Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:53
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Верлэн
Верлэн (Поль Verlaine) – франц. поэт, один из представителей т. в. школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце. В первых своих стихотворениях, напечатанных в «Parnasse contemporain», точно также, как в своем первом сборнике стихотворений – «Les poemes saturniens» Верлэн не обнаруживает ничего оригинального, а своей афектированной невозмутимостью и холодностью, преклонением исключительно пред идеалом чистой красоты, примыкает к школе парнасцев. Это деланное спокойствие поэт отбрасывает в своих «Romances sans paroles», мотивами которых является особое душевное настроение, овладевшее человеком, изверившимся в старые идеалы и страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы пошлости; отсюда искание чего-то неестественного и сверхестественного, жажда «красивой смерти» и подобных утонченных болезненных ощущений. Внося в свои стихотворения неопределенность, смутность, неясность настроения, Верлэн старается найти для его выражения новые метрические формы; он пренебрегает метрикою классиков и романтиков, варьируя одновременно всевозможные размеры, подыскивая особые редкие рифмические сочетания, или совсем отказывается от рифмы, заменяя ее неуловимою для обыкновенного уха гармоничностью составных частей стиха. После нескольких лет молчания истомившаяся от безверия душа поэта, по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме и сборник «La Sagesse» (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч., В. напечатал еще «Les fetes galantes» (1869); «La bonne chanson» (1870): «Jadis et Naguere» (1885); «Amour» ( 1888); «Bonheur» и «Parallelement» (1890). В своем критическом очерке «Les poetes maudits» В. делает попытку дать характеристику новейшей школы поэтов-символистов (иначе декадентов)и возводить в гении своих товарищей Rimbaud, Corbiere и Mallarmee, произведения которых, однако, совершенно недоступны для понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве аффектированной нервозности и действительной душевной расшатанности, поэзия декадентов, некоторым стихотворениям В. нельзя отказать в искренности чувства, а ему самому – в поэтической чуткости. «Душа этого больного, дикого ребенка», сказал о нем Жюль Леметр, «часто слышится музыка, недоступная никому другому».
М.
Верн
Верн (Jules Verne) – современный французский писатель, родился в Нанте 9 февраля 1828 года, изучал юриспруденцию в Париже. Дебютировал на литературном поприще очень рано и очень скромно рассказами и комедиями, не имеющими ничего общего с областью, в которой он прославился впоследствии; в некоторых, впрочем, из его юношеских произведений сказывается жилка будущего путешественника, как напр., в перепечатанном недавно в «Мusee des Familles» – «Pierre qui roule n'amasse pas mousse» и в «Martin Paz», очень близко подходящем к будущим научным романам В. – К этому же времени относятся разные стихотворения и романсы В., напечатанные в разных провинциальных изданиях; из них «Les Gabiers», морская песня, до сих пор поется в народе. В 1850 г. В. написал в сотрудничестве с Дюма комедию «Les Pailles rompues», имевшую успех на сцене Gymnase; затем с ним же «Il jours de Siege», поставленную в Vaudeville. Настоящее призвание В. впервые обнаружилось в напечатанном в 1863 г. научном романе «Cinq semaines en ballon», сразу сделавшем его знаменитым. Природный дар богатого воображения, в соединении с обширными знаниями в естественных науках помогли В. создать новый род в литературе: волшебную сказку, где вера в чудеса заменена с успехом верой во всемогущество науки. После блестящего успеха первого опыта научного романа В. стал ежегодно издавать романы в том же духе, но на бесконечно разнообразные темы. «Приключения капитана Гатераса», «Дети капитана Гранта», «20000 миль под водой», «Путешествие на луну», «Паровой дом» и т. д. следовали один за другим, обнаруживая неистощимую силу фантазии автора, описывающего с одинаковой наглядностью всякие существующие и несуществующие страны, виденные и выдуманные им феномены в природе.
