Главная » Библейский словарь Геллея
12:28
Библейский словарь Геллея
Глава 6:19; 7:5. Животные

В главе 6;9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар

чистых животных и лишь по одной ларе других. Некто высчитал, что

в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.

Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных -- было само

по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя

сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком

Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для

этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть

120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать,

что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он

оставался твердым в своем намерении и вере (2 Петра 2:5; Евр. 11:7).

Глава 7:6; 8:19. Потоп

"Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные

отворились" (7:11). Евфратскую долину можно смело назвать

перешейком Восточного полушария, где Средиземное море и

Индийский океан так близки. Горы Армении похожи на ряд

островов. Каспийское и Черное моря расположены на севере,

Средиземное море -- на западе, а Персидский залив и Индийский

океан на юге. Вода из морей в этом районе могла выступать из своих

берегов, после того, как дожди наполняли моря.

Протяжение потопа

"И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все

высокие горы, какие есть под всем небом. И лишилась жизни всякая

плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады,

ползающие по земле и все люди" (7:19,21). Вне всякого сомнения, что

такими словами Сим передал или написал о потопе своим детям и

внукам. Он описал события, какими их сам видел. Следует ли нам

понимать его описание потопа согласно его понимания географии

или согласно теперешнего понимания? Все люди, кроме семьи Ноя,

погибли. Чтобы уничтожить род человеческий было необходимо

лишь покрыть водой столько земли, сколько она бьпа заселенной.

Принимая сведения о потопе так, как они записаны в Библии, мы

находим, что от первого человека Адама и до Ноя было десять

родов. Как одно семейство в десять поколений, в условиях

примитивной жизни и трудностях передвижения, могло населить

всю землю? Весьма правдоподобно, что человечество еще не

распространилось очень далеко за пределы Евфратского басейна.

Время, проведенное в ковчеге

Ной вошел в ковчег семь дней до начала дождя (7:4,10). Дождь

лился сорок дней и сорок ночей (7:12). Вода покрывала землю 150

дней (7:24; 8;3). Ковчег остановился семнадцатого дня седьмого

месяца (8:4). Кровлю ковчега Ной открыл первого дня первого

месяца, на 601 году своей жизни (8:13). Он вышел из ковчегадвадцать

седьмого дня второго месяца (8:14-19). В ковчеге Ной пробыл один

год и семнадцать дней -- пять месяцев плавания и семь месяцев

ожидания на Араратских горах.

Гора Арарат

Проплыв 800 км или даже больше от своего места начала, ковчег

остановился на вершине одной из гор Армении, называемой

Араратом (см. карту, стр. 89), в 300 км на север от Ниневии. Гора

Арарат высотой в 5000 м. У подошви горы стоит город, назывемый

Наксуана или Нахичеван, в котором, как будто-бы, находится

могила Ноя. Имя города означает "Здесь поселился Ной".

8!

БЫТИЕ

Глава 8:20 до 9:17. Радуга

Возможно, что потоп очистил воздух и сделал радугу весьма

прозрачной. Бог установил радугу знаком Его завета с

человечеством, что больше не будет потопа (9:8-17). Следующее

разрушение земли будет огнем (2 Петра 3:7).

Глава 9:18-28. Пророчество Ноя

Потомки Хама будут слугами. Семиты сохранят знание истинного

Бога. Потомки Иафета овладеют большой частью света и вытеснят

потомков Сима, как учителей о Боге. Пророчество это исполнилось

при овладении израильтянами Ханаана. Греки владели Сидоном, а

римляне Карфагеном. С тех пор потомки Иафета правят миром и

обрашены к Богу Сима. А потомки Сима занимают весьма

незначительное место в мире. Потомки Хама на положении слуг.

Какое удивительное пророчество!

Слухи о находке Ноевого ковчега

В печати не раз появлялись сведения о том, что русские авиаторы

перед революцией видели громадный остов большого корабля на

высоких и недоступных ледниках Араратских гор, о чем было

осведомлено русское правительство. Сведения эти никогда не были

сделаны гласными.

Вавилонское предание о потопе

В архивах храма Мардука, в Вавилоне, по свелениям Беросуса, 300

лет до Р.Х. был следующий рассказ: царь Ксисутрос был

предупрежден одним из богов, чтобы'он построил большой корабль

и взял в него родственников, друзей, разных животных и

необходимый для них провиант. Царь построил этот корабль,

который позже остановился в Армении. Когда вода сошла, он

выслал из корабля птиц, которые после третьего раза не вернулись.

Тогда он вышел из ковчега, построил жертвенник и принес

жертвоприношение.

Другие лредания

У египтян есть легенда, что боги в одно время очистили землю

большим потопом, после которого спаслись лишь немногие пастухи.

Греческое предание: Дюкалион, будучи предупрежденным, что

боги низведут на землю потоп, по причине ее великой греховности,

построил ковчег, который остановился на горе Парнассе. Лважды он

посылал в разведку голубя.

Индуское предание: Ману, будучи предупрежденным, построил

ковчег, в котором только он сам спасся от потопа. Все остальное

живущее было уничтожено.

Китайское предание: Фа-Ге, основатель китайской цивилизаиии,

как гласит предание, спасся от потопа с женой, тремя сыновьями и

тремя дочерями. Потоп был послан на землю по причине восстания

людей против неба.

82

БЫТИЕ

Английское предание: У друидов существует легенда о новом

заселении земли посредством благочестивого патриарха, который

спасся в крепком ковчеге от потопа, посланного наказатьлюдей за их

великое развращение.

Полинезийское предание: Полинезийцы имеют рассказы о потопе,

от которого спаслись лишь восемь душ.

Мексиканское лредание: Один мужчина с женой и детьми спасся от

потопа, который покрыл всю землю.

