Главная » Словарь технических терминов
21:54
Словарь технических терминов
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС – устройство в системе питания двигателя внутреннего сгорания; служит для подачи жидкого топлива к смесеобразующему устройству. В качестве топливного насоса применяют плунжерные насосы. К топливным насосам относятся также топливоподающие насосы (шестеренные, мембранные) в системах питания автомобилей, авиационных двигателей. Часто топливные насосы объединяют с распылителем.
ТО́ПЛИВНЫЙ НАСО́С ВЫСО́КОГО ДАВЛЕ́НИЯ (ТНВД) ДИ́ЗЕЛЬНОГО ДВИ́ГАТЕЛЯ - топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определенным давлением и в определенный момент цикла, точно отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке приложенной к коленчатому валу. По способу впрыска различают топливные насосы непосредственного действия и с аккумуляторным впрыском.
ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР – устройство для очистки топлива в системе питания двигателя внутреннего сгорания. Топливные фильтры предназначены для отделения механических примесей, которые могут засорять жиклеры в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания топливные насосы и форсунки в дизелях. Обычно применяют топливные фильтры грубой и тонкой очистки, устанавливая их последовательно на топливной магистрали. Иногда топливные фильтры конструктивно объединяются с отстойником, в котором топливо освобождается от более тяжелых жидких примесей (вода, тяжелые масла) и крупных твердых частиц.
ТОРМОЗ – механизм или устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины. Торможение транспортных машин (например, автомобилей, локомотивов) осуществляется силами трения, действующими на колеса, реже — на один из валов трансмиссии. На транспортных машинах применяют колодочные, дисковые и ленточные тормоза. Привод тормозов бывает механический, гидравлический, пневматический и электрический.
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ – технологическая жидкость для гидросистем тормозов (ГОСТ 26098–84). В качестве тормозной жидкости применяют смесь этилового спирта-ректификата (около 40 %) и касторового масла, к которой добавляют органический краситель. Например, тормозная жидкость БСК, представляет собой смесь касторового масла и бутилового спирта в соотношении 1:1 с добавлением органического красителя и применяется для гидравлических систем привода тормозов и сцеплений грузовых и легковых (кроме «ВАЗ») автомобилей.
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА - деталь тормозной системы, которая непосредственно обеспечивает процесс торможения за счет прижатия к тормозному диску (дисковые тормозные колодки) или к тормозному барабану (барабанные тормозные колодки).
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ – приводится для испытаний типа «ноль», то есть проверка производится при холодных тормозах с полной нагрузкой автомобиля.
ТОРСИОН - стальной стержень определенной длины, работающий на скручивание, выполняющий функции пружины. Изготовляется из термически обработанной стали, допускающей большие напряжения кручения и значительные углы закручивания (десятки градусов). Применяется, главным образом, в подвесках автомобилей, в многопоточных редукторах для выравнивания моментов между параллельными передачами и т.д. Один из концов торсиона жестко закреплен на раме или несущем кузове автомобиля, а на другом конце установлен рычаг. Усилие на свободном конце рычага создает момент, закручивающий торсион.
ТРАК – деталь гусеничного движителя; представляет собой фигурную, стальную пластину с выступающими гребнями для сцепления с грунтом.
ТРАКТОР – самоходная машина для перемещения и приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий, для привода стационарных машин, а также буксирования бортовых и саморазгружающихся прицепов. В сельском хозяйстве, кроме тракторов общего назначения, применяются пропашные, садово-огородные, болотные, горные и другие специализированные тракторы. В лесном хозяйстве используются трелевочные тракторы. Тракторы промышленного типа изготовляются различных модификаций – с учетом установки на них погрузочного, бульдозерного, рыхлительного, кранового и другого оборудования. Гусеничные тракторы обладают малой нагрузкой на грунт и большой силой тяги; поэтому они имеют более высокую проходимость, чем колесные; максимальная скорость их перемещения составляет 12 км/ч. Колесные трактора имеют малую массу, просты в устройстве и эксплуатации, хорошо приспособлены к работе с навесными машинами, более маневренны, имеют большую транспортную, скорость до 40 км/ч. Давление на грунт колесных тракторов 0,1…0,35 МПа, гусеничных до 0,1 МПа. На трактора устанавливают в основном дизели или (реже) карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. Трактор состоит из рамы, силовой передачи, гусеничного или колесного движителя и управления. Кроме того, все трактора комплектуются гидравливческой системой для привода навесного или прицепного рабочего органа.
ТРАМБЛЕР – распространенное название прерывателя-распределителя зажигания карбюраторного двигателя.
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО – нефтяное смазочное масло для механических трансмиссий. (ГОСТ 26098–84.) Например, масло трансмиссионное для промышленного оборудования (нигрол) (ТУ 101529–75) – для зубчатых передач, включая крупногабаритные открытые передачи промышленного оборудования, подъемно-транспортных машин; масла трансмиссионные, масла ТМ5-12рк (ТУ 38101844–80) – для передач всех типов, включая гипоидные и т. д.
ТРЕЙЛЕР – прицеп для перевозки тяжеловесных неделимых грузов. Трейлеры имеют низкую ступенчатую раму, обеспечивающую малую погрузочную высоту. Для уменьшения удельной нагрузки на дорогу трейлеры выполняют многоосными с большим числом колес малого диаметра на одной оси (6 – 8). Грузоподъемность трейлера до 100 т и выше. Платформа трейлера имеет металлический настил и бортовой брус; оборудуется откидными трапами, а иногда снабжается механизмами для погрузки и разгрузки.
ТУРБИНА – 1) лопастное колесо, преобразующее энергию обтекающих его лопасти газов или жидкости в энергию вращения вала, на котором оно установлено 2) турбокомпрессор.
ТУРБИНА КОМПРЕССОРА – турбина двухвального газотурбинного двигателя, установленная на валу компрессора и приводящая его в действие.
ТУРБОНАДДУВ – наддув - подача воздуха под давлением в цилиндры двигателя с помощью газовой турбины и центробежного нагнетателя (турбокомпрессора).
ТЯГА – 1) деталь, передающая тягу от одной детали на другую; 2) тяга рулевая 3) мощность двигателя.
ТЯГА РУЛЕВАЯ – часть рулевого управления, обеспечивающая передачу усилия поворота с рулевого механизма на поворотные кулаки колес.
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО – механизм прицепного автомобиля-тягача, служащий для соединения и разъединения автомобиля-тягача с прицепом.

