Главная » Словарь по экономической теории
20:07
Словарь по экономической теории
НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – рыночная ситуация, при которой объем предложения товара практически не реагирует на изменение его цены.

НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС – 1) ситуация на рынке, когда объем спроса малочувствителен к изменению цены; 2) спрос, при котором коэффициент эластичности будет меньше единицы.

НИЗШИЕ БЛАГА – товары и услуги, потребление которых сокращается с ростом доходов покупателей; для этих товаров эластичность спроса от доходов является отрицательной.

НОВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА – научная школа, основывающая анализ экономических колебаний на предпосылках классической модели о гибкости цен и нейтральности денег.

НОМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ (номинал от лат. nominalis именной) – экономическая теория, отрицающая товарную природу денег, рассматривающая деньги как условные знаки, не обладающие собственной, внутренне присущей им стоимостью.

НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ АКЦИИ – 1) сумма, обозначенная на акции; 2) денежная величина единичного вклада в уставный капитал акционерного общества.

НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ВЕКСЕЛЯ – сумма, обозначенная в векселе.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество денег, не зависимое от их покупательной способности.

НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ – официально объявленная нарицательная стоимость, указанная на ценных бумагах, бумажных деньгах, монетах.

НОМИНАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ – все доходы, полученные работником в денежной форме

НОМИНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ – установленная учредителями суммарная стоимость выпускаемых акций компании.

НОМИНАЛЬНЫЙ СОВОКУПНЫЙ СПРОС– общий спрос на конечные товары и услуги, измеренный в текущих ценах.

НОРМА (лат. norma руководящее правило, начало, образец) – 1) образец действия или поведения, например системы; 2) установленная мера.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ – установленный в процентах от балансовой стоимости размер амортизации за определенный период времени.

НОРМА ДИСКОНТА (СТАВКА ДИСКОНТА)– показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета.

НОРМА ДОХОДА НА КАПИТАЛ – отношение величины дохода в процентах к величине капитала.

НОРМА ИНФЛЯЦИИ – разница между темпами прироста денежной массы и реального спроса на деньги, которая находит выражение в росте цен.

НОРМА ПРИБЫЛИ –отношениеобъемаприбыли к авансированному на ее получение капиталу.

НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ –отношение прибыли к затратам.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ – прибыль на вложенный капитал, необходимая для удержания товаропроизводителя на рынке производимого товара.

НОРМАЛЬНЫЕ БЛАГА– блага, спрос на которые при любой цене растет по мере роста доходов. При этом эластичность спроса от дохода положительна.

НОРМАТИВ –универсальнаянорма, установленная для экономических показателей.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА – 1) экономика, ориентирующая на действия в целях достижения желаемых результатов; 2) теория, которая предписывает (советует), каким образом следует управлять экономикой, проводить экономическую политику.

НОРМАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – затраты на товары, выпускаемые фирмой, производимые при наилучших условиях производства.



О



ОБЛИГАЦИЯ – 1) ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство правительства или фирмы и гарантирующая владельцу возврат долга в течение некоторого периода времени – в форме регулярных выплат определенной суммы денег, выигрышей или другими способами; 2) ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем (инвестором) денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить ему номинальную стоимость этой ценой бумаги в обусловленный срок с уплатой оговорённого процента.

ОБМЕН – фаза общественного производства, связывающая производство с потреблением.

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ –см. капитал оборотный.

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА – 1) подвижная часть капитала, легко преобразуемая в денежные средства; 2) материальные и денежные средства, обеспечивающие оборот капитала.

ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ – часть производственных фондов, которые потребляются целиком в каждом производственном цикле и переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт сразу, изменяя при этом свою натуральную форму.

ОБРАТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – два ряда переменных, изменяющихся в противоположных направлениях, например, цена продукта и величина спроса.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –1) обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления; 2) обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Речь идет об информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь считается положительной, когда возрастающие результаты процесса усиливают сам процесс, и отрицательной, когда они ослабляют его. Существуют системы без обратной связи. К ним относятся те, в которых для формирования входных воздействий не используется результат, полученный на выходе. Такая система называется разомкнутой.

