Главная » Библейский словарь Геллея
12:56
Библейский словарь Геллея
454

Археологическая заметка

Назаретский декрет. Назаретский декрет, это надпись, вырезанная на мраморной доске, посланная в 1878 году из Назарета в коллекцию немецкого антиквара Фрехнера. Только в 1930 году, после смерти Фрехнера, мраморная доска попала в кабинет медалей в Лувр, где историк Михаил Ростовцев заметил ее ценность и значимость. В 1932 году аббат Кьюмонт опубликовал впервые ее описание.

В декрете записано следующее: "Установлением Цезаря. Повелеваю, чтобы все могилы и гробницы оставались нетронутыми вовеки, ради тех, кто их сделал во имя культа своих предков, или детей, или членов своего рода. Если, однако, какой-нибудь человек предоставит сведения, что некто разрушил их, либо другим путем извлек что-нибудь из погребения, либо, по злому умыслу перенес останки в другие места, чтобы повредить им, либо передвинул печать или другие надгробные камни-над таким нарушителем я повеливаю учредить суд, как во имя уважения к богам, так и во имя уважения культа смертных. Ибо уважение к погребениям должно стать гораздо более обязательным. Пусть будет абсолютно запрещено кому бы то ни было тревожить их. В случае нарушения, я повеливаю, чтобы нарушитель был приговорен к смертной казни за преступление нарушения неприкосновенности погребения".

Есть основания считать, что указанная надпись была сделана где- то во время десятилетия, окончившегося в 50 году после Р.Х. Центральное римское правительство взяло в свои руки управление Галилеей только после смерти Агриппы в 44 году после Р.Х. Это сужает границы датирования, по мнению компетентных ученых, до пятилетия правления Клавдия (А. Момиглиано: "Император Клавдий и его достижения", 1932). Существует возможность еще более точного датирования этой надписи на мраморной доске. В книге Деяния Апостолов говорится, что Клавдий изгнал евреев из Рима (18:2). Этот исторический факт подтверждается римскими историками Оросием и Септонием. Это произошло в 49 году после Р.Х. Септоний добавляет, что это было сделано по "подстрекательству некоего Крестоса". Совершенно очевидно, что здесь имеется в виду Христос, несмотря на то, что в своем повествовании Септоний путает два греческих слова "Христос" и "Хрестос".

Клавдий был человек образованный. Его современники недооценивали его, возможно из-за последствий его болезни, по всей вероятности, болезни Паркинсона. Его интерес к продолжению политики Августа в области религии, привел его к глубоким познаниям религий империи. В силу этого интереса к религиям Клавдий также требовал безотлагательного судебного разбирательства всех дел, касающихся всех культов или религиозных верований. Фраза Септония, а также сам факт изгнания, отражают, по всей вероятности, начало христианского влияния в Риме, беспорядки в гетто, судебные разбирательства и обзор жалоб раввинов наряду с ответной самозащитой христиан, рассматривавшихся в суде в присутствии самого императора. Он услышал фарисейское объяснение опустевшего гроба (Матф. 28:13) и, поскольку Назарет теперь был под контролем центрального правительства, то император решил сам разобраться в этом деле на

455

месте. Делаются запросы в Палестине, спрашиваются советы у местных властей. В результате всего этого появляется императорский указ. Клавдий написал не одно пространное письмо, касающееся вопросов религии, например, известное письмо к евреям в Александрии в 41 году после Р.Х. Декрет, касающийся Назарета, является цитатой из такого рода корреспонденции, или стенограммой, или адаптацией более обширного текста.

456

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

Удивительный Иисус

Евангелист Марк специально подчеркивает сверхъестественную силу Иисуса Христа, демонстрируя Его божественность Его чудесами. Автор в своем повествовании выпускает, значительную часть проповедей Иисуса Христа и отдает предпочтение совершенному Им, нежели сказанному Им. По всей вероятности, автор имел в виду языческих читателей.

Марк

С самого начала авторство традиционно сохранялось за Евангелистом Марком. Евангелие от Марка, главным образом, содержит в себе повествование апостола Петра.

Иоанн Марк был сыном Марии, чей дом в Иерусалиме был предоставлен для собраний учеников Христа (Деян. 12:12). Марку, находящемуся в родственных связях с Варнавой как племянник (Кол. 4:10), не исключалась возможность, что он был повитом (Деян. 4:36). Как предполагают, в ночь ареста Христа он был тем самым юношей, который убежал нагим (Map. 14:51-52). Судя по речи послания Петра в 1 Петра 5:13, можно сделать вывод, что Марк обратился к Господу через свидетельство апостола Петра.

