Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
14:36
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Бычок
Бычок – название, под которым разумеются различные виды из двух различных сем. колючеперых костистых рыб (Acanthopteri). Сюда относятся именно из сем. Cottidae род Cottus, характеризующийся: большой, широкой, плоской головой; цилиндрическим, сзади сжатым с боков телом; без чешуи жаберной крышкой, вооруженной шипами, и очень большими грудными плавниками; плавательного пузыря не имеет. Бычок колючий, Cottus Scorpius L., с огромной головой, составляющей около 1/3 всего тела, и широкою пастью, простирающеюся далее середины глаз; сверху черноватого цвета, испещренного серыми пятнами и полосками, по бокам серовато-черного с белым пятнышками; брюхо у самца желтоватое, у самки белое; кожа голая, гладкая; длиною от 30 – 80 ст. В воде и при вынимании из воды может издавать ворчащий звук. Б. колючие водятся в северо-восточной части Атлантического океана, у берегов Норвегии и Лапландии, в Белом море, в морях Немецком и Балтийском. Он держится летом около самых берегов, а на зиму уходит нереститься в глубь моря; в Ботническом и Финском заливах нерестится от ноября до января. Очень прожорлив и держится всегда в одиночку. Колючки его жаберной крышки могут причинить глубокие уколы. Мясо его не ценится. Б. четырерогий, С. quadricornis L., отличающийся от предыдущего несколькими признаками, главным образом присутствием четырех отростков на голове, и отчасти окраской, замечателен своим географическим распространением. Он водится в Белом море и в Ледовитом океане, к В. от Белого моря, вдоль берегов Сибири и Северной Америки, затем в западной части Немецкого моря, у берегов Англии. В остальной части Немецкого моря, у берегов Дании и Норвегии, равно как в южной части Балтийского моря, он не встречается. Но затем он вновь попадается в северной части Балтийского моря в Ботническом и Финском заливах, и в больших смежных озерах – Ладожском и Веттере. Таким образом область распространения его в настоящее время является прерванною, и должна была занимать большое пространство в ледниковый период. Б. четырерогий нерестится зимой; в пищу употребляется редко. Б. подкаменьщик, Cottus gobio L., длиною в 10 – 15 см., из которых около 1/4 приходится на голову; окраска очень изменчива, по большой части с темными пятнами и полосами на сероватом или буроватом фоне. В Средней Европе и России встречается в небольших реках и ручьях с чистой, свежей водой и каменистым дном. Живет обыкновенно под камнями. Питается различными водяными животными, преимущественно мелкими рыбками. Во время метания икры, что бывает рано весной, обыкновенно в апреле, самец вырывает в песке или складывает из камешков небольшую ямку, куда самка мечет икру. Самец остается при икре и охраняет ее до тех пор, пока из нее выведутся рыбки.
Остальные рыбы, называемые в России бычками, принадлежат к семейству Gobiidae (бычки или колбневые), к роду бычок, Gobius, одному из характерных родов рыб наших южных морей. У р. Gobius голова округлая, шире туловища, голая; тело покрыто чешуей; оба брюшные плавника срастаются в один. Около сорока видов бычков живет в морях Черном и Каспийском и впадающих в них реках. Бычок песочник, (G. melanoslomus Pallas, от 10 – 20 см., из которых менее четверти приходится на голову; цвет тела светло-бурый с большими темно-бурыми пятнами, иногда черно-бурый или совершенно черный, вообще изменчивый. Встречается во всех частях Каспийского моря, откуда заходит в Волгу (до Сарепты) и в Урал; в Черном море встречается в весьма большом количестве вдоль северных берегов, от Одессы до Керчи, от Керчи до Поти; живет также в Азовском море; по Днестру доходит до Могилева, по Днепру до Екатеринослава. G. fluviatilis L., от 8 – 18 см., представляющий несколько разностей, сильно отличающихся по цвету, – по преимуществу пресноводный бычок; распространен по Днестру, Бугу, Днепру (до Екатеринослава) и его притокам, по Дону, по Волге, в нижних частях реки, и по солоноватым частям Каспийского, Азовского и Черн. морей; вдоль южного берега Крыма его нет. Б. держатся обыкновенно около берегов, любят свежую воду и песчаное или каменистое дно; у многих видов самцы делают гнезда и охраняют в них икру, снесенную самкой. Не составляют предмета настоящего промысла, но повсюду ловятся на удочку. См. Сабанеев, «Рыбы России»; Кесслер, «Рыбы. водящиеся и встречающиеся в Арало-Каспийско-Понтийской ихтиологической области», 1877, «Труды Арало-Каспийской экспедиции»); его же, «Описание рыб Петербургской губернии» (Естественноисторические исследования Петербургской губернии, 1864 г.). В. Ф.
