Главная » Библейский словарь Геллея
12:56
Библейский словарь Геллея
487

ЛУКИ

христианства. Его рождение, предсказанное задолго до этого, не обошлось без свидетельства свыше. Это небесное свидетельство указывало, что величайшее событие веков приблизилось. Он родился от Девы. Его предтеча был рожден бесплодной женщиной, слишком старой для деторождения. Об их рождении заранее было оповещено ангелами Захарии, Марии, Иосифу и пастухам. Ребенок был спасен также от убиения. Таинственная звезда сверхъестественным образом привела волхвов из дальних стран на поклонение к Младенцу, и спасение этого Младенца от рук Ирода.

Глава 1:26-38. Откровение Марии

Это откровение мы называем Благовещением. Мессия должен был родиться из рода Давидова. Со времен Давида прошли тысячелетия, и его потомство насчитывало тысячи семейств. Бог избрал семью, через которую должен был войти в мир Его Сын, отклоняя все знатные семейства Иерусалима. Его выбор пал на женщину из небогатой семьи, которая происходила из незнаменитой деревеньки, расположенной на далеких холмах Галилеи. Что это должна быть за женщина, чтобы стать Божьей избранницей, от которой Сыну Божьему было суждено получить Его человеческую природу! И как, должно быть, возликовало ее сердце, когда ангел Божий объявил, что она станет матерью божественного Царя всех веков!

Непорочное зачатие

Думают, что Лука получил сведения о рождении Христа непосредственно от самой Марии. Матфей, возможно, услышал об этом от Иосифа. Оба они заявляют ясно, просто и недвусмысленно, что Иисус был рожден Девою. С самого своего основания Церковь с неизменным постоянством заявляла об этой истине. И это продолжалось до наступления эпохи современного критицизма. Если мы верим в божественность Христа и в Его воскресение из мертвых, то что мы можем выиграть от отрицания непорочного зачатия? Воскресение-величайшее чудо из всех чудес. Если мы не верим в него, то какой смысл вообще рассуждать нам о Христе? А если мы верим в воскресение, то какой смысл подвергать сомнениям другие детали этой чудесной истории? Его сверхъестественный уход из мира говорит также о Его сверхъестественном приходе в мир. Называть Христа незаконнорожденным-это самое настоящее богохульство.

Глава 1:39-56. Посещение Марией Елисаветы

Мария и Елисавета были родственницами (1:6), двоюродными сестрами. Библия не называет города, где жила Елисавета, говорится только, что этот город был расположен на горах Иудеи (39). Поскольку она происходила из колена Левина (1:5), этим городом мог бытьХеврон, город Левитов (Икс. Пав. 21: 11). Благодарственная песнь Марии (46-55) называется "Величание", и напоминает Песню Анны по случаю рождения Самуила (1 Царств 2:1-10).

В своих размышлениях, возможно, она вновь и вновь

488

возвращалась к этим мыслям, пока, наконец, они не вылились в прекрасную поэтическую форму, что стало ее личной литургией. Мария оставалась с Елисаветой три месяца (56), пока не настало время рождения Иоанна (57). После этого она вернулась в Назарет (см. Евангелие от Матф. 1:18-24).

Глава 1:57-80. Рождение Иоанна Крестителя

Выбор имени новорождёному и пророчество его отца наполнили окрестности чувством ожидания чего-то небывалого. (см. Луки 3:1- 20).

Глава 2:1-38. Рождение Иисуса

Сведения, которые даны у Луки в главах 1 и 2, упущены в других Евангелиях, за исключением заявления в Евангелии от Матфея 1:25; 2:1 о том, что Иисус родился в Вифлееме и позднее вернулся в Галилею (Матф. 2:22-23).

Вифлеем

Место рождения Христа было местом многочисленных исторических ассоциаций: это был город Давида, место погребения Рахили, родной город Руфи. В 24 км к югу от него находился Хеврон, родной город Авраама, Исаака и Иакова. В 16 км к северу расположен Гаваец, где когда-то Иисус Навин сказал солнцу остановиться. В 19 км к западу находился город Сокхоф, где Давид победил Голиафа. В 9 км к северу расположен Иерусалим.где

Авраам заплатил десятину

Мелхиседеку; это величественный престольный город Давида и Соломона, место служения Исаии и Иеремин, центр, где Бог на протяжении веков являл Себя человечеству.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме-старейшее христианское здание, была построена первоначально Еленой, матерью Константина, первого христианского императора Римской империи в 330 году после Р.Х. Под церковью находится комната-пещера, где, согласно предания, родился Христос. Существует также предание, что эта самая комната была частью семейного дома Давида, Вооза и Руфи. В этой комнате латинский ученый Иероним провел 30 лет, работая над переводом Библии на латинский язык.

489

ЛУКИ Глава 2:1-5. Перепись Квириния

Это была перепись населения, проводившаяся Римской империей. Римские 'исторические документы относят перепись Квириния к 7 году по Р.Х., т.е. на 10-12 лет после рождения Иисуса. Эта историческая неувязка долгое время беспокоила теологов. Но в последние годы были найдены древние папирусы, из которых стало ясно, что Квириний был правителем Сирии дважды. Лука намеренно подчеркивает, что это была "первая перепись". Ученым также стало известно, что для проведения переписи каждый человек должен был вернуться в свой родной город. Таким образом, находки археологов продолжают приносить все новые и новые доказательства достоверности исторической библейской информации, точной вплоть до мельчайших деталей.

Поразительное Божье провидение

Мессия должен был произойти из рода Давидова, родиться в городе Вифлееме (Михей 5:2-5). Но избранные Богом родители Мессии жили в Назарете, в 160 км от Вифлеема. Согласно требованиям римского декрета, им пришлось идти в Вифлеем как раз накануне рождения Младенца. Таким образом. Бог использовал декрет языческой империи, как инструмент для исполнения Своих пророчеств.

