Главная » Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
13:49
Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОГИ - предохранительные устройства на автомобильных дорогах для предупреждения или недопущения съезда автомобилей с земляного полотна, разделяемые на ориентирующие, удерживающие и отбойные.
ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЕ - ограждения устраиваемые на дорогах в виде надолб (тумб) и легких ограждений типа перил (прясла), неспособные удержать автомобиль от съезда с дороги и имеющие целью ориентировать водителей о прохождении дороги в насыпи высотою более 1,5 м или на кривой.
ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ УДЕРЖИВАЮЩИЕ - устраиваемые на дорогах в виде сборных железобетонных ограждений из массивных железобетонных тумб с предохранительным железобетонным брусом, железобетонных ограждений с гибкими тросами и ограждений из деревянного бруса или струнобетонных досок на железобетонных столбах, с целью удержать автомобиль от падения на опасных участках дороги, проходящей в высоких насыпях или в горных местностях по краю обрыва.
ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ ОТБОЙНЫЕ - ограждения, устраиваемые на дорогах из упругих гофрированных стальных лент и сеток, реже цементобетонных плит специального профиля на железобетонных, металлических и деревянных опорах-держателях с целью отклонения автомобиля, съехавшего с проезжей части, устраиваемые, главным образом, на поворотах дороги.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДОРОГИ - насаждения из деревьев и кустарников, служащие для декоративных целей, защиты дорог от снежных и песчаных заносов, а также для укрепления откосов.
ОДЕЖДА ДОРОЖНАЯ - многослойная конструкция проезжей части дороги, предназначенная для движения транспортных средств и передающая нагрузку от них на поверхность земляного полотна.
ОДЕЖДА ДОРОЖНАЯ НЕЖЕСТКАЯ - одежда, отдельные слои которой обладают сравнительно малым сопротивлением изгибу.
ОДЕЖДА ДОРОЖНАЯ ПОЛУЖЕСТКАЯ [жесткая] - одежда, покрытие которой и хотя бы верхний слой основания, обладают заметным сопротивлением изгибу (из материалов, укрепленных минеральными, вяжущими).
ОДЕЖДА ДОРОЖНАЯ УПРУГОЖЕСТКАЯ - обладающая значительным сопротивлением изгибу при всех степенях влажности грунта земляного полотна, как при отрицательной, так и положительной температуре.
ОПАЛУБКА - деревянная или металлическая конструкция, предназначаемая для придания бетонным или железобетонным сооружениям требуемой формы в процессе укладки цементобетонной смеси и твердения цементобетона.
ОПЕРАЦИЯ РАБОЧАЯ - технически однородный и организационно неделимый строительный процесс, выполняемый одним рабочим или группой рабочих.
ОПОКИ - тонкопористые горные породы, состоящие из аморфного кремнезема (опал) с примесью кварца, глинистого вещества, иногда кальцита, органического вещества и пр.
ОПОЛЗЕНЬ - отрыв части горной породы от остальной массы с медленным смещением по пластифицированной поверхности скольжения вниз без опрокидывания.
ОПТИМАЛЬНЫЙ - наиболее благоприятный, наиболее отвечающий требованиям.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ - назначение для всех работ, рабочих процессов и операций на строительстве дороги таких способов их выполнения, которые обеспечивали бы наибольшую производительность труда рабочих и работы машин и оборудования и позволили бы в кратчайший срок осуществить строительство дороги с наименьшими затратами трудовых, денежных и материальных средств.
ОСВЕЩЕННОСТЬ - величина светового потока, падающего на единицу освещаемой поверхности, измеряемая в люксах.
ОСНОВАНИЕ (основание дорожной одежды) - несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на дополнительный слой основания или непосредственно на грунт земляного полотна.
ОСНОВАНИЕ СООРУЖЕНИЯ - пласты грунта или конструкции находящиеся ниже фундамента, воспринимающие нагрузку от сооружения.
ОСТАТКИ НЕФТЯНЫЕ - остатки от прямой перегонки нефти, крекинг-остатки или тяжелые нефти.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ [рефюж] - приподнятая или огражденная территория на проезжей части, служащая зоной безопасности для пешеходов.
ОСТРОВОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ - островок, устраиваемый на въезде на автомобильные дороги или на их пересечении в одном уровне, для разделения движения по направлениям.
ОСЦИЛЛОГРАФ - электроизмерительный прибор для записи кривых и визуального наблюдения за быстрым изменением во времени любых физических величин (неэлектрических величин путем преобразователей - датчиков).
ОСЫПЬ - единовременное, а чаще систематическое обрушение с выветривающихся крутых горных склонов раздробленной горной породы с образованием каменного или щебеночного осыпного конуса.
