Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:43
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ангел
Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается при служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту, и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают и славят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне, возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют быть участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель, о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, «Библейск. Словарь», 1871 г.; П. Солярского– «Опыт Библ. Словаря» 1879 г.
Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития в книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и при свете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ – это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят перед лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основать Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии, с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшая иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении «Небесная иерархия». Какое значение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но собор Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил – (муж божий), Рафаил – (помощь, исцеление божие), Уриил – (огонь и свет божий), Салафиил – (молитва к Богу), Ифремиил – (высота божия). Вероятно, чтобы дополнить семеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в Библии: Иегудиил – (хвала божия) и Варахиил – (благословение божие). Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., «Догматическое Богословие» и Филарет, архиепископ Черниг., «Правосл. догматич. богословие» (1882, 151-182 стр.).
Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки в древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждали относительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787 г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику. Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданными вопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактат Суареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантская догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению ученье об А., отчасти с общей философской точки зрения (натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании библейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в других книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 – 13), или видевший А. называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX, 16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят в учении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если бы было так, возражают последние, учение с течением времени должно было теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется. Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но, принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского, на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен и знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение только внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого учения параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы, нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие места, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных от Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12, 13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии, обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А. ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгах Библии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудий божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы, духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенность библейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно с другими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение. ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культе его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление. Они предполагаются известными, и потому на первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без упоминания об их происхождении и определения их природы. Посланный говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, как о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. – Ср. Епископ Хрисане, «Религии древн. мира» (1878, т. 111, 121-142 стр.); Герцог и Плит, «Реаl Encyklopedie» (1879, т. II, под ел. «Engel»).Эд. Рим, «Handworterbucb d. bibl. Alterthums», (1884. т. 1, под сл. «Engel»).
Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лице льва, а с левой – тельца и орла; 2-мя крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28). Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но все-таки символика обильная. Древнее христианское искусство в изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в виде зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А. изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фреске Благовещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике с орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнем изображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и на отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении ангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если и встречаются между древними христианскими памятниками языческие изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в V в. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или с сиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А. в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами. Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического положения – по иерархии Дионисия Ареопагита – древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз, «Real Encykiop. d. christl. Alterthumer» (1880, сл. «Engelbilder»).
Ангина
Ангина (жаба)-под этим названием древняя и народная медицина разумеют все болезненные состояния, при которых появляется затруднение глотания, затруднение речи и припадки удушья в зависимости от воспалительного состояния зева и бронх. Главнейшие из них следующие: воспаление гортани (angina laryngea), воспаление трахеи (angina trachealis), воспаление нёба (angina faucium), миндалевидных желез (angina tonsillaris), язычка (angina uvularis) и т. д. Воспалительные состояния, судя по характеру патологического процесса, имеют различные наименования; воспаление гортани и воздушных путей с налетом в виде пленок назыв. круппом (ang. membranacea), или дифтеритом (angina gangraenosa, Diphteritis, Garodillo); воспаление зева, сопровождающее всегда почти скарлатину (angina scarlatinosa); воспаление, сопровождающееся отечным состоянием ткани (angina oedematosa или отек гортани). Последнее часто присоединяется к воспалительным состояниям, катарам и опухолям гортани и окружающих ее частей; предоставленная самой себе, angina oedematosa осложняется легко отеком голосовой щели, обусловливающей смертельный исход заболевания. Грудная жаба (angina pectoris) имеет неправильное название, так как припадки этого заболевания находятся в зависимости от какого-либо страдания сердца. Главнейшие симптомы ангины суть: сухость и царапанье в горле, болезненность при глотании или полная невозможность глотать, охриплость, кашель, свистящий вдох и выдох, припадки удушья, часто появляющиеся по ночам и сопровождающиеся синевой лица, конечностей и т. д. Местное исследование может указать на локализацию и характер заболевания; лечение сообразуется с результатом исследования. Чаще всего употребляют в этих случаях холодные или горячие компрессы вокруг шеи, полоскания, вдыхание пара, местные кровеизвлечения, рвотные, проносные и т. д. В опасных случаях жизнь может быть сохранена своевременно сделанной трахеотомией. Против наклонности к возвратам ангины наилучшими средствами служат общее закаливание, в особенности ног и шеи, частое обмывание последних холодною водою, холодный полоскания, запрещение много кричать, говорить, петь; у мужчин предохранительным средством служит борода.
Aнгиo...