Возможно, что мать Марка была влиятельным лицом в Иерусалимской церкви. Это был ее дом, куда пошел Петр, освобожденный из тюрмы ангелом (Деян. 12:12).

Около 44 года по Р.Х. Марк отправился с апостолом Павлом и Варнавой в Антиохию (Деян. 12:25), пошел в их первое миссионерское путешествие, но возвратился назад (Деян. 13:13).

Позже, около 50 года, Марк пожелал идти с апостолом Павлом во второе миссионерское путешествие, но Павел решил не брать его с собой, что привело к разобщению между Павлом и Варнавою (Деян. 15:36-39). Тогда Марк отплыл с Варнавой на остров Кипр.

Спустя 12 лет, примерно в 62 году, Марк появляется с апостолом Павлом в Риме (Кол. 4:10; Филим. 24). Спустя 4-5 лет, накануне своей мученической смерти, апостол Павел просил евангелиста Марка придти к нему (2 Тим. 4:11). Таким образом, Марк в последние годы, вероятно, стал одним из самых возлюбленных и близких помощников апостола Павла.

Во свете раннехристианского предания, Марк, по всей вероятности, был другом Петра. Он был с апостолом в "Вавилоне"

457

(Риме? см, стр. 659), когда тот написал свое Первое Послание (1 Пет. 5:13). Предполагают, что Евангелие от Марка было написано в Риме 'между 60 и 70 гг. по Р.Х.

Что сказал Папки относительно Марка

Папий, 70-155 гг. по Р.Х., ученик апостола Иоанна (см. стр. 757), написал в своем "Объяснении проповедей Господних", что он задался целью, чтобы узнать от старейшин и их последователей. "Старейшина сказал следующее: Марк, став истолкователем апостола Петра, в точности записал все, что помнил, однако, не по порядку слов и деяний Христа. Поскольку он не слышал Господа и не был последователем Его, но позже, как я уже сказал, он присоединился к Петру, применявшему свои поучения в обстоятельствах возникавших нужд, а не уча с целью составления едино последовательного повествования Глаголов Господних. В этом случае, Марк записал все, что он помнил, не сделав ошибки, потому что он преследовал одну цель: не пропустить ничего из того, что он слышал и не допустить неправильных заявлений".

Четыре Евангелия

Для кого они написаны? Четыре Евангелия, будучи подлинно написанными или адресованными отдельным церквам или личностьям, в конечном итоге, предназначены для всего человечества. Как полагают, подлинник Евангелия от Матфея был написан для Иерусалимской церкви, от которой другие церкви позаимствовали копии этого подлинника. Евангелист Марк, по всей вероятности, предназначил свою книгу для Римской церкви. Несомненно, что копии этого Евангелия были посланы по другим церквам. Евангелист Лука написал свое Евангелие для одной личности-Феофила, который был высокопоставленным чиновником римского правительства. Евангелие от Иоанна, вероятно, было предназначено для Ефесской церкви. Поскольку Бог вдохновил этих людей написать точно так, как этого Он желал, для пользы человечества всех поколений, однако, эти авторы имели в виду своих непосредственных читателей, оказавших известное влияние на выбор материала.

Индивидуальность авторов. Несмотря на то, что в процессе написания они имели в виду своих читателей, однако, каждый из них должен был по-своему отобразить свою индивидуальность. Их общей целью было передать один и тот же рассказ-рассказ о Человеке, Его образе жизни. Его деятельности и Его изречениях. Но каждый автор передал эту историю по-своему, упоминая то, что особенным образом привлекло его внимание, чем и объясняется различие в их книгах.

"Противоречия" в Евангелиях. Поразителен тот факт, что многие современные научные труды, совершенно забыв обо всем, делают ударение на то, что четыре Евангелия "полны противоречий".Рассматривая все то, что они называют "противоречиями", мы едва не впадаем в искушение потерять уважение к некоторой, так называемой "учености". Суть же всего

458

заключается в том, что в описании тех же самых событий употребляются различные детали и незначительные вариации, делая свидетельства различных авторов более достоверными. Таким образом, это исключает всякую возможность преднамеренной, тайной сговоренности между ними.

