Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:52
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Баядерки
Баядерки (от португальск, bailadera, т. е. танцовщица) – так называют европейцы танцовщиц и певиц в Индии. Они распадаются на два главн. разряда, с многочисленными подразделениями. К первому классу принадлежат посвященные богам и богослужению, ко второму странствующие танцовщицы. Первые – девадази, т. е. божьи рабыни подразделяются по степени знатности семейств, из которых происходят, по степени значения божества, которому служат и по большему или меньшему великолепию и значению храма, на два отдела. К первому разряду принадлежат дочери знатнейших семейств из касты Вайсиев, к которой причисляются богатые земле владельцы и купцы, ко второму – дочери более уважаемых лиц из касты судров, т. е. ремесленников. В разряд девадази поступают в детском возрасте, причем требуется безукоризненное телосложение и родители должны торжественно отрекаться от как их бы то ни было прав на свою дочь. Только после такого отречения дается надлежащее обучение. Девадази должны воспевать во время торжественных процессий деяния и победы божества, которому посвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми украшаются изображения богов и исполнять различные служебные обязанности в храме. Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходить из своих помещений, без согласия старшего жреца. Они могут оставаться девственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника как в храме, так и за его пределами, под условием принадлежности его к высшим сословиям. Связь с человеком низшего происхождения строго наказывается. Дети их, если это девочки, воспитываются для того же ремесла, мальчики делаются музыкантами. Девадази второго разряда мало отличаются от первых, с тою разницею, что более свободны, так как живут вне пределов храма. Ежедневно определенное число их по очереди принимает участие в богослужении, но при торжественных процессиях должны присутствовать все. Они поют и танцуют не только пред изображениями богов, за что получают определенную плату деньгами и рисом, но приглашаются и на другие празднества, свадьбы и увеселения. Существенно отличаются от девадази танцовщицы, которые кочуют по всей стране и приглашаются исключительно на частные празднества или в гостиницы, для увеселения иностранцев. Их называют: натш, нати, кутани, сутрадари, смотря по роду искусства. Некоторые живут независимо, по 10 или 12 вместе, кочуют с места на место и делят заработок с сопровождающими их музыкантами. Другие находятся под наблюдением дайей или старых танцовщиц, которые пользуются всем заработком и уже сами дают пищу и одежду своим подчиненным. Наконец третьи – совершенные невольницы старых женщин, купивших или принявших их в детском возрасте и затем обучивших ремеслу. Одежда этих танцовщиц весьма оригинальна. Танцы их скорее могут быть названы пантомимами, объяснение к которым дается в песнях, исполняемых речитативом музыкантами. Содержание песен счастливая или несчастная любовь, ревность, ожидание возлюбленного и т. д.
Баязет I
Баязет I, Джильдерим (знач. «молния», прозвище, данное ему современниками за военные успехи) – старший сын Мурада и, род. в 1347 г., наследовал престол после отца, убитого в 1389 г., и тотчас же поспешил избавиться от родного брата Якуба. Смелый и предприимчивый, Б. вскоре наводнил своими полчищами придунайские государства и подчинил их себе. Затем, воспользовавшись раздорами между византийским императором Иоанном и сыном его Андроником, лишенным престола в пользу отцовского любимца Мануила, вмешался в дело и сначала было принял сторону Андроника, которого провозгласил императором, и заключил в темницу Иоанна и Мануила; но через два года (1394) возвратил власть последним, а Андроника сместил. В результате Б. привел Византийскую империю в полную от себя зависимость. Не довольствуясь этим, Б. в следующие два года завоевал Болгарию, Македонию, Фессалию, вторгся в Грецию, где разрушил до основания город Аргос, совершил набег на оба Архипелага и стал угрожать Седмиградии и Венгрии. Тогда король Богемии и Венгрии Сигизмунд набрал в различных странах значительное войско и выступил против грозного завоевателя, но под Никополем потерпел страшное поражение (28 сентября 1396). 3000 пленных, попавших ему в руки, Б., разъяренный собственными значительными потерями, приказал изрубить. Следствием этой новой победы Б. было подчинениe ему Боснии, и он замышлял уже двинуться па Константинополь, когда в Малой Азии появился Тамерлан. Опьяненный своими успехами, Б. решился померяться силами с монгольским завоевателем, но при Ангоре (20 июля 1402) был разбит на голову и взят в плен. Здесь с Б. вначале обращались мягко, но после того как он принял участие в заговоре против Тимура, наблюдение за пленным усилилось и его стали на ночь заковывать. Но не верно, будто Б. по приказание Тимура, содержался в клетке; это утверждение порождено неправильным толкованием турецкого слова «Kafes», означающего не только клетку, но и комнату, замкнутую решеткой. Б. ум. в плену 8 марта 1403 г.
