Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:06
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ - средства, предназначенные для дополнительного финансирования мероприятий по реализации федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления материально-технической базы правоохранительных органов.
Формируется за счет средств, аккумулирующихся на специальном бюджетном счете Министерства финансов РФ в Центральном банке РФ. Эти средства не могут использоваться на какие-то другие цели и не подлежат изъятию. В Фонд поступают:
все суммы, вырученные от реализации конфискованного по приговорам судов имущества; 15% от сумм, полученных в виде штрафов за совершенные преступления и административные правонарушения; все средства, полученные от реализации бесхозного имущества, изъятого при проведении оперативно-розыскных мероприятий', все средства, поступившие за выдачу лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности;
50% средств, полученных за выдачу лицензий на право продажи и приобретения оружия; возможные добровольные взносы государственных и негосударственных организаций; иные доходы из законных источников.
Выделение средств из Фонда осуществляется Правительством РФ по заявкам федеральных и местных органов исполнительной власти, участвующих в реализации программ по борьбе с преступностью.(К. Г.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - см.: Язык государственный.
ГОСУДАРСТВО - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности Г. интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.
Г. обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.).
Одним из специфических признаков и черт Г. является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган.
Важной отличительной особенностью Г. является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т. п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью, однако единого понятия и однозначного толкования "публичной власти" в науке не выработано. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков Г., иногда - в качестве синонима Г.
Специфической чертой Г. является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, - в Г. власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей, люди выступают на территории Г. как граждане (в условиях республики), как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию Г., под действие его законов.
Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой территориальное деление Г. - распределение его территории на ряд административно-территориальных единиц. В странах наименования таких единиц различны: округ, провинция, область, край, дистрикт. гра4зство, район и т. д. Но их назначение и функции - едины: организация государственной власти и управления на определенной территории. Территориальная организация Г. часто именуется государственным устройством, особенно в федеративных Г.
Одним из важнейших признаков Г. является суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находят свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. и его способность независимо от других Г. формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Еще одним характерным признаком Г. являются налоги и з а и -м ы . Первоначально они были необходимы для содержания армии, полиции и других органов принуждения, а также государственного аппарата. Позднее налоги и займы стали использоваться и на осуществляемые Г. образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
Кроме перечисленных признаков, каждое Г. выделяется своими атрибутами (символами), памятными датам и. У Г. есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения и приветствия. (М. М.)

ГОСУДАРСТВО АВТОРИТАРНОЕ - государство, в котором господствует антидемократический, авторитарный режим. Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партии и других организации. ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима в 30-40-е гг. XX в. в ряде западных стран полностью ликвидировал буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционно настроенные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии (отчасти - средней буржуазии) и обманутых слоев рабочего класса и крестьянства.
Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов.
Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии. Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были: сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм; прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа; постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм'' - коммунистов и иных не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой; повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя - фюрера и дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии.
Кроме названных существует ряд других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ", борьбы за "единство нации", за установление "подлинной" демократии, торжество законности и справедливости. Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции - творить законы. (М. М.)

ГОСУДАРСТВО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ - появилось на исторической арене в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций (тем самым - и появления капиталистического государства) создавались в недрах феодального общества. Капитализм возник в эпоху разложения феодального строя (XVI в.). Его природа и генезис связаны с первоначальным накоплением и последующим развитием капитала.
Экономической основой Г. к. с момента его появления стали частнопредпринимательская система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство. То же сохраняется и при современном капитализме. "Собственность и право наследования, - говорится в связи с этим, например, в Основном законе (Конституции) ФРГ от 23 мая 1949 г., - гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законами... Отчуждение может производиться только согласно закону и на основании закона, регулирующего порядок и размеры возмещения".
Наряду с правом собственности важнейшими "материальными" признаками капитализма, составляющими экономическую основу этого строя, в западной политической и социологической литературе называют следующие: наличие конкуренции, "осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками";
содействие техническому и технологическому прогрессу; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, "обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего класса", и др.
Частная собственность является основой, мерилом экономической свободы при капитализме, которая, в свою очередь, служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица или группы лиц, тем в большем объеме осуществляются провозглашаемые в конституциях и обычных законах права и свободы, включая право на труд, на отдых, на образование и др. И наоборот.
Г. к. является важнейшим институтом политической системы общества, выделяясь, во-первых, наличием у него таких важнейших средств властвования, как огромная, хорошо вооруженная армия, полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка. Они придают реальную силу господствующей элите. Без них практически было бы невозможным осуществление экономической и политической власти этого класса, составляющего меньшинство общества, над подавляющим большинством.
Во-вторых, специфическая черта Г. к. - обладание такими мощными экономическими, политическими, идеологическими и правовыми рычагами воздействия на систему общественных отношений и институтов, которые позволяют ему занимать в структуре политической системы буржуазного общества одно из главнейших мест. По мере того как возрастают его экономические, политические, идеологические и иные потенции во всех сферах жизни общества, в частности, в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, Г. к. все в большей степени выступает в роли крупной экономической и социально-политической силы.
В-третьих, особенностью Г. к. является его способность выступать по отношению к различным фракциям господствующего класса и их организациям в качестве так называемого "совокупного капиталиста", исходящего в своей повседневной деятельности не из интересов и непосредственных целей отдельных капиталистов или монополий, а из "суммарных" целей и интересов.
На государство как на "идеального совокупного капиталиста" возлагаются такие разнообразные по своему 'характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как: а) нивелирование, сглаживание внутриклассовых противоречий и различий, существующих между различными частями господствующего класса - буржуазии; б) приведение разрозненных, а зачастую противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю; в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и всего общества; г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии. Решая эти задачи, государство выполняет различные экономические, политические, социальные и идеологические функции.
В зависимости от конкретно-исторических условий возникновения и развития Г. к. имеют различные формы правления (см.: Форма правления) и государственного устройства (см.: форма государственного устройства), а также различные политические, а точнее - государственные режимы (см.: Режим государственный).
Г. к. свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и дуалистическую монархию. Буржуазная республика подразделяется на парламентарную и президентскую.
По форме государственного устройства различают унитарные, федеративные государства и конфедерации. (М. М.)

