Главная » Справочник дорожных терминов
16:16
Справочник дорожных терминов
Освещенность - световой поток, падающий на единицу освещаемой поверхности. Единица освещенности - люкс ( лк ).

Ослепление - снижение способности глаза различать объекты в результате чередования адаптации глаза к свету и темноте.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на срок до 5 минут или на больший период времени, если это необходимо непосредственно для посадки или высадки пассажиров либо погрузки или выгрузки грузов.

Остановка вынужденная - прекращение движения транспортного средства из - за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя ( пассажира ) или появлением препятствия на дороге.

Островок безопасности - элемент наземного пешеходного перехода, устраиваемый для улучшения организации и повышения безопасности. Островок безопасности обозначают линиями разметки или устраивают приподнятым над проезжей частью дороги.

Островок направляющий - элемент пересечения и примыкания дорог в одном уровне, позволяющий разграничивать движение транспортных потоков. Островок обозначают линиями разметки или устраивают приподнятым над проезжей частью дороги.

Островок разделительный - элемент пункта сбора платы за проезд, возвышающийся над проезжей частью дороги и предназначенный для размещения кабины кассира - контролера, ограждений, опор навеса и необходимого оборудования.

Ответчик - устройство в виде маркера со штрих - кодовым обозначением, закрепленного на внешней стороне транспортного средства, или в виде приемопередатчика, расположенного внутри транспортного средства, предназначенное для бесперебойной связи с запросчиком поста сбора платы или поста регистрации въезда и для совершения операций по оплате за проезд при использовании автоматической технологии сбора платы.

Падение пассажира - дорожно - транспортное происшествие, при котором произошло падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.

Полосы трясущие - поперечные полосы на поверхности дорожного покрытия, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или фрезерования асфальтобетона, при движении по которым возникают вибрация транспортного средства и шум, заставляющие водителей повысить внимание.

Порог звукового давления - минимальная величина звукового давления, воспринимаемая человеческим ухом как звук. Международным соглашением пороговое звуковое давление установлено равным 2 × 10-5 Н / м 2.

Правила дорожного движения - единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, устанавливаемый нормативным актом.

Прогиб ограждения динамический - наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении относительно оси балки недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.

Пропускная способность поста сбора платы - максимальное количество транспортных средств, которое может пройти через пост сбора платы, обычно измеряемое в автомобилях в час ( авт./ ч ).

Пункт ( станция ) сбора платы за проезд - имущественный комплекс, включающий здания, сооружения, площадки, специальное оборудование и предназначенный для контроля въезда и / или выезда с платной автомобильной дороги ( дорожного объекта ), сбора платы за проезд или выдачи въездного талона ( билета ), а также для сбора, учета, обработки, передачи и хранения информации о транспортном потоке и поступающих денежных средствах.

Рабочая ширина зоны взаимодействия автомобиля и ограждения ( рабочая зона ) - наибольшее горизонтальное смещение кузова автомобиля, наехавшего на ограждение, находящегося в нем груза или самого ограждения в поперечном направлении относительно лицевой поверхности балки недеформированного ограждения.

Равномерность освещенности - отношение максимальной горизонтальной освещенности поверхности к средней.

Равномерность яркости - отношение минимальной яркости одной из точек освещаемой поверхности к средней яркости данной поверхности.

Разметка вертикальная - обозначения в виде сочетаний черных и белых полос, наносимые на дорожные сооружения и элементы оборудования дорог, показывающие их габариты и служащие средством зрительного ориентирования.

Разметка горизонтальная - обозначения, наносимые на проезжую часть дороги ( линии, стрелы, надписи и другие обозначения ), устанавливающие определенные порядок и режимы движения.

Разметка дорожная - линии, надписи и другие обозначения на проезжей части дороги, бортовых камнях, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог, применяемые самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.

Регулирование движения координированное - автоматическое переключение светофоров, обеспечивающее свободное движение транспортных средств на главной дороге.

Регулирование дорожного движения - совокупность воздействий на участников дорожного движения с целью обеспечения оптимальной скорости и безопасности движения транспортных средств и пешеходов посредством дорожных знаков, разметки, светофоров или действий службы дорожной инспекции.

