периода, личные документы, свидетельствующие о знании и способности простого народа писать. Ранняя алфавитная рукопись. В Семитском храме, в Серабите, около бирюзовых рудников в Синае, сэр ФлиндерсПитри в 1905 г. нашел вместе с египетскими иегоглифическими письменами надпись на раннем алфавитном языке, приблизительно 1800 лет до Р.Х. Здесь когда-то Моисей прожил 40 лет. Надпись эта была сделана 400 лет до Моисея. Гезер. В 1929 г. в Гезере Гарстанг нашел ручку от кувшина, периода 2000-1600 до Р.Х., с буквами синайского письма, и это доказывает, что синайский алфавит был уже тогда применяем в Палестине. Бет-шемеш. Здесь профессор Е. Грант из Гарвардского колледжа, находясь в 1930 г. с археологической экспедицией, нашел фрагмент глиняного кувшина, применяемого для заметок, приблизительно 1 800 лет до Р.Х., на котором было пять строчек семитской алфавитной надписи чернилами, схожей с синайскими письменами. Лахис. В 1934 г. здесь Д.Л. Старкей, член Велком Археологической Экспедиции нашел расписанный кувшин, относящийся к 1500 лет до Р.Х., с такой же синайской алфавитной надписью. Лахис был одним из городов, которые Иисус Навин разрушил в то время, когда "остановилось солнце" и на этом месте найдена книга, написанная на глиняном горшке в городе, перед тем, как он был разрушен Иисусом Навином. Рас Шамара (Угарит). Город расположен на север от Сидона, около Антиохии. Портовый финикийский город, при впадении реки Евфрата в Средиземное море. Здесь встречались и сливались разные культуры, В 1929 г. и позже французская экспедиция обнаружила храмовую библиотеку, школу для писцов, нечто подобное теологической семинарии, в которой найдено много разных дощечек с надписями, словарей и справочников на восьми языках: вавилонском, древнееврейском, египетском, хеттейском, древнешумерийском и на других незнаных нам языках. Написаны они были синайским письмом и алфавитом из 27 букв, который существовал гораздо ранее чем другие алфавиты известные нам, относящиеся к половине второго тысячелетия до Р.Х. Бахаз Кью, в Малой Азии, был ранним хеттейским центром. Здесь была найдена библиотека из клинописных и других дощечек, разбитых на отделы и разложенных в отдельные письменные ящики, на шумерском, аккадийском, хеттейском, мидийском и других языках, с некоторыми дощечками на двух языках -- клинописном и хеттейском. Из зтого видно, что письменность была общеизвестной в Палестине, Синае, Сирии и Финикии столетия до Моисея. Д-р В.Ф. Албрайт, выдающийся авторитет по палестинской археологии, говорит- "Только несведущие нюди могут теперь говорить, что грамотность во многих формах не была известна в Палестине и в ближайших районах все время второго тысячелетия до Р.Х. Поэтому нет причины думать, что события, записанные в древнейших книгах Библии, не были записаны их современниками. Почему же эти записи затерялись, когда такое обилие египетских и вавилонских записей сохранилось? А это по той причине, что записи эти были на непрочном материале, как папирус и пергамент. Все записи в Египте, которые были сделаны на папирусе и пергаменте, за малым исключением, тоже погибли. Некоторые думают, что оригинально Пятикнижие было записано клинописным письмом на дощечках, а позже переведо на древнееврейский язык и переписано на пергаменте. Десять заповедей, которые легли в основу всего закона, были первоначально написаны в "книгах" (Исх. 17:14). Поэтому евреи очень рано начали пользоваться пергаментом и папирусом, на которые они переписали закон со старых и поношенных оригиналов.

Авторство Пятикнижия

Предание утверждает, что в основном книгу Пятикнижия написал Моисей, в форме в которой мы ее имеем теперь, за исключением нескольких стихов в конце книги, описывающих его смерть и некоторые вставки с целью пояснения, сделанные лереписчиками. Все таки Книга Пятикнижие есть в высшей форме исторической книгой. Современная критика заявляет, что Пятикнижие было составлено около восьми столетий до Р.Х. разными школами священников для своих сторонников и целей по устным преданиям, главными составителями которой были "Ж", "Е" и "П". И хотя критики широко расходятся между собой, которую часть книги приписать этим составителям, все же они заверяют, что эта книга является "Самоуверенным результатом современной эрудиции". По их мнению книга Пятикнижие не является настоящей исторической книгой, а лишь "лоскутной работой, составленной из разных разбросанным легенд".

Что же говорит по этому вопросу археология? В последнее время археология весьма сильно говорит в пользу консервативного взгляда на Пятикнижие. Тот взгляд, что письменность в дни Моисея была неизвестна, совершенно рухнул. И с каждым годом все больше и больше раскапывается в Египте, Палестине и Месопотамии доказательств в письменах и в слоях земли, что повествования Ветхого Завета являются исторически правильными. И "эрудиция" все больше и больше склонная в сторону взгляда, что книга Бытия написана Моисеем. В том, что книгу Пятикнижие написал Моисей, можно быть уверенным. Он получил свое образование во вдорце фараона. "И научен был Моисей всей мудрости египетской", включая и литературное образование. Возможно, что он больше, чем кто другой теперь знал о прошлой истории. Он был вождем и организатором движения, веря, что оно будет весьма важным для всего будущего человечества. Был ли он настолько неразумным, чтобы обосновать принципы своего движения на народных преданиях? Моисей широко использовал средство письменности (Исход 17; 14; 24:4; 34:27; Числа 17:2; Второзаконие 6:9; 24:1,3; 27:3,4; 31:19,24). Что же касается книги Бытия, то по всей вероятности, он вослользовался записями, переданными ему предыдущими поколениями. А книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие, в которых описывается его жизнь и труды, несомненно были написаны под его личным наблюдением. Факг этот обильно удостоверяется наличием ранних документов глубокой древности и достоверности, во что Моисей вряд ли вносил свои поправки.

