Главная » Библейский словарь Геллея
13:00
Библейский словарь Геллея
658

что это Рим образно назван Вавилоном. В книге Откровения 17:5,18, Рим также назван Вавилоном. В эти времена гонений христиане проявляли благоразумие, они должны были очень осторожно говорить о правящей власти и давали ей названия, понятные для них, но не для внешних.

Марк в это время был с Петром (5:13), а из Второго Послания к Тимофею 4:11, мы заключаем, что Марк мог быть в Риме приблизительно в то время, когда писалось это послание.

Цель послания

Преследование христиан в 64-67 годах Нероном было очень жестоким в Риме и его окрестностях, но не по всей Римской империи. Тем не менее, пример императора воодушевлял врага_ христиан везде искать малейшего повода для преследований. Это было время испытаний. Церковь существовала уже 35 лет. Она и до этого была преследуема по местам со стороны местных властей, но теперь императорский Рим, который до этого времени был безразличным и даже в некоторых случаях дружественным, обвинял Церковь в ужасном преступлении и приготовился наказать ее (см. стр. 635).

Церковь подвергалась испытанию со стороны мира (5:9). Казалось, что ее конец приблизился. Это было буквально "огненное испытание" (4:12). Христиан по ночам сжигали в парках Нерона. Казалось, что дьявол "как рыкающий лев" (5:8) вот-вот поглотит Церковь.

Предполагают-и это вполне возможно-что Петр написал это послание сразу же после мученической смерти Павла, примерно в 66 году, а затем послал его через Силу (5:12), одного из помощников Павла, церквам, основанным Павлом, ободряя их нести бремя страданий. Сила лично принес весть о мученической смерти Павла в эти церкви.

Это послание родилось в атмосфере страданий, незадолго до мученической смерти самого Петра. Оно призывало христиан не думать о своих страданиях как о явлении странном, напоминая им, что и Христос прошел Свой путь страдания.

Глава 1. Славное наследие христиан

Великолепная глава! Почти каждое слово в ней насыщено драгоценным содержанием.

"Пришельцы" (1:1), видимо в смысле "странники". Можно думать, что это христиане из евреев, но 2:10 показывает, что они были, в основном, из язычников. Петр обращается к ним, как к временным жителям, пилигримам, гражданам иного мира, живущим малое время в этом мире, вдали от родного дома, путешествующим в их родную страну.

Страдания и слава (1:7). Чем больше страдания в этом мире, тем большая слава ожидает нас в ином мире. Испытания здесь, слава-в явление Господа (1:7). Вновь и вновь сопоставляются страдания и слава. Страдания Христа-и последующая за ними слава (1:11). Соучастники в Христовых страданиях будут радоваться чрезмерной

радостью в явлении Его славы (4:13). Петр, свидетель Христовых страданий, будет соучастником Его славы (5:1). После кратковременных ваших страданий-вечная слава (5:10). Это было также Павлова утешение: "Наше кратковременное легкое страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Коринф. 4:17).

"Драгоценный"-любимое слово Петра. Испытанная вера-драгоценнее золота (1:7). Искуплены драгоценною Кровию Христа (1:19). Драгоценный Господь (2:4,7). Драгоценная вера (2 Петра 1:1). Великие и драгоценные обетования (2 Петра 1:4).

Христос, Которого лично не видя, любите (1:8). В Нем вы радуетесь радостью неизреченною и преславною (1:8). Его силой вы соблюдаетесь ко спасению, готовому открыться в последнее время (1:5). Христос Сам есть центр небесной славы (1:3-9). Возложите полностью вашу надежду на Него и на Его явление (1:13).

Глава 2,3. Земное пилигримство верующих

Верующие, рожденные от слова Божьего, чтобы быть наследниками славы (1:23), в своем шествии через этот мир к небесной родине постоянно нуждаются для подкрепления в слове Божьем (2:2), познавая, как драгоценен их Господь, милостив, добр и скор на помошь к ним, когда Он управляет ими на пути (2:2,3).

Странники (2:11), избранные святые (2:9), люди добрых дел (2:12); 3:13), которые своей жизнью прославляют Бога (3:16). Это напоминает нам слова Христа (Матф. 5:14-16) о том, что добрые дела Его учеников являются светом для мира.

