Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:04
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГИМН - торжественная мелодия и стихи, отражающие природу и ценности данного государства. Один из атрибутов (символов) государства. Другими атрибутами (символами) государства являются государственные флаг и герб. Как правило, атрибуты (символы) государства устанавливаются либо его конституцией, либо специальным законом, иным актом (актами) общегосударственного значения, который(е) определяет(ют) порядок использования соответственно герба, флага, гимна (см. также: Государственный гимн Российской Федерации). (С. А.)

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх - король, царь, император, шах и др.) или выборов (президент, глава республики, председатель республики). Часто - глава исполнительной власти. В ряде стран Г. г. - это лицо, стоящее над всеми ветвями власти, объединяющее и согласующее их деятельность. Однако такой Г. г. все-таки в большей мере связан с исполнительной властью, он формирует правительство, направляет деятельность всего государственного аппарата. Г. г. представляет государство внутри страны и во внешних сношениях. Наиболее типичные правомочия Г. г.: назначение главы правительства. других членов правительства, создание, ликвидация и реорганизация системы исполнительных органов власти; назначение или представление к назначению ряда других высших должностных лиц и судей; осуществление (а то и определение) внутренней и внешней политики государства; право законодательной инициативы, подписание законов, право вето, обнародование законов;
назначение выборов в парламент или его палаты, роспуск их при определенных обстоятельствах; назначение референдума; выполнение задач гаранта прав и свобод граждан, рассмотрение их обращений, награждения, помилование и т. п.: осуществление функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны, назначение и смена высшего командования вооруженных сил; решение либо участие в решении вопросов безопасности государства, в том числе объявление чрезвычайного или военного положения, и др.
В президентских республиках эти полномочия дают Г. г. весьма сильные позиции. В парламентарных республиках, а также конституционных монархиях - нередко иная ситуация, когда Г. г. приходится формально утверждать подготовленные решения. Тем не менее при необходимости он влияет на существо решаемого вопроса.
Как правило, Г. г. - это одно лицо. Хотя в мировой практике есть примеры, когда во главе государств стоял орган, состоящий из нескольких лиц (директория, триумвират и др.). В социалистических государствах, в том числе СССР и РСФСР, в печати использовалось словосочетание "коллективный глава государства". Под ним подразумевался Президиум Верховного Совета СССР, РСФСР, Государственный совет. Президиум республики в ряде стран и др. Смысл такого словоупотребления состоял в том, что коллективному органу принадлежали полномочия, которые в других странах осуществлялись единоличным Г. г. Следует сказать, что ни в Конституции СССР, ни, соответственно, в Конституции РСФСР по отношению к Президиуму Верховного Совета не использовалась характеристика его как Г. г.
Главой Российского государства по действующей Конституции РФ 1993 г. является Президент Российской Федерации. (С. А.)

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Согласно Федеральному закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г., территорией муниципального образования может быть город, поселок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др. Должность главы соответствующей территории, признанной муниципальным образованием, может быть предусмотрена ее уставом.
Ранее соответствующее лицо характеризовалось как "глава местной администрации" или "глава местного самоуправления" и назначалось сверху. На практике исполнительная деятельность и административно-управленческие функции были для него на первом плане. Теперь Закон прямо запретил назначение и предусмотрел возможность для субъектов РФ одного из следующих вариантов избрания Г. м. о.: а) избрание населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; б) избрание Г. м. о. представительным органом местного самоуправления из своего состава.
В соответствии с Законом избранный населением Г. м. о. уставом муниципального образования может быть наделен правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления с функциями председателя на его заседаниях. Иначе говоря, глава территории становится одновременно и председателем думы, собрания депутатов. В Законе прямо не сказано, становится ли избранный представительным органом местного самоуправления из своей среды Г. м. о. председателем думы, собрания депутатов - это может быть предусмотрено уставом.
На практике Г. м. о. относится к исполнительной вертикали. Поскольку на уровне местного самоуправления разделения властей не предусмотрено, Г. м. о. как руководитель территории должен отвечать за ее комплексное развитие, за обслуживание населения и объединять для этого усилия депутатов и муниципальные службы, которые ему подчиняются. В этих целях уставом муниципального образования Г. м. о. наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Г. м. о. в соответствии с уставом подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления.
Наименование Г. м. о. и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования - глава (для района, уезда, сельского округа, волости, сельсовета, поселка), мэр или глава - для города. Срок полномочий Г. м. о., согласно Закону 1995 г., не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Уставом может быть предусмотрена возможность отзыва Г. м. о. населением. Г. м. о. не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. (С. А.)

