Главная » Библейский словарь Геллея


12:57
Библейский словарь Геллея
Глава 23:50-56. Погребение (см. Иоанна 19:38-42).

Основные черты истории распятия

События расположены по порядку на основании четырех повествований

9 часов утра-прибытие на Голгофу. Перед тем, как пробить гвоздями Его руки и ноги, они предложили Ему вина, смешанного с желчью, чтобы одурманить Его и приглушить чувство боли. Но Он отказался его принять.

"Отче! прости им, ибо не знают, что делают",-воскликнул Иисус, когда они пригвоздили Его ко кресту. Нам трудно сдерживать гнев против убийц даже сейчас, когда мы читаем об этом, но у Него не было ни гнева, ни мстительных чувств. Какой поразительный самоконтроль!

Воины разделили между собой Его одежду. Над Его головой повесили доску с надписью "Царь Иудейский" на трех языках: еврейском, латинском и греческом,-чтобы каждый мог прочесть и понять, в каком преступлении Он обвинялся.

Над Ним издевались, на Него плевали. Его пинали, над Ним глумились первосвященники, старейшины, книжники и солдаты. Какая это была бессердечная, бесчеловечная, жестокая и низкая толпа!

523

"Сегодня будешь со Мною в раю",-сказал Христос раскаявшемуся разбойнику, примерно через два часа после их распятия (см. Луки 23:32-43).

"Жена! ее, сын твой",-матери; Иоанну- "ее, матерь твоя". Возможно, по мере приближения к полудню, когда глумившаяся над Ним толпа разошлась, были сказаны эти слова. Какая благородная смерть! Он молился за Своих убийц; даровал спасение разбойнику; _ позаботился о Своей Матери, что было Его последним предсмертным делом.

С трех часов пополудни наступила тьма. Его первые три часа на кресте отмечены словами милосердия и доброты. Теперь Он вступает в последнюю стадию процесса искупления человеческого греха. Возможно, наступившая тьма символизирует тот факт, что Бог оставил Его чтобы акт искупления был абсолютно полным. Какие страдания пережил Христос за эти три страшных последних часа, мы никогда не сможем постичь этого. (Иоанна 19:33-34).

Его последние четыре фразы были сказаны Им перед самой смертью.

"Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?' Он остался один на один с болью и муками ада ради того, чтобы спасти нас.

"Жажду". Жестокая лихорадка и мучительная жажда неизбежно сопровождали нитку распятия. Может быть, это слово в Его устах означало еще что-то другое (см. Луки 16:24). Они предложили Ему уксуса. На этот раз. Он принял его, достаточно претерпев страданий.

"Совершилось!". Возглас победы, облегчения и радости: многовековые цепи рабства человеческого греха и смерти разбыты.

"Отче, в руки Твои предаю Дух Мой". Направляется в рай.

Землетрясение. Завеса в храме разрывается пополам, раскрываются могилы. Божье торжество!

Сотник уверовал. Толпа народа в горе и отчаянии. "Вода и кровь" истекает из Его бока (см. Иоанна 19:34). Иосиф и Никодим просят Его тело для погребения.

Ночь покрывает самое черное, отвратительное преступление в истории человечества.

Глава 24:1-10. Женщины у гроба (см. Матф. 28:1-8). Глава 24:11-12. Петр бежит ко гробу (см. Иоан. 20:3-10).

Глава 24:13-32. Христос является двум ученикам

Об этот также говорится у Марка 16:12-13. Это произошло по дороге в Еммаус. Полагают, что Еммаус находился на пути к Цоре, в 11 км на северо-запад от Иерусалима. Возможно, что эти два ученика жили там. Имя одного из них было Клеопа, а имя другого неизвестно.

Стоял полдень. Рано утром Христос явился Марии Магдалине (Мар.16:9-11; Иоан. 20:11-18), а также и другим женщинам (Матф. 28:9-10). Но эти два ученика только слышали о том, что гробница пуста, и что ангел объявил о воскресении Иисуса (22-24).

524

Глава 24:33-35. Христос является Петру

Время не указано. Возможно, это происходило незадолго до или после Его явления двум, то есть где-то около полудня. Рано утром Он послал Петру, через ангелов и через женщин, специальное известие (Марк. 16:7, см. пояснение).

Глава 24:36-43. Христос является Одиннадцати

Смотрите также у Марка 16:14-18 и Иоанна 20:19-23. "Одиннадцать" (33)-это была группа учеников. В данный момент их было только десять: Фома отсутствовал (Иоанна 20:24). Обратите внимание, с какой радостью они поверили (34), и в то же самое время, продолжали сомневаться (41), даже после того, как Он показал им Свои руки и ноги. Вера и сомнение всегда борются.

