Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
17:18
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Канюк
Канюк, конюх, зимник (Archibuteo lagopus, – сокол) – представитель рода, близкого к сарычу и отличающегося вполне оперенными цевками. Другие признаки рода: короткий, высокий, загнутый от основания клюв, восковица покрытая щетинками, кроме промежутка между ноздрями, довольно острые крылья, достигающие до конца хвоста и прямой хвост средней длины. 4 вида этого рода водятся в Европе, Азии и Сев. Америке. К. длиной 65 стм.; оперение его представляет разнообразную смесь белого, желтоватого, красно-серого, бурого и буро-черного цвета. К. гнездится главным образом на крайнем Сев. Европы, Азии и Америки, особенно в полосе тундр, а зимой перекочевывает к Ю, достигая средней и Южн. Европы, Туркестана и предгорий Тянь-Шаня. Главную пищу его составляют лемминги и родственные им грызуны; зимой он, кроме мышей, нападает иногда на куропаток и др. более крупных животных. Гнездо устраивается на деревьях или просто на холмике среди тундры; кладет 4 – 5 яиц; птенцы, в случае опасности, притворяются мертвыми.
Н. Кн.
Капелла
Капелла у католиков и англикан – молитвенное сооружение небольшого размера, предназначенное для общественной церковной службы, для чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п. К. представляет собой или особое здание, или же входит в состав другого храма. В последнем случае, она помещается в различных его частях, напр. в абсиде (абсидальные К.), в боковых кораблях и т.д. Иногда К. составляет пристройку к церкви, не имеющую с ней никакой органической связи. В церквях византийского и латинского стилей К. встречаются весьма редко; в храмах романской архитектуры они представляют явление обычное. Из числа самостоятельных К. наиболее замечательна по своей архитектуре Sainte Chapelle, в Париже, сооруженная в 1242 – 47 гг. Петром Монтеро. Затем следует упомянуть Сикстинскую К., в ватиканском дворце, в Риме, замечательную по находящемуся в ней «Страшному Суду» Микеланджело.
А. А. С.
Капелла
Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). – В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были церковные хоры, называвш. «государевыми певчими» или дьяками. В XVIII ст. придворный церковный хор стал именоваться К. В этом столетии выдающимся директором певческой К. был Бортнянский; при нём вышел закон, допускавший исполнение в церкви только произведений Бортнянского и других авторов, им одобренных. За Бортнянским следуют два директора Львовы; при последнем, Алексее Федоровиче, К. издала октоих, обиход нотного церковного пения, сокращенный ирмологий знаменного распева, ирмосы воскресные, ирмосы сокращенного греческого распева, воскресные утренние антифоны греческого распева, утреню греческого распева. При Н.И. Бахметеве продолжалось издание духовных переложений, а в 1893 г. место заведующего придворной К. получил М.А. Балакирев, при котором обращено внимание на упорядочение научных классов К., теоретических и оркестрового. При А.Ф. Львове должность капельмейстера К. занимал (1837 – 1839) Глинка, написавший для неё «Херувимскую». Капелла дала нескольких выдающихся деятелей, как напр. Березовского (1745 – 1777), Бортнянского (1751 – 1825), Воротникова. В более позднее время К. дала скорее хороших регентов, чем композиторов. Цвет одеяния дьяков – вишневый с золотом – сохранился и по настоящее время. К. в широком смысле называется всякое собрание исполнителей, как напр. оркестр.
Н. С.