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА - обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства. Среди наименований, используемых в конституциях различных государств, чаще всего используются словосочетания: председатель правительства;
председатель совета министров; председатель кабинета министров; премьер-министр; канцлер.
Например, в СССР - это Председатель Совета Народных Комиссаров (по Конституции 1936 г.), с 1946 г. - Председатель Совета Министров СССР, по реформе 26 декабря 1990 г. (с введением Кабинета Министров СССР) - Премьер-министр. В РСФСР - также соответственно Председатель Совета Народных Комиссаров и затем Совета Министров; с 1991 г. - Председатель Совета Министров - Правительства РФ. По Конституции 1993 г. - Председатель Правительства РФ (таким образом, наименование "премьер-министр" является обиходным, так же как и наименования "первый вице-премьер", "вице-премьер", официальное наименование которых - первый заместитель, заместитель Председателя Правительства РФ). (С. А.)

ГЛАВК - термин, вошедший в государственно-правовой лексикон с конца двадцатых годов, когда начала интенсивно формироваться система государственных органов и учреждений, занимающихся управлением народным хозяйством. Обиходное наименование управленческих структур, официально называвшихся чаще всего главными управлениями (хотя были также управления, комитеты, отделы, тресты и др.). Одни из них создавались в качестве органов государственного управления при Правительстве СССР или союзной республики, другие были не самостоятельными государственными органами, а подразделениями существовавших министерств. В подобном виде система управления существовала практически все время, хотя и с различными новациями (например, меньшее число самостоятельных главных управлений при Правительстве СССР и гораздо большее их количество в качестве подразделений союзных министерств).
В настоящее время в наименованиях федеральных органов исполнительной власти слова "главное управление" используются редко. А функциональные и отраслевые подразделения российских министерств чаще именуются управлениями или департаментами. Соответственно слово "главк" используется гораздо реже, но тем не менее имеет хождение в управленческой среде.
(С. А.)

ГЛАСНОСТЬ - в качестве конституционного требования Г. означает максимальную открытость конституционно-правовых процедур (деятельности парламентов и президентов, правительств, конституционных судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения споров между участниками конституционно-правовых отношений и т. д.) и широкое информирование о них населения.
(С. А.)

ГЛАСНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА - один из принципов судопроизводства, закрепленный в Конституции РФ и ряде других законов.
"Разбирательство дел во всех судах, - говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, - открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом".
Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным.
Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала в целях поддержания необходимого порядка председательствующий может распорядиться об ограничении доступа посетителей.
Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны. При рассмотрении уголовных дел суд может своим мотивированным 7 решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве дел: о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет;
о половых преступлениях; если это нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан).
Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор во всех случаях оглашаются публично. (К. Г.)

ГЛАСНЫЙ - выборный член земского и городского самоуправления в дореволюционной России (последняя треть XIX - начало XX в.). Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. учреждались выборные земские собрания - губернские и уездные (ими избирались соответствующие земские управы). Уездное земское собрание состояло из Г., избиравшихся уездными землевладельцами, городскими обществами, сельскими обществами. Губернское земское собрание состояло из Г., которых избирали из своего состава уездные земские собрания. Органы городского самоуправления - городские думы (состояли из Г.) и избираемые ими городские управы были созданы по реформе 1870 г.(С. А.)

ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ - понятие, которым обозначается право избирателя отдать предпочтение тому или иному кандидату в депутаты или на выборную должность либо избирательному списку путем голосования на выборах. Отдать свой голос - значит прийти на избирательный участок, заполнить избирательный бюллетень, т. е. поставить какой-либо знак против фамилии того кандидата либо избирательного списка, которых избиратель предпочитает другим, и опустить бюллетень в избирательный ящик. (С. А.)

ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ - ряд последовательных действий избирателя: получение в помещении для голосования от члена участковой избирательной комиссии избирательного бюллетеня; заполнение избирательного бюллетеня; опускание избирательного бюллетеня в избирательный ящик.
В строго формальном смысле акт голосования имеет место лишь тогда, когда избирательный бюллетень опущен в избирательный ящик. Однако законодательство часто связывает акт голосования с получением избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии.
Так, согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. участковая избирательная комиссия, произведя подсчет голосов после окончания голосования, в составляемых ею протоколах отражает, в числе прочих, такие позиции: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов, и число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных избирательных ящиках. Все эти данные учитываются при окончательном подсчете и определении победителей, а также при установлении факта, что выборы состоялись. Например, по одномандатному округу избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов, принявших участие в голосовании. А выборы по такому округу считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей. По предыдущему Закону (1995 г.) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов ГД по округам, определялось по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней, а в выборах депутатов ГД по спискам избирательных объединений, блоков - по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. По Закону о выборах депутатов ГД 1999 г. при подсчете голосов применяется только второе правило.
Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. использовал первый вариант: число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней (ст.55).
Основные процедуры осуществления избирателем голосования одинаковы независимо от видов выборов.
Покажем их на примере выборов депутатов в Государственную Думу. Для этих выборов в 1995 г. не было предусмотрено открепительного удостоверения, т. е. документа, позволявшего избирателю проголосовать в другом месте, если он в день выборов не находился по своему обычному месту жительства. Поэтому здесь предусматривалась возможность проголосовать досрочно: в территориальной избирательной комиссии за 1-4 дня до выборов, в участковой - не ранее чем за 3 дня до дня выборов. Избиратель получал бюллетени, заполнял и помещал их в конверт, заклеивал его и передавал дежурному члену комиссии. На выборах в ГД в 1999 г. введена выдача открепительного удостоверения вместо досрочного голосования
В день выборов каждый избиратель должен проголосовать лично. На избирательном участке он предъявляет члену участковой избирательной комиссии паспорт или иной удостоверяющий его личность документ и получает избирательные бюллетени. С согласия либо по просьбе избирателя серия и номер предъявляемого им документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Далее избиратель заполняет избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить для этого любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты, избирательных объединений, блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении бюллетеней.
Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Избирателям, не имеющим возможности по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам прийти в помещение для голосования, обеспечивается голосование по месту их жительства или нахождения. Для этого члены участковой комиссии приходят к ним с переносными избирательными ящиками. Голосованию предшествует заполнение подписываемого избирателем заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Закон требует, чтобы организация голосования вне помещения для голосования исключала возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. (С. А.)

ГОЛОСОВАНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ - способ выявления воли депутатов по вопросам, обсуждаемым и решаемым в соответствующем представительном органе.
При открытом Г. (поднятии руки, вставании с места, поименном голосовании и др.) выбор каждого депутата виден окружающим. Современные парламенты применяют при открытом Г. систему электронного подсчета голосов, показывающую на табло, как голосует каждый депутат: "за", "против" или "воздержался". Данные могут предоставляться отдельному депутату, если это предусмотрено Регламентом парламента. Тайное Г. чаще всего осуществляется посредством бюллетеней для тайного Г., которые заполняются депутатом индивидуально (как правило, в специальной кабине) и опускаются в ящик для голосования, поэтому выбор депутата неизвестен.
Возможно тайное Г. с использованием электронной системы, но тогда данные о поименном голосовании депутатов в память электронной системы не заносятся.
В Государственной Думе согласно ее Регламенту 1998 г. решения принимаются на заседаниях открытым или тайным Г. Открытое Г. может быть поименным. Г. на заседании ГД осуществляется: с использованием электронной системы подсчета голосов; без использования этой системы.
Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное Г. представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое Г. представляет собой ряд последовательных количественных Г. по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому Г. производится только по окончании Г. по всем вопросам. Иными словами, посредством рейтингового Г. выявляются приоритеты тех или иных вариантов решения данного вопроса. Альтернативное Г. представляет собой Г.
только за один из вариантов вопроса, поставленного на Г. Подсчет голосов и предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на Г. Качественное Г. представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо".
Согласно Конституции РФ, постановление ГД принимается большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. от 450), если Конституцией не предусмотрен иной порядок. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в Г., если иное не предусмотрено Регламентом ГД. К процедурным Регламент относит следующие вопросы: о перерыве в заседании или переносе заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу законопроекта; о предоставлении слова приглашенным на заседание;
о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты; о голосовании без обсуждения; о проведении закрытого заседания; о приглашении на заседание представителей государственных органов, общественных объединений, экспертов и других специалистов; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о пересчете голосов.
Каждый депутат голосует лично. Поручение кому-либо проголосовать за него недопустимо, как и подача голоса по истечении времени, отведенного на голосование.
Если выдвинуто несколько кандидатур или предложено более двух
ГОРОД - населенный пункт с определенной численностью населения, занятого главным образом промышленной (производственной), коммерческой, культурно-просветительной и иной - несельскохозяйственной - деятельностью.
В государственно-правовом плане в Российской Федерации выделяются три категории городов: вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса, Г. может быть проведено в два тура. Первый тур - это своеобразное рейтинговое Г., при котором депутат может голосовать за любое число кандидатур или предложений. Затем на второй тур выносятся две кандидатуры или два предложения, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре проходит кандидатура или предложение, за которые подано наибольшее число голосов, однако не менее числа, установленного для принятия соответствующего решения. В противном случае вопрос снимается с рассмотрения.
Открытое Г. проводится на заседании палаты с использованием электронной системы подсчета голосов либо без ее использования. Во втором случае подсчет голосов поручается счетной комиссии, избираемой палатой.
По решению большинства от числа депутатов ГД, принявших участие в Г., может быть проведено тайное Г. Оно проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Бюллетени тайного Г. изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной ГД форме. Бюллетень выдается депутату счетной комиссией в соответствии со списком депутатов и по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается в списке напротив своей фамилии. Обычно на период тайного Г. устанавливаются кабины, в которых депутаты заполняют бюллетени. После этого бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией. При тайном Г. определяется число бюллетеней с результатами "за" и "против", а также недействительных бюллетеней (неустановленной формы либо не позволяющих определить волеизъявление депутата).
По решению ГД, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в Г., проводится поименное Г. Оно осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. При втором варианте ГД избирает счетную комиссию.
Если на заседании ГД приняты решения о проведении как поименного, так и тайного Г., проводится тайное Г. (С. А.)

ГОНДУРАС (Республика Гондурас) - государство в Центральной Америке. Независимо с 15 сентября 1821 г. Столица - г. Тегусигальпа.
Административное деление: 18 департаментов; департаменты делятся на округа, округа - на муниципалитеты.
По Конституции 1965 г. (с поправками 1981 и 1982 гг.) - республика. Гла,ва государства и правительства - Президент - избирается на 4 года путем всеобщих выборов. Одновременно избираются три вице-президента. Президент не может быть избран на второй срок.
Парламент - Национальное собрание - состоит из 128 депутатов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе.
Исполнительная власть осуществляется Президентом,который назначает правительство и возглавляет его.
Политический режим после нескольких десятилетий государственных переворотов и военных действий с Сальвадором за последние годы стабилизировался. (А. К.)

а) города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, входящие непосредственно в Российскую Федерацию в качестве ее субъектов;
б) города республиканского, краевого, областного, окружного значения, входящие непосредственно в республики в составе РФ, края, области, автономную область, автономные округа. По терминологии пока еще действующего, хотя во многом и устаревшего, "Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР" от 17 августа 1982 г., к городам республиканского. краевого, областного подчинения относятся населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и население свыше 50, а в автономных округах - не менее 15 тыс. человек. В отдельных случаях город может получить указанный статус при меньшем числе жителей, если имеет важное значение и перспективу роста;
в) города районного значения, входящие непосредственно в сельские районы. По указанному Положению - это города районного подчинения, являющиеся промышленными и культурными центрами с населением не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 859с. (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 7 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close