Глава 2:6-7. Рождение в яслях

Слово, переведенное как "гостинница", может означать "кров для странников" или "комната для гостей", примыкающая к частному дому. В данном случае считают, что это была комната для гостей при частном доме. Возможно, это был дом, принадлежавший их родственникам из рода Давидова, тот самый "дом", куда позднее пришли мудрецы с Востока (Матф. 2:11). Пропутешествовать 160 км от Назарета пешком, или даже на осле, было делом нелегким для женщины, готовой родить. Гостинная комната была переполнена другими путешественниками, пришедшими раньше. Поэтому им пришлось расположиться в сарае. Священный момент наступил, и колыбелью Сына Божьего стала солома, постеленная в яслях для скота. После того, как пришли пастухи и рассказали всем в городе то, что им было открыто ангелами, вне всяких сомнений, двери самых лучших домов Вифлеема были открыты для Марии и Иосифа.

Глава 2:8-20. Пастухи

Традиционное "поле пастухов", где хор ангелов пел новорожденному Царю, находилось на расстоянии одного километра от Вифлеема (см. стр. 182-183).

Рождение Иисуса

Сейчас оно отмечается 25 декабря. В Библии нет никаких указаний по поводу этой даты. Этот день впервые стали считать днем

490

ЛУКИ рождения Иисуса в 4-м веке, на западе. Восточная церковь считает этот день 7 января.

Гавриил

Гавриил-это имя ангельского князя, посланного с небес, чтобы подготовить все необходимое для появления Сына Божьего в мир (Лука 1:19-26). Мы предполагаем, что он был тот самый ангел, который явился пастухам (2:9-13), а также посланный к Иосифу (Матф. 2:13-19). Он же дал Даниилу откровение о Семидесяти седьминах (Дан. 9:21). Как глубоко был заинтересован этот ангел в человеческом искуплении! И с какой радостью мы познакомимся с ним, когда придем в небо.

Глава 2:21-38. Обрезание и представление Христа

Тот факт, что они принесли в жертву двух голубей, а не ягненка и голубя, указывет на то, что Иосиф и Мария были бедны (Ловит 12:8). 12:8).

Глава 2:39. Возвращение в Назарет

Лука здесь прямо переходит от представления пред Господом в храме к возвращению в Назарет, упуская описание в Евангелии от Матфея 2:1-21 событий таких как: Посещение волхвов. Побег в Египет, Избиение младенцев. Возвращение из Египта.

Хронология рождения и детства Иисуса

Марк и Иоанн ничего не говорят о рождении и детстве Иисуса. Матфей и Лука описывают каждый разные эпизоды (см. в Луки 1:5- 80). Расположить эти эпизоды в точной хронологической последовательности нелегко. Ниже приводятся приблизительные даты описываемых эпизодов:

5 г. до Р.Х. Откровение Захарии Луки 1:5-25 6 месяцев спустя Откровение Марии Луки 1:26-38

Мария посещает Елисавету Луки1:39-56 3 месяца спустя Возвращение Марии в Назарет Луки 1:56 Откровение Иосифу Матфея 1:18-24 Рождение Иоанна Крестителя Луки 1:57-80

4г.доР.Х. Рождение Иисуса Матф.1:25 Луки2:1-7

Откровение пастухам Луки 2:8-20 8 дней спустя Обрезание Иисуса Луки 2:21 32 дня спустя Представление Иисуса Луки2:22-38

Зг.доР.Х. Посещение волхвов Матфея2:1-12 Бегство в Египет Матфея 2:13-15 Избиение младенцев Матфея2:16-18 2г.доР.Х. Возвращ. в Назарет Луки2:39 Матфея2:19-23

491

Почему Христос родился за 4 года до _Рождества?_

Когда родился Христос, летоисчисление в Римской империи велось от основания Рима. Когда христианство стало господствующей религией во всем римском мире, монах Дионисий Эксигуус, по приказу императора Юстиниана, сделал новый -календарь в 562 году по Р.Х. Летоисчисление по этому календарю велось с рождества Христова. Много лет спустя, когда христианский 'календарь заменил собой римский, то обнаружили, что Дионисий допустил ошибку, отнеся рождение Христа к 753 году со дня основания Рима, тогда как следовало отнести его к 749 году или же на год или два раньше.

Глава 2:40. Детство Иисуса

Первые месяцы после рождения были проведены в Вифлееме. Затем, год или два в Египте. Случай в храме показывает, что Он был исключительно развитый не по годам мальчик. Но Библия говорит о Его детстве мало. Иисус был старшим из семи детей в семье. Они были бедными. Из этого мы делаем вывод, что с ранних лет Он знал, что такое ответственность. Как бы нам хотелось хотя немного узнать о Его жизни в семье-как Сын Божий, подрастая, справлялся ежедневно с требованиями той сложной обстановки, в которой Он находился.

Апокрифы переполнены невероятными легендами о чудесах, совершенных Иисусом в детстве. Эти апокрифы абсолютно недостоверны. Библия говорит, что чудо, совершенное в Кане, было Его первым чудом (Иоанна 2:11).

Образование Иисуса

У Иисуса была мудрая и преданная мать, которая с ранних лет учила Его повествованиям и историям Ветхого Завета. Кроме этого, при синагогах были школы. После того, как Ему исполнилось 12лет, Он, должно быть, посещал Иерусалим регулярно, по крайней мере, три раза в год по великим праздникам, и вне всякого сомнения, что мирское величие, моральное разложение и безбожие иерархии, правившей от имени Бога, жгли Его душу с ранних лет и наполняли Его священной жаждой покончить со всем этим. Кроме того, наряду с Его человеческим образованием, в Нем, должно быть, начало постепенно появляться то небесное познание, которым Он обладал до Своего воплощения.

Глава 2:41-50. Посещение Иерусалима

Иисус посетил Иерусалим, когда Ему было 12 лет. Считается, что это был Его первый визит в Иерусалим. Он настолько глубоко увлекся рассуждениями, которыми занимались учителя в храме, что на протяжении трех дней не заметил отсутствия Своих родителей. Они тоже не заметили Его отсутствия в течении целого дня, пока не наступило время вечернего привала. Это был, должно быть, большой караван, далеко растянувшийся по дороге. Родители были

492

абсолютно уверены, что их самостоятельный Сын был где-то в караване, и что Он мог прекрасно позаботится о Самом Себе до наступления вечера.