Бьёрнсон Бьёрнстьерне
Бьёрнсон Бьёрнстьерне (Bjornson Bjornstjerne) – знаменитый северный писатель и народный деятель Норвегии, сын священника, род. 8 дек. 1832 г. в местечке Квикнэ. Отроческие годы провел в Ромсдалене (где в то время служил его отец), одной из самых населенных, живописных и цветущих местностей Норвегии, что имело большое влияние на развитие пламенной фантазии и поэтических задатков его натуры; последнему способствовала также рано пробудившаяся страсть мальчика к чтению, преимущественно народных песен, сказаний, древних саг и наконец лучших поэтов. Семнадцати лет Б. приехал в Христианию, где сдал экзамен при университете и затем прожил еще года два, занимаясь изучением датской литературы и посещая прекрасный в то время датский театр, который оказал не малое влияние на развитие художественных сторон натуры Б. Первыми литературными попытками Б. были песни в народном духе, настолько подходящие к народному складу души, что крестьяне охотно заучивали и распевали их. Затем он выступил в качестве критика, причем, благодаря своей пылкости, не замедлил нажить себе массу врагов. Первое драматическое произведение Б. «Mellem Slagene», – которое впоследствии имело такой огромный успех и в литературе, и на сцене, – было принято не только публикой, но и литературными собратьями с холодным недоумением: могучий, энергичный и необыкновенно сжатый прозаически стиль Б. представлял слишком резкий контраст с установившимися образцами стихотворной исторической драмы Эленшлегера. Почти также были встречены и первые его рассказы в народном духе («Synnove Solbakken», 1857; «Fadern», «Ornereden» и другие), в которых, казалось, воскрес величавый стиль древней саги. Скоро однако задушевная, нежная поэзия этих рассказов в соединении с превосходной, точно окристализованной формой и силой языка, заставила признать яркий талант молодого писателя. Вообще Б. принадлежит к числу немногих литературных счастливцев: он сразу стал на настоящую дорогу и его могучее дарованье могло вылиться в надлежащих формах, без всяких внешних помех и внутренних колебаний; произведения его следовали одно за другим и слава автора быстро упрочивалась. В 1858 – 59 г. Б. состоял директором театра в Бергене, в 1865 – 67 г. в Христиании, а 1870 – 72 основал собственный театр. Здесь Б. поставил ряд своих комедий и драм: «Гульда Хромая» (1858), трагедия «Sigurd Slembe» (1862) и др. Особенной известностью пользуются историческая драма «Maria Stuart in Skotland» (1864 года) и комедия «Новобрачные» (De Nygifte) – 1865 г. Затем наступило время, когда казалось, что талант Б., достигший высшей точка своего развития, как бы застыл; но тут на север пахнуло новыми веяньями европейской мысли, и Б. прервал свое молчание, длившееся уже несколько лет под ряд, выступив с пьесой «Банкротство» (En Fallit, 1875 г., шла в Спб. на немецкой сцене с большим успехом под назв. «Ein Fallissement»). Этой пьесой начался второй период творческой деятельности Б., новый цикл пьес, романов и повестей, отражающих современное общество, его деятельность и волнующие его вопросы. Таковы, напр. : вышедшая почти одновременно с «Банкротством» драма «Редактор» – беспощадная сатира на журнальное дело на севере; затем драма «Король»; рассказы: «Мангильд», «Капитан Манзана»; комедии: «Леонарда», «Новая система», рассказ «Пыль»; комедии: «Через силу», «Перчатка», «География и любовь»; романы: «Город и гавань украсились флагами» (на русск, языке в "Северн. Вестн. ", 1891, перев. под загл. «Новые веяния») и «Путями Божьими». Собрание его стихотворений: «Digte og Sange» изд. в 1870 и 1880. Множество их переложены на музыку, а одно из них «Да мы любим эту страну» с музыкой Нордрака сделалось народной норвежской песней. Собрание сочинении Б. издано в Копенгагене фирмой: Gyldendalske Boghandel. Многие сочинения Б. переведены почти на все европейские языки, а драматические произведения игрались с успехом на лучших сценах столичных городов Европы. Произведения второго периода, хотя и уступают произведениям первого в художественном отношении, зато безусловно выше их по богатству идей, широте задач и общему направлению.
Б. – не только писатель-художник, но и энергичный общественный деятель. Помимо чисто художественных произведений, он написал массу брошюр и статей по различным политическим и общественным вопросам. Он горячий поборник нравственного очищения и возрождения современного общества; целомудрие, строгое единобрачие и наконец уничтожение войны – вот идеалы, во имя которых он живет и неутомимо трудится; на эти темы он произносит свои пламенные, вдохновенные речи, которые увлекают и покоряют толпы слушателей (Б. – превосходный оратор и едва ли еще не лучше говорит, чем пишет: настоящий народный трибун), пишет книги и статьи. Между последними следует отметить: «Единобрачие и многобрачие» (пер. на русск. яз. в "Нов. Вр. ", 1891); «О свободной любви» и предисловие к книге Арнольдсона – «Закон, а не война». Как политический деятель, Б. принадлежит к партии сепаратистов – народников и был одно время редактором оппозиционных газет: «Aftenbladet» в Христиании (1859 г. ) и «Norsk Folkeblad» (1866 – 1867 гг. ). Ср. Helweg, «Bjornson og Ibsen» (1866); E. Schure (ст. в «Revue de deux Mondes») 1870); Cr. Brandes, «B. og Ibsen», его же в «Moderne Geister» 1882 и в «Русской мысли» 1887, XII; L. В., "Bjornson etc. " (Стокг., 1885); Hoimberg, "Bjornson etc. " (Копенг.. 1888). П. Ганзен.
Бьеф
Бьеф, или плес – так называется горизонтальная часть русла канализованных рек и каналов, отделяющаяся одна от другой изменениями уровня воды; в таковых местах находятся обыкновенно гидротехнические сооружения, служащие для прохода судов с одного уровня к другому, за которыми и образуются бьефы такой глубины, что суда могут в них плавать совершенно свободно. Назначая длину бьефов, следует помнить, что самое большое сбережение воды получится при нескольких более коротких бьефах на длине данного уклона канала, чем при одном длинном бьефе с многокамерным шлюзом. Каждый бьеф канала, для того, чтобы вода не могла подняться слишком высоко в канале, должен иметь удобное место для выпуска лишней воды. Когда длина бьефа более трех верст, то в таком случае надо делать несколько затворов для возможности осушать или исправлять канал по частям Э. Ф.
