Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:46
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Атмосфера
Атмосфера (от греч. слова atmoV – пар, газ и sjaira – шар) – так наз. воздушная оболочка, окружающая земной шар, вращающаяся и совершающая вместе с ним путь вокруг солнца. Аналогично этому А. называют наполненное газом или парами пространство, окружающее какое-нибудь тело так напр. говорят об А. солнца, других небесных тел, равно как об А. земных тел, об А. эфира, окружающего атомы. Электрической А. называют пространство, в пределах которого проявляется действие наэлектризованного тела; электрическая А. таким образом тождественна со сферой электрического действия, или влияния. Высота слоя, окружающего землю, в сравнении с диаметром земли, крайне ничтожна; определить ее очень затруднительно. При восхождении на горы или при поднятиях на аэростате, можно наблюдать по показаниям барометра, что давление воздуха, по мере поднятия вверх, становится все меньше и меньше, из чего можно заключить, что воздух становится реже. Это происходит вследствие того, что воздух, как и каждый газ, следуя Mapиоттову закону, больше расширяется, чем меньше давление, под которым он находится. Но так как воздух, подобно всем другим телам, находится под влиянием тяжести, то и все слои воздуха, прилежащие к земле, находятся под давлением вышележащих, поэтому они подвергаются тем меньшему давлению, чем они выше лежат. Многие заключали из этого, что, так как разрежение слоев воздуха увеличивается, по мере удаления от земной поверхности, то А. не имеет предела и продолжается бесконечно в мировое пространство. Есть, однако, полное основание думать, что атмосфера имеет предел, так как хотя обе силы, которыми каждая частица воздуха удерживается в равновесии, упругость и тяжесть воздуха, и уменьшаются по мере удаления частиц воздуха от земли, но первая сила уменьшается быстрее второй, так что должна существовать высота, на которой обе эти силы уравновесятся, и эта высота будет, очевидно, границей А. Высота эта не может быть строго определена, без точного знания закона температуры на различных высотах А., так как упругость газа находится в тесной зависимости от температуры.
На основании предложенных гипотез относительно этого понижения температуры были сделаны попытки рассчитать высоту А., и высота ее колеблется по этим расчетам от 52 до 2000 км. Некоторым основанием для определения высоты А. может служить также явление наз. утренней зарей и сумерками. Перед восходом солнца и после заката его, часть А. является еще освещенной солнечными лучами. Граница освещенной и неосвещенной части неба является в виде дуги, и по высоте этой дуги можно приблизительно судить о величине А., так как дуга эта зависит от плотности воздуха. Но так как эта дута не имеет резко определенных границ, то и расчеты, основанные на ней, только приблизительны; они дают высоту А. от 75 до 150 км. Если рассчитывать по формулам, которые выводятся на основании уменьшения давления на высоких горах, то получается, что давление это на высоте 60 км. равно только 1/760 части давления на поверхности моря, на высоте же от 75 до 90 км. оно становится настолько ничтожно-малым, что его нельзя было бы определить самым чувствительным барометром. Вследствие своей тяжести и упругости А. производит давление на все предметы, с которыми она находится в соприкосновении. На поверхности моря среднее давление при 0° Ц. равно столбу воды в 10,4 м. или столбу ртути в 760 мм. выс., из чего следует, что воздух давит на поверхность в 1 кв. сант. с тяжестью около 1 клг. Братья Веберы доказали (1836) своими опытами, что руки и ноги, когда они свободно свешиваются, удерживаются в этом положении не только мускулами, но что при этом играет роль и давление воздуха. По этой причине, на больших высотах, где давление меньше все движения требуют значительного мышечного усилия. В техническом отношении давление воздуха также крайне важно, так как на нем основано устройство многих приборов и приспособлений, как напр. насосов, сифонов и т.п.. Температура кипения жидкостей зависит также от давления воздуха. Она тем ниже, чем меньше давление, так что, напр., в Антизане (в Южной Америке), лежащей на высоте 4000 метр. над уровнем моря, вода кипит не при 100° Ц., а при 80°.
Атмосферное давление
Атмосферное давление – так назыв. еще давление или упругость паров, или газов, равное давлению воздуха на поверхность моря, т.е. 760 миллим. ртутного столба или 1 кг. на кв. сантим. Поэтому давление паров в 2 атмосферы означает вдвое большее, чем давление воздуха и т.д.. В данном смысле слова «атмосфера» чаще всего употребляется для обозначения упругости паров в паровых котлах.
Атоллы
Атоллы – очень распространенный тип коралловых островов. Это плоские низменные острова, состоящие из кольцеобразной полосы суши, окружающей внутреннее мелководное озеро или лагуну, с совершенно тихой водой и окруженные глубоким океаном. Подобно всем другим коралловым островам, атоллы состоят из коралловых рифов; являются результатом жизни и размножения громадных колоний строящих кораллов и постепенного опускания морского дна, на котором приютились эти кораллы. Атоллы иначе называются лагунными или окаймляющими рифами и весьма распространены в Тихом океане. Обыкновенно атоллы возвышаются всего на несколько метров над уровнем океана; так напр., Сандвичевы острова поднимаются на 6 метров над уровнем моря; иногда, как напр., в Низменных островах высота эта достигает большой величины, до 244 мет..
Атомы
Атомы (от греч. слова atomoV – нераздробимый) – конечные составные части физических тел. Возникновение понятия А. является в древней философии важной исходной точкой, так как только после того как ученые стали опираться на неизменяемость составных частей тел, впервые открылся путь к основанию точной физики. Прежде чем ум человеческий достиг этого отвлеченного понятия, свойства материи смешивались Пифагоровой школой с геометрическими величинами и фигурами, а так наз. Ионической школой – с силами, обусловливающими жизнь Вселенной. Только после метафизических исследований Элеатской школою неизменяемости бытия, Левкипп (около 500 г. до Р. Х.) и следовавший за ним Демокрит (с 470 – 407 г.) высказали гипотезу, что это неизменяемое должно состоять из каких-то мельчайших частиц, которые не должны обладать иными свойствами, кроме расширяемости, формы, движения, твердости и веса, так как все прочие свойства могут столь же быстро исчезать в материи, как они появляются, и поэтому ни цвет, ни звук, ни запах не могут являться существенно необходимыми в первичных составных частях тела. Демокриту гипотеза эта показалась в высшей степени удобной, так как она исключала все дальнейшие вопросы, о метафизических основаниях пространства, времени и движения и этим отделяла и изолировала узкую сферу чувственного восприятия от всего прочего существования. Позднее, эпикурейцы развили дальше гипотезу Демокрита, при чем важным явилось то обстоятельство, что между позднейшими философами древности они были единственные, не признававшие метафизики и домогавшиеся физических знаний. Поэтому в древности атомистическое мировоззрение совпадало всегда с самым явным материализмом. В новейшее время эти условия совершенно изменились. – Демокритово атомистическое учение, из-за удобства, которое оно представляло для вычислений, было введено Гассенди, Декартом, Ньютоном, Боэргаве, Лесажем и другими во всю область физики и получило право гражданства; учение это не нарушило однако идеалистической философии, которая продолжала ненарушимо идти по своему особому пути. Для того, чтобы вполне примирить материалистическое и идеалистическое воззрения, Лейбниц сделал попытку одухотворить А. и представить их живыми существами или монадами, которые, находясь на различных степенях внутреннего развития, образуют восходящую живую цепь, первым простейшим звеном которой является элементарная капля.