Перуанское предание: Один мужчина с женщиной спаслись в

ящике, плавающем на поверхности вод потопа.

Предание американских индейцев: Существует несколько легенд, в

одной из них говорится, что олна, две или восемь душ спаслись в

лодке на поверхности воды в высоких горах.

Гренландское предание: Однажды земля пошатнулась и все люди

утонули, за исключением одного мужчины и одной женщины,

которые вновь населили землю. (См. Интернациональную

стандартную библейскую энциклопедию).

Всеобщность предания

Вавилоняне,ассирийцы,египтяне, персы, индусы,греки,китайцы,

фригийцы, жители островов Фуджи, эскимосы, исконные

американцы, индейцы, бразильцы, перуанцы и все остальные

ответвления человеческой расы Семитов, Арийцев и Урало-

Алтайцев -- все имеют предания о великом потопе, который

уничтожил всех жителей на земле, за исключением одного семейства.

Потоп этот запечатлился в памяти всей предков этих народов,

прежде чем они рассеялись по земле. Все эти легенды построены на

предположении, что некоторые из этих событий произошли в

действительности. Такое всемирное убеждение не исходит из

инстинктивных чувств нашей натуры, а, должно быть, базируется на

исторических фактах.

Археологическая заметка: дощечки с записями потопа

Джордж Смит, из Британского Музея, в 1872 г. нашел дощечки в

библиотеке Ассур-банипала, в Ниневии, на которых записаны

события очень близко согласующиеся с библейскими записями. Они

были переписаны с дощечек, относящихся к первой династии в Уре, к

83

БЫТИЕ

периоду времени между потопом и Авраамом. Еще позже было

обнаружено больше подобных дошечек. На них были

повторяющиеся следующие выражения: "потоп", "время перед

потопом", описание "времени перед потопом".

Рассказ вавилонского Ноя о потопе

Рассказ этот является частью, так называемой Гильгамешской

эпики. Гильгамеш был пятым царем из династии Эрехов, одной из

первых династий после потопа. Сказание это описывает его

приключения, и одним из приключений есть как царь Гилгамеш

посетил остров, на котором жил Утнапиштим, вавилонский Ной.

Рассказ записан на печати (рис. 17), найденой недавно в Тел Билла,

около Ниневии (см. следующую стр.). В своем ответе Гилгамешу

Утнапиштим (Ной) рассказывает о потопе и своем спасении. В

главном и в кратце его содержание следующее: "В совете богов было

решено послать потоп. Они решили, что грех грешников должен

пасть на их самих. Муж Шуруппака, строй ковчег, спасай свою

жизнь. Построй его шестипалубным, и в каждой палубе по шесть

отделов. Осмоли его внутри и наружу. Спусти его на океан. Возьми с

собой в ковчег семя жизни всего живого. Я построил ковчег.

Наполнил его всем, что имел: серебром, золотом и живыми

существами в моем распоряжении. Я вошел в ковчег с моим

семейством и родственниками. Я закрыл дверь. Наступило

назначенное время. Я ждал этого дня. Я закрыл дверь. Время это

было весьма ужасным. Свет померк и все превратилось в тьму.

Полился дождь. Бушевала буря, подобная войне против

человечества. Ковчег сотрясался. Боги плакали. Я посмотрел на

море. Все человечество превратилось в глину, подобно бревнам,

плавающим вокруг. Буря утихла. Потоп закончился. Ковчег

остановился на горе Зазир. На седьмой день я выпустил голубя,

который вернулся. Я выпустил ласточку и она вернулась. Я выпустил

ворона, он поднялся, каркнул и не вернулся. Я высадился. Назначил

жертвоприношение. Боги обоняли сладкое благоухание и сказали;

"Да не будет больше этого".

84

БЫТИЕ

Археологические заметки: потопное отложение в Уре

Эти предания о потопе, хотя смешанные с политеизмом

(многобожием) и мифами, являются доказательством того, что они

были приняты за действительность и хранились в памяти ранними

жителями Вавилонии. Не так давно были найдены слои грязи,

оставленные потопом в трех местах: в Уре, который находится в 20

км от традиционного Едемского сада, в Фаре, традиционное

местожительства Ноя, в 95 км вверх по реке; в Киш, в пригороде

Вавилона, 300 км еще выше по реке Евфрату, и, возможно, в

четв'ертом месте -- Ниневии, 450 км еще выше по реке Евфрату (См.

стр. 95).

В Уре, городе Авраама, Объединенная Экспидиция

Университетского Музея Пенсильвании и Британского Музея, под

руководством ц-ра С.Л. Вуллея, нашла в 1929 г. почти на самом дне

урских курганов, ниже нескольких страт человеческого жилья, слой

водой нанесенной гнины, тонщиной в 3 м, без всяких остатков

культуры человека, хотя развалины другого города находились под

этим слоем. Вуллей заявляет, что этих 3 м осадков на большой

глубине, и в такое продолжительное время под водой, не могли быть

нанесены водой при разливе рек, а лишь только таким большим

разливом воды, как библейский потоп. Цивилизация ниже

потопного слоя была весьма отличительной от верхнего слон, что

доказывает, по Вуллею, "внезапную и потрясающую перемену в

истории мира". (См. "Ур халдейский" Вуллея; о рассколках Ура еще

1

БЫТИЕ

Археологическая заметка: потопные отложения Киша

Город Киш (Ухеймер, Эль-Охеймер, Ухаймир), был расположен

на восточной окраине Вавилона, на высохшем дне реки Евфрата. 0

нем записи на дощечках говорят, что он был первым городом

отстроенным после потопа.