У_________________________________________________________________________

УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ - один из параметров регулировки зажигания - момент проскакивания искры между электродами свечи в зависимости от угла поворота коленчатого вала (и расположения поршней). Называется так, потому что устанавливается до прихода поршня в ВМТ, что обеспечивает полноту сгорания топливно-воздушной смеси. Регулируется вручную небольшим поворотом трамблера и автоматически - октан-корректором.
УДЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА, Ge – отношение часового расхода топлива Gт к эффективной мощности двигателя (г/кВтч).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ – свойство управляемого водителем автомобиля сохранять в определенных дорожно-климатических условиях заданное направление движения и изменять его в соответствии с воздействием на рулевое управление.
УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ – свойство, характеризующее его способность сохранять заданное направление движения при воздействии внешних сил, стремящихся отклонить его от этого направления, а также после прекращения действия возмущающих сил.
УПРОЧНЕНИЕ – повышение прочности (пределов упругости, текучести, прочности) материала, осуществляемое путем наклепа, закалки, старения, химико-термической обработки и др. Для упрочнения металлов применяют термические, химико-термические, термомеханические и механические методы. К химическим и химико-термическим методам относятся закалка, азотирование, цементация, цианирование и др. Для упрочнение стали и некоторых других сплавов используется термомеханическая обработка. Механический метод – поверхностное упрочнение при дробеструйной обработке или обкатке. Для упрочнения деталей применяют наплавку. Упрочнение пластмасс достигается введением в них наполнителей или ориентированием металла вдоль оси.