Бегемот
Бегемот, гиппопотам или речная лошадь (Hippopotamus) – род млекопитающих из семейства гиппопотамовых (Obesa), отряда парнокопытных животных (Artio dactyla поп ruminantia). В систематическом отношении этот род отличается следующими признаками: зубов 40 – по 4 резца, 2 клыка и 14 коренных зубов в каждой челюсти; резцы цилиндрические, расположенные косвенно; из них средние в нижней челюсти развиты более остальных и направлены вперед почти горизонтально; клыки нижних челюстей очень велики, искривлены и представляют собою страшное оружие; коренные зубы толсты; жевательная поверхность их имеет форму листа клевера; иногда самый передний коренной зуб как в верхней, так и в нижней челюсти выпадает . Тело неуклюже, с короткими ногами, имеющими по четыре широких плоских пальца, которые снаружи почти не отделяются друг от друга; концы пальцев покрыты копытами; подошва твердая мозолистая. Известны два вида: более крупный, Б. обыкновенный (Н. amphibius), распространенный почти по всему материку Африки, и другой, гораздо меньший по величине и лишь изредка встречающийся в Либерии вид – Б. либерийский (Н. liberiensis). Обыкновенный Б. очень неуклюж, имеет 4 м. длины и 1,5 м. вышины у загривка и бывает бурого или черноватого цвета. Кожа его грубая, голая, со многими бороздами и складками и очень толстая (на боках она имеет до 6 см. толщины); под нею находится толстый слой жира. Голова Б. непропорционально большая, с плоскою, тупою и безобразно вздутою мордою; глаза очень малы, похожи на свиные и расположены высоко ; уши маленькие, стоячие; ноздри находятся на верхней губе и расположены на одной линии с глазами и ушами, благодаря чему Б. может, оставаясь весь в воде и высунув наружу только верхнюю часть головы, одновременно дышать и наблюдать за приближающейся опасностью при помощи зрения и слуха; рот очень большой и может раскрываться так широко, что Б. схватывает зубами человека поперек туловища. Шея очень коротка и толста; туловище чрезвычайно неуклюже, массивно, с отвислым брюхом; хвост короткий, тонкий, на конце усаженный жесткими волосами, похожими на проволоку; ноги толстые, столбообразные, но на столько коротки, что при ходьбе брюхо бегемота волочится по земле.
Б. часто встречается во всех реках и озерах Средней и Южной Африки; в нижнем Египте и в Капской земле он в настоящее время почти совершенно истреблен и встречается там чрезвычайно редко. Из устьев рек Б. иногда выходят в море. Пища его исключительно растительная и состоит из травы, водяных растений, риса и кореньев; Б. ест чрезвычайно много, главным образом, потому, что большая часть пиши извергается полупереваренною. В населенных странах Б. проводит весь день в воде, а на сушу, за пищею, выходить только по ночам; в местах же безлюдных он проводить на берегу не только ночь, но и часть дня. На суше Б. мало подвижен, но в воде производит быстрые движения; он превосходно плавает и ныряет; плавание для него облегчается лежащим под кожею слоем полужидкого жира в несколько см. толщиною, который уменьшает удельный вес тела животного. Нрав Б. спокойный и миролюбивый: это животное уживается не только с себе подобными, но даже с крокодилами и часто по несколько часов плавает вместе с ними, так что прославленные бои Б. с крокодилами принадлежат к области фантазии. Б. До тех пор уклоняется от опасности, пока есть надежда спастись бегством; если же бегство оказывается невозможным, то он со слепою яростью бросается на врага и старается растоптать или схватить и раздробить его своими выдающимися наружу зубами. Б. любит жить. обществами. Самка мечет одного детеныша, которого очень любит и яростно защищает так, что матка, имеющая детеныша, становится очень опасною. Голос у Б. – глухою раскатистое мычание, обращающееся иногда в рев. Охота за Б. в лодках, в виду его силы и ярости, чрезвычайно опасна. Там, где известно употребление огнестрельного оружия, число Б. быстро уменьшается, но для того, чтобы убить это животное необходимо верно целить и брать пули самого крупного калибра, так как раненый Б. становится очень опасным противником, а пули малого калибра не пробивают даже его кожи. Дальнейшее неудобство охоты за Б. представляет трудность вытащить его огромное тело на сушу, которое поэтому часто приходится разрубать на части в воде. Мясо Б. считается вкусным, а жир. его (которого с одного животного получается столько