Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:00
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре ВС СССР). Срок полномочий по Конституции 1936 г. - 4 года. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты ВС СССР избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции, в Совет Национальностей избиралось по 32 депутата от каждой союзной республики (до 1966 г. - по 25), по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от каждой автономной области, по 1 - от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. В Совет Союза депутаты избирались по избирательным округам - сначала по норме один депутат от 300 тысяч населения. Рост населения приводил и к росту числа депутатов в Совете Союза, опережавшему численность Совета Национальностей.
Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. Поскольку количество депутатов Совета Национальностей определялось числом союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и Совет Союза стал состоять из 750 депутатов. В результате на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тысяч).
По Конституции 1977 г. срок полномочий ВС СССР - 5 лет. ВС СССР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению
Союза ССР. Его исключительными правами были: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимаются ВС СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС СССР.
Таким образом, по Конституции ВС СССР был верховным органом народного представительства, государственной власти в стране. Он утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. ВС СССР проводил две сессии в год продолжительностью в несколько дней. Палаты ВС СССР образовывали постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока.
Проводимые после 1985 г. политические реформы в стране отразились на структуре высших государственных органов Союза ССР. При реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Он состоял из 2250 депутатов. ВС СССР определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это определение было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчетный. ВС СССР по-прежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. В Совет Национальностей избирались 11 депутатов от каждой из 15 союзных республик, 4 - от каждой из 20 автономных республик, 2 - от каждой из 8 автономных областей, 1 - от каждого из 10 автономных округов - всего 271 депутат. Столько же депутатов избиралось в Совет Союза.
Согласно ст. 112 Конституции, ВС СССР ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Помимо отдельных и совместных заседаний палат, проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов ВС СССР (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах). Депутаты на весь срок выполнения функций в ВС СССР, на Съезде, в палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР.
Применительно к полномочиям намечалось, что ряд ключевых вопросов переходит к Съезду: принятие Конституции и внесение в нее изменений, принятие решений по вопросам национально-государственного устройства (союзного ведения), определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР, утверждение Председателя Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты ВС СССР, принимать решения о проведении референдумов СССР.
Ряд народных депутатов СССР (в частности, академик А. Д. Сахаров) настаивал на том. чтобы именно Съезд стал ведущим органом государственной власти СССР. Однако очередные заседания Съезда проводились один раз (по формулировке, внесенной в Конституцию 14 марта 1990 г. - "не реже одного раза") в год. В этой ситуации ВС СССР как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля.
ВС СССР принимал подавляющую часть законов СССР, должен был обеспечивать единство законодательного регулирования на территории СССР, давал толкование законов СССР. ВС СССР также формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы (кроме Комитета конституционного надзора СССР), причем Председатель Совета Министров и руководители иных органов сначала назначались ВС СССР, а уже затем утверждались Съездом. ВС СССР был вправе заслушивать отчеты образуемых и избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц, представлял на утверждение Съезда проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных социально-экономических программ; сам же утверждал текущие планы и бюджет, осуществлял контроль за ходом их выполнения, утверждал отчеты о выполнении планов и бюджета, мог в случае необходимости внести в них изменения. К ведению ВС СССР относилось определение основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности, объявление общей или частичной мобилизации, состояния войны, принятие решений об использовании воинского контингента СССР за рубежом. ВС СССР издавал общесоюзные акты об амнистии, осуществлял другие полномочия. (С. А.)

ВЕРХОВНЫЙ СУД - наиболее часто употребляемое наименование высших судебных инстанций в ряде стран или в образованиях, составляющих федеративные государства (см.: Верховный суд республики. Верховный Суд РФ).
Однако такое наименование не является единственно употребимым. Например, до 1917 г. в России высшей судебной инстанцией был Правительствующий сенат, во Франции до настоящего времени такой инстанцией является Кассационный суд, в некоторых штатах США суды подобного рода называются Высокими судами и т. д.
(К. Г.)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ - суд, образуемый в субъекте Российской Федерации, имеющем статус республики. В. с. р. относится к среднему звену судов (гражданских) обшей юрисдикции. (К. Г.)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - созданный в 1922 г. высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Конституцией РФ на него возлагаются также осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью этих судов и дача разъяснении по вопросам судебной практики.
ВС РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела) и второй (кассационной), а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции ВС РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения (по собственной инициативе или инициативе Генерального прокурора РФ и при наличии ходатайства обвиняемого), а также о преступлениях, совершенных судьями (по требованию последних).
Из числа гражданских дел по закону (ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР) ВС РФ подсудны дела: об оспариваний ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; об оспариваний нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; об оспариваний постановлений о прекращении полномочий судей; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспариваний решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ (за исключением решений, принимаемых этой комиссией по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий);
по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ. Он также может принять к своему производству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему суду, если с этим согласны стороны.
В соответствии со ст. 93 Конституции РФ на ВС РФ возложена дача заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления в случае, если Государственная Дума выдвинет против него обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В качестве кассационной (второй) инстанции ВС РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена, а также своих судебных коллегий. Осуществляемая им проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции (см.: Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам ).
Важным полномочием ВС РФ является дача разъяснении по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума ВС РФ. Они обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Постановления Пленума и иные решения ВС РФ публикуются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации".
ВС РФ принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.
Основные структурные подразделения ВС РФ - Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии. Значительную роль призван играть его аппарат, выполняющий ответственные вспомогательные функции. При ВС РФ действуют также Судебный департамент и Научно-консультативный совет.
В составе ВС РФ функционирует квалификационная коллегия судей.
Общее руководство работой ВС РФ возложено на его Председателя.
Председатель ВС РФ, его заместители, все судьи этого суда назначаются бессрочно Советом Федерации по представлению Президента РФ.
ВЕТО - отказ верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой или парламентом. По сути, это средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе.
Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное В. и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. - это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии. Относительное (или отлагательное) В. - это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона Конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона могут быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона.
Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может потребоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия), в других - квалифицированное (например, США, РФ) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа.
В США есть возможность, которую исследователи окрестили "карманным вето" Президента: если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, а Президент оставил его неподписанным, Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии.
В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у Президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта.
Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного В.: закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят квалифицированным большинством голосов - тем самым решение верхней палаты преодолевается.
В Российской Федерации право относительного В. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Право относительного В. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Как правило, понятия "вето", "абсолютное вето", "относительное вето" и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ. (С. А.)