Первым, решительно восставшим в новейшее время против атомистического учения, был Кант. Его теория суждений a priori исключает состав материи из малейших частиц по той причине, что, согласно этой теории, материя не составлена из своих частиц, но беспрерывно наполняет пространство, при помощи отталкивательных и притягательных сил, действующих от точки к точке. Поэтому, по Канту, вся материя делима до бесконечности, хотя и нераздельна. Кантовский динамизм оказал свое влияние на естествознание: в физике вместо А. стали охотнее употреблять понятие о малых частицах массы (corpuscula или molecules), причем оставляли неопределенным, на самом ли деле или только приблизительно частицы эти малейшие. С другой стороны Кантовский динамизм проводился последовательно в разных направлениях и системах философии, был усовершенствован и защищался во всех областях естествознания против механического мировоззрения атомистов.
Гегель защищал также Кантовский динамизм; в своей «Логике» он смотрит на атомистическое воззрение, как на важную стадию на пути исторического развития понятий, но вместе с тем относится к нему как к заблуждению, которое должно быть устранено. В дальнейшем были сделаны новые попытки Гербартом и его школой, равно как Лотце и Дросбахом, спасти физические А. от Кантовских нападок, преобразив их в одухотворенные монады, и свести этим точку зрения философии Канта на Лейбницевскую. После Канта не выступали более философы защитники атомистического учения в смысле Демокритова и Эпикурейского материализма, как это имело место в XVIII столетии (Ламеттри, Гольбах, Робине); новые материалисты стремились придать атомам сверх физических – еще некоторые идеальные свойства или внутренние отправления (воображения, ощущения и т.п.) и этим приблизиться в известной степени к монадологической точке зрения. Ближе всего к настоящей Демокритовой системе в этом отношении стал Чольбе (Czolbe) в своем сочинении: «Neuen Darstellung des Sensualismus» (Лейпциг, 1855). Крайне остроумная попытка примирения Кантовой динамики с атомистическим учением физиков была сделана Фехнером в его сочинении: «Ueber die physik. und philos. Atomlehre» (2 изд., Лейпциг, 1864). Фехнеровы А., хотя неподвижны и кристаллической формы, как у Демокрита заимствуют из Кантовой динамики ту особенность, что наполняют пространство через воздействие геометрически правильно расположенных точек силы. Взгляд Фехнера является повторением взгляда Рожера-Иосифа Босховича (с 1711 – 1787 г.), который считается творцом атомистики, снабдивший атомы деятельными силами, хотя, впрочем, его заслуги не были надлежащим образом оценены, особенно в Германии, где их затмила теория Канта, явившаяся 30-ю годами позже. Атомистическое учение стало в эмпирическом естествоиспытании неизбежной и общепринятой гипотезой. Как химия, так и физика применяют ее для объяснения наблюдаемых явлений. Понятие А. является, однако в конце концов, следствием необходимости в эмпирическом мышлении человека. Ср. Виснер (Wiessner), «Das Atom» (Лейпц., 1875); Ф. Розенбергер (русск. перев. под редакцией И.М. Сеченова), «Очерк истории физики» (Спб., 1886); Д.Г. Льюис, «История философии» (Спб., 1866).
В химии под атомами разумеют малейшие частички материи, неделимые уже ни механическим, ни химическим путем; атомным же весом называют наименьшие относительные весовые количества, в которых А. вступают в соединения. Атомы, как одноименные, так в разноименные, обладают взаимным притяжением и дают, после уравновешения этих притягательных сил, соединения, называемый частицами или молекулами. По этой причине А. не могут существовать в свободном состоянии, и лишь только будут выделены из своих соединений, как тотчас же вступают их новые соединения с другими атомами, или друг с другом, причем по большей части одноименные А. слагаются в частицу. Если, например, частица цинка, состоящая из двух атомов Zn Zn, будет реагировать с 4 частицами хлористого водорода, из которых каждая содержит 1 А. водорода и 1 А. хлора, то при этом два А. частицы цинка разъединяются, вследствие большего сродства их к хлору, и каждый из них, соединяясь с 2 атомами хлора, дает частицу хлористого цинка, тогда как четыре водородных А. хлористого водорода образуют две частицы водорода, как то видно из следующего уравнения:
ZnZn + 4НСl = 2ZnCI2 + 2НН.
По выше приведенному определению, А. может представлять только малейшую частичку простых тел или элементов. Некоторые химики называют атомами также известные атомные соединения, функционирующие при химических реакциях подобно А. Так например, употребляют выражение «Атом метила» и подразумевают при этом соединение 1 А. углерода с 3 атомами водорода. Однако, такой способ выражения неправилен, так как идет в разрез с понятием об А..
Атрофия
Атрофия (греч.). – В медицине этим именем называют исчезновение ткани, органов и отдельных частей тела, вследствие недостаточного обмена веществ. Если по какимлибо причинам нарушается обмен веществ в каком либо органе, т.е., если количество веществ, приводимых к органу, не вполне может восстановить потраченный, тогда пораженный орган или уменьшается в величине и в количестве элементарных составных частей, или же претерпевает видоизменение в своем химическом составе и изменяет свою форму. Последний вид А. носит название дегенерации, перерождения, качественной атрофии; первый же вид А., т.е. когда орган теряет свою первоначальную величину и свои элементарные составные части, называется простой или количественной атрофией. В большинстве же случаев А. обнаруживается одновременно с перерождением. Во время роста организма, недостаток питания в одной какой-либо части тела будет иметь своим последствием только отставание в росте, по сравнению с другими частями тела. Это не есть А., хотя и носит название относительной атрофии. Примерами нормальной А. изобилует эмбриология: можно указать на обратное развитие, на частичное и даже полное исчезновение таких органов, которые в ранних стадиях эмбриональной жизни имели определенную функцию, а в позднейшее время функция их или исчезла совсем, или перешла к заменяющим органам (напр. исчезновение жабр и хвоста во время развития лягушки, у головастиков), можно также указать на наследственную передачу органов, останавливающихся на определенной стадии развития и затем претерпевающих обратное развитие и даже полное всасывание: напр. зубы в челюстях кита, во время эмбриональной жизни последнего.