же, сколько с 4 быков) даже в Канштадте ценится как лакомство; резцы и клыки идут на токарные работы и на приготовление лучших искусственных зубов; толстую кожу режут на полосы, из которых приготовляются щиты и хлысты. Иногда Б. производят опустошительные набеги на плантации и тем сильно вредят их владельцам. Ископаемые остатки Б. встречаются в дивюлиальннх пластах средней и южной Европы, в том числе нередки остатки Н. major, формы очень близкой к обыкновенному Б.; другие ископаемые виды, в том числе имеющие не по 2 резца в каждой челюсти и с каждой стороны, а по 3, встречаются в третичных отложениях Индии. Библейское животное Б., описанное в книге Иова (гл. 40, ст, 10 – 19), считается настоящим Б.; древние египтяне называли это животное «водяною свиньею» (Rer) и изображали охоту за ним на своих памятниках; арабы считают Б. исчадием ада и воплотившимся дьяволом. Древние писатели, начиная с Геродота, упоминают о Б. и описывают его; древние римляне часто привозили бегемотов для боев в цирках. В последнее время Б. стали держать почти во всех зоологических садах, где они часто размножаются.
Бегония
Бегония (Begonia) – линнеевский род многолетних, отчасти и однолетних, тропических, преимущественно американских, растений из семейства Begoniaceae, отличающихся сочным стеблем и несимметричными, иногда характерно окрашенными листьями, благодаря которым Б. пользуются большим распространением в садовой и комнатной культуры Мужские цветы состоят из окрашенного околоцветника (два наружных листа которого значительно крупнее двух остальных) и многих тычинок; женские состоят из нижней трехгнездной, креиатой завязи, из 4 – 9 листного околоцветника и 6 коротких, двураздельных столбиков с утолщенным рыльцем. Плод – трехгнездная, многосемянная коробочка. Б. размножаются чрезвычайно быстро, а культура их очень легка; лучше всего растут в тенистых местах с легкой землей; требуют обильной поливки; размножают их отводками или почками, образующимися в большом числе даже на срезанных и положенных в землю листьях. Особенно часто разводятся: Б. Rex, отличающиеся крупными, с нижней стороны нежно-пурпуровыми, с верхней темно-зелеными листьями, с серебристыми пятнами и серебристой же широкой полоской параллельно края листа; В. eximia – имеющая листья с серебристой полосатой верхней стороной и также пупуровой нижней. Кислый сок Б. nitida и acutifolia употребляется от золотухи, Б. сucullata – при воспалениях, листья остиндской Б. malabarica и др. – на приготовление салата.
Бедуины
Бедуины (от араб. Bedawi, во множ. числе Beduan, т. е. жители низменности или пустыни) – общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую, привольную жизнь. Из своей первобытной родины, из внутренних стран Аравийского полуострова, они издавна распространились по сирийской и египетской пустыне, затем, после падения древних культурных государств, по Сирии Месопотамии и Халдее, а с завоеванием Африки мусульманскими арабами, в VII стол. после Р. X., они заняли большую пустыню между Красным морем и Атлантическим океаном, которая стала для них второй родиной. Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у cеверной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем Б. называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих Б. или арабов, пришедших из Аравии (араб, множ. урбан). В физическом и нравственном облике Б. ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам. Натура у них корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до самозабвения, но в тоже время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны, в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы. Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, ирод из 40 – 50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все Б. исповедуют теперь магометанство, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они очень мало развиты, но тем не менее им нельзя отказать в здравом смысле, живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия. Впрочем, общая характеристика Б. теперь едва ли возможна, так как, при широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще имя Б. не может служить больше обозначением одной определенной народности, а скорее целой группы племен, более или менее смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют Б. в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии.