На каком языке было написано Пятикнижие? По всей вероятности на архаическом древнееврейском языке, которым пользовались израильтяне в дни Моисея, на свитке из кожи или папируса. Можно допускать, что возможно на клинописном языке Палестины и Сирии, на глиняных дощечках, а позже переписанных на древнееврейский язык. Его отрывочный и повторительный стиль в некоторых местах книги наводит на мысль, что это есть перевод с дощечек, которые каждая сама по себе была книгой. А что сталось с оригинальными экземплярами? Если они были написаны на коже или папирусе, то они износились от употребления и были заменены новыми. А если они были на глиняных дощечках, то они могли быть уничтоженными некоторыми из израильских идолопоклоннических царей. Все археологические раскопки вполне согласуются с библейским повествованием. Часть за частью описания Ветхого Завета лодтверждаются. Даже события, которые иногда кажутся нам мифическими, являются актуальными. Рассказы, поддающиеся доказательству, становятся доказанными. Не вызывает ли это у нас доверия ко всей Библии? И не помогает ли это нам полагаться на все, что говорится в Библии? Даже полагаться на те прекрасные обетования, относящиеся к жизни временной и к жизни вечной. Самое важное и выдающееся заявление в Библии состоит в том, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Ради этого была написана вся Библия и без этого она не имеет значения. Истина эта осмысливает всю нашу жизнь и без нее жизнь не имеет смысла. Она является основой нашей надежды на воскресение и жизнь вечную. Какое есть утешение знать, что книгв, которая говорит об этом событии, доказана и признана согласующейся исторической книгой. И поэтому она делает нашу "уверенность вдвойне уверенной" в том важном событие веков, что воскресение это подлинный факт.

--------------------------------------------------------------------------------

БЫТИЕ

Начало Мира, Человека, Еврейского Народа,

Сотворение, Потоп, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф

Авторство Бытия

Вековое древнееврейское и христианское предание утверждает, что Моисей, руководимый Богом, составил книгу Бытия подревним документам, существующим в его время. Книга закончилась около 300 лет до Моисея. Моисей мог получить все необходимые сведения для составления Бытия только через непосредственное откровение от Бога и через такие исторические записи, которые были переданы ему от праотцов. Начиная "Гимном творения", в книге находится десять "Книг родословий", составляющих в основном книгу Бытия. Возможно, что они были включены в книгу Бытия Моисеем, с добавлениями и пояснениями, которые открыл ему Бог.йх всех одиннадцатьи они следующие:

Гимн Творения (1:1; 2:З)

Зарождение неба и земли (2:4; 4:26)

Книга родословия Адама (5:1; 6:8)

Родословие Ноя (6:9; 9:28)

Родословие сыновей Ноя (10; 1; 11:9)

Родословие Сима (11:10-26)

Родословие Фарры (11:27; 25:11)

Родословие Измаила (25:19; 35:29)

Родословие Исава (36:1-43)

Родословие Иакова (37:2; 50:26)

В этих одиннадцати родословиях записаны первоначальные семьи Богом избранного потомства и им родственные семейства. Они составляют книгу Бытия и охватывают первых 2000 лет человеческой истории -- от сотворения человека до поселения Богом избранного народа в Египте.

Гимн творения, 1:1; 2:3

Поэтическое описание в размерном и величественном движении всех последующих ступеней творения, выражаемое в форме часто повторяемого числа "семи". Во всей научной или какой-либо другой литературе нет более величественного описания начана вещей. Кто был автором "Гимна творения"? Моисей включил его в книгу Бытия, но написан он был, по всей вероятности, гораздо раньше,возможно Авраамом, Ноем, Енохом или Адамом. Письменность была общеизвестной столетия до Моисея. Некоторые из Божьих "заповедей", постановлений и законов были известны еще в дни Авраама, 600 лет до Моисея (Быт. 26:5). Как автор знал о происшедшем до появления человека? Вне сомнения, Бог открыл ему далекое прошлое, как и будущее в свое время было открыто пророкам. Кто знает, может быть Сам Бог открыл этот "Гимн творения" Адаму. И правдоподобно, что он устно передавался в семейных кругах или даже пелся в примитивных собраниях из рода в род до изобретения письменности. Гимны всегда играли большую роль в ранних формах древней литературы. Сам Бог оберегал это предание, пока, наконец, в опытных руках Моисея оно не приняло формы ясного откровения и Книги Веков. Если Библия является Божьим Словом, чему мы верим, и если Бог знал от начала, что Он использует Библию как главный инструмент искупления человека, то почему не поверить, что Сам Бог, Инициатор сотворения человека, не дал ему зародыш и начало Своего Слова?
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 36 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close