Aнгиo... (с греческого aggoV, сосуд) означает собственно кровеносные сосуды. Часто входит в состав сложных слов: ангиология-учение о сосудах (составная часть анатомии), ангиоитес-воспаление сосудов (жил); ангиопатия-страдание сосудов; ангиоплек-перевязка сосудов для остановки кровотечения; ангиорексия-разрезание сосудов; ангиостеноз-сужение сосудов; ангиостоз-окостенение сосудов, ангиотомия -искусственное вскрытие и рассечение сосудов.
Ангкор
Ангкор или Онгкор-название обширных, величественных развалин в индокитайском государстве Камбодже, недалеко от границы с Сиамом, к С. от города Сиемраба, на озере Талесабе; между ними особенно замечателен т. н. Накхон-Ват, посещаемый и ныне буддистскими паломниками, полуразрушенный храм с бесчисленным множеством статуй и барельефов, равно как и многочисленными надписями, заимствованными из мифов браманизма. Навхон-Том, исполинские развалины древней столицы этой страны, вместе с Накхон-Ватом служат неопровержимым свидетельством высокой цивилизации ее в доисторическое время. Ср. Бастиана, «Die Volker des ostl. Asien», т. 4, «Reise durch Kambodscha nach Cochinchina» (Иена, 1867).
Англиканская церковь
Англиканская церковь-так называется государственная церковь в Великобритания и Ирландии. Реформационная по своему учению, она по отношению к культу и церковному устройству занимает среднее положение между протестантской и католической церквами. В отличие от многочисленных реформатских сект в Англии, которые все, согласно с реформатскими принципами, имеют пресвитерианские порядки, она называется также епископальною. За исключением Великобритании и ее колоний, А. церковь имеет многочисленных приверженцев только в Северной Америке. Совершенно своеобразное положение, занимаемое А. церковью между протестантскими общинами, объясняется ходом исторических событий английской реформации. Во второй половине средних веков Англия более, чем всякое другое из европейских государств, страдала под давлением римской иерархии, а потому еще в XIV стол. сделалась восприимчивою к реформационным идеям. Джон Виклифф еще задолго до Лютера вызвал своею деятельностью, особенно в среде образованных сословий, религиозное движение, направленное против всего иерархического устройства того времени, против почитания святых, отпущения грехов, тайной исповеди, пресуществления хлебов, чистилища и проч., и имевшее целью возвращение к простоте Священного писания и апостольских пресвитерских порядков. Сторонники Виклиффа, получившие от своих противников прозвище лоллардов, были жестоко преследуемы, но память о нем жила в народе и проложила путь сочинениям Лютера, которые с 1519 проникли в Англию. Затем, с 1526 г., Джон Фрит (Fryth) и Уильям Тиндаль начали переводить на английский язык Евангелие. Король Генрих VIII (с 1509) сначала был противником Лютера, разошелся потом с папством из за своего брака с Анной Болейн и по совету Томаса Кранмера и Томаса Кромвеля провозгласил самого себя верховным главою английской церкви. Парламент присоединился к его решению, но между тем как монастыри были упразднены, образа и мощи сожжены и церковные имущества отобраны в казну, король, под страхом смертной казни и конфискации имущества, приказал сохранить семь таинств, пресуществление хлебов, безбрачие духовенства и тайную исповедь (1539). Король хвалился, что он, вместо Бога, непосредственно после Христа, управляет церковью, что он в своем королевстве – «как душа в теле, как солнце в мире». Но эта затея самозванного реформатора могла поддерживаться только страхом и вместе с ним сошла в могилу (1547). Регентство, учрежденное на время малолетства его сына Эдуарда VI, с герцогом Сомерсетским и Томасом Кранмером, в звании архиепископа кентерберийского, во главе, отменило церковные законы Генриха и осторожно подготовило реформацию. В Кембридж были призваны Мартин Бюсер и Павел Фэджи (Fagi), в Оксфорд Петр Мартир и Бернанден Окчино, чтобы воспитывать подрастающее поколение богословов в протестантской вере. В 42 правилах веры, установленных в 1542, заключается уже чисто евангелическое учение, но при этом удержано было епископальное устройство, а также большая часть прежних обрядов. Попытка королевы Марии (1553-58) восстановить католицизм не имела успеха. В ее царствование умерло мученическою смертью до 400 противников папства, в том числе Томас Кранмер, епископы Гупер глочестерский, Риддей лондонский и Латимер ворчестерский. По смерти Марии вступила на престол дочь Анны Болейн, Елисавета, у которой католики тщетно оспаривали власть в пользу шотландской королевы, Марии Стюарт. В ее продолжительное и энергическое правление (1558-1603) реформация победоносно выдержала борьбу с католицизмом. Епископальное устройство, равно как большая часть римских обрядов, образа, распятия, свечи, церковные облачения и проч. были удержаны. Напротив того, королеве была снова предоставлена верховная власть в церкви, ограниченная лишь законами, а формулированное в 39 статьях, на собранном в Лондоне в 1662 г. синоде, вероисповедание Эдуарда VI, было в 1571 г., с разными осторожными смягчениями по спорным между реформатами и лютеранами вопросам, поставлено под охрану парламента. Тот же порядок вещей был введен и в Ирландии, несмотря на сопротивление тамошнего католического населения.