Ж. В. создал новый романтизм, в духи эпохи Эдисонов и всяких научных открытий. Вместо невероятных приключений Монте-Кристо и Рокамболя, требующих от читателя большого запаса доверчивости и наивности, В. кладет в основание своих фантазий несомненные научные истины и развивает их с большим богатством деталей, незаметно переходя от вероятного к невероятному. Герои В. очень прозаичны в своих обыденных дорожных костюмах, и если их подвиги невероятны, то они их совершают как бы совершенно помимо воли. В. создал целую галлерею оригинальных типов, где шарж близко соприкасается с истиной. Паганель, знаменитый ученый, попадающий по рассеянности в Патагонию вместо Индии, изучающий португальский язык вместо испанского; Филеас Фог, хладнокровный англичанин, рассчитывающий свое путешествие по минутам и согласный потерять целые дни, когда этого требует его нравственная обязанность; Гатерас, смелый исследователь – все эти лица полны жизни и вместе с тем в высшей степени комичны. Некоторые из романов В. переделаны им же для театра в сотрудничестве с Еннери. «Путешествие вокруг земли в 80 дней» и «Мишель Строгов» не сходят с афиш театров, играющих феерии. Почти все написанное В. имеется в русских переводах, выдержавших много изданий. З. Венгерова.
Верона
Верона(Verona) – первоклассная крепость главный город итальянской провинции того же имени (2747, 34 кв. км, около 400 тыс. жит. ), 71 м над уровнем моря, у подножия гор, в плодородной долине, на реке Эч и на жел.-дор. линии МиланВенеция. Между многочисленными площадями В. достопримечательны : Пиацца делле Эрбе – древний форум, а теперь рынок, и средневековая Пиацца деи Синьори с ратушей (Palazzo del Constglio), статуями знаменитых граждан и воздвигнутым в 1865 памятником Данте (работы веронезца Цанони). В В. 48 церквей; между ними особенно замечательны Санта-Мария-Антика (построена в VIII ст. и потом несколько раз переделана; картины Тициана в алтаре; близ церкви знаменитый мавзолей фамилии делла Скала), Сан-Зено (XI – XII ст., в романском стиле, с великолепным порталом), Сан-Фермо-Маджоре (в готическом стиле), Санта-Анастасиа (готическая постройка 1290 – 1450, с неоконченным фасадом, роскошным порталом, многими памятниками и картинами) и Сан-Бернардиио (недавно реставрированная, с знаменитой Capella Pellegrini, в стиле Возрождения, работы Санмикелли). Между дворцами выдаются Палаццо делла Раджюне (1183), здание суда, здание префектуры (1272 г., с порталом работы Санмикелли) и древняя ратуша (реставрированная 1873). В. богата древностями, между которыми первое место занимает хорошо сохранившийся древнеримский амфитеатр (арена). По всей вероятности, он выстроен при Антонине и представляет овальное мраморное здание 152 м длины 123 ширины и 435 м в окружности. Внутри он состоит из 46 рядов сидений для 22000 зрителей. К другим памятникам римской древности принадлежит Порта дель-Борсари (род триумфальной арки, воздвигнутой императором Галиеном в 265), Арка деи Лиони и недавно открытые остатки римского театра. В В. до сих пор показывают гробницу Джульетты, прославленной Шекспиром. В 1881 г. В. имела 60768 жит., главное занятие которых заключается в торговле шелком, вином, хлебом, маслом и т. д. В особенности с открытия железной дороги чрез Бреннер, Верона ведет значительную транзитную торговлю с Германией. Шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные фабрики, кожевенные и красильные заводы, фабрики мебели, музыкальных инструментов и т. д. Академия земледелия, торговли и промышленности, академия живописи и ваяния, общество пчеловодов (по времени первое в Италии). Как крепость, В. имела громадное стратегическое значение для Австрии до 1866 г., так как составляла главное звено в знаменитом четвероугольнике крепостей; это значение она имеет теперь для Италии. В. – родина многих знаменитых людей: Катулла, Корнелия Непота, Витрувия, Плиния Старшего, живописца Паоло Веронезе.
В. – один из древнейших городов Италии; она процветала уже во времена императора Августа. В 249 г. Деций разбил при В. императора Филиппа; в 403 г. Стилихон одержал здесь победу над Аларихом. В 452 г. В. была опустошена Аттилой; затем она сделалась резиденцией остготского короля Теодориха, который носит в саге имя, Дитриха Бернского (т. е. Веронского). Лонгобардские короли тоже по временам жили в В. В борьбе против императора Фридриха и В. находилась во главе союза ломбардских городов. После этого она долгое время была раздираема усобицей между дворянскими партиями Монтекки (гибелины) и С.-Бонифациев (гвельфы). В начале XIII ст. в ней утвердились Эццелини. После смерти Эццелино да Романо (1259) веронезцы избрали своим главой (подестой) Мастино делла Скала, род которого управлял В.целых 127 лет и достиг высшего могущества при Кангранде I. В 1387 г. В. присоединена к Милану, в 1405 г. – к Венеции, судьбы которой с тех пор и разделяла. С октября до декабря 1822 г. заседал здесь конгресс, собравшийся для обсуждения мер против революционных волнений в юго-восточной Европе и в Испании. Ср. Metzerich, «V. und seine nachste Umgebung» (1859); Ranzoni, «Le antichita di V». (Вер., 1833);Perini, «Storia di V. del. 17901822» (1873 – 75).
