Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
17:23
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Клинопись
Клинопись – название, вошедшее в науку с начала XVIII в. (введено Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней Азии, до времен господства так назыв. финикийского алфавита. Название соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях, шумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу – глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях, причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь независимо, получило несколько иной, хотя, в общем, и сходный вид. Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям страны – шумерам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим языкам, вследствие отсутствия строго различавшихся в них эмфатических знаков, смешению шипящих и свистящих и т. п.; б) употреблением идеограмм в фонетическом значении, не соответствующем семитическому языку (напр. идеограмма для слова «вода» как фонетический знак читалась не «му», а "а"); в) существованием в глубокой древности несемитического языка, оставившего памятники, иногда с семитическим переводом; г) косвенно – несемитическими именами понятий, относящихся к писанию в ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви, Делича и их школ доказать семитическое происхождение К. не могут быть названы удачными. К. – письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительных около 300; в числе их более 50 идеограмм, ок. 100 знаков для простых слогов и 130 – для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство знаков имеет по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко, рядом с шумерийским, они приобретали и семитическое значение, иногда же изображали и смежные понятия (напр. «солнце» – bar и «светить» – lah). Письмо, по сложности, одно из самых неудобных; тем не менее, в силу культурного влияния его родины, оно было заимствовано почти всеми соседними народами – эламцами, каппадокийцами, доарийскими армянами (знаменитые ванские надписи) и около XV века до Р. Хр. было дипломатическим на Востоке, будучи употребляемо даже фараонами для сношений с их азиатскими вассалами. Телль-эль-амарненская находка заключает в себе, между прочим, обширные клинообразные письма на неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и Арсафи, донесения из Финикии и Палестины на вавилонском языке, с ханаанскими примесями, и, наконец, пропись, по которой учились египетские писцы. Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их, по упрощении, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за З тысячелетие до Р. Хр., позднейшие относятся ко времени первых Селевкидов. В Европе впервые познакомились с К. в начале XVII в., благодаря трудам путешественника Pietro della Valle, списавшего несколько персеполитанских знаков. Все троязычные надписи в Персеполе списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три рода К. и определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на долю Гротефенда (1802), разобравшего с гениальным остроумием имена Дария, Ксеркса, Гистаспа и Ормузда. Дальнейшие открытия принадлежат норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в то время, как находившийся на персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до важных результатов, работая на месте над бегистунской троязычной надписью, которую скопировал и разобрал (1836 – 49). Так как результаты его работ были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и Опперта, то разбор первого рода К. можно было считать оконченным. Язык его оказался древнеперсидским, близким зендскому. Вторым родом занимались датчанин Вестергаард, Норрис, Опперт, Мордтманн и Ленорман. Этo – язык не семитический и не арийский; ученые называли его то мидийским, то скифским, то эламским. Изучение его было оставлено, вследствие того, что богатые находки Ботты и других на месте древних Ассирии и Вавилонии обнаружили сходство надписей этих стран с третьим родом, который, по важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги в этом направлении принадлежат шведу Левенштерну (1845), высказавшему мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и определившему несколько знаков. Затем де Сольси и Лонперье составили таблицу знаков, не зная, однако, их чтения; Гинкс первый угадал их силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки самостоятельно, до тех же результатов, и в 1851 г. издал копию З-ей части Бегистунской надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота и Менана также немало содействовали дальнейшему движению науки, так что 25 мая 1857 г. в Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во время которого были сравнены независимые друг от друга переводы одной надписи Тиглат-Палассара, сделанные, по поручению британского музея, Раулинсоном, Гинксом, Оппертом и Тальботом и оказавшиеся почти тождественными. С этого времени разбор клинописи следует считать упроченным. – Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые еще Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint Martin, списанные Шульцем и изданные в 1840 г. во Франции, только в 1881 г. подверглись правильному и успешному изучению со стороны Сэйса и проф. Патканова. Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их, по-видимому, имеет сходство с грузинским. – Каппадокийские надписи подвергались изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни – марбургского проф. Йензена, который находит их язык родственным проармянскому.