Иисус хорошо знал Ветхий Завет (47). В то время Ветхий Завет представлял записанное Слово Божье. Иисус очень любил его. Его знание Ветхого Завета в двенадцатилетнем возрасте поразило великих теологов Храма. Он жил этим Словом, использовал его, чтобы противостать искусителю (Матф. 4:4,7,10). Он пошел на крест, чтобы выполнить его (Матф. 26:54). Умирая в агонии. Он цитировал из него (Матф. 27:46). К Писаниям Ветхого Завета были добавлены другие Писания, называемые Новым Заветом, центром которых был Сам Иисус и Его жизнь. Если та часть Библии, которую имел Иисус, была так дорога Ему, то что мы имеем сегодня, должно быть для нас в тясячу раз дороже.

"...Что принадлежит Отцу Моему" (49). "Или вы не знали, что Мне должно быть в этом". Эти слова озадачили Его мать. Возможно, она еще не рассказывала о природе Его рождения. Она говорила об Иосифе, как о Его "отце" (48). В Его ответе, когда Он называл Бога Своим Отцом, она, возможно, почувствовала намек на то, что Ему известна ее тайна.

Глава 2:51-52.18 лет молчания

Как бы нам хотелось узнать что-нибудь о периоде жизни Иисуса от 12 и до 30 лет. Но Бог в Своей мудрости положил на этот период покрывало тайны.

Язык Галилеи

Общераспространенным в народе был арамейский язык. Именно этим языком пользовался Иисус. Он изучал также древнееврейский язык Ветхого Завета. Он, должно быть, знал греческий, так как этот язык был языком значительной части населения и универсальным языком того времени. Иисус хорошо знал Ветхий Завет как на древнееврейском, так и на Септуагинте. Его собственный язык был безукоризненный.

Назарет

Город расположен в долине, на южном склоне горы, на высоте 350м над уровнем моря. С вершины горы открывается не имеющий себе равных вид на Галилею. К северу простирается прекрасная панорама плодородных холмов и долин, перемежающихся с богатыми городами. Вдали белеет снежная вершина Ермона. Ближе, на расстоянии 5 км, находился Гафхефер-родина Ионы. К югу от Иордана, до Средиземного моря, протянулась долина Ездрилонская, место вековой борьбы Израиля за свое существование. В 16 км к западу от Назарета во всем своем величии встает гора Кармил, где Илия в своем поединке с Ваалом свел огонь с неба на землю.

493

Примерно на том же расстоянии к юго-западу расположена долина Армагеддон, знаменитое поле битвы народов. Именем этой долины Иисус назвал великое, заключительное сражение всех веков, в котором Он Сам будет вести Своих сторонников к победе. К югу от Назарета, всего в 16 км расположен Сенам, где Елисей вернул к жизни сына сонамитянки. Рядом протекает источник Харода, где Гедеон со своими тремястами воинами повернул вспять полчища мадианитян. И Изреель, где злополучная Иезавель встретила свою ужасную смерть. Гора Гелвуй, где царь Саул был убит филистимлянами. И Ен-Дор, где колдунья вызывала дух Самуила. Река Киссон, где Девора и Варак одержали верх надханаанцами. Все это раскрывается во всей красе с вершины Назаретского холма. Какой поразительный центр исторических событий! Мы можем представить, что Иисус нередко взбирался на вершину этого холма и проводил там часы в глубоком раздумье над историей, которая приготовила Его приход в этот мир.

Глава 3:1-20. Иоанн Креститель

Проповедь Иоанна передается всеми четырьмя Евангелистами (Матф. 3:1-12; Марка 1:1-8; Иоан. 1:6-8,19-28). У Луки она передается в более полной форме. История детства и юности Иоанна ограничивается одним

ЛУКИ предложением (1:80). Он удалился из населенных районов и жил в одиночестве в суровых и диких окрестностях к западу от Мертвого моря.

Он знал с детства, что величайшее событие веков должно было вскоре произойти, что ему предназначено было стать глашатаем этого события.

Там, где он рос, он мог ежедневно видеть прекрасную гору Нева, с вершины которой Моисей жадными глазами смотрел на Обетованную землю и говорил о приходе обещанного Мессии. Он мог видеть противоположный берег Иордана, через который прошел Иисус Павий, и Иерихон, стены которого пали от дружного

ЛУКИ

одновременного возгласа армии Иисуса Навина. Иоанн жил в том районе, где когда-то пас свои стада Амос, мечтая о грядущем Царе из рода Давидова, Который будет править всеми народами земли. Он также навешал поток Хораф, где вороны кормили пророка Илью. Иоанн глубоко задумывался над историей, которая в это время приближалась к своему кульминационному моменту, и ожидал, ' когда Бог призовет его.

Зная, что ему предстоит быть Илией по пророчеству (1:17; Матф. 11:14;17:10-13; Малахии4:5), несамим Илией, какличность1о(Иоан. 1:21), он мог сознательно копировать привычки Илии и его манеру одеваться.

Он питался акридами и диким медом (Матф. 3:4). Акриды (разновидность саранчи) употреблялись в пищу с давних времен. Их поджаривали или сушили и ели, как зерна. Говорят, что по вкусу они напоминают креветок.

Бог призвал Иоанна, когда ему исполнилось 30 лет. Народ, стонавший под римским рабством, был наэлектризован громовыми проповедями этого резкого, бесстрашного отшельника пустыни, провозглашавшего на берегах Иордана о том, что давно обещанный Избавитель должен вот-вот придти.

Районом его проповедей был Нижний Иордан, напротив Иерихона, на одном из главных перекрестков караванных путей страны, у главной дороги, ведущей к воротам Иерусалима. (см. карту на странице 423).

Основная мысль его обращения к народу была: "Покайтесь!" Его проповеди имели чрезвычайный успех в народе. Он взволновал всю страну. Огромные толпы народа приходили к нему креститься (Матф. 3:5). Даже Ирод с удовольствием слушал его (Марка 6:20). Иосиф Флавий говорит, что он "имел большое влияние на народ, и люди готовы были сделать все, что он им говорил".

