Главная » ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ


20:15
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Т. Ф. ГОРБАЧЕВА
Кафедра экономики и управления

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия и определения

Методические указания к практическим занятиям студентов
направления 080100.62 «Экономика» профиля 080107
«Финансы и кредит» всех форм обучения

Составитель Н.В.Пастухова
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 15 от 20.03.2014
Рекомендованы к печати
учебно-методической комиссией
филиала
Протокол № 3 от 27.03.2014
Электронная копия находится
в библиотеке филиала КузГТУ


Междуреченск 2014
1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Целью освоения дисциплины «Ценообразование» является формирование у студентов знаний в сфере ценообразования в организациях, выработка практических навыков формирования эффективной ценовой политики, стратегии и тактики организации с учетом стоящих перед ней задач, тенденций рынка, действующего законодательства.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
– изучение сущности цены как экономической категории и особенностей ее проявления в различных системах экономического управления;
– изучение основных видов цен, применяемых в коммерческой практике;
– овладение различными методами ценообразования, изучение порядка разработки ценовой политики, стратегии и тактики предприятия;
– выработка у студентов практических навыков расчета цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги;
– исследование действующего порядка государственного регулирования цен, действующей нормативной базы по вопросам формирования и применения цен.
Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций.
ОК-1 (общекультурная) – владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, а именно:
знать: 1) закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; 2) основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин.
уметь: 1) анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; 2) выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий.
владеть: 1) методологией экономического исследования.
ОК-8 (общекультурная) – способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, а именно:
уметь: 1) использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; 2) осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
владеть: 1) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.
ПК-4 (общепрофессиональная) – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, а именно:
знать: 1) основные категории и законы ценообразования; 2) базовые модели теории ценообразования.
уметь: 1) рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; 2) использовать источники экономической, социальной, управленческой информации.
владеть: 1) методологией экономического исследования; 2) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; 3) навыками самостоятельного поиска, сбора, анализа данных, необходимых для проведения экономических расчетов, характеризующих состояние расчета экономических показателей.
ПК-5 (общепрофессиональная) – способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы, а именно:
знать: 1) основные нормативно-правовые документы по государственному регулированию цен; 2) состав и структуру различных видов цен; 3) порядок разработки ценовой политики, стратегии и тактики организации; 4) современные ценовые стратегии на рынках товаров, работ, услуг.
уметь: 1) разрабатывать ценовую политику, стратегию, тактику организации в условиях конкретного рынка; 2) использовать нормативно-правовые документы в части регулирования цен; 3) выполнять расчет цен с использованием различных методов; 4) разрабатывать систему скидок и надбавок с учетом условий конкретного рынка; 5) проводить анализ эффективности ценовой политики, стратегии и тактики организации и разрабатывать мероприятия по ее повышению.
владеть: 1) навыками формирования информационной базы для принятия ценовых решений; 2) навыками оценки эффективности деятельности организации по управлению ценами и разработки мероприятий по ее повышению.
ПК-8 (общепрофессиональная) – способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, а именно:
знать: 1) виды цен, применяемые в коммерческой практике; 2) основные факторы, оказывающие влияние на цены товаров,
работ и услуг; 3) применяемые виды скидок и надбавок к цене.
уметь: 1)собирать и анализировать информацию для принятия ценовых решений; 2) проводить прогнозные исследования динамики цен на различных рынках.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

«Ценообразование» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит» (дисциплины по выбору студента) профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика».
«Ценообразование» представляет собой дисциплину, формирующую базовые знания для усвоения дисциплин «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент», «Налоги и налогообложение».

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем
Всего Лекций Практических занятий
1. Сущность цены как экономической категории 5 4 1
2. Формирование цен в рыночных условиях. Факторы рыночного ценообразования 5 4 1
3. Система цен в экономике 6 4 2
4. Состав и структура цен 8 4 4
5. Скидки и надбавки к цене 5 4 1
6. Издержки, затраты, их классификация. Себестоимость в составе цены 10 6 4
7. Ценовая политика, стратегия, тактика организации 6 4 2
8. Государственное регулирование цен 5 4 1
ИТОГО 51 34 16

4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Тема 1. Сущность цены как экономической категории