ОБРАЩЕНИЕ –1)фаза воспроизводственного цикла; 2) обмен товаров посредством купли-продажи; 3) движение товаров от производителя к потребителю через торговую сеть.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ– научная дисциплина, рассматривающая методологию исследования систем.

ОБЩЕСТВЕННО-ОПТИМАЛЬНАЯ ЦЕНА – цена, которая позволяет достичь эффективного распределения ресурсов; равна предельным издержкам.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО – товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – сосредоточение членов общества на производстве определенных видов продукции.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ –согласно марксистской концепции, это определенная стадия развития общества, для которой характерно своеобразие экономических, социальных, политических, нравственных отношений.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – убытки, которые терпит общество от неэффективной работы фирм или от принимаемых ими решений, если они, принося доходы одним членам общества, одновременно наносят ущерб другим.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС – стремление к общему благу.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – многообразные связи, возникающие между группами людей и внутри их в процессе жизнедеятельности (связи в общественной системе).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ – часть национального дохода, направляемая на социальную инфраструктуру и на удовлетворение социальных потребностей всех членов общества (образование, здравоохранение).

ОБЩИЙ ОБЪЁМ СПРОСА – суммарная величина спроса всех покупателей данного товара, совокупный спрос на товар.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ – суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции и измеренный в физических единицах.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ ПЕРЕМЕННОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА – это общий объём выпуска товара, произведенного при определённом количестве этого фактора и при неизменности всех других факторов производства.

ОБЪЕКТ (от лат. obiectum бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена деятельность субъекта, то, что подвергается какому-либо воздействию.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН – существенное, необходимое устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющих их развитие.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – прибыль, имущество, земля, добавленная стоимость, доход, стоимость реализованных товаров и др.

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ – см. управляемая система.

ОБЪЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ – информация, имущество, интеллект и т.д., принадлежащие субъекту.

ОБЪЕМ СПРОСА (ВЕЛИЧИНА СПРОСА)– 1) количество товара, которое покупатели хотят и способны приобрести на определенном рынке в определенное время. Зависит от цены товара, доходов покупателей, цен на товары-субституты, вкусов и предпочтений, инфляционных ожиданий; 2) максимальное количество товара, которое согласен приобрести покупатель по определенной цене в единицу времени.

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ) – 1) количество товара, которое продавцы готовы предложить для продажи на определенном рынке в определенное время. Зависит от цены товара, издержек производства, производственных возможностей; 2) максимальное количество товара, которое готов реализовать продавец по определенной цене в течение определенного периода времени.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ– недостаточность имеющихся в распоряжении субъектов трудовых, финансовых, природных ресурсов, основного и оборотного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека.

ОЖИДАНИЯ – взгляды или мнения по поводу переменных, значения которых неопределенны. Ожидания называются рациональными, если они не являются систематически неправильными и включают всю доступную информацию и адаптивными, если ожидания строятся на основе прошлого опыта.

ОЖИДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – представление субъектов хозяйственной деятельности о предстоящей эволюции тех или иных экономических явлений и процессов.

ОКОЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВА – методы, связанные с временным благом.

ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ СГОВОР – рыночная структура, при которой небольшое число фирм-олигополистов принимают совместные решения и ситуация становится как при чистой монополии.

ОЛИГОПОЛИЯ (др.- греч. немногий, незначительный и продаю) – 1) ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм на основе неофициальных договоренностей монополизируют производство и сбыт основной массы продукции отрасли; 2) ситуация на рынке со значительной степенью концентрации как продавцов, так и покупателей.

ОЛИГОПОЛИЯ БИЛАТЕРАЛЬНАЯ – двухсторонняя олигополия; ситуация на рынке, когда немногие продавцы взаимодействуют с немногими покупателями.

ОЛИГОПОЛИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СОГЛАШЕНИИ – рынок олигополии с тайным или юридически оформленным сговором, способствующим ограничению конкуренции (фиксация цен, раздел рынков, квотирование и т.п.).

