Главная » Библейский словарь Геллея
12:59
Библейский словарь Геллея
Глава 14. Языки и пророчество

В этой главе обсуждается вопрос об относительном значении даров: языков и пророчества-даров, которых верующие больше всего искали.

"Пророчество" считалось самым возвышенным видом учения. Не "предсказание", но скорее "пророчество", которое обычно означало предсказание будущих событий, считалось учением с особой помощью Святого Духа. Обычно, дар пророчества ценился выше, чем дар языков, потому что пророчество могли понимать все.

Роль женщин в жизни церкви (33-40)-продолжение 11:2-16. Павел здесь запрещает (34,35) то, что он как-будто разрешает в 11:5. Там, должно быть, были какие-то местные обстоятельства, не известные нам, которые заставили ап. Павла дать такие инструкции; возможно, некоторые женщины позволяли себе до неприличия много свободы.

Глава 15. Воскресение

Тот факт, что некоторые руководители Коринфской церкви уже отрицали Воскресение ( 12), указывает на то, до какой степени ложное учение самого низкого уровня проникло в церковь.

Павел настоятельно доказывал в самых решительных выражениях, на какие только он был способен, что без надежды на воскресение нет никакого смысла существования христианства (13-

Воскресение Иисуса из мертвых было одним из постоянных утверждений апостолов (см. стр. 561). 15-я глава 1 Послания к Коринфянам дает исчерпывающий ответ на этот вопрос в Новом Завете. Это самая значительная и величайшая глава во всей Библии по своему значению, которое она дает для человеческой жизни.

595

Воскресение Иисуса из мертвых было фактом, подтвержденным свидетелями, которые видели Его живым после Его воскресения (см. стр. 552,555). Павел сам лично видел Его. Только этим можно объяснить феноменальную, необыкновенную жизнь ап. Павла. Случай на пути в Дамаск не был галлюцинацией. Иисус действительно был там.

Помимо явления одному из апостолов или же группе из них, Иисус ' явился один раз группе из 500 человек. Прошло 27 лет и больше половины из тех 500 человек были еще живы (6). Это, конечно, было реально. Группе людей одновременно не могло показаться одно и то же.

Ученики не сразу поверили воскресению Иисуса из мертвых (см. стр. 552). Но, в конце концов, они убедились, что Иисус действительно разорвал узы смерти, вышел из гроба живым. Это придает нашей жизни такой новый смысл, что все остальное кажется маловажным. Ученики знали, что воскресение было реальным фактом. Они верили в это до самой смерти. Они шли по всем дорогам Римской империи, проповедуя с такой силой убеждения и искренностью, что многие верили в это даже под угрозой смерти.

Воскресение Иисуса из мертвых является самым главным, важным и наиболее достоверным фактом во всей истории.

Этот факт пришел к нам через столетия, украшая человеческую жизнь ореолом бессмертия, вселяя в нас уверенность в том, что благодаря тому, что Он жив, мы тоже будем живы с Ним; радуя наши сердца мыслю, что мы бессмертны, что наше существование никогда не окончится, что ничто не повредит нам; что смерть-это только эпизод в переходе от одной формы существования к другой; что где бы мы ни были, мы всегда принадлежим Ему, совершая то, что Он велит нам делать; что миллионы веков после того, как солнце померкнет, мы все еще будем оставаться молодыми в Божьей вечности.

Одной из самых радостных мыслей в человеческой жизни является мысль о том, что мы бессмертны, что мы не можем умереть; что бы ни случилось с нашим телом, мы сами будем продолжать жить вечно. И мы имеем уверенность в этом в наших сердцах, потому что Иисус воскрес из мертвых.

Если этот факт об Иисусе верен, тогда жизнь прекрасна, чудесна, из нее открывается вид на будущее, которому нет конца.

Если бы история Иисуса оказалась мифом или выдумкой, тайна существования была бы необъяснимой загадкой, и для человечества не осталось бы ничего, кроме пустоты, темной безысходности и отчаяния.

Но по всем законам исторического доказательства, история Иисуса-истинна. Христос был. Христос есть. Он жив. Он всегда со Своим народом как направляющая и охраняющая Сила, ведущая их ко дню славного воскресения.

Посредническое господство Христа (23-28). Здесь мы видим некоторое представление о том, как через будущие века мы придем к бесконечному, когда посредничество Христа окончится и все Божье творение войдет в завершающий этап.

596

Крестящиеся для мертвых (29). Это похоже на заменяющее крещение, т.е. крещение для мертвого друга. Но об этом нигде в Библии больше не говорится, и нет доказательств того, что это практиковалось в апостольской церкви. Возможно, лучшим переводом было-бы "крещение в надежде на воскресение".

Воскресение тела (35-58). Наша надежда-не только бессмертие Духа, но также физическое воскресение тела. Новый Завет ясно учит об этом (Рим. 8:23; 1 Фессалоникийцам 5:23; 2 Коринф. 5:4). Это не будет то же самое тленное земное тело, но духовное тело, пригодное для получения новой жизни от Бога.

Глава 16. Личные дела

Сбор пожертвований (1-4). Для бедных святых в Иерусалиме (2 Коринф. 8:10). Установление о котором не сказано в послании к Галатам (1). Павел, наверное написал другое письмо, которое не сохранилось. Первый день недели (2) был установлен для христианского богослужения (Деян. 20:7).

Планы ап. Павла (5-9). Это было весной 57 года по Р.Х., перед Пятидесятницей (8). Он провел лето в Македонии, где написал 2 Коринфянам. Прибыл в Коринф осенью, перезимовал там. Написал послание к Римлянам. Следующей весной отправился в Иерусалим.

Аполлос (12). Вероятно они просили его прийти в Коринф, но он отказался прийти в то время, без сомнения, потому что некоторые коринфяне намеревались сделать его руководителем партии.

Собственноручно (21). Сосфен из Коринфа, который пошел в Ефес, очевидно, писал послание под диктовку Павла (1:1; Деян. 18:17). Затем Павел подписал его собственноручно (21) и добавил "маранафа" (22), что значит "Господь наш грядет".

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ Павел защищает снос апостольство Слава его служения Его продолжительное мученичество

Время и предпосылки для послания

В 52-53 годах по Р.Х., во второй половине своего второго миссионерского путешествия, Павел провел полтора года в Коринфе и приобрел множество учеников (Деян. 18:10,11). В 54-57 годах по Р.Х., во время своего третьего миссионерского путешествия, Павел провел три года в Ефесе. Весной 54 года по Р.Х., будучи еще в Ефесе, Павел написал Первое Послание к Коринфянам (1 Коринф. 16:8). Вскоре после этого произошел великий бунт, в котором Павел чуть было не погиб (Деян. 19).

После отъезда из Ефеса, по дороге в Коринф, Павел остановился в Македонии (см. карту на стр. 573). Во время пребывания в Македонии, летом и осенью 57 года по Р.Х., во время посещения церквей в Филиппах и Фессалониках, он пережил много беспокойств и страданий, но после долголетнего ожидания вестей из Коринфа, он встретил Тита, возвращавшегося из КорикЛ@а с известием, что письмо его принесло немало пользы (2 Коринф. 7:6). Однако в Коринфской церкви были еще некоторые руководители, которые отрицали тот факт, что Павел действительно был апостолом Христа.