Неделю спустя. Он является Одиннадцати в Иерусалиме (Иоан. 20:26-29). После этого-семи у Галилейского моря (Иоан. 21). Вновь является Одиннадцати на горе в Галилее (Матф. 28:16-20) и, наконец, Иакову; место и время неизвестны (1 Коринф. 15:7).

Глава 24:44-58. Последнее явление и вознесение

Об этом говорится также у Марка, 16:19 и в Деяниях Апостолов 1:3-12. Стихи 44-49 относятся скорее к Его последнему явлению, чем к явлению, описанному в стихах 36-43, потому что это произошло, вероятно, вечером первого воскресенья, и при этой встрече Он сказал им: "Оставайтесь в городе Иерусалиме" (49), что, должно быть, имело место после того, как они пришли в Галилею и вернулись в Иерусалим. После этого Христос повел их из Иерусалима в любимую Им Вифанию. Его сорокадневное служение после воскресения подошло к концу. Его земная миссия была выполнена и ожидавшие Его колесницы ангелов перенесли Победоносного к Божьему престолу.

Сравнение четырех описаний воскресения

Матфей Женщины приходят к гробу Явление Христа женщинам Подкупленные стражники Христос является Одиннадцати в Галилее

Марк Женщины приходят ко гробу Явление Христа Марии Магдалине Явление двум по дороге в Еммаус Явление Одиннадцати в Иерусалиме в первый вечер Вознесение

Лука Женщины приходят к гробу Петр вбегает в гробницу Иисус является двум, затем Петру Явление Одиннадцати в Иерусалиме в первый вечер Последнее явление, 40 дней спустя Вознесение

Иоанн Мария Магдалина приходит к гробу Петр и Иоанн бегут к гробу Христос является Марии Магдалине Явление Одиннадцати в первый вечер; Фома отсутствует

Явление Одиннадцати, неделю спустя; Фома присутствует Является семи на берегу Галилейского моря

Явление Христа после Его воскресения

1. Марии Магдалине (Марка 16:9-10), рано утром.

2. Другим женщинам (Матф. 28:9-10), рано утром.

3. Двум, на пути в Еммаус (Марка 16:12-13; Луки 24:13-32).

4. Петру (Луки 24:34), в тот же день.

5. Одиннадцати (Марка 16:14; Луки 24:36; Иоанна 2:19), вечером того же дня.

6. Одиннадцати (Иоанна 20:26-31), неделей позже; Фома присутствует.

7. Семи у Галилейского моря (Иоанна 21).

8. Одиннадцати (и 500?) в Галилее (Иоанна 21).

9.' Иакову (1 Коринф. 15:7), время и место неизвестны. 10. Последнее явление и вознесение (Марка 16:19; Луки 24:24; Деяния 1:3). Позднее Христос особым образом явился Павлу.

В 1 Коринфянам 15:5-8, через 27 лет после воскресения Христа, Павел перечисляет явления воскресшего Христа в следующем порядке: "Он явился Кифе, потом Двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время; потом явился Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу".

Заявление в книге Деяния Апостолов (1 :3, "...и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами в продолжение сорока дней являясь им...". Наряду с аналогичными заявлениями в книге Деяния Апостолов (10:41 и 13:31, предполагают незаписанными и что Его служение после воскресения было гораздо более обширным, чем это нам известно.

526

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Иисус Христос-Сын Божий

Евангелист Иоанн особенно подчеркивает божественность Христа. Его Евангелие содержит в себе, главным образом, проповеди Иисуса Христа и Его беседы. Оно повествует больше о том, что Иисус сказал, чем о Его делах. Шафф характеризует это Евангелие следующими словами: "Наиболее важное, когда-либо написанное литературное произведение".

Автор

Автор не называет себя по имени, и только в конце книги говорится, что он "ученик, которого любил Иисус", т.е. апостол Иоанн-самый близкий друг Христа на земле (21:20,24;13:23; 20:2).

Как древние, так и непрерывающиеся последующие мнения, признавали его авторство, вплоть до возникновения современной критики. Та же самая категория критиков, отвергавшая непорочное зачатие Христа, Его божественность и Его телесное воскресение, пришла к заключению, что автором этого Евангелия не является апостол Иоанн, но другой Иоанн Ефесский, базируя свои предположения на древнем неопределенном упоминании о некоем Иоанне, пресвитере Ефесском. Такое мнение подорвало бы ценность книги как свидетельства о божественности Христа. Эта теория базируется на таком необоснованном доказательстве и на очевидном желании дискредитировать книгу, что незаслуживает серьезного внимания верующих христиан. Оно упоминается здесь только как излюбленная пропаганда какой-то школы современной "учености".