Будьте добрыми гражданами, покорными всякому земному правительству, насколько это возможно; подчиняясь законам правительства страны, где вы живете, и проявляя послушание, чтобы возвысить доброе имя вашей веры, если бы даже это правительство было возглавляемо Нероном (2:13-17).

Верующие слуги (2:18-25). В среде первых христиан было много рабов. Они призывались быть добрыми рабами даже для жестоких своих господ и страдать невинно-без ропота и возмущения.

Верующие жены (3:1-6). "Называя его господином" (3:6), конечно, не в смысле того, чтобы подчиниться унизительному рабству своего мужа, но скорее, в смысле бескорыстной преданости, чтобы вызвать его восхищение и любовь, и, если он неверующий, своей любовной тактичностью привести его ко Христу. Мы понимаем стихи 3 и 4 не как запрещение женам проявлять их желание быть привлекательными своим внешним видом, но, скорее, быть осторожными, чтобы не заходить слишком далеко в этом, помня, что никакое количество пышных нарядов и украшений не может заменить собой красоту характера верующего человека (см. Ефес. 5:22-33).

Верующие мужья (3:3-7). Мужья должны обращаться с женами нежно, благоразумно. Бог хочет, чтобы любовь была взаимной, чтобы одна сторона проявляла внимание к другой. Если одна сторона имеет придирчивый характер или язык, тогда для другой труднее отвечать любовью. "Дабы не было вам препятствия в

молитвах" (3:7). Ничто так не угашает пламени любви в супружеской жизни, как распри.

Христос проповедовал духам в темнице (3:18-22). Видимо, это место указывает, что Христос в промежуточное время, между Его смертью и воскресением, проповедовал духам, заключенным в темнице, некогда непокорным во дни Ноя. Или же это может означать, что Дух Христов был в Ное, проповедовавшем людям, жившим до потопа.

Главы 4 и 5. Огненное испытание

Вооружитесь для страданий (4:1-6). Это было время гонений. Специальный призыв этого послания для верующих-быть готовыми к преследованиям. Но здесь имеется и утешение для верующих, которые живут в спокойные времена, потому что очень немногие проходят через жизнь без страданий физических или душевных. Одним из странных путей Божьего провидения является то, что многие люди страдают таким образом, каким они не должны были бы страдать, и проводить жизнь в лишениях, без надобности переносить эти лишения. Такие люди могут утешаться уверенностью, что если Бог применяет шлифовку, то это для того, чтобы ярче сиял отшлифованный камень.

Христианская любовь (4:7-11)-наивысшая добродетель жизни. Призыв Петра к любви прекрасен. Любите друг друга горячо, от чистого сердца (1:22). "Всех почитайте, братство любите" (2:17). "Будьте братолюбивы, милосердны" (3:8). "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу" (4:8). Братья, в общей славной надежде, будьте братьями один другому и во время страданий.

Огненное испытание (4:12-19). Преследование христиан Нероном было явным делом дьявола (5:8). Но несмотря на это, тайным Божьим провидением оно превращалось во благо для Церкви, где испытывалась вера, становясь дороже золота (1:7). С тех пор было много преследований более распространенных и жестоких, чем Нероновы, в которых бесчисленные миллионы христиан переносили разного вида пытки. Когда мы думаем об этом, нам должно быть стыдно, что так часто мы раздражаемся из-за пустяков.

Смирение Петра (5:1-7) особенно заметно в этом месте. Марк (5:13) в это время был с Петром. Предполагают, что он писал свое Евангелие под руководством Петра, возможно, в то время, когда Петр писал это послание.

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА

Предсказание об отсупничестве

Автор

Послание претендует на то, что это труд Симона Петра (1:1). Его автор говорит о себе, что он был свидетелем преображения Христова (1:16-18) и получил от Христа откровение о своей скорой кончине (1:14). Из всего этого мы заключаем, что Послание Петра является подлинным, или же это труд человека выдающего себя за Петра.

Это послание не сразу принималось в Новозаветний канон (см. стр. 740), но было признано ранней Церковью как подлинное послание Петра и на протяжении веков глубоко почиталось как часть Священного Писания.