Капеллан
Капеллан или Каплан (лат. capellanus, франц. chapelain, нем. Кaplan) – католический священник, состоящий при капелле под которой может подразумеваться особый придел в соборе, часовня приходской церкви или даже самостоятельная церковь, чаще всего домовая. При дворе франкских королей находились К., которые в тоже время служили королевскими секретарями. Во главе этих К. стоял архикапеллан. Относительно К. домовых, клермонтский собор 1095 г. издал постановление, что они могут назначаться на должность лишь с разрешения епископа. При папе были К. трех родов; 1) К. по титулу, 2) ассистирующие и 3) тайные К., для частной службы папе. Всякий католический приходский священник, не справляющийся один со своим приходом, должен иметь при себе К. Часто К. получает какую-либо бенефицию (капланию), за которую обязан служить в известной капелле или у известного алтаря. В старой Франции подчинённые епископам desservants (cures succursales) были капелланами без бенефиций. Когда установлен был институт кантональных кюре (приходских священников), им понадобились помощники для церквей кантона, помимо приходской, для чего снова появились К. (ad nutum episcopi amovibiles de servientes). В английской церкви К., называющиеся curates, либо с согласия епископа назначаются приходским священником в особую церковь (капеллу, chapel), либо помогают ему в главной церкви. Так же в Англии называется домашний проповедник в ораториях и капеллах светских и духовных лордов. Как устарелый термин, К. и в протестантских церквах иногда применяется к вспомогательным проповедникам. Во время реформации, когда проповеди придавалось особое значение, она считалась необходимейшим делом приходского священника, а таинства, напутствование умирающих и т.д. считались делом К. и диаконов. В России К. назыв. военные римско-католические священники.
Капельмейстер – лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн. Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России – Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, «Der vollkommene Kapellmeister» (Гамб., 1739); P. Вагнер, «Uber das Dirigieren» (Лпц., 1870); Г. Берлиоз, «Le chef d'Orchestre». Помощником К. часто бывает первый скрипач, в оркестре называемый концертмейстером.
Н. С.
Капетинги
Капетинги – третья французская династия, давшая Франции 16 королей и прекратившаяся, в старшей линии, в 1328 г. Валуа и Бурбоны – её младшие линии. Относительно происхождения династии К. историки не согласны: по мнению большинства французских исследователей, К. происходят из центральной Франции, другие же (большей частью немцы) производят их от саксонца Witichin'a, сын которого, Роберт Храбрый, приобрёл значительную территорию (герцогство между Сеной и Луарой) и пал в 866 году в борьбе с норманнами. Его сын Эд или Эвд (Eudes), герцог нейстрийский и гр. парижский, после удачной защиты Парижа от норманнов был (888) избран французским королем и умер в 898 г. Его противник (с 893), каролинг Карл Простой, допустил в 922 г. переход короны к брату Эда, Роберту, а по смерти Роберта – к его зятю, Рудольфу бургундскому (ум. 936). Сын Роберта, Гуго Великий, герцог французский и бургундский, гр. парижский и орлеанский, предоставил королевскую корону каролингам Людовику Заморскому и Лотарю. Его сын Гуго Капет, избранный королём по смерти Людовика V Ленивого (3 июля 987), отстоял корону от притязаний Карла нижнелотарингского, и с тех пор королевская корона переходила в роде К., в прямой линии, в продолжение трёхсот сорока лет. Своим возвышением первые К. были обязаны территориальному могуществу, успехам в борьбе с норманнами, помощи духовенства, своим выдающимся способностям и ничтожеству их противников, последних Каролингов. Чтобы закрепить королевское достоинство в своем роде, первые К. ещё при жизни короновали своих наследников (в последний раз так был коронован Филипп Август, в 1179 г.). По смерти Гуго Капета на престол вступил его сын Роберт I (996 – 1031), коронованный уже в 988 г. После Роберта престол перешёл к его старшему сыну Генриху I (до 1060), оставившему от второго брака с Анной Ярославной (дочерью Ярослава Мудрого) двух сыновей, старший из которых, Филипп I, и правил после него, до 1108 г. Сын и наследник Филиппа, Людовик VI Толстый (1108 – 1137) оставил престол второму своему сыну Людовику VII (старший умер при жизни отца). Людовик VII (1137 – 1180) оставил от третьей жены сына