Он требовал, чтобы все кающиеся крестились в воде. Это было началом христианского обряда крещения.

В зените своей популярности он крестил Иисуса и объявил Его Мессией. После этого его миссия была выполнена, и он удалился со сцены. Иоанн пробудил свой народ, представил миру Сына Божьего. Его миссия была закончена.

Однако он продолжал проповедовать и крестить еще несколько месяцев, двигаясь к северу, по направлению к Енону (Иоан. 3:23. см. карту на стр. 423).

Примерно год спустя, после того, как он крестил Иисуса, Иоанн был заключен в темницу Иродом. Ирод сделал это по настоянию злодейки-жены (Матф. 14:1-5). Это произошло в период завершения раннего Иудейского служения Иисуса (декабрь, Матф. 4:12; Иоан. 3:22; 4:35).

Место его заключения не названо. Считают, что это был город Макерус на восточном берегу Мертвого моря или же город Тивериада, на западном берегу Галилейского моря, поскольку у Ирода были резиденции в этих местах. Иоанн бью обезглавлен, примерно, ко времени второй Пасхи (Матф. 14:12-13; Иоан. 6:4).

496

Нас интересует, почему у Иоанна возникли сомнения относительно Иисуса (Матф. 11:3). Он так уверенно и убежденно свидетельствовал о том, что Иисус-Агнец и Сын Божий (Иоанн. 1:29-34). Теперь же, попав за тюремную решетку, он был озадачен. Иисус делал совсем не то, что по его мнению следовало ожидать от Мессии. Вероятно, Иоанн разделял общее для того времени понятие о политическом мессианском царстве. Бог не открыл ему всех подробностей относительно природы этого Царства. Даже Двенадцать очень медленно и с трудом постигли это понятие о Царстве (см. Матф. 10).

Служение Иоанна примерно продолжалось около полутора лет, если учесть, что он начал его незадолго до крещения Иисуса. Он провел 30 лет в уединении. Полтора года проповедовал. Год и четыре месяца провел в темнице. Затем занавес опустился. Это краткое сообщение о человеке, который представил миру Спасителя, о котором Иисус сказал: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Матф. 11:11). Иоанн не совершил ни одного чуда (Иоан. 10:4).

Глава 3:21-22. Крещение Иисуса. (см. Матф. 3:13-17). Глава 3:23-28. Родословие Иисуса. (см. Матф. 1:1-17).

Глава 4:1-13. Сорокадневное искушение

Смотрите Матфея 4:1-11. В трех Евангелиях: Матфея, Марка и Луки мы находим, что искусителем Христа был никто иной, как сам сатана.

497

ЛУКИ Сатана Христос о сатане

Называл его "врагом" (Матф. 13:39). , "Лукавым" (Матф. 13:38). "Князем мира сего" (Иоан. 12:31;14:30). "Лжецом" и "отцом лжи" (Иоан. 8:44). "Человекоубийцей" (Иоан. 8:44).

Говорил, что Он видел его, "спадшего с неба, как молнию". (Луки 10:18).

Что у него есть "царство" (Матф. 12:26). Что "все, делающие зло-его дети" (Матф. 13:28). Что он "сеет плевелы, сыновей лукавого" (Матф. 13:38,39). Он "похищает слово у слушающих" (Матф. 13:19; Марка 4:15; Луки

Что он "связал женщину на 18 лет" (Луки 13:16). Что он "хотел овладеть-Петром" (Луки 22:31). Что у него есть "ангелы" (Матф. 25:41). Что "для него приготовлен огонь вечный" (Матф. 25:41).

Библия представляет сатану как:

"Искусителя" (Матф. 4:3).

"Князя бесовского" (Матф. 12:24; Марка 3:22; Луки 11:15). "Кто делает людей одержимыми" (Матф. 12:22-29; Луки 11:14-23). Кто вложил мысль о предательстве в сердце Иуды (Иоан. 13:2-27) Который извращает Писание (Матф. 4:4; Лука 4:10,11). "Бога мира сего" (2 Кор. 4:4). "Князя, господствующего в воздухе" (Ефес. 2:2). "Принимающего вид ангела света" (2 Кор. 11:14). Нашего "противника" (1 Петра 5:8). "Обольстителя всей вселенной" (Отк. 12:9; 20:3,8,10). "Великим драконом", "древним змеем" (Отер. 12:9; 20:2). "Обольстителем Адама и Евы" (Бытие 3:1-20). "Если ему противостать, он убежит" (Иакова 4:7). Причинившему Павлу страдания "жало в плоти" (2 Кор. 12:7). Мешавшим миссионерским планам Павла (1 Фее. 2:18). Возбудившего Ананию солгать (Деян. 5:3). Имеющего власть над язычниками (Деян. 26:18). Ослепляющего разум неверующих (2 Кор. 4:4). Лжеучителя "сборища сатанинского" (Отар. 2:9, 3:9). Могущего совершить ложные чудеса (2 Фее. 2:9). Движущий дух "отступничества" (2 Фее. 2:9). "Лев рыкающий, ищущий кого поглотить" из среды христиан (1 Петра 5:8).

Которого можно победить силой веры (1 Петра 5:9). Коварного и хитрого (Ефес. 5:11). Дух, действующий в непокорных (Ефес. 2:2). Толкнувшего Давида на грех (1 Пар. 21:1). Причинившего Иову все беды (Иов 1:7; 2:10). Противника Иисуса (Захария 3:1-9). Пользующийся слабостями христиан (2 Кор. 2:11). Люди греха-его сыны (1 Иоан. 3:8,10).

498

ЛУКИ

Существует ли дьявол на самом деле? Слова Христа явно указывют на Его собственную веру в то, что дьявол существует как конкретная личность. Иисус знал, о чем говорил. Если бы Он приспосабливал Свои слова к общему заблуждению, то они не могли бы служить откровением истины. Ибо, как Он может тогда различить между настоящей истиной, которую Сам проповедует, и заблуждением, которое представляет как правду?