Бейль
Бейль (Пьер Bayle) – один из влиятельнейших французских мыслителей и философскобогословский критик, род. в Карлате, в графстве Фуа в Лангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье. Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению. Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал заметное влияние на направление его ума и на характер будущих его занятий. 21 года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения на счет правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он в скором времени снова вернулся на лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько лет снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже, перебиваясь кое как частными уроками, и наконец в 1675 г. получил кафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытия седанской академии в 1681. Уже в эту эпоху его жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен не только народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях с нечистой силой, и Б. выпустил в защиту его анонимный памфлет, в котором уничтожил обвинение силою своих остроумных и неотразимых аргументов. Когда Людовик XIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантского эдикта, закрыл ненавистную ему седанскую академию, вопреки торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, Б. был приглашен на кафедру философии в Ротердам. Здесь он окончил свое сочинении «Pensees diverses sur la comete», в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный в народе появлением кометы 1680 г. Это глубоко ученое сочинение, трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во Франции, где оно было запрещено полицейской властью. Вскоре Б. вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал истории кальвинизма и самыми черными красками изобразил в ней реформацию и реформатов. Б. решился ответить ему и менее чем в 15 дней составил брошюру под названием: «Critique generale de l'histoire du Calvinisme de Maimburg», обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно сожжена рукой палача, но от этого, разумеется, спрос на нее еще более возрос, так что в несколько недель она выдержала три издания. Своим заступничеством за религии Б. навлек на себя неудовольствие знаменитого богословского полемиста того времени, Жюрье, перешедшее вскоре в непримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержение на книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во всех отношениях было ниже критики Б. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободой печати, Б. издал некоторые запрещенные во Франции книги, между прочим, несколько сочинений о Декарте. В 1684 г. он предпринял периодическое литературное издание: «Nouvelles de la republique des lettres», имевшее большой успех, но вместе с тем навлекшее на него не мало неприятностей, чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозные преследования во Франции дали Б повод к изданию как бы переведенного с английского сочинения: «Commentaire philosophique sur ces paroles de l'Evangile: Contrainsles d'entrer», содержащего в себе мужественную защиту начал веротерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него с обвинением в религиозном индиферентизме и чуть ли не безбожии, вследствие чего Б. лишился в 1693 г. своей должности и ему было запрещено заниматься даже частным преподаванием. Свободный от всяких занятий, Б. посвятил все свое время давно задуманному им изданию: «Dictionnaire historique et critique» (первоначально в 2 т., Ротерд., 1696; новейшее изд. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервые появилось полное имя автора. Жюрье снова выступил противником Б. и заставил консисторию призвать его к ответственности за порицание царя Давида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов. Б., хотя и обещал вычеркнуть все, что казалось предосудительным консистории, все таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив только некоторые, да и то маловажные места. Своим «Reponse aux questions d'un provincial» и продолжением «Pensees sur la comete» он нажил себя новых врагов в лице Жакло и Леклерка, которые напали преимущественно на его религиозные воззрения. Другие преследовали его как врага протестантской церкви а его нового отечества. Эти дрязги усиливали его физические страдания, которые свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Б. умер, можно сказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе и единственное развлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями, к числу которых принадлежали такие люди как Фонтенель, Бэкингэм, Шэфсбюри Бёрнет, Лейбниц и др.
Б. стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до него возродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностью посвятил себя служению церковной догматике, то в нем скептицизм обратился на религиозное знания и принял направление, которое сделало Б. передовым борцом за просветительные начала против узкого церковного догматизма. Он одинаково боролся, как против теологической схоластики, так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чего одни видели в нем еретика, а другие приверженца мракобесия. В нем самом это противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннего примирения, что, читая напр. его «Dictionnaire», так и кажется, как будто текст был продиктован ему верой, а примечание наукой и диалектической критикой. Но именно эти примечания, благодаря своему остроумному, полному огня и доступному для всех изложении, в связи с беспримерным богатством ученого знания, приобрели громадное влияние на французские умы и его «Dictionnaire» является главным источником, откупа распространяется столь свойственный французскому духу скептицизм, сделавшийся исходной точкой тогдашних просветительных стремлений. Но если в общем Б. гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем в создании собственных идей, то все же чрез все его мышление проходит некоторое положительное начало, имевшее глубокое, всеобъемлющее значение. Это – постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения, – учение, послужившее основой терпимости просветительной эпохи. Б. ратовал за это учение, и положительными и отрицательными средствами, и наконец дал ему яркое выражение в своем известном изречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Но само собою разумеется, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательные стороны, почему в памяти людской о нем сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания. Кроме названных соч. Б. следует упомянуть еще: «Lettres» (Ротерд., 1712, Амстерд., 1729). Его «Oeuvres diverses» появились в Гаге (4 т., 1725 – 31); см. Демезо (Desmaizeaux) «La vie de Pierre В.» (Амстердам, 1730; Л. Фейербах, «Pierre В.» (Ансбах, 1838, 2 изд., Лейпциг, 1848). Лениан (Lenient), «Etude sur В.» (Париж, 1855).
