Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:15
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР - учрежден при конституционной реформе 1 декабря 1988 г., с включением в Конституцию основополагающих норм о его статусе и компетенции (корректировались 23 декабря 1990 и 14 марта 1990 гг.). Закон о конституционном надзоре в СССР принят Вторым Съездом народных депутатов СССР 23 декабря 1990 г.
Предусматривалось, что конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. Помимо ККН СССР были предусмотрены органы конституционного надзора союзных и автономных республик.
ККН СССР избирался Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики (а их было 15. - С. А.).
ККН СССР был правомочен рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР; законов и иных актов, принятых Съездом; конституций союзных республик. По перечисленным вопросам ККН СССР лишь представлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, действие актов не приостанавливалось, а Съезд двумя третями голосов от общего числа депутатов мог отклонить заключение ККН СССР.
Кроме того, ККН СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР:
законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение указанных органов;
указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР;
распоряжений Председателя Верховного Совета СССР;
указов Президента СССР;
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
законов союзных республик;
международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение;
руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда СССР;
актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществлялся прокурорский надзор.
Заключение ККН СССР о неконституционности перечисленных актов приостанавливало их действие до устранения несоответствия. Если же заключение констатировало, что акт нарушает основные права и свободы человека, он утрачивал силу с момента принятия заключения ККН СССР.
Закон наделил ККН СССР правом рассматривать разногласия в сфере национально-государственных отношений. Однако заняться этим ККН СССР мог лишь после принятия Союзного договора между республиками, входящими в СССР, который так и не был принят до конца существования СССР.
Несмотря на ограниченные возможности ККН СССР сыграл в целом положительную роль и стал важным демократическим институтом в формировавшемся новом облике политической системы и в укреплении конституционной законности. (С. А.)

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - органы с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ из числа депутатов Государственной Думы (ГД).
ГД нынешнего созыва; избранная 17 декабря 1995 г., образовала в январе 1996 г. 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД; по информационной политике и связи; по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока.
Численный состав комитетов и комиссий ГД - не менее 12 и не более 35 депутатов. Численность конкретных комитетов и комиссий определяется ГД. Формируются они, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений (фракций и депутатских групп). Состав комитетов, комиссий утверждается ГД в соответствии со списками, предварительно согласованными во фракциях и депутатских группах. Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может производиться по единому списку кандидатур.
Таким образом, состав комитетов и комиссий Думы строго связан с имеющимися в ней депутатскими объединениями.
Каждый депутат ГД должен состоять в одном из комитетов ГД, за исключением Председателя ГД, его заместителей, руководителей фракций и депутатских групп. Депутат может быть членом только одного комитета ГД (ст. 23 Регламента).
Комитеты ГД по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, а также проекты постановлений ГД о направлении ее представителей в Конституционный Суд;
организуют проводимые ГД парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.
Комитеты, комиссии имеют право вносить на заседание Совета ГД предложения по повестке дня заседания палаты. Представитель комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях ГД, заседаниях других комитетов, комиссий ГД с докладами и содокладами, относящимися к ведению представляемых им комитета, комиссии.
Заседания комитетов, комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Депутат ГД обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.
Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом ГД. Протокол заседания подписывает председательствующий.
В заседании комитета, комиссии могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав. На заседании вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в ГД, полномочный представитель Правительства РФ в ГД, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии ГД, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Комитеты, комиссии могут проводить совместные заседания.
Согласно Регламенту, Дума образует комиссии: мандатную; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ (т. е. при выдвижении обвинения против Президента РФ), а также другие. Они создаются на срок полномочий палаты или на определенный срок (на конкретный отрезок времени либо на период выполнения какой-то задачи).
Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением палаты. По Регламенту комиссии формируются из числа членов комитетов палаты. Однако, как Оговорено в Регламенте, одна из этих комиссий - мандатная - относится к числу постоянно действующих, образуется одновременно с комитетами ГД, на срок ее полномочий имеет в своем составе депутатов, которые не входят в комитеты; в Регламенте специально указано, что мандатная комиссия имеет статус комитета ГД.
Другие комиссии создаются по мере необходимости, причем некоторые могут функционировать постоянно. (С. А.)

