Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:15
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ - гражданин государства, достигший определенного возраста, обладающий избирательным правом, выдвинутый в установленном порядке для его избрания депутатом представительного органа государственной власти или местного самоуправления и зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией (последний фактор имеет обязательное значение: не зарегистрированное комиссией лицо не может считаться кандидатом).
К. в д. имеет ряд прав и гарантий. Покажем это на примере выборов Государственной Думы.
1. К. в д. ГД по его личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня опубликования общих итогов выборов. Выплаты осуществляются соответствующей избирательной комиссией из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
2. К. в д. не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы, на альтернативную гражданскую службу со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.
3. Со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов на территории округа, где он выдвинут, кандидат имеет право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Если кандидат живет вне своего округа, он имеет право на четыре поездки в округ (туда и обратно) железнодорожным, водным и автомобильным транспортом или на две - авиационным. Кандидат по федеральному списку имеет право на две бесплатные поездки (туда и обратно) в пределах всей территории РФ на любом виде общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Кроме того, если он включен в региональную группу, то пользуется бесплатно транспортом общего пользования, имеет право на четыре поездки на междугородном транспорте в пределах территории региона.
4. Каждый кандидат, баллотирующийся в ГД по округу, может иметь до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могут назначить до 500 доверенных лиц (см.: Доверенное лицо).
В избирательные комиссии высшего уровня (ЦИК, субъектов РФ и окружные) избирательные объединения и блоки, а в окружные, территориальные и участковые комиссии - не только объединения и блоки, но также и кандидаты по одномандатным округам, назначают членов этих комиссий с правом совещательного голоса. В день выборов все они также имеют право направить своих наблюдателей на избирательные участки.
5. Зарегистрированный К. в д. ГД обладает личной неприкосновенностью, т. е. не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.
Закон предусматривает, что К. в д. ГД вправе в любое время отозвать свою кандидатуру. То же могут сделать, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, кандидат, идущий по списку, избирательное объединение, избирательный блок в отношении любого кандидата из федерального списка, а также выдвинутого ими по одномандатному округу. Но если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств(болезнь и пр.), избирательная комиссия относит за счет кандидата или избирательного объединения, блока соответствующую часть понесенных ею расходов. (С. А.)

КАНДИДАТ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - гражданин РФ, достигший 35 лет, проживающий на территории РФ не менее 10 лет, обладающий избирательным правом, получивший поддержку не менее 1 млн. избирателей путем сбора их подписей и зарегистрированный ЦИК РФ в качестве кандидата.
Кандидат на должность Президента РФ имеет в принципе те же права и гарантии, что и кандидат в депутаты ГД (см.: Кандидат в депутаты).
Вместе с тем Федеральный закон о выборах Президента 1995 г. вводит некоторые коррективы. В частности, со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время его участия в выборах освобождается от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Действующий Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, продолжает выполнять свои полномочия, но не вправе на период выборов использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидату выплачивается денежная компенсация на время освобождения, не превышающая минимальный размер оплаты труда, существующий на день выборов, более чем в 20 раз (т. е. в два раза больше, чем кандидату в депутаты). У кандидата в Президенты есть возможность неограниченных поездок по всей территории РФ с оплатой их Центризбиркомом, а также иметь до 200 доверенных лиц. (С. А.)