Некоторые современные критики рассматривают его как труд, написанный во втором веке неким неизвестным автором, -присвоившим себе имя Петра. Для честного человека-это явная подделка, преступление против общественного и морального законов и даже против обыкновенного приличия. Но критики, однако, настаивают, что нет ничего неэтичного в присвоении чужого имени.

Кому написано послание

В отличие от большинства посланий, в нем не упоминается место, где оно писалось. Это было "Второе Послание Петра" тем же личностям, что и его первое послание (3:1). Несмотря на то, что Петром могли быть написаны многие послания, которые не дошли до нас, все же можно предположить, судя по его языку, что он указывает на другое послание.которое общепризнано как "Первое Послание Петра" и которое было написано церквам Малой Азии (1 Петра 1:1), куда писал также и Павел (2 Петра 3:15).

Время написания

Если Первое Послание Петра было написано во время Нероновых преследований (см. стр. 658), то это послание должно было быть написано незадолго до смерти Петра, где-то около 67 года по Р.Х.

Второе послание Петра и послание Иуды

Эти два послания в некоторых местах настолько схожи между собой, что некоторые исследователи Библии спрашивают себя: не

позаимствовал ли один автор от другого? Но это не обязательно так. Апостолы, часто слышавшие друг друга, часто пользовались одинаковыми выражениями и иллюстрациями из Писания, которые становились как бы частью общепринятой христианской терминологии.

Глава 1:1-11. Утверждение уверенности в спасении

Здесь подчеркивается, что признание Христа-основание нашей драгоценной веры (1: 1)-является источником благодати и мира ( 1 :2) и всего, что относится к жизни и благочестию ( 1 :3). Им мы достигаем уверенности нашего призвания и избрания, и им мы избегаем осквернения от мира (2:20). Это заключительный призыв послания (3:18). Оригинальное, подлинное учение о Христе содержится в Слове Божьем. Итак, прощальное предостережение Петра было: не пренебрегайте Словом Божьим.

Драгоценные обетования (1:4) включают в себя не только внешнюю славу Вечного Царства (1:11), но и измененную, божественную природу внутри нас, которую Бог, по Своей милости, дарует нам, и которую мы, прилагая все старания, можем получить (1:5-11).

Вот семь божественных качеств, которые должны проявиться в нас (5-11): добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. Эти плоды (8) драгоценной веры (1) мы должны добавить (5) к благословениям, которые Бог умножает (2) по отношению к нам. Это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие кульминации в любви, в вечном Божьем Царстве.

Глава 1:12-15. Мученическая смерть Петра близка

Это ссылка на то, что Иисус предвозвестил Петру 37 лет назад (Иоан. 21:18-19). Возможно также, что Христос в последнее время явился ему (1:4) или же это следствие поставленного им Господу вопроса "Куда идешь?' (см. стр. 658). Как бы это ни было, Петр имел предостережение, что его вскоре постигнет мученическая смерть (1:14). Это напоминает нам слова Павла в его Втором Послании к Тимофею (4:6-8) о его скором отшествии. Петр знает, что вскоре должен оставить храмину свою (14). Это прекрасное библейское выражение, характеризующее собою смерть верующих.

Глава 1:16-21. Евангельское свидетельство правдиво

По всей вероятности, во дни Петра были предшественники наших современных критиков, которые назвали историю Христа о Его силе и деятельности хитросплетенными баснями (16). Но Петр видел Иисуса своими собсвенными глазами, и он знает, что все, что он говорит об Иисусе-правда. На протяжении трех лет он видел Христа проповедовавшего, исцелявшего множество людей. Он видел Его шедшим по воде, и словом Своим усмирившим бурю на море. Он видел Его преображение. Три раза он видел воскрешение мертвых. Он видел Иисуса живым после того, как Он был распят. А после

Пятидесятницы Петр сам совершал чудеса именем Иисуса (Деян. 5:15), воскрешал мертвых (Деян. 9:40).

Все это в удивительных подробностях подверждало пророчества Ветхого Завета о пришествии Мессии (1:19-21), см. стр. 389-402), давая Петру уверенность и делая его готовым встретить приближающуюся мученическую смерть. Он знал, что дверь славы для него скоро откроется, и он войдет в присутствие возлюбленного Господа, чтобы быть с Ним неразлучно.