Глава 4:14-15. Начало служения Иисуса в Галилее

Лука, подобно Матфею и Марку, полностью упускает события между искушением Иисуса и Его служением в Галилее, о которых рассказано в Евангелии от Иоанна 1:19; 4:54. (см. Марка 1:14-15).

Глава 4:16-30. Отвергнут в Назарете

Вероятно, это было Его первое возвращение в Назарет после крещения, состоявшегося более года тому назад. Насколько нам известно, за этот промежуток времени произошли следующие события: искушение в пустыне, свадьба в Кане, посещение Капернаума и Иудеи (Иоан. 2:1,12; 4:46).Людей привлекало величие, магнетическая притягательность и явная сила Его личности. Они едва могли поверить, что это был их скромный земляк. Даже в таком небольшом городке, как Назарет, собравшиеся в синагоге с трудом узнавали Его (22), так как Иисус жил очень скромно и в бедной, незаметной семье. Он упомянул пророков Илию и Елисея по той причине, что эти пророки были посланы к язычникам-намек на Его собственное служение. Это, а также многие чудеса в других местах, но не здесь, настолько оскорбило их, что они впали в неистовство и пытались убить Его. Выступ скалы, с которой они хотели сбросить Его, виден в правом углу фотографии, помещенной в разделе "Луки 2:51-52".

Глава 4:31-37. Исцеление одержимого нечистыми духами (см. Марка 1:21-28).

Глава 4:38-39. Исцеление тещи Петра (см. Марка 1:29-31). Глава 4:40-41. Исцеление многих (см. Марка 1:32-34. Глава 4:42. Удаляется для молитвы (см. Марка 1:35-37). Глава 4:43-44. Путешествия по окрестностям (см. Марка 1:38-39). Глава 5: 1 - 11. Призвание Петра, Иакова и Иоанна (см. Марка 1: 16-20). Глава 5:12-16. Очищение прокаженного (см. Марка 1:40-45). Глава 5:17-26. Исцеление расслабленного (см. Марка 2:1-12). Глава 5:27-32. Призвание Левия (Матфея) (см. Матф. 9:9). Глава 5:33-39. Вопрос о посте (см. Марка 2:18-22). Глава 6:1-11. Исцеление, насыщение в субботу (см. Марка 2:23).

Глава 6:12-19. Избрание Двенадцати

Этим людям Он доверил дело Своей жизни. Он, конечно, знал, что через Дух Свой Он с неба будет помогать им и направлять их. Тем не менее, следовало учитывать их естественные склоности и таланты. И прежде, чем сделать выбор, Иисус провел целую ночь в молитве.

499

ЛУКИ

После двух лет подготовки (см. Матфея 10) Он послал их как Своих свидетелей во все концы земли. Новый Завет повествует Только частично о проделанной ими работе в Палестине, Малой Азии, Греции и Риме.

Возможно, что эти двенадцать договорились между собой пойти в разных направлениях. Или же каждому из них было поручено идти туда, где он мог принести большую пользу. Они отправились по-двое на определенное время. Нет сомнений, что каждый из них посетил те места, где трудились другие.

Примерно в 62 году после Р.Х. Павел в своем послании к Колосянам 1:23 сказал, что весть о Христе распространилась по всему тогдашнему миру в течение 30 лет.

Согласно преданиям, не вполне совпадающим друг с другом, большинство из Двенадцати скрепили свое свидетельство о Христе своей мученической смертью.

Таким образом, выбор Иисуса и подготовка каждого из Двенадцати, за исключением одного предателя, стали великим успехом.

Глава 6:20-49. Нагорная проповедь

Ее считают сокращенным вариантом той же самой проповеди, которая записана в 5,6,7 главах Евангелия Матфея. У Матфея 5:1 "Он взошел на гору". У Луки 6:17, "сошел с ними, стал Он на ровном месте", то-есть спустился с более высокого места. Он мог говорить с обоих мест, так как проповедь была довольно продолжительной по времени.

Оба эти описания отличаются друг от друга. Мы не можем с уверенностью сказать, что эти оба описания касаются одной и той же проповеди или же эта проповедь была сказана Им дважды при различных обстоятельствах. Иисус постоянно учил, и вполне вероятно, что Он мог повторить одни и те же слова, в несколько измененной форме, буквально сотни раз. Они могли быть суммированием Его основных высказываний, краткими выводами, своего рода резюме Его основного учения. Их поэтическая красота, равно как и сама сущность этого учения, остаются непревзойденным литературным шедевром.

Глава 6:20-26. Заповеди блаженства. (см. Матф. 5:1-12).

Глава 6:27-38. Золотое правило

Это своего рода краткое обозрение 5 и 7 глав Евангелия от Матфея. Некоторые из учений Иисуса, такие как: "люби своего ближнего, как самого себя", "люби своего врага" и "поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали"-слишком возвышенны для нашей эгоистической природы. Поэтому мы не виним себя за то, что мы даже не пытаемся жить по этим стандартам, убеждая себя, что Иисус, безусловно, знал, что это для нас невозможные, недосягаемые идеалы.

500

ЛУКИ

Однако Сам Иисус жил по этим идеалам и учил совершенно недвусмысленно, что мы должны хранить себя от ожесточения независимо от того, как с нами обращаются другие. И даже более того: мы должны желать добро тому, кто желает причинить нам зло.

Вы скажете: неосуществимые идеи? Нет, в какой-то степени они осуществимы. При строжайшей самодисциплине и с Божьей помощью можно научиться любить тех, кто ненавидит нас.

Мы получаем радость уже тогда, когда пытаемся следовать этому Золотому Правилу хотя бы в меру наших сил. Оно помогает нам в делах и во всех аспектах жизни. Это самое лучшее практическое руководство в мире. Оказывая услугу другим, мы оказываем услугу себе. Людям нравится иметь дело с теми, кто верит в это Правило и практикует его на деле. Попробуйте-и вы убедитесь в этом сами.