ОЛИГОПСОНИЯ – (др.- греч. немногий и закупки) – 1) ситуация на рынке, когда несколько покупателей взаимодействуют с большим числом продавцов; 2) монополия на приобретение какого-либо товара одним покупателем.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – издержки, связанные с заключением сделок и их осуществлением, включающие затраты на поиск и выбор партнёров, оформление, подписание соглашений, контроль за их исключением.

ОПЛАТА ТРУДА – см. заработная плата.

ОПТИМИЗАЦИЯ – 1) выбор наилучшего варианта из множества возможных; 2) процесс приведения системыв наилучшее состояние.

ОПТИМУМ (лат. optimum наилучшее) – 1) наилучший вариант из возможных состояний системы (его находят, решая задачи на оптимум); 2) наилучшее направление изменений (поведения) системы (выход на оптимум); 3) цель развития (достижение оптимума).

ОПТИМУМ ПАРЕТО – принцип, в соответствии с которым, достигается ситуация, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого.

ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ – 1) цены на промышленные товары; 2) цены на товары, продаваемые крупными партиями, при этом обычно оптовая цена ниже розничной.

ОПЦИОН (лат. optio выбор, желание, усмотрение) – 1) соглашение о том, что потенциальному покупателю или потенциальному продавцу предоставляется право приобрести или продать определенный товар или ценную бумагу в определенный срок и по согласованной цене; 2) ценная бумага в виде контракта на право покупки или продажи определённого количества ценных бумаг.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ – хозяйственные товарищества (полное товарищество, простое товарищество, товарищество на вере), хозяйственные общества (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ– потребительская кооперация, общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации, союзы, объединения юридических лиц.

ОРГАНИЗАЦИЯ (лат. organiso сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого (элементов системы); 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами системы; 3) группа людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе разделения труда и обязанностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИНСТИТУТ – фирма, предприятие.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – функция, обеспечивающая процесс взаимодействия элементов системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА – это натуральное и товарное хозяйство.

ОРДИНАЛИЗМ – оценка полезности путём предпочтений потребителей продукции.

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – см. капитал основой.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА – денежные средства, вложенные в имеющиеся основные фонды.

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ – 1) часть производственных фондов, стоимость которых переносится на стоимость вновь созданного продукта частями и возвращается в денежной форме также по частям после реализации продукции; 2) денежное выражение средств труда.

ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА – см. эффект масштаба.

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например патента.

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА – система, имеющая связь со средой (другими системами), которая выражается в обмене информацией, энергией и т.д. Поведение открытой системы определяется ее начальным состоянием, изменениями характеристик ее элементов или структуры связей между ними, а также внешними управляющими и возмущающими воздействиями.

ОТНОШЕНИЕ (СВЯЗИ) – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов системы.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ – отношения между экономическими субъектами, вытекающие из прав на объекты собственности.

ОТНОШЕНИЯ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ – термин марксистской экономической теории, означающий рыночные отношения.

ОТРАСЛЕВОЙ СПРОС – спрос на производные ресурсы всех предприятий данной отрасли.

ОТРАСЛЬ – 1) часть экономики, которая характеризуется видом производимой продукции, применяемыми средствами производства и технологией, а также определенной квалификацией рабочей силы; 2) группа фирм, производящих один и тот же товар или родственные, однотипные товары.

ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА – отрасли, производящие материально-вещественный продукт.

ОТРАСЛИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА – отрасли, производящие духовный, интеллектуальный, информационный продукт.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СПРОС – негативный спрос, отсутствие спроса.

ОТЧУЖДЕНИЕ – экономическое изъятие собственности.

ОЧИЩЕНИЕ РЫНКА – ситуация, когда цены обладают достаточной гибкостью, чтобы обеспечить быстрое уравновешивание спроса и предложения.



П



ПАРАДОКС ГИФФЕНА – см. Гиффена парадокс.

ПАРАДОКС СТОИМОСТИ(парадокс с др.- греч. неожиданный) –противоречие, заключающееся в том факте, что наиболее нужный людям продукт (например вода), стоит гораздо дешевле, чем менее нужный (золото). Противоречие снимается, если прибегнуть к теории полезности и к принципу ограниченности ресурсов.