Глава 2. Церковное отступничество

В Новом Завете много говорится о появлении лжеучителей. Господь Иисус предостерегал против хищных волков в овечьей шкуре, которые появятся среди верующих (Матф. 7:15) и увлекут за собой многих (Матф. 24:11). Павел предостерегал против лютых волков, которые восстанут в церкви, говоря превратно (Деян. 20:29- 30). И потом, вновь он предсказывает, что перед вторым пришествием Господа в церкви произойдет отпадение ужасающей величины и сатанинской природы (2 Фее. 2:1-12). Он предвозвестил, что в церковном руководстве появятся нечестивые люди, предатели и лицемеры, которые, прикрываясь своей набожностью, наполнят церковь учениями бесовскими (1 Тим. 4:1-3; 2 Тим. 3:1-9). Иуда предупреждал главным образом о грозящей смертельной тенденции к отступничеству, которое уже появилось в то время в церкви (Иуда 4:19). А в Откровении Иоанна, в 17 главе, дается уже детальное описание полностью оформившейся церкви-блудницы.

Петр в своем первом послании ободрял церковь переносить преследования извне. Здесь же, во Втором Послании, он предостерегает Церковь, от развращенности внутри ее.

Он предупреждает о надвигающемся отступничестве, когда стоящие во главе Церкви из-за любостяжания будут разрешать моральную распущенность и беззаконные дела. Он говорит об этом как о будущем, но сам язык Послания дает понять, что лжеучителя уже действовали внутри Церкви.

Он говорит об их пагубных ересях (1), об их развращенных путях(2), об их алчности (3), об их хождении в похотях (10); они жестокие звери(12), их глаза полны любострастия и непрестанного греха (14), они рабы тления (19). Заметьте, что употребляемые здесь выражения указывают не на этот мир, но на руководителей внутри Церкви.

Это печалная картина. Уже во времена апостолов дьявол и мир сумели нанести тяжелый удар по чистоте Церкви. Потом последовал долгий ряд столетий папской развращенности. И даже сегодня, в наш просвещенный век. Евангелие Христово в его полной красоте, простое и чистое, во многих церквах лежит похороненное и скрытое от глаз, под мусором форм и догматов, наслоившихся над Церковью на протяжении веков под воздействием мира и дьявола.

Развращать Церковь-это ужасный грех. Писание постоянно напоминает, что нечестивые будут истреблены. Но один из ужаснейших грехов-это допускать в Церковь ложь вместо истины под именем Христа. Пусть же то, что произошло с падшими

ангелами (4), с миром во дни Ноя (5), а также с Содомом и Геморрой (6) будет грозным предостережением для всех.

Глава 3. Замедление Господнего пришествия

Христос говорил, как бы давая понять, что Он возвратится на землю прежде, чем пройдет этот род(Матф. 16:28; 24:34). Апостолы употребляли выражения, указывающие на Его скорый приход (Рим. 13:12; Отар. 1:3; Евр. 10:25; Иакова 5:8).

Однако Иисус намекал на то, что Его пришествие, возможно, будет по прошествии долгого времени (Матф. 25:19) и советовал быть готовыми на случай, если пришествие будет отложено на более долгое время (Матф. 25:4). Павел определенно говорит, что оно не произойдет прежде, чем совершится отступничество (2 Фее. 2:2-3). Петр в этой главе намекает, что в человеческом понимании это может быть в пропорции тысячи лет к одному дню (8). Бог не измеряет время человеческой мерой. Для Него тысяча лет, как вчерашний день (ПС. 89:95). Он исполняет Свои обетования, руководствуясь Своей собственной хронологией. Эти места, вместе взятые, указывают на то, что Бог определил, чтобы каждое последующее поколение жило в постоянном ожидании Господнего пришествия.

Что же нам думать о пришествии Господнем, после двух тысяч лет ожидания? Оставить ли нам всякую надежду? Никогда! Сегодня Его пришествие на две тысячи лет ближе к нам, чем было прежде. Ночь проходит. День может оказаться значительно ближе к нам, чем мы думаем. Кто знает, может быть Господний поезд, после долгой задержки, уже теперь дает сигнал, приближаясь к великой Ценральной Станции, возвещая о своем прибытии вместе с ангелами, готовыми воскликнуть: "Все погрузились? Все готовы?'