Иоанн

Имя его отца Зеведей (Матф. 4:21). Мать его, кажется, была Содомия (Матф. 27:56; Мар. 15:40), которая, при сравнении Иоанна 19:25, по всей вероятности, доводилась сестрой матери Христа. Если же это было так, то Иоанн был двоюродным братом Иисуса и, будучи того же возраста, знал Его с детства. Иоанн был довольно зажиточным предпринимателем. Он был одним из пяти партнеров рыбного предприятия, которое имело "наемных рабочих" (Мар. 1: 16- 20). Помимо своего рыбного предприятия в Капернауме, у него был также дом в Иерусалиме (Иоан. 19:27), и он был лично знаком с первосвященником (Иоан. 18:15,16).

Он был ученником Иоанна Крестителя (Иоан. 1 :35,40). Если он был

527

двоюродным братом Христа, что и подразумевается в выше приведенных цитатах, тогда он был родственником и Иоанну Крестителю (Лук. 1:36) и, вероятно, знал о благовестии об Иоанне' и Иисусе (Лук. 1:17,32). Поэтому, при появлении Иоанна Крестителя, провозглашавшего о пришествии Царства Небесного, Иоанн Зеведеев был готов присоединиться к нему.

По свидетельству Иоанна Крестителя, он стал непосредственным учеником Христа (Иоан. 1:35-51), одним из пяти учеников, возвратившихся с Иисусом в Галилею (Иоан. 2:2, И). Тогда, возможно, он снова возвратился к своему рыбному промыслу. Позже, примерно через год, Иисус призвал его от этого занятия следовать за Ним. С тех пор он находился постоянно с Христом и, таким образом, стал свидетелем записанного у него в Евангелии.

Иисус дал ему прозвище "Сын Грома" (Мар. 3:17), вероятно, намекая на его горячий, неистовый нрав, который позже был обуздан. Интересные просветы, иллюстрирующие его натуру, отражаются в следующих происшествиях: с одной стороны, запрет страннику пользоваться именем Христа для изгнания демонов (Мар. 9:38), а с другой- желание низвести огонь на самарян (Лук. 9:54).

Он был одним из трех учеников, принадлежавших к внутреннему кругу друзей Христа. Пять раз о нем вспоминается как об ученике, которого "любил Иисус" (Иаон. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20). У него должны были быть исключительные черты характера для того, чтобы заслужить дружбу Христа.

Он и Петр стали признанными руководителями Двенадцати, и, несмотря на различие характеров, они обычно пребывали вместе (Иоан. 20:2; Деян. 3:1,11; 4:13; 8:14).

Иерусалим в продолжение нескольких лет, вероятно, был его местом жительства. Согласно общепринятым преданиям, его последние годы жизни прошли в Ефесе. Но в этот промежуток времени о его деятельности и местожительстве нет никаких сведений. В Ефесе он дожил до глубокой старости, и там написал свое Евангелие, три Послания и Откровение.

Датой написания Евангелия принято считать 90 год по Р.Х. Некоторые предполагают, что вначале Евангелие было написано на древнееврейском языке и гораздо раньше, во время пребывания в Иерусалиме, вскоре после Воскресения Христа. Однако в последующие годы он издал его на греческом языке, так называемым "Ефесским изданием", которое и стало началом всех существующих манускриптов.

Глава 1:1-3. Вечносушность и божественность Христа

Это напоминает нам вступительные слова книги Бытия, где Христос назван Богом и Творцом. Иоанн был весьма убежден, что Иисус есть Личность, существующая от вечности и что Он принимал участие в сотворении Вселенной. В Иоанна 17:5 Христос описывается как относящийся к "Славе, которую Он имел вместе с Отцом до сотворения мира". Христос в этом случае называется "Словом", т.е. Иисус является Божьим Самовыражением человечеству. Иисус Христос был Богом на земле. Он подобен Богу. Он Божья весть человечеству.

528

Глава 1:4-13. Христос-Свет миру

06 этом Иисус неоднократно повторял (8:12; 9:5;12:46). Это есть одна из основных мыслей Иоанна о Христе (Иоан. 1:5-7), означающая, что Иисус как свет миру является Тем, Кто объясняет значение и цель человеческого существования.