Оюъединенная Экспедиция Музея Фильда Оксфордского

Университета, под руководством д-ра Стефана Лангдона, в 1928-29

гг. обнаружила водой нанесенный чистый пласт глины в нижним

пласте развалин Киша, толщиной в полтора метра, таким образом

указывая на большой потоп. В центре рирунка 19 потопный слой

находится немного выше стен развалин. В нем нет никаких

предметов. Под этими развалинами обнаружена совершено другая

форма культуры. В развалинах также найдена четырехколесная

карета, колеса которой сделаны с дерева и сбиты медными гвоздями,

и найдены скелеты животных, которые тянули ее. (См. Экспедиция в

Киш Музея Фильда Оксфордского Университета, Генри Фильда,

листовка 28).

Археологическая заметка: потопные отложения Фары

Фара (Шуруппак, Суккурру), местожительство вавилонского Ноя,

находиться на полпути между Вавилоном и Уром. В свое время на

реке Евфрате, а телерь 65 км на восток от Евфрата. Группа низких

курганов, избитые песками пустыни, которые были раскопаны в 1931

году д-ром Эриком Шмидтом, из Пенсильванского

Университетского Музея. Он обнаружил здесь развалины трех

городов: верхний город, времен третьей Урской династии (см.стр.

95); средний горол ранних шумерийцев и нижний--допотопный.

Потопный слой находился между средним и нижним городом. Он

состоял из желтой грязи, смеси песка и глины и определенно

наносной, сырой, чистой земли и без всяких остатков выщей,

принадлежащих к человеческой цивилизации, как показано на

рисунке 21. Под потопным слоем лежал слой золы и деревянных

углей и темного цвета остатков культуры, которые могли быть

обломками стен, цветными черепками, скелетами, валиковыми

86

БЫТИЕ

печатями, штамповыми печатями, горшками, мисками и другой

посудой. Рисунок 20 показывает рабочих д-ра Шмидта, ведуших

раскопки ниже потопного слоя. (См. Журнал Университетского

Музея, сентябрь 1931 г.).

Раскойки в Нйневии. В Анналах Археологии и Антропологии,

том 20, стр. 134-135, М.Е.Л. Миллован, директор раскопок

Британского Музея в Ниневии, в 1932-33 гг., описывает раскопки

"Великого кургана". Глубина кургана была 28 м., сверху до

девственной земли, и что 22 из 28 метров представляют пять

доисторических слоев. И приблизительно на половине грубины

этого кургана, между вторым и третьим слоем от дна кургана,

находится слой толщиной в два с половиной метра,состоящий из

чередующихся слоев липкой грязи и наносного речного песка, с 13

различными уровнями, которые по мнению Маллована, указывают

на сильные дождливые сезоны. Замечена большая разница между

глиняными предметами под мокрым слоем и сверху его.

1. Исторический факт большого потопа, покрывшего широкую

площадь ранней цивилизации, доказывается тем, что нанос в два с

половиной метра толщины покрывает весь "культурный уровень" в

Евфратской долине.

2. Шумерский "Список царей" из Нижней Месопотамии содержит

запись о потопе. Такие выражения, как "затем потоп покрыл всю

землю"...и "после потопа" встречаются в записях.

3. Шумерская дощечка написанная 2000 лет до Р.Х., дает полное

описание потопа: Один человек был спасен в большой лодке,

благодаря вмешательству богов.

4. Вавилонская поэма Гильгамеша основана на этом рассказе, но

она более полнее описывает потоп. Рассказ взят из библиотеки

Ашурбанипала. Содержание этого рассказа весьма близко к

библейскому рассказу.

87

БЫТИЕ

5 Сходство весьма правдоподобное: 1) Оба рассказа

придерживаются мысли, что потоп был Божьим наказанием за

человеческие преступления. 2) Что один человек был предупрежден и

он спасся в лодке. 3) Оба рассказа одинаково описывают физические

причины потопа, хотя библейский рассказ более устрашающий. 4)

Оба рассказа упоминают об остановке ковчега на горе, о двух

птицах, из которых вторая не вернулась обратно. 5) Оба рассказа

говорят о жертвоприношении спасшихся и их благословении.

6. В рассказе есть расхождения моральные, духовные и жизненые:

1) Идея Бога в двух рассказах весьма не сходная. В одном

возвышенная мысль о справедливом Боге, в другом -- грубое

многобожие. 2) Разные понятия о грехе. Иегова осуждает жестокие

грехи, но не капризно, а с чувством справедливости.

7. Оба рассказа основаны на фактах. В Библии факты эти

передаются в сдержанном виде, благородном, в теологическом

и этическом содержании. В вавилонском рассказе сохраняется

только ядро истины, окутанное мифами и предрассудками, с

утерянными моральными ценостями. Оба рассказа не вытекают

один из другого.

Родословие сынов Ноевых, 10:1 до 11:9

Пятый документ, составляющий книгу Бытие (см. стр, 66),

составленный, наверно, Симом и переданный Аврааму. Сим жил 98

лет до потопа и 150 лет после рождения Авраама (11:10).

Глава 10. Народы, происшедшие от Ноя

Семья Ноя вышла из ковчега на горе Арарате, у истока реки

Евфрата. По всей вероятности они отправились обратно в Вавилон,

место своего допотолного жительства. Им надо было преодолеть 800

км. обратного пути. Сто лет позже (10:25) они рассеялись по всей

земле после смешения языков.

Потомки Иафета, северная зона народов, 2-5

Потомки Иафета ушли на север и поселились в районах Черного и

Каспийского морей и таким образом стали потомками великой

кавказской расы Европы и Азии.

Потомки Хама, южная зона народов, 6-20

Хамиты ушли на юг. Если судить по названию мест, то, кажется,

это будет южная и центральная Аравия, Египет, восточное

лобережье Средиземного моря и восточное побережье Африки.

Сыновья Хама и его потомки заселяли Ханаан и назвали этим же

именем землю, которая позже стала родиной евреев. Египет

назывался "землей Хама". Возможно, что сам Хам руководил

поселением в Египте. Египетское божество "Хен" очень близко к

еврейскому слову "Хам". Египет назывался "Мизраим", по имени

Ноевого сына Нимрода. Нимрод был хамитом (см. след. стр.).

