Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:00
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - экспорт (вывоз) в другие страны товаров, произведенных в данном государстве и импорт (ввоз) в данную страну товаров, произведенных в других странах, по правилам их купли-продажи.
В. т. может относиться к числу предметов ведения государства, закрепляемых в его конституции. Если в государстве существуют плюрализм форм собственности и возможность выхода на внешнеторговый рынок предприятий любых форм собственности, к компетенции государства относится регулирование внешнеторговой деятельности, а непосредственно торговыми операциями занимаются конкретные организации (в том числе и государственные). Если государство построено на приоритете государственной собственности, и тем более - монополии В. т., тогда все внешнеторговые операции ведутся исключительно его органами. Например, согласно Конституции СССР 1977 г., к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления относились "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73 п. 10).
В. т. может существовать как самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, наряду с которым существуют и иные виды последней. Например, в СССР в строгом смысле внешнеэкономической деятельностью считались выработка стратегии экономических отношений с зарубежными странами и мероприятия по строительству производственных объектов. Отдельно существовали министерство В. т. и государственный комитет по внешним экономическим связям.
В действующей Конституции РФ к ведению РФ отнесены "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" (п. "л" ст. 71), а к совместному ведению РФ и субъектов РФ - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Таким образом, вопросы В. т. охватываются данным предметом ведения. Государственной монополии В. т. не существует (за некоторыми исключениями - см.:
внешнеторговая деятельность), а к ведению государства относится регулирование соответствующей деятельности. Естественно, что вопросы стратегии внешних экономических отношений являются исключительной прерогативой государства. (С. А.)

ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА - обобщенное наименование: 1) всех вопросов внутренней жизни страны, решаемых государством; 2) специальной группы вопросов, связанных с охраной общественного порядка, защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности, работой милиции, организацией отбытия уголовных наказаний и др.
(С. А.)

ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - входят в систему Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. В Российской Федерации действует Федеральный закон о В. В. МВД РФ от 25 декабря 1996 г. Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ, непосредственное - Министр внутренних дел. Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем Министра внутренних дел. Имеются округа В. В. МВД РФ. (С. А.)

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - все внутренние дела государства, их ведение. Это - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе.
В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики" (ч. 3 ст. 80). (С. А.)

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод - водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.)

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ - одно из основных структурных подразделений Верховного Суда РФ. К ее вTдению отнесены, наряду с рассмотрением дел по первой инстанции (см.: Верховный Суд РФ), кассационная проверка приговоров и иных решений военных судов среднего звена, а также проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных решений всех военных судов. Приговоры, определения и постановления В. к. могут быть пересмотрены Президиумом и Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. (К. Г.)

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА - специализированная прокуратура, входящая в состав российской прокуратуры. В ее систему (подсистему) включены: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, групп войск, флотов. Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Возглавляет эту систему заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.
Органы В. п. действуют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.
Свои полномочия военные прокуроры осуществляют независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Им также предоставлено право, в частности: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки; немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся. (К. Г.)

ВОЕННАЯ СЛУЖБА - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Согласно Закону РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта 1998 г. (с изменениями и дополнениями), лица, проходящие В. с., являются военнослужащими и имеют особое правовое положение. Вопросы статуса военнослужащих регулируются также Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 6 марта 1998 г., Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 г. (с изменениями и дополнениями 1995 и 1997 гг.) и др. (С. А.)

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.
В Российской Федерации право введения В. п. предоставлено Президенту РФ. Согласно Конституции РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Совет Федерации должен утвердить соответствующий указ Президента (ст. 102 Конституции). Режим В. п. определяется федеральным конституционным законом (который еще не принят).
Согласно ФЗ "Об обороне", Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, В. п. на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Таким образом, В. п. характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т. п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для В. п. и др. (Для сравнения см.: Чрезвычайное положение.)

Окончание (отмена) В. п. должно быть объявлено также указом Президента РФ. (С. А.)

