Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:41
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ФИНЛЯНДИЯ (Финляндская Республика; Суоми) - государство в Северной Европе. С 1809 до 1917 г. - в составе Российской империи с определенной внутренней автономией. 6 декабря 1917 г. парламент объявил Финляндию независимым государством (независимость признана постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 г.). В 1918-1919 гг. - фактически под протекторатом Германии. 17 июля 1919 г. Ф. провозглашена суверенной республикой. Член Европейского Союза (с 1995 г.). Столица - г. Хельсинки.
Административное деление: 12 губерний (ляни), включая автономную административную единицу Аландские острова.
Действующая Конституция состоит из о конституционных законов:
Акт о форме правления Финляндии (1919 г.); Форма правления Финляндии (1919 г.); Акт об Эдускунте (1926 г. - Устав парламента); Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции (1922 г.); Акт о государственном суде (1922 г.). В 1974 г. в Конституцию были внесены поправки, касающиеся разделения властей, прав личности и т. д.
Глава государства - президент. Согласно закону 1991 г., избирается путем прямых всеобщих выборов по мажоритарной системе в 2 тура сроком на б лет с правом переизбрания еще на один срок. Обладает широкими полномочиями в законодательной сфере, осуществляет совместно с правительством исполнительную власть.
Парламент - Эдускунт - состоит из 200 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Особенностью регламента деятельности парламента является избрание его председателя сроком на 1 год; председатель не имеет права участвовать ни в обсуждении, ни в голосовании.
Правительство - Государственный совет - формируется президентом и несет коллективную ответственность перед парламентом. Общая численность членов правительства не должна превышать 17 человек. За законностью деятельности правительства следит назначаемый президентом канцлер юстиции, докладывающий президенту или парламенту о замеченных нарушениях законности.
Система общих судов возглавляется Верховным судом (председатель и 22 судьи), который имеет в своем составе коллегии по гражданским и уголовным делам. Он также дает заключения по законопроектам.
Апелляционные суды действуют в шести городах. Основная масса дел рассматривается в 150 округах и 10 городских судах. Действуют также суды по трудовым и земельным спорам, суды по водным делам, суд по маркетингу, суд по страхованию и т. д.
Систему административной юстиции возглавляет Верховный административный суд (председатель и 21 судья), руководящий деятельностью 12 губернских административных судов.
Парламент избирает сроком на 4 года парламентского омбудсмана, призванного следить за соблюдением законности должностными лицами. (А. К.)

ФЛАГ - один из атрибутов (символов) государства. Представляет собой, как правило, прямоугольное полотнище, отношение ширины Ф. к его длине бывает 2:3 (например, Государственный флаг РФ), 1:2 (Государственный флаг бывшего СССР, прежний Государственный флаг РСФСР) и др. Крепится к древку, флагштоку, мачте и т. п. Ф. может быть одного цвета либо сочетать несколько цветов, причем каждый несет свою смысловую нагрузку (например, в СССР предпочтение отдавалось красному Ф., но на Ф. союзных республик была кроме того полоса иного цвета; многие государства подчеркивают свою приверженность исламу зеленым цветом всего полотнища Ф. или одной из его полос и т. д.). На Ф. могут быть также изображены символы, особенно почитаемые в данном государстве (например, пятиконечная звезда, серп и молот, двуглавый орел, полумесяц, свастика и др.).
Другими символами (атрибутами) государства являются государственные герб и гимн. Как правило, символы государства устанавливаются его конституцией либо специальным законом или иным актом (актами) общегосударственного значения, кото-рый(е) также определяет(ют) порядок их использования (см. также: Государственный флаг Российской Федерации). (С. А.)

ФОЛКЛЕНДСКИЕ (МАЛЬВИН-СКИЕ) ОСТРОВА - колония Великобритании (с 1833 г.) в юго-западной части Атлантического океана, у берегов Южной Америки.
Административный центр - г. Порт-Стэнли.
Являются спорной территорией. Вопрос о статусе островов до сих пор не решен. Великобритания, вопреки решениям ООН, не проводила деколонизации островов. 2 апреля 1982 г. вооруженные силы Аргентины заняли острова, захваченные Великобританией в 1833 г. Аргентина объявила о восстановлении своего суверенитета над островами. В ходе вооруженного конфликта, повлекшего человеческие жертвы, Великобритании удалось сохранить свое военное присутствие на островах. Временное соглашение о прекращении военных действий 15 июня 1982 г. фактически заморозило вопрос о статусе островов.
При британском губернаторе действуют Исполнительный совет, состоящий из 5 членов (2 члена - по должности и 3 члена, избираемые Законодательным советом)и Законодательный совет из 10 членов (2 члена - по должности и 8 членов, избираемых населением). (А. К.)