Информационная функция цены - выражается в способности донесения до производителей и потребителей информации о затратах на производство, реализацию продукции, доходах и расходах населения и т. д.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.
Закон стоимости – закон, по которому производство и обмен товаров (услуг) осуществляется в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.
Перераспределительная функция цены - выражается в способности воздействовать на перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Распределительная функция цены - под воздействием рыночных факторов возникают различные колебания цен, вследствие чего происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.
Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть продан на открытом рынке.
Рыночная цена товара – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
Стимулирующая функция цены - цена имеет непосредственное воздействие на производство и потребление товаров и услуг, оказывает стимулирование производства продукции через закладываемый в них уровень прибыли.
Стоимость – 1. Выраженная в деньгах цена чего-либо. 2. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара и овеществлённого в нём.
Стоимость воспроизводства – затраты на воспроизводство точной копии предприятия или актива.
Теория предельной полезности - стоимость товара зависит от его предельной полезности: чем больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность, и наоборот.
Товарная цена товара – количественное выражение стоимости данного товара в единицах другого товара.
Учетная функция цены - цена выражает в денежном эквиваленте стоимость труда, сырья, материалов, определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.
Функция балансирования спроса и предложения цены - выражается в способности воздействия на спрос и предложение, производство и потребление.
Функция цены как инструмента рационального размещения производства - выражается в способности воздействия на принятие решения о переливе капитала из одной сферы в другую, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
Функция цены как средства обеспечения доходности производства - проявляется в стремлении предприятия установить цену на продукцию, обеспечивающую максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.
Цена – денежное выражение стоимости товара.

Тема 2. Формирование цен в рыночных условиях. Факторы рыночного ценообразования

Внешние факторы – факторы, которые не подконтрольны предприятию, на которые предприятие не сможет влиять.
Внутренние факторы – факторы, на которые предприятие способно воздействовать.
Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Факторы ценообразования - движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен.
Эластичность спроса – зависимость числа продаж от изменения цены на данный товар, доходов покупателей.
Эластичность спроса по цене - отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1 %;
Эластичность спроса по доходу - отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода.

Тема 3. Система цен в экономике

Биржевые цены – цена биржевого рынка; формируется по наиболее характерным сделкам.
Единые (поясные) цены - определяются и регулируются соответствующими государственными органами. Единые (поясные) цены устанавливаются на газ, электроэнергию, коммунальные услуги, транспорт и т. п.
Закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям для последующей переработки.
Конкурентные цены – цены в международной торговле.
Мировая цена — денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке.
Оптовая цена - цена крупной партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
Постоянные цены – цена, срок действия которой не определен заранее.
Поясные цены – цены, дифференцированные по пространственному признаку, по зонам, в которые включаются определенные территории (области, края, республики).
Предельные цены – цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цены своей продукции.
Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
Региональные (местные) цены - устанавливаются и регулируются местными органами власти. Данный вид цен зависит от издержек производства и реализации, характерных для данного региона. Региональные цены устанавливаются на большую часть услуг ЖКХ и на продукцию сельского хозяйства (закупочные цены).
Регулирующая цена – цены, устанавливаемые правительственными федеральными органами, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.
Розничная цена – цена продажи индивидуальному и мелкооптовому предприятию.
Свободная цена – цена, устанавливаемая производителем продукции на основе спроса и предложения на данном рынке.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определяется временем.
Система цен – это совокупность видов цен действующих на рынке и взаимосвязанных между собой.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках.
Справочные цены - представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах.
Ступенчатые цены – ряд последовательных снижений цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки по данному договору.
Трансфертные цены – цены, применяемые при реализации продукции между подразделениями предприятия.
Франко – цены - условия продажи, в соответствии с которыми продавец обязан за свой счет и риск доставить проданный товар в обусловленное договором место, а покупатель - принять его немедленно по прибытии и нести все последующие расходы по его выгрузке, транспортировке, хранению и связанные с этим риски.
Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа, установившего их.
Цена брутто – цена, определяемая с учетом купли – продажи (скидок, оплаты транспортировки).
Цена нетто – цена на месте купли – продажи.
Цена предложения – цена, которая указывается в официальном предложении продавца
Цена производства – цена, которая определяется на основе издержек с добавлением прибыли.
Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя.
Цена аукционная — цена, складывающаяся при продаже товара на аукционе; наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге.