Вместе с тем еще при Елисавете явились новые реформатские секты в лице пуритан, пресвитериан и индепендентов, которые шли еще далее по пути реформ, отвергая королевскую власть в церкви, сан епископов в католические обряды, как «наследие антихриста», и несмотря на строгие меры, принимаемые против этих диссентеров или нонконформистов, равно как и против католиков, «королевской реформации» еще долго грозила опасность с обеих сторон. При Иакове I (1603-25), сыне Марии Стюарт, обманувшем надежды шотландских пресвитериан, ненависть католиков разразилась Пороховым заговором, а его сын и преемник Карл I за свою преданность католицизму и неограниченной верховной власти сложил голову на эшафоте (1649). Пуритане, имевшие с 1640 г. перевес в парламенте и пытавшиеся на вест-минстерском синоде (1643-49) изменить в своем духе церковные учреждения, культ и учение, должны были уступить место более рьяным реформаторам, индепендентам, политический вождь которых, Оливер Кромвель, правил английскою республикою (1649-58), как теократический диктатор. Восстановление монархии (1660) было равносильно восстановлению епископального устройства. Новым попыткам Стюартов сделать страну католическою, а правление неограниченным, положила конец вторая революция 1688 года. В договоре, который был заключен парламентом с Вильгельмом Оранским (1689), католическая линия была объявлена навсегда лишенною прав Престолонаследия и установлено устройство государства и государственной церкви. Изданный парламентом в 1673 году Testakte, на основании которого всякий, кто не признает королевской власти над церковью и не принимает святого причастия в епископальной церкви, не допускается ни к каким общественным должностям, был изменен в пользу протестантских диссентеров и остался в силе против одних католиков. Только парламентскими актами от 9 мая 1828 и 13 апреля 1829 католики были допущены ко вступлению в парламент и занятию большей части государственных должностей под условием принесения присяги в том, что они не будут причинять никакого вреда протестантской религии или правительству Соединенного королевства и в особенности отказываются от мысли, что папа имеет какую либо светскую или гражданскую юрисдикцию в Британской монархии, или что государи, которых папа отлучает от церкви или объявляет лишенными сана, могут быть свергаемы или умерщвляемы. Но и теперь еще католические священники не могут заседать в парламенте; членам иностранных монашеских орденов запрещено пребывание в стране, а туземные монахи поставлены под строгий надзор; ношение духовных титулов воспрещено под опасением больших денежных штрафов. Несмотря, однако, на все эти меры предосторожности, тайное или явное сочувствие англиканского духовенства и высокопоставленных светских лиц католицизму, даже многочисленные случаи перехода в католическую веру, не могли быть предупреждены. Папа Пий IX, в виду успехов католицизма в Англии, разделил ее на восемь церковных округов и назначил в 1850 г. в лице кардинала Уайземана (ему в 1865 году наследовал кардинал Маннинг) архиепископа вест-минстерского в примаса католической церкви в Англии; общественное мнение было сильно возмущено этим вторжением в порядки, установленные государственными законами.