Тогда Павел написал это послание и отправил его с 'Гитом (8:6,17), надеясь и сам вскоре достичь Коринфа.

Основной причиной написания этого послания было то, что апостол Павел защищал самого себя как апостола Христа, также напомнил им, что он основал церковь в Коринфе и, таким образом, он имел право давать указания для управления ею.

Немного позже Павел прибыл в Коринф и провел там зиму (Деян. 20:2,3), как он и планировал раньше (1 Коринф. 16:5,6). В Коринфе он написал свое послание к Римлянам.

Глава 1. Утешение ап. Павла в его страдании

Утешение (3,4), о котором Павел упоминает в письме, принесла ему встреча с 'Гитом (7:6,7), который, возвращаясь из Коринфа, принес ему радостную весть о верности коринфян. Это и благодарность за избавление от смерти в Ефесе (8,9; Деян. 19:23- 41) считают причиной его радости среди страданий,-радости, которая ясно видна в послании.

598

Ефес и Коринф находились на расстоянии около 320 км друг от друга; между ними, постоянно курсировали корабли. Из стихов 2:1; 12:14; 13:1-2, можно заключить, что Павел совершил поездку из Ефеса в Коринф с печалью (2:1), возникшей в связи с кризисом, получившимся между ним и Коринфской церковью, очевидно, после его первого послания. Это, вероятно, частично и было причиной его желания встретить 'Гита.

Глава 2. Случай дисциплинирования

Это, кажется, был человек, виновный в кровосмешении, которого в первом послании (1 Коринф. 5:3-5) Павел велел "предать сатане", в связи с чем в церкви произошло большое возмущение против Павла.

Дело было настолько серьезное, что Павел лично отправился из Ефеса в Коринф (1), но был встречен резким отпором, о котором он говорит как о печальном посещении.

Затем, как предполагают на основании стихов 2:3,9; 7:8,12;10:10, в которых говорится о вещах, отсутствующих в первом послании. Павел написал еще одно письмо между этими двумя, которое потерялось. Это должно было быть довольно строгим посланием, потому что оно изменило ситуацию в Коринфе до такой степени, что те, кто поддерживали виновного в кровосмешении, с гневом отвратились от него (7:11). Но Павел не знал об этом, пока не встретил 'Гита (7:6,7).

Огорчение, душевная боль, многие слезы (4) были не только результатом ужасных переживаний, которые он перенес в Ефесе (1 :8,9), но также результатом серьезного беспокойства за ситуацию в Коринфской церкви. Он был так расстроен, что не смог встретить "Гита в 'Граале, как они договорились (2:12,13), и пропустил очень хорошую возможность проповедовать Евангелие в Троаде, но поспешил в Македонию, в надежде найти там 'Гита, так как он знал, что тот был на пути с известием из Коринфа.

"Благоухание на жизнь и на смерть" (14-16)-о6разное выражение, основанием для которого послужили триумфальные процессии, наполненные ароматом благовоний при возвращении в Рим императора-победителя, за которым шла длинная вереница пленных, одни из которых предавались на смерть, а другие оставлялись в живых. Но Павел нес с собою благоухание Божье, которое, в зависимости от реакции людей, означало смерть или жизнь. Павел смотрел на свое служение, как на триумфальное шествие.

Глава 3. Триумф его пастырства

Одобрительные письма (1). Это выражение, очевидно, было вызвано тем фактом, что, как правило, еврейские учителя носили при себе рекомендательные письма из Иерусалима. Они постоянно вмешивались в работу ап. Павла и были среди наиболее неприятных нарушителей порядка, используя всякий случай или возможность, чтобы сразиться с ним. Они теперь спрашивали: "Кто такой Павел? Может ли он показать письма от влиятельных лиц из Иерусалима?'

599

Это было совершенной бессмыслицей: письма, рекомендующие Павла церкви, которую он сам основал. Церковь сама являлась письмом ап. Павла.

Это было противопоставлением его служения их служению, противопоставление Евангелия Закону. Закон был написан на камне, Евангелие-в сердцах людей. Первый от буквы, второй-от Святого Духа. Один к смерти, другой в-жизнь; один скрытый завесой, ' другой-открытый в истину; один к осуждению, другой к праведности; один преходящ, другой-вечен. Взирая на Христа, мы изменяемся от славы к славе, в Его собственный образ.

Глава 4. Мученическая жизнь Павла

В этом послании Павел много говорит о своих страданиях, особенно в главах 4,6,11. Господь сказал о нем: "Я покажу ему, сколько он должен страдать за имя Мое" (Деян. 9:6). И сразу же начались страдания, не прекращавшиеся на протяжении тридцати лет.

Иудеи искали убить его в Дамаске (Деян. 9:24) и в Иерусалиме (Деян.9:29), изгнали его из Антиохии (Деян. 13:50), пытались побить его камнями в Икании (Деян. 14:5); в Листре побили камнями и оставили, сочтя .его мертвым (Деян. 16:23,24). В Фессалониках неуверовавшие евреи и некоторые негодные люди пытались напасть на него (Деян. 17:5). Они изгнали его из Верни (Деян. 17:13,14), устроили заговор против него в Коринфе (Деян. 18:12), чуть не убили его- в Ефесе (Деян. 19:29; 2 Коринф. 1:8,9). Вновь в Коринфе, после того, как он написал это послание, они договорились убить его (Деян. 20:3). В Иерусалиме они вновь бы покончили с ним, если бы не было римских солдат (Деян. 22). После этого его на два года посадили в темницу в Кесарии и затем-на два года в Риме,,

Кроме всего этого, было множество незаписанных избиений, тюремных заключений, кораблекрушений и постоянных лишений всякого рода (2 Коринф. 11 :23-27). Потом, наконец, он был взят в Рим и осужден как преступник (2 Тим. 2:9).

Он, должно быть, обладал изумительной выносливостью: он пел, когда страдал (Деян. 16:25). Не иначе, как он имел железное телосложение, чтобы все это перенести. Но и этого было бы недостаточно, если бы не великая милость Божья. С Божьей помощью, Павел, должно быть, чувствовал себя бессмертным, пока его труд не был закончен.

Глава 5. Что после смерти?

Эта глава является продолжением темы об умении радоваться в страданиях. Он сказал, что чем больше страдания в настоящей жизни, тем больше будет славы в вечности. Мысли ап. Павла были направлены в будущий мир.

Что это за учение? Новое тело в момент смерти? О смерти здесь говорится не как о том, как если бы вы снималуили оставляли что-то (4), но как о том, как если бы вы одевали что-то. Выйти из тела значит "водвориться у Господа" (8). В послании к Филипийцам 1:23 смерть

600

рассматривается как уход из мира, чтобы быть со Христом, что гораздо лучше.

Но в 1 Коринфянам 15 и 1 Фессалоникийцам 4, воскресение тела связано с приходом Христа. Очевидно, те, которые умирают перед приходом Христа, сразу же приходят в состояние сознательного блаженства с Господом, что гораздо лучше, чем жизнь в плоти, но это состояние еще не является тем славным существованием, которое наступит после воскресения.

Глава 6. Новые страдания ал. Павла

Павел продолжает защищать свое собственное служение. Недовольство им в Коринфской церкви было действительно большое (12), иначе он .не уделил бы так много внимания своей защите в этом послании. В 14-18 он обвиняет во всех этих неприятностях, по крайней мере, частично, языческое окружение, в котором они жили. Коринфяне в вопросах морали отличались очень большой распущенностью.