Бэр
Бэр (Карл Максимович, Карл Эрнест) – один из самых многосторонних и выдающихся естествоиспытателей нового времени, в особенности знаменитый эмбриолог, Он родился 28 февраля 1792 г. в отцовским имении Пин, Эстляндской губернии; посещал ревельскую гимназию; в 1810 – 1814 изучал в дерптском университете медицину и в 1812 – 13 г. имел возможность заняться ею практически в большом военном лазарете в Риге. Для дальнейшего усовершенствования в науках Б. поехал в Германию, где под руководством Дёллингера занимался в Вюрцбурге сравнительною анатомиею; в это время он познакомился с Неес фон Эзенбеком и знакомство это оказало большое влияние на его умственное направление. С 1817 г. Б. состоит прозектором Бурдаха в Кенигсберге, в 1819 г. назначен экстраординарным, а вскоре после того ординарным профессором зоологии; в 1826 г. принял вместо Бурдаха и руководство анатомическим институтом, а в 1829 был приглашен академиком в петербургскую Акад. наук; но уже в 1830 по семейным обстоятельствам сложил с себя звание академика и возвратился в Кенигсберг. Приглашенный снова в Академию он через несколько лет опять переехал в Петербург и с тех пор оставался и был здесь одним из самых деятельных членов Академии наук. Он предпринял на счет правительства несколько путешествий для исследования России, и результаты их публиковал частью в «Memoires», частью в «Bulletin» петербургской Академии наук. В 1851 – 56 г. он по поручению правительства занялся исследованием рыболовства на озере Пейпусе, на русских берегах Балтийского моря и на Каспийском море, и результаты изложил во втором томе сочинения «Исследования о состоянии рыболовства в России» (Спб, 1860); в 1862 г. он вышел из Академии и был избран почетным членом ее. Б. умер в Дерпте 28 ноября 1876 г. Сочинения его отличаются философскою глубиною и по своему ясному и точному изложению настолько же привлекательны, на сколько и общепонятны. Он занимался преимущественно эмбриологиею, и наука обязана ему главнейшими данными по истории развития органических тел. Начиная с «Epistola de ovi mammalium et hominis gеnesi» (Лейпциг, 1827), он продолжал свои исследования по этому предмету. «Entwickelungsgeschichte der Thiere» (2 тома, Кенигсберга, 1828 – 37) – сочинение, составляющее эпоху в эмбриологии; «Untersuchungen Uber die Entwickelung der Fische» (Лейпц., 1835). Позднее он издал сочинение «Ueberdoppelleibige Missgeburten» (С. Петербург, 1845). Потом, кроме ряда статей по антропологии и особенно по краниологии, Б. издал еще «Selbstbiographie» (Петербург, 1866 г. ) и «Reden, gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleine Aufsatze vermischten Inhalts» (3 тома, 1864 – 75). В издававшихся им и Гельмерсеном «Beitrage zur Kenntniss des Russischen Reichs» (томы 1 – 26, Петербург, 1839 – 68) находятся многие работы Б., особенно отчеты о научных путешествиях для исследования Poccии (т. 9, Петербург, 1845 – 55). После смерти Б., Штида издал его сочинение «Ueber die homerischen Localitaten in der Odyssee» (Брауншвейг, 1877); О Б. см. Штида «К. Е. von Baer. Eine biographische Skizze» (Брауншвейг, 1877).
Кроме поименованных, Б. оставил множество соч., из которых более других важны следующие: «Ueber Medusa aurea» (Meckel's Archiv, 1823. Bd. VIII); «Ueber die Kiemen und Kiemengefasse in den Embryonen der Wirbelthiere» (там же, 1827); «Untersuchungen uber die Gefassverbindung zwischen Mutter und Frucht» (Лейцциг, 1828); «Noch ein Wort uber das Blasen der Cetaceen» (Isis, 1828); «Ueber die Wanderungeu der Zugvoegel» (Preuss. Prov. Blatt, 1834, Bd. IX и XII); «Beitrag zur Entwickelungsgeschichte der Schildkroeten» (Muller's Arch. 1834); «Ueber das Grefassystem des Braunfisches» (Nova Act. Acad. C. L. naturae curios. 1834. Bd. XVII); «Bemerkungen uber die Entwickelungesgeschichte der Muschein» (Froriep's Notiz., Bd. XIII); «Entwickelungsgeschichte der ungeschwanten Batrachier» (Bull. sc. I. № 1);"Delphini phocaena anatome Sectio prima" (там же, I №. 4. 1836); «Expedition nach Lappland und Nowaja Semlja» (там же III т. ); «Ueber das Skelet der Navaga» (там же, III т. 1838); «Anatomische und Zoologische Untersuchungen uber das Wallross». (Mem. VI Ser. T. IV 1838); «Ueber das Aussterben der Thierarten» (Bull. de l'Acad. de S. Petersb. T. VI); «Ueber ein neues Projekt Austern-Banke an der Russischen Ostsee-Kuste anzulegen» (там же, т. IV); «Ein Wort uber einen blinden Fisch» (там же, т. IV); «Человек в естественноисторическом отношении» («Русская фауна» Юл. Симашко, С. Петербург, 1851); «О каспийском рыболовстве» (Журн. Мин. Гос. Им. 1853. ч. I); «Почему у наших рек, текущих с севера на юг, правый берег высок, а левый низмен?» («Морской Сборник» 1858 кн. 5,); «Crania selecta» (Mem. Ac. S. Petersb. VI Ser. T X. 1858); «Действительно ли киты выбрасывают водяные столбы?» («Натуралист», 1864); «Место человека в природе» (там же, 1865 г. ). Э. Б.