88

Потомки Сима, центральная зона народов, 21-31

БЫТИЕ

От потомков Сима происходят евреи, ассирийцы, сирийцы и

еламиты, живущие на севере Евфратской долины и около ее окраин

(см. стр. 92).

Нимрод, 8-12

Нимрод был выдающимся вождем на протяжении 400 лет, между

потопом и Авраамом. Внук Хама (8), он родился скоро после потопа,

если судить по возрасту, упомянутом в 11:10-16, и, возможно, жил во

89

БЫТИЕ

весь период этого времени. Он был весьма предприимчивым

человеком.

Он славился как "сильный охотник" (10:9), что значит, что он был

защитником людей от диких зверей, которые в те времена были

постоянной угрозой. На ранних вавилонских печатях он изображен

борющимся со львом. Таково предание о Нимроде.

В своих стараниях, он, наверно, руководил постройкой

Вавилонской башни(10: 10; 11:9). После смешения языков и рассеяния

народов, Нимрод занялся постройкой Вавилона. Затем он построил

еще три близко расположенных города: Эрех, Аккад и Халне и

объединил их в одно царство под своим управлением. Отсюда,

наверно, начало империализма.

Вавилония долгое время называлась "землей Нимрода". Позже

Нимрод бьп обожествлен и назван "Меродах".

Руководимый теми же самыми побуждениями управлять

народами, Нимрод ушел дальше, 500 км. на север и основал Ниневию

(по другим источникам Ассур) и три соседних города: Реховофир,

Келах и Ресен. Они составляли северное царство Нимрода. На

протяжении многих веков эти два города, Ниневия и Вавилон,

основанные Нимродом, бьпи выдающимися городами мира.

Клинописные записи показывают, что Ниневия была заселена из

Вавилона, что есть археологическим доказательством верности

Бытия 10:11.

Глава 11:1-9. Вивилонская башня

Смешение языков произошло в четвертом поколении после

потопа, во время рождения Фалека (10;25), на 101 году после потопа и

90

БЫТИЕ

326 лет перед призванием Авраама (11:26). Бог применил этотспособ

рассеяния людей по всей земле для того, чтобы они овладели землей.

Рассеяние людей по земле способствовало разнообразию богов и

имен допотопных людей.

Постройка Вавилонской башни была приостановлена лишь на

время, а позже бьпа возобновлена жителями, оставшимися в

Вавилонии. Башня была центром, вокруг которого продолжалась

постройка города. Она стала архитектурным образцом для

подобных построек в других городах Вавилонии, и, возможно, легла

в основу постройки египетских пирамид.

Археологическая заметка: место Вавилонской башни

Традиционная Вавилонская башня находится в Борсиппе, в

расстоянии 15 км. на юго-запад от центра Вавилона. Сэр Генри

Равлинсон обнаружил в угловом фундаменте в Борсиппе валок с

надписью: "Борсиппская башня, построенная прежним царем и

возведенная на высоту 45 локтей (локоть равняется 45 см.), которую

он не завершил. Башня бьпа разрушена в древнее время. На ней не

было надлежащих водосточных труб. Дождь и бури размыли стены

из кирпича-сырца и черепнца на крыюе была разбита. Великий бог

Мардук повелел мне восстановить ее. Я не изменил ее места и не

переминил капитальных стен. В надлежащее время я обновил

кирпичные стены и черепичную крышу и верезал мое имя на карнизах

здания. Я восстановил ее в прежнее состояние и построил

остроконечные башни, которые были на ней в прежние времена".

Таково предание о незаконченной Вавилонской башне (Рис. 22).

Среди археологов существует мнение, что подлинное место башни

было в центре Вавилона, на месте развалин, на север от храма

Мардука (Карта 48). Г. Смит обнаружил древнюю дощечку с

надписью, на которой было написано: "Постройка этой знаменитой

башни огорчила богов. Ночью они разрушили. что было построено

днем. Они рассеяли строителей н смешали их речь". Таково

вавилонское предание о башне. На этом месте теперь большое

углубление в 100 кв, м., откуда люди брали кирпичи. Эта башня

имела несколько последовательных плошадок, одна выше другой,

каждая из них меньше той, которая под ней. На самой верхней

площадке построено святилище Мардуку.

Вавилонская башня

!. Бытие: 11:4, "построим...башню, высотою до небес". Постройка

эта является выражением великой гордости первых строителей

"зиккуратов", искуственных храмовых холмов в Шумерии и

Вавилонии.

2. Желания группироваться, составлять сильные группы и города,

вместо повеления, указанного в Бытии9:1. Во всем этом преобладает

дух прежнего противления, преклонения перед человеком и

проявление человеческой гордости.

3. Подлинное время рассеяния неизвестно. Предположения

Юшера основаны на ошибочных предположениях. Родословия в

91

БЫТИЕ

Бытии 5 и 11, вне сомнения, сокращены. Многие родословия

проявляют обычай пропуска.

4. Зиккураты обнаруживаются по настоящее время в развалинах

Ура и Эреха, и их постройка иллюстрирует Бытие 11:3,4. Где бы они

ни обнаружились, они были средством идолопоклонства, в чем

состоял грех построения Вавилонской башни.

ПРИМЕЧАНИЕ:

а) Языки людей, рассеявшихся после Вавилонской башни,

распадаются на несколько больших ветвей. В некоторых группах

замечается их сходство и их развитие можно проследить назад до 3

000 лет. Среди главных групп, так называемых индоевропейских и

семитских языков, сходства нет.

б) Вуллей в "Шумерийцы" и "Урхалдейский" описывает в

подробностях удивительные инженерные преимущества зиккурата.