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ - республика в составе РФ, демократическое социальное и правовое государство с республиканской формой правления в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, принятой Народным Собранием (Парламентом) К.-Ч. 5 марта 1996 г. Наименования "Карачаево-Черкесская Республика" и "Карачаево-Черкессия" - равнозначны. Государственными языками в К.-Ч. являются абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский языки. Согласно Конституции К.-Ч. языком межнационального общения и официального делопроизводства в К.-Ч. является русский язык. Столица К.-Ч. - г. Черкесск.
В установлении основ конституционного строя и закреплении прав и свобод человека и гражданина Конституция К.-Ч. следует за Конституцией РФ и воспроизводит ее нормы. В некоторых случаях делаются дополнения. Например, Конституция К.-Ч. гласит, что общепризнанные прогрессивные традиции и обычаи народов К.-Ч. - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, милосердие - священны, охраняются Конституцией и законами К.-Ч. (ст. 35). Согласно Конституции, передача зданий, сооружений и оборудования государственных и муниципальных медицинских учреждений в иные формы собственности не допускается (ст. 38). Такое же ограничение введено относительно зданий, сооружений и оборудования государственных и муниципальных образовательных учреждений (ст. 40).
Глава К.-Ч. является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом К.-Ч. Глава К.-Ч. является гарантом Конституции К.-Ч., прав и свобод человека и гражданина, межнационального согласия, прав и законных интересов К.-Ч., обеспечивает соблюдение законов, межреспубликанских и международных обязательств К.-Ч., функционирование и взаимодействие органов государственной власти К.-Ч.
Глава К.-Ч. избирается населением К.-Ч. сроком на 4 года. Главой К.-Ч. может быть гражданин К.-Ч. не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории К.-Ч. не менее 5 последних лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд (выборы главы еще не проводились).
Глава К.-Ч.: обеспечивает права и свободы граждан К.-Ч., безопасность и территориальную целостность К.-Ч.;
обеспечивает соблюдение Конституции и законов РФ, их прямое действие и непосредственное применение на территории К.-Ч., а также в пределах своих полномочий - точное и неукоснительное соблюдение Конституции и законов К.-Ч.; представляет К.-Ч. в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и в международных и внешнеэкономических связях; подписывает договоры и соглашения от имени Карачаево-Черкессии; назначает с согласия Народного Собрания (НС) К.-Ч. официальных представителей К.-Ч.; совместно с Председателем Народного Собрания К.-Ч. согласовывает с федеральными органами государственной власти назначение и освобождение должностных лиц федеральных органов на территории К.-Ч. ; участвует от имени К.-Ч. в осуществлении своих полномочий по предметам совместного ведения РФ и К.-Ч.; обладает правом законодательной инициативы в НС, вправе присутствовать на заседаниях НС и обладает правом внеочередного выступления на заседаниях НС, подписывает и обнародует законы К.-Ч., обладает правом отлагательного вето;
назначает Председателя Правительства К.-Ч. с согласия НС; по предложению Председателя Правительства и с согласия НС назначает на должность заместителей Председателя Правительства, министров экономики и финансов К.-Ч.; с согласия НС утверждает структуру органов исполнительной власти и схему управления К.-Ч.; формирует Правительство К.-Ч., назначает на должности и освобождает от должностей руководителей органов исполнительной власти К.-Ч.; принимает решение об отставке Правительства К.-Ч. или отдельных его членов; вправе приостанавливать или отменять действие противоречащих законодательству актов Правительства, министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства К.-Ч.; обращается к НС с ежегодными посланиями, в случае необходимости информирует его о положении в К.-Ч., наиболее важных вопросах обеспечения прав и законных интересов К.-Ч. и защиты ее многонационального народа; по согласованию с НС дает согласие на назначение прокурора К.-Ч. и др.