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации (СФ) образует комитеты и комиссии. Как и у Думы, комитеты и комиссии - органы палаты с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа членов палаты.
В настоящее время СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов:
по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому и валютному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам;
по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ образовал в качестве постоянно действующих две комиссии: мандатную, а также комиссию по регламенту и парламентским процедурам. Однако постановлением от 3 декабря 1997 г. СФ ликвидировал обе комиссии и на их основе образовал одну - по регламенту и парламентским процедурам.
В этой палате нет депутатских фракций и групп. Поэтому формирование комитетов и комиссий осуществляется только по личностному признаку. Численный состав определяется СФ, при этом в состав комитета СФ должны входить не менее 10 членов палаты. Все члены СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, входят в состав комитетов. Член СФ может быть членом только одного комитета. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов СФ. Председатель, заместители председателя комитета избираются на его заседании и не могут быть представителями одного субъекта РФ. Председатель утверждается СФ большинством голосов от общего числа членов палаты.
Согласно Регламенту СФ, комитеты: осуществляют подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренным ГД, по федеральным законам, принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты; рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению СФ.
Комитеты, комиссии СФ имеют право вносить предложения по повестке дня заседания СФ. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты либо на заседаниях других комитетов с докладами и содокладами.
Заседания комитетов, комиссий СФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В заседаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса также члены СФ, не входящие в состав данного комитета. В заседаниях могут принимать участие представитель Президента РФ, представитель Правительства РФ, члены Правительства, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель СФ первого созыва, а также, с согласия председателя комитета, представители органов государственной власти и общественных объединений.
Комитет, комиссия в соответствии с направлением своей деятельности организует проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены СФ, депутаты ГД, должностные лица, эксперты, представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений.
Регламент СФ (ст. 37) предусматривает, что палата заслушивает отчеты комитетов, комиссий по вопросам их ведения. (С. А.)

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - см.: Муниципальная собственность.
КОММУНАЛЬНОЕ ПРАВО - наименование правовой отрасли в Российской Федерации в некоторых зарубежных странах (например, в ФРГ). В Российской Федерации именуется муниципальным правом. (С. А.)

КОМОРСКИЕ ОСТРОВА (Федеральная Исламская Республика Коморские острова, до 1978 г. - Республика Коморские острова) - государство в Индийском океане у побережья Восточной Африки. Столица - г. Морони.
Административное деление - 4 округа (фактически - 3), составляющих федерацию. Франция не признает суверенитет К. о. над островом Майотта, население которого на референдуме 1976 г. высказалось за сохранение за островом статуса "территориальной единицы" Франции. Однако Генеральная Ассамблея ООН подтвердила суверенитет К. о. над островом Майотта. Каждый остров управляется губернатором, избираемым сроком на 5 лет, и Советом острова, избираемым сроком на 4 года.
Действует Конституция 1996 г. Глава государства - президент - избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 6 лет с правом неограниченного переизбрания. Парламент - Федеральная ассамблея, состоящая из 43 депутатов, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством, членов которого назначает непосредственно премьер-министр, подотчетный парламенту. Однако самого премьер-министра назначает президент. (А. К.)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - мера способностей и подготовленности лиц, входящих в государственный орган или орган местного самоуправления, должностных лиц этих органов в части осуществления своих полномочий (компетенции).
Критерии К. могут отражаться в квалификационных требованиях, предъявляемых к соответствующим лицам в актах конституционного, административного, трудового права. Например, Конституция РФ предусматривает, чтобы в Российской Федерации все судьи имели высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119). А судьей Конституционного Суда РФ может быть только лицо, у которого стаж работы по юридической профессии составляет не менее 15 лет и при этом обладающее признанной высокой квалификацией в области права.
Требования К. могут порой звучать не прямо, а косвенно. Например, если для избрания президентом государства необходим возраст 35-40 лет, это предполагает, что человек за соответствующие годы жизни приобрел как опыт, так и необходимые для руководителя государства качества.
Зачастую критерии К. являются предметом политических и научных дискуссий. Так, в литературе и периодике обсуждается вопрос о подготовленности гражданина к выполнению функций депутата, особенно в общегосударственном парламенте. В частности, по отношению к депутатам Государственной Думы высказываются мнения о том, что их К. следует связывать с наличием высшего, особенно юридического, экономического и политического, образования. (С. А.)

КОМПЕТЕНТНЫЙ ОРГАН - государственный орган или орган местного самоуправления, правомочный в соответствии с законодательством, решать те или иные вопросы. (С. А.)

КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. (С. А.)

КОНГО (Республика Конго, в 1969- 1991 гг. - Народная Республика Конго) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 15 августа 1960 г. Столица - г. Браззавиль.
Административное деление: 10 областей.
Действующая Конституция одобрена референдумом 15 марта 1992 г.
Глава государства - президент, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на о лет с возможностью переизбрания еще на один срок.
Парламент - двухпалатный. Сенат (60 сенаторов) избирается Советами областей сроком на 6 лет с обновлением половины состава каждые три года. Национальное собрание (125 депутатов) избирается прямыми всеобщими выборами по мажоритарной системе в два тура сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется правительством, главу которого назначает президент из состава правящего большинства в нижней палате парламента.
Летом 1997 г. произошли столкновения между вооруженными отрядами, верными президенту страны П. Лис субе, и сторонниками бывшего президента Д. Сассу Нгессо. В этой связи фактически были сорваны назначенные на июль 1997 г. президентские выборы.
В августе 1997 г. политические партии и общественные движения подписали соглашение о совместном управлении страной. Предусматривалось также создание правительства национального единства. Однако Д. Сассу Нгессо признал такое решение неконституционным, захватил столицу и 25 октября 1997 г. провозгласил себя Президентом страны. (А. К.)

КОНГО (Демократическая Республика Конго, в 1964-1974 гг. - Демократическая Республика Конго, в 1971-1997 гг. - Республика Заир) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 30 июня 1960 г. Столица - г. Киншаса.
Административное деление - 9 провинций (регионов), включая столицу, имеющую статус отдельной области. В проектах будущей новой Конституции может стать федерацией.
Длительное время после завоевания независимости в стране наблюдается нестабильность и конституционная неопределенность. Конституция 1967 г. практически не действует в полном объеме.
Согласно протоколу Соглашения об институтах переходного периода от 8 апреля 1994 г., временный парламент одобрил проект временной конституции - "конституционного акта", закладывающего основы перехода страны к демократии.
Президент - маршал Мобуту Сесе Секо - находился у власти с 1965 г., вновь избран президентом в июле 1984 г. В декабре 1991 г. срок его полномочий истек, однако он оставался на своем посту "вплоть до новых президентских выборов". В результате государственного переворота 17 мая 1997 г. больной маршал Мобуту был свергнут с поста главы государства и бежал за границу, где вскоре скончался.
Законодательная власть с 1993 г. была представлена избранным в 1987 г. Национальным собранием и созданным в 1992 г. параллельным парламентом - Высшим советом Республики (ВСР). В январе 1994 г. маршал Мобуту объявил о роспуске Национального собрания и объявил единственно полномочным законодательным органом новый Высший совет Республики (общее число членов - 738), состоящий из депутатов Национального собрания, членов ВСР, участников переговоров от основных политических группировок. Временный парламент объявил "переходный период" в 15 месяцев для подготовки новой конституции, референдума по новой конституции и президентских и парламентских выборов.
Главой государства в 1997 г. провозглашен Лоран-Дезире Кабила, лидер Альянса демократических сил за освобождение Конго (Заира). Действие временной конституции приостановлено. (А. К.)

КОНГРЕСС - 1) наименование парламента в некоторых зарубежных странах (США, Колумбия, Филиппины), состоящего из двух палат (в Испании Конгресс депутатов - нижняя палата парламента).
2) Во Франции - орган, созываемый Президентом. Согласно ст. 89 Конституции, инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами Парламента - Национальным собранием и Сенатом - в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Однако референдум не проводится, если Президент передает проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получит большинство в три пятых от поданных голосов. (С. А.)