Тема 4. Состав и структура цен

Акциз - вид косвенных налогов на товары, преимущественно массового спроса и услуги частных предприятий. Величина акциза включается в цену товаров или тариф предоставляемых услуг.
Надбавка снабженческо-сбытовая - надбавка к цене при торговле через посредников (снабженческо-сбытовые организации), с учетом издержек обращения и НДС.
Надбавка (наценка) торговая - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог на товары и услуги. Налог на добавленную стоимость (НДС) является формой изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг, тарифов. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные пошлины.
Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.
Прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на наследство.

Тема 5. Скидки и надбавки к цене

Дилерские скидки – предоставляются производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту.
Клубные скидки – существует множество национальных и международных дисконтных клубов, предоставляющих своим членам «клубные ценовые скидки» на товары и услуги. Членами таких клубов могут быть физические и юридические лица.
Надбавка к цене – цена, устанавливаемая в зависимости от особых требований покупателя, в частности, при выполнении специального, индивидуального заказа, за повышенное качество товара, предоставление дополнительных сервисных услуг, рассрочку платежа и т.д.
Общая (простая) скидка – предоставляется с прейскурантной или со справочной цены и обычно составляет 20-30%.
Прогрессивная скидка - скидка за количество или серийность предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определённого и увеличивающегося в количестве товара.
Сезонные скидки - предоставляются потребителю за покупку товара или услуги вне периода активного сезона.
Сервисные скидки – скидка на промышленное оборудование за сервисное обслуживание в течение срока его эксплуатации.
Скидка - это сумма, на которую снижается продажная цена услуги или товара при определенных условиях.
Скидка за платёж наличными – уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета наличными средствами.
Скидка за объём покупаемого товара – соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большие количества аналогичного товара.
Скидка за оборот (бонусная скидка) - предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В этом случае в контракте устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определённого срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок (на некоторое оборудование может составлять 15-30%).
Скрытые скидки – предоставляются покупателю в виде льготных кредитов или беспроцентных кредитов.
Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы - предоставляется покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшей модели (25-30% прейскурантной цены: автомобили, электрооборудование, стандартное промышленное оборудование и т.д.).
Скидки при продаже оборудования, бывшего в употреблении – в разных странах имеются возможности выгодно приобрести б.у. машины, механизмы и др. оборудование.
Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории таких скидок относят скидки на пробные партии и заказы, имеющие своей целью заинтересовать покупателя, и скидки за регулярность или устойчивость заказов, с помощью которых производители стремятся удержать постоянных клиентов.
Функциональная скидка (скидка сферы торговли) – предлагается производителем товара службам товародвижения, которые выполняют определённые функции по продаже товара, его хранению, ведению учёта.
Экспортные скидки - предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателя внутреннего рынка.