Бейрут
Бейрут или Байрут – главный город азиатско-турецкого вилайета Сирии и важнейший торговый пункт сирийского прибережья, между Сайдой (Сидон) и Тарабулом (Триполис). Еще Абульфеда называл его гаванью Дамаска. Б. издревле был сборным местом для идущих в Мекку караванов, которые, разумеется, после прорыва Суэсского канала, стали прибывать в него уже в меньшем числе; чем прежде, а также местом высадки всех путешественников, направляющихся в Сирию и Палестину. Б. резиденция паши, греческого епископа, генеральных консулов европейских великих держав и других государств, главная станция американской миссии и почтовых учреждений Англии, Австрии, Франции, России и Турции. Город расположен на откосе холма, представляющего вид на Ливанские горы, и считается самым здоровым местом сирийского побережья. Старый город, за исключением Тавиля (Христианской улицы), большей частью состоит из узких, кривых, хотя и вымощенных плитняком улиц, но зато окружен широкими предместьями, с красивыми домами и садами. Ни один турецкий город не достиг в последнее время такого значительного процветания, как Б., имеющий теперь 80000 ж., в том числе почти 2/3 христиан, ведущих деятельную торговлю особенно с Марселью. Прежний недостаток воды устранен с 1875 г. устройством водопровода. В Б. имеются: карантин, таможня, несколько почтовых учреждений, европейские врачи, аптеки, медицинская школа, реальное училище и астрономическая обсерватория, протестантский институт для мальчиков, французский сиротели дом со школой и пансионом, госпиталь прусского ордена иоаннитов, францисканский монастырь и многие школы, поддерживаемые преимущественно на средства англичан. Главная мечеть Б. переделана из старой христианской церкви времен Крестовых походов. Императорский оттоманский банк имеет тут с 1865 г. большое отделение, много способствовавшее появлению сирийской торговли. С Дамаском Б. соединен почтовым трактом, построенным французами после сирийской экспедиции 1861 г. Кроме значительных шелковых и бумагопрядильных фабрик, Б. производит золотые и серебряные проволоки, а также славящиеся во всей Сирии и Египте пестрые сундуки. Окрестности Б. доставляют прекрасный шелк, хлопок и табак, главные предметы торговли грузов. Гавань Б. давно обмелела и корабли останавливаются на рейде или в различных бухтах расстилающегося на восточной стороне города залива св. Георгия, который, по преданию, здесь и убил дракона. В этот залив впадает с юга Нахр Бейрут (Магорас древних) и в 10 км. к северо-востоку от города Нахрэль-Кельб (древний Ликос), в скалистых берегах которого найдены знаменитые изваяния с персидскими клинообразными надписями и египетскими иероглифами времен Рамзеса II и Санхериба и арабскими письменными памятниками. Обширная торговля Б. поддерживается правильными пароходными сообщениями с Европой и с левантинскими гаванями. Главные предметы ввоза: кофе, сахар, шелковые материи, сукно, стальные и стеклянные изделия, предметы роскоши, спиртные напитки; главные предметы вывоза: табак. Шелк-сырец, шерсть, кожи. Ежегодно в Б. прибывает большие 4000 кораблей, в том числе 350 пароходов.