Версаль
Версаль (Versailles) – главный город французского департамента Сены и Уазы, в 19 км на юго-запад от Парижа, на безводной возвышенности, соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000 жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия, инструментов, железной и медной утвари, кашмировых шалей, бумажных тканей и т. д. В парке В. находятся увеселительные замки – малый и большой Трианон.
В конце XVI столетия В. был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена решил в 1660 году превратить версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковых флигеля, окружающие так называемый мраморный двор; были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед затем возведено было главное здание дворца и раскинуть дворцовый парк, по плану Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал В. своей резиденцией. Работы, тем временем, продолжались и за смертью Лево ими заведовал Жюль Гардуен Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам, выразившим желание строиться в соседстве дворца, предоставлены были разные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100000 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор, в октябре 1789 г., вынужден был переехать в Париж. В революционную эпоху версальский замок пришел в упадок; при директории одна часть его была обращена в отделение инвалидного дома, а другая – в картинную галлерею. Наполеон I ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и обратил их в величественный национальный музей, представляющий собою наглядную историю Франции с самых древних времен монархии, рассказанную в картинах, памятниках и т. д. Фасад замка, обращенный к городу, носит на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на несколько утомительную ее правильность. В том же вкусе внутреннее устройство замка, производящее впечатление роскоши, блеска и величия. Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV, представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками, зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной отделкой. Замечательны еще зала Геркулеса, galerie des batailles, oeil de boeuf, часовня, театр и т. д. Парк представляет мастерское произведение искусства; он разбит террасами и хотя устроен в сухом, церемонном стиле XVII века, но эффектен своими куртинами, лужками, оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями и т. д.
1 мая 1756 г. в В. был заключен союз между Австрией и Францией, имевший своим последствием Семилетнюю войну, а 3 сент. 1783 г. – мирный договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. Во время Франкопрусской войны В. был занят 18 сентября 1870 г. немецкими войсками и сделался центральным базисом военных действий немецкой армии, осадившей Париж.
5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал свою главную квартиру в префектуре, тогда как замок был обращен в лазарет. 18 января 1871 г., в зеркальной галерее, король Вильгельм провозглашен императором германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, здесь подписаны 26 февраля 1871 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте на Майне 12 марта немецкие войска очистили город, сделавшийся затем резиденцией правительства Тьера и французского национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время коммуны. Отсюда последний громил Париж и занял столицу. После восстановления порядка В. оставался резиденцией президента Французской республики и законодательного собрания, а потом и обоих палат, до весны 1879 г. Ср. Есkard, "Recherches historiques sur V. " (Париж, 1836); Laborde, «V. ancien et moderne» (Париж, 1840); Gavard, "Galeries historiques de V. " (1837 – 1844; дополнение 1847 – 1849); Boudin, "Histoire genealogique du musee des croisades, palais de V. " (Париж, 1858 – 66); Dassieux, "Le chateau de V. " (2 изд., Париж, 1887); Bosq, «V. et les Trianons» (Париж, 1887); Laurent Hanin, "Histoire municipale de V. " (Париж, 1885).