Тема 6. Издержки, затраты, их классификация. Себестоимость в составе цены

Амортизационные отчисления (амортизация) - процесс постепенного переноса стоимости средств производства (машин, оборудования, строений и т.п.) по мере износа на производимый с их участием продукт и включается в стоимость и цену произведенной продукции.
Амортизационный срок - время полного погашения стоимости средств производства за счет амортизационных отчислений. Время полного износа стоимости средств производства длительного функционирования служит для расчета нормы амортизации. Амортизационный срок регулируется государством.
Амортизационный фонд - денежные средства, соответствующие величине стоимости амортизационных отчислений после реализации товаров и поступают на специальный счет, предназначаются для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Эти денежные средства одновременно обслуживают процесс возмещения износа основных фондов и процесс их расширенного воспроизводства.
Затраты — размер ресурсов в денежной форме, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.
Издержки - выраженные в ценностных, денежных измерителях текущие затраты на производство продукции (себестоимость, включая амортизацию основного капитала) - издержки производства или на ее обращение (включая торговые, транспортные и др.) - издержки обращения.
Коммерческие затраты - затраты, связанные с реализацией готовой продукции.
Косвенные затраты – затраты, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям, т.к. они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями её обработки.
Метод калькулирования переменных затрат («директ- кост») - заключается в исчислении не полной себестоимости производства и реализации продукции, а только удельных переменных операционных затрат (прямые операционные затраты).
Накладные затраты – затраты, образующиеся под влиянием определённых условий работы по организации, управлению и обслуживанию персонала.
Нормативный метод калькулирования («стандарт-кост») - предполагает регулярное сопоставление фактических операционных затрат с нормативными затратами с целью выявления размеров отклонений от норм.
Нормативная себестоимость - рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов.
Не планируемые затраты - непроизводственные затраты, не включаемые в смету затрат (недостачи, потери от порчи сырья и материалов при хранении и т.д.)
Отчётная (фактическая) себестоимость – определяется фактическими затратами на производство и реализацию продукции и характеризует степень выполнение плана за отчётный период.
Основные затраты – затраты, связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежны при любых условиях производства.
Планируемые затраты - неизбежные затраты предприятия, предусмотренные сметой затрат.
Плановая себестоимость – определяет работу предприятия на определённый плановый период (обычно на год с разбивкой по кварталам). Она является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону нежелательно для любого предприятия.
Позаказный метод калькулирования - прямые и непрямые операционные затраты относятся на индивидуальный заказ, являющийся объектом учета и планирования.
Полная (коммерческая) себестоимость - определяется путём прибавления к производственной себестоимости коммерческих (внепроизводственных) расходов – связанные с реализацией продукции.
Попроцессный (попередельный) метод калькулирования - прямые и непрямые операционные затраты связаны с определенной технологической стадией производства продукции.
Предотвратимые затраты – затраты, которые не были осуществлены или могут быть анализированы без потерь.
Приростные (предельные) затраты – затраты, изменяющиеся при изменении цен и объёмов продаж.
Производственные затраты - затраты, связанные непосредственно с изготовлением продукции.
Производственная себестоимость - содержит все затраты предприятия, связанные исключительно с изготовлением продукции. Она определяется путём прибавления к цеховой себестоимости общехозяйственных расходов – расходы по управлению и обслуживанию предприятия в целом.
Простые затраты – затраты, состоящие из одного экономического элемента.
Прямые затраты – затраты, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами.
Себестоимость – денежное выражение затрат на производство единицы продукции (работ, услуг).
Сложные затраты – затраты, состоящие из нескольких разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение.
Условно-переменные затраты - затраты, величина которых зависит от объёмов производства.
Условно-постоянные затраты - затраты, величина которых не изменяется в зависимости от роста объёма производства
Цеховая себестоимость - определяется суммой затрат всех цехов предприятия при цеховой системе управления предприятием. Она включает затраты на производство продукции, связанные с её изготовлением с добавлением расходов по управлению и обслуживанию цехов – общепроизводственные расходы.

Тема 7. Ценовая политика, стратегия, тактика организации

Агрегатный метод – основан на том, что в процессе ценообразования происходит суммирование стоимостей отдельных частей конструкции изделия.
Активное ценообразование – установление цены в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объёмов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций.

Безубыточный объём продаж - объем продаж, при котором предприятие в состоянии покрыть все свои затраты, не получая прибыли.
Балловый метод – в основе метода лежит принцип экспертной оценки, т.е. сначала определяется зависимость отдельных характеристик изделия для потребителя, затем каждому параметру присваивается определённое количество баллов, которые суммируются и отражают в итоге технико-экономический уровень изделия.
Взаимодополняемые товары – рост продаж одного товара ведёт к росту продаж другого (например, для автомобилей – бензин).
Взаимозаменяемые товары – рост продаж одного товара ведёт к падению продаж другого (например, для автомобилей – мотоциклы или автомобили других марок).
Жизненный цикл товара - время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.
Затратный подход – метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты на производство и реализацию продукции.
Линейка товаров – группа товаров, которые тесно связаны между собой в процессе потребления или распределения, либо по уровням цен, либо за счёт привлечения одних и тех же групп покупателей.
Метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования – используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьёзную конкуренцию за получение определённого контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.
Метод нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка – при данном методе цена не меняется при изменении затрат или уровня спроса потому, что конкуренты тоже не меняют свои цены. При изменении цен у конкурентов фирма также меняет цены на свой товар, хотя затраты и спрос не изменились.
Метод регрессионного анализа – в основе метода лежит зависимость изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции; при этом находиться функциональная зависимость цен от основных параметров товара.
Метод текущей цены – когда затраты трудно измеримы, данный метод представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли промышленности.
Метод расчёта экономической ценности товара – основан на определении цены лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров плюс (минус) ценность для него тех свойств товара, которые отличают его от лучшей альтернативы.
Метод ценообразования на основе анализа безубыточности и целевой прибыли - метод базируется на зависимости прибыли от объёма производства, цены изделия, переменных и постоянных издержек.
Метод ценообразования на основе полных затрат - суть метода состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Метод ценообразования на основе прямых (переменных) затрат - суть данного метода состоит в установлении цены путём добавления к переменным (прямым) затратам определённых надбавок – прибыли. Данный метод применяется в тех случаях, когда постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных для определённого базового количества производимых изделий, а цены на основе переменных затрат определяются только для дополнительного количества изделий (наличие незагруженных производственных мощностей).
Нейтральные товары – зависимость между продажами различных товаров отсутствует или она крайне слабая (автомобиль – кофеварка).
Параметрическое ценообразование – вид ценообразования, при котором цена на товары и услуги устанавливается на основании зависимости уровня цены от потребительских характеристик этих товаров и услуг.