Внутреннее устройство Англиканской церкви со времени законодательства 1689 изменилось лишь в некоторых пунктах, не имеющих существенного значения. Епископы издавна заседают в палате лордов в качестве баронов королевства. Во главе их стоит архиепископ кентерберийский, как примас всей Англии и первый пэр королевства. К управляемому им округу принадлежат 21 епископство. Ему предоставлена прерогатива коронования королей. За ним следует apxиепископ иоркский, которому подчинены 7 епископств. Ирландия, со времени Church Temporality Akte 1833, разделена на 2 архиепископства и 12 епископств; но в парламенте представителями Ирландии заседали всегда только один архиепископ и три епископа. Парламентским актом от 26 июля 1869 г. ирландская государственная церковь была упразднена К упомянутым князьям церкви присоединяются еще подчиненные архиепископу кентерберийскому колониальные епископы, число которых доходит до 53. Объем церковной власти высшего духовенства, несмотря на все движения в духе реформации, сохранился почти неприкосновенным: право конфирмации, ординации, церковной дисциплины и суда. Назначение высших духовных лиц производится с формальной стороны капитулом, а в действительности зависит от королевской власти, которая указывает капитулам на то лицо, которое следует избрать, а в случае отказа привлекает их к ответственности. Низшее духовенство разделяется на соборное и приходское. В главе первого стоит декан (dean), а за ним архидиакон (archdeacon). Приходское духовенство (clergy) делится на приходских священников (incumbent), их помощников, викариев (curate) и капеланов (chaplain). Между церквами различаются: 1) приходские церкви (parish church), получающие или полный доход по положению (rectory), или только часть этого дохода и имеющая духовного или светского владельца (appropriator или rector) над собою (vicarage), отчасти же. не имея собственного дохода, содержатся патроном (perpetual curacy); 2) окружные церкви, доходы которых состоят из церковных сборов (district church); 3) церкви, которые принадлежат к приходу другой церкви, но с отдельной духовной паствой (chapel of ease and parochial); наконец, 4) часовни (chapel of ease merely), в которых только читаются проповеди. Сюда присоединяются еще домовые церкви высшей аристократии, епископов и проч., церкви в королевских имениях и церкви частных лиц. Королевской власти принадлежит назначение третьей части патронов; другие места замещаются епископами, капитулами и частными патронами. Духовные лица представляются патроном, допускаются епископом, а затем следует их определение и вступление в должность. До своего определения они обязаны подписать 89 статей и присягнуть в том, что при богослужении они будут строго придерживаться требника (т. е. пересмотренного и введенного актами 1569 Prayerbook). Еще в недавнее время приходские общины совпадали с политическими общинами, так что на права и обязанности члена общины не влияла принадлежность к государственной церкви или к диссентерам. Но парламентским актом от 31 Июля 1869 г.. диссентеры были освобождены от церковного налога. Общинное собрание (первоначально созывавшееся в ризнице – vestry) под председательством приходского священника избирает должностных лиц общины (а в иных местах и самих священников) и определяет налоги. К принятию общинных должностей, из которых должность церковных старость (church warden), заведующих имуществом общины, и должность попечителя бедных (overseer) суть важнейшая, обязывается всякий протестант англичанин, за исключением членов парламента, врачей и духовных лиц. Церковное имущество распределяется крайне неравномерно: между тем как капитулы или ректоры нередко располагают огромными доходами и занимают многие места, представляющие собою чистые синекуры, приходские священники и викарии часто нуждаются в самом необходимом. Для устранения этих неудобств в 1835 г. назначена была церковная комиссия, которая многие синекуры уничтожила, чересчур обильные доходы ограничила и с помощью освободившихся таким образом денежных сумм учредила общую кассу, из которой выдаются субсидии бедным приходам. Церковное законодательство, согласно конституции, предоставлено так называемой конвокации или духовному парламенту. Она состоит, как и светский парламент, из верхней и нижней падать; в первой заседает высшее, а во второй низшее духовенство. Впрочем, с 1717 конвокация собиралась только для формы и немедленно была распускаема.
Духовная судебная власть, которая в прежнее время была весьма обширна, теперь распространяется почти исключительно лишь на дела о духовных завещаниях, брачные и дисциплинарные. Бракоразводные дела, на основании парламентского акта 28 августа 1847 г., подлежать ведению особого светского суда. Разведенные супруги могут снова вступать в брак, но никакому священнику не вменяется в обязанность их венчать. Дозволение вступить в брак, равно как венчание, зависит, однако, по прежнему от духовенства; наряду с этим, для диссентеров существует гражданский брак. Право назначать по духовному суду наказания ограничивается почти исключительно по отношению к самому духовенству. Отлучение от церкви и интердикт, хотя законом и не отменены, но уже давно вышли из употребления. Зато епископские суды пользуются правом временного запрещения отправления духовных треб и удаления от должности, а архиепископские-правом отрешать на всегда духовных лиц за безнравственные или нарушающие догматы проступки от должностей и лишать их духовного сана. Епископы также могут быть отрешаемы от должности, но сохраняют свой сан. Церковные суды весьма разнообразны; ряд их инстанций от архидиаконского суда или других низших судов восходить до епископских и от епископских до архиепископских; напротив того, высший суд или судебная комиссия тайного совета, постановляющая приговоры от имени королевской власти, есть учреждение, состоящее только из светских членов. Культ регулируется требником, Prayer book, пересмотренным в последний раз в 1662 г. Ordinations formular в том же году изложен в нынешнем своем виде. Катихизис 1570 г. имеет силу лишь для церкви, но парламентом утвержден не был; такое же отношение существует для множества канонических постановлений. За исключением этих последних случаев, все учреждения государственной церкви состоят под охраною парламента, который поэтому принимает участие и в решении всех вопросов церковного законодательства.