Литература. Введение в труд Hommel'я, «Gesch. Babyloniens-Assyriens» (Сб. Онкена); Kaulen, «Assyrien und Babylonien» (1882); Астафьев, «Древности Вавилоно-Ассирийcкие»; труды Опперта; Schrader, «Die assyr. babyl. Keilinschriften» (Лпц., 1872); «Zur Fragenach d. Ursprung der babylon. Cultur»; Halevy, «Recherches crit. sur l'origine de la civilisation babyl.» (II. 1876) и другие труды; Delitzsch, «Assyrische Grammatik», «Assyr. Worterbuch»; Патканов, «Клинообразные надписи Вана» (в «Журн. Мин. Нар. Просв.»); Sayce, «The cuneiform inscriptions of Wan» (Л., 1882); Golenischeff, «Les tablettes cuneiformes Cappadociennes» (Спб.).
Б. Тураев.
Клио
Клио (Kleiw) – одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина с свитками рукописей, иногда аттрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени.
Клир
Клир (klhroV, clerus) – причт, духовенство. К. в обширном смысле называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви посвященных на служение в ней, в менее обширном – совокупность всех духовных лиц церкви, за исключением архиереев, также – состав священно-церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при церкви приходской, соборной, домовой). Название klhroV в применении к духовенству и в отличие от laoV – совокупности мирян, усвоено от упоминаемого в Свящ. Писании (Деян. 1, 23-26) способа избрания на апостольское служение, посредством жребия, ап. Матфия. Состав К., способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно учению, примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами церкви. На основании апостольского учения и предания и правил вселенской церкви установились общие начала канонического положения К., соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в одинаковом виде, в церквах православной, р.католической, армяно-григорианской и в других древних восточных, а отчасти и в некоторых церквах позднейшего происхождения (англиканской, шведской, финляндской и до некоторой степени лютеранско-немецкой). Различные стороны правового положения К. и клириков к истории различных стран, поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил, сложившихся во время образования законодательства вселенской церкви, определялись еще местными обычаями и узаконениями, как церковными, так и государственными. Различными соотношениями факторов, действовавших на историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах – вероучение, правила вселенской, поместных и вероисповедных церквей и государственных законодательств – объясняются разности в составе и конструкции К. в различных странах и церквах, как в истории, так и в действующем праве современных церквей православной и римско-католической. По правилам православной вселенской церкви, в состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в тесном смысле) и священнослужители (ierwmenoi, ieratikoi). Первые поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или определяются и причисляются в К. распоряжениями церковной власти, на основании местного законодательства церковного и государственного. В древней церкви в их состав в разных местностях включались иподиаконы, певцы, чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари, труждающиеся (kopiatai), екдики, нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась в истории православных поместных церквей. В древней России к клирикам причислялись дьяки, поддъяки, дьячки, пономари и другие «церковнии людие»; назывались они общим именем «причетников», которое удерживается и доселе. В XVIII и XIX вв. к разряду причетников, кроме дьячков и пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители при различных церковных учреждениях (соборных церквах), положенные по штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей, именно псаломщиков. В современном праве всех поместных православных церквей клириками в тесном смысле называются лица, «получившие посвящение на служение церкви вне алтаря» – иподиаконы, чтецы и певцы; в некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся к поступлению в священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные к участию в богослужении церковном (в румынской церкви); в других церквах клириками считаются те, которые носят церковные звания и должности – как духовные, так и светские лица. В состав церковнослужителей или клириков, через религиозный обряд посвящения ceiroJesia), совершаемый епископом, по правилам вселенской церкви не могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные в преступлениях против христианской нравственности, правил церкви и государственных законов, самооскопители, состоявшие или состоящие в незаконном браке, находящиеся в браке с иноверными, не обладающие правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и т. п.), одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными, препятствующими