В древности Б. был финикийской гаванью и носил название Беритос. Египетский король Тутмозис III завоевал этот город (египетский Биарут), а Антиох III отнял его у Птоломеев. В 140 г. до Р. X. Б. был разрушен сирийцем Дютосом Трифоном, но при императоре Августе снова восстановлен Агрипой и обращен в колонии для римских ветеранов на правах итальянцев, под названием: Julia Augusta Felix Berytus. Клавдий чрезвычайно украсил город, а император Феодосий II обратил его в метрополию. При позднейших императорах Б. славился своей высшей школой риторики, поэтики и в особенности права. Опустошенный в 349 землетрясением, он 20 мая 529 года был окончательно разрушен. В эпоху Крестовых походов Б. снова стал значительным городом. Река Нахр-эль-Кельб сделалась границей между иерусалимским королевством и графством Триполис. На узкой береговой полосе старой, высеченной в скале, антошевской дороге, шириною не больше 2 м., король Балдуин и сражался с сарацинами и после двухмесячной осады взял город 2 апреля 1110 г. В 1187 г. Б. был завоеван Саладином, в 1197 снова перешел к крестоносцам, которые окончательно потеряли его в 1291 г. В последующую эпоху он долгое время оставался во власти грузов, независимый эмир которых Фахр-Эдин (1595 – 1634) старался насадить в Б. европейскую культуру. Вследствие измены город попал в 1763 г. в руки турок. В 1772 г. он был бомбардирован и взят русскими. В 1831 – 40 г. город перешел во власть египтян и играл большую роль в тогдашних замешательствах на Востоке. Враждебные действия соединенного англоавстрийско-турецкого флота против Мехмеда Али в Сирии начались именно бомбардировкой Б. 10 – 14 сент. английским генералом Стопфордом. Большая часть города была разрушена и 9 окт. Сулейман-паша очистил Б., который был занят войсками союзников.
Бек
Бек, вернее бяг – повелевающий. В Персии и Турции – название вообще чиновника. В Закавказском крае Б. означает принадлежащего к мусульманскому привилегированному сословию, почему Б. означает вообще господина и ставится всегда после собственного имени, наприм. Аббас-бек и др.
Бекасы
Бекасы (Scolopax) – род из семейства Бекасиных и из отряда голенастых птиц. доставляющий очень ценную дичь, охота за которой служит не только для удовольствия охотникам, но в некоторых местностях России составляет довольно важный промысел. Б. отличаются от своих родичей, главным образом, устройством своего клюва. Именно прямой клюв. их имеет утолщенный и округленный кончик и до самого концевого округления покрыт мягкою кожею, которая представляет собою чувствительный орган осязания, помогающий отыскивать пищу в болотистой почве и в иле. Многочисленные (28) виды этого рода распространены в обоих полушариях и живут частью в сырых лесах, частью на открытых топях и болотах, большею частью одиночно, выходя за пищею только по ночам, Питаются они насекомыми, их личинками и червями, которых отыскивают в темноте и в тихих и уединенных местах. Бекас лесной, вальдшнепф или сломка (Scolopax rusticola) имеет 32 см. длины и 58 см. в размахе крыльев: хвост 9 см. длины. Окраска его приспособлена к ночному образу жизни и, как у большей части ночных птиц, представляет различные водяные узоры, подражающие мху и листьям, покрывающим почву леса. Лоб его серый, на голове и на затылке четыре бурых столько же ржаво-желтых поперечных полос, вся верхняя сторона тела представляет пеструю смесь ржаво-бурого, ржаво-желтого и ржавосерого цветов, нижняя сторона более бледного бурого цвета с темными поперечными волнами; маховые перья бурые с поперечными волнами; хвост черноватый с ржавчинными пятнами, на конце каждого пера находится красивое серое глазчатое пятно, которое на нижней стороне представляет атласный блеск. В зоологическом отношении существует только один вид вальдшнепфа, но охотники различают две формы их: крупную и мелкую. Родина этой птицы Европа и Азия и здесь она встречается повсюду; где только есть леса. Европейские вальдшнепфы перелетают на зиму в северную и среднюю Африку a Азиатские – в Индию; в теплые зимы некоторые из них остаются на месте и не улетают. В марте, а иногда еще и в феврале вальдшнепфы возвращаются к нам. По возвращении самцы начинают тягу, т. е. тихо летают над лесом взад и вперед, избирая для этого пролески, просеки, широкие лесные дороги, овраги, небольшие лесные лужайки. Во время тяги вальдшнепф летит, с опущенным клювом и распущенными