Филиппа II Августа, правившего с 1180 по 1223 г. Его сын Людовик VIII (1223 – 1226) от брака с Бланкой Кастильской имел, кроме Людовика IX Святого, еще трех сыновей: Роберта, Альфонса и Карла анжуйского, основателя долго правившей в Неаполе Анжуйской династии. Людовик Святой (1226 – 70) имел 11 человек детей, из которых, вследствие преждевременной смерти старшего, корона перешла ко второму сыну, Филиппу III (1270 – 1285), младший же сын, Роберт, стал родоначальником династии Бурбонов. Филипп III оставил сыновей Филиппа IV Красивого, наследовавшего королевскую корону (1285 – 1314), и Карла, гр. Валуа, а также дочерей – Маргариту, бывшую замужем за Эдуардом I английским, и Бланку, умершую без потомства. По смерти Филиппа Красивого правили, один за другим, три его сына: Людовик Х (1314 – 1316), Филипп V (1316 – 1322) и Карл IV (1322 – 1328), не оставившие мужеского потомства. Таким образом, в 1328 г., прекратилась старшая линия К. и на престол вступил представитель младшей линии, Филипп VI Валуа, сын вышеупомянутого Карла Валуа – следовательно, внук Филиппа III и двоюродный брат трех последних королей. Право на франц. корону оспаривал у него английский король Эдуард III, сын Эдуарда II и Изабеллы, дочери Филиппа Красивого, следовательно, по матери приходившийся внуком Филиппу Красивому. Основанием для предпочтения мужской боковой лини прямой женской был выставлен салический закон, устраняющий женщин от наследования, хотя приложимость его к наследованию короны была сомнительна и начало женского наследования применялось в других странах Европы. Притязания английских королей на французскую корону послужили поводом к столетней войне. Титул «короля французского» английские короли оставили только с 1801 г. Династия К. оказала Франции серьезные услуги, обеспечив в борьбе с феодальным раздроблением целость государства, перестроив управление и значительно усилив верховную власть на счет феодальных владетелей.
Литература. A. Thierry, «Lettres sur Phistoire de France» (1827); Kalkstein, «Geschichte des franzosischen Konigthums unter den ersten Capetingern» (Лпц., 1877); Mourin, «Les Comtes de Paris» (II., 1872); A. de Barthelemy, «Les Origines de la maison de France» («Rev. des Q. Hist.», 1872, т. III); Luchaire, «Histoire des institutions monarchiques sous les premiers Capetiens» (II., 1883). Бубнов, «Переписка Герберта, как исторический источник».
Д. Каринский.
Капитель
Капитель (архитект. термин) – верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях.
Капитолий
Капитолий и Капитолийский холм – (Capitolium). – К. холм, наименьший из всех холмов Рима, возвышается близ южного берега Тибра, к СЗ от Палатинского холма, над расположенном в долине форумом, до 46 м. над уровнем моря. Он был окружён, как можно предположить, со всех сторон укрепленной недоступной крепостью Рима времен Сервия Туллия. Немногие следы сохранились от стены, окружавшей весь холм и обнимавшей два отдельных укрепления: так называемую Аrх или цитадель и К. Кроме главной дороги (Clivus Cap.), в 174 до Р. Х. вымощенной лавой и в некоторых местах украшенной арками, на вершину холма вело ещё несколько путей для пешеходов. Один из них (Centum gradus) вёл ступенями на ЮВ холма в том месте, где находилась недавно обнаруженная знаменитая тарпейская скала. К цитадели вели также ступени от храма Согласия и Карцера – древней государственной темницы; у Карцера от этого пути отделялась так наз. Гемониева терраса (Scalae Gemoniae), на которую при императорах кидались тела казненных. В цитадели находился авгуракул – место, где авгуры занимались ауспициями; здесь, на каменном седалище, во время инаугурации сидел авгур. Ниже авгуракула находился, как предполагают, построенный Mapием храм Чести и Доблести (Honos et Virtus). Гарнизон в цитадели в историческое время не помещался никогда. На том месте цитадели, где теперь возвышается церковь Санта Мария в Арачели, стоял храм Юноны Советницы (Juno Moneta), построенный, как гласит предание, по обету Камилла во время войны с аврунками. При храме находился – вероятно, для большей безопасности – монетный двор. Высшую точку на юге холма занимал храм Юпитера (aedes Jovis optimi maximi) или К. в тесном смысле слова, величайшее святилище римлян. Основание храма приписывается Тарквиниям, но окончание его относится к 1-му году республики. Перед ним возвышались три ряда дорических колонн, с боков – по