ОТВАЛ ГРУНТА [кавальер] - насыпь, отсыпанная из грунта, не использованного при разработке выемки или из пустой породы при разработке месторождения.
ОТВЕРСТИЕ МОСТА - расстояние в свету между опорами однопролетного моста или сумма расстояний в свету между соседними опорами многопролетного моста.
ОТГОН ВИРАЖА - короткий участок, на котором осуществляют переход от односкатного к нормальному двускатному поперечному профилю проезжей части.
ОТКОСЫ - наклонные к горизонту поверхности, ограничивающие элементы земляного полотна (измеряют отношением высоты, равной единице, к заложению, равному м).
ОТКОСЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - боковые поверхности, характеризуемые степенью их крутизны или уклоном.
ОТМЕТКА - высота точки земной поверхности над определенной горизонтальной поверхностью.
ОТМЕТКА АБСОЛЮТНАЯ - высота точки земной поверхности, исчисленная над уровнем моря (в СССР Балтийского моря).
ОТМЕТКА ПРОЕКТНАЯ - высота точки проектируемой оси проезжей части (или дороги) или бровки земляного полотна.
ОТМЕТКА РАБОЧАЯ - алгебраическая разность проектной отметки и отметки земли в той же точке (положительная при насыпях, отрицательная при выемках).
ОТМУЧИВАНИЕ - способ определения содержания в рыхлых минеральных материалах и полуфабрикатах частиц глины, пыли и мелких и тонких частиц песка мельче 0,1 мм, путем периодического сливания верхней части воды из сосуда, в который оседают взболтанные в воде материалы.
ОТНОШЕНИЕ ВОДОЦЕМЕНТНОЕ - отношение веса воды к весу цемента задаваемое при расчете цементобетонной смеси.
ОТХОД ПРОИЗВОДСТВА - неиспользуемые для дальнейшей переработки остатки сырья и основных материалов, получаемые в процессе производства той или иной продукции, а также при использовании твердого топлива, нефтепродуктов и других материалов.
П
ПАВОДОК - ранний кратковременный подъем уровня и увеличение расходов воды в реке вследствие выпадения ливневых осадков или быстрого таяния снега и льда в бассейне реки.
ПАКЕЛЯЖ - каменно-щебеночное основание, устраиваемое из каменной шашки, устанавливаемой на слое песка вертикально острием вверх с выравниванием поверхности слоем щебня.
ПАНДУС (пологий склон) - наклонная площадка для съезда или въезда автомобилей на мост, в гараж, склад и т.п.
ПАРАПЕТ - невысокая стенка, заменяющая перила и ограждающая дорогу, набережную, мост и т.п., предназначенная для удержания автомобиля от падения за нее.
ПАРК ПОЛЕВОЙ - открытая площадка, приспособленная для стоянки и технического обслуживания дорожных машин и автомобилей на строительстве.
ПАРОМ - судно или несколько связанных между собой судов, предназначенные для перевозки через реки и проливы различных транспортных средств или грузов.
ПАРОПРОГРЕВ - способ ухода за цементобетоном при укладке цементобетонной смеси при отрицательной температуре путем подачи пара в тепляк, укрывающий бетон, а также обогрева трубопроводов и хранилищ в целях размягчения органических вяжущих материалов для их перевозки.
ПАСПОРТ ДОРОГИ - основной документ технического учета, содержащий зафиксированные в определенной связи данные и показатели, точно определяющие назначение и оптимальные условия работы, расходные нормативы, состояние всех дорожных сооружений и происшедших с ними текущих изменений и другие эксплуатационные характеристики данной дороги.
ПАТРОН БОЕВОЙ (боевик) - применяемый при горных работах патрон взрывчатого вещества, содержащий капсюль с отрезком огнепроводного шнура при огневом взрывании или электродетонатор при электрическом взрывании; взрываясь первым, боевой патрон вызывает взрыв заряда, заложенного в шпур, скважину и т.п.
ПЕК - твердый или полутвердый материал темно-бурого цвета, плавкий, получаемый в остатке в результате отгона от сырого дегтя (смолы) оставшихся масел.
ПЕК КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ МЯГКИЙ - пек, получаемый из сырого каменноугольного дегтя (смолы) после отгона масел, выкипающих до 300°.
ПЕК КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ - получаемый в остатке из сырого каменноугольного дегтя после отгона легких, средних, тяжелых и частично антраценовых масел, удовлетворяющий требованиям ГОСТ.