Причины патологических А. очень разнообразны: недостаточное питание, нарушение правильного усвоения или всасывания соков, нарушенное кроветворение, истощающая потеря соков вследствие длительного нагноения и т.д., чрезмерные напряжения, продолжительное лихорадочное состояние – все это может обусловить А. В большинстве же случаев А. есть следствие: 1) воспалительных процессов; 2) расстройства кровообращения в пораженных органах, в особенности при затрудненном приливе крови (напр. при продолжительном давлении); 3) недостатка в раздражении, необходимого для правильного обмена веществ (напр. продолжительная бездеятельность мышцы или нерва и т.д.); 4) усиленной деятельности органа и состояния известных нервов, в особенности тех, которые известны под именем трофических. Существенные составные части всех органов суть клетки и волокна. Когда орган атрофируется, то процесс А. именно гнездится в этих составных элементах. Нормальная А. клеток может быть наблюдаема на коже и выражается постоянным ее слущиванием. Клетки верхнего слоя кожи круглы, но они постепенно сморщиваются и высыхают, чем ближе они приближаются к поверхности и, следовательно, все более удаляются от кровеносных сосудов кожи, источника их питания; наконец, они превращаются в сухие, твердые пластинки, которые отторгаются, как омертвевшие части организма. Другой, очень частый вид А., есть исхудание, т.е. исчезновение жира. Последний находится в клетках жировой клетчатки в жидком виде и, обыкновенно, плотно наполняет клетку. При А. этих клеток жировая капля все более и более исчезает, распадается на много мелких капель, клетка теряет свою форму, сморщивается и, наконец, совсем исчезает. А. какой-нибудь железы, напр. печени, грудной железы, сопровождается, кроме исчезновения клеток, ослаблением и даже полным исчезновением их функциональной деятельности. Точно также могут подвергнуться А. костные и хрящевые клетки. При плохом питании, долгой бездеятельности или при параличном состоянии какой-нибудь мышцы, мышечные волокна очень легко атрофируются; микроскопическое исследование при этом обнаруживает уменьшение мышечных волокон в объеме. Волосные сосуды атрофических частей часто сморщиваются и делаются непроходимыми. В общем, при А. какого либо органа, последний делается меньше, суше, беднее кровью, плотнее и менее способным к исполнению своих функций. А. поражает не только нормальные части организма, но и патологические новообразования.
Атташе
Атташе (фр. attache) – молодой дипломат, находящийся при посольстве, частью для практического изучения дипломатии, частью для придания посольству большего блеска.
Аттестация
Аттестация (лат.) – отзыв, заключающий в себе изложение фактов и оценку их. На нашем официальном языке А. означает отзыв о способности и благонадежности чиновника. По Своду Законов, изд. 1857, в послужном списке каждого чиновника в особой графе отмечалось: «способен ли к продолжению статской службы и достоин ли повышения чином и, буде нет, то по каким причинам» (т. III, ст. 1412, п. 7). А. эта имела важное значение; между прочим, ею определялись и права на пенсию. Неодобрительная А. в продолжение службы лишала права на пенсию, и в том только случае, когда чиновник был худо аттестован лишь среди службы, или, хотя и в конце ее, но лишь в одном или двух только последних годах, комитет министров, по особым ходатайствам подлежащих начальств, мог допустить изъятие в пользу такого чиновника. Законом 25 мая 1864 г. А. эти были исключены из послужных списков чинов гражданского ведомства, и в тоже время отпали и все последствия их. В настоящее время в послужном списке отмечается только, подвергался ли чиновник наказаниям и взысканиям, соединенным с ограничением прав и преимуществ по службе, когда подвергался и в каком порядке, судебном или административном. А. обыкновенно делаются непосредственным начальством чиновника и представляются высшему – в определенных случаях. Особенно широкое право А. предоставлено губернатору по отношению ко всему служебному персоналу вверенной ему губернии; оно не распространяется на лиц прокурорского надзора, аттестуемых одним только министром юстиции, на членов контрольной палаты и некоторых лиц таможенного ведомства. Все представления местных административных начальств о награждении подведомственных им лиц идут через губернатора, который с своей А. препровождает их по принадлежности. По закону 22 поля 1866 административные учреждения и власти, определяя или перемещая подчиненных им чиновников или служащих по найму, обязаны представлять о том губернатору, который может изъявить свое несогласие, если считает этих лиц неблагонадежными. Кроме того, губернатору предоставлено особенное право А. относительно высших губернских чиновников, ему не подчиненных, как то: председателей и членов казенной палаты и палаты гражд. и уголовного суда. Он доставляет эти А. подлежащим министерствам, которые сообразуются с ними при производстве в чины, представлении к наградам, перемещении и повышении. Судебные Уставы имп. Александра II, приняв в основание принцип разделения властей судебной и административной, поставили назначение и перемещение чинов судебного ведомства вне всякой зависимости от губернаторской власти, а награждение председателей и членов судебных мест, в том числе и мировых судей, предоставили единственно личному усмотрению Императорск. Величества (Учр. Судеб. Уст., ст. 248). По Судеб. Уставам, надзор губернаторской власти за составом служебного персонала в судебном ведомстве исчерпывается лишь тем, что на него возложена обязанность следить за правильным составлением списков лиц, , имеющих право быть избранными в мировые судьи (там же, ст. 30). Но в 1879 г., в виде временной меры, губернатору предоставлено было право аттестовать лиц, избираемых в мировые судьи, первому департаменту сената, и последний при утверждении этих лиц в должности обязан входить в оценку и поверку отзывов местного губерн. начальства. Еще более усилен был надзор губернаторов за составом служебного персонала в низших судебных инстанциях в 1889 г. По положению о земских участковых начальниках, губ. избирает на должность земского начальника кандидата из списка, составляемого на сей предмет местным предводителем дворянства, и аттестует его министру внутр. дел, от которого зависит утверждение его в должности. Но, если представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям губ. или уездного предводителя дворянства, то такое же право получают и предводители. Право губернатора аттестовать чиновников подведомственной ему губернии вытекает из «ответственности его перед верховным правительством за состояние вверенной ему губернии» (Св. Зак., т. II, ст. 506) и является одним из средств надзора за составом служебного персонала и состоянием дел в губерниях и уездах. Право это дает губернатору много влияния на те ветви правления (суд и финансы), которые ему не подчинены.