Глава 1:14-18. Воплощение

Бог стал человеком с целью приобрести человека для Себя. Бог мог сотворить человека с инстинктом для исполения Божьей воли, но Он предпочел одарить его властью свободной воли, чтобы человек мог определить свое личное отношение к своему Создателю. Бог есть Дух, а человек, находясь в ограничениях своего материального тела, имеет тусклое представление о сущности духа. Таким образом, Создатель снизошел к Своему созданию в виде одного из ему подобных, чтобы дать представление, каким Существом Он является. Бог похож на Иисуса, а Иисус похож на Бога.

_Сын Человеческий_

Это было любимым именем Христа. В Евангелиях оно встречается около 70 раз: у Матфея-30 раз, у Марка-5 раз, у Луки-25 раз и у И санна- 10 раз.

Оно было употреблено у пророка Даниила 7:13-14,27 как имя Грядущего Мессии. Принятие этого имени Христом, как предполагали, было равносильным Его притязанию на мессианство. Это также означает, что Христос как Бог в человеческой плоти, участвуя в жизни вместе с человечеством, испытывал радость. Этот титул Он вознес с Собою на небо (Деян. 7:56; Откр. 1:13; 14:14).

Так был назван пророк Иезекниль около 90 раз (Иезек. 2:1,3,6,8 и далее), намекая на скромное положение человека в сравнении с Богом.

Мир Христа

Несмотря на то, что Христос был гражданином вселенной, знавшим беспредельную глубину звездного пространствами, однако, прожил Свою земную жизнь в ограниченном кругу, тем не менее, в стратегически важном кругу. Палестина служила тогда связующим звеном трех континентов, расположенных между Средиземным морем и Аравийской пустыней, и играла роль перекрестка трех главных торговых путей мира. Во времена Христа Палестина состояла из четырех частей, и все из них находились под контролем Римской империи: Иудея, ее южная часть составляла центр еврейского консерватизма; Галилея, ее северная часть с преобладанием греческого населения; Самария-между ними-со смешанным населением, включая евреев; Пирея, восточнее нижнего течения реки Иордан, со множеством процветающих римских городов. Ирод управлял Галилеей и Пиреей, а Пилат-Иудеей и Самарией. Александрия, второй город Римской империи, была расположена

в 482 км на юго-запад. Антиохия, третий город Римской империи, была на расстоянии 482 км на север. Вдоль Палестинского побережья и через Галилею проходили торговые пути, которыми пользовались армии всего мира. Кроме бегства в Египет со своими родителями, нет больше записанных упоминаний о путешествиях Христа, превышающих расстояние в 112 км за пределы Назарета. На юге-Иерусалим, на севере-Силой, на востоке-Десятиградие и Пирея, были пределами известных нам путешествий Иисуса Христа.

Галилея. Ее население насчытывалось Иосифом Флавием около 3 000 000. На ее територии находились численные богатые города с греческим населением. Галилея была центром мировой культуры, с ее римским административным центром и царской резиденцией Ирода в Сепфоре, городе всего 6 км от Назарета.

Глава 1:19-34. Свидетельство Иоанна Крестителя

После кратких заявлений о божественности Христа, Его предсуществования и воплощения, в Евангелии от Иоанна не говорится о рождении, детстве, крещении и искушении Христа. Евангелист начинает свой рассказ свидетельством Иоанна Крестителя перед комитетом Синедриона о божественности Иисуса.

Это произошло сразу же после сорокадневного искушения. Нигде не упоминается, что Христос возвратился после искушения в пустыне к реке Иордан, где Иоанн Креститель совершал крещение. Три синоптика сразу же переходят от Искушения к Галилейскому служению(Матф.4:11-12; Марка 1:13-14;Луки4:13-14). Нозатремя последующими выражениями "на другой день" (29, 35, 43) следует выражение " на третий день" (2:1), что говорит о Его прибытии в Галилею, объясняя тот факт, что Христос возвратился из пустыни на место проповеди Иоанна, перед своим отправлением в Галилею.

"Пророк" (21)-пророческое имя Мессии как общепонятное современникам имя Иисуса (Иоан. 6:14). Обратите внимание на глубокое смирение Иоанна Крестителя в своей преданности Христу (27): "Я недостоин развязать ремень у обуви Его". Это настолько замечательно, что об этом упоминается во всех четырех Евангелиях (Матф. 3:11; Марка 1:7; Луки 3:16). Какое благодеяние было бы совершено миру, если бы все проповедники могли проявлять подобное благоговейное поклонение Господу, Которого они проповедуют!