Глава 7. Сообщение Тита

Тимофей был послан раньше (1 Коринф. 4:17;16:10). Тимофей был человеком скромным, он не подходил для принятия строгих дисциплинарных мер, необходимых в коринфских обстоятельствах.

Поэтому Павел посылал Тита (2 Коириф. 2:13; 7:6,13; 12:18), который в таких обстоятельствах был самым способным помощником Павла. Он, очевидно, пошел после Павлового второго посещения и принес с собой письмо, о котором упоминается в 2:3. Его миссия была успешной.

Человек, послуживший причиной конфликта (1 Коринф. 5:1-5), был, очевидно, очень влиятельным. Он, как видно, упорствовал в своем грехе и повел открытое сопротивление против Павла, увлекши за собой некоторых руководителей, но под влиянием Павлового второго письма и присутствия Тита, церковь в целом была поставлена на место, что привело к унижению правонарушителя. Именно эту добрую весть принес Тит (7-16).

Главы 8,9. Пожертвования для церкви-основоположницы

Эти две главы содержат инструкции о пожертвовании для нуждающихся святых в Иерусалиме, которое Павел взял в конце третьего миссионерского путешествия. Очевидно, пожертвования были собраны по всем церквам Малой Азии и Греции, хотя упомянуты только церкви в Македонии, Ахни и Галатии. Сборы пожертвований были начаты за год до этого (8:10). Македонские церкви от всего сердца приняли участие в этом. Даже очень бедные много жертвовали. Павел находился в это время там и написал об этом.

Филиппы, самая главная церковь в Македонии, была единственной церковью, от которой Павел принял плату за свой труд, и то после того, как он ушел оттуда.

601

В этих двух главах даются более подробные указания о пожертвований церкви, какие мы находим в Новом Завете. Хотя.. здесь речь идет о пожертвованиях на благотворительность, мы думаем, что принципы, излагаемые здесь, должны быть руководящими принципами для церквей в сборе всех пожертвований: для своих собственных расходов, для миссионеров и благотворительных учреждений. Этими принципами являются: 'добровольность, соразмеренность, систематичность, исключительная честность в деле распределения пожертвований. Щедрое Господне благословение ожидает тех, кто дает от всего сердца, что особенно подчеркивалось, дух братской любви, проявленный таким образом, называется неизреченным даром (9:15).

Глава 10. Личное выступление ал. Павла

Некоторые вещи в этой главе были вызваны обвинением его неприятелями в том, что Павел, как будто, выглядел слабым внешне (1,10). В Новом Завете нет никакого намека, как выглядел Павел. Легенда, возникшая во втором столетии, говорит, что он был человеком среднего телосложения, с курчавыми волосами, немного кривыми ногами, голубыми глазами, густыми бровями, длинным носом; исполненный изящества и Божьего сострадания, иногда он , выглядел, как человек, а иногда, как ангел.

Другое поверье говорит, что он был невысокого роста, лысый, кривоногий, полноватый, со сросшимися бровями, длинноватым носам и исполненный изящества.

В Новом Завете есть некоторый намек на то, что у него были какие-то проблемы с глазами, что иногда делало его отталкивающим (см. следующую стр.). Его неприятели утверждали, что он был слабой личностью (10), что не имело никаких оснований: невозможно так думать о человеке, который перевернул вверх дном один город за другим, как это сделал Павел. Несомненно, что Павел был самой сильной и влиятельной личностью когда-либо жившей на земле, за - исключением Иисуса.

В ответ на утверждение, что он слаб, Павел отвечал, что он, по крайней мере, основал свои собственные церкви и не ходил вокруг и не причинял неприятности церквам, основанным другими, как это делали они.

Глава И. Извинение ал. Павла за хвастовство

В некоторых частях своего послания, Павел обращается к лояльному большинству, а в других частях-к нелояльному меньшенству. Последние, как видно, занимали его мысли на протяжении его последних четырех глав. Он сознает, что хвалить самого себя непристойно, но они вынудили его к этому.

Они подняли большой шум из того, что Павел отказался от платы за свой труд в Коринфе (7-9). Он объяснил, что как апостол Христа он имел право на плату (1 Коринф. 9), но он отказался, чтобы его пример не привел к злоупотреблению со стороны лжеучителей, которые хотели превратить церковь в торговую сделку. С самого начала

602

своего служения в Коринфе Павел, должно быть, заметил тенденции к наживе в руководстве среди некоторых из его обращенных, поэтому он вел себя соответственно в тех обстоятельствах.

Павел мог похвалиться, что они не могли его обвинять в алчности. Далее (22-23), в выражениях, исполненных силы, он предлагает своим критикам сравниться с ним по любому стандарту: как верный еврей и как верный служитель Христа, где он сделал больше, чем все они, взятые вместе. Как страдающий за Христа, вся его жизнь-жизнь христианского апостола была непрерывной историей живого мученичества.

Глава 12. _Жало в плоти_

Его видение о рае (1-7). Он был "восхищен в рай до третьего неба" (2), как если бы рай и третье небо были двумя разделенными частями будущего мира.

Иисус отправился в рай сразу после Своей смерти (Луки 23:43). Что касается третьего неба, в Писании нет никакого другого места, в котором это выражение употреблялось бы, что могло бы пролить свет на его значение.

Некоторые думают, что рай и третье небо-это синонимы, употребляемые для обозначения Божьего местопребывания.

Так как Иисус вознесся сразу же в рай, то раем считают местопребывание отделенных от тела духов в период между смертью и воскресением. Третье небо-это, очевидно, конечное местопребывание некупленных в их воскресших телах. Это существование более славное, чем рай, тогда как рай, более славное состояние, чем земное существование. Тот факт, что там находится промежуточное место между смертью и воскресеньем, очень ясно объясняется учением Нового Завета (см. заметку в главе 5).

То, что Павел видел и слышал в своем видении о рае, невозможно было пересказать (4). Это могло означать, что для того, чтобы укрепить Павла для его специальной миссии в страданиях, которые он должен был переносить. Господь дал ему видение будущей славы, часть которой ему было запрещено открывать другим. Но возможно также, что небесную славу невозможно описать человеческим языком, подобно тому, как идею о цветах невозможно передать человеку, который рожден слепым. .

Павлова "жало в плоти" (7). Есть много различных мнений, что бы это могло означать. По общему мнению, которое нам кажется наиболее справедливым, это была хроническая офталмия, болезнь глаз, которая вызывала сильные боли и иногда делала его вид отталкивающим.

Такой вывод можно сделать на основании языка, которым написаны Послания Павла. Это произошло с ним за 14 лет перед тем, как он написал это послание (2,7), то есть примерно тогда, когда Павел прибыл в Галатию, во время его первого миссионерского путешествия.

Его приход в Галатию был вызван какой-то физической немощью (Гал. 4:13), которая придавала ему отталкивающий вид, что люди в его присуствии испытывали мучительное неудобство (Гал. 4:14).

603

Они бы отдали ему свои собственные глаза (Гал. 4:15). ПочеОлу глаза? Потому что, очевидно, болезнь поразила именно глаза.