исполнению обязанностей в служении церкви, не приготовившиеся к сему служению и не испытанные епископом в поведении и в подготовке к церковному служению. Положительные условия, требуемые от кандидата на звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст, принадлежность к православному вероисповеданию, безукоризненное нравственное поведение, установленная правилами или обычаями местной церкви степень образования, подготовленность и расположение к церковной службе, телесное здоровье и душевное состояние, необходимое для исполнения обязанностей клирика. К особенностям положения клириков в церкви относятся: подсудность их церковному суду по церковным делам, правам и отношениям, подчиненность и послушание церковной власти по должности, содержание от должности и преимущественное перед мирянами, при равных условиях, право на посвящение в священный сан дьякона. Гражданские, государственные и общественные права определяются законодательством государства. Церковные права клириков прекращаются увольнением от должности по собственному желанию или по распоряжению церковной власти, по приговору церковного суда и в случае осуждения по уголовному преступлению. Священнослужителями называются такие духовные лица православной церкви, которые посвящены на служение церкви через таинство священства посредством рукоположения – ceirotonia – и имеют своим назначением распространять и утверждать в людях учение христианской веры и начала христианской нравственности, совершать богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении церковном. К классу священнослужителей, по различию трех степеней священства, принадлежат дьяконы, пресвитеры и епископы. В степень дьякона не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие 25-ти лет, не отличающиеся безупречной жизнью, необладающие степенью знаний, определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие в брак, подлежащий признанию недействительным, предполагающие вступить в брак после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и не подготовленные к посвящению предварительной службой в клире или соответственным ей служением церкви (в учительской должности), или воспитанем и хиротезией. К степени дьяконской в некоторых поместных церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае, посвящаются на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но, сверх того, от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет (VI всел. пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный обычаями или правилами поместных церквей, предварительное служение в церкви, состояние в степени дьякона и твердость в вере и в беспорочной жизни, засвидетельствованная испытанием на исповеди. Особенные условия, требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение 4 лет, верность православию, степень знаний в священном писании и в канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в сане пресвитерском, свобода от супружества, отсутствие телесных недостатков (глухота, недостатки в речи), могущих препятствовать исполнению епископских обязанностей, и, по распространенной во многих поместных церквах практике, предварительное, прежде посвящения, пострижение в монашество (особенные церковные права и обязанности каждого вида священнослужителей см. Диаконы, Пресвитеры, Епископы). Особенности правового положения всех священнослужителей, по правилам вселенской церкви, следующие: 1) они не могут принимать на себя мирских попечений и вдаваться в народное управление, т. е. занимать должностей в государстве, земстве, обществе и в заведывании имениями частных лиц; 2) не могут вступать в брак, быть поручителями за других, поверенными и ходатаями в чужих делах, за исключением дел церкви и малолетних, под их опекой состоящих; 8) они состоят по всем церковным делам, правам и отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной власти, также и по обвинению в таких уголовных преступлениях, которые несовместимы с саном священнослужительским. На основании этих принципов регулируется юридическое положение священнослужителей православной церкви в поместных церквах и разных странах законодательством государственным и местно-церковным. Права священнослужителей теряются: добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях, а права епископские, сверх того – принятием пострижения в схиму.
Источники и литература. «Книга правил свв. апостол, вселенских и поместных соборов и св. отец» (изд. 1862); «Прибавление к Духовному Регламенту о правилах причта церковного» (М., 1856, стр. 95 след.); «О должностях пресвитеров приходских» (25 изд., М., 1853); Шагуна, «Краткое изложение канонического права» (СПб., 1872, cтр. 218 – 237, 257 – 262); Бердников, «Краткий курс церковного права» (Каз., 1888, стр. 40 – 48); Д-р Милаш, «Православно-церковное право» (Задар, 1890, стр. 283 – 278).