Время написания. В настоящее время существует тенденция, что Евангелие от Марка было первым написанным Евангелием. Однако раннее вселенское предание утверждает первенство Евангелия от Матфея. В первых сборниках Четвероевангелия они стояли в таком же порядке, в каком они расположены в настоящее время, что и подтверждает предание, указывающее на порядок, в котором они были написаны. Иногда Евангелие от Иоанна было первым, но Евангелие от Марка-никогда.

Глава 1:1-8. Проповедь Иоанна Крестителя

Об этом и повествуется во всех четырех Евангелиях (см. заметку в Евангелии от Луки 3:1-20). Евангелист Марк начинает свою книгу цитатой из Ветхого Завета. Пропуская историю рождения Христа, он сразу же приступает к описанию общественной жизни Христа.

Глава 1:9-11. Крещение Иисуса (см. Евангелие от Матфея 3:13-17).

Глава 1:12-13.Сорокадневноеискушение(см. ЕвангелиеотМатфея 4:1-10).

Длительность и хронология общественной жизни Христа

Иисусу исполнилось 30 лет в 15 год правления кесаря Тиберия (Лук.3:1,23). Он был еще малым ребенком во время смерти Ирода (Матф. 2:19-20), что и определяет место Иисуса в римском календаре, который позже был заменен христианским календарем (см. Лук. 2:39, см. стр. 491).

Вскоре после Своего крещения. Христос посетил Иерусалим во время Пасхи (Иоан. 2:13). В большинстве случаев, празднование Пасхи происходило в апреле.

В промежутке между Его крещением и этим посещением Иерусалима следуют события, упомянутые евангелистом Иоанном в 1:29 и 2:12 и сорокадневное искушение (Матф. 4:1-11).

За Крещением немедленно последовало Искушение, продолжавшееся 40 дней (Map. 1:12-13).

После Искушения Он вновь появляется у Иордана, где проповедовал Иоанн Креститель (Иоан. 1:26) и пребывал там в продолжении трех дней-"на второй день" (Иоан. 1:29,35,43). "На третий день" Он прибыл в Кану, где и превратил воду в вино (Иоан. 2:1).

Тогда отлучился Он в Капернаум на "немного дней" (Иоан. 2:12), после чего Он пошел в Иерусалим для очищения Храма.

Таким образом, 40 дней, три "на второй день", "третий день" спустя и "немного дней" составляет период между Его крещением и Пасхой, который, в общей сложности, составляет от трех до пяти месяцев.

459

Итак, Его крещение, знаменующее начало Его общественногр служения, произошло осенью или ранней зимой.

Что касается длительности Его публичного служения, то упоминаются три праздника Пасхи: во время Очищения Храма (Иоан. 2:13); когда Он насытил 5000 (Иоан. 6:4) и когда Он был распят (Лук. 22:15).

Если "праздник" у Иоанна 5:1 означает "Пасха", как и всеобще _ принято, то это равняется четырем Пасхам с тремя полными годами между первой и четвертой. Но если это был какой-нибудь другой праздник, находившийся между праздниками Пасхи, что и составит три Пасхи с двумя годами между первой и третьей.

Поэтому длительность общественного служения Христа продолжалась примерно три с половиной года или около двух с половиной лет. Преобладающее мнение-три с половиной года.

Очерк общественной жизни Иисуса Христа

С предполагаемой хронологией

Осень 26 г. по Р.Х. Крещение в Нижнем Иордане или ранняя зима Искушение в пустыне Первые ученики в Нижнем Иордане Первое чудо в Кане

27 год Очищение храма в Иерусалиме Пасха Ранненудейское служение в Нижнем Иордане (8 месяцев. см. Иоанна 3:22-36)

Декабрь Возвращение через Самарию Начинает Гилилейское служение(2 года)

28года Пасха ? Посещает Иерусалим (Иоан. 5:1)

Лето Избрание Двенадцати Нагорная проповедь

29 года Посылает Двенадцать апостолов Февраль? Казнь Иоанна Крестителя Возвращение Двенадцати апостолов

Пасха Насыщение 5000 Октябрь Посещает Иерусалим (Иоан. 7:2,10) Ноябрь? Преображение

Декабрь? Завершение Галилейского служения (см. Ев, от Луки 9:51)

Декабрь Опять в Иерусалиме (Иоан. 10:22) Позднеиудейское и Перийское служение (около четырех месяцев) 30 года Пасха Р аспятие и Воскресение

460

Галилейское служение. 1:14 до 10:1

Галилейское служение занимает около половины Евангелия от Марка. Для сравнения, смотрите таблицу в Евангелии от Матфея 4:12. Последовательную таблицу смотрите в Евангелии от Матфея 4:13-25.