Крупный почерк, свойственный Павлу (Гал. 6:11), возможно, был результатом его плохого зрения. Это тоже могло стать причиной того, что некоторые свои послания он диктовал своим помощникам.

Глава 13. Намерение ап. Павла посетить Коринф

Павел написал это послание летом 57 года по Р.Х. Он прибыл в Коринф осенью, прожил там всю зиму и следующей весной отправился в Иерусалим.

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Благодать, а не закон Завершающая роль Евангелия

Галатия

Расположена в центре Малой Азии (см. карту на стр. 570). Область первого миссионерского путешествия ап. Павла. Ее границы в разные времена были различными. Галатия включала города: Иконию, Листру, Дервию и, вероятно, Антиохию Писидийскую (читайте Деян. 13 и 14).

Галаты были ответвлением голов, выходцев от северных берегов Черного моря, отделившихся от главной миграции (переселения), проходившей в направлении запада во Францию. Они обосновались в Малой Азии в третьем столетии до Р.Х.

Что побудило написать это послание?

Труд ап. Павла в Галатии был очень успешным. Множество народа, главным образом язычники, с энтузиазмом приняли Христа. Некоторое время спустя, когда Павел ушел из Галатии, появились какие-то еврейские руководители, утверждавшие, что язычники не могут быть христианами без соблюдения закона Моисеева. Галаты внимали их учению с такой чистосердечностью, с какой они вначале приняли весть о Христе, преподанную ап. Павлом. И тогда среди христиан из язычников началось движение за обрезание. Обрезание-это название обряда посвящения в иудаизм. Павел написал это послание, чтобы объяснить им, что обрезание, хотя оно было необходимой частью еврейской национальной жизни, не было частью христианского Евангелия и не имело ничего общего со спасением.

Время

Апостол Павел основал галатские церкви примерно в 45-48 годах по Р.Х. Он посетил их вновь, когда готовился отправиться во второе миссионерское путешествие, около 50 года по Р.Х. (Деян. 16:1-6), и опять посетил в начале своего третьего путешествия, около 54 года по Р.Х. (Деян. 18:23).

Обычно принято считать датой написания этого письма приблизительно 50 год по Р.Х., в конце третьего миссионерского путешествия Павла, когда он был в Ефесе, Македонии или Коринфе, незадолго перед тем, как он написал послание к Римлянам.

605

Некоторые думают, что это послание скорее всего было написано в 49 году по Р.Х. из Антиохии, вскоре после первого возвращения Павла из Галатии, перед Иерусалимским Собором 50 года по Р.Х. В письме этого Совета объясняется, что обрезание не было необходимым, и это письмо было даставлено без задержки галатским церквам (Дели. 15:1; 16:4). В противном случае, если бы послание Павла было написано позже, это выглядело бы так, как если бы Павел ссылался на иерусалимское письмо. Слова "в первый раз" (4:13) указывают на более позднюю дату.

Иудейство

Иудейство-это была секта еврейских христиан, которая не хотела принять учения апостолов (Деян. 15), продолжая настаивать, что христиане должны приходить к Богу через Иудейство и что язычник, чтобы стать христианином, должен стать еврейским прозелитом и соблюдать еврейский закон.

Иудеи поставили себе задачей посещать, расстраивать и беспокоить церкви языческих христиан. Они решительно старались представить Христа отмеченным еврейской печатью.

Павел был решительно против этого. Если бы обращенные из язычников были принуждены соблюдать закон, дело, которому ап. Павел посвятил всю свою жизнь, было бы разрушено.

Превращение христианства из еврейской секты в религию всей вселенной было всепоглащающей страстью ап. Павла, для достижения чего он разбивал все препятствия к этому и для завершения чего он напрягал все усилия своего ума и тела на протяжении тридцати лет.

Попытка иудеев повернуть языческие церкви к иудаизму окончилась с падением Иерусалима в 70 году по Р.Х., что обострило отношения между иудейством и христианством. До сего времени христианство считалось сектой или ветвью иудейства, но с этих пор иудеи и христиане окончательно разделились. Маленькая секта еврейских христиан (ебиониты) продолжала существовать еще на протяжении двух столетий, едва признаваемая главной церковью и почитаемая их собственной нацией отступниками и изменниками.

Обрезанием назывался физический обряд принятия в иудаизм. Если мужчина рожденный не евреем, хотел стать еврейским прозелитом, он мог это сделать, пройдя через обрезание и соблюдая ритуалы и законоположения евреев. В некоторых отношениях это подобно тому, как иностранец может стать гражданином нашей страны (Америки).

Глава 1. Проповедь ал. Павла непосредственно от Бога

Чтобы возбудить недоверие галатов к ап. Павлу, иудеи говорили, что Павел не был первоначально избранным апостолом и что он получил его учение от Двенадцати апостолов. Это, возможно, послужило причиной его самозащиты как независимого апостола. Он получил свое Евангелие непосредственно от Господа и другого Евангелия не существует.

606

"Аравия" (17). В книге Деяния об Аравии ничего не упоминается. Три года (18) включают время, когда Павел был в Дамаске и Аравии (Деян. 9:23). Согласно еврейскому летоисчислению, части года в начале и в конце периода считались как два полных года. В этом случае, три года могли быть на самом деле одним годом и частями двух лет. Аравия- пустынная страна к востоку от Палестины, простирающаяся к югу от Дамаска. Павел был потрясен явлением с неба и внезапным озарением о том, что вся его жизнь была неправильной; он чувствовал, что ему надо все это передумать, вот почему он искал уединения, чтобы возродиться духовно. В Аравии Павел получил некоторые из его откровений (16).

Глава 2. Отношение ал. Павла к другим апостолам

Посещение Иерусалима (1-10). После своего обращения, Павел ожидал 3 года возвращения в Иерусалим, где он прежде преследовал церковь. Он пробыл там только 15 дней, обсуждая определенные вопросы с ап. Петром (18) (сравните с отрывком 9:26-30 из книги "Деяния"). Потом, 14 лет спустя, он снова пошел в Иерусалим. Это, должно быть, было посещение, описанное в Деяниях 11:27-30, которое он совершил в 44 году по Р.Х. Очевидно, это было вторым посещением Иерусалима после его обращения. Павел взял Тита с собой, который был одним из его обращенных из язычников, для испытания в таком спорном вопросе, как обрезание язычников. Он стоял твердо в своих убеждениях и обрел полную поддержку других апостолов (9).

Разногласия с ап. Петром в Антиохии (11-21). Не указано, когда это посещение имело место. Вероятно, вскоре после возвращения Павла в Антиохию, после посещения, упоминаемого в 1-м стихе этой главы, и перед тем, как Павел отправился в свое первое миссионерское путешествие. Чтобы получить правильное представление о случившемся, мы представляем здесь события в их хронологическом порядке: ап. Петр принял своего первого обращенного из язычников без обрезания-Корнилия (Деян. 10), вероятно, в 40 году по Р.Х., что было одобрено другими апостолами (Деян. И). Потом, приблизительно в 42 году по Р.Х., в Антиохии была основана церковь из язычников, одобренная Варнавой- представителем из Иерусалима (Деян. 11:22-24).