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО - документ, который выдается органами внутренних дел иностранцам и лицам без гражданства, ходатайствующим о постоянном проживании на территории РФ. В. н. ж. выдается иностранцам, достигшим 16 лет, органами внутренних дел по месту их постоянного жительства на срок действия заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет, а достигшим 45-летнего возраста - на весь срок действия загранпаспортов. Лицам без гражданства В. н. ж. выдается сроком на 5 лет, а достигшим 45-летнего возраста - бессрочно. (С. А.)

ВИЗА - 1) В межгосударственных отношениях и дипломатии - отметка в паспорте или заменяющем его документе о разрешении лицу на выезд из государства, въезд на территорию государства или транзитный проезд через нее. В. выдается на определенный срок. Государства могут договариваться друг с другом о безвизовом въезде и выезде. В. на выезд обычно дается министерством иностранных дел государства, на въезд или транзитный проезд - консульским учреждением или дипломатическим представительством соответствующего государства в другом государстве. Существует также дипломатическая В., т.е. отметка в паспорте, означающая признание дипломатического статуса лица. 2) В практике государственных и муниципальных органов - подпись руководителя подразделения аппарата, председателя депутатской комиссии, иного ответственного лица на проекте документа, означающая поддержку данного текста, согласие с ним. Подписание документа таким лицом обычно называют визированием. (С. А.)

ВЛАСТЬ - возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения (см. также: Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть. Непосредственная демократия. Представительная демократия. Судебная власть). (С. А.)

ВЛАСТЬ НАРОДА - см.: Народовластие.
ВНЕШНИЕ ДЕЛА - обобщенное наименование вопросов внешнеполитического (т. е. политические отношения с другими государствами и международными организациями), внешнеэкономического (см.: Внешние экономические отношения), а частично и военного характера, решаемых государством на международной арене.(С. А.)

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). В. д. регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии с указанным Законом участниками В. д. являются все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сама Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют В. д. непосредственно только в случаях, установленных законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К ведению РФ Закон относит ключевые вопросы в области В. д.. в частности: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики РФ; обеспечение экономической безопасности, защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ и российских лиц; государственное регулирование В. д.; установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними; определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, определенных технологий, расщепляющихся материалов, взрывчатых веществ, драгоценных металлов и др.; предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям; установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом, организацию работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией и др.
Субъекты РФ имеют право осуществлять В. д. на своей территории в соответствии с законодательством РФ. заключать соглашения с субъектами иностранных государств, их административно-территориальными образованиями, предоставлять дополнительные льготы участникам В. д. на своей территории и перед своими бюджетами и др.
Само российское государство осуществляет В. д. только в исключительных случаях. Однако регулирование В. д. является прерогативой государства. Особенно это относится к вопросам вывоза и ввоза товаров, где требуется обеспечить интересы государства, здоровье населения. Экспортный контроль, таможенно-тарифное регулирование относятся к ведению государства.
Закон 1995 г. предусматривает также возможность государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но государственная монополия в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)

ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - одна из сфер ведения РФ, закрепленная в п. "л" ст. 71 Конституции РФ.
В. э. о. можно условно разделить на три больших блока: общая стратегия участия государства и различных хозяйствующих субъектов в международной экономической деятельности и в отношениях с различными странами; определение путей экономического сотрудничества с конкретными странами, включая предоставление им или получение от них займов, поставку продукции, строительство производственных объектов, привлечение инвесторов и т. д.; внешнеторговая деятельность. (С. А.)

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ.
В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)

ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА - совокупность специально создаваемых государством органов как составная часть сил обеспечения безопасности РФ, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных федеральным законом. Такая характеристика В. р.дается в Федеральном законе РФ "О внешней разведке" от 8 декабря 1995 г.
В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется: Федеральной службой В. р., органом В. р. Министерства обороны РФ, органом В. р. Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, органом В. р. Федеральной пограничной службы. Общее руководство органами В. р. осуществляет Президент РФ. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 273 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 23933

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close