ПЕК КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО ДЕГТЯ - получаемый в остатке из сырого каменноугольного низкотемпературного дегтя, после отгона легких, средних, тяжелых и, частично, антраценовых масел, удовлетворяющий требованиям ГОСТ.
ПЕК КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ СРЕДНИЙ - получаемый в остатке из сырого каменноугольного дегтя (смолы) после отгона всех масел, выкипающих до 360°, применяемый для изготовления составленного дорожного дегтя.
ПЕК ТОРФЯНОЙ - получаемый в остатке после отгона от сырого торфяного дегтя масел.
ПЕНЕТРОМЕТР - лабораторный прибор для количественного установления консистенции (степени мягкости) битума, основанный на измерении глубины проникания в испытуемый образец стандартной иглы, нагруженной в течение определенного времени известным грузом.
ПЕРЕГОНКА ДЕСТРУКТИВНАЯ - нагрев твердого минерального топлива до высокой температуры без доступа воздуха в специальных печах для удаления всех летучих веществ, которые конденсируют и собирают в специальных приемниках, и в результате перегонки получают кокс и сырой деготь (смолу).
ПЕРЕЛОМ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ - точка сопряжения двух различных по направлению или величине продольных уклонов проектной линии.
ПЕРЕМЫЧКА - временное водонепроницаемое заграждение, недопускающее воду в котлован.
ПЕРЕПАД - уступ, устраиваемый для снижения скорости течения воды в боковых и водоотводных канавах и лотках.
ПЕСКОМОЙКА - машина (шнековая или драговая) для промывки песка и отделения примесей мелких частиц.
ПЕСОК - осадочная обломочная (механические отложения) рыхлая горная порода с преобладающим содержанием песчаных частиц и зерен, применяемая в качестве материала для строительных работ (ГОСТ 8736-62) и как грунт для возведения земляного полотна.
ПЕСОК (ГРУНТ) ГРАВЕЛИСТЫЙ - песчаный грунт с содержанием зерен крупнее 2 мм менее 50, но более 25 %.
ПЕСОК (ГРУНТ) КРУПНЫЙ - песчаный грунт с содержанием зерен крупнее 0,5 мм более 50 %.
ПЕСОК (ГРУНТ) МЕЛКИЙ - песчаный грунт с содержанием зерен крупнее 0,1 мм более 75 %.
ПЕСОК (ГРУНТ) ПЫЛЕВАТЫЙ - песчаный грунт с содержанием зерен крупнее 0,1 мм менее 75 %.
ПЕСОК (ГРУНТ) СРЕДНЕЙ КРУПНОСТИ - песчаный грунт с содержанием зерен крупнее 0,25 мм более 50 %.
ПЕСОК АКТИВИРОВАННЫЙ - песок, поверхность которого для повышения его гидрофобности и сцепления с битумом активирована путем обработки в процессе помола анионоактивными добавками.
ПЕСОК ДРОБЛЕНЫЙ - материал для строительных работ, получаемый при дроблении массивных и крупнообломочных горных пород.
ПЕСОК ГРАВЕЛИСТЫЙ - материал для строительных работ, содержащий более 10 % зерен гравия крупнее 5 мм.
ПЕСОК КРУПНЫЙ - материал для строительных работ, содержащий более 50 % зерен, остающихся на сите № 063, и до 13 % зерен, проходящих сито № 014, с модулем крупности (Мк) более 2,5.
ПЕСОК МЕЛКИЙ - материал для строительных работ, содержащий до 15 % зерен, проходящих сито № 014, с удельной поверхностью (S) 100-200 см2/г и модулем крупности (Мк) менее 2,0.
ПЕСОК ОЧЕНЬ МЕЛКИЙ - материал для строительных работ, содержащий до 20 % зерен, проходящих сито № 014, с удельной поверхностью (S) 201-300 см2/г.
ПЕСОК СРЕДНИЙ - материал для строительных работ, содержащий до 50 % зерен, остающихся на сите № 063 и до 10 % зерен, проходящих сито № 014, с модулем крупности 2,5-2,0.
ПЕСЧАНИКИ - осадочные обломочные цементированные горные породы, состоящие из мелких зерен минералов, преимущественно кварца, связанных природным цементом в более или менее плотное тело.
ПЕТРОГРАФИЯ [петрология] - наука, изучающая свойства слагающих земную толщу горных пород, их происхождение, изменение, минералогический и химический составы, строение, условия залегания в земной коре.
ПЕТРОЛАТУМ - вазелинообразный нефтепродукт темно-коричневого цвета, представляющий собой смесь парафинов и церезинов, выделяемый при парафинизации нефтяных дистиллятов.