Затем, в 44 г. по Р.Х., приезд Павла и 'Гита в Иерусалим, где Петр присоединился к по .одерживающим ап. Павла по вопросу о принятии язычников без обрезания. Вскоре после этого, около 44 или 45 года по Р.Х., Петр поехал в Антиохию, где он отделился от необрезанных язычников, после чего получил резкий упрек ап. Павла (11). Пять или шесть лет спустя, в Иерусалимском совете, в 50 году по Р.Х., Петр был первым человеком, выступившим с одобрением труда ап. Павла (Деян. 15:7-11).

Что означает такая нерешительность со стороны Петра и это разногласие по вопросу такого фундаментального учения между двумя руководящими апостолами? В этом конкретном эпизоде либо ап. Петр, либо ап. Павел был неправ. Как можем мы знать, кто из них был прав? Если любой из них ошибался в каком-то одном вопросе, как мы можем знать, не делали ли они ошибок в других вопросах? Не

607

была ли доктрина о том, что апостолы были вдохновлены Богом, разрушена этим инцидентом? Нисколько, потому что Бог не открыл полной правды о Его царстве апостолам сразу. Иисус говорил им, что Он еще должен учить их многому, чего они не могли теперь вместить (Иоан. 16:12). Иисус был очень терпеливым по отношению к человеческим предрассудкам, разрешая им придерживаться их старого понятия о Мессианском царстве, пока не появилась такая иеобходимость. Он не повел их шаг за шагом к новым фазам Царствия. Он не беспокоил их проблемами с язычниками до тех пор, пока этот вопрос не возник. Тогда, когда Евангелие было провозглашено полностью евреям на их родине-Палестине, Господь непосредственно через специальное откровение взял на Себя труд наставления Петра по вопросу о язычниках (Деян. 10), что произошло, очевидно, спустя около десяти лет после Пятидесятницы-дня рождения Церкви. Апостолам потребовалось несколько лет, чтобы принять новое учение. Павел освободился от старого понятия скорее, чем Петр. Случай в Галатии произошел, когда Павел совершенно освободился от старого понятия, а Петр только находился на пути к такому освобождению. Но Петр освободился от этого прошлого прежде, чем любая из книг Нового Завета была написана, и когда они были написаны, в них мы не можем найти никакой разницы между учением Павла и Петра.

Главы 3,4. Узы Закона

Язычники в Галатии находились под влиянием евреев настолько глубоко, что установили у себя еврейские празднования и церемонии (4:8-11, очевидно, пытаясь соединить Евангелие с Моисеевым законом. Но Павел объяснил им, что две системы не могут быть объединены. Совершали ли евреи чудеса, какие совершал он? (3:5). Не говорило ли им это о чем-то? Авраам представлен широко в этих двух главах, потому что еврейская вера, которую они принимали, базировалась, главным образом, на обещании Аврааму. Они неправильно истолковывали обещание, как это ясно показано в изложении истории самого Авраама (4:21-31). Их прежняя любовь к Павлу была печальным контрастом с их теперешней холодностью (4:12-20. Заметку о его "немощи" 4:13, см. в 2 Коринф. 12).

Главы 5,5. Свобода во Христе

Ап. Павел не мог себе представить, как человек мог рисковать своим спасением, полагаясь на дела, а не на милосердие Христа. Нас спасает Христос. Мы не можем спасти себя сами. В этом разница свободой и рабством. Но свобода во Христе не означает продолжать грешить. Павел никогда не переставал подчеркивать это. Те, кто следуют плотским увлечениям, не могут получить спасения (5:19-21).

Одним из духовных законов естественного мира является правило: "что посеет человек, то и пожнет" (6:7), будь то семя пшеницы или семя плевел. "Большие буквы" (6:11) свидетельствовали о подлинности писания его собственной рукой (см. о его "жало в плоти", 2 Коринф. 12). "Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (6:17). Его враги утверждали, что он не был настоящим апостолом Христа. Его избитое, искалеченное, покрытое шрамами тело, было его свидетельством. (см. 2 Коринф. 4,6,11).

608

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

Единство в Церкви

Евреи и язычники-одно во Христе

Всю свою жизнь ал. Павел учил язычников тому, что они могут быть христианами, не становясь еврейскими прозелитами. Это не нравилось евреям, так как они считали закон Моисея обязательным для всех и были очень предубеждены по отношению к необрезанным язычникам, которые называли себя учениками еврейского Мессии.

Хотя Павел учил христиан из язычников твердо стоять за свободу во Христе, как он это делал в посланиях к Галатам и Римлянам, однако он не хотел, чтобы они относились с предубеждением к еврейским христианам, но чтобы считали их братьями во Христе.

Павел желал видеть не две церкви-еврейскую и языческую, а одну Церковь: евреев и язычников как одно во Христе. Его благородство в интересах единства в Церкви с евреями выразилось в больших денежных пожертвованиях, которые Павел собрал в языческих церквах, в конце его третьего миссионерского путешествия, чтобы помочь бедным церкви-основоположницы в Иерусалиме (Деян. 21). Он надеялся, что такое проявление христианской любви должно было вызвать более теплые чувства еврейских христиан к язычникам.

Для пробуждения чувства единства среди язычников, Павел написал это послание, направленное руководящему центру его собственных языческих обращенных, где он возвеличивал единство, универсальность и неописуемое величие Тела Христова.

В глазах ап. Павла Христос был Кем-то величайшим, в Ком было место не только людям различных рас, мнений, предрасудков, но Он также был Тем, кто имел силу разрешить все проблемы человечества и привести в единство и согласие с Господом всю земную, общественную и семейную жизнь (5:22; 6:9), и даже несметное количество существ в бесконечной, невидимой вселенной (3:10).

Это одно из четырех "тюремных посланий", написанных Павлом в заключении в Риме в 61-63 годах по Р.Х. Другие три послания были адресованы к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. Три из них были написаны одновременно и посланы с теми же посланцами (6:21; Колос. 4:7-.9; Фил. 10-12). Было еще одно послание, не сохранившееся до настоящего времени (Колос. 4:6).

Глава 1. Духовные благословения

"В Ефесе" (1)-нет ни в одной из самых древних рукописей. Думают, что это послание было предназначено как циркулярное

609

письмо к азиатским церквам. Тихик нес много копий с незаполненными строками, чтобы потом вставить название города. Этим объясняется тот факт, что это послание имело очень мало личных приветствий, которыми изобиловало большинство писем ап. Павла.

Павел провел три года в Ефессе, где у него было много верных друзей. Но если это было циркулярное письмо в Ефес и окрестные города, этим можно объяснить их более официальный характер. Лаодикийское письмо (Колос. 4:16), возможно, было одним из тех копий.

Божья извечная цель (3-14). Величественная картина Божьих планов: искупление, усыновление, прощение и запечатление людей для Божьего личного владения; планы, предусмотренные от вечности, а теперь приводимые в исполнение путем реального воздействия Божьей воли.

"Благословение в небесах" (3) является ключевой фразой этой книги (10,20; 2:6; 3:10; 6:12); это означает невидимую сферу, недоступную нашему разумению, но являющуюся конечным христианским домом, с которым мы теперь, до некоторой степени, имеем общение.

Молитва ал. .Павла о них (16-23). Обычно, таким образом Павел начинает свои письма. Четыре такие молитвы особенно прекрасны: эта и другая, в 3:14-19; молитва в послании к Филиппийцам 1:9-11; Колоссянам 1:9-12.