Ф_________________________________________________________________________

ФАРА – электрический фонарь в передней, а иногда и в задней, части транспортной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других машин для освещения дороги. Различают фары для ближнего и дальнего света, а также противотуманные фары.
ФАЭТОН – название кузова автомобиля с мягким открывающимся верхом (тентом), с двумя или тремя рядами сидений и двумя или четырьмя дверями, со съемными боковинами или убирающимися вместе с рамой стеклами. Фаэтоном называют также и легковой автомобиль с таким кузовом.
ФИЛЬТР МАСЛЯНЫЙ – устройство для очистки масла от мелких частиц, находящихся в масле во взвешенном состоянии. Очистки масла только отстаиванием в маслоотстойниках недостаточно, так как взвешенные в масле очень мелкие примеси не оседают. Фильтры масляные разделяются на две группы: для низких и высоких давлений. Первые в качестве фильтрующего материала имеют чаще всего ткани, металлические сетки или их комбинации. Войлочные фильтры выполняются из пластин войлока, надетых на трубу с отверстием. Для тонкой фильтрации масла применяют картонные бумажные материалы, фильтрующие элементы. Преимущество тонких фильтров – возможность задержания не только твердых частиц, но и части смол. Более тонкая очистка масла от пропущенных фильтром частиц, воды, грязи производится с помощью центрифуг – главным образом в автомобилях и тракторах повышенной мощности двигателя.
ФЛАНЕЦ - соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.
ФОРСУНКА – устройство с одним или несколькими отверстиями для распыления жидкого топлива. Различают струйные, центробежные и струйно-центробежные, одно- и двухкомпонентные форсунки. Используют для обеспечения равномерности и более полного сгорания топлива в топках котлов, камерах сгорания тепловых двигателей и т. д.
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА – муфта, передающая вращающий момент за счет сил трения между пластинами или дисками ведущей и ведомой полумуфт; позволяет осуществлять плавное сцепление валов при любой частоте их вращения, исключает большие динамические нагрузки в механизмах и шум при пуске.
ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА – устройство для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью сил трения, возникающих, например, между цилиндрами или конусами, посаженными на валы и прижимаемыми друг к другу.
ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ – механизм для передачи или изменения движения за счет сил трения между его звеньями; применяют в тормозах, муфтах, бесступенчатых передачах и т. д.
ФУРГОН – 1) специализированный закрытый кузов грузового или грузопассажирского автомобиля, прицепа или полуприцепа, предназначенного для перевозки определенных грузов; 2) большая крытая повозка для клади.

Х_________________________________________________________________________

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ – совокупность элементов шасси, образующих тележку транспортных, сельскохозяйственных, дорожно-строительных, лесных и других машин. Например, в ходовую часть автомобиля входят рама, мосты, подвеска, колеса с шинами.
ХОЛОСТОЙ ХОД – перемещение машины (её рабочего органа или инструмента) в технологическом цикле (приёме) без выполнения полезной работы.

Ц_________________________________________________________________________

ЦЕПЬ – гибкое изделие, состоящее из отдельных последовательно соединенных жестких звеньев. По назначению различают цепи приводные (для передачи движения), тяговые (для перемещения грузов), грузовые (для подвески и подъема грузов).
ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения).
ЦИЛИНДР – одна из основных деталей машин и механизмов, например, двигателя
внутреннего сгорания, паровой машины, гидравлической и пневматической системы – полая деталь с цилиндрической внутренней обработанной поверхностью.
Ч_________________________________________________________________________

ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВС - двигатель, в котором рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала.
ЧЕРВЯЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА – механизм для передачи вращения между скрещивающимися валами посредством винта (червяка) и сопряженного с ним червячного колеса. Обеспечивает большое передаточное число (до 300 и более). Применяется в силовых передачах. Недостатки червячной зубчатой передачи: невысокий КПД (0,5 – 0,85) и быстрое изнашивание элементов.
ЧИП-ТЮНИНГ - перепрограммирование контроллера системы управления двигателем. Это достигается заменой в контроллере микросхемы флэш-памяти или ее перепрограммированием. Изначальные (заводские) калибровки контроллера настроены на усредненные значения эксплуатационных характеристик автомобиля. Изменением калибровок можно влиять на динамические характеристики, расход топлива автомобиля и др. Существует много вариантов тюнинговых программ, самыми распространенными из которых являются «Спорт» и «Экономия».