ПИКЕТ - точка, фиксируемая на местности при производстве горизонтальной или вертикальной съемки площадей и дорог; также определенное расстояние между этими точками (на автомобильных дорогах - 100 м).
ПИКЕТАЖ - выбор на местности точек для установки реек и обозначение их кольями перед нивелированием.
ПИКНОМЕТР - стеклянная колба специальной формы и определенной вместимости, применяемая для точных измерений плотности жидкости и твердых тел.
ПИЛОМАТЕРИАЛЫ - продукция, получаемая при долевой распиловке бревен.
ПИРОЛИЗ - пирогенетическое разложение сложных веществ под действием высокой температуры на более простые (иногда элементы), в отсутствии воздуха, часто в присутствии катализаторов.
ПИРОН - вкладыш, штырь (каменный, металлический) для прочного соединения соседних камней, облицовочных плит и т.п., вводимый в гнезда вертикально и горизонтально соединяемых камней.
ПИСТОЛЕТ-КРАСКОРАСПЫЛИТЕЛЬ - аппарат для окрашивания поверхностей лакокрасочным материалом.
ПИТАТЕЛЬ - машина для равномерной подачи сыпучих и кусковых материалов из бункеров, загрузочных лотков и пр. к транспортирующим или перерабатывающим машинам.
ПЛАН - изображение на бумаге участков земной поверхности в уменьшенном виде без учета ее кривизны.
ПЛАН ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА - план дороги, на котором выделены все участки с крупными объемами работ, показаны карьеры и станции снабжения, намечено размещение всех производственных и вспомогательных предприятий, пути подвоза материалов из карьеров, с заводов, со станций железных дорог и на производственные предприятия и намечены места размещения управления строительства и всех его подразделений, а также зданий будущей службы ремонта и содержания дороги.
ПЛАНИРОВКА - необходимое изменение существующего рельефа территории, т.е. организация рельефа участка, обеспечивающая создание условий для строительства дороги, отвода поверхностных вод и благоустройства незастроенной площади.
ПЛАСТИФИКАТОРЫ (мягчители) - жидкие и твердые, нелетучие и труднолетучие органические соединения, не вступающие в химическую реакцию с обрабатываемыми веществами, но временно сообщающие последним большую эластичность, мягкость и гибкость.
ПЛАСТИЧНОСТЬ - свойство твердых тел необратимо деформироваться под действием внешних сил или внутренних деформаций.
ПЛАСТМАССЫ (пластические массы) [пластики] - материалы, полученные из природных или искусственных высокомолекулярных соединений, способные под влиянием нагревания и давления формоваться и затем устойчиво сохранять приданную им форму.
ПЛЕКСИГЛАС - органическое стекло, приготовляемое из пластифицированных полиметакриловых смол, обладающее большой прочностью и диэлектрическими свойствами.
ПЛЕСЕНЬ - порок древесины, пушистые налеты зеленого, серого, кирпично-красного или розового цвета на поверхности влажной древесины, образуемые плесневыми и другими грибками.
ПЛИНТОВКА - колка крупного камня на куски, удобные для транспортировки или обработки машинами.
ПЛОТНОМЕР-ВЛАГОМЕР - прибор (системы Н.П. Ковалева) для ускоренного определения в полевых условиях фактической плотности и влажности грунта.
ПЛОТНОСТЬ (ρ в кг/м3) - масса единицы объема, т.е. отношение покоящейся массы к ее объему

ПЛОТНОСТЬ ГРУНТА НАИБОЛЬШАЯ - плотность, полученная при данной затрате работы на уплотнение (стандартное уплотнение) грунта, имеющего оптимальную влажность.
ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ - территория в городе или населенном пункте в месте пересечения нескольких улиц, предназначенная для развязки различных видов городского движения, а также для размещения архитектурных комплексов, элементов благоустройства и зеленых насаждений.
ПЛЫВУНЫ - песчаные водоносные грунты, при известных условиях легко переходящие в разжиженное состояние.
ПНЕВМОКАТОК - каток на колесах с пневматическими шинами для укатки грунта, дорожных материалов и полуфабрикатов.
ПОВЕРХНОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ - в условиях предельного равновесия - поверхность в сыпучем теле с предельными касательными напряжениями, а в условиях движения - поверхность, отделяющая область движения от области покоя.
ПОВЕРХНОСТЬ УДЕЛЬНАЯ - отношение площади зерен и частиц минерального материала или грунта к единице занимаемого ими объема в плотном теле (см2/м3) или к единице веса (см2/кг).
Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
Просмотров: 108 | Добавил: creditor | Теги: строительстве и эксплуатации автомо, необходимых при проектировании, СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close