Что касается внутреннего теологического развития англиканской церкви, то неуклонная ее ортодоксальность вошла в пословицу. Английскому национальному характеру свойственно вообще обращать гораздо более внимания на церковную жизнь и ее формы, чем на дальнейшее развитие внутреннего учения, за исключением некоторых небольших сект, напр. квакеров и др., разница между различными церковными общинами касается почти исключительно церковного устройства и литургии. Англия раньше, чем Германия, имела свой просветительный период (Aufklarungsperiude), но тамошние свободомыслящие и деисты принадлежали исключительно в светскому сословию, отчасти к высшим слоям общества, между тем как духовенства это движение почти вовсе не коснулось. Сделанная латитудинариями попытка смягчить церковную ортодоксию посредством возвращения к общей для различных религиозных толков библейской основе в ХVIII стол., встретила временно сочувствие и у кембриджского духовенства, но была скоро подавлена; с другой стороны, методисты со своим учением о всепобеждающей благодати принуждены были выйти из государственной церкви. Более важное значение получил основанный в 1846 г. евангелический союз, который, на основании изложенного в 9 статьях учения старопротестантской ортодоксии, призывал всех благочестивых христиан, принадлежащих к разным евангелическим церковным толкам, к общей борьбе против усиливающегося католицизма. Этот союз, имевший свои разветвления также во Франции, Германии и Америке, встретил особенное сочувствие у диссентеров, но в нем участвовали и англиканские священники, несмотря на свое церковное положение. Наиболее обильное последствиями явление в англиканской церкви представляет в новейшее время борьба между «верхнецерковною» и «нижнецерковною» партиями (Highchurch men и Lowchurch men). Вторая из этих партий, по месту собрания своих митингов обыкновенно называемая «экзетер-голльскою», в последние десятилетие приобрела сторонников преимущественно между низшим духовенством и в среднем сословии. Предметами ее деятельности служат, главным образом, дела практического благочестия, распространение Библии, обращение в христианство язычников и евреев, раздача духовных сочинений, уличная проповедь, школьное обучение, внутренняя миссия между ворами, нищими, падшими женщинами и проч. Ее чрезвычайно обширная деятельность почти всюду совпадает с практическими стремлениями диссентеров. Но эта партия вовсе не думает о какой-либо реформе церковного учения; напротив того, она оставляет церковные догматы во всей их неприкосновенности и старается по возможности укрепить их. В противоположность Low church men, верхнецерковная партия, находящая опору в духовной и светской аристократии и в обоих старейших университетах, оксфордском и кембриджском, упорно придерживается своеобразных преданий слепого формализма государственной церкви. Вместо того, чтобы стремиться, заодно с диссентерами, к «христианской деятельности», она обращает главное свое внимание на сохранение во всей чистоте внешних форм англиканского культа.
Впрочем, в последнее время верхнецерковная и нижнецерковная партии сблизились между собою, чтобы вместе бороться против возникающего более свободного критического направления (так называемого Broad church men). Это направление выражается особенно в сочинениях Давидсона, Макея и Колензо и в очерках, вышедших под заглавием «Essays and rewiews» (1861), авторы которых, д-р Темпель, д-р Уильямс, Поуэлл, Уильсон, Годвин, Паттисон и Джоветт, принадлежат, за исключением одного, к англиканскому духовенству. Направление означенных опытов состоит в стремлении опровергнуть представление о боговдохновенном происхождении библейских книг и в установлении исторического понимания и истолкования их. Вызванное этим движение еще продолжалось, когда натальский (в южной Африке) епископ Колензо выступил с критикою пятикнижия Моисея и книги Иисуса Навина. В научном отношении она стояла гораздо ниже означенных исследований, но так как автором ее был епископ; то она обратила на себя еще большее внимание. Для противодействия этому «еретику», в первый раз после слишком столетнего перерыва собралась конвокация, которая и издала постановленное обеими ее палатами осуждение его; 40 архиепископов и епископов Англии и Ирландии, с примасом во главе, потребовали, чтобы Колензо сложил с себя свой епископский сан, но он упорно этому противился.