Ш_________________________________________________________________________

ШАРНИР – подвижное соединение деталей, конструкций, обеспечивающий вращение только вокруг общей оси или точки.
ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ – механизм, звенья которого образуют только вращательные кинематические пары (шарниры). Различают плоские (наиболее распространенные) и пространственные шарнирные механизмы Простейший шарнирный механизм — шарнирный четырехзвенник (например, насос-качалка нефтяного промысла). Достоинства шарнирного механизма – возможность получать более сложное движение рабочего органа машины без применения пружин и других устройств для обеспечения постоянства связи звеньев (например, в кулачковых механизмах), простота изготовления, высокий КПД, долговечность.
ШАРОВАЯ ОПОРА – деталь подвески, конструктивно выполненная в виде частично закрепленного шара с пальцем (шарового пальца), обеспечивающая вращательные и ограниченно линейные перемещения во всех направлениях в плоскости своего крепления.
ШАРОВЫЙ ПАЛЕЦ – 1) болт с шаровой головкой - часть шаровой опоры или рулевого наконечника. В некоторых авто с разборными наконечниками или рулевой трапецией может использоваться и заменяться самостоятельно, например, у Волги 2) ШО.
ШАССИ – 1) совокупность частей транспортных, сельскохозяйственных, лесных и других машин, служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для передвижения машин и управления ими. Шасси включает силовую передачу, ходовую часть и механизмы управления; 2) взлетно-посадочное устройство самолета. Различают шасси с хвостовыми колесами, с передними колесами и другие. В гидросамолетах шасси служат корпус или поплавки.
ШАТУН – соединяет поршень с коленчатым валом .передаёт усилия между ними.
ШЕВРОННОЕ КОЛЕСО – зубчатое колесо с V-образными (угловыми) косыми зубьями. Иногда применяются многошевронные колеса (с несколькими рядами косых зубьев). По сравнению с прямозубыми шевронные колеса более бесшумны и лучше работают на изгиб. При установке шевронное колесо не требуется упорных подшипников, так как осевые усилия, действующие на каждую половину зуба, взаимно уравновешиваются.
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС – роторный насос с рабочим органом в виде двух шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод. Шестеренные насосы снабжаются предохранительным клапаном, который при достижении максимально допустимого давления перепускает жидкость со стороны нагнетания на сторону всасывания. Шестеренный насос используют для подачи нефтепродуктов и других жидкостей без абразивных примесей.
ШЕСТЕРНЯ – меньшее колесо сопряженных пар зубчатых колес.
ШИНА ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ – резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки при наезде колеса на мелкие неровности дороги. Различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина состоит из камеры – замкнутой резиновой трубки, в которую накачивается воздух, и покрышки, назначение которой – противостоять давлению воздуха в камере и предохранять камеру от повреждений. Снаружи покрышка защищена толстым слоем резины – протектором, который имеет канавки и выступы, образующие его рисунок. В бескамерных шинах под действием внутреннего давления воздуха, борта покрышки плотно прилегают к закраинам обода колеса, что обеспечивает необходимую герметичность.
ШКИВ – деталь ременной (канатной) передачи, представляющая собой колесо, обод которого имеет цилиндрическую или профилированную (для клиновых ремней) форму. Применяют также ступенчатые шкивы, являющиеся блоком нескольких (обычно 3 – 4) шкивов различных диаметров.
ШЛАНГ – гибкая трубка (рукав) из нескольких слоев прорезиненной материи, покрытой изнутри и снаружи слоем резины. Изготовляют также резиновые, пластмассовые и другие шланги. Для прочности их иногда бронируют проволокой. Шланги применяют в различных областях техники для подачи газов и жидкостей.
ШТОК - обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе.
ШТУЦЕР - деталь трубопровода или его соединительного узла, представляющая собой втулку, один из концов которой имеет внутреннюю или наружную резьбу для крепления к различным ёмкостям или трубопроводам. Форма другого конца штуцера зависит от способа присоединения к последующим деталям. Штуцером называют также отрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска.

Щ_________________________________________________________________________

ЩУПЫ – калиброванные пластины для проверки зазоров между поверхностями. Толщина одной пластины 0,02–1 мм. Обычно щупы длиной 100 мм поставляют наборами, а щупы длиной 200 мм — отдельными пластинами. Основные размеры щупов стандартизированы.