Аттила
Аттила (Эцел, по прозванию «Бич Божий») – царь гуннов, сын Мундцука, в 433 г. по Р. Х., после смерти дяди его, Ругиласа, совместно с братом своим Бледою, принял верховную власть над гуннами; но уже в 445 г., убив Бледу, сделался их единоличным предводителем. Вслед за тем, завоевательными набегами своими, А. расширил свое государство до громадных размеров. Наружность А., по свидетельству современников, была непривлекательна: А. был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, степенность, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др. – Резиденция его находилась в верхней Венгрии, невдалеке от Токая. Вначале, А. явился особенной грозой Восточн. Римской империи. Постоянно возвышая свои требования, он заставил императ. Феодосия II платить ему огромную дань, и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная. Опустошив Мизию, Фракию, Иллирик, он простер свои набеги до окрестностей Константинополя, заставил императора (447) откупиться от него большими суммами и предоставить гуннам всю страну на юг от Дуная. В 440 г., А., оскорбленный отказом западноримского императора Валентиана III отдать за него сестру свою Гонорию и озабоченный союзом римлян с вестготским царем Теодорихом, двинулся на запад, во главе 500000-й рати. – Предавая все огню и мечу, А. прошел Германию до Рейна, переправился через эту реку около устья Неккара и разрушил целый ряд городов, как напр. Трир. Мец, Аррас и др. Та же участь грозила Орлеану, когда на помощь осажденному городу подошли: полководец Валентиниана Аэций и вестготский царь Теодорих. Тогда А. снял осаду и расположился на обширной Каталаунской равнине, около г. Труа. На этой то равнине, осенью 451 г., разразилась исполинская битва народов. Натиски гуннов были отражены Теодорихом, а когда он пал в бою – его сыном, Торизмундом. Тогда А. отступил в свой укрепленный Вагенбург, где Аэций уже не атаковал его. Более 200000 бойцов осталось на поле битвы. Взаимное ожесточение было столь велико, что народная легенда заставляла души убитых продолжать сражение в воздушных пространствах. Силы А. были, однако, настолько ослаблены этой битвой, что он не пошел далее, а, напротив, возвратился за Рейн, в Германию. В 452 г. он предпринял новый набег, и, через никем не оберегаемые восточные Альпы, проник в Италию, разрушил Аквилею, взял Альтинум, Падую, Милан и многие другие города; Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов; но А. внезапно остановил свое победное шествие и изъявил готовность вступить в переговоры. Папа Лев I, во имя императора, за большую сумму денег купил у А. мир, который последнему был очень желателен, по случаю смертности, развившейся в его войске и разных лишений, коим оно подвергалось. В 453 г., вскоре по возвращении в Паннонию, А. умер в ночь после брака, заключенного им с бургундской уроженкой Ильдико; смерть его последовала или от удара, или от руки Ильдико, отомстившей этим за уничтожение своего народа. Его тело положили в три гроба: золотой, серебр. и железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. По одному очень распространенному в Венгрии преданию, гроб был зарыт в русле Тиссы, для чего вода была отведена из реки, а потом вновь впущена в старое русло. Со смертью А. угасла сила мирового государства гуннов; при сыне его, Эллаке, в битве на р. Нетаде (в Паннонии) германские и скифские племена отвоевали свою независимость. Государство, им основанное, распалось так же скоро, как было создано, но в песнях и преданиях жило еще долго воспоминание об этом могущественном покорителе, Эцеле германских народов, прозванном «Бичем Божьим».
Ср. Гиббон, «Leben des A.» (Люнеб., 1797 г.); Иоганн фон Миллер, «A., der Held des V Jahrh.» (Вена, 1806); Клемм, «A. nach der Geschichte, Sage und Legende» (Лейпц., 1827); Гааге, «Geschichte A. s.» (Целле, 1862); Тьери, «Histoire d'A. et ses successeurs» (4 изд., Париж, 1874).
Аттис
Аттис (Atis или Attys, Atys) – туземное во Фригии, родственное Адонису божество. По сохранившемуся у позднейших авторов сказанию, Аттис произошел от бога неба и матери земли, пройдя целый ряд чудесных превращений – гермафродита и миндального дерева, от которого его родила наконец дочь ручья. Обыкновенно рассказывается, что мать богов (Цибела, Диндимена, Агдистис) любила его и из ревности обрекла безумию, после чего он оскопил себя, или, будучи уже любовником Цибелы, был оскоплен и убит другими. По Арнобию и Cepвию, это случилось под сосной, в которую, по Овидию, улетел его дух. По словам первого, из крови А. выросли фиалки. На празднествах, в Мал. Азии, смерть А. оплакивалась при обычных оргиях, а затем торжественно праздновалось его воскресение. При этом символом служила сосна, украшенная фиалками, эмблемой вновь оживающей природы.
Атторней
Атторней (Attorney) – термин английского юридического языка, служащий для обозначения особого рода адвокатов. В английском судоустройстве существует два типа судебных защитников: 1) адвокаты – barristers, cunsels serjеants at law и 2) стряпчие – attornies, sollicitors. Первые занимают высшее положение, пледируют, т.е. словесно защищают клиента на суде и входят в сношение с тяжущимися лишь чрез посредство атторнеев, действующих на суде в качестве их помощников. А. в английской адвокатуре имеют почти такое же значение, как авуэ (avoue) во французской адвокатуре; они занимаются письменной подготовкой дела, т.е. составлением судебных бумаг и предварительной частью процесса. Все бумаги, формулирующие иск, должны быть подписаны барристерами, в виду чего А. на все составленные ими акты приходится испрашивать их подписи, что, однако, по установившемуся обычаю, не представляет особенных затруднений, так как барристер за известный гонорар дает обыкновенно свою подпись, не вникая даже в содержание представленной ему бумаги. Таким образом почти вся судебная практика находится в руках А., которые лишь в особенно трудные моменты процесса пользуются консультацией барристеров. Вскоре после возникновения адвокатуры в Англии, установленной актом Эдуарда I в 1285 г., А., собиравшиеся первоначально в так называемых «юридических гостиницах» для совещаний о своих делах и обучения праву молодежи, сплотились в замкнутую, подвергавшуюся впоследствии частным реформам и снабженную значительными привилегиями корпорацию, нынешнее устройство которой нормировано законом 1843 года, после переработки и согласования с новыми началами всех относящихся до них законоположений. Порядок приёма в эту корпорацию зиждется на выработанных средневековой практикой началах, требующих от вступающего несколько лет практических занятий. Принятыми могут быть лица, или окончившие курс университета с академической степенью и три года проработавшие у адвоката в качестве клерков (писцов), или же не имеющие высшего образовательного ценза, но пробывшие в должности клерка пять лет и выдержавшие экзамен перед особой испытательной комиссией, учрежденной при совете корпорации А., которая, хотя и считается частным установлением, но уполномочена на то правительством. Исполнивший эти предварительные условия получает аттестат на звание «Attorney at law», на основании которого он может принести присягу при одном из высших судебных мест. Имя его вносится в реестр «Incorporated Law Society», надзору которого подлежит все сословие А. В известных случаях А. являются низшими должностными лицами суда, при котором они практикуют. Привилегии их состоят в освобождении от занятия городских и провинциальных должностей, от избрания в присяжные заседатели и т.д. После нескольких лет практики А., если пожелает и если он имеет аттестат о способности и знании, может поступить в разряд адвокатов в собственном смысле слова и получить звание барристера. А., состояние при суде лорда канцлера, именуются «солициторами» (sollicitors). Английская публика привыкла во всевозможных жизненных отношениях прибегать к деловому совету А.; каждое сколько-нибудь зажиточное семейство имеет своего А., который знаком с делами и состоянием своего клиента до мельчайших подробностей и без его совета и одобрения клиент ничего не предпринимает. Этим объясняется то громадное количество А., число коих в настоящее время превышает 12000; из них почти третья часть находится в Лондоне. Злоупотребления этого сословия нередко подают публике повод к жалобам, подобным жалобам французов на avoues и у нас на ходатаев дореформенного времени.
