Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:42
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ЭСТОНИЯ (Эстонская Республика) -
государство в северо-западной части Европы, на побережье Балтийского моря. В XIII-XVI вв. - владение Германии, затем - Швеции. С1712г. - в составе Российской империи. 24 февраля 1918 г. провозглашена независимость страны (подтверждена 11 ноября 1918 г после капитуляции Германии, оккупировавшей Э.). С ноября 1918 по декабрь 1919 г. в стране находились части Красной Армии. 2 февраля 1920 г. в Тарту подписан мирный договор Э. с РСФСР. 17 июня 1940 г. в страну вошли советские войска (официально - по договору о взаимной помощи 28 сентября 1939 г.). 21 июля 1940 г. Государственная Дума Эстонии (избрана 14-15 июля 1940 г.) провозгласила Эстонскую Советскую Социалистическую Республику. 6 августа 1940 г. Э. принята в состав СССР.
8 мая 1990 г. Верховный Совет провозгласил Эстонскую Республику, а 7 августа 1990 г. признал недействительным присоединение Э. к СССР в 1940 г. 3 марта 1991 г. 77% принявших участие в референдуме высказались за выход из состава СССР. 6 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Эстонской Республики. Столица - г. Таллин.
Административное деление: 15 уездов, которые делятся на волости, и 6 городов центрального подчинения.
Действует Конституция Э., одобренная на референдуме 28 июня 1992 г. Глава государства - президент, избираемый парламентом или коллегией выборщиков сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Однопалатный парламент - Рий-гикогу (Государственное собрание) - состоит из 101 депутата, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года (первый созыв в порядке исключения - на 3 года).
Исполнительная власть осуществляется правительством. Премьер-министра назначает президент с одобрения парламента. Правительство формируется на коалиционной основе.
Для русскоязычного населения Э., составляющего около 35% населения республики, остро стоит проблема приобретения им эстонского гражданства или вида на жительство. (А. К.)

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - понятие, используемое некоторыми гуманитарными науками. Постепенно входит в конституционный лексикон, оставаясь, правда, не до конца определенным. Например, согласно п. "м" ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится "защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей". А в ст. 1 Федерального закона "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. словосочетание "этническая общность" используется достаточно широко, а сама национально-культурная автономия определяется как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Э. о. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 24 мая 1996 г. дано определение коренных малочисленных народов Севера: это - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными Э. о.
Э. о. можно назвать нацию, народность, племя - объединение людей, основанное на языковой, духовно-культурной, социально-психологической (менталитет), во многих случаях (но не всегда) также на бытовой (уклад жизни) и территориальной общности. (С. А.)

ЭФИОПИЯ (с 1995 г. - Федеративная Демократическая Республика Эфиопия; прежние названия: Абиссиния, Эфиопия, Социалистическая Эфиопия, Народная Демократическая Республика Эфиопия) - государство в Северо-Восточной Африке, образовавшееся в XIII в. До 1974 г. - одна из древнейших монархий мира. Столица - г. Аддис-Абеба.
Административное деление: 9 штатов.
После низложения 12 сентября 1974 г. Императора Хайле Селассие I, правившего с 1930 г., приостановлено действие Конституции 1955 г. Вся полнота власти перешла Временному военному административному совету. 12 февраля 1977 г. его Председателем назначен подполковник Менгисту Хайле Мариам (провозглашенный затем Президентом). 21 мая 1991 г. М. X. Мариам вынужден был подать в отставку и покинуть страну. Власть перешла Революционно-демократическому фронту эфиопских народов, который взял курс на стабилизацию внутренней жизни и обеспечение переходного периода.
В 1995 г. состоялись парламентские выборы на многопартийной основе, одобрена новая Конституция.
По Конституции, Э. - федеративное государство с республиканской формой правления. Глава государства - президент - избирается сроком на 5 лет на совместном заседании палат парламента.