Режим дорожного движения - комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами и количество маневров ( перестроений, обгонов ).

Световозвращатель ( катофот ) - отражатель световых лучей, особенность которого состоит в отражении падающих на него лучей света в обратном направлении ; устанавливают на ограждениях, разметочных кнопках, подпорных стенах, сигнальных столбиках.

Стеклосферы - прозрачные сферические стеклянные шарики, используемые для обеспечения видимости в свете фар дорожных знаков и разметки.

Стойка ограждения - вертикальный элемент ограждения, закрепленный в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите и служащий опорой для монтажа на нем кронштейна и балки барьерного удерживающего ограждения.

Столбик сигнальный - направляющее устройство в виде столбика, изготовленного из пластических материалов, резины или металла ; используют для зрительного ориентирования водителей в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях ; устанавливают на обочинах автомобильных дорог при отсутствии опор светильников наружного освещения и удерживающих ограждений.

Столкновение - дорожно - транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог ; столкновения разделяют на фронтальные, попутные и боковые.

Стоянка - остановка транспортного средства на срок более 5 минут, если это не связано с необходимостью посадки или высадки пассажиров либо погрузки или разгрузки грузов.

Стоянка автомобильная ( автостоянка ) - оборудованная площадка или уширение проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей вне населенных пунктов или специально оборудованные площадки в населенных пунктах.

Тумба с искусственным освещением - направляющее устройство, состоящее из полупрозрачного стеклянного или пластмассового пустотелого корпуса и встроенного внутри него светильника с источником света, питаемого от источника энергоснабжения ; используется для улучшения видимости возвышающихся островков безопасности и направляющих островков, начального участка разделительной полосы, подпорных стен транспортных тоннелей в темное время суток.

Удерживающая способность ограждения - показатель, характеризующий способность ограждения рассеивать энергию наехавшего на него автомобиля с допустимым воздействием инерционных перегрузок на водителей и пассажиров, предотвращать опрокидывание автомобиля и выбег его под большим углом в сторону проезжей части. В конкретных дорожных условиях удерживающую способность каждого типа дорожного ограждения определяют с учетом допустимого динамического прогиба ограждения и максимальной рабочей ширины зоны взаимодействия автомобиля и ограждения. Установлено десять уровней удерживающей способности ограждений.

Управление дорожным движением - комплекс мероприятий, направленных на формирование оптимальных режимов дорожного движения.

Уровень звука - уровень звукового давления, в частотную характеристику которого введ е на стандартная коррекция «А», учитывающая плохую слышимость человеческим ухом звука высоких и низких частот по отношению к средним.

Условия движения - реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство в данный момент ( дорожные условия, транспортный поток, состояние окружающей среды ).

Условия дорожные - совокупность геометрических параметров, транспортно - эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.

Устройства направляющие - элементы обстановки дороги ( сигнальные столбики, тумбы с искусственным освещением, вехи, приподнятые направляющие островки и островки безопасности ), предназначенные для улучшения зрительного ориентирования водителей и пешеходов особенно в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участок ограждения начальный ( концевой ) - участок удерживающего ограждения, снабженный насадкой округленной формы или устроенный с отгоном балки ( парапета ) к бровке земляного полотна и с понижением балки или верхней грани парапета до уровня земли с целью предотвращения удара автомобиля о жесткий торцевой участок ограждения.

Участок ограждения переходный - участок удерживающего ограждения, располагаемый на переходной плите мостового сооружения и предназначенный для сопряжения мостовых и дорожных ограждений, а также участок ограждения, соединяющий односторонние и двухсторонние ограждения на разделительной полосе.

Шлагбаум - устройство для полного или частичного закрытия движения на дороге.

Шум - звук, вызывающий болезненное восприятие, раздражение или мешающий восприятию полезных звуков.

Шум транспортный - непостоянный во времени шум, формируемый движением автомобилей в транспортном потоке.

Шумозащитное сооружение - сооружение, предназначенное для снижения транспортного шума на дорогах в жилой застройке или прилегающей к ней территории ( грунтовый вал, шумозащитный экран, перекрытия проезжей части и т. д.). Роль шумозащитного сооружения может выполнять любое препятствие между дорогой и застройкой, противодействующее прямому распространению звука и обладающее достаточной высотой, протяженностью и звукоизоляцией.