Глава 1:14-15. Христос начинает Галилейское служение

Между стихами 13 и 14, то есть между Искушением Иисуса и началом. Галилейского служения, находятся события в Евангелии от Иоанна 1:19 по 4:54, длившиеся около года:

Первые ученики во время Иоаннова Крещения Превращение воды в вино в Кане Очищение Храма. Беседа с Никодимом Проповедь при Нижнем Иордане, около 8 месяцев Беседа с самарянкой

Исцеление сына царедворца из Каны Отверженце в Назарете (Лук. 4:16-30) Иисус проповедует в Нижнем Иордане (Иоан. 3:22-24; 4:1-3). Возрастающая вражда фарисеев (Иоан. 4:1-3) и арест Иоанна Крестителя Иродом (Матф. 4:12), все это угрожало опасностью. Имея в виду еще незаконченный труд перед Своей смертью. Христос тогда лучше предпочел подальше уйти от Иерусалима.

Глава 1:16-20. Призвание Симою, Андрея, Иакова и

Иоанна

06 этом также говорится у Матфея 4:18-22; Луки 5:1-11. Трое из них уверовали в Иисуса год тому, во время крещения Иоанном (Иоан. 1:35-42). Христос призвал их тогда, чтобы они были Его спутниками в путешествии. (см. дальше Матфея 10 и Марка 3:13-19).

Глава 1:21-28. Исцеление одержимого

Повествуется также у Луки 4:31-37. Это является первым записанным чудом Христа в Капернауме, после того, как Он поселился здесь. Незадолго перед этим Он исцелил сына царедворца из Каны, на расстоянии 24 км. Он совершил это по Слову Своему (Иоан. 4:46-54. 0 природе одержимости демонами см. у Марка 5:1- 20).

Капернаум

Своим приходом в Галилею, после восьмимесячного отсутствия в Его Раннеиудейском служении (Иоан. 2:13 до 4:43), Христос пришел в Кану, где около года тому назад Он превратил воду в вино. После исцеления сына царедворца Он пошел в Назарет, но был отвержен там (см. Луки 4:16-30). Тогда Он основался в Капернауме, как центре Своего служения проповедью, учением и исцелением.

Из Капернаума Он совершил много путешествий в окрестности Галилеи, иногда посещая Иерусалим и изредка районы на север от

461

МАРКА

Галилен. Он путешествовал пешком, обычно с группой Своих учеников, часто в сопровождении больших толп народа.

В настоящее время Капернаум отождествляется с руинами Тел- ГУМ, 5 км на юго-запад от Иордана, при его впадении в Галилейское море (см.дальше от Лук. 7:1-10 и карту Ев, от Марка в 6:45-52).

Глава 1:29-31. Исцеление тещи апостола Петра

Об этом гворится также у Матфея 8:14-15; Луки 8:38-38. Таким образом, у апостола Петра была жена. Первое чудо, совершенное Христом, было благословение брака. В этом случае Он исцеляет тещу Своего главного апостола.

Глава 1:32-34. Исцеление многих

Также упоминается у Матфея 8:16-17; Луки 4:40-41. Это было после заката солнца, так как закатом солнца заканчивается суббота. Весть об исцелении одержимого духом и тещи апостола Петра облетела весь город и большие толпы с больными собирались около дома. И Христос исцелял их. Чудеса послужили средством привлечения толп народа. Свет божественного сострадания начал сиять для страждущего человечества. Это было великим днем в Капернауме.

Глава 1:35-37. Уединение для молитвы

Также упоминается у Луки 4:42-43. Был деятельный день. Иисус исцелил, возможно, сотни людей. Теперь Он был в полном разгаре Своего служения. Он часто удалялся от толпы для общения с Богом. (см. примечание о Его молитвенной жизни у Лук.Я:1-13). 11:1-13).

Глава 1:38-39. Путешествия по Галилее

Христос совершил много путешествий, возвращаясь время от времени в Капернаум. (Мат. 4:23-25; 9:35-38; Лук. 4:44). Галилея, находящаяся между Евфратом и Нилом, была пересечена знаменитыми международными большими торговыми путями. Помимо этого, было множество второстепенных дорог (см. карту Ев, от Марка 3:7-12).