Парламент - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Верхняя палата - Совет федерации - состоит из 155 членов, не обладающих законодательными полномочиями. Нижняя палата - Совет народных представителей - состоит из 548 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед Федеральным собранием. Глава правительства - премьер-министр - избирается на совместном заседании обеих палат парламента. (А. К.)

ЮГОСЛАВИЯ (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство.
Столица - г. Белград.
Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик.
Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина.
Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей.
Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - государство на юге Африки; до 1961 г. - британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица - г. Претория.
Административное деление: 9 провинций.
С 1913 г. в стране действует система апартеида,закрепленная рядом законодательных актов: Native Land Act (1913), Native Urban Area Act (1923), Colour Bar Act (1927). С 1948 г. расизм становится официальной идеологией "белого" государства. В 1970 г. черных жителей страны лишают гражданства ЮАР, начинается политика создания 10 бантустанов, в которых планируется расселять коренных жителей по племенному признаку. Конституция 1984 г. закрепляет господство белого населения. Такая политика встретила вооруженное сопротивление небелого населения. Борьбу с расистским режимом возглавил Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г.
Начиная с 1990 г., Президент ЮАР Ф. де Клерк ищет выход из состояния фактической расовой войны в постепенной либерализации режима и ослаблении сегрегации во всех сферах жизни. 22 декабря 1993 г. парламент одобрил временную (на о лет) Конституцию, которая вступила в силу 27 апреля 1994 г. 27 апреля 1994 г. проведены первые выборы в парламент с участием всех рас, на которых победу одержал АНК. 9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала Президентом ЮАР лидера АНК Нельсона Манделу.
4 февраля 1997 г. вступила в действие новая Конституция ЮАР.
Согласно Конституции, глава государства - президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи на ее первом заседании. Кроме того, ею же назначается и заместитель президента.
Парламент состоит из двух палат. Национальный совет провинций (приведен к присяге 6 февраля 1997 г.) состоит из 90 представителей: по 6 постоянных и по 4 альтернативных представителя от каждой из 9 провинций. Национальная ассамблея в составе 400 депутатов избирается путем всеобщего прямого голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется Правительством национального единства во главе с Президентом Южно-Африканской республики. (А. К.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура} с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д.
Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. Статья 48 Конституции РФ предусматривает право каждого на получение квалифицированной Ю. п. В основе этого конституционного положения лежит высокоавторитетное признание сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина, правомерная деятельность организаций возможны в полной мере, когда они осуществляются со знанием дела, квалифицированно.
Поскольку Ю. п. охватывает широкий круг действий (см.: Адвокат), ее могут оказывать квалифицированно хорошо подготовленные юристы. До недавнего времени она осуществлялась, как правило, на должном уровне адвокатами и юристами правовых (юрисконсультских) служб, создававшихся в государственных учреждениях различного уровня, на предприятиях и в общественных объединениях. Но в связи с развитием рыночных отношений и частного предпринимательства и как следствие - значительным ростом потребности в юридических услугах, в данную сферу все активнее вторгаются всевозможные коммерческие организации, производственные кооперативы, а иногда и просто отдельные лица, зарегистрировавшиеся в качестве частных предпринимателей. (К. Г.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - одна из форм (или разновидностей) общесоциальной ответственности (включает также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности).
В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного определения Ю. о. Нередко она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другие считают, что это - "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". Ю. о. рассматривается также как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке".
Вместе с тем общепризнано, что Ю. о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. Ю. о. влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон, сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Ю. о. всегда наступает в ф о р -ме общественного отношения, которое устанавливается между государством (в лице уполномоченных на то органов: суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управомоченной, а правонарушитель - обязанной стороны.
Для возникновения и осуществления Ю. о. на практике требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием Ю. о. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вопрос о наступлении Ю. о.
Весьма важным при решении вопроса о характере и степени Ю. о. является также наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующегося единством таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Учет каждой из них позволяет избежать ошибок при установлении самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение.
По своему содержанию Ю. о. проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. В одних отраслях права (например, в уголовном или административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (например, в гражданском или коммерческом) - на правовосстановительные санкции.