ФОНД - 1) государственный или государственно-общественный орган, создаваемый для выполнения определенных государственных функций, управления в соответствующей сфере, аккумулирования и организации использования финансовых ресурсов (например, Пенсионный фонд); 2) совокупность финансовых средств целевого назначения, организация использования которых отнесена к ведению соответствующих исполнительных органов (например, Фонд занятости, дорожные фонды и др.);
3) одна из организационно-правовых форм общественных объединений граждан, цель которой заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. (С. А.)

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения формы - значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Ф. г., как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно менялось и представление о них. Подтверждение тому - десятки, если не сотни, различных мнений и суждений по вопросу о Ф. г., высказанных за всю историю его развития.
Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые, мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под Ф. г., какие Ф. г. существуют, чем они отличаются друг от друга. Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялись "законная монархия" - царская власть - и "незаконная" - олигархия.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, - не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, трансформируется в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа может выродиться в свою противоположность - тиранию. Это, как считал Платон, - самая худшая Ф. г., при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа".
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались и в других странах на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации.
Значительное внимание исследованию Ф. г. уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но среди авторов-современников также нет единства мнений и представлений о понятии, видах и содержании Ф. г. Высказываются самые разные точки зрения. Например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х гг. традиционным было представление о Ф. г. как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому Ф. г. состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Это мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. (М. М.)

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в'1 целом и отдельных его частей.
Существуют две основные разновидности Ф. г. у. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Чехия и др.
Более сложной Ф. г. у. является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления на территории каждого субъекта федерации действуют собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Члены (субъекты) федерации также имеют свои судебные и иные органы, принимают собственные конституцию и законы.
Менее распространенной Ф. г. у. является конфедерация. Она представляет собой объединение, или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации - создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные (экономические, политические, военные и др.) цели.
Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швеицария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве независимых государств (СНГ). (М. М.)

ФОРМА ПРАВА - способ выражения и закрепления правовых велений, или выражения "возведенной в закон воли господствующего класса".
Нередко отождествляется с источником права. В научных и учебных изданиях Ф. п. как способ закрепления правовых велений или выражения "возведенной в закон воли господствующего класса" иногда называют высшей формой. Выделяют также и внутреннюю форму как систему или структуру, внутреннее строение права, как распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования.
Наиболее важными и широко известными Ф. п. являются правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты общественных организаций, прецеденты. Так, важными источниками римского права были деловые обыкновения, представляющие собой правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германской правовой системы характерным источником права в течение длительного времени (XIII- XIX вв.) считалась правовая доктрина.
В качестве важнейших форм мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и к и я с, или суждение аналогии. (М. М.)

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.
При монархической Ф. п. источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства - символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция.
Различают два вида современных республик: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента, а также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
К президентским республикам относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США и др., к парламентарным - Греция, Германия и др.
В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью Президента. Согласно Конституции РФ 1993 г., Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д. (см.: Президент Российской Федерации). (М. М.)

ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ - один из видов депутатских объединений в парламенте (другим является депутатская группа). Ф. п. - объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по списку партии (движения) по пропорциональной избирательной системе, либо выдвинуты (поддержаны) партией (движением) по территориальным избирательным округам и избраны по мажоритарной избирательной системе.
Депутаты, баллотировавшиеся в качестве так называемых независимых кандидатов и избранные в парламент, а также депутаты, не пожелавшие войти во Ф. п., вправе образовывать депутатские группы.
Такая структура существует, в частности, в Государственной Думе (ГД). Согласно Регламенту ГД, фракции и депутатские группы подлежат регистрации и обладают равными правами. Следовательно, различие между ними - указанный выше порядок формирования и численность. Для образования фракции число депутатов, вошедших в палату от партии (движения), значения не имеет. Что касается депутатских групп, то подлежат регистрации лишь те из них, которые насчитывают не менее 35 депутатов. Депутат ГД вправе состоять лишь в одном депутатском объединении.
Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат ГД направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, о целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. После прекращения полномочий Временного секретариата ГД регистрация депутатских объединений осуществляется комитетом по Регламенту и организации работы ГД.
Создание депутатских объединений, и прежде всего фракций, позволяет наладить совместную работу депутатов, координировать их усилия, выработать общую тактику и стратегию при прохождении законопроектов и обсуждении других вопросов в ГД. В определенной мере создание депутатских объединений, особенно фракций, способствует выработке парламентской дисциплины депутатов, в том числе - и при голосовании.
Кроме того, создание Ф. п. депутатской группы связано с определенными организационными преимуществами для депутатского объединения. Оно получает ряд прав: выдвигать своих кандидатов на пост Председателя и заместителей Председателя ГД; иметь своего представителя в Совете ГД и тем самым влиять на его решения, связанные с планированием и порядком обсуждения вопросов; требовать внесения изменений в календарь рассмотрения вопросов на заседаниях ГД; участвовать на пропорциональной основе в формировании состава комитетов и комиссий, включая сюда и замещение должностей их председателей, заместителей председателей; получать слово для выступления от имени данного депутатского объединения при обсуждении вопросов на заседании ГД; высказывать свое мнение, предложения и замечания при обсуждении законопроектов в первом и во втором чтениях; в исключительных случаях требовать возвращения законопроекта с третьего чтения к процедуре второго чтения; получать слово при повторном обсуждении законов, отклоненных Президентом;
получать слово при обсуждении проекта закона о поправках к Конституции; проявлять инициативу в проведении парламентских слушаний;
использовать еженедельно один день работы ГД специально для своих целей; иметь аппарат Ф. п. депутатской группы.
Этот аппарат формируется после регистрации в установленном порядке депутатского объединения и осуществляет свои функции до момента прекращения его деятельности. Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами). Прием на работу и увольнение с работы этих сотрудников оформляются распоряжением Руководителя Аппарата ГД по представлению руководителя депутатского объединения. Расходы на содержание аппарата депутатского объединения определяются с учетом его численности. Эти расходы предусматриваются в смете Думы. Однако они могут быть увеличены за счет привлечения средств политических партий и других общественных объединений, частных лиц. ГД определяет общий порядок получения и расходования Ф. п. и депутатскими группами привлеченных средств (см. также: Депутатское объединение). (С. А.)