Римско-католическая церковь с XII века присвоила себе исключительную власть, независимо от государства, определять и узаконять в церкви и государстве положение и права К как особого состояния церковного (Status ecclesiasticus); но в нoвейшие вpeмeнa государственное законодательство всех стран ограничивает многие привилегии К., усвояемые ему р. католической иерархией. По каноническому праву р.-катол. церкви, К. предназначается к исключительному управлению в церкви и разделяется на clerus saecularis и regularis .Способами вступления и принятия в К. служат tonsura (пострижение) и ordinatio (посвящение). Эти способы столь же необходимы для приобретения прав клирика, как крещение – для вступления в состав членов церкви. Церковью принято семь степеней посвящения. По различию степеней клирики носят разные названия, приобретают различные права и разделяются на ordines minоres – низших клириков, к которым принадлежат ostiarii, lectores, exorcistae, acolythae, принимаемые через tonsura, и на ordines majores, к которым относятся subdiaconi, diaconiet presbyteri. Выше пресвитерского сана стоит orao episcoporum, члены которого получают сан посредством cousecratio episcopalis. Для принятия в К. установлены условия со стороны принимаемого (ordinandus) и принимающего (ordinarius) и основания (tituli ordinationis). Для вступления в К. требуется со стороны вступающего абсолютная способность быть клириком и наличность определенных качеств. Неспособными к вступлению в К. признаются некрещенные и женщины. Препятствиями к принятию в К. служат личные недостатки кандидатов, называемые irregularitates. Irregularitates – двоякого рода: ex defectu и ex delicto. Irregularitates ex defectu: a) def. natalium – происхождение от незаконного брака; b) def. libertatis, по которому не могут быть приняты в клир рабы, крепостные, супруги без согласия жен, обязанные отчетностью по управлению общественными кассами или чужими имениями; с) def. aetatis – недостаток возраста, который определен для принятия в ordines majores в 21, 22 и 24 года, а для посвящения в епископы – в 30 лет; d) def. corporis, препятствующий исполнению важнейших обязанностей клирического звания или несовместный с его достоинством; е) def. scientiae – недостаток образовательного ценза, установленного на Tpиентском соборе; f) def. animi, – T. е. болезнь душевная; g) def. sacramenti, по которому не принимаются лица, бывшие в двух последовательных браках, женатые на вдовах и т. п.; b) def. perfectae lenitatis – недостаток мягкосердия, предполагаемый в лицах, участвовавших в постановлении или исполнении смертного приговора, в убийцах, военных людях, бывших на войне, хирургах; i) def. fidei, по которому исключаются из кандидатов в К. новообращенные, не конфирмованные, крещенные в тяжкой болезни (clinici). Некоторые из перечисленных irregularitates (например def. natalium legitimorum) могутбыть устранены диспенсацией папы, – К irregularitates ex delicto относятся все вообще преступления и проступки, которые, по законам государства и правилам церкви, соединены с infamia. – Посвящать в К. может лишь иepapx, обладающий ordinaria jurisdictione в отношении к посвящаемому или получивший на то дозволение. – Основаниями для посвящения в К. новых лиц служат: a) titulus beneficii – наличность должности, обеcпеченной достаточным материальным содержанием; b) lit. patrimonii vel pensionis – по которому посвящаемое лицо может получать содержание или из собственного имущества, или из стипендии, назначенной ему каким либо учреждением или частным лицом; с) tit. mensae, по которому епископ или иное лицо обязывается доставлять посвящаемому достаточное содержание; d) tit. religiosae professionis – назначение посвящаемого для совершения церковной службы в монастырях и е) tit. missionis – посвящение для отправления на миссионерскую деятельность. – Клирики, по правилам церкви, пользуются особыми преимуществами, которые называются privilegia cleri. Виды этих привилегий следующие: a) privilegia canonis, к которым относятся особое место в церкви, право на уважение от мирян, особая одежда и участие в управлении церковными учреждениями по назначению ordinarii; b) priv. fori – исключительная подсудность церковной юрисдикции во всех делах, церковных, гражданских и уголовных; но эта привилегия законами современных государств ограничена в различных странах в различной степени; с) priv. immunitatis – свобода от личных податей и повинностей, государственных, земских и общественных; она также ограничивается законодательствами отдельных государств, и d) beneficium competentiae – право на приличное содержание при всех обстоятельствах жизни. В особенные обязанности клирикам вменены: безбрачие, ежедневное прочтение положенных молитв, полное послушание церковной власти, удаление от мирских занятий и увеселений. – Ср. Hinsetius, «Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten» (Берлин, 1869); Schulte, «Lebrbuch des Kath. und evangelischen Kirchenrechts» (4 изд., Гиссен).