Глава 1:35-51. Первые ученики

Их было пять: Иоанн, Андрей, Симой, Филипп и Нафанаил. Они были подготовлены проповедью Иоанна Крестителя к принятию Христа, и все пять позже стали апостолами. Это был один из вкладов служения Иоанна в труд Христа. Однако, временно они возвратились к своим обычным занятиям, но через год Христос призвал их стать Его учениками и следовать за Ним. (Смотри примечание Ев. от Матфея 10).

Апостола Иоанна принимают за безымянного ученика (40). Если он доводился двоюродным братом Иисусу (см. вводное примечание к этому Евангелию), то в таком случае, он должен был знать Христа раньше.

"Десятый час" (39) равнялся 10 часам утра по-римскому времени, которым пользовался Иоанн, подобно нашему, считая от полуночи или от полудня (4:6;19:14).

Симой, будучи партнером Иоанна по предприятию, возможно, , уже был лично знаком с Иисусом, но не знал Христа как Мессию, пока Иоанн Креститель не провозгласил это. Тот факт, что Христос дал Симону новое имя во время их упомянутой первой встречи, указывает на то, что Христос уже перед тем наметил Симона в число Своих апостолов.

Нафанаил принял Христа благодаря впечатлению сделаному на него Христом (46-49). Замечание Христа об ангелах (51) делает Его соединяющем путем между землей и небом (Быт. 28:12).

Внешность Христа

Что-то в облике Иисуса произвело моментальное благотворное впечатление на Нафанаила (1:49), но в Новом Завете нет ни малейшего намека на внешний вид Христа. Самое раннее легендарное описание Его внешности относится к 4 столетию. Это апокрифическое письмо, приписываемое Публию Лентулу, другу Пилата, адресовано римскому сенату и, конечно, не подлинное. Часть этого письма мы подаем здесь:

"Р это время появился Человек, одаренный великими силами. Имя Его Иисус. Его ученики называют Его Сыном Божьим. Сам Он благородного и пропорционального телосложения, с лицом исполненным доброты и в то же самое время твердости, так что смотрящие на Него любят Его и боятся. Волосы у Него винного цвета, прямые и без блеска, но на уровне ушей кудрявые и блестящие. Лоб у Него ровный и гладкий и лицо Его без недостатка; умеренный румянец, взгляд остроумный и ласковый. Сочетание рта и носа безупречно. Борода у Него полная и того же цвета, что и волосы. Глаза у Него голубые и весьма лучистые. При обличении и укоре-Он грозен, а при наставлении и поучении-кроток и дружелюбен. Никто не видел Его смеющимся, но наоборот, многие видели Его плачущим. Он высокого роста, руки у Него красивые и прямые. При разговоре Он уравновешен и серьезен, без склоности к разговорчивости; в красоте превосходит большинство людей".

Имеются также и другие повествования. Одно из них говорит, что Он был строен и красив, а другое,-что Он был сутул и некрасив. Какой бы ни была Его внешность, но в выражении Его лица и осанке было что-то величественное, внушительное и божественное. Проблеск 53 главы пророка Исаин намекает на Его не привлекательную внешность, но это, возможно, относится больше к Его смиренному образу жизни, как будущему Царю, нежели к Его внешности. Помимо этого, 53 глава изображает "Мужа скорбей, изведавшего болезни" (3), представляет миру страдающего Мессию-Спасителя.

Будучи плотником. Он обладал значительной физической силой. Поскольку Он так эффективно говорил большим толпам людей на

532

открытом воздухе, мы можем себе представить, что у Него был сильный голос. Судя по Его проповедям, беседам и учениям, мы можем придти к заключению, что Он был всегда сдержан, никогда не спешил, был совершенно уравновешен, медлен и величествен во всех Своих движениях. Есть также намеки на то, что Он обладал чувством юмора.

Периоды в жизни Христа

Имеются известные периоды в жизни Иисуса, которые можно группировать согласно всему повествованию о Нем:

Его рождение и детство

Его крещение, искушение и начало общественного служения Его раннеиудейское служение-8 месяцев Его галилейское служение-около 2 лет? Его пирейское и позднеиудейское служение-около 4 месяцев? Его последняя неделя Его послевоскресное служение

Глава 2:1-11. Вода, превращенная в вино

Кана находилась в 6 км на северо-восток от Назарета. Нафанаил был родом из Каны (21:4). Он был не очень хорошего мнения о соседнем городе Назарете (1:46). Бракосочетание, по всей вероятности, происходило в доме друга или родственника Иисуса или Нафанаила.