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ - особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами, принцип разделения властей, осуществляемый на практике, и режим демократии, законности и конституционности, поддерживаемый обществом.
Важнейшими условиями формирования и функционирования правового государства являются: существование в стране гражданского общества; достижение высокого уровня политического и правового сознания всех или. по крайней мере, большинства членов общества; выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры;
наличие в стране единой системы непротиворечивого законодательства и др.
Следует различать теорию правового государства и практику ее осуществления. Теория правового государства получила широкое развитие и даже конституционное закрепление во многих современных государствах.
Например, п. 1 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Согласно Основному закону ФРГ 1949 г., "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" (ст. 20) и "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона" (ст. 28). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.
Прямое закрепление идея правового государства получила в Конституции России 1993 г.: в ст. 1 говорится, что "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
В отличие от идеи и теории правового государства, признаваемых фактически всеми современными государствами мира, практика ее реализации имеет место далеко не во всех странах. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. Причем это касается как "цивилизованных", так и "нецивилизованных" государств и народов. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон, идеал, к которому в конечном счете должно стремиться любое демократическое государство. (М. М.)

ГОСУДАРСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ - исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними Г. р. были государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н. э. в Древнем Египте (Египетское царство), в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата (Шумерийские, а также Ассирийское государства), государства Индии и Китая (II тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э.). Более поздние Г. р. - Древняя Греция и Древний Рим, возникшие в бассейне Средиземного моря.
В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие лначитель-ных остатков первобытнообщинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого - необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животных, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.
Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греческо-римского рабовладения, отличающаяся более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, отсутствием остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью развития Г. р. и права, развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, беспощадного насилия и подавления масс.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявилось экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев - и бесправие другого класса - рабов. При этом, выступая по своей социально-классовой сущности как организация класса рабовладельцев, Г. р. использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, удержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания и подавления свободных бедняков и рабов.
Г. р. в процессе своего существования осуществляло ряд присущих ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями и задачами.
В числе внутренних следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации свободных масс и рабов, в которой наиболее отчетливо выражался эксплуататорский характер Г. р. и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство как собственник больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Особенно ярко это проявлялось в Древнем Египте.
Важными внутренними функциями Г. р. были также охрана рабовладельческой частной собственности, подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс, необходимость которых диктовалась массовыми восстаниями рабов, свободных, но разоренных социальных групп и слоев, непримиримыми противоречиями между рабами и рабовладельцами. угнетенными и угнетателями на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVIII в. до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74-76 гг. до н. э.) и др.
К внешним функциям Г. р. относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате ведения войн территорий; установлением и поддержанием дипломатических, торговых и иного рода мирных связей с другими государствами. Внешние функции Г. р. находились в неразрывной связи с внутренними функциями, дополнялись и подкреплялись ими.
Одинаковые по своей сущности, социальному содержанию и назначению, Г. р. отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого Г. р., в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства.
Основными формами рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.
В неразрывной связи и взаимодействии с Г. р. находилось право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей. (М. М.)

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ. Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях.
С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о социалистическом государстве и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Это, естественно, имеет место и в настоящее время, поскольку любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.
Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учении и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других, называвших себя социалистическими, странах предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными, а вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдосоциалистические институты государства и права.
Основными постулатами и исходными положениями марксистского учения о социалистическом государстве и праве являются следующие.
1. Социалистическое государство и право возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии".
2. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину "вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе".
3. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму. Марксист лишь тот, писал В. И. Ленин, "кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма".
4. В своем становлении и развитии социалистическое государств о, а вместе с ним и право проходят несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.
В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами в развитии общества. Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:
государство диктатуры пролетариата, собственно социалистическое государство и, наконец, общенародное государство.
Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно: этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии обществ а. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.
5.Форма правления социалистического государства - республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал:
"Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой...", однако она "как всякая другая форма правления определяется своим содержанием".
6. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач.
Согласно марксистской концепции, сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", та "форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы", то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.
7.Г'осударство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмирают. (М. М.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 174 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29296

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close