Золотое Правило не является достаточным основанием для освобождения от военной службы. Иисус имел в виду индивидуальных людей, а не правительства. Все правительства-от Бога (Рим. 13:1-7;1 Пет. 2:13-17). Преступные элементы в обществе должны подавляться силой. Иисус подчеркивал особо, что Его Царство может существовать внутри Кесарева (Матф. 22:21). Первым язычником, принятым в церковь, был римский воин (Деян. 10:1). От него не требовали ухода с военной службы. Судья, полицейский или военный может в своем сердце, в своей личной жизни следовать требованиям Золотого Правила настолько, насколько это возможно для личности, тогда как блюститель закона или член правительства должен строго следовать требованиям правосудия. Правительства могут в определенных случаях и до определенной степени следовать Золотому Правилу. Но если отказаться от применения силы в управлении обществом, то наступит тогда анархия, которая развяжет руки убийцам, грабителям и всякого рода преступникам. В этом вопросе у нас должна быть полная ясность. При всем нашем отрицательном отношении к войне, мы не станем хвалить христианина за то, что он пользуется Золотым Правилом как предлогом для того, чтобы предоставить другим сражаться за его свободу.

Глава 6:39-49. Основание на камне

Эти слова и многие другие, подобные им, которых в Новом Завете немало, ясно показывают, что Иисус хотел, чтобы Его серьезно принимали. Тех, кто относится к вере Иисуса, к Его имени легкомысленно, ожидает печальное разочарование (Матф. 7:22-23). Делать то, чему учил Иисус, применяя в нашей жизни Его идеи- в конечном итоге, только это будет иметь значение.

Глава 7:1-10. Слуга сотника

Об этом говорится также у Матфея 8:5-13. Сотник был римским офицером, под командой которого находилось сто солдат. Палестина была в то время под контролем Рима уже около 100 лет. Римские офицеры в большинстве случаев были людьми грубыми и презираемыми. Но были среди них и хорошие, добрые люди, на

501

которых оказала влияние религия Израиля. Первым христианином из язычников, принятым в церковь, был сотник, по имени Корнилий (Деян. 10).

Этот сотник, построил еврейскому народу в Капернауме синагогу (5). .В этой синагоге часто учил Сам Иисус; там же Он исцелил бесноватого (Марка 1:21-23). В 1905 году немецкая экспедиция обнаружила остатки синагоги, которая по всем признакам была построена в 4-ом веке по Р.Х., а внизу, под этой синагогой, была обнаружена еще одна, древняя синагога, которая, как полагают, была именно той, в которой учил Иисус (Марка 1:21; Луки 7:5). На западной стене там есть каменные сиденья, на которых сидели книжники и фарисеи. Кафедра находилась на северном конце стены. Таким образом, вы почти можете видеть то место, где стоял Господь.

Глава 7:11-17. Воскрешение сына вдовы из Наина

Это один из трех случаев воскресения (см. Марка 5:22 и Иоанн! 11:1). Возможно, Иисус воскрешал и других (Лука 7:22). Он посла. Своих двенадцать избранников воскрешать мертвых (Матф. 10:8).

Глава 7:18-35. Посланники от Иоанна (см. Матф. 11:1-19).

Глава 7:36-50. Грешная женщина

Нет ни малейшего основания считать, что этой женщиной был Мария Магдалина или Мария из Вифании. Это помазание совсем н то, что было совершено в Вифании (Иоан. 12:1-8). Восточно пиршество было своего рода общественным мероприятием. Иису

502

полулежал на диване лицом к столу. Его ноги, согнутые в коленях, покоились на сидении дивана. В этом положении женщине был открыт свободный доступ к Нему. Рыдая, целуя Его ноги, омывая их драгоценным ароматическим маслом и вытирая своими волосами, эта женщина показала пример полной самоотдачи, глубочайшего смирения и обожания, который повергает нас в стыд.

Иисус проявлял нежность и сострадание по отношению к падшим женщинам (Иоан. 4:18; 8:1-11), однако, никто никогда не ставил под сомнение чистоту Его отношений к ним (Иоан. 4:27).

Глава 8:1-3. Женщины

По имени названы три из "многих других". О Сусанне больше ничего не известно. Иоанна была женой правителя из царского дворца Ирода. Она принадлежала к группе самых близких друзей Иисуса. Она была среди тех, кто пришел к Его гробу (Лука 24:10).

Мария Магдалина

Мария Магдалина была самой выдающейся из всех этих женщин. Ее имя упоминается чаще, чем другое женское имя, и обычно она упоминается первой (Матф. 27:56,61; 28:1; Марка 15:40,47; 16:1,9; Лука 8:2; 24:10; Иоан. 19:25; 20:1,18). Ей первой явился Христос после воскресения. Тот факт, что ее имя фигурирует среди тех, кто "служил Ему своим имением" (3), говорит о том, что она была богатой женщиной. Иисус исцелил ее от семи бесов (2). Это совсем не означает, что она была распутной женщиной. Бесы причиняют людям всякого рода заболевания (см. в Марка 5:1-20), но нигде не упоминаются в связи с человеческой аморальностью. Нет сомнений в том, что она была женщиной безукоризненной репутации. Она не была той женщиной из предыдущей главы. Просто недопустимо думать, что Иисус принял распутную женщину на роль женского лидера в Своей группе.

Может быть, это хорошо, что мы различаем простительные грехи и грехи непросительные, и накладываем клеймо позора на тех, кто виновен в совершении страшных, непростительных грехов. Тот факт, что мы это делаем, поможет нам спасти общество от окончательного и полного разложения. Но в глазах Бога грех есть грех. И для Него, вне всяких сомнений, так же трудно простить наши невинные грехи, как и грехи тех, кто навлек на себя несмываемый позор со стороны общества. Одно дело простить грехи блудницы и принять ее в общество спасенных, но совсем другое дело-поставить такую женщину руководить религиозными делами.

Глава 8:4-18. Притча о сеятеле (см. Матфея 13:1-23). Глава 8:19-21. Мать и братья Иисуса (см. Матф. 12:46-50). Глава 8:22-25. Укрощение бури (см. Марка 4:35:41). Глава 8:40-56. Воскрешение дочери Иаира (также у Матф. 9:18-26; Марка 5:22-43). Иисус три разавоскрешалмёртвых(см. Луки7:1 1-17;Иоан. 11. Глава 9:1-6. Двенадцать посылаются на служение (см. Матф. 10).