Attorney general (казенный адвокат) – так называется должностное лицо, назначаемое из барристеров, которое в гражданских делах защищает интересы казны, в уголовных же, за отсутствием в Англии прокуратуры, является по поручению и от имени государства органом обвинения. Эти функции исполняются не постоянно, а по особому каждый раз поручению короны за особенный гонорар около 300 гиней (2000 р.). В Северо-Американских Соединенных Штатах мы находим такую же, как и в Англии организацию адвокатуры.
Аугсбург
Аугсбург – главный город бавар. округа Швабен и Нейбург и важный узловой пункт железнодорожного сообщения между Мюнхеном, Ингольштадтом (Регенсбургом), Донаувёртом (Нюрнбергом и Вюрцбургом), Ульмом (Штутгартом) и Кемптеном (Линдау), лежит при впадении Вертаха в Лех, служит центром окружного управления, местопребыванием судебных и других учреждений округа, резиденцией католич. епископа, при котором состоит соборный капитул и проч., и в 1885 г. насчитывал 65476 жит., в том числе 19238 протестантов. Город распадается на 3 части: верхний город, нижний город и форштадт Якова. А. – город старинный и хотя выстроен неправильно, имеет несколько красивых улиц и площадей; в особенности замечательны: большая и широкая Максимилиановская улица с фонтанами Геркулеса и Меркурия (сооружены Адрианом де Ври из Гравенберга, первый в 1602 г., а второй в 1599 г.), площадь Людвига, украшенная фонтаном Августа (сооружен Губертом Герардом в 1594 г.), наконец, Барская площадь (Fronhof), на которой красуется памятник в ознаменование побед Франко-герм. войны 1870 – 71 гг. (сооружен в 1877 г. Каспаром Цумбушем). Из общественных зданий заслуживают особенного внимания: великолепная ратуша, построенная Элиасом Голлем в 1616 – 20 гг. в стиле ренессанс, высотой в 51 м.; в ратуше знаменитый Золотой Зал, длиной в 36 м., шириной в 19 м. и высотой в 17 м. Далее дворец, расположенный на Барской площади, некогда принадлежавший князю-епископу, а ныне королю, в котором 25 июня 1530 г. протестантские князья вручили императору Карду V «Аугсбургское Исповедание»; затем роскошный дворец Фуггеров, в котором имеются фрески Альторфера и Антото Понцано, и фасад которого был в 1860 – 63 гг. разрисован Фердинандом Вагнером; наконец, великолепный театр, выстроенный в 1877 г. В А. много замечательных церквей, католических и протестантских. Из 11 католических церквей первое место занимает знаменитый собор, одно из лучших средневековых сооружений в Европе. Он особенно интересен по соединению разных стилей, последовательно господствовавших в течение 5 веков его постройки. Начат он был в 995 г. в византийско-романском стиле; постройка шла медленно: при Генрихе II (1056 – 59) была окончена лишь каменная кладка главной массы здания (так назыв. креста) – при епископе Бруноне; преемник его, Эмбрик, соорудил оба шпица колоколен и повесил колокола в 1072 г.; зап. хор сооружен только в 1229 г., а по обету граждан, данному во время страшного пожара 1337 г., – украсить собор, в 1356 г. Марквардом фон-Гендек окончен в итальянском стиле южный портал и вост. хор собора, но прошло еще около века, пока в 1421 г. последовало торжественное его освящение. Из достопримечательностей собора отметим весьма старинную живопись на стекле, на южных окнах его среднего корпуса и бронзовую дверь, которою замыкается южный вход и которая относится к 1070 г.; на двери этой изображены сцены из Ветхого Завета, загадочные и фантастические существа, животные и т.п. Ср. Браун, «Beschreibung der augsburger Domkirche» (Аугсб., 1829); Гербергер, "Die altesten Glasgemalde im Dome zu А. " (Аугсб., 1860); Аллиоли "Die Bronzethure des Dome zu A. " (Аугсб., 1853). На южном конце Максимилиановской улицы находится церковь св. Ульриха, представляющая красивые комбинации готического стиля; она была выстроена Буркгардом Энгельбергером в 1477 – 1507 гг. на том месте, где первые христиане страны приняли мученическую смерть и где на могиле св. Афры уже в VI стол. была сооружена капелла. Близ этой церкви – монастырь св. Ульриха, знаменитый своими памятниками древнегерм. пластики, а теперь превращенный в казарму. Ср. Браун, "Geschichte der Kirche und des Stifts des heil. Ulrich und Afra in A. " (Аугсб., 1817). Из пяти протестантских церквей замечательна церковь св. Анны, в которой имеются превосходные картины Л. Кранаха, Амбергера, Бургкмайра. Католич. церковь св. Стефана принадлежит к монастырю Бенедиктинцев, которому в 1835 г. были переданы католич. гимназия с лицеем, астрономическая обсерватория, пансион для детей высшего сословия и семинария св. Иосифа. Рядом с церковью св. Анны расположены: протестантская гимназия, коллегия св. Анны, основанная в 1580 году, окружная и городская библиотека, в которой 125000 томов, много первопечатных книг и рукописей. – Из высших учебных заведений в Аугсбурге существуют еще: реальная гимназия, школы – промышленная, реальная, художественная, музыкальная, высшая коммерческая и пивоваренная. Местная картинная галерея в бывшем монастыре св. Екатерины представляет большой интерес для истории древнегерман. искусства; в особенности замечательна чрезвычайно полная коллекция превосходных картин швабских мастеров, как то: Гольбейна Старшего, Ганса Бургкмайра, Цейтблоома, Альторфера и др.; кроме того здесь имеются прекрасные картины итальянских и голландских мастеров. В Максимилиановском музее сосредоточены обширные собрания местных памятников, римс. средневековых и позднейших времен, принадлежащие Швабен-Нейбургскому историческому обществу. Об известной благотворительности аугсбургцев, вошедшей в пословицу, свидетельствуют многочисленные, нередко богато одаренные благотворительные учреждения. К этим учреждениям относится и Фуггеров квартал (Fuggerei), который состоит из 106 жилищ, выстроенных в 1519 г. Иоанном Яковом Фуггером для беднейших граждан католиков; жилища эти отдаются бесплатно или же за ничтожную плату, которая идет на ремонт зданий, квартал этот составляет целое самостоятельное селение с своей церковью, своими улицами и воротами.