Слово "женщина" служило титулом почтения в обычной речи того времени. Христос упомянул его опять на кресте, когда и тень непочтительности была недопустима (19:26). Смысл Его замечания, вероятно, был следующий: "Предположим, что вино кончилось, но какое отношение это имеет ко Мне? Это не Мое дело. Мое время еще не пришло". Возможно, Он только что ей рассказал о новых чудодейственных силах, ниспосланных на Него при сошествии Духа Святого во время крещения. Смотрите примечание о Его искушении, Матф. 4:1-10. Она усматривала возможность для Него в сложившейся обстановке. Хотя в то время, по ее предложению. Он и совершил это чудо, но Его "час" для общего проявления чудодейственных сил настал только через четыре месяца, при официальном открытии Его публичного служения в Иерусалиме во время праздника Пасхи (13).

"Две или три меры" (6). Одна мера равнялась примерно 30 литрам. Каменные кувшины вмещали в себя около половины бочки.

Значение этого чуда. В продолжение сорока дней Христос предоставил Себя всякому искушению сатаны, относительно способа пользования Его чудодейственными силами, которыми Он упорно уклонялся пользоваться в Своих личных интересах. Тогда прямо из пустыни Он отправился на бракосочетание. И хотя Его последующие чудеса были совершены, главным образом, для облегчения страдающих, это чудо было сотворено на брачном пире, в веселой обстановке, содействуя человеческой радости, доставляя радость людям. Христос в самом начале Своего служения как бы желал провозгласить что религия, которую Он вводит в этот мир, не является религией отшельничества или аскетизма, но религией естественной радости. Так Иисус благословил этот брак.

"Начало чудес" ( 11). Это было первым чудом Христа. Записанные в апокрифах легендарные нелепые истории о совершенных Им в детстве чудесах-чистейшая выдумка.

"Явил славу Свою" (11) как Творец (1:3,14). Чудо, о котором здесь идет речь, заключало в себе ускоряющий процесс творческой силы. (см. примечание "Чудеса Иисуса", Мар. 5:21-43).

Глава 2:12. Краткое пребывание в Капернауме

Это было что-то вроде семейного визита, включая Его мать и братьев, возможно, в доме Иоанна или Петра, с целью приготовления плана Своего будущего служения. Год спустя Капернаум стал Его местожительством. В Галилее Он не совершил больше чудес. Он совершил их только после Своего возвращения из Иудейского служения (4:54).

Ранненудейское служение, 2:13; 4:3

Об этом говорится только в Евангелии от Иоанна. Оно продолжалось только 8 месяцев, начиная с пасхального праздника (2:13), апрель, и кончая "четырьмя месяцами" перед жатвой (4:3,35), декабрь. Это включает очищение Храма, посещение Никодима и Приорданское служение.

Глава 2:13-25. Христос очищает храм

По всей вероятности, было два очищения в промежутке трех лет: это произошло в начале Его общественного служения (обратите внимание на слово "после", Матф. 3:22), а другое-при завершении его, в течение последней недели (Матф. 21:12-16; Мар. 11:15-18; Лук. 19:45-46). В данном случае. Он выгнал скот, а в другом-меновщиков денег. В этот раз Он назвал Храм "домом торговли", а в другом-"вертепом разбойников".

Иисус, во время Своего первого посещения Иерусалима, подобно посещению Мартином Лютером Рима, был уже потрясен невероятным безбожием иерархии, правившей во имя Бога. Официальное начало Его народного служения должно было быть доказательством, что Он есть Мессия (ибо народ ожидал своего Мессию, Малахия 3:1-3). Это было открытым и явным пренебрежением к правящей клике, антагонизм которой к Нему был моментально возбужден и об умиротворении которого Иис@с, казалось, никогда не заботился. Так Он начал Свое служение, так Он его и окончил.

Что-то величественное должно было быть во внешности Христа или, скорее всего, благодаря Его чудодейственной силе, чтобы одинокий Незнакомец только с бичом из веревки мог освободить и держать под контролем весь Храм так, чтобы никто во второй раз не

534

мог пронести даже свой сосуд (Мар. 11:16). Даже охрана в испуге усмирела.

Что в храме вызвало такое негодование у Иисуса? Они были до такой степени поглощены спекуляцией, что все служение Богу было направлено на извлечение коммерческой выгоды и было обесчесчено. Святой Храм стал домом торговли. (см. Ев, от Матф. 21:12-17).