Глава К.-Ч. может быть отрешен от должности в результате республиканского референдума о доверии на основании выдвинутого НС обвинения в нарушении Конституции и законов К.-Ч., а также данной им присяги, подтвержденного постановлением Конституционного Суда РФ (подобная роль КС не вытекает из Федерального конституционного закона о КС. - С. А.).
Народное Собрание (парламент) является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом К.-Ч. Избирается путем всеобщих выборов в количестве 73 депутатов сроком на 4 года. Депутаты могут работать на постоянной профессиональной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается НС.
Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний НС формируется Президиум НС в составе Председателя НС, его заместителя (заместителей), председателей комитетов и комиссий НС, отдельных депутатов. Персональный состав Президиума НС формируется с учетом национального представительства.
К ведению НС относятся: принятие Конституции К.-Ч., внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов; официальное толкование Конституции и законов К.-Ч.;
назначение выборов НС, Главы К.-Ч. и органов местного самоуправления;
принятие решений о проведении референдума населения К.-Ч.; решение вопросов административно-территориального устройства К.-Ч.; дача согласия Главе К.-Ч. на назначение Председателя Правительства К.-Ч., его заместителей, а также министров экономики и финансов; рассмотрение и утверждение по представлению Правительства К.-Ч. бюджета К.-Ч., осуществление контроля за исполнением бюджета; установление налогов К.-Ч., а также определение порядка установления сборов, пошлин, тарифов и иных платежей, поступающих в бюджет К.-Ч.;
утверждение программы социально-экономического развития К.-Ч.; рассмотрение, утверждение и осуществление контроля за использованием внебюджетных средств и фондов;
дача согласия на назначение прокурора К.-Ч., судей, начальника главного управления Центрального банка РФ по К.-Ч.; решение вопроса о доверии Правительству К.-Ч. и отдельным членам Правительства (если НС выражает недоверие и вносит Главе К.-Ч. мотивированное представление об отставке, Глава К.-Ч. в течение одного месяца обязан его рассмотреть; в случае повторного выражения недоверия он обязан в течение 14 дней отправить в отставку Правительство или его отдельных членов); формирование совместно с Главой К.-Ч. избирательной комиссии К.-Ч.; осуществление парламентского контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом, отнесенным к собственности К.-Ч. и др.
Глава К.-Ч. может распустить НС по результатам республиканского референдума о доверии НС на основе выдвинутого Главой К.-Ч. обвинения в нарушении НС Конституции и законов К.-Ч., подтвержденного постановлением Конституционного Суда РФ (подобная роль КС не вытекает из Федерального конституционного закона о КС. - С. А.).
Правительство К.-Ч. является исполнительным органом государственной власти. Конституция К.-Ч. определяет роль Правительства как органа руководства экономическим и социальным развитием республики. Правительство ответственно перед Главой К.-Ч. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение Главы К.-Ч. и НС программу предстоящей деятельности и не реже одного раза в год информирует о своей работе НС.
Конституция К.-Ч. закрепляет, что в городских, районных, сельских поселениях и на других территориях осуществляется местное самоуправление. (С. А.)