М. Горчаков.
Клирос
Клирос – место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, т. е. причетники – чтецы, певцы (певчие), атакже лица священного сана, напр., дьяконы, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и пении. В каждом храме имеются обязательно два К., правый и левый, оба на возвышенной предъалтарной части храма, по сторонам солеи. В «Церковном уставе» К. иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.
Н. Б – в.
Клише
Клише (франц. Cliche), в графических искусствах – копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков. Так, в типографском деле К. наз. копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и пр., изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку, с загнутыми краями, наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с нею так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и, так. образом, получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать типографские К. после изобретения стереотипии и применения к делу гальванопластики (гальванопластич. К., гальвано) и, наконец, целлулоида. В фотограф. производстве название К. дается светописным снимкам на стекле, т. наз. негативам и позитивам. В художественном гравировании на меди и на стали, название К. присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, по покрытии их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.
Л. С – в.
Клобук
Клобук – головная одежда монахов, состоящая из камилавки и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями). К. составляет принадлежность полной форменной одежды монаха; иногда лишь, вне богослужения, он заменяется одной камилавкой, без крепа. Все монашествующие лица обыкновенно носят К. черного цвета: белый К. составляет принадлежность сана митрополита (в древней Руси – одного патриарха). К. с воскрилиями носится монахом, принявшим уже пострижение. Воскрилия на К. или разрезы ниспадающей сзади К. ткани получили начало со времени св. Мефодия (ум. 857 г.). Иконоборец имп. Теофил до того бил однажды этого святого, что исказил нижнюю часть лица его, на которой остались шрамы. Когда позже Мефодий был поставлен в патриархи, то, чтобы скрыть безобразие своего лица, он разрезал заднюю часть своего К. надвое и прикрывал концами шрамы, завязывая концы в узел. Его примеру последовали и все монахи Востока.
Н.. Б – в.
Клобук
Клобук (турец. калабак) – шапка, имеющая вид колпака с меховым околышком. Это древнейший вид шапок у русских. Как наголовье княжеское, К. упоминается в летописи под 1072 г. Карамзин по поводу этого места замечает, что князья, вместо короны, носили К. и не снимали их в церкви. В 1153 г. кн. Ярослав галичский, по смерти отца своего Ярослава, принял воеводу Петра, сидя «на отни месте в черни мятли и в клобуце».
Клопы
Клопы – полужесткокрылые собственнно, или разнокрылые (Hemiptera genuina s. Heteroptera), составляют подотряд полужесткокрылых или хоботных насекомых (Rhynchota s. Hemiptera). Передние крылья наполовину жесткие, наполовину перепончатые, задние целиком перепончатые, редко пер. крылья мягкие сетчатые, в покое складываются горизонтально на спине. Нередко у индивидов одного вида встречаются значительные колебания в степени развития крыльев (у одних хорошо развиты, у других укорочены); часто это относится к самкам, а самцы снабжены хорошо развитыми крыльями. Хоботок свободный и прикреплен к нижней и передней части головы, усики 4 – 5 члениковые, первый членик груди большой и свободный, лапки обыкновенно 3-члениковые. Многие издают отвратительный запах. Некоторые питаются соками растений, другие хищны или временные паразиты животных. Некоторые К. полезны истреблением вредных насекомых, яйца некоторых видов Соriха употребляются в пищу, другие вредят растениям или полезным животным (напр., гладыши истребляют молодых рыбок), некоторые – временные паразиты человека и домашних животных и причиняют боль и опухоль своим укушением, которое может даже быть опасным (очень сильную боль причиняет, напр., укушение тропических Arieus и европейского Reduoius). Добычу хищные К. убивают уколом щетинок хоботка, причем в раны вливается едкая жидкость. К. разделяются на наземных (Geo cores) и водяных (Hydrocores).