Родословие Сима, 11:10-2б

Родословие Сима является шестым документом, составляющим

книгу Бытие (см. стр. 66). В главе 10:21-31 упоминаются потомки

Сима до Авраама, распространяясь на 10 родов (427лет). Возможно,

что Сим сам составил это родословие, так как он жил в это время. На

странице 92 есть список, указывающий годы от Адама до потопа, о

которых читаем в главе 5 (см. стр. 78); и от потопа до Авраама, как

указано в главе 11.

Адам

Сиф

Енос

Каинан

Малелеил

Иаред

Енох

Мафусал

Ламех

Ной во

время потопа

130

105

90

65

162

65

187

182

600

1656

Согласно такого подсчета:

Полный рождения сына

возраст

930

912

905

910

895

962

365

969

777

950

Арфаксад,

родился

после потопа

Арфаксад

Сала

Евер

фалек

Рагав

Серух

Нахор

Фарра

2

35

30

34

30

32

30

29

130

438

433

464

239

239

230

148

205

Авраам,

вошел в

Ханаан

75

427

От Адама до потопа прошло 1656 лет и от потопа до Авраама -- 427

лет. Жизнь Адама перекрыла Мафусала на 243 года. Жизнь

Мафусала перекрыла Ноя на 600 лет, и Сима на 98 лет. Между

смертью Адама и рожцением Ноя был промежуток времени в 126

лет. Ной жил 350 лет после потопа и умер два года перед рождением

Авраама. Сим жил 98 лет перед потопом и 502 года после потопа.

92

БЫТИЕ

Сим жил 75 лет после переселения Авраама в Ханаан. Адам жил во

время рождения его пра-пра-пра-пра-пра-правнуков. Ной жил яо

девятого поколения своих потомков. В колонке на правой стороне

указано, что все они, кроме Фалека и Нахора, жили при рождении

Авраама. Во время такой долговечности население увеличивалось

очень быстро. До потопа все люди жили очень долго. Затем

долговечность постепенно сократилась.

Родословие Фары, 11:27 до 25:11

Седьмой документ, составляющий книгу Бытие (см. стр.бб).

Жизнь Авраама, возможно, записанная самим Авраамом или

Исааком.

Главы 10 и 11. От потопа до Авраама

Этот период времени в истории Вавилонии

В древних вавилонских записях, после упоминания десяти

допотопных царей,сказано: "Затем лотоп покрыл землю" (см. стр.

78). Потом, в промежутке времени между потопом и Авраамом

упоминается 100 царей и 20 городов или династий.

На дощечках с надписями раннего периода этого времени

замечается внезапное сокращение времени царствования царей, от

крайних до умеренных цифр. Наблюдается также подразделение

между "историческими", то есть современными событиями и

"доисторическими", прошлыми событиями, переданные по устным

преданиям.

Города-государства

В начале исторического периода были поселения около Киша,

Лагоша, Эреха, Ура, Эриду, Ниппура, Аккада, Вавилона, Ларса,

Фара и других мест. Это были небольшие укрепленные города,

каждый из них управляемый царем или священником-царем. Они

находились в постоянной вражде между собою. Когда один город

93

БЫТИЕ

побеждал другой, тогда составлялась небольшая империя. Такое

владычество продолжалось некоторое время, затем ослабевало и

власть переходила к другому городу. Цари этих городов записывали

свои доспехи на глиняных дощечках, тысячи которых недавно были

обнаружены в раскопках. Все же дощечки эти не указывают к какому

времени эти города-династии относились и с кем были

современниками. Поэтому хронология этого времени очень неточная.

Главные династии, управляюшие Вавилонией,между потопом и

Авраамом, согласно дощечек, поданны на следующий странице.

Обратите внимание, что центрами населения были Эриду,

традиционный Едем и Фара, традиционное местожительство Ноя.

ДИНЗСТИЯ КИШ

Первой династией на дощечках после потопа указана династия

Киш. Киш был пригородом Вавилона, недалеко от места

Вавилонской башни, ранний послепотопный город был столицей

Вавилонии, сразу же после потопа (см. стр. 86). Здесь Лангдон

обнаружил остатки допотопных отложений.

ДИНАСТИЯ ЛйгИШ

Лагаш был столицей первого шумерского или семитского царства

после потопа, на юге Вавилонии, подобно тому, как Киш был

столицей первого семитского царства на севере Вавилонии.

Расстояние между этими городами 180 км. В Лагаше была

центральная библиотека, раскопанная Саржецом, в 1877 -- 1901 годах

(см. стр. 56-58)

Династия Эрех

Эрех, иногда называемый Урук или Варка, был одним из городов

Нимрода. Он был расположен всего в 80 км от Едемского сада. Один

из его царей, Лигалзисси, называл себя "господином всего

мира". Эрех был раскопан Колдевеем в 1933 г., а позже Нелдком и

Джорданом, в 1928 -- 33 годах. Они пришли к заключению, что это

был один из старейших городов, в котором было 18 ясно видимых

доисторических слоев. Здесь происходило поклонение богине

Иштаре, где практиковалась насильственная проституция.

Династия Аккад

Аккад или Сиппар, другой из городов Нимрода, в котором также

была большая библиотека (см. стр. 55). Город был расположен в 180

км на северо-запад от традиционного местожительства Ноя, в Фаре.

Отсюда вышел Саргон 1, самый выдающийся воин до Авраамового

времени. Он управлял от Елама до горы Синая. Саргон ! считался

великим полководцем, строителем и распространителем

образования. Он основатель большой библиотеки. Полагают, что он

был современником египетского фараона Хеопса, строителя великой

пирамиды.