Храм, построенный династией Иродов из мрамора и золота, своим величием превосходил воображение. Он был окружен четырьмя дворами на последующих нисходящих уровнях: для священников, для израильтян, для женщин и для язычников. Храм был окаймлен крытыми колоннадами со столбами из белейшего мрамора, каждый высотою в 12 метров и сделаны из одного цельного камня каждый. Восточная часть Храма называлась "Притвором Соломоновым, где и находились меновщики. Вся площадь была окружена массивной стеной, длиной в 305 метров с каждой стороны, примерно, в четыре городских квартала.

Чудеса (23). Христос до этого времени совершил только одно чудо в Галилее (2:11; 4:54). Но теперь, во время Своего появления в Храме Он сделал много чудес. После этого многие готовы были принять Его как Мессию. Однако Христос хорошо знал, чего они ожидают от Мессии.

Глава 3:1-21. Никодим

Очищение Храма, сопровождавшееся чудесами, произвело глубокое впечатление на город. Никодим, фарисей и член Синедриона, влиятельный человек, осторожно ищет встречи с Христом. Никодим заинтересован учением Иисуса, но он хочет убедиться, что Христос подлинно Мессия. Насколько искренно верил Никодим в Христа, нам не известно. Два года спустя, при рассмотрении дела Иисуса перед советом Синедриона (7:50-52), он стал на сторону Христа. Позже, он и Иосиф Аримафейский, другой член совета, похоронили тело Иисуса (19:39). В ранней стадии своей веры он был тайным учеником Христа, но позже он был готов открыто разделить с Ним позор Его креста. Никодим вышел из тени, рискуя своей жизнью, в час издевательства над Иисусом, когда даже Двенадцать оставили Его, ища убежища. Этот поступок-один из благороднейших в Писании. Никодим действительно искупил грех своей врожденной склонности к секретности, а особенно, беря во внимание его членство в Синедрионе-прямо в центре вражеского лагеря.

"Рождение свыше", о котором говорил Христос, является не метафорой, но подлинной действительностью. Оно совершается непосредственным результатом оплодотворения человеческого сердца Духом Святым. (см. Рим. 8:1-11). Несомненно, Никодим разделял общепринятый взгляд, что Царство Мессии должно носить политический характер, при котором его народ будет освобожден от римского господства. Христос же пытается объяснить ему духовную природу этого Царства, настолько отличающуюся от понятий Никодима о нем, что все сказанное Иисусом просто не вмещалось в его уме. Ему трудно было представить себе, что такого хорошего человека, как он, настоящего фарисея, одного из вождей мессианской нации, не принимают в Царство Мессии с открытыми объятиями. Он не мог понять сущности этого и ему необходимо было бы подвергнуть полнейшей перестройке не только свои понятия, но и самого себя.

"Вознесену быть" (14). Это заявление Христа в начале Его служения, заключалось в том, что Крест станет Его мессианским престолом. Это упоминание о медном змее, на которого ужаленные взглянув оставались живыми (Чис. 21:9), означает, что "новое рождение" для вечной жизни, о котором Он только что говорил, совершится посредством Его смерти. Под этим и подразумывается любимый стих Писания-Иоанна 3:16.

Глава 3:22-36. Служение у нижнего течения Иордана

Служение происходило в той самой области, где Он был крещен. К тому времени Иоанн Креститель направился дальше, к верхнему течению Иордана, на расстоянии 64 км, называемому Енон. (см. карту на стр. 423). Оба провозглашали одну и ту же весть: давно предсказанное Царство Небесное приблизилось. Но вскоре Христос имел больше последователей благодаря Своим чудесам и потому что Он был Мессией, Которого провозгласил Иоанн Креститель, а также благодаря Своей внушительной личности.

Через 8 месяцев Иоанн был арестован (Матф. 4:12). Иерусалимские правители стали обращать внимание на происходящее в народе (Иоан. 4:11). Тогда начала создаваться ситуация, угрожающая Христу. Боясь продолжать Свое служение в той местности, чтобы перед завершением Своей миссии не быть убитым властями. Он удалился в Галилею.

Что этот период длился 8 месяцев, говорит следующее: он начался в пасхальное время (апрель, Иоанна 2:13; 3:22) и окончился "четырьмя месяцами до жатвы" (декабрь, Иоанна 4:35).

Глава 4:1-42. Самарянка

Возможно, по благоразумным соображениям, вместо более обычного пути вверх по иорданской долине, Иисус возвращался в Галилею через Самарию. Самария находилась вне сферы полномочия Ирода, который арестовал Иоанна Крестителя. Христос только проходил через эту местность. Его беседа с самарянкой была лишь побочным обстоятельством. Это было одно из самых прекрасных и полезных происшествий в истории жизни Христа!