Глава 2,3. Вселенская Церковь

Спасен по благодати (1-10). Тело Христово состоит из недостойных грешных людей, чтобы служить вечным доказательством Господней доброты. Когда Господний план для нас будет окончен, мы станем существами неописуемого блаженства в великолепии небесной славы, что выше всего, что мы только можем себе представить. Это будет Божьим действием, не нашим, и через века, на небесах никогда не перестанет звучать радостное Аллилуйя от некупленных благодарных сердец.

Когда-то один народ- теперь все народы (2:11-22). "Обрезание" как выражение, употреблялось для отличия евреев от других народов, о которых говорилось как о "необрезанных" (И). Некоторое время евреи составляли тело Бога, обрезание которых было плотским символом, тело, из которого другие народы были исключены. Но теперь призыв Божий звучит ясно и решительно ко всем, к каждому племени и нации, призыв прийти и присоединиться к Его семье.

Тайна Христа (3:3-9) сокрыта веками в Боге (9). В этом отрывке ясно говорится, что народы являются наследниками обещаний, которые Господь дал евреям, и которые, как считали евреи, принадлежали исключительно им. Эта фаза Божьего плана была сокрыта вначале (1:5) до прихода Христа, но теперь полностью открыта, так как будущий Божий мир славы, будет составлен не только из еврейского народа, но из всего человечества.

610

Величие церкви (3:8-11). Через Церковь Господь объединяет враждебные элементы человеческой расы в одно Тело и показывает Свою мудрость сверхчеловеческим порядком небесных существ, фактически соединяя все во Христе.

Глава 4. Единство церкви

Одно тело (1-16). Сложный организм с многими функциями, каждая на своем собственном месте, работая в согласии на основном принципе любви (16), а Христос Сам является главой и управляющей силой.

Тело-это Церковь, состоящая из многих членов с различными талантами и темпераментами. Необходимым условием его правильного функционирования является дух покорности, смирения и взаимной снисходительности членов друг ко другу (2).

Задачей тела Христова является воспитание каждого члена в совершенный образ Христа (2-15). Идея роста, выраженная в этих стихах, касается не только отдельных членов, но и всей Церкви в целом. Младенчество Церкви пройдет. Наступит ее зрелость (сравните 1 Коринф. 12,13).

Церкви почти 2000 лет, но она все еще находится в состоянии младенчества и не показывает видимых признаков истинного полного единства. Объектом Павловой постоянной борьбы были люди, причинявшие раздоры в местных церквах, а также еврейско- языческие разногласия. Потом, со второго до четвертого столетия длился период ожесточенных споров и противоречий. Затем была образована Имперская церковь, это внешняя видимость единства, подчиненная государственной власти, ставшая отравляющим недугом для ее духовной жизни. После этого-папская иерархия с единством власти, которая лишила людей их права совести и исключила Библию от доступного чтения всеми людьми.

Четыреста лет тому назад, протестанты обрели свободу. Единственно, когда люди стали думать сами, после долгой ночи папской зависимости, они увидели вещи в другом свете, и совершенно неизбежным было то, что протестанское учение стало развиваться в различных направлениях. Таким образом, христианство остается все еще разделенным. Будет ли в этом мире когда-либо видимое, согласованное единство Церкви, мы не знаем. Эгоизм и гордость людей действуют против этого. Но всегда было и продолжает существовать единство невидимой Церкви Божьих истинных святых, которые каким-то образом, когда-нибудь, где- нибудь придут к полному осуществлению надежды в ответ на личную молитву Христа (Иоан. 17). Единство, которое проявит себя в совершенно зрелом и развившемся теле Христа-Церкви.

Новые обязанности (25-32). Чтобы иметь в церкви братские, дружеские отношения, необходимо, чтобы члены ее были очень внимательны друг ко другу.

"Гнев, раздражение" (26). Вероятно, Павел думал, что было бы слишком большим требованием, чтобы они не гневались вообще, поэтому он предупреждает их, чтобы они были осторожны и не упорствовали в гневе слишком долго. "Воровство" (28) по-видимому,

611

некоторые из них были нечисты на руку, но теперь они должны

уважать права других. (см. заметку к 2 Фее. 3:6-15).

Главы 5,6. Новые обязанности

В этих двух главах ап. Павел продолжает тему, начатую в 4:17: их долг жить по-новому.

Блуд (5:3-14), что значит аморальность, всевозможные половые излишества. Это было обычным грехом в то время. Во многих местах это было частью ритуала языческого поклонения. Павел предостерегает их против этого снова и снова (см. заметки в 1 Коринф 7 и в 1 Фее. 4:1-8).

Пение (5:18-21). Радостное хваление в христианских собраниях здесь показано как контраст с разгульными излишествами шумных, пьяных пирушек (18,19). Пение гимнов является наиболее естественным, простым, наиболее любимым и духовно побуждающим делом из всей программы религиозного собрания.

Мужья и жены (5:22-23). Если мы христиане, это должно отражаться во всей нашей жизни: в нашем занятии, светской жизни, домашней жизни. Отношения между мужем и женой представлены здесь, как подобие отношений между Христом и Церковью (25,32). Павел призывает К великой любви и преданности; ни в коем случае муж не должен делать свою жену рабыней. Они зависят один от другого, потому что они выполняют различные функции, возложенные на них. Каждый, служа другому, наилучшим образом служит себе (28). "Любящий свою жену, любит самого себя"; мужья, запомните это.

Родители и дети (6:1-4). Одна из десяти заповедей гласит, чтобы мы почитали тех, кто дал нам жизнь. Делая это, мы удлиняем нашу жизнь. Это Божье обещание, и, фактически, это вполне естественно. Павел предостерегает отцов, чтобы они не были слишком строгими к своим детям в этом послании, а также Колоссянам 3:21. В общем, авторитет родителей в то время был очень высок, в противоположность теперешнему времени, когда авторитет родителей упал слишком низко. Здесь упоминаются отцы, потому что матери по своей природе более мягки и снисходительны. Мы полагаем, что в то время родителям было легче воспитывать детей по старому образцу, чем теперь, потому что они не подвергались с раннего возраста беспрерывным вредным влияниям вне дома.

Слуги Господа (6:5-9). Половину населения Рима и большую часть населения всей Римской империи составляли рабы. Многие христиане были рабами. Павел говорит им здесь, что верное служение своему хозяину является главным проявлением их христианской веры. Это замечательное учение, заявляющее, что выполняя нашу земную работу, пусть даже работу слуги или чернорабочего, мы всегда находимся под наблюдательным оком Христа и подходим под Его одобрение или осуждение, смотря по тому, чего мы заслуживаем. Точно также и хозяева должны обращаться со своими рабами.

Всеоружие христиан (6:10-20). Этот отрывок говорит, что христианская борьба ведется против сил, гораздо более страшных,

612

чем естественные соблазны плоти. Существуют невидимые силы мира, против которых мы бессильны устоять без помощи Христа. Правда, справедливость, мир, вера, спасение. Слово Божье, молитва-является оружием, которое отражает стрелы невидимого врага.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

Миссионерское письмо

Нелегко назвать тему этого послания. Оно похоже на письмо во многих отношениях. Однако поскольку это произошло в связи с пожертвованиями денег одной Павловой церковью для помощи ему в его заграничном миссионерском труде, мы называем это послание "миссионерским письмом". Как правило, Павел не брал платы за проповеди. Он поддерживал свою жизнь трудом, делая палатки (1 Коринф. 9:12; Деян. 18:3), потому что тогда было много лжеучителей, которые могли злоупотреблять его примером и неправильно истолковать его. Но он принял пожертвования от Филиппийской церкви, когда был в Фессалониках (4:16) и также когда он был в Коринфе (2 Коринф. 11 :9).