94

БЫТИЕ

Династия Ур

Ур расположен только в 18 км от Эриду и после потопа был

превзойден другими близько лежащими городами. Но ко времени

Авраама он вырос и занял выдающееся место среди городов мира

(см. след. две стр.). Во время царствования своих двух славных царей:

Ур-Ингур и Дунги, Ур управлял территорией от Персидского залива

до Средиземного моря

Вавилонская династия

Приблизительно во время переселения Авраама в Ханаан (2000лет

до Р.Х.), во время царствования Хаммурапи, вавилонская династия

достигла своей высоты. Хаммурапи был великим полководцем,

строителем храмов и составителем свода законов. Многие

полагают, что он "Амрафел", упоминаемый в Бытии 14:! (см. стр.

58).

Главы 10 и 11. От потопа до Авравма

Этот период времени в истории Вавилонии

Раскопки в Уре, городе Авраамв

Ур или Мухеир и Мугаяр бьп однажды портовым городом в

Персидском заливе, в устье реки Евфрата, в 18 км от Эриду,

традиционное место Едемского сада (см. карту на стр. 72)

Допотопный город, разрушенный во время потопа, но позже

восстановленный. Как раз перед временем Авраама, город считался

самым величественным городом в мире. Город был центром

индустрии, земледелия и судоходства, расположенный в земле

неописуемого плодородия и богатства.

Его караваны отправлялись во все концы мира, а корабли с

пристани Ура, нагруженные медью и мрамором, плавали по всему

Персидскому заливу. В дни Авраама Ур уступал славой Вавилону,но

все же оставался весьма важным городом до персидских времен. К

этому времени вода в Персидском заливе убыла и река Евфрат

изменила свое направление, протекая 18 км дальше на восток. А

затем Ур был забытым и засыпан горячими песками пустыни.

95

БЫТИЕ

Развалины Ура это несколько городов, которые были построены

один над другим. Город дней Авраама -- на самом дне. Развалины

эти состоят из ряда высоких курганов (холмов), окруженные со всех

сторон низшими, дополнительными холмами, в длину около пять

километров с северо-востока на юго-запад и в ширину около одного

километра. Остатки городской стены, толщиной в 22 м и высотой в

25 м обнаружены и прослежены на растоянии пяти километров.

Часть города, в которой находились храмы и дворцы, была

окружена другою внутринней стеною в 200 м шириной и 400 м

длиной.

Пенсильванский Университетский музей и Британский музей в

совместной экспедиции, под руководством С.Л. Вуллея, на

протяжении 12 сезонов, с 1922 до 1934 гг., каждый сезон охватывал 4

или 5 зимних месяцев, и с помощью 200 рабочих в каждом сезоне,

весьма детально исследовали тайны этих развалин.

Зиккурат или храмовая башня, построенная по образцу

Вавилонской башни, теперь наивысший холм руин, а в дни Авраама

была самым высоким зданием в городе. Город был отстроен

последний раз при Набонидусе в шестом столетии до Р.Х. на

развалинах храма, стоящего в дни Авраама, и который тоже, в свое

время, был отстроен на руинах, которые теперь еще стоят с

доисторического времени. Башня дней Авраама была четырех-

угольной, с террасами, построенная с плошного кирпича.

Чередующиеся террасы были высажены деревьями и кустарником, а

сверху башни был храм богу луны.

Храмм. Два главных храма были посвящены богу луны Наннар и

богине луны Нингал. В дни Авраама они почитались и были на

вершине своей славы. В храме был целый комплекс святынь: малых

комнат, жилых комнат для священников, жриц и прислуги. Этим

богам поклонялся отец Авраама.

Царжие могилы. Одним из всех выдающихся открытий были

драгоценности, найденные в гробах царицыШубад, Мес-килам-дуг и

безымянного царя, в нижней части кладбища, погребенных в периоде

96

БЫТИЕ

времени между Авраамом и потопом. С костями царицы была

найдена золотая корона, прическа, много бус, ожерельев, золотых и

серебряных украшений, самоцветных камней, чашек, тарелок,

блюдец, туалетных коробок, чашек с красками, золотую арфу, кости

из 40 человек дворцовой прислуги, которая была принесена в жертву

во время погребения царицы, бесчисленное разнообразие медных,

каменных и кремневых приборов для царицы, для пользования в

потустороннем мире, остатки колесницы с костями животных,

которые тянули ее. Эти вещи можно увидеть теперь в

Филадельфийском университетском музее, в г. Филадельфии. Они

являются свидетельством высокого мастерства в это раннее время

истории, а также человеческого жертвоприношения и веры в

загробную жизнь.

Раскопана была и жилая часть города, с его домами, школами,

магазинами и часовнями. Также там были найдены тясячи дощечек,

на которых были записаны торговые сделки, договоры, расписки,

гимны, литургии и другие документы. Дома бьпи двухэтажные и из

кирпича, в притык с улицей и со двориками позади домов.

Глава 10 и 11. От потопа до Авраама

Этот период времени египетской истории

Хотя библейская история начинается в Вавилонии, она очень скоро

переходит в Египет и после этого занимает видное место в Ветхом

Завете.

Египет был основан скоро после потопа Мицраимом, сыном Хама.

Он назывался "Землей Хама".

Начатая в Вавилоне цивилизация при Нимроде, Саргоне и

Хаммурапи еще больше развилась в Египте во время первых 12-ти

династий, охвативших период времени от потопа до Авраама.

Тридцать одна династия Египта, по Мането

Мането был египтянином. Он 250 лет до Р.Х. написал историю

Египта, которую разделил на 31 династию. Он начал с Манеса,

первого исторического царя и довел до греческого покорения

Александром Великим, в 332 году до Р.Х. Современная история

Египта основана на этих записях Мането и ее точность подтверждена

многими археологическими расследованиями.

1-ая династия

2-ая династия

3-ья династия

4-ая династия

5-ая династия

6-ая династия

7-ая династия

8-ая династия

9-ая династия

10-ая династия

Менес

Пирамиды

Современник

Нимрода?