ПАРАМЕТРЫ (др.-греч. отмеривающий) – это показатели (количественные параметры) и свойства (качественные параметры ) Под параметрами системы понимаются постоянные показатели, характеризующие систему. Параметры указывают, чем данная система отличается от других. Параметры экономико-математической модели делятся на два вида: описывающие поведение системы и управляющие – и на три группы: а) параметры среды; б) параметры управляющих воздействий; в) параметры внутреннего состояния системы.

ПАРЕТО – ОПТИМАЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ – понятие теории всеобщего благосостояния – перераспределение дохода или богатства от одного индивидуума к другому, при котором увеличивается полезность или удовлетворение и донора и реципиента.

ПАРЕТО ЭФФЕКТИВНОСТЬ – экономическая эффективность хозяйственной системы, когда невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТИ (ППС)– сравнительная характеристика валют в условиях системы плавающих обменных курсов.

ПАРИТЕТНАЯ ЦЕНА (паритет от лат. paritas равенство) – цена на сельскохозяйственную продукцию, позволяющая товаропроизводителю (фермеру) за неизменный объем продукции получать денежный доход, достаточный для покупки стабильного набора несельскохозяйственных потребительских благ и услуг.

ПАССИВ (лат. passivus недеятельный) – 1) претензия на ресурсы лица или предприятия в ответ на денежный заем; 2) форма долга.

ПАУПЕРИЗМ (лат. pauper бедняк) – массовое обнищание населения, вызванное низкими доходами.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ – одна из простейших динамических моделей, используемых в западной экономической литературе для демонстрации процесса формирования цен в условиях конкурентного рынка. В модели поставка товара на рынок в определенном году зависит от условий (в том числе и цен), сложившихся в прошлом периоде.

ПЕРВИЧНЫЕ РЕСУРСЫ – элементы производства, поступающие в экономическую систему извне, в отличие от ресурсов, порожденных самой системой, и продуктов – результатов производства, выходящих за ее пределы.

ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ– рынок, на котором реализуются вновь выпущенные ценные бумаги.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – 1) показатель восприимчивости спроса на одно благо к изменению цены на другое; 2) эластичность, показывающая, как изменится спрос на товар, при изменении цены товара на 1%.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель восприимчивости спроса на одно благо к изменению цены на другое.

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ – коэффициент, показывающий, на сколько процентов изменится спрос на отдельный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что цены на остальные товары и доходы покупателей остаются прежними.

ПЕРЕЛИВ КАПИТАЛА – перевод капитала в другие сферы деятельности.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – издержки, зависящие от объёма производства.

ПЕРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛ – см. капитал оборотный.

ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО – превышение предложения товаров над спросом.

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА – экономика в условиях административно-командной системы в процессе ее трансформации в рыночное хозяйство.

ПЕРМАНЕНТНЫЙ(лат. permaneo остаюсь, продолжаюсь) – непрерывно продолжающийся, постоянный.

ПЕТТИ У. (1623 – 1687) – английский экономист, создатель теории стоимости, родоначальник классической политической экономии.

ПИГУ ЭФФЕКТ – элемент рыночного механизма, способствующий возвращению экономической системы, вышедшей из равновесия, обратно в состояние равновесия.

ПИКОВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ – установление цены за использование сооружений и оборудование или за товар и услугу на более высоком уровне, когда спрос на них выше, и на более низком уровне, когда спрос ниже.

ПЛАН (лат. planum плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы выполнения работ, проведения мероприятий.

ПЛАНИРОВАНИЕ – 1) функция управления, включающая разработку мероприятий, направленных на достижение целей, содержащих порядок, сроки и последовательность действий (работ, операций); 2) целенаправленная деятельность по обеспечению пропорционального развития объекта.

ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКИ – экономика,в которой распределение ресурсов контролируется правительством в централизованном порядке.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС – соотношение денежных платежей, поступающих в страну и её платежей за границу.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ – возможность субъекта (физического или юридического лица) своевременно и полностью выполнять свои денежные обязательства.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС – 1) спрос, в основе которого лежит способность покупателя своевременно и полностью выполнять свои денежные обязательства (оплачивать товар); 2) спрос на товары и услуги, обеспеченный денежным средствами их покупателей.