Филиппы

Расположен в южно-восточном углу Европы, в Македонии, северную часть которой мы называем Грецией (см. карту на стр. 573). Стратегический город, расположенный на большой северной дороге между Востоком и Западом. Известен своими шахтами, добывающими золото. На равнинах Филипп (42 год перед Р.Х.) была война, во время которой Врут и Касий были побеждены и Римская республика пала, а Римская империя родилась. Август сделал ее римской колонией.

Церковь в Филиппах

Она была первой европейской церковью ап. Павла, основана в 51 году после Р.Х., в начале второго миссионерского путешествия ап. Павла (Деян. 16). Лидия и тюремный страж были среди первых обращенных. Лука, любимый врач, был первые шесть лет пастором той церкви.

Лука, очевидно, принимал пациентов в своем доме. Он, вероятно, имел хороший контроль в развитии церкви, которая оказалась незапятнанной. Поскольку мы знаем, церковь в Филиппах была одной из самых безупречных церквей в Новом Завете.

Причина написания письма

Ап. Павел был в темнице в Риме в 61-63 годах по Р.Х., это после 10 лет основания церкви в Филиппах и приблизительно трех-четырех

614

лет после его последнего посещения. Очевидно (4:10), он начал сомневаться в том, не забыли ли они его. Но когда Епафродит прибыл из далекого города Филипп с пожертвованиями денег, то Павел был глубоко тронут. Епафродит во время путешествия чуть не лишился своей жизни. Когда он поправился (2:25-30; 4:18), Павел послал его в Филиппы с этим прекрасным письмом.

Глава 1. Проповедь Евангелия в Риме

Тимофей (1), вероятно, писал это письмо под диктовку ап. Павла. Он помог Павлу основать церковь в Филиппах. Павел упомянул Тимофея в своих приветствиях. Тимофей помог написать 2 Коринфянам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам и Филимону.

Молитва Павла о них (3-11). Так он начинал почти каждое письмо. Сравните прекрасные молитвы в Ефесянах 1:16-23; 3:14-19; Колоссянам 1:9-12. "За ваше участие в благоветствовании" (5). Это относится к пожертвованию денег, присланных ему. Это сделало их соучастниками в его труде. (см. дальше 4:17.).

Учение Христа распространяется в Риме(12-18). Приход ап. Павла в Рим в качестве узника оказался не препятствием, а помощью для ознакомления императорского города со Христом. Он имел доступ к официальным кругам, и таким образом, имел обращенных из кесарева дома (4:22). Как он радовался тогда, сидя в темнице в Филиппах (Деян. 16:25), так теперь он радовался в римских цепях (18).

Желание Павла умереть (19-26). Несомненно, он страдал от болей, так как тело его было все в шрамах от пыток и побоев камнями. Старый человек, но он знал, что церкви он нужен. Но он хотел идти домой. Независимо где, в темнице или в раю. Христос был его жизнью и радостью. Должен ли он уйти или оставаться, было в Божьих руках. Он надеялся вернуться в Филиппы (26; 2:24).

Страдания Филиппийцев (27-30). Прошло десять лет, но они все еще были преследуемы. Павел ожидал дня отмщения, когда все изменится, и гонители пожнут то, что сеют (28; 2 Фессалоникийцам 1:5-10).

Глава 2. Смирение Христа

Пример смирения (1-11). В этом послании сделано меньше упреков и выговоров, чем в любой другой книге Нового Завета. Нас удивляет, что побудило его к этому замечательному призыву к смирению. Может быть, Епафродит принес Павлу намек о семенах интриг гордости некоторых руководителей в Филиппах, как например Еводия и Синтихия (4:2). Смирение и страдание Христа часто принималось более возвышенным, чем Его величие и слава, как мы видим в стихах 8-11 (см. Евреям 2:9-10;1 Петра 1:11).

Его радость в день Христов (2:12-18). Павел представляет себе, что земная дружба будет продолжаться вечно. Он ожидал того счастливого дня, когда он восторженно будет приветствовать своих любимых друзей в царстве Небесном у ног Христа. Его собственное приношение Господу-спасенные, потому что он их привел к Иисусу (16).

615

Его план посещения Филипп (19-30). Здесь мы читаем, что он как- бы ожидал, что его испытаниям придет скорый конец, особенно в 24 стихе. Здесь не было никакого намека на то, что он собирался идти в Испанию, как он раньше планировал (Рим. 15:24). Его продолжительное тюремное заключение, видимо, изменило планы. В общем думают, что он был оправдан, посетил еще раз Филиппы и другие церкви на востоке (1 Тим. 1:3). Потом был снова арестован, приведен в Рим и несколькими годами позже казнен.

Глава 3. Небесная цель

Желаю одного (1-21). Причиной написания этой главы, вероятно, было появление в Филиппах евреев, которые придерживались закона Моисеева. Они не имели там большого успеха, придавая особое значение соблюдению закона и споря о маловажных вещах с нравом псов (2). Павел сам обладал праведностью закона, который они в большой мере проповедовали (4-6). Но он теперь почитал все это за сор. Он полностью зависел от Христа; его единственной целью было познать Его. Павел представляет себя как бы в состязании на бегах, напрягая каждый нерв и мускул, прилагая все усилия, как спортсмен с распухшими венами, чтобы достигнуть цели. Этой целью было-достигнуть воскресения из мертвых (11). Это было секретом его жизни. Он видел проблеск небесной славы (2 Коринф. 12:4) и был полностью уверен, что, по милости Христа, он достигнет той славы со многими другими, которых он сможет убедить идти с ним. Эта глава полна утверждений о его личной надежде быть на небесах. Мы пришельцы здесь, наша родина там. Наше хождение здесь, а наши сердца там.

Глава 4. Радость

Еводия и Синтихия (2-3). Две женщины, каждая с высоким социальным положением, диаконисы, дома которых были предоставлены для служения, но их личные разногласия беспокоили церковь.

Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь (4:17)! Радость является преобладающим тоном послания. Написанное из темницы человеком, который на протяжении тридцати лет терпел нападки толпы, был избиваем камнями, ударами кулаков, и все это до такой степени, что даже ангелы могли онеметь от изумления. Однако он был переполнен радостью. События, которые, казалось бы, делали его огорченным, увеличивали его радость, делали его более счастливым. Это просто изумительно, что Христос может сделать в нашей жизни. "Господь близко" (15) говорит Павел 10 лет перед тем, во 2 Послании к Фессалоникийцам 2, что Господь не придет "прежде отступления и не откроется человек греха, сын погибели", но отступничиство росло быстро в некоторых церквах, основанных Павлом, и мысленно он был уверен в скором приходе Христа. Это было одним из секретов его постоянной радости. Другим секретом была его непрерывная молитва с благодарением (6). Благодарность Господу за все, что Он дает нам. Он также склонен давать нам больше, чего у нас нет.