Бюджет
Бюджет. – Слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманским словом «Budget» (т. е. кожаный мешок). В России многие отождествляют бюджет с государственной росписью, но понятие его гораздо шире. Бюджет в собственном смысле вовсе не есть роспись доходов и расходов государства и, наоборот, роспись вовсе не есть бюджет. Под бюджетом, с государственной точки зрения, разумеется общий финансовый закон, на котором эта роспись основывается; во Франции он так и называется loi de finances, да и у нас, в Poccии, он имеет значение закона, как основа для общегосударственной росписи, утверждаемой верховной властью, в отличие от смет отдельных ведомств.
Лоренц Штейн, Гнейст, П. Леруа-Болье, Pay, Вагнер и др. авторитеты финансовой науки разумеют под бюджетом законопроект, определяющий государственную смету и утверждаемый законодательной властью при участии народных представителей. Благодаря такой санкции, Б. получает значение закона, направляющего дальнейший ход государственного хозяйства. У Лоренца Штейна Б. представляет собою основной элемент государственно-хозяйственного законодательства (Staatswirthschaftliche Gesetzgebung). Он приходит к тому выводу, что Б. есть вместе с тем процесс, путем которого государство выясняет свои задачи, проверяет свои наличные силы для осуществления последних и устанавливает объективное отношение между теми и другими, при чем каждый отдельный момент в составлении и утверждении Б. имеет свое содержание и свои формы. Другой корифей финансовой науки – Pay, также настаивает на необходимости строго различать Б., как финансовый закон (Finanzgesetz), от росписи., Б. является ближайшим критерием для суждения как о положении государственного хозяйства, так и о способе и характере финансового управления. Выводы финансовой науки сводятся к тому, что государственное хозяйство есть живой внутренний процесс государственной жизни, выполняющий свое назначение в определенные промежутки времени, при чем функции его устанавливаются путем бюджетного закона, с помощью которого осуществляется главная задача – фактическое сопоставление потребностей государственного организма и средств для их удовлетворения; утверждение и признание этих потребностей в известном размере совершается в форме бюджетного закона, согласно с общими принципами действующего государственного права; самое же наблюдение за выполнением этого закона относится уже к области финансовой администрации и государственного контроля. Таким образом Б. отражает в себе, как в фокусе, все отдельные, частные финансовые законоположения, на которых основаны отдельные статьи росписи, и, в свою очередь, дает основание не только для новых кредитов, но и для новых финансовых законов, вносящих изменения в систему государственного хозяйства Кроме научных оснований, для ознакомления с существом Б. необходимо выяснить его финансовые нормы, законодательное значение, порядок его составления и характерные особенности в главных государствах. При изучении же государственной сметы, служащей не более как только практическим применением бюджетного закона, достаточно ознакомиться с ее составными частями, с перечнем отдельных статей, с изменениями цифр, с результатами выполнения ее отдельными ведомствами, что уже относится к области финансовой техники и административных распоряжений.
В обыкновенную государственную смету входят те элементы государственного хозяйства, которые представляются абсолютно необходимыми для непрерывной деятельности правительства при нормально рутинных условиях. Что же касается Б., то, по утверждении его, он становится основою для более обширного приложения правительственной заботливости, т. е. для финансовых норм, выходящих за пределы обычных сметных назначений; так, путем бюджетного закона установляются новые займы, вводятся новые налоги, повышаются, уменьшаются и отменяются старые, утверждаются кредиты на многомиллионные общегосударственные сооружения, на новые учреждения, на реформы прежних учрежд. и на другие назревшие потребности постепенно усложняющегося государственного строя. Кроме того, широкое юридическое значение Б. заключается в том, что он дает постоянные нормы для классификации государственных доходов и расходов. Входящие в состав его нормальные статьи, представляющие собою постоянные величины, повторяющиеся из года в год (напр. содержание двора, штатные оклады и т. п. ), впредь до изменения их законодательным путем, составляют его твердую, так сказать, консолидированную часть. Другая часть Б. ежегодно изменяется на основании вероятности, по среднему расчету прежних лет, а также в силу новых государственных потребностей, вызывающих новые сборы, чрезвычайные расходы, дополнительные кредиты, сверхсметные ассигнования и т. п.; она-то и составляет главное содержание бюджетного закона. Соотношение между этими двумя отделами Б. определяется в каждом государстве различно, сообразно с условиями его финансового хозяйства. Обсуждению законодательных сфер подлежит почти исключительно вторая часть, первая же почти всегда принимается как готовое, как существующий факт. В среде некоторых ученых и практиков-финансистов существует убеждение, что такой двойственности в Б. быть не должно, что всякие ежегодные изменения следует устранить, установить все расходные статьи, в определенных цифрах, на целый ряд лет ( т. наз. нормальный Б.); но это оказалось утопией.Опыты введения таких максимальных неизменных ассигновок делались в разных государствах, а в России в период с 1878 г.по 1880 г. для смет военного и морского ведомств; но все эти "нормальные Б. " оказывались невыполнимыми уже в силу нарождения новых настоятельных нужд, удовлетворить которые нельзя было без дополнительных кредитов.Оказалось, что нельзя живой организм государственного хозяйства приводить к одному знаменателю,к неизменным безжизненным нормам.
