Главная » Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
13:49
Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
ПОГОДОУСТОЙЧИВОСТЬ - способность материала или полуфабриката сохранять в конструкции свои свойства при воздействии различных атмосферных факторов (дождь, снег, ветер и т.п.).
ПОГРУЗЧИК - самоходная подъемно-транспортная машина, применяемая для складывания и погрузки в транспортные средства сыпучих и штучных грузов.
ПОДГРУНТОВКА [протравка] - разлив эмульсии, жидкого или разжиженного битумного или дегтевого вяжущего по запыленной поверхности основания для лучшей связи его с покрытием.
ПОДЗОР - наклонный мощеный откос для временного отделения проезжей части от других элементов дороги или улицы.
ПОДПОР - подъем горизонта воды над бытовым ее уровнем, вызванный преграждением водотока плотиной, его сильным сужением инженерным сооружением, изменением уклона русла, заторами льда, обвалами и т.п. причинами.
ПОДТОВАРНИК - тонкий хвойный кругляк диаметром 8-11 см, длиной 3-9 м, применяемый при строительных работах.
ПОИСКИ (поисковые работы) - отыскание месторождений горных пород и предварительная оценка их качества и объема в месторождении.
ПОКАЗАТЕЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВОДОРОДНЫХ ИОНОВ (рН) - отрицательный десятичный логарифм концентрации Н-ионов, служит показателем физико-химической природы грунтовых вод и оценки их при применении в строительстве (для дистиллированной воды при 22° рН-7, что составляет концентрацию ионов водорода в 0,0000001 г/ион/л).
ПОКАЗАТЕЛЬ СЛЕЖИВАЕМОСТИ - способ оценки удобоукладываемости холодных асфальтобетонных смесей, определяемый количеством ударов гири, падающей с постоянной высоты, необходимых для разрушения образцов.
ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОЕ - верхний слой дорожной одежды, обеспечивающий эксплуатационно-транспортные качества проезжей части и непосредственно воспринимающий воздействия транспортных средств и природных факторов, состоящий из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и основного слоя.
ПОКРЫТИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ [асфальтовые] - усовершенствованные покрытия капитального типа, построенные с применением асфальтобетонных смесей.
ПОКРЫТИЯ ГРАВИЙНЫЕ - покрытия переходного типа, построенные с применением оптимальных гравийных смесей.
ПОКРЫТИЯ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ [асфальтовые] - усовершенствованные покрытия капитального типа, построенные с применением дегтебетонных смесей.
ПОКРЫТИЯ ЩЕБЕНОЧНЫЕ [шоссе, шоссейные покрытия] - покрытия переходного типа, построенные с применением щебня различных сортов по крупности.
ПОКРЫТИЯ ПО СПОСОБУ ПРОПИТКИ (пропитка) - облегченные усовершенствованные покрытия, устроенные по способу пропитки слоя щебня органическими вяжущими.
ПОКРЫТИЯ ПО СПОСОБУ ПОЛУПРОПИТКИ (полупропитка) - облегченные усовершенствованные покрытия, устроенные по способу пропитки органическими веществами щебеночного слоя не на всю его толщину.
ПОКРЫТИЯ ПО СПОСОБУ СМЕШЕНИЯ - облегченные усовершенствованные покрытия из минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (бетонные) - усовершенствованные покрытия капитального типа, построенные с применением цементобетонной смеси.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (БЕТОННЫЕ) МОНОЛИТНЫЕ - цементобетонные покрытия, сооружаемые из цементобетонных смесей, армированных или неармированных, укладываемых на основание непосредственно на месте работ.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (БЕТОННЫЕ) НЕНАПРЯЖЕННЫЕ - монолитные цементобетонные покрытия из цементобетона и железобетона, неподвергавшиеся предварительному напряжению.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (БЕТОННЫЕ) ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ - цементобетонные монолитные покрытия, цементобетон которых в процессе строительства подвергнут предварительному обжатию, которое сохраняется во время эксплуатации, повышает сопротивление цементобетона растягивающим напряжениям, что позволяет снизить толщину покрытия и увеличить длину отдельных плит.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (БЕТОННЫЕ) СБОРНЫЕ - цементобетонные покрытия из цементобетонных плит, изготовленных заранее на заводе или полигоне железобетонных конструкций, и монтируемых на дорожном основании.
ПОКРЫТИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (БЕТОННЫЕ) СБОРНЫЕ КОЛЕЙНЫЕ - дорожные покрытия сборные, сооружаемые в виде полос из цементобетонных плит, укладываемых в местах наката колес автомобилей, применяемые преимущественно на временных дорогах.
ПОКРЫТИЯ СТРУНОБЕТОННЫЕ - цементобетонные монолитные покрытия, устраиваемые путем укладки цементобетонной смеси после натяжения арматуры из предварительно натянутых стальных проволок (струн), закрепленных на временных опорах, расположенных по концам плит, от которых их отделяют после набора цементобетоном не менее 70-80 % проектной прочности, в результате чего напряжение струн сохраняется при эксплуатации за счет сцепления струн с бетоном.
ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДНЫЕ - группа покрытий, сооружаемых с применением минеральных материалов без вяжущих, на автомобильных дорогах III-V категорий, для использования при реконструкции дорог в качестве оснований покрытий усовершенствованных типов.
ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНЫЕ НИЗШИЕ - группа покрытий, не обеспечивающих круглогодичного движения автомобилей; сооружаются с применением грунтов и местных материалов на дорогах IV-V категорий, в расчете на движение незначительной интенсивности и на дальнейшее постепенное (стадийное) усиление одежды.
ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ КАПИТАЛЬНЫЕ - группа покрытий, сооружаемых из различных видов минеральных смесей с применением вяжущих или из штучных каменных материалов, обладающих значительным запасом прочности и рассчитанных на самую высокую интенсивность движения на дорогах I-III категорий.
ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ ОБЛЕГЧЕННЫЕ [черные] - группа покрытий, сооружаемых из различных материалов, обработанных органическими вяжущими в расчете на средние размеры интенсивности движения на дорогах II-IV категорий.
ПОЛЗУЧЕСТЬ МАТЕРИАЛОВ - медленное нарастание пластической деформации материала во времени при длительно действующих постоянных нагрузках, меньших чем те, которые вызывают остаточную деформацию в момент их приложения.
ПОЛИМЕРЫ - вещества из макромолекул, состоящих из многочисленных элементарных структурных звеньев (мономеры), соединенных между собой в длинные цепи линейного или разветвленного строения.
ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ - химический процесс образования высокомолекулярных соединений из низкомолекулярных (так называемых мономеров), причем образующиеся полимеры имеют тот же элементарный состав, что и исходные мономеры.
ПОЛОВОДЬЕ - период длительного закономерного подъема уровня воды в реке и увеличения ее расходов, происходящие вследствие таяния снегов и стока накопленных в речном бассейне за зимний период атмосферных осадков.
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - полоса проезжей части по ширине, условно считаемая занимаемой движущимися автомобилями, складываемая из ширины автомобиля и зазоров безопасности.
ПОЛОСА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ - полоса движения, устраиваемая дополнительно для расширения проезжей части, чтобы увеличить ее пропускную способность: на трудных подъемах для обгона легковыми автомобилями грузовых, снижающих скорость движения на подъем, в местах остановок общественного транспорта для возможности обгона остановившихся автобусов и т.п.
ПОЛОСА ДОРОЖНАЯ [полоса отвода] - территория, предназначенная для размещения земляного полотна и всех вспомогательных дорожных сооружений и линейных зданий.
ПОЛОСА КРАЕВАЯ [бордюрная] - устраиваемая вдоль проезжей части узкая полоса из выделяющихся по цвету материалов с целью обозначения ее границы и предохранения кромки от обламывания.
ПОЛОСА ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ [скоростной шлюз] - полоса движения, устраиваемая в дополнение к основным полосам проезжей части для обеспечения торможения и разгона автомобилей, выходящих из общего потока, движущегося по основным полосам или при въезде автомобилей в общий поток, предусматриваемая на пересечениях и примыканиях дорог I-II категорий в местах съездов и въездов, как для правых, так и для левых поворотов, а при количестве, равном 100 и более выходящих из потока автомобилей в сутки, и на дорогах III категории.
ПОЛОСА РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ - предназначенная для разделения проезжей части на две и более частей для потоков с различными направлениями или различных по составу автомобилей.