Промышленность города с начала XVI столетия находилась в упадке, но в новейшее время она вновь развилась. Наиболее значительно хлопчатобумажное производство (7 прядильных и 6 обширных ткацких заведений); затем в А. не мало механических заводов, красилен, суконных, ситцевых, клеенчатых, табачных, латунных и друг. фабрик. Некогда процветавшее здесь искусство гравирования на меди совершенно исчезло, но зато сильно расширилось здесь в новейшее время лито– и типографское дело и книжная торговля. В А. редактируется и издается «Allgemeine Zeitung». А. служит складочным местом для южногерм. и итальян. товаров и до сих пор остается главным центром вексельных операций для юга Германии; кроме того, здесь сильно развито экспедиционное дело. За старинными полуразвалившимися укреплениями, в городе много красивых аллей и др. мест, удобных для гулянья. На западной в южной окраинах города возникли новые улицы и кварталы.
Колыбелью города Ayг. следует признать Augusta Vindelicorum – колонию, основанную императором Августом в 15 г. до Р. Х. после победы над винделиками и, вероятно, на месте прежнего их селения. Колония эта развивалась так быстро, что Тацит уже мог назвать ее самым цветущим городом Реции. Многочисленные рим. памятники, найденные близ А., подтверждают это предположение о происхождении города. В 506 г. колония, не мало пострадавшая во время великого переселения народов, была присоединена Теодорихом к Остготскому царству, но не далее как через 30 лет она подпала под власть королей франкских. По разделе Франкской империи, А. достался герцогам швабским; в 1084 и 1088 гг. он был взят и разрушен герцогом Вельфом IV, но вскоре постепенно стал возрождаться и по старому городовому праву 1276 г. (изд. Хр. Мейером, Аугсб., 1872) А. является уже вольным имперским городом. С того времени он приобретает все большее значение и самый блестящий период его истории наступил после 1368 г., когда аристократическая партия города должна была передать бразды правления в руки демократов. Вплоть до Шмалькальденской войны А. процветал, благодаря своей торговле, ремеслам и искусству. Швабский союз, к которому А. принадлежал с 1488 по 1534 г., и который выбрал его местопребыванием для своего суда, много содействовал процветанию города и возрастанию его политич. значения. Но еще более доставила А. всемирную известность деятельность его граждан на поприще науки и искусства, торговли и ремесел. На ряду с Нюрнбергом, А. служил главным складочным местом для торговли Севера Европы с Югом вплоть до конца XV стол., когда открытия испанцев и португальцев переместили центр всемирной торговли. Корабли Фуггеров и Вельзеров плавали по всем известным тогда морям и товары аугсбургских купцов проникали в Москву и Византию (у русс. А. был известен под именем Аушпорка). В тоже время А. был средоточием нем. искусства, которое процветало трудами обоих Гольбейнов Бургкмайра, Альторфера, Амбергера, Шейфелина, Гагенауера, Динекера и др. Но со времени Шмалькальденской войны, когда аристократические роды, поддерживаемые Карлом V, вновь захватили власть, А. начинает приходить в упадок и его процветанию и блеску наступает конец. В А. неоднократно собирались имперские сеймы: в 1530 г. здесь заседал сейм, на котором 25 июня Карлу V вручено было «Аугсб. исповедание»; 26 сент. 1555 г. здесь был заключен религиозный мир, получивший от города свое имя. Тридцатилетняя война обрушилась на А. новыми бедствиями. Эдикт о восстановлении впервые был применен к А. в 1629 г.; в 1632 г. город был занять Густавом Адольфом, в 1635 г. после годичной осады – императорск. армией. Все это привело к тому, что А., еще в 1612 г. насчитывавший около 45000 т., в 1635 г. имел лишь 16422 жителей. Во время войны за Исп. наследство баварско-франц. армия обстреливала город в 1703 г. и, по взятии, предала его огню и мечу. По Пресбургскому миру 1805 г., А. был лишен своей имперской вольности и 4 марта 1806 г. присоединен к Баварии. По истории А. существуют следующие труды: фонШтетен Младший, «Geschichte der adeligen Geschlechter in A.» (Аугсб., 1763); его же, «Kunsts-Gewerbs und Handwerksgeschichte A-s.» (2 т., Аугсб., 1779 – 88); «Chroniken der dentschen Stadte» (томы 4 и 5, Лейпц., 1865 – 67); "Urkundenbuch der Stadt A. " (2 т., Аугсб., 1874 – 78); Бернер, "Verfassungsgeschichted. Stadt A. " (Бpecл., 1879); Рот, «Augsburger Reformationsgeschichte» (Мюнх., 1881). Кроме того, имеются еще труды: Вельзера (Венеция, 1594), фон-Штетена Старшего (2 т., Аугсб., 1743 – 58), Гульмана (6 т., Аугсб., 1818 – 20); Вагензейля (4 т., Аугсб., 1819 – 22); фон Сейды (2 т., Аугсб., 1826), Йегеpa (Дармшт., 1837) и Шёнхена (Мюнхен, 1863).
Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI ст. Резиденцией епископа служил с XV стол. Диллинген. Епископия эта занимала площадь в 220 кв. км., в 1803 г. она была секуляризована и владения ее присоединены к Баварии. Ср. Браун, «Geschichte der Bischofe von A.» (4 т., Аугсб., 1829); Штейхеле, "Beitrдge zur Geschichte des Bistums A. " (Аугсб., 1850 и сл.); его же, «Das Bistum A. historisch und statistisch beschrieben» (Аугсб., 1861 – 84, т. 1 – 9).