Самаряне-народ иностранного происхождения-700 лет назад были переселены туда ассирийцами (4 Царств 17:6,24,26,29; Езд. 5:1,9,10). Они приняли Пятикнижие. В ожидании Мессии, они предполагали, что Он изберет Самарию, а не Иерусалим, столицей Своего правления.

Правители народа с подозрением наблюдали за Христом, но пренебрежённые самаряне с радостью приняли Его. Одним из всегда повторяющихся контрастов Евангелий является отверженце Христа

536

религиозными опекунами народа, к которому Он принадлежал, и принятие Его отверженными, грешниками и простыми людьми.

Колодец Иакова находится все еще там, 30 метров глубины и 3 метра в диаметре. Это одно из нескольких мест, связанных с историей Христа, которое можно определить.

"Шестой час" по-римскому времени подобен нашему 6 часу вечера.

Это посещение Иисуса положило основание для серьезного принятия Евангелия самарянами несколько лет спустя. (Деян. 8:4-8).

Глава 4:43-54. Исцеление сына царедворца

Кана находилась на расстоянии 6 км на северо-восток от Назарета. Она была городом Нафанаила и местом, где годом прежде Христос совершил Свое первое чудо (Иоан. 2:1-11).

Царедворец был одним из чиновников Ирода в Капернауме. Капернаум был в 24 км на северо-восток от Каны. Это чудо над человеком Иисус совершил посредством Своего Слова на расстоянии 24 км. "Второе чудо" (54) означает второе в Галилее. Тем временем Он сотворил чудеса в Иерусалиме (Иоан. 2:23).

Очевидно, что после этого чуда было время, когда Он возвратился в Назарет (Лук. 4:16-30). Исцеление сына царедворца было то, о чем слышали жители Назарета и желали, чтобы то же повторил Христос в Своем собственном городе (Лук. 4:23).

Глава 5. Чудо, совершенное в субботу в Иерусалиме

Это произошло во время праздника (1). Не указывается какой праздник. Праздники, соблюдаемые евреями во время Христа и которые Он регулярно посещал, были следующие:

Пасха (апрель). Празднование выхода из Египта 1400 лет тому назад.

Пятидесятница (июнь). 50 дней спустя. Празднование Законодательства.

Кущи (октябрь). праздник Жатвы. Посвящение (декабрь). Основал Иуда Маккавей. Пурим (накануне Пасхи). Не вспоминается в Евангелиях.

Христос возвратился в Галилею в декабре, примерно на праздник Посвящения. Следующий праздник был Пурим. Следующий был Пасха- общепринятый праздник, совпавший с Его посещением.

Один год до очищения Храма, как вступительное знамение о том, что Он Мессия. В субботу Он совершил чудо и тем Он нарушил их понятия о субботе, чтобы обратить на Себя внимание правителей, дать Свои притязания на божественность и, по возможности, самую обширную гласность в столице. Это предоставило возможность к слушанию детального объяснения Его притязаний на божественность, что и окончилось решением Синедриона умертвить Его (18), для осуществления которого им потребовалось два года.

Согласно преданиям, пруд Вефезда находился прямо с северной стороны храма. Но некоторые ученые отождествляют его' с существующим прудом Девы, прямо на юг от Храма, с прерывистым родником.

Полтора года спустя Христос сослался на это чудо и на их решение убить Его. В этом и состоял один из основных предметов спора Его противников (Иоан. 9:14; Лук. 13:14). Они решили убить Его за исцеление человека с иссохшей рукой, которое произошло в субботу (Мар. 3:16). Христос назвал их непоследовательными в совершении ими обрезания в субботу и в то же самое время возражающими против исцеления в субботу.

Единственный, записанный случай "гнева" был проявлен при их возражении к совершенному исцелению в субботу (Мар. 3:5), за исключением упомянутого "негодования" на учеников, пытавшихся не пустить к Нему детей (Мар. 10:14).

Исцеления, совершенные в субботу

Семь, записанных в следующем порядке:

Одержимый в Капернауме (Мар. 1:21-27). Теща ап. Петра в Капернауме (Мар. 1:29-31). Больной в Иерусалиме (Иоан. 5:1-9). Человек с иссохшей рукой (Мар. 3:1-6). Скорченная женщина (Лук. 13:10-17). Страдающий водянкой (Лук. 14:1-6). Слепорожденный (Иоан. 9:1-14).

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 161 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35621

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close