одному ряду. Параллельные стены делили его на три отдела (cellae), посвященные Юпитеру, Минерве и Юноне. В Юпитеровой (центральной) целле иногда происходили заседания сената. Снаружи и внутри храм так был загромождён трофеями счастливых войн и посвящениями, что в 179 г. до Р. Хр. пришлось его очистить от них. По окончании 2-ой пунической войны потолок храма был позолочен и пол застлан мозаикой. В 83 г. храм сгорел дотла: истреблены были даже хранившиеся в подземельях под ним Сивиллины книги, но спасены статуи римских царей и Брута, а также храмовая казна. Сулла начал возобновление храма по прежнему плану, но с большим великолепием; оно окончено в 69 г. В 69 и 80 г. по Р. Хр. храм снова горел и был возобновлён Домицианом. С V столетия по Р. Хр. началось ограбление его, а затем и постепенное уничтожение; даже фундамент его не сохранился, так как каменоломни под ним стали обваливаться, и, когда в XVI в. Кафарелли воспользовались им для своего дворца, он уже лежал в развалинах. На дворе храма (area) капитолийская коллегия (т.е. корпорация лиц, живших на К.) в древности справляла свои игры; здесь происходили и собрания народные, в роде того, которое повело к катастрофе старшего Гракха. Многочисленны были здесь статуи богов и знаменитых людей. В правление Августа статуй набралось столько, что пришлось часть их перенести на Марсово поле. У подножия храма Юпитера, высившегося над всеми прочими, возник целый ряд меньших храмов. На К. холме сохранялись бронзовые таблички с государственными договорами, заключенными Римом с другими государствами. При пожаре храма в 69 г. по Р. Хр., по словам Светония, погибло 3000 этих дощечек. – В седловине холма, между К. холмом и цитаделью, Ромул, по сказанию, устроил убежище (asylum), Здесь стоял храм «молодого Юпитера» или древне-латинского бога Вейовиса. Несмотря на своё значение крепости и святилища, К. холм стал застраиваться частными домами. После измены Манлия постановлено было, что более никто из патрициев не будет жить на К. холме. Не было строений только на большей части сев. стороны и на ЮВ, на тарпейской скале. Склон седловины к форуму занят был громадным зданием (tabularium), развалины которого сохранились до настоящего времени; оно должно было служить государственным архивом. В средние века на К. холме было лишь одно монументальное здание – церковь св. Марии в Арачели, на сев. вершине. С восстановлением римского сената, в 1143 г., К. холм снова получил значение как идеальный и административный центр города. Площадь его до 1477 г. служила главным рынком; над развалинами табулария построен был похожий на крепость дворец сенаторов. Незадолго до 1540 г. Микеланджело начертал план переделки К. холма, который, с некоторыми отклонениями, был приведён в исполнение в следующие 100 лет и дал К. холму нынешний его вид. Микеланджело начал работать над переделкой фасада дворца сенаторов. Подъем на К. начинается против Марсова поля и идёт по широкой террасе, построенной при Пии IV (1559 – 65) и украшенной наверху колоссальными мраморными статуями диоскуров. Площадь, середину которой занимает перенесенная сюда Микеланджело конная статуя Марка Аврелия, слева ограничена великолепным капитолийским музеем (построенным в 1644 – 55 гг. Рейнальди) – одним из знаменитейших в свете собранием статуй (собственность гор. Рима); направо находится «палаццо консерваторов», построенное Кавалиери (в 1564 – 68 г.), с хранилищем редкостей. Против входа возвышается оконченный Рейнальди в 1592 г. дворец сенаторов с двойной террасой и высокой башней, построенной Мартино Лунги в 1579 г. Главный зал дворца служит для заседаний римского городского совета. Самая сев. вершина К. назначена для национального памятника королю Виктору Эммануилу, фундамент которого заложен в 1885 г. См. Jordan, «Kapitol, Forum und Sara Via» (Б., 1881); С. Re и G. В. de Rossi, в «Bulletino archeologico comunale» (Рим, 1882, т. 10); Jordan, «Topographie der Stadt Rom» (Б., 1885, т. 1, отд. 2); Otto Richter, «Topographie von Rom» (в «Denkmaler des Klassischen Altertums» Баумейстера, 1888, т. III), Jw. Muller, «Handbuch d. Klassischen Alterturnswissenschaft», т. III, 1889); Michaelis, в «Zeitschrift fur bildende Kunst» Лютцова («Neue Folge», т. 2, 1891). Кроме планов, приложенных к некоторым из вышеназванных книг и статей, см. начавший выходить с 1893 г. громадный (в 46 листов) план Ланчиани: «Forma Urbis Romae».