По внутренней форме различают Б.: 1)валовой (брутто-бюджет), в котором приводятся отдельно полные цифры государственных доходов и полные цифры издержек по их взиманию; 2) чистый (нетто– бюджет), где поступления показаны за вычетом расходов взимания. С точки зрения финансовой науки предпочитается первая форма, т. е. брутто-бюджет, при котором всего яснее представлена степень производительности каждой отрасли государственного хозяйства и полнее развертывается общая его картина, что так важно для соображений министра финансов и для законодательной власти.
Самый порядок составлена бюджета выражается, во всех цивилизованных государствах, в том, что все отдельные ведомства, выработав свои частные сметы, представляют их министерству финансов, где составляется уже общегосударственный бюджет, который, с приложением объясни тельных записок и других материалов, вносится заблаговременно, как всякий другой законопроект, на рассмотрение высшего законодательного учреждения: государственного совета в России и палат в конституционных государствах, при чем при поступлении в последние обыкновенно передается, для предварительного анализа, в специальные финансовые комиссии; затем – с заключениями этих комиссий бюджет представляется на рассмотрение палат и, по одобрении с их стороны, поступает на окончательное утверждение главы государства, а по утверждении обнародывается, как всякий другой закон, после чего всем отдельным ведомствам, на основании его, открываются подлежащие кредиты на предстоящий финансовый год.
Бюджет на предстоящий финансовый период рассматривается обыкновенно в одно время с отчетом по исполнению государственной сметы за истекший финансовый год; в государствах с представительным правлением подобный законодательный контроль служит главным основанием так называемого абсолюториума, состоящего в том, что палаты признают действия министров правильными и снимают с них ответственность за истекший период.
Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо бюджета, представлялись простые отчеты и счета, при том неполные, по главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного правительства в некоторых государствах появились более систематические отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близтй к нему по характеру, это – . известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi); отчет этот принято считать за первый систематический бруттобюджет. Но только в нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как общего государственно – хозяйственного закона. Порядок обсуждения бюджета в настоящее время в главных государствах таков. В Англии, пред обсуждением в парламенте, бюджет рассматривается в двух парламентских комиссиях: расходы – в committee of supplies, доходы – в committee of ways and means; после того он вносится, с объяснениями министра финансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение из излишков одного счета на расходы по другой статье (Revirement) запрещается; такие статьи, как содержание королевы, пенсии, жалованье судьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета, вовсе не обсуждаются. Более всего работы и изменений вызывает подоходный налог (in cometax).
Во Франции бюджет обсуждается весь по главным статьям (с 1869 г. – 481 глава); дополнительные кредиты и чрезвычайные рас ходы (credits supplementaires, complementaires et extraordinaires) утверждаются непосредственно палатами, а во время парламентских вакаций – декретами государственного совета по предварительном одобрении в совета министров, с тем, что по открытии палат им заявляется об этих кредитах с объяснением мотивов назначения. В Пруссии, в общих чертах, тот же порядок, введенный с 1849 г., а именно: сметы отдельных министерств (Ministerialetats), представление их министру финансов (Vorlage an den Finanzminister), составление госуд. сметы (Bildung des Voranschlags), представление в палату (Vorlage an die Abgeordneten), рассмотрение в комиссиях, одобрение палаты (Веschluss), санкция главы государства (landesherliche Sanction) и обнародование (Publication des Budgets als Staatsvirthschaftsgesetz). Во время парламентских вакаций сверхсметные кредиты разрешаются советом министров, палатам же, согласно закону 1872 г., сообщается об этом в течение следующего года уже после отпуска кредитов.
В Италии, Австрии в Соед. Штатах тот же порядок, с небольшими изменениями. В Австрии новая система введена с 1866 г., при чем составляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии.
В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета; государственная смета представляла механическое соединение смет отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства: многие доходы получались и многие расходы производились отдельными ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что нельзя было построить никакого общего вывода о направлении государственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. стали составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочению государственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, Свода Законов, прилож. к ст. 221 – «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений»). В настоящую свою форму русский бюджет вылился с 1873 г.; в нем показываются валовые суммы доходов и расходов, при чем нельзя выделить издержки взимания и определить чистые поступления. Финансовая смета каждого министерства и главного управления составляется на основании «расписаний доходов и расходов», доставляемых подчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета эта состоит из: а) перечня доходов и расходов, b) подробной сметы доходов и расходов, с) приложений и d) объяснительной записки. Против каждой статьи излагаются объяснения или данные, оправдывающие испрашиваемое назначение, как то: законы, Высочайшие повеления и штаты, на основании коих поступают доходы и назначаются расходы. Сверхсметные кредиты, испрашиваемые по предметам, уже занесенным в финансовые сметы, именуются дополнительными, а по расходам, в смете непредвиденным, – экстраординарными. Доходы и расходы земств, городов, сословий и благотворительных учреждений в смету не вносятся; но о тех специальных средствах, которые расходуются под контролем правительства, делаются особые приложения; если же средства эти идут на потребности, однородные с внесенными в министерские сметы, то их переносят в смету доходов под наименованием «пособий государственному казначейству». Составленные таким образом сметы рассматриваются сперва в советах министерств и главных управлений; затем препровождаются, в печатных экземплярах, министру финансов и в государственный контроль к назначенному для каждого ведомства сроку (между 1 августа и 15 октября). Министерство финансов проверяет эти сметы и составляет из них общую государственную роспись, которую к 1 ноября и представляет в государственный совет, с прибавлением, в случаях надобности, своих замечаний, а также соображений о сокращении некоторых расходных смет, об изыскании новых источников дохода, об усилении существующих, etc. С своей стороны, государственный контроль проверяет представленные ему сметы и к 1 октября представляет государственному совету особый отчет по исполнению финансовых смет за истекший период. Как этот отчет, так и роспись подвергаются предварительному обсуждению в департаменте государственной экономии, который вносит и смету, и свое по ней заключение в общее собрание государственного совета, откуда бюджет, не позже 15 декабря, поступает на Высочайшее утверждение и, наконец, публикуется (с 1862 г. ) во всеобщее сведение.
Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течение определенного срока, при чем различают периоды: 1) бюджетный или финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое Б. утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в Англии же и Пруссии считают его с 1 апреля по 31 марта следующего года. Счетный период есть, так сказать, продолженный или отстроченный бюджетный; при невозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетного периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое, льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается во Франции восемь, в Австрии три, в Бельгии десять, а в Пруссии даже двенадцать; в России для окончательных расчетов, после 31 декабря, оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять. По истечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем в счет той же сметы расходы должны испрашиваться дополнительные ассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными ко дню заключения сметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов. По закрытии кредитов следует последняя стадия заключение бюджета и свод итогов по выполнению сметы; это служит для выяснения финансовых результатов бюджетного года, т. е. закончился ли он при равновесии доходов и расходов, или же с дефицитом, или, наконец, дал избыток доходов над расходами. Эти выводы являются, в свою очередь, показателем успешности хода всего государственного хозяйства.
Сочинения, специально трактующие о бюджете, общие: М. Алексеенко, «Организация государственного хозяйства» (Харьков, 1870); В. П. Безобразов, «Государственные доходы. Теоретические и практические исследования» (Спб., 1868 – 72); R. Gneist, «Gesetz und Budget» (Берлин, 1879); Czornig, «Budget, Staatsrechnung und Controle»; Hock, «Grundlinien der Kameralpraxis» (Тюбинген, 1819); Laband, «Budget»; M. d'Audiffret, «Examen des revenus publics», (Пар., 1839); Desmousseaux de Givre, «Etudes sur le budget»; «Correspondence relative to the budgets of various countries» (изд. Cobden'club, 1877); H. Вессель, «Нормальный государственный бюджет» (ст. в «Русском Вестнике» 1885 г., № 1); А. Головачев, «Десять лет реформ» (Спб., 1872, стр. 88 – 146); «О бюджете и единстве кассы» (ст. в "Морск. Сборн. " 1859, № 6 и 12).
О русском бюджете: А. Заблоцкий-Десятовский, «Обозрение государств. доходов России» (Спб., 1868); «Отчеты по исполнению государственной росписи» (на нем. яз. – «Amtliche Jahresberichte uber das russische Budget und seine Durchfuhrung»); «Правила о поступлении государственных доходов и о производстве государственных расходов» (Спб., 1863).
О бюджетах других государств: Англия. Noble, «Fiscal legislation 1842 – 65» (Лондон, 1867); «Parliament papers. Finance accounts» (ежег. ). Германия. А. Заблоцкий-Десятовский, «Финансовое управление и финансы Пруссии» (2 ч., Спб., 1871). Франция. Неккер, «Об управлении государственных доходов Французского королевства» (перев. с франц. Спб., 1786); В. Гольцев, «Государственное хозяйство во Франции XVII века» (Москва, 1878); И. Задерштедт, «Бюджет Франции» (Казань, 1884); v. Hock, «Die Finanzverwaltung Frankreichs» (Штутгарт, 1857); M. d'Audiffret, «Systeme financier de la France» (Париж, 1870); Merlin, «Progression comparee des budgets de l'etat sous le second empire» Шариж, 1869); Horn, «Bilan de l'empire» (Париж, 1869); «Budget General de l'Exercice» (ежег. ); «Comptes generaux de l'Administration des Finances» (Пap., 1888, ежег. ); Lucay, «La Legislation du budget de 1789 a 1852» (ст. в «Journal des Economistes», 1862, livraisons de janvier et de mai). Австрия. A. Dessary, «Grundzuge der osterreichischen Finanzgesetzkunde» (Вена, 1856); Czornig, «Das osterr. Budget»; A. Wagner, «Ordnung des osterr. Staatshaushalts» (Вена, 1863); Beer, «Der Staatshaushalt Oesterreich-Ungarns seit 1868» (Прага, 1881). Бельгия. «Budgets des recettes et des depenses» (офф., ежег. ). Италия. Morpurgo, «La Finanza italiana dalla fondazione del Regno fino a questi giorni» (Рим, 1874); «Stati di Previsione dell'Entrata e della Spesa, e Conti generali Consuntivi, pubblicazioni annuali del Ministero delle Finanze» (ежег. ); «Annuario del Ministero delle Finanze».
А. С-н.
Бюллетень
Бюллетень – так называются периодически печатаемые извещения разнородного содержания, напр. Б. о состоянии здоровья высокопоставленных лиц, Б. о состоянии погоды по метеорологическим наблюдениям, Б. биржевые и т. п.
Бюлов
Бюлов (Ганс-Гвидо фон), замечательный пианист, сын немецкого поэта Карла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла Эбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846 г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у Гауптмана. В 1849 – 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к которой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих к Рих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г. отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б. составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще более упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям.