перьями и по временам издает звуки. Вальдшнепф не любит густого леса, а предпочитает такие места, где густо поросшие местности чередуются с прогалинами. После случки самка подыскивает местечко позади кустарника, старого древесного пня или между корнями и устраивает там в небольшом углублении гнездо, которое выстилается мхом, сухими травинками или листьями, Замечательно, что при этом самка выбирает такую почву, которая по цвету сливалась бы с ее окраскою. Самка кладет в гнездо 8 или 4 довольно больших, матовых яйца ржавчино-желтого цвета с красно-серыми и желто-бурыми пятнами и точками; впрочем, величина и окраска яиц довольно изменчивы. Насиживание продолжается 17 – 18 дней и производится одною самкою, которая в это время забывает свою обычную осторожность и подпускает человека на несколько шагов и, вылетев из гнезда, улетает недалеко и тотчас же возвращается в него, лишь только минет опасность. Молодые имеют, подобно взрослым, буро-красное оперение, покрытое пятнами. Родители очень привязаны к детям: при приближении охотника и собаки они вылетают с тревожными криками на встречу, представляются хромыми, не могущими летать, и вообще всеми силами стараются отвлечь внимание преследователей от своих детенышей. Пища вальдшнепфа состоит из червей, личинок насекомых, улиток и особенно земляных червей, которых они очень ловко отыскивают и вытаскивают своим длинным клювом из под мха и опавших листьев. Б сентябре и октябре начинается отлет вальдшнепфов на юг; в это время они гораздо вкуснее и многочисленнее. Охота за этою дичью начинается тотчас по ее прилете, но в начале она редко бывает удачною Настоящее время охоты – это тяга. Охотятся ночью. Мясо вальдшнепфа очень ценится, хотя оно значительно уступает мясу болотных Б. Некоторые едят эту дичь не потрошенною, т. е. вместе со внутренностями, не смотря на то, или вернее потому, что у ее почти всегда бывает много глист, которые будто бы придают ей особый вкус. Дупель или доппелышнепф (Sc. major) имеет 28 см. длины, 55 см. в размахе крыльев; длина хвоста 6 см. Верхняя сторона головы его буро-черная, над глазом и через него идет светло-серая полоса; спина и подхвостье также буро-черные с 4 параллельными светло-желтыми длинными полосами, горло беловатое, зоб серый, грудь и брюшко почти белые, со стрельчатыми пятнами; маховые перья черно-бурые, верхние покровные перья крыльев с широкою грязно-белою оторочкою, вследствие чего на крыле образуется пять светлых поперечных полос; нижняя сторона крыла белая с серо-бурыми пятнами; хвостовые перья при основании темные, на конце ржаво-красные с черными поперечными полосами; три крайние пера к концу почти совершенно белые. Окраска по полу и возрасту не изменяется. Дупель очень обыкновенен в северной Европе и Азии а в средней полосе бывает только пролетом в апреле и мае, а затем в августе и сентябре. Он селится на покрытых кочками сырых низменностях, размокших луговинах, покрытых мелкою прошлогоднею травою и небольшими кустиками.
Не смотря на то, что живет на С., дупель очень чувствителен к холоду и потому поздно прилетает и рано улетает. Питается он червями, улитками, насекомыми и их личинками. Дупель кажется неуклюжим и глупым; он не бегает, а быстро ходит, летит довольно скоро, но тяжело и низко, обыкновенно только в случае необходимости и притом перелетает на небольшое расстояние; вообще он более других Б. любить покой и удобство, но при этом очень пуглив и осторожен и почти нем. Вскоре после прилета дупели начинают токовать. На ток они слетаются вечером и токуют всю ночь, разлетаясь только к утру. Во время токования самец ходит, распустя хвост и крылья и стараясь привлечь внимание самки. При этом самцы часто вступают между собою в драку. Оплодотворенные самки отыскивают кочковатое болото, поросшее кустарником, и в нем выбирают сухую кочку, на которой вытаптывают траву в виде круглого лоточка и в устроенное таким образом гнездо откладывают 4 грушевидных матовых яйца грязно-зеленого цвета с серо-зеленными пятнами и мелкими черно-бурыми точками. Насиживание продолжается 18 дней и во время его самка, чтобы сделать себя менее заметной, закрывает себе спину мхом. Охота на дупелей производится, главным образом, во время токования, а промышленники ловят их даже сетями, которые или расставляют по болоту и загоняют в них дупелей, или же наволакивают сеть на дупеля в то время, когда над ним стоит