Э_________________________________________________________________________

ЭБУ - электронный блок управления. ECU - электронный блок управления или ЭБУ. То есть ECU это Electronic Control Unit. В современном автомобиле имеется множество разнообразных ECU. Они относятся к тормозам, трансмиссии, подвеске, системе охраны, климатической установке, навигации и прочему. Самый важный - это блок управления двигателем. В различных источниках ему могут соответствовать названия как ECU, так и DME (Digital Motor Electronics), ECM (Engine Control Module), PCM (Powertrain Control Мodule) и некоторые др.
ЭКОНОМАЙЗЕР – 1) приспособление в карбюраторе, служащее для обогащения горючей смеси при полном или близком к полному открытии дроссельной заслонки; 2) элемент котла.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ – автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электрическими двигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей или других источников электрической энергии, установленных на этом же автомобиле. Перспективен для городского транспорта. Основные достоинства электромобиля – бесшумность, отсутствие токсичных выпускаемых газов, высокие динамические качества. Основные недостатки – малый запас хода (требует частой зарядки аккумуляторных батарей), большая масса автомобиля.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД – электропривод , электромеханическое устройство для приведения в действие механизмов и машин, в котором источником механической энергии служит электродвигатель с передаточным механизмом и управляющей аппаратурой.
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОДОВЫЙ КЛЮЧ - это чип, в котором при изготовлении записан уникальный код, достаточно длинный для того, чтобы сделать невозможным его подбор за разумное время.
ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ (ЭУР) - то же, что и ГУР, но вместо насоса, перекачивающего жидкость, роль помощника выполняет электромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затем снова включается;
ЭНЕРГИЯ – общая мера различных форм движения материи, рассматриваемых в физике.
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ – свойства, формируемые с целью повышения эффективности деятельности водителей автомобилей, сохранения здоровья водителей и пассажиров за счет создания конструкций, в которых учитываются характеристики пользователей.
ЭФФЕКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ – мощность, снимаемая с вала двигателя и представляющая собой разность между индикаторной мощностью (Ni) и механической мощностью, затрачиваемую на преодоление сил трения в двигателе (Nтр).

Ю_________________________________________________________________________

ЮБКА – часть поршня двигателя внутреннего сгорания, расположенная за поршневыми кольцами ближе к шатуну.

Я_________________________________________________________________________

ЯКОРЬ электрической машины – подвижная часть электрической машины постоянного тока в обмотках которой при вращении индуктируется электродвижущая сила.

РАСШИФРОВКА АББРЕВИАТУР
ABS (Anti-lock braking system) - антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его управляемость. Сейчас применяется на большинстве современных авто;
ABC (Active Body Control) - активный контроль кузова. Система активной подвески кузова автомобиля.
AC – кондиционер;
AIRBAG - подушка безопасности;
AMT (Automatic Manual Transmission) - механическая коробка с автоматическим переключением передач с помощью гидравлических или электрических исполнительных механизмов;
ARC - активный контроль крена. (Система, уменьшающая крен кузова автомобиля на поворотах. Заменяет стабилизаторы поперечной устойчивости. Изменяет жесткость пневматических или гидропневматических упругих элементов. Управление осуществляется от компьютера, получающего сигналы от датчиков поворота руля, боковых ускорений и др.);
ASR – это система, регулирующая привод ведущих колес. Используется для предотвращения пробуксовки ведущих колес во время разгона автомобиля. Является составляющим элементом ESP;
BITURBO - турбонаддув с двумя турбонагнетателями;
CBC (Cornering Brake Control) - электронная система перераспределения тормозных сил по бортам автомобиля;
CCB (Ceramic Composite Brake) - керамический композитный тормоз;
CTPS - контактный датчик давления в шине. Датчик, устанавливаемый в пневматической шине, сигнал от которого, используется для информирования водителя о давлении в каждой, конкретной шине автомобиля;
Common rail - система питания дизеля с «общей рейкой». (Система питания дизелей, в которой насос высокого давления подает топливо в общий аккумулятор - рейку, а подача топлива в цилиндры двигателя осуществляется с помощью форсунок с электронным управлением. Система работает при высоких давлениях, более 100 Мпа, и обеспечивает лучшие показатели мощности, топливной экономичности и меньшую шумность работы дизеля);
CVT (Continuously Variable Transmission) - бесступенчатая трансмиссия с вариатором;
DSG (Direct Shift Gearbox) - коробка передач прямого переключения - объединяет в себе два сцепления и две коробки передач. Благодаря этому одна ступень сменяет другую буквально в одно мгновение;
DOHC (Double Overhead Camshaft) - ГРМ с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. (Привод таких газораспределительных механизмов осуществляется от коленчатого вала двигателя с помощью цепной или ременной передачи);
EBD (Electronic Brake Distribution) - В немецком варианте - EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung). Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла - распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси;
ECS - электронная система управления жёсткостью амортизаторов;
EDC (Electronic Damper Control) - электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. "Электроника" сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC "приказывает" амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой;
EDL (Electronic Differential Lock) - cистема электронной блокировки дифференциала;
ECU (Electronic Control Unit) - блок электронного управления работой двигателя;
EHB (Electro Hydraulic Brake) - электрогидравлический тормоз. (Тормозная система, в которой гидравлическая система выполняет силовые функции, а управление торможением осуществляется с помощью электрических сигналов);
ESP (Electronic Stability Programm) - Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - электронная система стабилизации. Речь идёт об электронном комплекте стабилизации. ESP собирает информацию с датчиков авто, определяет опасные ситуации и вносит коррективы в действия водителя;
ETC (Electronic Throttle Control) - система электронного управления дроссельной заслонкой. В автомобилях, оборудованных системой Electronic Throttle Control, привод дроссельной заслонки осуществляется посредством электродвигателя, а не педали акселератора, как при обычной конструкции. Блок управления системой определяет текущее положение дроссельной заслонки при помощи датчиков и осуществляет ее перемещение в соответствии с текущим режимом работы двигателя и задаваемой водителем нагрузкой;
HDC (Hill Descent Control) - система с электронным управлением, замедляющая скорость движения автомобиля на спуске. Применяется на автомобилях повышенной проходимости.
HID - газоразрядная лампа. Современные газорязрядные источники света высокого напряжения, "ксеноновые фары", обеспечивающие лучшее освещение дороги и большую долговечность.
HPI (High Pressure Injection) - впрыск топлива при высоком давлении;
HPU (Hybrid Power Unit) - гибридная силовая установка;
GPS - глобальная навигационная система;
SUV (Sport Utility Vehicle) - автомобиль повышенной проходимости;
TCS – (Traction control) антипробуксовочная система — система, предотвращающая потерю тяги автомобиля. TCS контролирует пробуксовку ведущих колёс, тем самым упрощая управление авто на влажной дороге и помогает восстановлению сцепления с дорогой.
PCS – поговорим о безопасности водителя и пассажиров. Если столкновения избежать невозможно, система PCS автоматически отключает электропитание, устанавливает подголовники в оптимальное положение и натягивает ремни;