Верстовский Алексей Николаевич
Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям: «Бабушкины попугаи», «Карантин», «Станислав» и, в сотрудничестве с А. А. Алябьевым – к водевилю «Новая шалость». Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: «Проситель», «Пастушка» и «Старушка волшебница». В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского: «Гезиод и Омир», «Светлана» (три песни), «Пустынник» и к стихам Пушкина: «Слыхали ль вы» и «Черная шаль». Эти неболыния вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько нумеров духовной и балетной музыки. Опера «Пан Твардовский» (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии, многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор «Мы живем среди полей и лесов дремучих». Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере – куплетная. Настоящий драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В.: «Вадим или двенадцать спящих дев», на тексты Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой «Аскольдова могила», поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора екатерининских времен, В. является в «Аскольдовой могиле» одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере, при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народной песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов – всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в «Аскольдовой могиле», В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор: «Гой ты Днепр», ария «В старину живали деды», песни торопки: «Уж как веет ветерок», «Близко города Славянска», «Заходили чарочки по столику» вошли, по своему русскому характеру, в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена «Аскольдова могила», можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того «Жизнь за Царя». В «Аскольдовой могиде» нет сплошного местного колорита. На ряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают «Аскольдовой могиле» несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующая оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. «Тоска по родине», с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех, благодаря имени автора; но «Чурова долина или сон на яву», с текстом князя Шаховского, потерпела неудачу. Последняя опера В.: «Громобой», с текстом Ленского, держалась в продолжении нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми, В. перевел с французского пьесу «Le mariage extravagant», названную им «Дом сумашедших». Пользуясь уважением, как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 – 1828 гг. Верстовский издавал «Музыкальный альбом». Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова: «Bepстовский и его значение для русского искусства» («Иллюстрация» 1862, №250).
Н. Соловьев
Вертеп
Вертеп (нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen – хлев или сарай). Так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некоторых местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество. Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам с своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название «вертепа». Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украине, и только в последствии два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.
Польский или малорусский вертеп представляет собою небольшой деревянный ящик или домик, в два яруса: в верхнем представляется серьезная часть «действия» (духовная), а в нижнем – интермедия. Рукой бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры) за которых вертепщик сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с В. носят обыкновенно «звезду». Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и «кантычек», исполняемое носителями вертепа и звезды. В. нередко сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из скрипки и бубна. Украинский В. исследован Н. Маркевичем в книге: «Обычаи, поверья и пр. малороссиян» (Kиев, 1860), где приведен полный текст одной из вертепных пьес. После вступительного хора является пономарь, приглашающий повсюду возвестить о рождении Спасителя. Действие сопровождается рядом священных кантов, прерываемых отдельными явлениями, в которых изображается: поклонение пастухов, Ирод и три царя, избиение младенцев, плач Рахили и смерть Ирода, которого дьявол тащит в ад. Умершего Ирода нечего бояться, а потому дед и баба – комическое intermezzo – пляшут под звуки песни: «Ой под вишенькою, под черешенькою». За дедом с бабою является солдат, держащий к зрителям речь, в которой он умышленно коверкает великорусский говор. Солдат себя аттестует: «Я солдат простой, не богослов, не знаю грешных слов. Хотя я отечеству защита, да спина в мене избита. Читать и писать не умею, а говорю, что разумею» и т. д. Солдата сменяет цыган с женой и сыном. Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность; ссора переходит в драку; дело кончается миром и пляскою под бойкую песнь, в которой осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен хвастуном, особенно гордящимся своими предками. Вместе с женой поляк обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за то,. что тот, подкравшись, передразнивает своего пана; гневный помещик говорит: «А пудз до дзембла, лайдак! батогами забью». Брань пана умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он поет любимую малороссийскую песнь: «Та не буде лучше, та не буде краше, як у нас, та на Украине!» Нарядный казак с умыслом выведен вымирающим типом, с грустью воспоминающий лихую старину: «Ай, панове, что это было, когда я молод был, то-то у меня была сила!». За думами следуют дурачества над ворожеейцыганкой и над жидом, которого казак отдает черту. Казак с чертом обращается как с равным и в этом вновь рисуется смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не забыт здесь и гнет унии. Казак дерзко отвечает на увещания униатского попа ходить в костел и больше бить поклонов: «От роду я в костел не ходил и поклонов не бил, зато тебя побью!». Наконец, в лице дьячка, говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком, осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку, взамен денег за ученье сына, свинью, старую и блудливую, которую никто не покупает; дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенною благодарностью ее принимает.
Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно.
Отражение в вертепных пьесах действительной жизни – главная причина той быстроты, с которою вертепы распространились по лицу всей России. В Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах; здесь он часто называется бетлейкой(от Betleem – Вифлеем). Видевший и описавший белорусскую бетлейку г. Кульжинский («Бетлейки в северо-западном крае». в «Душеполезном Чтении», 1873, т. III) говорит, что бетлейка «совершенно безцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову; в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем».