собака. Очень жирное и чрезвычайно нежное мясо дупеля ценится выше мяса других бекасов. Б. Обыкновенный или Б. барашек (Sс. gallinago) имеет 26 см. длины, 45 см. в размахе крыльев, длина хвоста 6 см. Темя его черно-бурое с желтоватою продольною полосою по средине; покровные перья крыла с ржавожелтоватым пятном на вершине, прерывающимся у стержня; первое маховое перо с черным стержнем и белою наружною стороною опахала; окраска остального оперения сходна с окраскою дупеля. Брюшко почти белое, без пятен, нижняя сторона крыла тоже белая, без пятен. Б. барашек водится в северной Европе и Азии, хотя не заходит так далеко к северу, как дупель, и гнездится также и в средней Европе; он встречается на всех болотах, топях и сырых лугах. Походка его резвее, чем у дупеля и вальдшнепфа, а полет его имеет ту особенность, что Б. барашек взлетает зигзагом и только затем летит прямо. Этот Б. появляется весною уже в марте и летит на север целыми тысячами, а с августа до ноября продолжается его обратный полет на юг, причем некоторые особи остаются зимовать по ту сторону Средиземного моря, большинство же летит далее. Днем Б. барашек сидит спокойно и лишь в сумерки становится деятельным, по временам опускает свой клюв в мягкую почву и ловить там червей, моллюсков и насекомых, служащих ему пищею. Хотя эти птицы в удобных местах живут помногу вместе, но они совершенно равнодушны как друг к другу, так и к другим птицам и только самец и самка питают друг к другу некоторую привязанность и играют между собою. Токованья в настоящем смысле слова, как у дупелей, у Б. барашка не бывает именно вследствие его необщительности. В начале мая оплодотворенная самка начинает, приготовлять гнездо. Для него выбирается кочка, поросшая травою, в на ней делается углубление, иногда выстилаемое сухими листочками и стебельками. В это незатейливое гнездо самка откладывает 4 мутно-зеленых яйца с грубыми точками и пятнами и насиживает их одна в продолжение 16 дней; вылупившиеся детеныши вырастают очень скоро: через 9 – 10 дней пух у них уже заменяется перьями. Охота на Б. барашка очень прибыльна и мясо этой птицы всюду весьма ценится. Самые жирные птицы приготовляются вместе с внутренностями и считаются лакомством Гаршпепф , стучи в или бекасина (Sc. gallinula) – самый маленький из наших Б., имеет только 16 см. длины и 40 см. в размахе крыльев, длина хвоста 4 см. Кроме меньшей величины он отличается еще значительно более коротким клювом, и сравнительно короткими ногами. Темя его черно-бурое, без светлой продольной полосы; спина с 3 ржаво-желтоватыми продольными полосами на черно-буром металлически блестящем фоне; надхвостье блестяще-черное; нижняя сторона тела посредине белая. Гаршнепф водится в северной Европе и Азии, а в средних частях они бывают только пролетом. Для жилья он избирает только поросшие кустарником или камышом болотистые и топи местности, где он может прятаться в продолжение дня. Полет его тихий, легкий, но неверный, напоминающий порхание летучей мыши. Гаршнепф не так пуглив, как другие Б.; он близко подпускает к себе человека и только когда тот приблизится, он молча улетает. В желудке его кроме насекомых и червей находили также семена и траву. Гнездо гаршнепфа состоит из небольшой ямки, вырытой на бугорке и выложенной травяными стеблями; в него самка откладывает 4 яйца, похожих на яйца Б. барашка. Охотятся за этою птицею осенью, когда она собирается перелетать на юг. Мясо ее очень вкусно, так что многие предпочитают его бекасу и дупелю. Охота на бекасов считается, по всей справедливости, одною из самых трудных, вследствие чрезвычайно быстрого и неправильного полета этой птицы. Производится она весною, во время пролета бекасов (хотя охота в это, время, по русским законам, воспрещена) и, главным образом, с конца мая до самого отлета их. Охотятся на бекасов, по большей части, с легавою собакою, стреляя их из под стойки ее. Промысловой охоты на описываемую дичь, собственно, не существует, так как редкие промышленники умеют стрелять птицу в лет; в сравнительно большом количестве они добывают их осенью, на лиманах, убивая одним выстрелом по несколько десятков этой дорогой дичи, когда она собирается в огромные стаи; весною же они стреляют токующих самцов бекасов сидячими, подманивая их голосом самки.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 28 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close