КАРЕЛИЯ (Республика Карелия) - согласно Конституции, принятой Верховным Советом 30 мая 1978 г. (с изменениями 1984, 1989-1994 гг.), государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией РФ. Столица К. - г. Петрозаводск.
Согласно Конституции, в К. установлена республиканская форма правления.
Законодательную власть в К. осуществляет Законодательное Собрание (ЗС) К. Оно является представительным и единственным законодательным органом. ЗС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП). ПР состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года, по округам, обеспечивающим следующее представительство: один депутат от 30 тыс. избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения. ПП состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по многомандатным избирательным округам с нормой представительства два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения.
Депутаты ПР работают в ЗС на постоянной основе, депутаты ПП освобождаются от основной работы (службы) на время заседаний палаты и за этот период получают вознаграждение из бюджета республики. Палаты принимают решения на совместных и раздельных заседаниях.
На совместных заседаниях принимаются: единый Регламент ЗС, присяга главы исполнительной власти, решения по вопросам, связанным с изменением положений Федеративного договора; утверждается структура исполнительной власти К.; дается согласие на назначение заместителей Председателя Правительства К.; заслушиваются ежегодные доклады главы исполнительной власти о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей К., послания главы ЗС; принимаются решения о назначении выборов органов государственной власти; формируются совместные рабочие органы обеих палат и др.
К ведению ПП относятся: принятие Конституции К., внесение в нее изменений и дополнений; вопросы административно-территориального устройства К.; принятие законов К. о выборах органов государственной власти и местного самоуправления;
утверждение бюджета К., принятие законов о республиканских налогах и сборах; назначение референдумов К.;
формирование ЦИК К.; выражение недоверия главе исполнительной власти К. и руководителям республиканских органов государственного управления; отставка главы исполнительной власти К.
К ведению ПР относятся: принятие законов К., кроме принимаемых ПП;
контроль за исполнением бюджета К.;
рассмотрение вопроса о введении, продлении и отмене чрезвычайного положения в К. и на отдельных ее территориях; ратификация договоров и соглашений К. и др.
Принятые Палатой Представителей законы К., за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории К., подлежат обязательному рассмотрению в ПР. Таким образом, ПР по отношению к ПП в законодательном процессе выполняет функции верхней палаты, за исключением отрешения от должности главы исполнительной власти, когда, наоборот, ПП выполняет роль верхней палаты (см. ниже).
Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом К. является избираемый всем населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд Председатель правительства К. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий в К. не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в К. не менее 10 лет после достижения совершеннолетия.
Председатель правительства обеспечивает исполнение Конституции и законов К., РФ, а также принятых К. межреспубликанских и международных обязательств. Он представляет на утверждение ЗС структуру исполнительной власти; формирует правительство; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, причем министров финансов, безопасности, внутренних дел - с согласия большинства избранных депутатов ПР;ведет переговоры и подписывает договоры от имени Карелии; вправе участвовать в работе ЗС, обладает правом законодательной инициативы; представляет ЗС ежегодные доклады о положении в республике, обращается с посланиями к ЗС и обращениями к народу; подписывает и официально опубликовывает в течение 10 дней законы, принятые ЗС или одобренные референдумом К., обладает правом отлагательного вето на принятые законы в течение 7 дней (но по преодолении вето двумя третями голосов ЗС или его палаты обязан подписать закон в течение 7 дней, в противном случае его подпишет председатель ПР в соответствии с Конституцией К.); вносит проект бюджета К. и отчет о его исполнении на утверждение ЗС; в установленном порядке объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение и др.
Председатель Правительства К. не вправе распускать либо приостанавливать деятельность ЗС, органов местного самоуправления, но может назначить референдум по вопросу о роспуске ЗС. Если на референдуме решение о роспуске СЗ не принимается, Председатель считается отрешенным от должности и назначаются выборы нового главы исполнительной власти. За нарушение Конституции и законов К. ПП вправе вынести решение о недоверии Председателю правительства. Вопрос передается в Конституционный Суд К. и его решением Председатель может быть отрешен от должности. Наконец, ЗС вправе отрешить Председателя от должности за совершенное преступление или правонарушение. Вопрос возбуждается ПР простым большинством голосов избранных депутатов и решается ПП большинством не менее чем двумя третями голосов избранных депутатов палаты.
Согласно Конституции, в К. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно осуществляется в пределах территориальных и административно-исполнительных единиц. Вместе с тем Конституция предусматривает осуществление на местах функций государственного управления через соответствующие территориальные структуры (представителей) республиканских органов управления.
Правосудие в К. осуществляется Конституционным Судом (КС), Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом К., городскими, районными народными судами, мировыми судьями (ст. 86 Конституции К.). Функции надзора за соблюдением законов осуществляет прокуратура.
КС - высший орган судебной власти по охране конституционного строя. КС рассматривает дела о конституционности нормативных и иных актов органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, договоров К.;
споры о компетенции между государственными органами, органами местного самоуправления. По жалобам на нарушение конституционных Прав и свобод граждан КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. КС отрешает от должности Председателя Правительства К.'и руководителей республиканских органов государственного управления. (С. А.)