ПОДПИСНОЕ ПРАВО – ценная бумага, которая дает право акционерам купить новые выпуски акций их фирмы по более низкой цене, чем та, по которой они размещаются на фондовом рынке.

ПОЖИЗНЕННАЯ СТРАХОВАЯ РЕНТА – регулярный доход, выплачиваемый страхователю до конца его жизни при потере трудоспособности в результате несчастного случая из дохода, накопленного за счёт страховых взносов.

ПОЗИТИВНАЯ СВЯЗЬ – связь между экономическими переменными, которые изменяются в прямой пропорции, т.е. прирост одной величины порождает прирост другой, и наоборот.

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА – 1) экономика, ориентированная на объективное толкование, научное объяснение наблюдаемых экономических явлений и процессов; 2) экономическая наука, которая изучает и объясняет наблюдаемые экономические события, явления и процессы, устанавливает связи между ними.

ПОЗНАНИЕ – процесс отражения человеком действительности.

ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ – критерии, определяющие уровень конкурентоспособности определённого товара на рынке.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА – 1) на микроуровне – увеличение: объема производства, рабочих мест, заработной платы, свободного времени др.; 2) на макроуровне прирост: объема ВВП, объема ВВП на душу населения, снижения безработицы и инфляции и др.

ПОКАЗАТЕЛЬ – выраженная числом характеристика какого-либо свойства экономического объекта, процесса или решения.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ – набор товаров и услуг, которые можно приобрести за определенную сумму денег в зависимости от цены этих товаров и услуг.

ПОЛЕЗНОСТЬ – 1) свойство блага или товара удовлетворять ту или иную потребность; 2) удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которые получают люди от потребления товаров и пользования услугами.

ПОЛИПОЛИЯ – ситуация на рынке, когда ограничено число крупных продавцов, способных поддерживать конкуренцию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – система, состоящая из государственных и негосударственных социальных институтов (элементов), осуществляющих определенные политические функции.

ПОЛНОЦЕННЫЙ СПРОС – спрос на товары, полностью обеспечивающий продажу всего их выпуска.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ –см. экономическая теория.

ПОРОГОВЫЙ ДОХОД –уровень дохода, который полностью тратится домашним хозяйством на потребление при соответствующем уровне цен.

ПОРЯДКОВАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – полезность, определяемая путем ранжирования оцениваемых благ: на первое место ставится благо, дающее большую чем следующие полезность и т.д.

ПОСРЕДНИК –1) субъект рынка; 2) физическое и юридическое лицо, действующее от имени, по поручению и за счет продавца или покупателя.

ПОСТОЯННАЯ ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА – ситуация, при которой при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз, объем продукции тоже возрастет в nраз.

ПОСТОЯННОГО БОГАТСТВА ТОЧКА – такой уровень дохода индивида, семьи или общества, при котором все 100 % дохода расходуются на потребление.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – см. издержки постоянные.

ПОСТОЯННЫЙ КАПИТАЛ – см. капитал основной.

ПОСТУЛАТ (лат. postulatum требование) – утверждение, принимаемое за истину в силу очевидности.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – возможность вступления новых фирм в отрасль, которая способна увеличить уровень конкуренции между предприятиями отрасли.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос, определяемый покупательной способностью, числом потенциальных покупателей и уровнем их потребностей.

ПОТОК И ЗАПАС (ПОТОКОВАЯ ПЕРЕМЕННАЯ И ЗАПАСНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ) – 1) потоковая переменная изменяется во времени; 2) запасная переменнаяпоказывает количество чего-либо на какой-то момент времени.

ПОТОК РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ – сумма доходов фирмы и ее амортизационных отчислений, сберегаемых для формирования собственного источника денежных средств.

ПОТРЕБИТЕЛЬ –1)человек (семья, организация), использующий продукт чьего-либо производства и продукт собственного производства, рассматриваемый независимо от того, с какой целью этот продукт применяется; 2) конечный пользователь купленного товара.

ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ– согласно теории
А. Смита и К. Маркса, свойство товара удовлетворять потребности.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА – бюджетный набор потребительских товаров и услуг, используемых при расчетах индекса потребительских цен, паритета покупательной способности и других социально-экономических показателей, характеризующих потребление средней семьи. В Российской Федерации потребительская корзина насчитывает около 30 видов товаров и услуг, в США – более 300.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЛАГА – конечные товары и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей человека.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЦЕНКИ – общественные оценки производимых благ, исходящие из потребностей общества.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ – составная часть совокупного спроса, включающая в себя затраты домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ – товары, предназначенные для использования в домашнем хозяйстве.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА МОДЕЛЬ – теоретическая конструкция, позволяющая выявить влияние основных факторов на принятие потребителем решения о приобретении тех или иных товаров и услуг за счет имеющегося в его распоряжении дохода.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – ситуация, в которой субъект не может увеличить полезность потребляемых им благ, не изменив величину и структуру своих расходов.

ПОТРЕБЛЕНИЕ – 1) использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей; 2) заключительная фаза общественного производства; 3) отрицательное производство; 4) использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей.

ПОТРЕБЛЕНИЕ КОНЕЧНОЕ –см.конечное потребление.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ –см. производственное потребление.

ПОТРЕБНОСТИ – недостаток (нужда) в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности системы, человека, фирмы. Являются внутренними мотивами активной экономической деятельности человека.

«ПОЧТИ ДЕНЬГИ» – финансовые активы, которые могут быстро превращаться в наличные деньги.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ – право владения (физического обладания объектом собственности), право распоряжения (отчуждения – продажи, дарения и т.д.) и право использования (для извлечения доходов).

ПРАВИЛА КОНКУРЕНЦИИ– международное признание, устанавливаемые нормы контроля над ограничениями и меры по защите конкуренции.

ПРАВИЛО ЗАМЕЩЕНИЯ – правило, суть которого заключается в следующем: если цена какого-то фактора производства снижается, в то время когда цены других факторов остаются неизменными, фирма сможет выиграть, замещая «удешевившим» фактором все остальные.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ – правило, согласно которому фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам.

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК – правило, согласно которому издержки производства определенного объема выпуска достигают минимума, когда отношение предельной выручки каждого фактора к его цене одинаково для всех факторов производства.

ПРАВИЛО ПРЕДЕЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК – правило, согласно которому предельные издержки равны средним в том случае, когда величина средних издержек достигла своего минимума.

ПРАВИЛО РАВЕНСТВА ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА И ПРЕДЕЛЬНИХ ИЗДЕРЖЕК – правило, в соответствии с которым, фирма может максимизировать прибыль или минимизировать убытки, если произведет такой объем продукции, при котором предельные издержки и предельный доход равны.

ПРАЙС-ТЕЙКЕР – фирма, реализующая свою продукцию по ценам, определяемым силами, над которыми она не имеет контроля.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА – приращение величины экономического показателя, обусловленное ее увеличением на единицу фактора, от которого зависит показатель.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА – приращение суммарной выручки фирмы, вызванное увеличением продаж на дополнительную единицу товара. В условиях совершенной конкуренции равна цене, при несовершенной конкуренции меньше цены.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА ФАКТОРА – предельная выручка, умноженная на предельный продукт.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ РЕСУРСА – прирост доходов фирмы в результате использования дополнительной единицы определенного фактора производства.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ (КОЭФФИЦИЕНТ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЗАМЕНЫ) – ПОКАЗАТЕЛЬ, характеризующий такую замену единицы одного блага единицей другого блага, при которой общая полезность не меняется.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ – количество одного ресурса (фактора производства), которое требуется для замены другого ресурса без изменения объема выпуска продукции.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ – количество блага, от производства которого экономика должна отказаться ради увеличения выпуска другого блага на единицу.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – 1) дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы какого-либо блага; 2) приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага на одну единицу

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА – вклад производственного фактора, равный изменению производства продукта при добавлении или отнятии единицы этого фактора, если количество других факторов остается неизменным.

ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К НАКОПЛЕНИЮ – увеличение накопления денежных средств, при увеличении доходов потребителя на одну единицу или на один процент.

ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ – увеличение объема потребления при увеличении доходов потребителя на одну единицу или на один процент.

ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ – та часть дополнительной денежной единицы располагаемого дохода, которая идет на сбережение.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКТА – показатель кривой спроса для рынка совершенной конкуренции, выражающий то, сколько готовы заплатить потребители за единицу блага при каждом объеме выпуска.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА – отношение между ожидаемым доходом, приносимым дополнительной единицей определенного вида капитального имущества, и ценой производства этой единицы.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – 1) дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции; 2) издержки производства и обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу; 3) приращение суммарных издержек при изменении объема выпуска продукции на одну дополнительную единицу; 4) увеличение расходов предприятия, фирмы, предпринимателя, требующиеся для увеличения выпуска продукции, товаров на одну единицу.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС – приращение издержек в результате приобретения дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ (И ПРИРОСТНЫЕ) ВЕЛИЧИНЫ В ЭКОНОМИКЕ – 1) предельная величина характеризует не состояние, а процесс, изменение. Экономический смысл предельных величин состоит в том, что их можно использовать для принятия оптимальных решений с помощью методов дифференциального исчисления. Тогда, в частности, нахождение оптимума основывается на элементарных правилах: если при анализе функции первая производная равна нулю, это означает экстремум функции и, следовательно, возможный ее оптимум; 2) пример, показывающий различие в экономике предельных и средних величин: когда кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в ее низшей точке, это означает, что средние издержки достигают минимума, они оказываются равными предельным издержкам. На графике точка пересечения кривых отвечает ситуации, когда выпуск продукции наиболее выгоден – это оптимум. Предельные величины используются в непрерывных динамических моделях, приростные – в дискретных формах таких моделей.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – применение дифференциального исчисления в экономической науке. При планировании развития производства возникает задача: требуется узнать, как изменится (увеличится) результат, если будут увеличены затраты и, наоборот, насколько уменьшится результат, если затраты сократятся. Средние величины ответа на такой вопрос не дадут. Здесь речь идет о приростах переменных величин. В подобных задачах нужно найти предел соотношения приростов, так называемый предельный эффект. Следовательно, здесь применимы понятия дифференциального исчисления: производная – в случае зависимости переменной от одного аргумента; частная производная – если имеем дело с переменной, которая зависит от нескольких аргументов. Предельный анализ – это экономический анализ с использованием предельных величин.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД – понятие предельного анализа производственной деятельности, изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнительной единицы выпускаемой продукции. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход равняется предельным издержкам и, значит, совпадает с ценой.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД (ПРИНЦИП ПРЕДЕЛЬНОСТИ) – теория, согласно которой, доходы (или прибыль) достигают максимума, когда предельные издержки и предельные выгоды, связанные с их действиями, равны.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – увеличение объема производимой продукции в результате использования дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ – приращение выручки в результате использования дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ПЕРЕМЕННОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА – понятие предельного анализа производственной деятельности, добавочный продукт или дополнительное расширение производства, полученные в результате добавления одной единицы данного фактора производства при неизменной величине остальных факторов.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ЗАТРАТ – понятие предельного анализа производственной деятельности, дополнительный экономический эффект (в виде дохода или прибыли), вызываемый дополнительной затратой единицы ресурса при неизменной величине остальных.

ПРЕДИКАТ (лат. predicatum сказанное) – в узком смысле это указание на свойство отдельного предмета, например, элемента «быть» элементом; в широком смысле – отношения, т.е. свойство нескольких предметов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – один из элементов рыночного механизма. Определяется как количество продукции, которое продавец готов предоставить для продажи по определенной цене. Основными факторами, влияющими на предложение, являются цены на исходные ресурсы, цены на взаимозаменяемые товары, число продавцов на рынке и др.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ – 1) количество денег в экономике страны; 2) наличные деньги вне банковской системы и депозиты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – предложение товара отдельным продавцом.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЫНОЧНОЕ – предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

ПРЕДМЕТ – целостность, выделенная из мира объектов в процессе познания. Предметом изучения может быть система, выделенная из других систем.

ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ – продукты труда (товары) для удовлетворения личных потребностей людей.