Пассивное ценообразование – установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Полезность товара – экономическая ценность, проявляющаяся при обмене, т.е. та оценка желаемого блага, которая в денежном выражении превышает цену этого блага.
Рыночный подход ценообразования - основным фактором при этом методе являются не издержки, а покупательское восприятие, позволяющие покупателю выбирать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что покупка дорогостоящего товара может быть целесообразнее, чем покупка более дешёвого аналога.
Стратегия ценообразования – набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые фирмой.
Стратегия высоких цен - применяется: а) к новым товарам, не имеющим аналогов; б) к товарам, ориентированным на богатых покупателей. Данная стратегия оправдана в тех случаях, когда существует гарантия отсутствия в ближайшее время заметной конкуренции на рынке.
Стратегия льготных цен - цель – увеличение объёма сбыта. Применяется в конце жизненного цикла товара (скидки).
Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва прорыва) - применяется: а) с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара (политика вытеснения, политика недопущения); б) с целью дозагрузки производственных мощностей; в) для избежания банкротства. Цель стратегии – получение долговременных прибылей.
Стратегия «связанного» ценообразования - ориентируются на цену потребления – сумма цены товара и расходов по его эксплуатации.
Стратегия «следования за лидером» - предполагает учитывание политики цен лидера в отрасли или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера.
Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование) - применима ко всем стадиям жизненного цикла товара, кроме упадка. Наиболее типична для большинства фирм. Она исключает появление новых конкурентов, не позволяет фирме наживаться за счёт покупателей, даёт возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал.
Стратегия целевых цен - при данной стратегии как бы не менялись цены, объёмы продаж, масса прибыли должна быть постоянной, т.е. прибыль является целевой величиной.
Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию фирмы, которые используются для решения поставленных перед ценовиками задач (относят скидки и надбавки к ценам).
Ценовая политика – общие цели, которые предприятие стремиться достичь с помощью цен на свою продукцию.
Ценообразование по методу дохода на капитал (рентабельности инвестиций) - данный метод ориентирован на издержки. Фирма пытается установить такую цену, которая позволяет получить запланированный доход на капитал.

Тема 8. Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования; вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей.
Запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле (производитель должен доминировать на рынке).
Запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение двух и более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определённом уровне. Этот запрет вступает в силу в том случае, если такие предприятия занимают более 35% рынка.
Запрет на демпинг – продажу товара ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.
Запрет на недобросовестную рекламу – по примеру «заманивания и переключения» представляет собой практику, при которой потребителей завлекают в магазин рекламой товара по низким ценам, потом сообщают ему, что данный товар уже продан и предлагают купить другой товар, но уже по нормальным рыночным ценам.
Запрет на ценовую дискриминацию - запрет на ограничение свободы выбора, суть которого в том, чтобы создать такое положение, когда продавец обязан предлагать свой товар торговым предприятиям по одним и тем же ценам.
Косвенное государственное регулирование - обеспечивается применением способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов.
Прямое (административное) государственное регулирование цен - участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, а также установление определённых правил ценообразования.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5.1. Основная литература
1. Деева, А. И. Ценообразование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / А.И. Деева. – М.: КноРус, 2011.
2. Муромцева, А.К. Ценообразование и ценовая стратегия [электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет». – Кемерово, 2011.

5.2. Дополнительная литература
3. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ, аудит» / А.С. Баздникин. – М. :Юрайт, 2008.
4. Маховикова, Г.А. Ценообразование: практикум / Г. А. Маховикова, И. А. Желтякова, Н. Ю. Пузыня. – М.: Эксмо, 2009.
5. Просветов, Г. И. Учет затрат и калькулирование себестоимости: задачи и решения: учеб.-практ. пособие для студентов и преподавателей экон. специальностей
вузов / Г.И. Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2009.

Составитель
Наталья Васильевна Пастухова

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия и определения

Ссылка на страницу: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Теги: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Просмотров: 356 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35413

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close