ПОЛОТНО ЗЕМЛЯНОЕ [дорожное п.] - комплекс сооружений из грунта, как предназначенных для размещения проезжей части и других элементов и сооружений дороги, так и образованных для возведения земляного полотна при взятии или отвале грунта.
ПОЛУФАБРИКАТ - продукция промышленности или производственного предприятия строительной организации (щебень, асфальтобетонная или цементобетонная смесь и т.п.), предназначенная для изготовления деталей и изделий или для строительства дорожных сооружений, отвечающая требованиям ГОСТ и технических условий, которая после одной или нескольких стадий обработки или рабочих операций (процессов) станет деталями, изделиями или готовыми сооружениями.
ПОНИЗИТЕЛИ ТВЕРДОСТИ - адсорбирующиеся вещества, повышающие эффективность диспергирования.
ПОРИСТОСТЬ МАТЕРИАЛА - количество пор и поровых каналов между отдельными частицами и зернами материала, определяемое отношением общего объема пустот к геометрическому объему образца материала с пустотами.
ПОРИСТОСТЬ ОСТАТОЧНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА - объем пор, выраженный в процентах от веса асфальтобетона, находящегося в покрытии после уплотнения асфальтобетонной смеси.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ - минеральные образования (агрегаты), состоящие из одного или нескольких минералов, обладающие более или менее постоянным минералогическим составом и структурой, образующими в верхних слоях земной коры сплошные залежи (месторождения) различных отдельностей или скоплений обломков различной крупности.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ АСФАЛЬТОВЫЕ [асфальты] - известняки, доломиты, песчаники и пески, содержащие природный битум или асфальтит.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ИЗВЕРЖЕННЫЕ ГЛУБИННЫЕ (интрузивные) - разновидности изверженных горных пород, образовавшиеся в результате застывания расплавленной магмы, не достигшей поверхности земли, под ее верхними слоями.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ИЗВЕРЖЕННЫЕ (магматические) - горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, излившейся в верхние слои земли и при застывании превратившейся в массивы высокой прочности.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ИЗВЕРЖЕННЫЕ ИЗЛИВШИЕСЯ (эффузивные) - разновидности изверженных горных пород, образовавшиеся в результате застывания расплавленной магмы на поверхности земли в виде покровов, потоков, куполов, жил.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ (видоизмененные) - горные породы, образовавшиеся вследствие преобразования изверженных или осадочных горных пород под влиянием высоких температур.
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ОБЛОМОЧНЫЕ РЫХЛЫЕ - разновидности (механические отложения) осадочных (валуны, галька, гравий, песок) и изверженных горных пород (вулканические пеплы).
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ОБЛОМОЧНЫЕ ЦЕМЕНТИРОВАННЫЕ - разновидности осадочных (песчаники, конгломераты) и изверженных горных пород (вулканические туфы).
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ОСАДОЧНЫЕ - горные породы, образовавшиеся путем накопления минеральных веществ, главным образом, из водной среды, уплотнения и цементации их; различают химические осадки (гипс, каменная соль), обломочные породы (гравий, песок, глинистые породы), сцементированные (конгломераты, песчаники) и органические (известняк, мел).
ПОРОДЫ ГОРНЫЕ ГОРЕЛЫЕ [терриконики] - горные породы, сланцевые пустые из угольных шахт с различной степенью обжига в результате самовозгорания оставшегося в породе некоторого количества угля, в конических отвалах (терриконах) шахт.
ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ - всякие отклонения от нормы, выражающиеся в изменении внешнего вида древесины, снижении прочности, нарушении правильности ее строения и цельности тканей и клеточных оболочек (сучки, трещины, гниль и др.).
ПОРОХ - взрывчатое вещество в виде серо-угольно-селитренной смеси, превращение которого при инициировании тепловым импульсом происходит в форме взрывного горения.
ПОРОШОК АСФАЛЬТОВЫЙ - материал, полученный при измельчении асфальтовой породы.