ПРЕДМЕТЫ ТРУДА – 1) вещи, используемые в процессе производства один производственный цикл, переносящие свою стоимость на производимый продукт сразу же и изменяющие свою натурально-вещественную форму; 2) то, на что человек воздействует в процессе производства с помощью средств труда; 3) оборотные средства; 4) оборотные фонды; 5) оборотный капитал.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (БИЗНЕС) – 1) фактор производства; 2) вид деятельности с целью получения прибыли.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ МОНОПОЛИЯ – рыночная ситуация, в которой одна или несколько фирм занимают господствующее положение в отрасли.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – организация, ориентированная на рост и больше рассчитанная на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДОХОД– часть прибавочной стоимости, которая остается у функционирующего предпринимателя при использовании ссудного капитала.

ПРЕДПРИЯТИЕ – организация, фирма, юридическое лицо, хозяйствующий субъект. Основные признаки: устав, расчетный счет, обособленное имущество, самостоятельный баланс и др.

ПРЕДПРИЯТИЕ ДОЧЕРНЕЕ – предприятие с правом юридического лица, контрольный пакет акций которого принадлежит другому предприятию.

ПРЕДПРИЯТИЕ МАЛОЕ – предприятие с правом юридического лица, отличительным признаком которого являются ограничения по численности работающих (за рубежом – численности работающих и обороту).

ПРЕДСТАВИТЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО ИНСТИТУЦИО-НАЛИЗМА – Веблен Т., Коммонс Д., Митчел У.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИИ – Маркс К., Петти У., Рикардо Д., Смит А.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ МЕРКАНТИЛИЗМА – Ман Т., Кольбер Ж.., Монткретьен А.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – Джевонс У., Менгер К., Бам–Баверк Е., Вальрас Л.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ШКОЛЫ ФИЗИОКРАТОВ – Кене Ф., Тюрго А., Буагильбер П.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВ-НЕГО МИРА (ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ) – Ксенофонт (430 – 354 до н.э.), Платон (428 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.).

ПРЕФЕРЕНЦИИ (лат. preferential предпочтение) – преимущества, льготы и т.д.

ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ – выражение, означающее, что изменяется лишь рассматриваемый фактор, тогда как все остальные факторы остаются неизменными.

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ – согласно экономической теории К. Маркса, стоимость товара, созданная прибавочным трудом за прибавочное рабочее время.

ПРИБАВОЧНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ – время, затрачиваемое рабочим на производство прибавочного продукта.

ПРИБАВОЧНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – прибавка к цене изделия в результате роста цен на заранее приобретённые материалы.

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ – в марксистской политической экономии:1) часть чистого продукта, создаваемого работниками материального производства сверх необходимого продукта; 2) продукт, созданный в прибавочное время; 3) разница между стоимостью произведенного продукта и необходимыми издержками.

ПРИБЫЛЬ – разница между выручкой предприятия от реализации продукции и полными издержками. Имеет много дефиниций.

ПРИБЫЛЬ БАЛАНСОВАЯ – прибыль предприятия до внесения обязательных платежей.

ПРИБЫЛЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ – разница между доходами фирмы и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками.

ПРИБЫЛЬ НОРМАЛЬНАЯ – минимальная прибыль, удерживающая товаропроизводителя на рынке данного товара.

ПРИБЫЛЬ ПОКРЫТИЯ – часть валового дохода от реализации, остающаяся после вычета переменных издержек и чистой прибыли за данный период.

ПРИБЫЛЬ ЧИСТАЯ – прибыль предприятия после осуществления обязательных платежей.

ПРИБЫЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – 1) разница между совокупными доходами и совокупными издержками (включая альтернативные издержки распределения капитала) за определенный период; 2) разница между доходами фирмы и суммой явных и неявных издержек; 3) разница между бухгалтерской прибылью и внутренними издержками.

ПРИВАТИЗАЦИЯ (лат. privatus частный) – 1) переход права собственности на предприятие (имущество) от государства к физическим и (или) юридическим лицам; 2) сдача государственного имущества частным лицам в аренду; 3) передача производственных функций частным лицам при сохранении рычагов воздействия (финансовых и др.) в руках государства.
Теги: Словарь по экономической теории
Просмотров: 4 | Добавил: creditor | Теги: Словарь по экономической теории | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close