503

Глава 9:7-9. Недоумение Ирода (см. Луки 3:1-20). Глава 9:10-17. Насыщение 5000 (см. Иоан. 6). Между стихами 17 и 18 прошло около 8 месяцев. Глава 9:18-20. Исповедание Петра (см. Матф. 16:13-20). Глава 9:21-27. Предсказания о страданиях (см. Марка 9:30-32). Глава 9:28-36. Преображение (см. Марка 9:2-13). _ Глава 9:37-43. Исцеление мальчика-эпилептика (см. Марка 9:14-29). Глава 9:43-45. Вновь предсказание о страданиях (см. Марка 9:30-32).

Глава 9:46-48. Кто больше?

Весь ужас состоит в том, что этот спор произошел сразу же после Преображения. Больше того, это получилось как реакция на заявление Иисуса о Его страданиях. Что еще хуже, они повторили то же самое вновь, когда пришли в Капернаум (Матф. 18:1-5; Марка 9:33-37). И снова, когда приблизилось время Его страданий (Матф. 20:20-28). Какое безграничное терпение должно было быть у Иисуса! И какое поразительное умение обращаться с людьми!

Глава 9:49-50. Неизвестный чудотворец

Этот эпизод описан также у Марка 9:38-40. Еще одно порицание Иоанну за то, что он запретил совершать чудеса. Сразу же после этого Иоанну пришлось выслушать еще одно порицание за гнев (52- 56). Три порицания, одно за другим.

Главы 9:51; 19:28. Пирейское или Поздненудейское служение

Период между тем временем, когда Иисус в последний раз покинул Галилею, и Его последней неделей перед распятием, называют Пирейским, или Позднеиудейским служением, происходившим частично в Пирсе, частично-в Иудее. Пирея расположена к востоку от Иордана , в области правления Ирода; Иудея, к западу от Иордана, в области правления Пилата.

Глава 9:51. Последний выход из Галилеи

Об этом говорится также у Матфея 19:1; Марка 10:1. Считается, что Иисус покинул Галилею и сразу же направился в Иерусалим на праздник Обновления (декабрь), Иоанна 10:22. Таким образом, Пирейское или Поздненудейское служение охватывает около четырех месяцев.

Четыре описания Пирейско-Иудейского служения Матфея 19 и 20 Луки 9:51;19:29

Развод (19:1-12). Негостеприимные Самаряне Малые дети (19 :13-15) (9:51-56)

504

"Лисицы имеют норы" (9:57-62) 70 посланы на служение (10:1-16) Богатый юноша (19:16-30) Возвращение 70 (10:17-24) Работники в винограднике Добрый Самарянин (10:25-37) (20:1-16). Мария и Марфа (10:38-42) Предсказания о страданиях Молитва Господа (11:1-4) (20:17-19). Настойчивость в молитве Просьба Иакова и Иоанна (11:5-13) (20:20-28) "Силою Веельзевула" (11: 14-26) Слепые в Иерихоне (20:29-34) Слово Божье (11:27-28) Знамение Ионы (11:29-32) Зажженный светильник (11:33-36) Осуждение фарисеев (11:37-54) Непростительный грех (11:1-12) Глупый богач (12:13-21) Сокровище на небе (12:22-34) Бодрствуйте (12:35-40) Верный домоуправитель(12:41-8) Марка 10 "Огонь на землю" (12:49-53) Знамение времени (12:54-59) Развод (10:1-12) Кровь Галилеян (13:1-5) Малые дети (10:13-16) Бесплодная смоковница (13 :6-9) Богатый юноша (10:17-31) Расслабленная женщина (13:10-) Предсказание о страданиях Горничное зерно, закваска (10:32-34) (13:18-21) Просьба Иакова и Иоанна "Мало кто спасется" (13:22-30) Слепой Вартимей (10:46-52) Человек, страдающий водянкой (14:1-6) "Первые места" (14:7-11) "Пиры для нищих" (14:12-14) Извинения (14:15-24) Несение креста (14:25-35) Потерянная овца, драхма (15:11-32) Блудный сын (15:11-32) Неверный домоуправитель Иоанна 7 до 11 (16:1-17) Развод (16:18) Праздник Кущей (7:1-52) Богач и Лазарь (16:19-31) Распутная женщина (8:1-11) Прощение (17:1-4) Речь Иисуса (8:12-59) Сила веры(17:5-10) Исцеление слепого (9:1-41) Десять прокаженных (17:11-19) Добрый Пастырь (10:1-21) Пришествие Господа (17:20-37) Праздник Обновления (10:22- Настойчивая вдова (18:1-8) 39) Фарисей и мытарь (18:9-14) В Нижнем Иордане (10:40-42) Малые дети (18:15-17) Воскресение Лазаря (11:1-53) Богатый юноша (18:18-30) В Ефраиме (11:54-57) Предсказание о страданиях (18:31-34) Слепой в Иерихоне (18:35-43). Закхей (19:1-10) Притча о минах (19:11-28).

505

Глава 9:52-56. Самаряне отвергают Иисуса

Тот факт, что самаряне отказались принять Иисуса, вызвал гнев у Иакова и Иоанна, проявивших те качества характера, за которые Христос назвал их "сынами громовыми" (Марка 3:17). Иисус без малейшего раздражения сменил Свой маршрут и направился к Иерусалиму.

Глава 9:57-62. _Лисицы имеют норы_

Немного более года до этого, Иисус сказал то же самое книжнику, который хотел следовать за Иисусом на другой берег озера (Матф. 8:19-22). Возможно, многие получили такой ответ, когда хотели получить преимущества, которых Он не мог им предложить. Ответы Иисуса второму и третьему человеку, конечно, не означают, что нам следует пренебрегать заботами о наших близких в этой земной жизни. Вся Библия, от начала до конца, учит нас, что одним из признаков истинного христианина является внимательное, заботливое отношение ко всем членам семьи, особенно в трудное время. Христос здесь имел в виду, что дело Божье намного важнее, и в случае возникновения конфликта интересов, не может быть колебаний по этому поводу ни на секунду. Бог должен быть на первом месте всегда.