Глава 1:40-45. Очищение прокаженного

Об этот также повествуется в Ев, от Матфея 8:2-4; Лук. 5:12-16. Проказа была отвратительной и презренной болезнью. Христос велел ему показаться священнику, потому что этого требовал закон (Лев. 13,14). Он приказал ему ничего не говорить об этом, чтобы народное движение, имеющее своей целью провозгласить Иисуса Христа царем, не вышло из контроля.

Глава 2:1-12. Исцеление расслабленного

Об этом идет речь также в Ев, от Матфея 9:2-8; Луки 5:18-26. Расслабленный лежал на постели, которую несли четыре человека.

462

МАРКА Их вера в исцеляющую силу Иисуса и их решение пробраться к Нему расположили сердце Христа.

Слава Иисуса настолько распространилась, что фарисеи и книжники из Иерусалима и из всей страны (Лук. 5:17) пришли исследовать дело. Перед их враждебно настроенными глазами Христос смело утверждал Свою божественность и в подтверждение этого совершил чудо. Иисус Сам сказал, что совершил это чудо с определенной целью, чтобы продемонстрировать Свою божественность. Хотя это и произвело удивление среди людей, но еще сильнее расстроило фарисеев и книжников, религиозных опекунов еврейского народа.

Глава 2:13-17. Призвание Левия [Матфея]

Перед этим Христос избрал четырех рыбаков, чтобы они были Его сотрудниками в основании Его Царства. К ним Он добавляет мытаря.(К примечанию Ев, от Матфея см. введение Ев. Матфея и Матфея 10)

Глава 2:18-22. Вопрос о посте

Повествуется также у Матфея 9:14-17; Луки 5:33-38. Эти вопросы, возможно, возникли из-за участия Христа в пире у Матфея, которое весьма удивило Иоанновых учеников, фарисеев и, вероятно, некоторых из учеников Христа. Что касается угощений, то они резко отличались от Иоанновых. В критические времена посты могут послужить надлежащим выражением смирения, покаяния и посвящения себя Богу. В отношении Иоанна Крестителя, пост имел особое значение. (см. Ев. от Лук. 3:1-20). Но религиозники времен Христа в этом отношении зашли слишком далеко. Иисус не придавал особого значения посту, как общепринятому обычаю (Мат. 6:16-18). Моисей, Илия и Иисус, каждый из них постился по сорок дней, но это было во время особого напряжения. Три метафоры: жених, разорванная одежда и мехи для вина, вероятно, означают, что есть случаи, когда пост необходим. Но он неуместен в обыденной жизни, а особенно, как способ рекламы личной святости, как показной религиозности.

Глава 2:23-27. Срывание колосьев в субботу

Этот случай также упомянут у Матфея 12:1-8; Луки 6:1-5. В Ветхом Завете были строгие законы в отношении соблюдения субботы, но еврейская традиция добавила к ним еще такие запреты, которые обесценили их подлинное назначение Богом. Утверждение Христа, что Он Господин субботы, считалось подтверждением Его божественности.

Глава 3:1-6. Исцеление в субботу

Этот случай также упомянут в Матфея 12:9-14; Луки 6:6-11. Исцеление человека с иссохшей рукой в субботу до такой степени возбудило фарисеев и иродиан, что они даже составили план, чтобы

463

МАРКА

убить Христа. Этим профессиональным, испорченным религиозникам с зачерствелыми сердцами даже обычное оказание доброты в субботу казалось ужасным преступлением. Имеется семь записанных исцелений в субботу. (см. Ев, от Иоанна 5).

Глава 3:7-12. Толпы народа и чудеса

Толпы народа, которые приходили к Иисусу, мотивировались двумя причинами: во-первых, чтобы получить исцеление для больных, во-вторых, они верили, что Христос есть ожидаемый Мессия.

Общественная жизнь Христа

Иисус большую часть Своей жизни провел в Галилее. Он совершил пять упомянутых посещений Иерусалима. Три упомянутые уеденения от народа: в район Тира и Сидона, в Кесарию Филиппову и в ожидании Своей смерти, в Ефраимскую пустыню.

Глава 3:13-19. Избрание Двенадцати

Перечень их имен подается в четырех местах (см. ниже). У некоторых из них было по два имени, фамилию или другое имя данное им. Почему избрал Христос двенадцать учеников, нам неизвестно. Из них трое принадлежало к внутреннему кругу. Помимо двенадцати. Он посылал 70 со специальным поручением. Числа 3, 12 и 70 в значительной степени фигурируют в символике Писания. 12 колен Израиля были основанием еврейского народа. 12 апостолов положили основание Церкви (Отк. 21:12-14). У Моисея было 70 старейшин и в синедрионе-70. Эти цифры могут обладать неведомыми для нас мистическими значениями.