Аудиенция
Аудиенция. – Придворная жизнь на Руси складывалась сообразно тому значению, которое приобретала власть ее государей. Древние русские князья удельно-вечевого периода не претендовали еще на роль и значение царей московских. Князь домосковской Руси – это начальник дружины, «страж земли Русской», главный вождь в ее битвах с врагами, хранитель ее прав, но не самодержец. Поэтому пышная царская обстановка была ему совершенно чужда; народ почитал княжий дом, как жилище своего вождя, как место, где чинился суд и расправа, но и помину еще не было о том благоговейном трепете, который внушал дворец царей московских. Сообразно с этим и домашняя жизнь князя не была регламентирована особым чином или этикетом; иноземных послов и гонцов родственных князей он принимал запросто, без особых церемоний. Но под влиянием византийских идей и обычаев, живым представителем которых была у нас София Палеолог с окружавшими ее греками, моск. государь не только вполне сознал свое царственное значение, приняв титул царя Всея Руси, но и облек это значение в соответственные царские формы. Появилось новое устройство двора, выработались новые придворные обычаи и торжественные чины или обряды, по образцу обычаев и обрядов двора византийского. Но эта пышная, великолепная обстановка царского сана прививалась постепенно и окончательно водворилась только при Иоанне Грозном, за которым официально, соборной грамотой, утвержден был титул царя. При великом же князе Иване Васильевиче придворные церемонии и обряды вообще еще не облекались в те пышные формы, какие они получили впоследствии. По свидетельству Амвросия Контарини, который приезжал в Москву к вел. князю Ивану Васильевичу в 1473 г., т.е. спустя только год после приезда к нам Софии Палеолог, придворные торжества носили на себе еще характер первобытной простоты, напоминавшей древние княжеские отношения. Но ко второй половине XVI ст. выработался уже подробный устав, регулировавший жизнь моск. государей до мельчайших подробностей. С особенной строгостью соблюдались правила, касавшиеся приезда и отпуска иноземных послов. По обычаям того времени, нельзя было подъезжать близко не только к царскому крыльцу, но и вообще к дворцу. Иноземные послы и вообще знатные иностранцы должны были выходить из экипажей, подобно боярам, в расстоянии нескольких саж. от крыльца, по словам Барберини, шагов за 30 или за 40, и очень редко выходили они у обширного помоста или рундука, устроенного перед лестницей. В этом требовании иностранцы видели излишнюю гордость и высокомерие, но на самом деле это был древнерусский обычай, о котором упоминают уже памятники XII в. и который сохранился не только во дворце, но и в народе, особенно в высших его слоях; это была особенная почесть, которую гость воздавал хозяину дома и за которую последний в свою очередь устраивал гостю так назыв. встречи. Встречи устраивались и иноземным послам, и в них-то, главным образом, выражались почести, которые им оказывались. Церемония встреч происходила на Красном Крыльце, которое во время посольских приемов наполнялось дворовыми и служилыми людьми младших разрядов, стоявших здесь по обе стороны пути в богатейших одеждах, выдаваемых на этот случай из царской казны. Обыкновенно, по лестнице и по крыльцу стояли подьячие и боярские дети в цветном и золотном платье, а в сенях и у дверей Приемной палаты – жильцы в бархатных и объяринных терликах и в золотных шапках, с протазанами и алебардами в руках. Особенно пышные встречи делались только иноземным послам высшего ранга. Число встреч было неодинаково и сообразовалось со значением к рангом посла: именитому послу и лицу царского происхождения давались три встречи. Первая, меньшая – у лестницы на подъездном помосте или рундуке; вторая, средняя – на крыльце против средней лестницы, ведшей в Грановитую палату, а иногда в сенях Приемной палаты; наконец, третья, большая – у самых дверей палаты. Другим, менее значительным лицам делались только две встречи: меньшая на крыльце и большая в сенях, а иным, как напр., иноземным посланникам, гонцам, купцам и т.п. устраивалась лишь одна встреча – в сенях, у порога, или «недошед порога в сажень». Встречниками назначались в обыкновенных встречах стольники с дьяками, а в более торжественных – боярин, или окольничий со стольником и думным дьяком. Самое разделение встреч на меньшие, средние и большие сообразовалось с родовой честью встречников: в меньших встречах участвовали помоложе, а в больших – постарше родовой честью. Дьяки при встречах говорили, обыкновенно, через толмачей, приветственные речи, объясняя, что великий государь (титул), «воздаючи честь» послу, повелел его встретить такому то и такому то; при этом провозглашались имена стольника и самого дьяка. Особенно дорогих гостей встречали еще с большими церемониями. В 1644 г. во время приема датского королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины, после обычных трех встреч, встретил гостя среди Грановитой палаты царевич Алексей Михайлович, сопровождаемый боярами и предшествуемый окольничими и стольниками, и, наконец, сам государь Михаил Феодорович встретил королевича у ступени трона. Из трех лестниц, ведших в Грановитую палату, для встреч назначены были только две: благовещенская и средняя. Послы христианских государств входили во дворец благовещенской лестницей, а послы и гонцы персидские, турецкие и татарские – средней, потому что значение Благовещенской лестницы, как соборной паперти, не дозволяло входить по ней лицам нехристианского исповедания. Сами аудиенции давались с конца XVI ст. в Грановитой палате, как самой обширной и роскошной, в которой царь являлся в полном блеске древнего великолепия, столь изумлявшего иностранцев. Царица на А. не присутствовала, но для ее устроена была в Грановитой палате смотрильная комната или тайник, сохранившийся до сих пор, хотя уже совершенно в ином виде. Он находился вверху, над Святыми сенями, у зап. стены и смотрильным окном выходил прямо против того места, где искони стоит государев трон. В этом большом окне вставлена была смотрильная решетка, обитая красною тафтой на хлопчатой бумаге; решетка задергивалась завесом с кольцами на медной проволоке. Скрытые таким образом, царица, малолетние царевичи, старшие и младшие царевны в др. родственницы государыни следили за всем церемониалом А. Иноземные гонцы и посланники низших рангов принимались менее торжественно в Столовой избе или палате. В Грановитой и Столовой палатах происходил только торжественный прием послов, переговоры же их с боярами велись в Ответной или Посольской палате, что вообще называлось ответом. Выражение «быть в ответе» значило вести переговоры, давать царские ответы или решения посольских дел. В Ответной палате, подобно как в Грановитой, устроен был тайник, тайное окошко, у которого государь слушал иногда посольские совещания. На отпусках, т.е. прощальных А., иноземные послы с конца XVI стол. до 1670 г. представлялись в Средней или Золотой палате, которая до конца XVI стол. имела тоже значение, что и Грановитая. Случалось, впрочем весьма редко, что в передней теремного дворца государь принимал иноземных послов запросто. Это была необычайная и величайшая почесть, которой удостаивались немногие. В 1662 г., 14 апр. там были приняты цесарские послы, которые получили эту высокую почесть взамен посольского стола, даваемого обыкновенно иноземным послам после А. Такой же почести удостоен был 24 апр. 1664 г. англ. посол Чарлус Говарт; 4 дек. 1667 г. в передней были приняты на отпуску польские послы: Станислав Беневский и Киприян Брестовский. Гонцам и посланцам делались иногда приемы на крыльцах. Вероятно, это было самой меньшею степенью того почета, который должен был оказываться послу низшего разряда.