Переселенцы или ссыльные, вероятно, занесли вертеп и в Сибирь, где марионетки носят название панов и богатырей. Очевидцы сибирских вертепов описывают их устройство сходным с малорусским вертепом. Н. Полевой в «Репертуаре» за 1840 г. (в статье «История русского театра. Мои воспоминания») описывает виденный им в Иркутске вертеп первых годов нынешнего столетия. Игра гудочников и скрипачей сопровождает представление (ср. Снегирев, «Русские простонародные праздники»)
В северо-восточной России создался особый род вертепа, под новым названием райка – происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах пьес о рае и муке вечной. В Москву, надо полагать, театр марионеток также занесен с юга; но здесь характер райка, под влиянием занесенных с конца XVII ст. с Запада забав, с одной стороны, и развития лубочных картин, с другой, меняется и из театра марионеток раек превращается в народную панораму: в вертеп вставляется стекло, марионетки заменяются картинами, а присказки раешника заменяют речь вертепщика. Кроме приведенных сочинений, ср. Konopka, «Piesni ludu krakowskiego» (1840, 85 – 90); Jos. Sikorski, «Jaselka» (. в журнале «Pamigtnik mnzyczny i teatralny», 1862, №№ 2 – 15);Kolberg, «Lud» (V, 197 – 226): «Этнографический сборник» (I, 320 – 322); Щукин, «Вертеп» ("Вестник Имп. Русск. геогр. общ. ", 1860, VIII, 25 – 35); Галаган, «Малорусский вертеп» (с предисловием Житецкого, в «Киевской Старине» 1882, кн. 10, с рисунком и нотами); О. П., «Отживающая или начальная форма вертепной драмы?» (ibid., 1883, № 4); «К вопросу о вертепной комедии на Украине» (ibid., № 12); Безсонов, «Белорусские песни» (98 – 99, 104 – 105); Алексей Веселовский, «Старинный театр в Европе» (Москва, 1870); П. Морозов, «Очерки из истории русской драмы XVII – XVIII столетий» (Спб., 1888).
Верфь
Верфь. – В больших портовых городах, равно как и в местах постоянной стоянки военного флота, устраиваются всегда приспособления для постройки и починки судов. Совокупность всех сооружений, служащих для этой цели, носит название корабельной верфи. Главные сооружения, возводимые на В.: судостроительные эллинги, мортоновы эллинги, или сухие доки для починки судов; этой же цели служат иногда плавучие доки, сараи и навесы для склада строительных и ремонтных материалов; склады для тросов и парусов; кузницы и мастерские; мачтовый кран для установки на судах мачт, котлов, машин и других тяжелых принадлежностей судна; склады для провианта и вещевые склады для обмундирования матросов. На В. имеются мастерские для постройки гребных лодок, сараи для хранения их зимою; при В. есть гавань для зимовки судов, остающихся зимою в воде и затем административные постройки, иногда с квартирами постоянных служащих на В. На военных верфях имеются, кроме того, склады боевых припасов, арсеналы для оружия, склады угля и казармы для матросов. В России имеются следующие В. : 1) казенные: в Кронштадте; в Петербурге (в Новом адмиралтействе на берегу Невы и на Охте), в Николаеве, в Севастополе и Владивостоке; они все предназначаются для военного флота. 2) Частные: балтийский завод франко-русского общества на берегу Невы в Петербурге, в Ревеле, Риге, Гельсингфорсе, в Або, в Одессе и в Баку. Эти последние В. состоят обыкновенно из одного сооружения для постройки или починки судна и необходимых к нему прибавочных сооружений для производства работ.
А. Нюберг.
Верхнее озеро
Верхнее озеро, в Северной Америке (Lake Superior) – самое значительное пресноводное на земном шаре, внутри северо-американского материка; длина до 600 км, наибольшая ширина 290 км, поверхность 83600 кв. км., высота над уровнем моря 191 м, наибольшая глубина 296 м. Принадлежит к бассейну св. Лаврентия; исток р. св. Марии (St. Mary), впадающей в оз. Гурон.
А. В.