С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б., следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869 отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет, давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 – 79 гг., в Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881 – 82 гг. Б. посещал также неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и капельмейстер. Он дирижировал в концертах «Филармонического» и «Императорского Русского Музыкального» обществ. Кроме того, он совершил артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б. читал и заграницей.
Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней, блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых, фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого оркестра, написанная к трагедии «Юлий Цезарь» Шекспира. Как деятельный пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов, редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа. В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в издании Зигмунда Леберта «Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke» (Штутгарт, 1872). Н. С.
Бюро
Бюро (франц. bureau) – первоначально письменный стол, конторка, затем контора, канцелярия.
Бюрократия
Бюрократия (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии). Под этим словом разумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и чрез предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Иностранный термин: бюрократический вполне соответствует русскому слову: приказный. В Западной Европе возникновение и усиление Б. шло параллельно возникновению и усилены государственной власти. Рядом с политической централизацией развивалась и централизация административная, как орудие и подспорье первой. Она была необходима для того, чтобы вытеснить феодальную аристократию и старые общинные власти из всех, по возможности, сфер управления и создать особый класс должностных лиц, непосредственно и исключительно подчиненных влияниям центральной власти. С упадком и вырождением местных корпораций, союзов и сословий появились новые задачи управления, круг деятельности государственной власти расширялся непрерывно, пока не сложилось так наз. полицейское государство (XVII – XVIII ст.), в котором все отправления жизни духовной и материальной одинаково подчинялись опеке государственной власти. В полицейском государстве Б. достигает высшего развития, и здесь же с наибольшею отчетливостью выступают ее невыгодные черты, – черты, которые она сохранила и в XIX веке в странах, управление которых по-прежнему построено на началах централизации. При таком характере управления правительственные органы не в состоянии совладать с обширным материалом и обыкновенно впадают в формализм. Благодаря своей значительной численности и сознанию своего могущества чиновничество принимает особое исключительное положение: оно чувствует себя руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне народа. В общем дают себя чувствовать три невыгоды подобного административного строя: 1) общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще дурно, чем хорошо; 2) управляемые должны терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом нет надобности; 3) соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинство обывателя. Совокупностью этих трех невыгод и отличается то направление государственного управления, которое обыкновенно характеризуется одним словом: бюрократия. Средоточием ее являются обыкновенно органы полицейской власти; но там, где она укоренилась, она распространяет свое влияние на все чиновничество, на власть судебную и законодательную.
Ведение всякого сложного дела в жизни, частной ли, или общественной, неизбежно требует соблюдения известных форм. С расширением преследуемых задач эти формы умножаются и «многописание» современного управления является неизбежным спутником развития и усложнения государственной жизни. Но тем именно отличается Б. от здорового строя администрации, что при последнем форма соблюдается ради дела и в случае нужды приносится в жертву делу, тогда как Б. соблюдает форму ради ее самой и ей приносит в жертву существо дела. Подчиненные органы власти видят свою задачу не в том, чтобы с пользою действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы исполнять требования, предъявляемые свыше, т. е. отписаться, выполнить ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство. Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее правительство привыкает ставить своим местным органам требования, фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между бумагою и действительностью.
Вторая отличительная черта Б. заключается в отчужденности чиновничества от остального населения, в его кастовой исключительности. Государство берет своих служащих из всех сословий, в одной и той же коллегии оно соединяет сыновей дворянских родов, городских обывателей и крестьян; но они все чувствуют себя равно отчужденными от всех сословий. Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач которого-либо из сословий или классов в отдельности. Как участник реальной власти, которую государство распространяет на всех без изъятия, чиновник претендует на положение исключительное в сравнении с населением. Но так как именно в бюрократическом государстве притязание это не находит себе достаточной опоры ни в выдающемся образовании, ни в политическом такте, ни в общественных заслугах чиновников, то оно и не принимает тех достойных форм, которые присущи истинному превосходству, умственному и нравственному. В отношениях служебных царит суровое обращение с средними классами и грубое – с низшими; в отношениях общественных замечается или полная отчужденность, или презрительное снисхождение к робкому обывателю. Бюрократ – плохой член общины; общинные связи ему кажутся унизительными, подчинение общинным властям для него невыносимо. Он вообще не имеет сограждан, потому что не чувствует себя ни членом общины, ни гражданином государства. Эти проявления кастового духа бюрократы, от которого вполне отрешиться могут лишь натуры исключительные, глубоко и гибельно влияют на отношения массы населения к государству. Когда масса видит представителя государства лишь в лице чиновничества, которое чуждается ее и ставит себя на какую-то недосягаемую высоту, когда всякое соприкосновение с органами государства грозит лишь неприятностями и стеснениями, тогда и само государство становится для массы чемто чуждым или даже враждебным. Сознание своей принадлежности государству, сознание, что составляешь живую часть великого организма, способность и стремление к самопожертвованию, одним словом, чувство государственности слабеет. Но ведь между тем именно это чувство делает государство сильным в дни мира и устойчивым в минуты опасности. Существование Б. не связано с определенной формой правления; оно возможно в государствах республиканских и монархических, в монархиях неограниченных и конституционных. Побороть Б. крайне трудно. Новые учреждения, если только они вводятся в жизнь под покровом Б., немедленно проникаются ее духом. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, ибо никакое конституционное собрание само не управляет, не может даже давать управлению устойчивое направление. Во Франции бюрократические формы управления и административная централизация получили даже новую силу именно после переворотов, создавших новый порядок вещей. Провозглашение начала народного самодержавия не только не привело к развитию учреждений местных, но разрушило остатки старых союзов, усилило значение центральной власти, как органа «народной воли». Формы правления менялись, одно правительство сменяло другое, но характер управления оставался все тот же бюрократический, и это до самого последнего времени, когда законодательство Третьей республики сделало несколько шагов в другом направлений. В Пруссии постепенное преобразование местного управления на началах децентрализации и самоуправления началось лишь четверть века спустя после событий 1848 г. Децентрализация и самоуправление единственные средства к ослаблению Б. : они суживают район ее деятельности и поражают ее кастовый дух.