Мы видим, что при москов. дворе выработалась законченная система почестей и обрядов, которыми должен был сопровождаться приезд иноземных послов, сообразно их рангу и значению. Здесь все было определено заранее, ничто не возбуждало сомнения: сами послы играли при этом роль пассивную. Этого далеко нельзя сказать про церемониал самой А., в котором послы должны были принимать активное участие и который устанавливался по соглашению послов с боярами. Редкая А. в XVI и XVII вв. обходилась без споров и пререканий, которые иногда сильно обостряли отношения сторон: то посол отказывался исполнить церемониал, предложенный боярами, то он, в свою очередь, предъявлял требования, которые моск. двор считал несовместными с своим достоинством. Для предотвращения подобного рода столкновений, Москва заключила с западноевроп. государствами целый ряд договоров с целью определить, как должны держать себя на А. послы и государи договаривающихся держав. Так, в 1671 году был заключен договор с Польшей о том, чтобы послы обеих держав являлись на А. с непокрытыми головами; такое же соглашение состоялось в 1674 г. с Швецией. Более подробные определения дает договор 1687 г. с курфюрстом Бранденбургским (1-е Полное Собрание Законов № 1250). Все эти договоры проникнуты стремлением моск. двора «быть в равной чести» с дворами др. держав; моск. цари требовали, чтобы их послы принимались при западноевроп. дворах с такими же почестями, какие оказывались иноземным послам в Москве, и ревниво охраняли свое достоинство, не считая для себя обязательными обычаи западноевропейские. Домогательства эти встречали особенно сильный отпор в австр. дворе: государь австр., как цесарь св. Римской империи, не допускал, чтобы моск. цари считали себя в равной с ним чести. Поэтому сношения Москвы с цесарем наиболее изобилуют столкновениями по поводу церемониалов А.; так напр., в 1698 г. едва не состоялась в Вене А. моск. посольства в состав которого инкогнито входил сам Петр и, путешествовавший тогда по Европе, так как австр. двор отверг требования, предъявленные моск. послами, как несогласные с достоинством цесаря. Недоразумения подобного рода прекратились лишь в XVIII в., когда вообще внешняя сторона дипломатических сношений значительно упростилась, и когда в частности Россия, с преобразованиями Петра и., окончательно вошла в семью европ. держав. При преемниках Петра положение России, как первостепенной европ. державы, до того упрочилось, что отчасти она могла уже установить обязательный для всех иноземных послов церемониал. В 1744 г. появился «Церемониал для чужестранных послов при Имп. Всероссийском Дворе» (1-е Полное Собрание Законов, № 8908). Церемониал этот различает А. приватные или партикулярные, без публичного въезда посла, А. публичные, которые давались после публичного въезда посла в столицу и А. отпускные, при которых соблюдался тот же порядок, что и при публичных. После публичной А. посол в тот же день представлялся членам импер. фамилии, каждому отдельно. В тот же день или по большей мере на другой день посол обязан был делать визиты канцлеру и вицеканцлеру, которым предписано «встречать его, 4 или 5 ступеней сшед с крыльца, и провожать его до кареты, дожидаясь до тех пор, пока он поедет, еже и посол равномерно соблюдает» при получаемых им контрвизитах. Церемониал 1744 года действовал до 1827 г., когда были выработаны новые «Высоч. утвержденные этикеты при Импер. Росс. Дворе и обряды, наблюдаемые при представлении Их Имп. Величествам и Их Имп. Высочествам дипломатических и др. особ» (2-е Пол. Собр. Законов, № 802). Церемониал 1827 г. многим напоминает обычаи Моск. двора: он принимает целую иерархию дипломат. агентов различных рангов; различие в почестях, оказываемых агентам того или другого разряда, сводится к более или менее торжественной «встрече» их. Различаются следующие разряды лиц, представляемых на А.: 1) послы европ. держав, 2) чрезвычайные посланники и полномочные министры, 3) поверенные в делах и др. диплом. агенты, 4) знатные иностранцы. Публичный въезд послов в столицу отменен. Приватная А. сохранена для таких только случаев, когда первая А. должна быть дана в котором либо из загородных имп. дворцов; на такую А. послы приезжают в собственных экипажах, обыкновенно же послы прибывают на А. в придворных экипажах в сопровождении церемониймейстера. На верху парадной лестницы посла принимает камер-юнкер его имп. величества и идет перед ним до первого входа в апартаменты, где посла встречают обер-церемониймейстер с гофмаршалом и сопровождают его до комнаты ожидания. У дверей комнаты перед залой А. встречает посла обер-гоф-маршал, а перед входом в самую залу А. принимает его обер-камергер. Все эти особы, а равно и сопровождающие посла чины посольства остаются в комнате ожидания и в залу А. никому входить не позволяется. По окончании А. посол препровождается оберцеремон. и церемониймейстером на А. к государыне императрице, – на которой присутствует обер-гоф-мейстрина или гоф-мейстрина. В особенное внимание к пребывающим в столицу послам, разрешено им, и им одним только, при приезде ко двору, выезжать в каретах (непременно парадных) на большой двор и выходить из них на большом подъезде дворца, но карета должна немедленно же удалиться и приехать за послом по окончании А., «ибо никакой карете не дозволяется на большом дворе Имп. дворца оставаться для ожидания». А. диплом. агентов низших двух разрядов и знатных иностранцев отличаются все менее и менее торжественными встречами: их встречают придворные чины низших рангов и в меньшем числе. Знатные иностранцы представляются послом, если он в тот же день сам имеет А., в противном случай церемониймейстером. Особые правила соблюдаются при приезде к Высочайшему двору посольских супруг.
В настоящее время все дела об А. сосредоточены в Экспедиции церемониальных дел, управляемой обер-церемониймейстером и состоящей из церемониймейстеров, правителя дел Экспедиции и двух секретарей; последние трое во всех торжественных случаях принимают на себя обязанности помощников церемониймейстера (aide des ceremonies) и встречают особ дипломатического корпуса. По существующим правилам (Св. Зак., т. I, ч. 2, учрежд. мин., доп. и к ст. 2318 по прод. 1886 г.) начальники иностранных миссий для испрошения приемной А. государя императора, как для них сам их, так и для членов их семейств, а равно для чинов своих миссий и именитых иностранцев обращаются к министру иностран. дел. Последний, получив соизволение государя императора на прием сих особ, уведомляет начальников миссий о дне и часе А., и в тоже время сообщает о сем министру имп. двора, который в свою очередь извещает обер-гоф-маршала и обер-церемониймейстера для зависящих от них окончательных распоряжений. А. у государыни императрицы испрашивается министром иностранных дел не непосредственно, а через министра имп. двора, который, получив соизволение, поручает обер-церемониймейстеру уведомить начальников иностранных миссий и дает знать обер-гоф-маршалу. А. у их имп. высочеств испрашивается начальниками миссий через обер-церемониймейстера. Всем лицам дипломатического корпуса и знатным иностранцам, представленным к высоч. двору, ведутся в Экспедиции церем. дел списки с означением времени А. каждого.
В некоторых судебных местах в Европе А. называются также допрос, вызов в суд и устное разбирательство.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close