Литература: Штейдлина, «Allgemeine Kirchengeschichte von Grossbritannien» (2 т., Геттинген, 1819); Соамеса, «History of the reformation of the church of England» (4 т, Лондон, 1826); Вебера, «Geschichte der akath. Kirchen und Sekten in Grossbritannien» (2 т., Лейпц., 1845-53); Мерля д'Oбинье, «Geschichte der Reformation in England» (в немецком переводе, Штутг., 1854); Ранке, «Engl. Geschichte in XVI и XVII Jahr.»; Вейнгартена, «Die Revolutionskirchen Englands» (Лейпц., 1868); Клаусницера, «Gottesdienst, Kirchenverfassung und Geistlichkeit der bischofj. engl. Kirche» (Берд., 1817); Функа, «Organisierung der engl. Staatskirche» (Альтона, 1829); Бориса, «Eccles Hastical Law» (Лондон, 1842); Роджерса, «A practical arrangement of ecclesiastical Law» (Лондон, 1849).
Анданте
Анданте (итал. andare, что значить: идти шагом)-есть одна из степеней музыкального темпа, именно скорость, занимающая середину между adagio и allegro. А. имеет различные степени, смотря по тому, должно ли взять темп медленнее или быстрее; эти степени обозначаются выражениями A. con moto, А. та поп troppo, A. quasi larghetto и т. д. Andantino, как мерило скорости темпа, составляет среднее между А. и allegro, но при этом характеризует более короткое и менее разработанное музыкальное сочинение, чем А.
Андерсен
Андерсен (Ганс Христиан, Andersen Hans Christian) – знаменитый датский поэт, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник. По смерти отца, мать отправила его, в 1819 г., в Копенгаген, где он некоторое время очень бедствовал, но затем нашел себе покровителей в профессоре консерватории Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и конференц-советнике Коллине. При их содействии он вступил в театральное училище, а впоследствии они же доставили ему средства к дальнейшему образованию. Во время пребывания своего в гимназии, в Шлагэльзе и Гельсингере, он обратил уже на себя внимание публики несколькими стихотворениями; особенный успех имело «Das sterbende Kind», так что его имя пользовалось уже значительной известностью в 1828 г., при поступлении его в университет. Вслед за сим выступил с сатирическим рассказом «Fuszreise vom Holmekanal bis zur Ostspitze von Amak» (1829); с этих пор начинается его обильная поэтическая деятельность, выразившаяся в целом ряде произведений, написанных им частью на родине, частью во время его многочисленных путешествий. Стихотворения его, выходившие с 1830 г. неоднократно отдельными изданиями, отличаются большим чувством и богатой фантазией. К ним можно отнести также большой эпический цикл «Aarets tolv Maaneder» (Копенгаген, 1832 г.), драматическое стихотворение «Agnete and der Meermann» (1834) и эпическое стихотворение «Ahasverns» (1848). Из драматических его произведений заслуживают внимания: «Der Mulatto» (1840), «Der ljnsichtbare auf Sprogoe» и в особенности «Die neue Wochenstube», которое имело выдающийся успех и удержалось до сих нор на сцене. Опера Андерсена «Klein Karin» была поставлена впервые в Веймаре. Для капельмейстера Глезера написаны им «Die Hochzeit am Comersee» и «Wassernixe». Он написал также несколько пьес для театра Казино в Копенгагене, из коих наиболее удачными были комедии «Ole Lukoiea» и «Fliederm Utterchen», переделанные из сказок. Между его романами занимает выдающееся место «Improvisator» (1835). В этом произведении, которое явилось плодом путешествия в Италию, изображены яркими красками, разнообразная жизнь народа и богатая природа этой страны. За ним следовал роман «О. Т.» (1836), в котором изображена весьма удачно жизнь северных народов, затем «Nur ein Geiger» (1837); многие индивидуальные черты и чисто национальный характер этого произведения свидетельствуют о том, что в основу его легла история собственной жизни автора. В «Die beiden Baronessen» (1849) рисуется датская жизнь. Позднее других написан роман «Sein oder nich sein» (1857). Высшее проявление творческой фантазии А. представляют бесспорно сказки: в них ярче всего выразились все особенности его поэтического дарования. Его богатой фантазии представился тут полный простор; и свойственные ему добродушие, веселый юмор и детская наивность выразились в них ярче, нежели в других его поэтических произведениях. Первое собрание сказок, переведенное на многие иностранные языки, издано им в 1835 г. Они были иллюстрированы Петерсеном и впоследствии Л. Рихтером, Туманом, Плечем и др. Кроме собрания сказок, «SarntlicheMarchen» (21 изд., Лейпц., 1880), им изданы также «Ausgewahite Marchen flir die Jugend» (иллюстрированы Крецшмаром, 17 изд., Лейпц., 1878). Весьма сходны с сказками его «Historien», также иллюстрированные Петерсеном (1855). Все они отличаются простотою сюжета, обилием картин, юношескою свежестью и веселостью. Большой успех имели также его «Bilderbuch ohne Bilder» (на немецком языке, 17 изд., Лейпц., 1879). Частые путешествия по Европе, даже в Малую Азию и Африку имели благотворное влияние на его поэтическую деятельность. Впечатления, вынесенный из этих путешествий, изложены им в: «Eines Dichters Bazar» (1842), «Reiseschatten» (1831), «In Schweden» (1851}. Свою жизнь А. описал сам сначала на немецком языке в «Das Marchen meines Lebens» (2 т., Лейпц., 1847, дополнено по смерти его Эмилем Ионас, 2 т., Берл., 1879), и более пространно на датском языке «Mit Livs Eventyr» (1855). Весною 1861 г. он посетил четвертый раз Рим, а в 1862 г. главные города Испании, откуда предпринял поездку в Африку. Это путешествие описано им в сочинении: «In spanien» (1863). По возвращении из Африки А. более не выезжал из Копенгагена, тяжко заболел в 1872 г. и умер 4 августа, 1875 г. «Собрание сочинений Андерсена» издано на датском языке в 23 томах (Копенгаген, 1853-62), на немецком языке в 50 томах (Лейпц., 1847-72 и под заглавием «Werke», Лейпц., 1876). Сказки А. много раз переводились и издавались на русском языке. В 1880 г. издан перев. его «Bilderbuch ohne Bilders».