Н. Кн.
Клоун
Клоун (англ. clown) – арлекин английской сцены, родственный Полишинелю, немецкому Hanswursty и испанскому Грациозо, появляется с начала XVI века; первоначально импровизировал свои роли. К. не отсутствовал и в трагедии; Шекспир нередко вводит его в свои драмы (шут – в русск. перев.). К. Шекспира не шаблонны; роль их всегда находится в соответствии с характером драмы. Позже К. совершенно исчез из серьезных пьес и стал исключительной принадлежностью пантомимы и цирка. Такой новейшего типа К. является и шутником-импровизатором, и дрессировщиком животных. В Англии наибольшей популярностью пользовался К. в рождественских пантомимах (Christmas pantomime) друриленского и ковентгарденского театров, где поднятию его значения много способствовал в своем роде знаменитый Джо Гримальди. Карьера русского К. Анатолия Дурова изображена в помещенных в «Историческом Вестнике» 1892 г. записках его.
Клубень
Клубень (tuber). – Под этим именем понимают шишковатые, по большей части, подземные части растений довольно различного происхождения. Так, у картофеля – это вздувшиеся укороченные побеги (почки), появляющиеся на длинных подземных ветвях, то же у земляной груши или топинамбура. У зимовника К. или луковицеобразной шишкой называют вздутое, подземное основание стебля. У многих родов из семейства орхидных, напр., у орхисов, у офрисов и др. шишки или К. должны называться корнестебельными, так как они представляют собой действительно толстые, коpоткие корни, несущие на верхнем конце листостебельную почку. То же у некоторых лютиков. Наконец, имеются чисто корневые К., представляющие собой утолщение корневых ветвей. Вообще, шишковатые подземные утолщения, называемые то К., то шишками, весьма распространены в растительном мире. Общее между ними то, что все они содержат запасное питательное вещество, идущее на произведение новых побегов. Запасное вещество это состоит то из крахмала, как у картофеля, то из жирного масла и пр. К. служит также для перезимовки многолетних травяных растений, у которых вся воздушная часть к зиме отмирает.
А. Б.
Клюква
Клюква (Oxycoccus Pers.) – подрод растений из рода брусничник (Vaccinium L.). Небольшие кустарники с тонкими, лежачими стеблями, несущими узкие кожистые листья, неопадающие на зиму. Цветочки их на тоненьких ножках и сидят в углах листьев. Лепестки почти свободные, отогнутые назад, розовые; их 4 (по Бентаму и Гукеру бывает и 5). Пыльники без придатков. Плод – ягода. Сюда 3 вида: обыкновенная К. (Vaccinium Oxycoccus L. или Ox. palustris Pers.) растет у нас, начиная с прибрежий Ледовитого океана и до начала коренных степей, также во всей сев. и средней Европе, на Ю в горах, свойственна Сибири, Японии и Сев. Америке. Стелется на мхе моховых болот, в сев. России, напр. в Петербургской губ. в большом изобилии. Всем известные красные, кислые ягоды содержат лимонную кислоту. Другие 2 вида – североамериканские: V. erythrocarpum Mchx. и V. mаcrocarpum.
А. Б.
Последняя (америк. Cranberry) с более крупными плодами и лучшего вкуса, чем у нашей обыкновенной болотной клюквы – составляет предмет культуры, хотя она и трудно размножается семенами, которые следует высевать немедленно после получения в плошки с песчаной листовой землей или торфом и посев содержать постоянно в тепле и влажным. Появившиеся всходы рассаживаются в ящики или горшки, при11/2, врш. расстояния между растениями, и помещаются на зиму в неморозное помещение. На второй год, весной, их высаживают в грунт, исключительно на сырые торфянистые места, где они развиваются вполне успешно. Зимой крупноплодная К. нуждается в листовой прикрышке.
В. С.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 63 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close