Второе пришествие Господа (3:3-4) больше всего высмеивается лжеучителями. Но Господь придет (3:10). Это будет день погибели нечестивых человеков (3:7), подобно тому, как это было во дни Ноя. Но на этот раз они подлежат огню. Об этом очень ясно говорится (3:10). Мы не знаем, как это произойдет, путем ли мощного атомного взрыва или же от столкновения земли с другим небесным телом. Когда Божьи планы будут приведены в исполнение, земля-от взрыва атомных бомб или же каким-то другим путем-превратится в бурлящую огненную массу.

Но дети Божьи будут избавлены от всего этого. Для них будет приготовлено Новое Небо и Новая Земля.

В заключение, Петр упоминает о Посланиях Павла (15) как части Писания (16). Как в своем Первом Послании Петр говорит о Слове Божьем как об источнике нового рождения (1 Петра 1:23) и об условии духовного роста верующего (1 Петра 2:2), так и в этом послании, предвозвещая отступничество в Церкви, он настаивает, что познание Христа через Его Слово поможет нам сделать твердым наше звание и избрание (1:2,4,10). Это тот путь, идя по которому Церковь будет бороться с отступничеством и хранить себя чистой и неосквернённой от мира. Вот почему мы должны руководствоваться Словом Божьим, данным нам через пророков и апостолов (1:19; 3:2).

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА

Христос есть Сын Божий Его последователи должны жить праведно Его последователи любят друг друга

В этом послании, как и в послании к Евреям, нет ни имени автора, ни лиц кому оно адресовано, несмотря на то, что оно интимное, как мы это видим из частых употреблений местоимений "я" и "вы". С самого начала, оно было призвано как циркулярное письмо апостола Иоанна к церквам, расположенным вокруг Ефеса. В нем Иоанн подчеркивает основные положения Евангелия и предостерегает против появившихся ересей, которые впоследствии произвели искаженную и языческую форму христианства.

Иоанн

Согласно давно принятому мнению, постоянным местопребыванием Иоанна был Иерусалим, где он находился, заботясь о матери Христа, вплоть до ее смерти; затем, после разрушения Иерусалима, он переехал в Ефес, который в конце апостольской эры стал географическим и духовным центром христианства. Здесь Иоанн дожил до глубокой старости и написал свое Евангелие, свои три послания и книгу Откровение. Среди его учеников были Поликарп, Папий и Игнатий, которые впоследствии стали епископами Смирны, Иераполя и Антиохии.

Фон послания

Ко времени написания этого послания, христианство существовало уже шестьдесят или семьдесят лет и во многих местах Римской империи оно стало основной религией, мощным влиятельным фактором. Естественно, что при этом стали прилагаться всевозможные усилия, чтобы соединить Евангелие с господствовавшими тогда философиями и системами мышления.

Была распространена во дни Иоанна форма гностицизма, которая разрушала церкви. Она учила, что в человеческой природе заложен непримиримый принцип дуализма: дух и тело-это две отделенные друг от друга реальности, и что грех находится лишь в теле. Поэтому, дух может в восторге возноситься к Богу, в то время как плоть может делать все, что доставляет ей удовольствие. При этом, возвышенная мистическая набожность вполне согласовывалась с

1 ИОАННА сластолюбивой похотливой жизнью. Гностики отрицали воплощение, утверждая, что Христос был призраком, и только с виду казался человеком; они отрицали, что Бог во Христе воплотился.

В Ефесе некто Сирентий был руководителем этого культа. Он представлял себя, как имевшего особые внутренние мистические переживания и превозносил познание Бога, но был властолюбив. Иоанн во всем содержании своего послания, видимо, имел в виду этих еретиков, так как настойчиво утверждал, что Иисус был подлинным, физическим, достоверным явлением Бога во плоти и что истинное познание Бога должно иметь своим последствием моральное преобразование человека.

Глава 1:1:4. Воплощение

Бог стал телом, в виде человека. В этом послании Христос 21 раз называется Сыном Божьим. 12 раз о Боге говорится как об Отце. И особенно подчеркивается божественность Христа, представленная родственными отношениями Бога и Иисуса как Отца и Сына.