Андрей-св.
Андрей-св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал его следовать за собою (Матф. VI, 18 и след.). По повествованию еванг. Иоанна (Иоан. 1, 41) он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата, был призван на Иордане Иисусом. Поэтому в греческом предании он носит имя «Первозванного» (prwtoclhtoV). По Св. Евангелию, он, со своим братом и двумя сыновьями Зеведея был в числе ближайших Христовых учеников. По церковному преданию, вместе со своим братом проповедывал христианство «скифам», т. е. народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. По сказанию русских летописей проповедовал в древней Руси, был около нынешнего Киева, где водрузил крест, доходил до Новгорода и села Грузина, где водрузил жезл свой. В Синопе еще в IX стол. показывали его кафедру из черных камней. От берегов Понта он чрез Пропонтилу перешел во Фракию и Грецию и в Патрасе был распять по приказанию проконсула Эгея или Эгеата. Под названием «Акты» или «Деяния А.» сохранилась, хотя в позднейших переделках на греческом и латинском языках, апокрифическая история апостолов, известная еще Евсевию и автором которой был, как полагают, гностик Харинус. Кроме того, на греческом языке сохранились два отрывка Деяния А. и Матвея между людоедами" и мартиролог («Martyrium») этого апостола" равно как некоторые отрывки из "Деяний Петра и А. "; все они напечатаны Тишендорфом в «Acta apostolorum apocryphorum» (Лейпциг, 1851), а также в дополнении к «Apocalypses apocryphae» (Лейпц., 1866). В лат. редакции «Virtutes Andreae», повествующие о всех путешествиях апостола, от Понта до Греции, и «Passio Andreae» изданы в Кельне в 1531 и вошли также в сборник Абдиаса. «Passio» послужила основой одного англосаксонского стихотворения, содержащегося в «Codex Vercellensis» и изданного Гриммом («А. und Elene», Кассель, 1841), равно как Грейном в «Bibliotek der angelsachs. Poesie» (2 т., Гетт., 1857-58). По. одному позднейшему сказанию А. был апостолом в Константинополе, где он посвятил первого епископа Стахия. Предание о том, что он был пригвожден ко кресту, поперечные брусья которого были вделаны наискось (Андреевский крест), имеет весьма позднее происхождение. Кроме России и Шотландия чтит этого апостола, как патрона своей страны. В обеих этих странах учрежден в честь его Андреевский орден. Память святого празднуется 30 ноября. Предшествующая этому дню ночь носит у народа название Андреева вечера или Андреевой ночи, в которую, по народному поверью, молодым девушкам и парням является образ суженых.
Андромаха
Андромаха– дочь царя Цетиона, в мизийском городе Фивах, и супруга Гектора, принадлежит к благороднейшим женским образам Гомеровой Илиады. Еще во время ранней ее молодости, отец и семь братьев были убиты Ахиллом. Выйдя потом за Гектора, она родила ему Астианакса и привязалась к своему мужу самою горячею любовью, трогательными памятниками которой остались ее разговор с ним перед отправлением Гектора на битву с Ахиллом, равно как ее плачь об убитом (Илиада 6 и 24). После завоевания Трои, А. была отдана в добычу сыну Ахилла, Пирру, который увез ее с собою в Эпир и она родила ему сына (а по другим сказаниям-трех сыновей). Впоследствии А. сделалась супругою Элена, брата Гектора, и родила ему сына Кестрина. По смерти Элена, она, вместе с одним из своих сыновей, возвратилась в Мизию, где этот сын приобрел область Тейеранию и дал свое имя основанному им городу Пергаму. В честь А. был там сооружен храм. Эврипид сделал ее героиней трагедии того же имени, сохранившейся до нашего времени.