Родоначальником Б. в России часто считают Петра I, а ее утвердителем и окончательным организатором – гр. Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, – а централизация порождает, бюрократию. Только исторические основы русской Б. – иные в сравнении с бюрократиями Западноевропейскими. На Западе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло видную историческую роль: оно соединило в одних руках раздробленную верховную власть и служило сплочению национальностей и государств. Б. набиралась там из среднего класса, заключившего в свое время союз с королевскою властью для низложения феодализма. Французский легист был человек «худородный», враждебно относившийся к гордой провинциальной аристократии, которую он должен был обессилить. Не то было в России: наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по преимуществу служилым. Проследить влияние кровной связи между дворянством и чиновничеством на характер управления возможно лишь при изложении истории местного управления в Poccии.
Литература. Fr. Rohmer, «Deutschlands alte und neue Bureaukratie» (Мюнх., 1848); Ржевский, «Взгляд на теорию бюрократической администрации» («Русский Вестник», 1860, октябрь); А. Градовский, «Системы местного управления на западе Европы и в России» («Сборник государственных знаний» В. Безобразова (т. V и VI, Спб., 1877 – 78).
А. Я.
Бюффон
Бюффон (Жорж-Луи Леклер, граф Buffon) – знаменитый ученый, родился в Монбаре, в Бургундии, 7сент. 1707 г.; получил от своего отца, Бенжамена Леклера, бывшего советником парламента в Дижоне, тщательное воспитание, затем объехал с молодым герцогом Кингстоном Францию и Италию, а потом отправился в Англию, где перевел «Теорию флукций» Ньютона и «Статику растений» Галя. Эти переводы и несколько самостоятельных статей математического содержания вызвали в 1733 г. назначение его членом Академии наук; в 1739 г. он был назначен интендантом королевского ботанического сада, и с этого времени деятельность его была посвящена преимущественно естественным наукам. В то время, как родившийся в одном с ним году Линней поставил себе задачею создание формальной стороны науки, систематики и классификации, – Б. старался противопоставить строгому методическому ходу описания природы и наружного вида животных их нравы и образ жизни и тем возбудить интерес образованных людей к животному миру. Соответственно с этим, план его состоял в том, чтобы собрать отдельные факты из всех отраслей естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Но для выполнения этого плана ему недоставало как основательного знания, так и терпения в трудных исследованиях. Одаренный живым воображением и склонный разрешать сомнения блестящими гипотезами он не мог приспособиться к строго научному методу Линнеевской школы. Важная заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению позитивной теологии с естествоведением. Это стремление не осталось без влияния и вне Франции. Возбужденные впервые Б. свободные воззрения, не смотря на сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили себе путь по всем направлениям, а кроме того его наблюдения дали толчок более глубоким научным исследованиям.
С научной точки зрения сочинения Б. имеют, в настоящее время, мало значения, между тем как они все еще представляют собою образец ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и могли привлекать к себе только как поэтическое представление природы; такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория земли («эпохи природы»). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки зрения, которая одна только имеет значение в настоящее время. Научное значение имеют еще систематические работы Добантона, товарища Б., который принимал серьезное участие в «Естественной истории млекопитающих» Бюффона. Самая незначительная часть сочинений Б. посвящена минералогии. В «Естественной истории животных» рассмотрены млекопитающие, птицы и большая часть рыб; она началась в 1749 г. (3 тома) и закончилась в 1783 г. (24 том). В ней, однако, находятся и опыты по геогении, антропологии и т. д. Сочинения Б. издавались часто, обыкновенно под заглавием: «Histoire naturelle generale et particuliere» (лучшее издание, в 36 томах, Париж, 1749 – 88; издание Ламуру и Демарэ, в 40 томах, 1824 – 32; Флуранса, в 12 томах, Париж, 1802). Переводы и выдержки из них есть на большей части европейских языков. Изданное Лелоном под заглавием: «Histoire naturelle des animaux rares. et curieux decouverts par les voyages depuis la mort de Buffon» (Париж, 1829), и особенно выходившие в Париже с 1837 г., весьма важные многотомные «Suites a Buffon» имеют общего с сочинениями Б. только одно имя и суть чисто систематические сочинения. Б. умер в Париже 16 апреля 1788 г., после того как Людовик XV возвел его в графское достоинство, а Людовик XVI, еще при его жизни, почтил бюстом, который был поставлен у входа в королевский естественноисторический кабинет с надписью: «Majestati naturae par ingenium». Правнук Б., Анри де-Б., издал его «Correspondance» (2 т., Пaриж. 1860), а также сочинение; «Buffon, sа famille, ses collaborateurs et ses familiers» (Париж, 1863). В русском переводе из сочинений Б. имеются: «Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона» (10 частей, С. Петербург, 1789 – 1808); «Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы», соч. Петра Бланшарда (5 частей, Москва, 1814 г. ).
Э. Брандт.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 19 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close