Иоанн был самым близким другом Иисуса на земле. На протяжении трех лет он сопровождал Иисуса в Его хождении по Палестине, служа Ему днем и ночью. Во время Последней Вечери Иоанн возлежал на груди Иисуса; Господь говорил о приближении Своей крестной смерти.

Для Иоанна Иисус был реальной Личностью, воплощением жизни и самой Вечной Жизнью (1:2), а не плодом фантазии или воображения.

Иоанн написал это послание, чтобы и другие могли разделить его чувства братского участия, дружеского общения и радости во Христе и в Отце, а также и друг с другом (1:3,4).

Глава 1:5-10. Бог есть Свет

Так начинается Евангелие от Иоанна: "Слово Божие...свет человеков" (Иоан. 1:1,4). Христос сказал: "Я свет миру" (Иоан. 8:12).

Свет символизирует Божье Царство истины, праведности, чистоты и невыразимой славы. Тьма символизирует мир заблуждений, зла, невежества, греха и место пребывания погибших.

В более реальном и буквальном смысле, свет-это отличительная черта Бога, вне пределов восприятия телесными глазами. Бог одевается светом (ПС. 103:2). Бог обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:16). Отец света-одно из имен Бога (Иакова 1:17). Одежда Христа во время преображения блистала, была весьма бела, как снег (Марка (9:3). Ангел, возвестивший женщинам о воскресении Иисуса, видом был как молния, и одежда его была как снег (Матф. 28:3). Два мужа, сопровождавшие Христа при Его вознесении, были в белой одежде (Деян. 1:10). В книге Откровения (1:14-16) мы видим, что голова и волосы Иисуса были белы, как снег (см. Откр. 3:4).

Глава 2:1-17. Хождение во свете

Наше хождение с Богом не означает, что мы безгрешны. Мы согрешили в прошлом, и мы еще имеем грех в нашей природе. А что

мы имеем общение с Ним, то это не потому, что мы безгрешны, но благодаря Его смерти за наш грех. Как только мы начинаем чувствовать, что делаем что-то греховное, и сейчас же в терпении и смирении каемся в этом, то наше общение с Богом не прерывается. Самые святые из людей сознавали свою греховность.

Одним из условий прощения наших грехов является исполнение заповедей Христовых (1-6). Тем не менее, сам грех-это нарушение Его заповедей. Это один из парадоксов у Иоанна (см. дальше 3:1-12).

Глава 2:18-29. Антихрист

Слово "антихрист" упоминается в 2:18,22; 4:3; 2 Иоанна 7. Нигде в другом месте Библии оно не встечается. Обычно оно отождествляется с человеком греха (2 Фее. 2) и со зверем в книге Отер. 13. Но сама Библия не делает этого отождествления. Послание подразумевает, что его читатели были знакомы в связи с приближением последних дней христианской эры, появления антихриста (18). Однако Иоанн применяет слово "антихрист" не к одному лицу, но ко всей группе антихристовых учителей (2:18; 4:3). Новый Завет выдвигает идею, что дух антихриста восстанет в христианстве, проявит себя различными путями внутри Церкви и вне ее и достигнет своего апогея в одной личности или в организации, или в одном и другом.

Глава 3:1-12. Праведность

Здесь мы находим некоторые очень сильные высказывания о грехе. "Всякий согрешающий не видел Христа и не познал Его" (6). Кто делает грех, тот от дьявола (8). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (9). И тем не менее, Иоанн заявляет: "Если говорим, что не имеем греха,-обманываем самих себя" ( 1: 8). "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживым" (1:10).

Как объяснить эти парадоксальные заявления? Есть разница, между грехами, совершенными в слабости и преднамеренными, привычными грехами. Это относится, в основном, к внутренней природе человека. Орел может запачкать свои крылья в грязи, но и после этого он остается орлом. Праведник может согрешить по слабости, и все же еще оставаться праведником. Возможно, Иоанн имел в виду неких еретических учителей, вроде Иезавели (Отар. 2:20), которые претендовали на общение с Богом, превосходящее других, но в то же время валялись в грязи неморальности.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 12 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close