Системы впрыска GDI, DFI, FSI;
На авто с дизельным мотором часто устанавливают CDI или CRDi. Речь идёт о системах, позволяющих добиться высокой производительности агрегата, снизить объем вредных выбросов и минимизировать расход топлива;
GDI (Gasoline Direct Injection) - непосредственный впрыск бензина. Система питания ДВС, в которой бензин впрыскивается с помощью двухрежимных форсунок в цилиндры двигателя. Впервые серийный выпуск таких двигателей был осуществлен компанией Mitsubishi. Двигатель может работать на сверхбедных смесях. Имеет улучшенные показатели мощности, топливной экономичности и меньшие выбросы вредных веществ в атмосферу, но чувствителен к качеству бензина;
CIDI (Compression Ignition Direct Injection) - дизельный двигатель с непосредственным впрыском;
VVT, CVVT, VVTi – система автоматической смены фаз газораспределения. Оптимизирует характеристики мотора, снижает затраты топлива и улучшает динамику;
4WD, 4x4, AWD. Так обозначают полноприводные автомобили;
4WD (4 Wheel Drive) - автомобиль с четырьмя ведущими колесами.
AWD (All Wheel Drive) - автомобиль со всеми ведущими колесами.
4WS, AWS, 4WAS. Полноуправляемая машина, колёса задней оси которой отклоняются на небольшой угол от первоначального положения;
EGR - система рециркуляции отработавших газов. Система с электронным управлением, в которой с целью снижения вредных выбросов в атмосферу, часть выхлопных газов, на определенных режимах работы двигателя, подается обратно в цилиндры ДВС;
RWD (Rear Wheel Drive) - автомобиль с приводом на задние колеса;
TCM (Transmission Control Module) - контрольный модуль трансмиссии (Электронный блок управления трансмиссией);
TWI (Tread Wear Indicator) - индикатор износа шины. Выполняется в виде выступа в подканавочном слое шины. Положение индикатора наносится на боковине шины в виде стрелки и надписи TWI.
VIN - у каждой машины есть свой VIN или идентификационный номер. Он является уникальным.
Нормы ACEA – моторные масла разделяются на три класса: А - класс масел для бензиновых двигателей; В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty); уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами; дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, ACEA E2-96 или ACEA E4-96).
Нормы API – масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а масла для дизельных двигателей коммерческих автомобилей - категория С (commercial). Старые категории API CA B CB не обсуждаются.
Теги: Словарь технических терминов
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: Словарь технических терминов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close