Был еще в Риме старый К. (Capitolium vetus), по преданию – древнее святилище сабинов, находившееся на холме Квиринале; отсюда уже оно перенесено на К. холм, раньше – по преданию – называвшийся Сатурнийским или Тарпейским. Название К. удержалось за святилищем на Квиринале и позже; посвящения малоазийских общин времён митридатовой войны стояли в Риме в двойном количестве экземпляров: одни в К. новом, другие – в старом. См. Ch. Hulsen, «Zur Topographie des Quirinals» («Rheinisches Museum» IS94, XLIX, 3).
По образцу римского К. встречаются К., как муниципальные религиозные центры, и в других городах Италии (Беневент, Помпеи, Верона), в Кельне, Безансоне, многих городах Нумидии (Цирта, Ламбезис) и друг. бывших римских провинций. В этих К. также почитались три римских божества: Юпитер, Юнона и Минерва. Если оказывалось, что в городе нет подходящей возвышенности для К., устраивались искусственные холмы (в Остии, Нарбонне, Безансоне). Лучше всего сохранились провинциальные К. в Брешии, Помпеях и Дугге в Африке (др. Фугга). Ср. A. Gastan, «Le Capitole de Vesontio et les Capitoles provinciaux» (1868); его же, «Les Capitoles provinciaux du monde romain» 1886); O. Kubfeldt, «De Capitolils Imperii Romani» (1883).
А. М. Л.
Капнист
Капнист (Василий Васильевич) – поэт и выдающийся драматург, род. в 1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии. Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова – «охотника до наук и особо до стихотворства». Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. Перешёл в преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленно старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничестве Львова, получил место при главном почтовом управлении. В 1785 г. он был избран киевским дворянством в губернские предводители, а через два года был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1799 г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов – Шушерина, Сахарова, Пономарёва. В 1802 г. К. был утвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.
К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер, Богданович и Оленин. Первое произведение К. – ода, на франц. языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: «преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит». Внимание читающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн. «С.-Петербургского Вестника» (1780 г.) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собр. Люб. Pocc. Слов.» (ч. V), под загл. «Сатира первая и последняя». К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал в том же «СПб. Вестнике»: «Письмо», в котором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783 г. молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К. является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В 1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный», вместо прежнего «раб», побудил К. написать «Оду на истребление в России звания раба». До 1796 г. имя К. встречается, затем, во многих повременных изданиях – «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Его произведения как переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, и среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К.: «Ответ Рафаэля певцу Фелицы» была доставлена Державину ещё в рукописи, под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К.» Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении «Изображение Фелицы». Державин обиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран». Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г. К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке:
К. я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился.
Через два года появляется на сцене главное литературное произведение К. – комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся успехом. «Ябеда» не отличается искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её – изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды – господствует над содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица – Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. – карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса, разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поёт: «Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?» – зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: «это вы! это вы!» Популярность «Ябеды» в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные драматические произведения К. не имеют значения; одной из них: «Станорев или мнимая неверность» сам автор посвятил следующую эпиграмму:

Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то – Капнист.

Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовались значительным успехом, лучшие: «В память береста» и «Обуховка», где автор обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался, несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей. Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.
Б. Глинский.