"КАРМАННОЕ" ВЕТО - см.: Вето.
КАРЦЕР - помещение для содержания лиц, нуждающихся в строгой изоляции (совершивших преступления или тяжкие проступки). Изолированные помещения с таким наименованием сравнительно широко были распространены в России до 1917 г. (в армии, учебных заведениях и т. д.).
В наши дни К. оборудуются в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Водворяются в них на срок до пятнадцати суток (несовершеннолетние - до семи суток) подвергнутые задержанию или аресту подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений, а также иные лица, содержащиеся в СИЗО и ИВС. Основание - грубое нарушение правил внутреннего распорядка в этих учреждениях: к примеру, нападение на сотрудников или иных лиц; неповиновение законным требованиям представителей администрации или иных лиц либо их оскорбление; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; участие в азартных играх;
мелкое хулиганство. Водворение в К. производится по постановлению начальника соответствующего учреждения, которое принимается при наличии заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в К. Об условиях содержания в К. см.: Изолятор штрафной. (К. Г.)

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ - одно из основных судебных подразделений Верховного Суда РФ. Его полномочия: рассмотрение в качестве суда второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
К. к. состоит из председателя и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Рассмотрение дел в К. к. осуществляется судебными составами, образуемыми из числа членов коллегии по правилам, установленным гражданским процессуальным и уголовно-про-цессуальным законодательством. (К. Г.)

КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ - реализация предоставляемого процессуальным законодательством права на обжалование в вышестоящую судебную инстанцию приговора или иного судебного решения (см. также: Кассация). (К. Г.)

КАССАЦИЯ (производство в кассационной инстанции) - институт гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, предназначенный для проверки и пересмотра приговоров и иных судебных решений. В судах общей юрисдикции такие проверка и пересмотр применимы в отношении всех не вступивших в законную силу приговоров или иных судебных решений, а в арбитражных судах - в отношении вступивших в законную силу решений арбитражных судов субъектов РФ.
Проверке в кассационном порядке могут быть подвергнуты приговоры и решения по гражданским делам, вынесенные всеми судами, кроме Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов. В гражданском и арбитражном судопроизводстве правом на подачу кассационной жалобы наделены стороны и иные участвующие в деле лица, а в уголовном - осужденный или оправданный, их защитник или представитель; потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представитель. Требование о проверке не вступившего в законную силу приговора или решения по гражданскому делу, исходящее от прокурора, называется кассационным протестом.
Для подачи кассационной жалобы или кассационного протеста установлены сроки: по уголовным делам - семь суток, по гражданским - десять, а по арбитражным - один месяц. В судах общей юрисдикции срок исчисляется со дня провозглашения приговора или иного судебного решения, а в арбитражных - со дня вступления в законную силу решения нижестоящего арбитражного суда.
Кассационные жалобы и протесты, оформленные надлежащим образом (по уголовным делам специального оформления жалоб не требуется), влекут за собой обязательную проверку приговора или решения соответствующей судебной инстанцией. К числу таких инстанций в подсистеме судов общей юрисдикции относятся гражданские и военные суды среднего звена, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Кассационная коллегия (см.: Кассационная коллегия Верховного Суда РФ), а в подсистеме арбитражных судов - федеральные арбитражные суды округов. По отношению к приговорам и решениям мировых судей вышестоящей инстанцией должны стать районные суды.
В ходе кассационного производства в судах общей юрисдикции проверяется законность и обоснованность обжалуемого (опротестуемого) приговора или решения, а в арбитражных судах - только законность. Особенностью кассационного производства по уголовным делам является возложение на кассационную инстанцию обязанности проверять дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в том числе и тех, кто кассационных жалоб не подавал и кого кассационный протест не касается.
По результатам кассационной проверки может быть принято одно из следующих решений: об отклонении жалобы (протеста) и оставлении в силе обжалуемого приговора или решения; об их полной или частичной отмене и передаче дела на новое рассмотрение (или расследование); об их отмене и прекращении производства по делу; об их изменении в пределах, допускаемых законом. Для проверки дел конкретных категорий закон может предусматривать "свои" варианты принимаемых кассационными инстанциями решений. Например, при проверке уголовного дела им запрещено непосредственно изменять приговоры в сторону, ухудшающую положение осужденного (усиливать наказание или применять закон о более тяжком преступлении). Они также не вправе отменить приговор из-за его "мягкости", если кассационная жалоба потерпевшего или кассационный протест прокурора, настаивающих на усилении наказания, не были поданы.
Решения кассационных инстанций судов общей юрисдикции оформляются процессуальными документами, именуемыми кассационными определениями, а арбитражных судов - постановлениями.
Указания кассационной инстанции для суда, в который дело направлено на новое разбирательство, как правило, являются обязательными. Однако инстанции такого рода не вправе предрешать некоторые вопросы - к примеру, о том, каким доказательствам следует отдать предпочтение при новом рассмотрении дела, какое решение должно быть принято, какую меру наказания следует назначить по уголовному делу. (К. Г.)