ФРАНЦИЯ (Французская Республика) - государство в Западной Европе. Член-учредитель Общего рынка, Европейских Сообществ (ныне - Европейский Союз), постоянный член Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Столица - г. Париж.
Административное деление: 96 департаментов, включая заморские департаменты (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон) и заморские территории (Острова Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия, Сен-Пьер и Микелон) и особую территориально-административную единицу Корсику. Департаменты делятся на коммуны.
С целью более рационального управления территориями на основе Закона о децентрализации (1982 г.) создано 22 области (региона). Исполнительными органами регионов являются региональные советы, департаментов - генеральные советы. Кроме того, существует деление страны на исторические провинции (Ангу-муа, Анжу, Артуа, Беарн, Берри, Бретань, Бурбонне, Бургундия, Ве-нэссен, Гюйенн и Гасконь, Дофине, Иль-де-Франс, Корсика, Лангедок, Лимузен, Лионне, Лотарингия, Марш, Ниверне, Нормандия, Овернь, Они, Орлеане, Пикардия, Приморские Альпы (с 1860 г.), Прованс, Пуату, Руссильон, Савойя (с 1860 г.), Сен-тонж, Турень, Фландрия, Франш-Конте, Фуа, Шампань, Эльзас).
Форма правления - республика (ныне именуется Пятой Республикой,). Действующая Конституция принята референдумом 28 сентября 1958 г. Впоследствии принято несколько поправок, важнейшая из которых - об избрании президента всеобщим голосованием - принята в 1962 г.
Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием по принципу абсолютного большинства голосов в первом туре и относительного большинства - во втором. Срок полномочий - 7 лет.
Президент - центральная фигура институтов власти Пятой Республики. Ему посвящен отдельный раздел Конституции 1958 г. Статья 5 Конституции гласит: "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства".
Президент назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке правительства. Он также назначает других членов правительства по представлению премьер-министра и прекращает их полномочия. Президент председательствует в Совете Министров.
Обширны полномочия президента в законодательной сфере: он про-мульгирует законы в течение пятнадцати дней после передачи правительству окончательного принятого закона, но он может до истечения этого срока потребовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его частей, причем в этом обсуждении президенту не может быть отказано. Он вправе направить любой законопроект в Конституционный совет для проверки его соответствия Конституции. Он может, наконец. передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей или положений международных договоров, если они влияют на функционирование государственных институтов.
Президент Республики в силу ст. 12 Конституции может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания (нижней палаты). Президент назначает на гражданские и военные должности государства, аккредитует послов в зарубежных государствах, является главой вооруженных сил и председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
Творец Конституции Пятой Республики генерал де Голль предусмотрел также право президента, закрепленное в ст. 16, принимать чрезвычайные меры в случае, "когда институты Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей прервано".
Парламент Французской Республики состоит из Сената и Национального собрания. Сенат (321 сенатор) избирается путем косвенных выборов сроком на 9 лет; при этом каждые три года его состав на одну треть обновляется. Национальное собрание (577 депутатов: 555 избираются в избирательных округах метрополии, 22 - в заморских департаментах и территориях) избирается в два тура всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 5 лет.
Законодательная инициатива принадлежит не только членам парламента, но и премьер-министру. Законодательная деятельность парламента ограничена ст. 40 Конституции:
"Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится сокращение государственных ресурсов либо увеличение государственных расходов". Кроме того, правительство может заявить о неприемлемости того или иного предложения или поправки, если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что они ''не относятся к сфере закона" или противоречат перечню сфер законодательных компетенции парламента в ст. 38 Конституции. Отдельный раздел Конституции, посвященный отношениям между парламентом и правительством, разграничивает их компетенции, причем чаще всего в пользу правительства.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Президент назначает премьер-министра и по его представлению - министров. Обычно - это представители партий парламентского большинства, хотя президент вправе назначить министром любого профессионала. Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом и "с любым профессиональным представительством общенационального характера", со всякой государственной службой или с занятием любой профессиональной деятельностью. Правительству при его формировании не требуется вотума доверия. Вместе с тем оно может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия, принятого большинством Национального собрания.
Высшим органом, осуществляющим контроль за соблюдением Конституции, является Конституционный совет, состоящий из 9 членов (три назначаются президентом, три - председателем Сената, три - председателем Национального собрания). Срок полномочий членов Конституционного совета - 9 лет, каждые три года состав Конституционного совета обновляется на одну треть. Председатель назначается президентом Ф. В Конституционный совет могут входить пожизненно все бывшие президенты страны. Запросы в Конституционный совет вправе направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группы депутатов или сенаторов численностью не менее 60 чел. Решения Конституционного совета обязательны для всех государственных административных и судебных органов. В его компетенцию входят также контроль за выборами президента и парламента, за проведением референдумов, а также окончательное объявление их результатов.
Во главе системы общих судов по традиции стоит Кассационный суд, состоящий из 5 палат по гражданским делам и одной палаты по уголовным делам. Имеется также 35 апелляционных судов (30 - в метрополии и 5 - в заморских департаментах) и несколько сотен специализированных трибуналов.
К системе общих судов примыкают также торговые трибуналы и так называемые советы прюдомов - органы разрешения индивидуальных трудовых споров.
Для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента республики в государственной измене, а также министров в совершении преступлений при исполнении служебных обязанностей может создаваться Высокий суд правосудия, возбуждение дел в котором осуществляется по решению обеих палат парламента (они же формируют состав суда).
Систему органов административной юстиции возглавляет Государственный совет, имеющий право рассматривать жалобы на президентские и правительственные декреты и акты министерств и ведомств. В стране действует также 25 административных трибуналов.
Назначение, смещение судей всех судов, а также наложение на них дисциплинарных взысканий входит в компетенцию Высшего совета магистратуры, возглавляемого президентом республики и министром юстиции. (А. К.)

ФРОНТ - распространенное название такой организационно-правовой формы общественных объединений граждан, как движение (массовое движение). (С. А.)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, обусловленные его социально-классовой сущностью, содержанием, основными целями и задачами, стоящими перед ним, выполняемой им в обществе ролью и назначением.
В зависимости от направленности деятельности государства их подразделяют на внутренние и внешние. К числу внутренних Ф.г. обычно относят: функцию охраны общественного порядка, прав и свобод граждан; экономическую функцию;
функцию социальных услуг и обеспечения благосостояния общества;
культурно-воспитательную функцию и др. Внешними Ф.г. являются:
функции обороны, обеспечения делового сотрудничества и партнерства, а также поддержания мира и мирного осуществления.
В зависимости от сфер деятельности Ф. г. классифицируются на экономические, политические, культурные, социальные и др. Основные формы реализации Ф. г. - правотворческая, правоприменительная, надзорная и правоохранительная деятельность государства. (М. М.)

ФУНКЦИИ ПРАВА - функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства.
Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности.
Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например,считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого".
Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 7 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close