Верховный уголовный суд
Верховный уголовный суд известен со второй половины прошлого столетия. Он никогда не был постоянным учреждением, но призывался к жизни высочайшими указами на каждый отдельный случай, для суждений об особенно важных государственных преступлениях. Впервые В. уголовный суд был учрежден в царствование императрицы Екатерины II манифестом 17 августа 1764 г. по делу Мировича, пытавшегося освободить содержавшегося в шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича ("Полн Собр. Зак. ", № 12228). Вторично В. уголовный суд действовал в 1771 г., когда высочайше учреждена была "особенная генеральная комиссия для суждения над виновниками и соучастниками бывшего в Москве мятежа, при котором был убит архиепископ Амвросий ("Полн. Собр. Зак. " № 13695). Манифестом 19 декабря 1774 г. повелено было судить В. у. с. казака Пугачева и его соумышленников ("Полн. Собр. Зак. " № 14230). Наконец, в царствование императора Николая и манифестом 1 июня 1826 г. был учрежден В. уголовный суд "для суждения прикосновенных к событиям 14 декабря 1825 г. ("Втор. Полн. Собр. Зак. " № 381). Во всех этих случаях мотивом учреждения особого суда признавалась чрезвычайная важность дела. Точно установленного порядка судопроизводства в В. уголовном суде не имелось. Состав его колебался. Сенат и синод всегда входили в состав его присутствия, но к ним присоединялись персоны первых трех классов и президенты всех коллегий (дела Мировича и Пугачева), персоны первых пяти классов (дело 1771 г.), члены государственного совета и еще несколько высших должностных лиц (дело 1826 г.). Производство следствия поручалось, по высочайшему повелению, или особенно для того назначенным лицам, или комиссии. В. уголовный суд или через призыв подсудимых, или через посредство особенной комиссии удостоверялся в подлинности актов предварительного следствия. Приговор постановлялся по большинству голосов, причем члены св. синода приговора не подписывали, а мнение свое изъявляли следующим образом: «Слушав в В. уголовном суде следствие о поименованных государственных преступниках и других их сообщниках, и видя собственное их во всем признание и совершенное обличение, согласуемся, что эти государственные преступники достойны жесточайшей казни, а следовательно, какая будет сентенция, от оной не отрицаемся; но поелику мы духовного чина, то к подписанию сентенции приступить не можем». Постановленный приговор В. уголовного суда представлялся на высочайшее усмотрение.
На основании судебных уставов императора Александра II ведомству В. уголовного суда подлежат: 1) государственные преступления, когда, по случаю обнаруженного в разных краях государства общего заговора против верховной власти или против установленного законом образа правления или порядка наследия престола, последует Высочайший указ о рассмотрении дела в В. уголовном суде; 2) преступления по должности, когда в них обвиняются члены государственного совета, министры и главнокомандующие отдельными частями. Общий порядок уголовного судопроизводства соблюдается и при производстве дел в В. уголовном суде, с соблюдением некоторых правил, специально для этого суда созданных. В. уголовный суд учреждается каждый раз по особому Высочайшему указу и составляется, под председательством председателя государственного совета, из председателей департаментов государственного совета и первоприсутствующих в кассационных департаментах правительствующего сената и в общем их собрании. Предварительное следствие по государственным преступлениям, подведомственным В. у. суду, производится одним из сенаторов кассационных департаментов сената, по Высочайшему о том повелению. На министра юстиции в этих делах возлагаются прокурорские обязанности; он руководит предварительным следствием, вносит его в В. у. суд и предлагает суду или обвинительный акт, или заключение о дальнейшем направлении дела; на суде министр юстиции является представителем обвинения. Подсудимым предоставляются установленные законом средства судебной защиты, но защитниками в В. у. суде могут быть только присяжные поверенные. Приговоры В. у. суда почитаются окончательными и обжалованию не подлежащими; но осужденным дозволяется подавать просьбы о помиловании. Просьбы эти подаются в В. у. суд, с заключением которого и представляются, чрез министра юстиции, на Высочайшее усмотрение.
Именным Высочайшим указом 15 февраля 1889 г. установлены некоторые изменения в дополнения относительно производства дел о преступлениях по должности членов государственного совета, министров и главноуправляющих отдельными частями. Все донесения и жалобы по делам этого рода представляются на Высочайшее усмотрение и, в тех случаях, когда они будут признаны заслуживающими уважения, передаются в департамент гражданских и духовных дел государственного совета, который и приступает к их обсуждению в составе не менее семи членов. В случаях, когда департамент гражданских и духовных дел признает нужным произвести предварительное следствие, оно возлагается, по Высочайшему усмотрению, на одного из сенаторов кассационных департаментов сената и производится под руководством министра юстиции. По выслушании заключения министра юстиции, департамент постановляет или о прекращении дела, или о наложении на обвиняемых взыскания без суда, или о преданы суду. Постановление это представляется непосредственно на Высочайшее усмотрение. Если постановление департамента о предании суду будет удостоено Высочайшего утверждения, то оно служит основанием обвинительного акта, который составляется министром юстиции и вносится в В. у. суд. В состав В. у. суда для суждения о преступлениях по должности членов государственного совета, министров и главноуправляющих отдельными частями входят те же лица, как и по делам о государственных преступлениях; с заменою лишь первоприсутствующего в общем собрании кассационных департаментов сената первоприсутствующим в соединенном присутствии кассационных и первого департаментов сената. Если председатель департамента гражданских и духовных дел государственного совета принимал участие в постановлении определения о предании суду, то вместо него назначается, по Высочайшему усмотрению, один из членов государственного совета.