Глава 10:1-16. Христос отправил 70 на служение

Похоже, что это произошло во время Его последнего ухода из Галилеи. Его целью было оповестить весь народ страны, что Мессия пришел. Возможно, они были посланы, чтобы предварить Его приход в долину Иордана за 4-5 месяцев до Его смерти.

Где Христос брал средства для Своего дела?

Иисус был бедным, "Ему негде было приклонить голову". На протяжении трех лет Он путешествовал по стране, в большинстве случаев, в сопровождении большой толпы; по крайней мере. Он дважды организовал большие походы по Евангелизации.

Они жили частично за счет гостеприимства народа (Матф. 10:11). Он получал пожертвования от зажиточных людей и многих других (Лука 8:3). Если бы Он захотел. Он мог бы сложить огромное состояние от пожертвований Своих последователей и всех тех, кого Он исцелил. Если бы Он пожелал. Он мог бы жить, как царь. Но Он жил и умер в бедности.

Глава 10:17-24. Возвращение Семидесяти

О масштабах и направлениях их путешествия ничего не сказано. Возможно, что они прошли всю долину, вплоть до Иерихона. Иисус неторопливо следовал за ними. Их успех был для Иисуса отблеском Его будущей победы над сатаной. Но обратите внимание, что Иисус предостерегает их от восторгов по поводу успешной работы. Истинной причиной радости должно быть только небо (20).

506

ЛУКИ Глава 10:25-37. Добрый самарянин

Это один из наиболее блестящих классических образов литературы на тему о человеческой доброте. Лука только что рассказал о том, что самаряне отказались принять Христа (9:52). В ответ Он прославил на все грядущие века Самарянина за его доброту.

Доброта

Сам Иисус был добрейшим человеком, когда-либо жившим на земле. Только о Нем, и ни о ком другом, было сказано, что если бы записать все добрые дела, совершенные Им за три коротких года Его служения, то не хватило бы места для всех этих записей (Иоан. 21 :25).

Христос очень много говорил о доброте, о простой, старомодной ежедневной привычке относиться с добротой ко всем людям.

Из Его слов видно, что Он предпочел бы скорее видеть в Своих последователях эту черту, чем какую-либо другую. Однако это не значит, что своей добротой мы можем получить спасение. Спасти нас может только Он. Но одни наши качества Ему нравятся, а другие нет.

Иисус с такой силой желает подчеркнуть важность доброты, что заявляет о Своей солидарности с теми, кто в ней нуждается. Более того. Он говорит, что мы не можем быть друзьями Его и в то же самое время быть равнодушными к страданиям других (Матф. 25:40,45).

Он открыл нам, что Царство Его будет наполнено исключительно теми, кто научился быть добрым. Иисус пришел, чтобы построить мир, состоящий из Ему подобных, и когда Он завершит строительство этого мира, в него не сможет попасть никто другой (Матф. 25:34,41).

Он открыл также, что день суда многих удивит неприятными сюрпризами. Некоторые из нас, привыкшие считать себя очень религиозными, обнаружат, что они недосмотрели кое-что важное, записанное в книгу ангелами, но тогда будет уже слишком поздно каяться (Матф. 25:44).

Далее, Иисус говорит поразительные вещи о том, что ни одно доброе дело, каким маленьким оно бы ни было, не останется без вознаграждения у Бога (Матф. 10:42).

Однако мы должны при этом помнить, что Иисус не имел в виду давать повод здоровым и ленивым, делая за них то, что они в состоянии сделать сами. Один из величайших грехов-это лень. Библия нигде не оправдывает лень. "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фее. 3:10).

Глава 10:38-42. Мария и Марфа

Предполагают, что это произошло в конце Его великого Евангелизационного путешествия в долине Нижнего Иордана, после возвращения Семидесяти учеников. Иисус приближался к Иерусалиму, чтобы быть на празднике Обновления (Иоан. 12:22).

507

ЛУКИ

Мария и Марфа жили в Вифании-городе расположенном на восточном склоне Елеонской горы (гора Олив), примерно, в 3 км от Иерусалима. Этот эпизод записан для того, чтобы показать, что слушание Слова Божьего-это дело первостепенной важности. Так сказал Иисус.

Глава 11:1. Молитва Христа

Хотя Иисус-Сын Божий, и Он в определенных аспектах считал Себя равным Богу, тем не менее, во время Своего пребывания на земле. Он чувствовал Себя в полной зависимости от авторитета Той Силы, Которая была выше Его. Он очень много времени проводил в молитве. Ниже приводятся некоторые из записанных молитв Иисуса:

Молитвы Иисуса

Во время Его крещения (Луки 3:21) В уединении (Марка 1:35) В пустыне (Луки 5:16)

Всю ночь, перед избранием Двенадцати (Луки 6:12) Перед Его приглашением "Придите ко Мне" (Матф. 1:25-27) Во время насыщения 500 (Иоан. 6:11) После насыщения 5000 (Матф. 14:23) Когда дал образец Молитвы Господней (Луки 11:1-4) В Кесарии-Филипповой (Луки 9:18) Перед Преображением (Луки 9:28-29). За маленьких детей (Матф. 19:13) ПередвоскрешениемЛазаря(Иоан.11:41-42) В храме (Иоан. 12:27-28) Во время Вечери (Матф. 26:26-27) За Петра (Луки 22:32) За учеников (Иоан. 17) В Гефсимании (Матф. 26:36,39,42,44) На кресте (Луки 23:34) В Еммаусе (Луки 24:30)

В каждой из записанных молитв Иисус обращается к Богу, как к "Отцу" (Матф. 6:9; 11:25; 26:39,42; Луки 11:2; 23:34; Иоан. 11:41; 12:27,28; 17:1,5,11,21,24,25); как отличаются Его молитвы от замысловатых, изощренных, возвышенных и тяжеловесных молитв многих проповедников.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 29 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close