КАТАР (Государство Катар) - государство в Азии, в восточной части Аравийского полуострова. До 1971 г. - протекторат Великобритании. В 1968 г. Катар, Бахрейн и 7 княжеств Омана создали федерацию арабских княжеств, однако 3 сентября 1971 г. княжество Катар вышло из Федерации и провозгласило себя независимым государством. Столица - г. Доха.
Действует временная Конституция, провозглашенная 19 апреля 1972 г. Форма правления - абсолютная монархия.
Глава государства - Эмир Государства Катар. При Эмире в декабре 1992 г. был учрежден совещательный орган по вопросам внутренней и внешней политики - Совет щуры.
Правительство формируется и возглавляется Эмиром. Пост министра обороны с 1977 г. занимает наследный принц. (А. К.)

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СУДЬИ - проверка и оценка профессионального уровня и иных деловых качеств судьи, производимые в соответствии с предписаниями законодательства при представлении судьи к присвоению первого или очередного квалификационного класса, назначению в вышестоящий суд, назначению на должность судьи без ограничения срока полномочий (если судья был назначен на определенный срок); утверждению в должности председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии вышестоящего суда. К. а. с. проводится квалификационной коллегией судей по материалам, подготавливаемым председателями соответствующих судов. (К. Г.)

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ КЛАСС СУДЬИ - звание, свидетельствующее о профессиональном уровне судьи, опыте работы на судейских должностях. Таких классов шесть: от пятого до первого и высший. Впервые назначенным судьям К. к. с. (обычно пятый) присваивается не позднее чем в шестимесячный срок. Пребывание в пятом - втором квалификационных классах должно длиться соответственно от двух до пяти лет. По истечении этих сроков проводится квалификационная аттестация для решения вопроса о присвоении очередного класса. Для пребывания в первом или высшем квалификационном классе сроки не установлены.
Решение о присвоении К. к. с. принимается квалификационными коллегиями судей. Первый класс может быть присвоен квалификационными коллегиями судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Первый и высший классы могут быть присвоены Президентом РФ по представлению Высшей квалификационной коллегии судей (см. также: Органы судейского сообщества}.
К. к. с. присваивается пожизненно. Работающему судье он дает право на надбавку к должностному окладу. Лишить К. к. с. можно лишь при прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям. (К. Г.)

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ - одна из разновидностей органов судейского сообщества. К. к. с. состоит из судей, избираемых тайным голосованием на конференциях, собраниях и съездах судей, как правило, сроком на три года.
К их полномочиям отнесены: дача заключений о возможности назначения на судебную или руководящую должность, квалификационная аттестация судей, присвоение квалификационных классов, приостановление или прекращение полномочий судей, решение вопросов, связанных с привлечением судей к уголовной ответственности (см.: Иммунитет уголовно-процессуальный).
К. к. с. избираются отдельно судьями гражданских, военных и арбитражных судов, работающих, соответственно, в субъектах РФ и в военных округах, в местах дислокации флотов. Избираются также квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ на собраниях судей этих судов. Всероссийский съезд судей избирает Высшую квалификационную коллегию судей, которая, выполняя общие задачи, ставящиеся перед К. к. с., осуществляет контроль за законностью решений всех нижестоящих К. к. с. (К. Г.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 35 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close