Андромеда
Андромеда – по греческому сказанию, дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Когда последняя однажды похвалилась, что она превосходить красотою нереид, разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбою о мщении и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесет А. в жертву чудовищу. Жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утесу, А. была предоставлена на произвол чудовища. В этом положении увидел ее Персей и, пораженный ее красотою, вызвался убить чудовище, если она согласится выйти за него замуж. Отец с радостью изъявил на это свое согласие, и Персей благополучно совершил свой опасный подвиг, Афина дала А. место между звездами. Софокл и Эврипид обратили это сказание в трагедию. Есть также не мало изображений подвига Персея на вазах, в стенной живописи и барельефах. То же сказание послужило сюжетом для драмы Корнеля, «Andromede» (Пар., 1650).
Аневризма
Аневризма (греч., или Arteriectasi а)– так называется частичное патологическое расширение артерии. Различают пять видов А.: 1) истинная А., когда на каком-либо месте оболочки сосуда расширены во всех слоях; при чем расширение может охватить сосуд кругом (так называемые цилиндрические и веретенообразные А.) или только одну стенку его (мешетчатые А.); 2) ложные или травматические А., когда все оболочки артерии разорваны, причем кровь изливается в окружающую ткань и расширяет последнюю в виде мешка (самая частая форма); 3) смешанные формыобразуются в тех случаях, когда отдельные слои артериальной стенки поражены; слой, оставшийся нормальным, под влиянием не изменившегося кровяного давления, неизбежно должен выпятиться в месте наименьшего сопротивления; 4) варикозные А. образуются при неудачных операциях кровопускания, если вместе с поранением вены ранится и верхняя стенка лежащей над ней артерии; в этом случае кровь из артерии направляется в вену; 5) диффузные, разлитые А., когда целая область артериальной системы расширена; в этих случаях артерии очень часто извилисты. Последний вид А. чаще всего встречается на артериях задней части головы. Многие старые врачи называют также А. расширение сердечных полостей; в новейшее время врачи имеют в виду, под именем А. сердца, местное, ограниченное выпячивание стенки сердца в виде мешка. Аневризмы чрезвычайно часты на больших артериальных сводах, особенно вблизи сердца, на дуге аорты (так называемые внутренние А.) и на наружных частях тела, как напр. в подколенной ямке, на ребрах, где артерии чаще всего подвергаются поранениям по причине вытяжения, усиленных напряжений и движений тела, ударов, толчков, сдавливания и т. д. Чаще всего А. появляются вследствие заболевания оболочек артерий, которые перерождаются и следовательно теряют свою эластичность и способность к сопротивлению. А. подколенной артерии чаще всего были замечаемы в Англии, среди лакеев, которые иногда в течении полудня должны стоять на запятках карет. Внутренние А. очень трудно определяются и диагнозируются только физическими методами исследования (выстукиванием, выслушиванием) Вследствие постоянного давления, производимого А. на окружающую их ткань, последняя подвергается уничтожению, воспалению и изъязвлению; но наибольшая опасность состоит в разрыве аневризматического мешка и в обусловленном им смертельном кровотечении. Если при каких-либо условиях кровь в пораженной А. артерии станет свертываться, то аневризматический мешок будет постепенно закупориваться и дальнейшее расширение стенок А. сделается невозможны; получится естественное излечение А. Искусственным образом А. может быть излечена при условиях искусственного свертывания крови, перевязкой артерии и наконец одновременной перевязкой артерии и вылущением аневризматического мешка. Свертывание крови в аневризматическом мешке достигается различными способами: 1) сдавливанием больной артерии при этом течение крови по артерии значительно замедляется, что, как известно, очень благоприятствует свертыванию крови; 2) электропунктурой: последнее состоит в том, что в аневризматический мешок вкалываются 2 электрода гальванического тока в виде 2 игл; если после этого пропустить ток, то кровь свернется в определенном месте. 3)впрыскиванием препаратов железа в аневризматический мешок. Если все вышеописанные методы не приводят к определенному, положительному результату, тогда нужно прибегнуть в оперативному вмешательству, состоящему в том, что aртерия перевязывается в 2 местах, выше и ниже А., потом вскрывается аневризматический мешок, откуда удаляются кровяные сгустки, затем и самый мешок; оставшаяся после этого полость лечится, как открытая рана.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 34 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close