616

Прибытие Епафродита (10-20). Он принес денежное пожертвование для Павла (18). Павел был глубоко благодарен, так как он был в заключении и не имел средств для существования, кроме того, что давала темница. Самым прекрасным и деликатным образом он выразил это в 17 стихе, где благодаря их за присланную помощь; он говорит, что ценит это не потому, что он нуждается в этом, хотя он и очень нуждался (2:25), но потому, что это дало им часть в награде за его труд, "плода, умножающего в пользу вашу". Так как они поддерживали его, его труд был и их трудом. В последний день они получат награду за множество душ, которые они помогли ему приобрести для Христа. Это служит нам уроком в наших миссионерских пожертвованиях для современного мира. Любое пожертвование, кажется, не дает много, но даже капли дождя, падающие на центральную часть Северо-американского континента, дают сильное течение через Ниагарский водопад, так что лепта пожертвований от сотен и тысяч христиан со всей страны вместе дают поток фондов, который может поддерживать огромную армию заграничных миссионеров на широко раскинутых полях труда, которые терпят также лишения ради Христа, о которых мы и не подозреваем, сидя дома. Они-эти благородные мужчины и женщины, над которыми когда-либо светило солнце. Те, кто через пожертвования для миссионеров делают себя частью могущественного движения всех времен, в последний день расплаты будут иметь право на участие в награде.

Социальное положение христиан Нового Завета (22). Некоторые были "из кесарева дома", Неронова дворца. Большинство первых христиан были из низшего класса, многие из них были рабы. Но были также и видные люди среди обращенных, даже и из кесарева дворца. Хранитель сокровищ (Деян. 8:27). Корнилий-сотник (Деян. 10:11). Совоспитанник Ирода (Деян. 13:1). Проконсул Кипра (Деян. 13:12). Знатные женщины в Фессалониках (Деян. 17:4). Почетные еллинские женщины в Верни (Деян. 17:12). Городской казнохранитель в Коринфе (Рим. 16:23). Иоанна, жена Иродова домоправителя (Луки 8:3).

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

Божество и полнота во Христе

Церковь в Колоссах. Колоссы-это город, находящийся во Фригии, откуда некоторые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:10). Через Фригию ал. Павел проходил во время второго и третьего миссионерских путешествий (Деян. 16:6; 18:23). Могло быть, что во время одного из этих путешествий Павел посетил Колоссы, но описание в 2:1 не обязательно предполагает, что он был там. Другое предположение-церковь в Ефесе могла быть образована в результате труда ап. Павла (Деян. 19:10), так как город Колоссы находился близ границы Лени, около 160 км на восток от Ефеса. Епафрас (1:7; 4:12-13), возможно, был основателем города.

Предпосылки и время написания послания. Павел находился в темнице в Риме в 61-63 годах по Р.Х. Он писал письмо перед этим, касающееся Марка (4:10). В это время Епафрас, один из колоссян, прибыл в Рим с известием об опасности ереси, которая преуспевала в церкви. Он был арестован (Филимон 23). Тогда Павел написал письмо и напривил его с Тихиком и Онисимом (4:7-9), который имел с собой также письмо к ефесянам и к Филимону (Ефес. 6:21).

Ересь колоссян. Там была примесь греческой, еврейской и восточной (азиатской) религий, под видом культа "высшего знания", выставляя себя под именем "философии" (2:8), призывая к поклонению ангелам, как посредникам между Богом и человеком (2:18) и настаивая на строгом соблюдении некоторых еврейских требований, вплоть до аскетизма (2:16,21), представляя это все пышными фразами придворного превосходства. И все это выдавалось как часть Евангелия Христа.

Сходство с посланием к Ефесянам. Послания к Колоссянам и Ефесянам были написаны в одно и то же время. В обоих посланиях изложены указания о великих доктринах Евангелия для чтения в церквах, и многие места в них очень похожи. Но их основные темы совершенно различны: в Ефесянах единение и величие Церкви, а к Колоссянам-божественность и полнота во Христе.

Глава 1. Божество Христа

Благодарность ап. Павла (3:8). "Благодать вам и мир" (3). Очень часто Павел начинает свои письма этими словами: Римлянам 1:8;1 Коринфянам 1:4; Ефесянам 1:16; Филиппийцам 1:3; Фессалоникийцам 1:2; 2 Фессалоникийцам 1:3; 2 Тимофею 1:3; Филимону 4. Хорошие известия от рассеявшихся братьев наполняли

618

его сердце радостной благодарностью. "Вера", "Любовь", "Надежда" (4-5)-его любимые слова. Вера во Христа, любовь к святым, надежда на небеса. Заметьте, что их надежда является тем мотивом, который рождает любовь (5. см. 1 Коринф. 13;1 Фессалон. 1:3). Слово "услышавши" (4) не означает, что он не был в Колоссах; такое же выражение он употребляет в послании к Ефесянам 1:15. Изречения "во всем мире" (6) и "всей твари поднебесной" (23) говорит нам, что Евангелие в то время, 32 года после смерти Христа, проповедовалось всему известному тогда миру. На протяжении первого поколения Церковь стала установленным фактом во всем мире.

Молитва ап. Павла о них (9-12). Эта молитва из четерёх других, является самой прекрасной, другие три: Ефесянам 1:16-19; 3:14-19; Филиппийцам 1:9-11. "Духовная мудрость" (9)-означает как жить жизнью, подобной Христу. "Быть довольным" (11)-быть радостным, терпеливым при любых обстоятельствах.

Божество во Христе (13-20). Эпитеты, применяемые ко Христу в этом послании: "Образ Бога невидимого". Рожденный прежде всякой твари", "ибо Им создано все", "Он есть прежде всего", "Он есть прежде всего, и все Им стоит", "Он есть глаза тела Церкви", "Он-начаток", "Первенец из мертвых", "В Нем обитала всякая полнота", "Посредством Его примирить с Собою все", "Христос в вас, упование славы", "В Нем все сокровища мудрости и знания", "В Нем полнота Божества телесно", "В Нем вы совершенны", "Глава всей твари поднебесной"; "Рожден прежде всякой твари" (15) не означает, что Он был создан, но согласно значению Ветхого Завета, Он является "наследником" всей вселенной.

Престолы, господства, начальства, власти (1:16). Это место и в некоторых местах к Ефесянам 6:12, сказано, что в невидимом мире существует множество разнообразных лиц, правительств, по сравнению с которым наш видимый мир представляет маленький дупликат или копию, и смерть Христа дает не только искупление для человека, но также является средством, востанавливающим перерваную гармонию во всей необъятной вселенной.

Страдание за Церковь (24-29), чтобы восполнить недостаток. Не то, что страдания Христа было недостаточно для нашего спасения, но Церковь, в целом, не может достигнуть совершенства, пока не пройдет путь страдания. Ап. Павел сильно желал разделить ее участь. (см. 1 Петра 4). "Тайна" (26,27, см. заметки к Ефесянам 3:3).

"Христос в вас, упование славы" (27). Сущность этого послания Павел выражает так: Христос глава вселенной, мы обращаемся к Нему непосредственно, а не через посредников-ангелов. Он не представляет ту или иную философию, те или иные правила или законы, но Христос Сам-наша мудрость, наша жизнь, наша надежда, наша слава. Быть христианином-значит любить Его, жить в Нем, Который представляет Собою славную, божественную Личность, Создавший вселенную и в Нем все необходимое для искупления человека и вечного совершенства.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 12 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close