Каподистрия
Каподистрия (граф Иоанн) – русский и греческий государственный деятель, род. в 1776 г. на о-ве Корфу, где отец его, Антон К., потомок семьи, выселившейся в конце XIV в. из городка Капо д'Истрия, занимал разные почетные должности на службе у венецианского правительства, Иоанн К., окончив курс философии и медицины в падуанском университете, поступил на дипломатическую службу на родине. В 1802 г. ему было поручено объехать большую часть Тонических о-вов, ввести там русские гарнизоны и устроить гражданское управление. В 1803 г. он был назначен статс-секретарем республики Ионических о-вов по иностранным делам, в 1807 г. – начальником милиции. Тильзитский мир (1807), заменивший русское управление французским, разбивал карьеру К. на родине; он перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был определён секретарём русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку Чичагова; на него же было возложено поручение выработать проект устройства Бесарабии, только что присоединенной к России. В 1813 г. К. сопровождал имп. Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию, с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные К. на венском конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру. В 1815 г. ему пожаловано звание статс-секретаря; в 1816 г. он сделался русским министром иностр. дел и занимал эту должность до 1822 г. Он работал для укрепления союза между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения идеями Священного Союза; между прочим, К. противился, но без большой энергии, вмешательству в борьбу партий в Неаполе. В эту эпоху началось греческое революционное движение. К., как грек, ему сочувствовал, но, как дипломат и карьерист не решался действовать энергично, и остался на службе, когда Россия, в виду движения, руководимого Ипсиланти, приняла явно враждебное Греции положение. Скоро, однако, роль К. стала слишком фальшива; Меттерних интриговал против К., и ему пришлось уехать в Швейцарию, в бессрочный отпуск (отставку он получил в 1827 г.). Ещё раньше дважды отвергнув предложение гетерии стать во главе её (хотя в 1814 г. он сам основал гетерию филомузов), К. и теперь оставался зрителем борьбы, поддерживая инсургентов лишь деньгами и бессильным заступничеством при европейских дворах. 11 апр. 1827 г. народным собранием в Трезене гр. I. К. был избран на 7 лет cubernhthV'ом Греции (это слово было переведено в рескрипте имп. Николая I гр. Гейдену словом «председатель греческого правительства»; несмотря на неточность перевода, название «президент» установилось за К.). Новый президент переждал, однако, Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 янв. 1828 г. прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в официальных и частных письмах, настаивал на том, чтобы было спрошено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом; но честолюбивые замыслы К. не увенчались успехом. Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался однако, не без влияния со стороны К., от предложенной ему короны. В числе врагов К., созданных его политикой, была семья Петробея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат Петробея, Георгий и Константин Мавромихали жившие в Навплии под надзором полиции, напали на К. 9 окт. 1831 г. и убили его. Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнен. Кроме общих сочинений по истории Греции в XIX в., см. Mendelsohn Bartholdy, «Graf J. К.» (Берл., 1864); Betant, «Correspondance du compte J. С.» (Женева, 1839); qeotoco, «O I. К. en Kejallhnia cai ai staseiV authV 1800 – 1802» (Корфу, 1889); Теплов, «Гр. И. К.» (СПб., 1893, и в «Историч. Вестнике», 1893, 8 – 9).
В. Водовозов.
Каприччио
Каприччио (capriccio – ит.) – каприз, музыкальное сочинение, в котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся, контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для оркестра. В первом случае К. нередко имеет форму этюда, в которой проводится один мотив с резким очертанием или в виде виртуозной пьесы (Capriccio Мендельсона для фортепиано с оркестром, ор. 22); во втором случае в К. встречаются несколько контрастирующих тем. Из русских композиторов К. писали: Глинка (увертюра «Аррагонская хота», которую он раньше назвал Capriccio brillante), Рубинштейн (Valse-caprice и пр.), Чайковский (итальянское К.), Римский-Корсаков (испанское К.) и пр. В начале прошлого столетия фугообразное произведение, свободное от установленных правил фуги, называлось К.
И. С.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 13 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close