КОНСТИТУИРОВАНИЕ - предпринимаемые государственным органом или органом местного самоуправления шаги по внутренней самоорганизации. Например, в парламенте К. - избрание председателя парламента и его заместителей, формирование комитетов и комиссий парламента, фракций и депутатских групп и т. д. Как правило, К. происходит в первые недели после избрания (образования) органа. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом.
К. - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Основными компонентами являются:
1) конституционные идеи, в частности, глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом; приоритет человеческой личности, уважение ее достоинства; участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, а демократический порядок их формирования, подчиненность деятельности этих органов интересам народа; наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений; общественное сознание, построенное на убеждении в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права;
2) наличие нормативно-правового фундамента, что проявляется, прежде всего, в создании и принятии официальной конституции, закрепляющей набор конституционно-правовых институтов. Последние в совокупности создают демократический К., когда в них отражаются: демократическое общество и государство; свобода личности, демократические права и свободы граждан; инструменты власти, сочетающие прямое народовластие и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга;
избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов; политический плюрализм и многопартийность;
3) наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции. Налицо может быть реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком К. в данном случае говорить нельзя. Надо предполагать демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть К., когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует (как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.). Таким образом, частью К. является соответствие конституции фактическим общественным отношениям;
4) система защиты конституционного строя и конституции. К. требует верховенства конституции. Нельзя подменять ее положения законом, указом президента, актом правительства. В федеративном государстве не может быть сведT.ния на нет конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и с обеспечением авторитета конституции, в том числе в общественном сознании. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ - понятие, употребляемое в конституционном праве в двух аспектах: 1) соблюдение требований и норм, прямо содержащихся в конституции государства или вытекающих из нее;
2) соблюдение всех законов и иных нормативных правовых актов государства (как общее требование). Термин "конституционная" в данном случае подчеркивает, что требование законности всегда является конституционным по своей сути, так как общие предпосылки законности заложены в конституции государства и развиты в подконституционных актах. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - см.: Основная обязанность.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - 1) отрасль права, а также одна из правовых наук и учебных дисциплин. Предметом К. п. являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:
конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;
основы правового положения личности;
государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;
система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве.
К. п. регулирует названные общественные отношения и способствует их развитию. Отношения, составляющие предмет К. п., принято называть "конституционными" или "конституционно-политическими" отношениями. Это - важнейшие отношения, базовые для общества, государства, всех иных общественных отношений. К. п. является той отраслью права, посредством которой закрепляются самые исходные начала жизни людей в обществе и государстве, управления общественными и государственными делами. У К. п. две главные задачи: во-первых, закрепление основ всего строя общества и государства, характера власти в стране, статуса личности; эти основы развиваются и детализируются далее в нормах различных отраслей права и, прежде всего, самого конституционного права; во-вторых, детальное урегулирование механизмов осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Таким образом, большая часть общественных отношений, составляющих предмет К. п., связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. К тому же от государства исходят все нормы данной отрасли права. Отсюда и распространенные в науке характеристика этой отрасли как "государственного права", а соответствующих общественных отношений - как "государственно-правовых" отношений. В специальной литературе на этот счет имеют место дискуссии и разные точки зрения. В принципе оба понятия ("конституционное право" и "государственное право") имеют право на существование и могут рассматриваться неспециалистами как равнозначные.
Главным источником К. п. является конституция государства. В России - это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.
Источниками К. п. являются законы государства. В Российской Федерации имеются либо должны быть приняты федеральные конституционные законы, федеральные законы по следующим вопросам К. п.: о референдуме, об общественных объединениях, о политических партиях, о гражданстве, о порядке осуществления различных прав и свобод, исполнения конституционных обязанностей, о порядке решения вопросов, связанных с образованием и статусом субъектов РФ, избирательные законы, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, о столице РФ, о государственных символах РФ (гимне, гербе и флаге) и др. Источниками К. п. в РФ является ряд актов палат Федерального Собрания и прежде всего - Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы. Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы К. п., а зачастую и целиком являются источниками этой отрасли права. Акты Правительства, министерств и ведомств также могут быть источниками К. п.
В России как федеративном государстве источниками К. п. являются и нормативные акты субъектов РФ. Это - прежде всего конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а кроме того - их законы, иные нормативные акты во многом по тем же вопросам, которые были названы выше, но с учетом своего уровня. В Российской Федерации источниками К. п. являются некоторые нормативные акты местного самоуправления, например, уставы городов, сельских территорий, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления - думами, собраниями депутатов и т. п. Источниками являются и отдельные акты названных органов: прежде всего их регламенты, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и т. д.
К числу источников К. п. в Российской Федерации можно отнести и договоры между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, различных субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, например, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, о совместных социально-экономических и культурных программах и др.
В Российской Федерации сейчас одним из источников К. п. становятся решения Конституционного Суда (КС) РФ, а в субъектах РФ - их конституционных (уставных) судов.
В Конституции РФ (ст. 15) сказано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Исходя из этого, надо признать международно-правовые нормы возможными источниками К. п. РФ;
2) основное право гражданина, закрепленное в конституции государства. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 162 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29794

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close