Из Двенадцати, четыре были рыбаками. Один мытарь. Один зилот, а об остальных нам ничего неизвестно. Все были из Галилеи, кроме Иуды предателя. В их группе не было ни одного профессионального религиозника, который бы своей одеждой рекламировал свою святость.

Матфея10:2-4 Марка 3:16-19 Луки6:12-19 Деяния 1:13

Симой Симой Симой Петр Андрей Иаков Андрей Иаков Иаков Иоанн Иаков Иоанн Иоанн Андрей Иоанн Андрей Филипп Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Фома Фома Матфей Матфей Варфоломей Матфей Фома Фома Матфей Иаков, сын Иаков, сын Иаков Алфеев Иаков Алф. Алфеева Алфеева Симой Кананит Симой Кан. Симой Кананит Симой Кананит Иуда, сын Иакова Иуда Иаковл. Иуда Искариот Иуда Искариот Иуда Искариот Матфий

1 464

Петр. Впервые упоминается при крещении Иоанна Крестителя (Иоан. 1:40-42). Во время первой записанной встречи с Иисусом Иисус Христос дает ему другое имя, как будто Он заранее решил сделать его апостолом. "Симой" было его настоящее имя. Его новое имя стало "Петр", по-гречески, а по-арамейски-"Кифа", что означает "камень". Три года спустя, во время его апостольского исповедания, оно было подтверждено (Мат. 16:18).

У Петра была жена (Мат. 8:14; Map. 1:30; Лук. 4:38). Она была спутницей в его апостольском труде ( 1 Кор. 9:15). Он был уроженцем Вифсаиды (Иоан. 1:44). У него был дом в Капернауме (Map. 1:29). Одно из двух: или у него было два дома, или он пересилился из Вифсанды в Капернаум.

Петр был партнером в рыболовном предприятии вместе с Иоанном и Иаковом (Лук. 5:10). По всей вероятности, был весьма успешным бизнесменом.

Он был энергичным, исполненным энтузиазма, импульсивным и пылким; другими словами, врожденный руководитель, со всеми человеческми недостатками. Он был представителем Двенадцати.

"Камень", имя данное ему Иисусом, подлинно соотвествовало его характеру, который Христос хорошо знал: сила убеждения, мужество, смелость, несмотря на то, что он однажды отрекся от своего учителя и "слицемерил" в Антиохии. Во время преследования,

465

Петр был вполне бесстрашен. Он положил основание для Иудейской церкви и привел ее в такое движение, что правители пришли от этого в ужас. (см. Введение к 1 Петра).

Иоанн. (см. вводную заметку к Ев, от Иоанна). Матфей. (см. вводную заметку к Ев, от Матфея).

Иаков. Старший брат Иоанна. Иисус назвал обоих "Воангергес", _ что значит "Сыны грома". Не указывает ли это на то, что Иисус Христос обладал веселым чувством юмора? Немного известно об Иакове. По приказу Ирода, он был убит первым из Двенадцати в 44 году по Р.Х. Согласно преданиям, большинство из них умерли мученической смертью.

Две семьи были партнерами в рыболовном предприятии: братья Иаков и Иоанн, с их отцом Зеведеем и братья Симой и Андрей. У них были наемные работники. Вероятно это было довольно большое предприятие. Все четверо стали апостолами, и трое из них составляли внутренний круг друзей Христа. В целом. Двенадцать были людьми наивысшего качества, потому что Иисус знал сердце человека. Какими изумительными людьми были эти апостолы!

Андрей из Вифсанды. Он и Иоанн были первыми, обращенными Иисусом. Андрей привел своего брата Петра ко Христу. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии, в Греции, Скифии (современная Украина, СССР).

Филипп из Вифсанды. Согорожанин Петру и Андрею. Привел ко Христу Нафанаила. Филипп был практического склада ума. Согласно преданиям, проповедовал во Фригии и Иерополе.

Варфоломей. Предполагали, что это была фамилия Нафанаила, родом из Каны. Возможно, благодаря ему. Христос пришел на брачный пир. Предание говорит, что он проповедовал в Парфии.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 16 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close