ВОЕННЫЙ СУД - суд общей юрисдикции, уполномоченным осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. До 1992 г. назывался военным трибуналом.
К ведению В. с. отнесены, как правило, гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Невоеннослужащие могут предстать перед В. с. также в случаях, когда они совершили преступление в соучастии с военнослужащими.
В. с. рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Им подведомственны дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
В. с., дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Подсистема В. с. строится, как правило, с учетом структуры Вооруженных Сил РФ. Основным ее звеном являются гарнизонные военные суды, средним - окружные (флотские) военные суды. Высшей судебной инстанцией для них является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия. В соответствии с международными договорами военные суды могут создаваться на территории других государств, где находятся российские войска.
Из числа уголовных дел гарнизонным военным судам подсудны дела о всех преступлениях, кроме отнесенных к ведению окружных (флотских) военных судов дел о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также дел, рассматриваемых Военной коллегией.
Для В. с. обязательны все предписания Конституции РФ и иных правовых актов, которыми руководствуются российские суды. Права и свободы лиц, предстающих перед этими судами, гарантируются так же, как и права и свободы всех граждан во всех других судах.
Судьи всех В. с. назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Они могут оставаться в должности, пока состоят на действительной военной службе. (К. Г.)

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - установление возраста, по достижении которого гражданину предоставляется право избирать и быть избранным (см.: Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Избирательные цензы). (С. А.)

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - обязанность гражданина нести военную службу и защищать Отечество. Действующая Конституция РФ не использует понятия "воинская обязанность". В ней устанавливается: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст.59).
Таким актом является Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта 1998 г. (с изменениями и дополнениями). По Закону В. о. гражданина РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Призыву на военную службу подлежат лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Согласно ст. 59 Конституции, гражданин РФ, в случае если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако закон об альтернативной службе еще не принят; с прямым применением конституционной нормы есть проблемы, поэтому в большинстве случаев граждане не могут реализовать право на альтернативную службу. (С. А.)

ВОЙНА - см.: Состояние войны.
ВОЛОСТЬ - низшая единица административно-территориального деления в царской России. В настоящее время восстанавливается в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г., муниципальными образованиями, где существует местное самоуправление, являются В., сельский округ, сельсовет. В. (сельский округ, сельсовет) - территория, охватывающая группу сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями. В одну В. обычно входят от 5 до 17 сел и деревень (в зависимости от субъекта РФ). В настоящее время, хотя Закон 1995 г. допускает возможность существования на данном уровне представительных органов местного самоуправления, они в большинстве мест не избраны. Руководителем В. должен быть глава В., избираемый населением или представительным органом местного самоуправления. Однако во многих районах обязанности по-прежнему исполняют главы сельских администраций, назначенные несколько лет назад главами районных администраций. (С. А.)

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - понятие, используемое в конституционном праве. В частности, Конституция РФ говорит о том, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87), назначает высшее командование В. С. РФ (ст. 83). О создании В. С. РФ Президент РФ объявил Указом от 7 мая 1992 г. "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации". В этом же акте было указано, что Верховным Главнокомандующим является Президент РФ. Другим Указом от 7 мая 1992 г. Президент объявил о вступлении в должность Верховного Главнокомандующего В. С. РФ. Более подробно о В. С. РФ говорил Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. Он же назвал Президента РФ Верховным Главнокомандующим В. С. РФ, а в Конституцию положение о Президенте РФ как о Верховном Главнокомандующем В.С.РФ впервые было включено 9 декабря 1992 г.
Принятый затем Федеральный закон "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. определяет В. С. РФ как государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. В. С. РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ.
Руководство В. С. РФ осуществляет Президент РФ. Управление В. С. РФ возлагается на министра обороны РФ, а основным органом оперативного управления В. С. РФ является Генеральный штаб В. С. РФ. Таким образом, Закон исходит из понимания В. С. РФ как воинских формирований только системы Министерства обороны РФ.
Однако хотя согласно Закону в целях обороны создаются В. С. РФ, он гласит, что к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны (обобщенное наименование для всех - другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности и др.
В соответствии с Законом Президент РФ осуществляет руководство В. С. РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В средствах массовой информации порой высказывается предложение о необходимости расширительного толкования понятия "вооруженные силы" как охватывающего, по крайней мере, все войска и воинские формирования. Следует иметь в виду, что Генеральный штаб В. С. РФ по ряду вопросов выступает как координирующий центр для всех войск и воинских формирований - в частности, разрабатывает план строительства В. С. РФ и координирует разработку планов строительства и развития В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует разработку предложений по численности В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формировании; осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований; организует взаимодействие В. С. РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами и т.д. (С. А.)

ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ - вопросы, отнесенные к компетенции соответственно государства, субъекта федеративного государства, административно-территориальной единицы, органов государственной власти или местного самоуправления.
В России как федеративном государстве выделяют вопросы исключительного ведения Федерации, т.е. вопросы, которые решаются только органами государственной власти РФ;
вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ, в рамках которых у Российской Федерации и у ее субъектов имеются свои полномочия; вопросы ведения только субъектов РФ.
(С. А.)