Саргон?

97

БЫТИЕ

11-ая династия

12-ая династия

13-ая династия

14-ая династия

15-ая династия

16-ая династия

17-ая династия

18-ая династия

19-ая династия

20-ая династия

21-ая династия

22-ая династия

23-ая династия

24-ая династия

25-ая династия

26-ая династия

27 и 31 династии

Греческий период

Римский период

2000 до Р.Х.

1800 до Р.Х.

1580 -- 1340

1340 -- 1200

1200 -- 1100

1100 -- 950

950 -- 750

750 -- 720

720 -- 712

712 -- 663

663 -- 525

525 -- 332, персидская

332 -- 30 до Р,Х

30 до Р.Х. 300 по Р.Х.

Авраам

Иосиф?

Моисей

Давид

Септуагинта

Христос

В начале Египет составляли несколько семейных групп или племен,

которые называли себя "царствами". Они имели свой

доисторический период, до начала письменной истории, со своими

преданиями о долгоживущих божествах, полубогах и своих царях.

Они уже умели пользоваться золотом, серебром, медью, оловом и

кремнем, и умели делать лодки и судна.

Три выдающихся эпохи истории Египта:

Старое царстви: династия 3-6. Эра постройки пирамид, Их

постройка определяется по-разному, между 4000 и 2000 лет до Р.Х., а

скорее всего между 2 700 и 2 400 до Р.Х.

Среднее царство: династия 11 и 12. Эра постройки каналов. Период

великого благостояния, где-то около 2000 лет до Р.Х.. временз

Авраама.

Период империи: династия 18 и 19, 1600 -- 1200 до Р.Х. Первая

мировая империя. Простиралась от Ефиопии ло Евфрата. Время

пребывания евреев в Египте.

Египетская хронология

Египетская история весьма хорошо обоснованная до ! 600 лет до

Р.Х., а дальше этого периода она весьма неопределенная. Поэтому

первый египетский исторический царь Менес относится

египетологами к разным периодам: Питри -- 5 500 лет до Р.Х.;

Бругш -- 4 500; Лепсис -- 3 900; Бунсен -- 3 600; Брестед -- 3 400;

Маер -- 3 300; Шарф -- 3 000; Пуль -- 2 700; Г. Равлинсон -- 2 450;

Вилкинсон -- 2 320; Шарп -- 2 000. Из этого видно, что Питри и

Брестед, самые выдаюшиеся египтологи, расходятся на 2000 лет, что

касается начала египетской истории Они расходятся и в своих

вычислениях постройки пирамид на 1 000 лет и 700 лет Гикского

98

БЫТИЕ

периода. В настоящее время тенденция состоит в том, чтобы

понизить дату египетской и вавилонской хронологий, определяя

время великих пирамид к 2 400 или 2 500 лет до Р.Х.

Библейская и египетская хронологии. Египтяне уже имели

предания о потопе еще в доисторическое время. Век пирамид начался

после потопа. Для увеличения насенения от Ноя потребовалось

много времени. Библия относит время потопа к 2 400 лет до Р.Х, и

большинство египтологов считают начало египетской истории

приблизительно от 3 000 лет до Р.Х. (см. выше). Таким образом

относя начало египетской истории на 600 лет до потопа, события,

которые произошли много лет после потопа. Здесь, как будто,

происходит разногласие между египетской и библейской

хронологиями. Нам здесь следует обратить внимание на параграф о

египетской хронологии, где некоторые египтологи относят

египетский исторический период ближе к 2 400 лет до Р.Х. Следует

также помнить, что Септуагинское и Самарийское Пятикнижия

относят время потопа к 3 000 лет до Р.Х. (см. Хронологию, стр.

41). Поэтому лишь некоторые египетские хронологические

системы не сходятся с некоторыми библейскими, остальные же в

полном согласии.

Глава 10 и 11. От потопа до Авраама

Период времени егилетской исшории

Первая динас:тия. Менес (Мена), первый исторический царь,

собрал несколько племен и объединил Верхний и Нижний Египет. Он

овладел Синаем и разработал бирюзовые шахты. Некоторые ученые

полагают, что он Мизраим, сын Хама. Он мог быть современником

Нимрода. Когда Нимрод полагал основание для

империалистического господства среди малых государств

Вавилонии, Менес делал то же самое в Египте. Его гробница

обнаружена в Абыдосе, в которой найдена ваза с зеленой полировкой

с его именем на вазе. В этой династии было девять царей.

Вторая династия. Состояла из девяти царей. Семитские имена

говорят, что эта династия соприкасалась с Вавилоном.

Продолжалась работа в синайских шахтах.

Третья династия. Состояла из пяти царей. Синайские шахты

дальше лействовали. Строились судна длиной в 50 м для торгового

судоходства на Средиземном море. Совершались морские ллавания

в Ливан. Начало периода пирамид. Зозер построил "Ступенчатую

пирамиду" в Саккара, в растоянии 4 км на запад от Мемфиса, в 6

отступающих платформах, на подобие вавилонской культовой

башни. Снефру (Сенеферу) позже иммитировал Зозера, но заполнил

террасовое пространство и сделал гладкие скаты, первую настоящую

пирамиду в соседнем Мейдуме.

Четвертая династия. Состояла из семь царей. Это был зенит

периода пирамид. Три великих пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хафре

(Сефрен), Менкур (Менкаура), около Гизея, в 13 км на запад от

Каира. Самой большой была пирамида Хеопса, одного из великих

правителей Египта. Следуюшим по величии был царь Хафри,

99

БЫТИЕ

который повелел на сфинксе высечь свое изображение. Мумия

Менкура была найдена в его пирамиде.

Пятая династия. Девять царей. Работа в шахтах Синая не

прекращается. Торговые экспедиции по Средиземном море

совершались в Финикию, Сирию и Офир.