Ю. о. реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. (М. М.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА - категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. (М. М.)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - возможность определенного поведения, действия, закрепленная в нормативном юридическом акте. (С. А.)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ - предусмотренное в законе жизненное обстоятельство, которое лежит в основе возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Ю. ф. представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факторы, которые определяются в нормах права, точнее - в их гипотезах, служат непременным условием возникновения, изменения и прекращения правоотношений, влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений и обеспечиваются государственным принуждением.
В природе и в обществе возникает бесчисленное множество самых различных обстоятельств, жизненных факторов, которые признаются Ю. ф. Для удобства их изучения и практического применения Ю. ф. классифицируются по самым различным основаниям.
Наиболее распространенным критерием классификации Ю. ф. является волевой признак, в соответствии с которым они делятся на действия и события.
Действие представляет собой такой Ю. ф., который полностью зависит от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерное действие выражается в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли человека, совершающего данное действие, в зависимости от намерения вызвать (или не вызывать) своим действием наступление юридических последствий, правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются с целью вызвать определенные юридические последствия. Некоторые из них - акты органов государственного управления, администраций предприятий и учреждений, судебные решения и определения - имеют властный характер. Не имеющие властного характера акты называют сделками (купля-продажа, найм, дарение и др.). Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада и пр.
Неправомерное действие - это действие, не согласующееся с требованием правовых норм, нарушающее правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности причиненного данными действиями вреда, а также вины причинившего вред, неправомерные действия как Ю. ф. подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, а также гражданские правонарушения (деликты).
Событие как Ю. ф. - это явление, не зависящее от воли человека, но влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений и, соответственно, субъективных прав и юридических обязанностей. Только такие события могут рассматриваться в качестве Ю. ф., оказывающих влияние на общественные отношения. Например, стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) влекут за собой возникновение многочисленных правоотношений не сами по себе, а в силу того, что они служат непосредственной причиной травм или гибели людей, разрушения или порчи застрахованного имущества, зданий и т. д. В качестве Ю. ф. - события могут выступать рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии и другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основание для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Для возникновения, изменения или прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные Ю. ф., а их совокупность, система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных Ю. ф., а о сложном фактическом составе, предусматриваемом нормами права. Подобно отдельным Ю. ф., он влечет за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений и тем самым является основанием для наступления юридических последствий. Фактический состав может определяться тем или иным правовым актом конкретно или характеризоваться лишь общими признаками. Примером конкретной характеристики может служить юридический состав - основание для получения пенсии по старости. Здесь требуется несколько конкретных Ю. ф. (достижение определенного законом возраста, наличие трудового стажа, решение самого лица выйти на пенсию, о4зормленно-го в виде письменного заявления, решение компетентного органа о назначении пенсии). (М. М.)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - субъект гражданского права, участник гражданско-правовых отношений. В качестве юридических лиц выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками:
а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно гражданскому законодательству России, Ю. л. могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие объединения, которые не преследуют таковой и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Ю. л. - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Ю. л. - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц носят специальных характер. Ю. л. могут иметь гражданские права и нести обязанности только в строгом соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Законом допускается ограничение правосубъектности Ю. л. в строго ограниченных случаях и в строго определенном порядке. Решение государственного органа об ограничении правосубъективности Ю. л. может быть обжаловано ими в суд.
В отличие от ряда государств, где не требуется регистрации Ю. л., пра-восубъектность последних в России возникает не в момент их учреждения, а в момент их государственной регистрации в органах юстиции. Прекращается правосубъектность Ю. л. в момент завершения их ликвидации. Согласно закону, ликвидация Ю. л. считается завершенной, а Ю. л. - прекратившим существование лишь после "внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц".
В случаях когда для осуществления деятельности Ю. л. требуется получение лицензии, правосубъектность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В каждой стране существуют свой порядок образования, деятельности, и свои виды субъектов права - Ю. л. Они обусловлены конкретными условиями жизни общества, характером и уровнем развития экономических и иных связей. (М. М.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close