ПОРОШОК МИНЕРАЛЬНЫЙ [заполнитель] - тонкоизмельченный минеральный материал, состоящий в значительной мере из частиц размером меньше 0,071 мм, вводимый в состав асфальто- и дегтебетонной смеси в целях повышения тепло- и водоустойчивости битума, увеличения плотности минерального скелета, что повышает механическую прочность и температурную устойчивость асфальто- и дегтебетона.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ [силикатный цемент] - гидравлическое вяжущее, получаемое путем совместного тонкого измельчения цементного клинкера, в составе которого преобладают силикаты кальция, и необходимого количества гипса и активной минеральной добавки: при затворении водой, твердеющее в воде и на воздухе.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ АЛИТОВЫЙ - в котором преобладает содержание трехкальциевого силиката в силикатах кальция.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ БЕЛИТОВЫЙ - в котором преобладает содержание двухкальциевого силиката в силикатах кальция, отличающийся медленным твердением.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ БЫСТРОТВЕРДЕЮЩИЙ (БТЦ) - портландцемент, высокотонкого помола (удельная поверхность 5000-6000 см2/г), с увеличенной добавкой гипса и содержанием трехкальциевого силиката (50-60 %), трехкальциевого алюмината (9-11 %). образцы которого через 3 суток в жестком растворе (1:3) имеют предел прочности при сжатии 300 кГ/см2,
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ГИДРОФОБНЫЙ - приготовленный путем введения в обычный портландцемент при его помоле гидрофобно-пластифицирующей добавки, понижающей гигроскопичность портландцемента при его хранении и повышающей подвижность, удобоукладываемость и морозостойкость бетона и растворов на этом цементе.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ (в том числе пластифицированный и гидрофобный) - содержащий пониженное количество трехкальциевого алюмината (не более 8 %) с содержанием введенных при помоле не более 10 % добавок доменного гранулированного шлака и не содержащий других добавок с началом схватывания не ранее 2 часов.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ПЛАСТИФИЦИРОВАННЫЙ - приготовленный введением в обычный портландцемент при его помоле пластифицирующей добавки, придающей цементобетонным смесям и растворам на этом цементе повышенную подвижность, удобоукладываемость и морозостойкость.
ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ПУЦЦОЛАНОВЫЙ - приготовленный с повышенным содержанием гидравлической минеральной добавки (20-40 %), обладающий медленным нарастанием прочности, повышенной водостойкостью и нестойкий при твердении на воздухе, применяемый преимущественно при строительстве подводных и подземных сооружений, находящихся во влажной или водной среде.
ПОРФИРЫ - общее наименование горных пород с порфировыми выделениями щелочного полевого шпата, кислого плагиоклаза, кварца, биотита и редко роговой обманки.
ПОТОК СВЕТОВОЙ (Ф) - произведение силы света на величину телесного угла, в который посылают световой поток; единица измерения - люмен (лм).
ПОЧВА - верхний слой земной коры, подвергшийся длительному воздействию атмосферных факторов, влаги, микроорганизмов и растительности, содержащий в верхних горизонтах гумус.
ПРЕДЕЛ ПЛАСТИЧНОСТИ ГРУНТА - влажность, соответствующая переходу от полутвердой к пластичной консистенции грунта, при которой грунт содержит преимущественно связанную воду, определяемую путем раскатывания грунта в проволочку.
ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ - наибольшее напряжение при испытаниях на одноосное растяжение (сжатие), до которого сохраняется прямая пропорциональность между напряжениями и деформациями.
ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ [временное сопротивление] - условное напряжение при испытаниях на одноосное растяжение (сжатие), равное отношению наибольшей нагрузки, предшествовавшей разрушению образца к первоначальной площади его сечения.
ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ ГРУНТА - влажность, соответствующая переходу от пластичной к текучей консистенции грунта, определяемая по погружению в грунт конуса.
ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ МАТЕРИАЛОВ - напряжение, отвечающее нижнему положению площадки текучести в диаграмме одноосного растяжения (сжатия) для материалов, имеющих такую площадку.
ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ - напряжение при одноосном растяжении (сжатии), при котором остаточные деформации впервые достигают некоторой весьма малой величины, устанавливаемой техническими условиями.
ПРЕДЕЛ УСАДКИ ГРУНТА - влажность, при которой грунт переходит от твердой консистенции к полутвердой и при этом состоянии объем его практически больше не уменьшается.
ПРЕДЕЛ УСТАЛОСТИ (ВЫНОСЛИВОСТИ) МАТЕРИАЛА - устанавливаемое опытами наибольшее (амплитудное) напряжение симметричного цикла, при котором материал не разрушается от условно заданного (обычно весьма большого) числа циклов.
ПРЕДПРИЯТИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ - обеспечивающее бесперебойное выполнение технологическогопроцесса (склады, ремонтные мастерские, парки, стоянки и т.п.), как непосредственно на строительном объекте, так и на его производственных предприятиях.
ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ - выполняющие работы по обслуживанию основного и вспомогательного производства (т.е. всех строительных работ, производственных и вспомогательных предприятий) электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом и т.п.
ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - обеспечивающие строительство материалами, полуфабрикатами, изделиями и деталями.
ПРИБОРЫ - собирательное название устройств для измерений, контроля, испытаний материалов, управления машинами и т.п.
ПРИБОР СОКСЛЕТА - прибор, предназначенный для определения содержания вяжущего в битумных и дегтевых смесях экстрагированием с помощью горячего растворителя.
ПРИБОР СТАНДАРТНОГО УПЛОТНЕНИЯ - прибор, применяемый для определения наибольшей плотности грунта при оптимальной влажности.
ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ - приборы, применяемые при адеструктивных и других испытаниях в которых проходит электронный (электрический) ток через вакуум.
ПРИЕМКА ДОРОГИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ - принятие законченной дороги или участка в постоянную эксплуатацию после окончания всех работ, предусмотренных проектом, с оценкой их качества и проверкой объемов.
ПРИЕМКА ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОМПЛЕКСНО ЗАКОНЧЕННЫХ РАБОТ - имеет цель - установление качества и объема выполненных работ, соответствия их проектным материалам и техническим правилам производства работ, для оплаты этих работ финансирующим банком.
ПРИЕМКА ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СКРЫТЫХ РАБОТ - принятие работ, которые частично или полностью впоследствии будут скрыты, для получения разрешения на производство последующих работ.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - дополнительное оборудование или устройство, облегчающее труд рабочего, выполняющего вручную рабочие операции.
ПРОБА [образец] - отобранное установленным путем некоторое количество материала или полуфабриката, необходимое для приготовления определенного количества образцов для испытания и оценки.
ПРОГИБОМЕР - прибор для измерения линейных перемещений.
ПРОГИБОМЕР МАДИ - ЦНИЛ ГУШОСДОРА - прибор для ускоренного определения в полевых условиях прочностных свойств дорожной одежды по величине ее прогиба под колесом расчетного автомобиля.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ - время в секундах, прошедшее с момента обнаружения водителем опасности до момента применения им тормозов.
ПРОДУКТ ПОБОЧНЫЙ - получаемый на промышленном предприятии одновременно с основной продукцией.
ПРОДУКЦИЯ (продукт) - результат производства в виде созданных строительной организацией или ее подразделениями материалов, полуфабрикатов, деталей или изделий или выполненных работ производственного характера.
ПРОЕЗЖАЕМОСТЬ ДОРОГИ - возможность движения с расчетной скоростью в различные периоды года.
ПРОЕКТ - комплекс технической документации, содержащий описание с принципиальными обоснованиями, расчеты, чертежи, макеты сооружений, предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции.
ПРОЕКТ ТЕХНИЧЕСКИЙ - подробный комплекс проектных документов (более подробный, чем в проектном задании) для осуществления новых, неосвоенных технологических процессов, строительных решений по сложным сооружениям, выполняемым не по типовым проектам и чертежам.
ПРОЕКТИРОВКА ОБЕРТЫВАЮЩАЯ - устарелый способ проложения проектной линии дорог в условиях равнинного и слабохолмистого рельефа, по возможности параллельно поверхности земли, с возведением земляного полотна из боковых резервов, с отступлением от этого правила лишь на пересечениях пониженных мест.
ПРОЕКТИРОВКА СЕКУЩАЯ - способ проложения проектной линии со срезыванием холмов выемками и использованием грунта из них для отсыпки в пониженных местах.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - важнейший экономический показатель, характеризующий величину выработки на одного рабочего в единицу рабочего времени.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляемый в процессе производства работ техническим персоналом, который руководит работами (главный инженер, производители работ, мастера, начальники отрядов) с целью обеспечения качества работ, соответствия их проектным материалам и требованиям технических правил производства работ.
Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
Просмотров: 81 | Добавил: creditor | Теги: строительстве и эксплуатации автомо, необходимых при проектировании, СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close