Со времени издания судебных уставов В. у. суд призывался к жизни дважды. В первый раз В. у. суд был учрежден Высочайшим указом, данным правительствующему сенату 28 июня 1866 г., для суда над Дмитрием Каракозовым и 34 другими лицами, обвинявшимися в принадлежности к тайному революционному обществу (следствие производила Высочайше утвержденная следственная комиссия под председательством члена государственного совета графа Муравьева). В состав В. у. суда по этому делу вошли: в качестве председателя – вице-председатель государственного совета князь Гагарин, а в качестве членов суда его имп. выс. принц Петр Ольденбургский, гр. Панин, Метлин, Башуцкий и Карниолин-Пинский, при министре юстиции Замятнине и секретаре Есиповиче. К участию в защите привлечены были почти все выдававшиеся присяжные поверенные первого состава. Дело рассматривалось при закрытых дверях и напечатан был только приговор суда. По отзыву присутствовавших, образ действий председателя суда отличался замечательным беспристрастием; все отдавали также справедливость сдержанности обвинителя. Каракозова защищал присяжный поверенный Остряков. Особенное внимание обратила на себя защитительная речь присяжного поверенного Серебряного, клиент которого, обвинявшийся в ближайшем сообщничестве с Каракозовым, был совершенно оправдан. К смертной казни присуждено было двое из числа подсудимых – Каракозов и Ишутин; но исполнена она была только над первым. Вторично В. у. суд был Высочайше учрежден 11 апреля 1879 г., для суда над отставным коллежским секретарем Александром Соловьевым, покушавшимся 2-го апреля 1879 г. на жизнь государя императора Александра II. В состав суда, под председательством кн. С. Н. Урусова, вошли: А. А. Абаза, Д. Н. Замятнин, И. Д. Делянов, В. Г. Черноглазов, М. В. Поленов, М. Е. Ковалевский; обязанности секретаря исполнял И. И. Шамшин. Обвинял министр юстиции Д. Н. Набоков, защищал присяжный поверенный А. Н. Турчанинов. Подсудимый был присужден к смертной казни.
Н. В.
Верховный тайный совет
Верховный тайный совет. Вступление на престол Екатерины I, по смерти Петра I, вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением и был В. т. совет, поколебавший в самом основании правительственную систему Петра Вел. Указ об учреждении В. тайного совета издан в феврале 1726 г. Членами его были назначены генерал-фельдм. светлейший князь Меньшиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер, граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц в число членов В. тайного совета включен был и зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально заявлено императрицею, мы вполне положиться можем. Таким образом В. тайный совет в начале был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова; но уже при Екатерине I один из них, граф Толстой, был вытеснен Меньшиковым; при Петре II сам Меньшиков очутился в ссылке; граф Апраксин умер; герцог Годштинский давно перестал бывать в совете; из первоначальных членов В. т. совета остались трое – Голицын, Головкин и Остерман. Под влиянием Долгоруких состав В. т. совета изменился: преобладание в В. т. совете перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.
В. т. совету подчинили сенат и коллегии. Сенат сначала был принижен до такой степени, что решено было посылать ему указы не только из В. т. совета, но даже из прежде равного ему синода. У сената отняли титул правительствующего, а потом думали отнять этот титул и у синода. Сначала сенат титуловали «высокоповеренный»; а потом просто «высокий».