Египтяне имели крепкую веру в загробную жизнь. На западной

стороне пирамиды царицы Хент-Кавес, из пятой династии,

обнаружена лодка, длиной в 33 м. и шириной в 5 м., которая была

высечена глубоко в скале для переселениядуши царицы в другой мир.

Все гробницы фараонов были хорошо обставлены драгоценностями

этого мира, которыми они думали пользоваться в загробном мире.

Шесшая династия. Она состояла из 6 царей. Конец старого

царства. Пепи 11, пятый царь династии, царствовал 90 лет, это было

самым длинным царствованием в истории.

Седьмая, восьмая, девятая и десяшая династии. Они имели всего

20 царей. Период этот был временем развала царств по причине

междоусобиц между царями.

Одиннадцатая династия. Состояла из 7 царей. Начало среднего

великого царства, которое продолжалось и в 12 династии,

Двенадцатая династия. Состояла из 8 царей. Аменемхет 11!

построил храм Серабит в Синае, где Питри недавно обнаружил

старейшие в мире алфавитные письмена. Были восстановлены

частые сношения с Сирией. От реки Нила был построен канал в

Красное море. Сенусерт 1 построил обелиск Он, который стоит до

настоящего времени. Сенесерта 11 обычно считают фараоном,

которого Авраам посетил в Египте.

Египетские пирамиды

Не так как вавилонские

культовые башни, которые

были построены со святынями

сверху для поклонения богам,

пирамиды были гробницами

для увековечивания славы

фараонов,которые они строили

для себя. Начиная с первой

династии, пирамидная гонка

достигла своего зенита в

четвертой династии.

Великая пирамида Хеопса

есть величайшим памятником

веков. Она занимает площадь в

5 гектаров, 71 кв, м.(теперь 69

1/2 м.), высотой 147 м.(теперь

137 м.). В постройку этой

пирамиды вошло около 2 300

000 камней средней толщины в

один метр и весом в две с

половиной тонны.

1ОО

БЫТИЕ

Пирамида была построена из последовательных слоев грубо

высеченного известняка. Лецевая сторона пирамиды была обложена

кусками гладкого отшлифованного и хорошо пригнанного гранита.

Эти наружные гранитные камни позже были сняты с пирамиды для

постройки зданий в Каире.

С северной стороны пирамиды, по середине ее есть вход во внутрь

пирамиды высотой в один метр, который ведет в нижнее помещение.

высеченное в твердой скале, 30 м. ниже уровня пирамиды и 180 м. до

самой верхушки пирамиды. между нижним помещением и

верхушкой в пирамиде есть еще двадругих помещения по серелине, в

которых помещены картины и скульптура, изображающая доспехи

царя. Мумии Хеопса в пирамиде не оказалось.

Как строились пирамидм? Камни высекались и обрабатывались

только каменными и медными инструментами в каменоломне,

находящейся в 19 км. на восток. Они переправлялись через реку Нил

во время разлива реки, а затем бесконечными артелями рабочих

поднимались по наклонным земляным площадкам веревками на

желаемую высоту, и при помощи деревяных клиньев, вбиваемых то с

одной, то с другой стороны платформ со специальной рамой,

ставились на свое место. Предполагают, что для такой постройки

требовалось 100 000 человек на 10 лет труда, чтобы только

подготовить насыпную дорогу (мостки), а затем 20 лет, чтобы

соорудить пирамиду. Вся эта работа производилась

принудительным трудом, простым рабочим народом и рабами,

подгоняемые бессердечным кнутом погонщика.

Замечательно то, что пирамиды строились на рассвете

человеческой истории. Сэр Флиндерс Питри называет пирамиду

Хеопса "величайшей и самой аккуратной структурой в мире".

Энпиклопедия Британика говорит, что "умственная способность, о

которой свидетельствует эта пирамида, равняется умственной

слособности современного человека".

--------------------------------------------------------------------------------

Глава 12:1-3. Призвание Авраамв

С призванием Авраама начинается рассказ искупления. 0

избавлении человеческого рода были сделаны намеки еще в

Едемском саду (3:15). 2 000 лет после сотворения мира и согрешения

человека и 400 лет после потопа, когла человечество впало в

идолопоклонство и отступничество, Бог призвал Авраама быть

основателем движения, целью которого было восстановление и

избавление человечества.

В это раннее время человеческой истории, когда народы были не

больше племенных групп, расселенных на более плодотворных

землях, Авраам, праведный муж, верующий в Бога, не

идолопоклонник, один из немногих примитивных поклонников

единого Бога, получил обетование, что его наследники:

1. Получат в наследие Ханаанскую землю.

2. Станут великим народом.

3. Через них благословятся все другие народы.

Обетование это (12:2; 22:18) легло в основу учения Библии о

искуплении. Бог сначала призвал Авраама в Уре (Деян. 7:2-4; Быт.

101

БЫТИЕ

11:31). Затем в Харане (12:1-4). Потом в Сихеме (12:7). И опять в

Вефиле (13:14-17). Дважды в Хевроне (15:5,18). Это обетование было

подтверждено йсааку (26:3,4) и было дано также йакову (28:13,14;

35:11,12; 46:3,4).

Авраам

Из вышеуказанных ссылок видно, что Авраам родился, когда его

отцу было 130 лет, и что он был первородным, как видим в 11:26. Ему

было 75 лет, когда он пришел в Ханаан. В восьмидесятилетнем

возрасте он спас Лота и встретился с Мелхиседеком. При рождении

Измаила ему было 99 лет, а при рождении Исаака -- 100 лет. На 137

году его жизни умерла Сарра и на 160 году родился Иаков. Авраам

умер достигнув 175 летнего возраста, 115 лет перед переселением

Иакова в Египет.

Развитие идолопоклонства
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 8 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close