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ - понятие, используемое по отношению к местному самоуправлению Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. и другими нормативно-правовыми актами.
Например, ч. 1 ст. 130 названного Закона гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением В. м. з. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Закон 1995 г. определяет В. м. з. как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, данным Законом, законами субъектов РФ.
Согласно Закону 1995 г., к В. м. з. относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование планировки и застройки муниципальных образований;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация и содержание муниципальных архивов;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
организация и содержание муниципальной информационной службы;
создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
создание условий для организации зрелищных мероприятий;
создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
В соответствии с данным Законом муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к В. м. з. законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению Других муниципальных образований и органов государственной власти. (С. А.)

ВОТУМ (от лат. - воля, желание) - 1) Выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, отдельному его члену, иному исполнительному органу, должностному лицу исполнительной власти. Выражение такого доверия или недоверия вызывает определенные последствия как для правительства, члена правительства, иного органа, лица, так и для самого представительного органа.
Связывается чаще всего с парламентской практикой. Например, согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа (т. е. от 450) депутатов ГД. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением ГД. В случае если в течение трех месяцев ГД повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает ГД. В данном случае вопрос ставится именно о выражении недоверия, т. е. нельзя понимать ситуацию так, что ГД голосует предложение о доверии Правительству, а если оно не набирает нужного числа голосов, это будет означать недоверие Правительству.
Этот вариант также возможен по Конституции РФ (ч. 4 ст. 117), но лишь по инициативе самого Правительства:
Председатель Правительства РФ может поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов.
В некоторых странах к вотуму доверия приравнивается голосование парламента в поддержку предложенной правительством программы своей деятельности. А отказ поддержать эту программу предполагает уход правительства в отставку как получившего недоверие парламента. Либо оба вопроса ставятся одновременно. Например, согласно ст. 74 Конституции Армении Правительство после формирования вновь избранного Национального Собрания или своего формирования в двадцатидневный срок представляет на одобрение НС программу своей деятельности, ставя на заседании НС вопрос о вотуме доверия. В свою очередь депутаты НС численностью не менее одной трети от общего их числа могут внести проект постановления НС о недоверии Правительству. Если проект такого постановления не внесен либо он не принят, программа Правительства считается одобренной. Если же принято решение о выражении недоверия, Премьер-министр представляет Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
В некоторых зарубежных странах, а также в республиках в составе РФ предусмотрена возможность вотума доверия (недоверия) не только правительству в целом, но и отдельному члену правительства. Например, Народное Собрание Дагестана может выразить недоверие Правительству и(или) члену Правительства Республики. Однако по Конституции РФ у ГД такой возможности нет.
Не всегда выражение парламентом или палатой парламента недоверия правительству приводит как к отставке правительства, так и к роспуску парламента, палаты. В ряде конституций вопрос однозначно решается в пользу парламента: в случае выражения недоверия правительству о роспуске парламента вопрос не стоит, а правительству полагается уйти в отставку, либо президент должен его отправить в отставку. Например, выражение Государственным Советом Удмуртии недоверия Правительству республики влечет его отставку в полном составе. Таково же последствие при выражении недоверия Кабинету Министров Государственным Советом Татарстана.
В некоторых странах выражение недоверия руководителю правительства осуществляется избранием нового главы правительства и обращением к президенту страны с просьбой об увольнении прежнего. Это позволяет избежать правительственного кризиса, при котором страна определенное время была бы без правительства. Такой порядок применяется, например, в ФРГ и именуется конструктивным вотумом недоверия.
2) В конституционно-правовой литературе понятием "вотум" может обозначаться также голосование, результатом которого стало избрание какого-то органа либо принятие решения большинством избирателей или органа. Например, выражение "конституция получила на референдуме вотум избирателей" следует понимать так, что большинство голосов избирателей, принявших участие во всенародном голосовании (референдуме), было отдано в поддержку данной конституции. (С. А.)

ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - то же, что и референдум. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В. г. - это общегосударственный референдум, т. е. голосование, проводимое на всей территории РФ. Его официальное наименование - референдум Российской Федерации (в отличие от референдумов субъектов РФ и местных референдумов, проводимых в рамках единиц местного самоуправления). В соответствии с Федеральным конституционным законом о референдуме РФ 1995 г. последний проводится как императивный, т. е. его решения имеют обязательную силу и могут быть отменены только новым референдумом (см. также: Референдум Российской Федерации). (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 44 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close