В. т. совет еще при Меньшикове старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов В. т. совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам В. т. совета. Воспрещалось исполнять указы, неподписанные императрицей и В. т. советом. По тестаменту (завещанию) Екатерины I В. т. совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя, только в вопросе о порядке наследия престола В. т. совет не мог делать перемен. Но последний пункт тестамента Екатерины I оставлен был без внимания верховниками, т. е. членами В. т. совета при избрании на престол Анны Иоанновны. В «Сборнике Императорского русского исторического общества» изданы чертежи, журналы и протоколы заседаний В. т. совета (см. этот «Сборник» за 1886, 87, 88 и 89 г. ).
Е. Белов.
Верхоянский хребет
Верхоянский хребет, в Якутской области, составляет отрог Станового хребта, от которого, отделившись под 64°30ў с. шир., идет первоначально к западу, а затем повернув от устья Алдана на северо-северо-запад, постепенно понижаясь, сливается с северной тундрой. Свое название этот хребет получил от берущей начало на его северном склоне р. Яны. В. хребет и его отроги служат водоразделом pp. Алдана, Лены, Индигирки и Колымы с их притоками. Высота наиболее выдающихся вершин Верхоянского хребта полагается в 1430 м. (5400 фут.); самый перевал через него, по Верхоянскому тракту, определяется в 1220 м. (4700 фут), обставлен скалами в 210 м. (700 фут.) высоты. Подъем на перевал с юга затруднителен по своей крутизне, выступами больших камней на тропинке, имеющей местами не более аршина ширины и вьющейся над пропастью; на вершине перевала имеется площадка всего только в 20 кв. аршин, за которой следует спуск к северу, менее крутой, чем подъем на хребет с юга. Хотя В. хребет нигде не достигает пределов вечного снега, но в верховьях берущих начало в нем рек встречаются нередко тарыни, т. е. весьма значительные пласты льда в речных руслах, не исчезающие в течение лета; эти тарыни, простираясь в длину до 2 – 3 верст, состоят из многочисленных слоев прозрачного льда, среди которых прокладывает себе путь многими руслами речка. От В. хребта отделяются несколько отрогов, из которых главный, Тас-Хаяхтах, идет к северо-востоку и служит водоразделом между Яною и Индигиркою; другой, ТасТабалах, направляется на северо-северо-восток между pp. Индигиркою и Алазеею, конечная его ветвь носит название Алазейских гор, служа водоразделом pp. Колымы и Алазеи. От устья р. Алдана В. хребет, простираясь на северо-северо-запад, образует водораздел Яны и Лены; причем северные его отроги доходят отчасти до морского прибрежья, нося название Оруглан. Ветвь этого хребта, лежащая к В. от сел. Булун, известна под названием Хараулахских гор; понижаясь к дельте Лены, она теряется в тундре. Все эти горные отроги отложе и ниже В. хребта и у Ледовитого моря оканчиваются незначительными холмами. В. хребет представляет границу распространения некоторых пород деревьев, не встречающихся более на его северных покатостях, как напр.: сосны, ели, рябины и некоторые другие. Геогностическое строение хребта однообразно: юго-западные склоны состоят из песчаников и сланцеватой глины, с прослойками каменного угля и растительными остатками; на северо-восточном склоне преобладают песчаники и глинистые сланцы с угленосными отложениями. Между ископаемыми, найденными в В. хребте, раковины Monotis Salinaria и др. оказались тожественны триасу Шпицбергена и относятся к области мезозойского отложения, имеющего довольно обширное распространение по северу Сибири. Кристаллические породы встречаются только в самом водоразделе В. хребта и состоят из гранитов и полевошпатовых порфиров, поднявших хребет. Из минеральных богатств В. хребта известно нахождение серебро-свинцовых руд по р. Эчии, впадающей в Дулгалах. Первое известие о нахождении серебряной руды по р. Юндыбалу относится к 1748 г. Здесь с 1765 – 1775 г. разновременно производилась разработка, и хотя эти руды оказались богаты содержанием серебра, но по отдаленности и малолюдству местности, и по недостатку леса, разработка их была крайне затруднительна и потому оставлена. Алазейские отроги Верхоянского хребта изобилуют самородным железом. Источники: Fr. Wrangel, «Reise langs der Nordkuste von Sibirien» (1 т., 1829 год, Берл.); Stuckenberg, «Hydrographie des Russischen Reiches» (ч. 2, 1844 г.); Гагемейстер, «Статистическое обозрение Сибири» (ч. I., 1854 года); Meglizky, "Verhandlungen d. mineralog. Gesellschaft zu St. Petersb. " (1850 и 1851 г.).
Ф. Ш.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 208 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 41882

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close