Эквивалентный уровень звука транспортного шума - уровень звука постоянного шума, оказывающего такое же воздействие на человека, как и данный непостоянный во времени транспортный шум. Допустимые значения установлены для жилых и общественных зданий и помещений, прилегающей территории санитарными нормами.

Экран противоослепляющий - устройство, предотвращающее ослепление водителей светом фар встречных автомобилей, применяемое вместе с удерживающими ограждениями и состоящее из сеток, пластин, щитов или других вертикальных элементов, ограничивающих распространение светового потока.

Яркость - отношение силы света, излучаемого участком поверхности в данном направлении, к проекции участка светящей поверхности на плоскость, перпендикулярную данному направлению, измеряемое в канделах на квадратный метр ( кд / м 2 ).

Яркость дорожного покрытия средняя - средневзвешенная по площади яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаз наблюдателя, находящегося на оси проезжей части дороги, измеряемая в канделах на квадратный метр ( кд / м 2 ).

7. Мостовые сооружения и переходы. Трубы и фильтрующие насыпи
7.1. Общие понятия. Классификация мостовых сооружений
Акведук - мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п.

Виадук - мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.

Высота моста - расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.

Высота проезда - наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.

Высота под мостом свободная - наименьшее расстояние от низа пролетного строения до уровня высоких вод или расчетного судоходного уровня ( если есть судоходство ).

Высота строительная - наибольшее расстояние от низа пролетного строения до уровня проезжей части пролетного строения, измеренное по ее оси.

Габарит подмостовой - предельное, перпендикулярное к направлению течения очертание границ пространства в пролете моста, внутрь которого не должны заходить элементы конструкций моста или расположенных под ним устройств.

Габарит приближения конструкций - предельное, перпендикулярное к продольной оси сооружения очертание пространства, внутрь которого не должны заходить какие - либо элементы конструкций моста или расположенных на нем устройств.

Галерея - сооружение, расположенное вплотную к горному склону, перекрывающее расположенную у него горную дорогу, и обеспечивающее пропуск над ней продуктов обвала ( снежных лавин, осыпей и камнепадов ).

Длина моста - расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста - первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста - последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.

Длина пролетного строения - расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.

Испытание моста - загружение моста нагрузкой с целью контроля его технического состояния и выявления особенностей его работы и соответствия проектным параметрам и расчетам.

Книга мостового сооружения - технический документ, содержащий сведения о сооружении, его грузоподъемности, происшествиях на сооружении, осмотрах и ремонтах мостового полотна, пролетных строений и опор, регуляционных сооружений, обследованиях и испытаниях, мероприятиях по обеспечению безопасности проезда.

Мост - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.

Различают:

по назначению:

- автодорожный - для автомобилей и пешеходов ;

- железнодорожный - для железной дороги ;

- городской - для городских транспортных средств и пешеходов ;

- пешеходный - для пешеходов ;

- совмещенный - для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях ;

- специальный - для пропуска трубопроводов, кабелей и т. п.;

по виду применяемых материалов в пролетном строении: деревянный, каменный, бетонный, металлический, железобетонный, сталежелезобетонный ;

по уровню расположения проезжей части:

- с ездой поверху - проезжая часть расположена по верху пролетных строений ;

- с ездой понизу - проезжая часть расположена на уровне низа пролетных строений ;

- с ездой посередине - проезжая часть расположена в средней по высоте части пролетного строения ;

по длине:

- малый - длиной более 25 м, но не более 100 м ;

- большой - длиной более 100 м или если один из пролетов более 60 м ;

- внеклассный - длиной более 500 м или если один из пролетов более 150 м ;

по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:

- высоководный - мост, пролетное строение которого находится над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода ;

- низководный - мост, пролетное строение которого затопляется при проходе высоких вод ;

- подводный - мост, пролетное строение которого располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются с целью обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести ;

по сроку службы:

- временный - мост с ограниченным сроком службы ;

- постоянный - мост, предназначенный для длительной эксплуатации, срок службы которого определяется долговечностью материала конструкции ;

по статической схеме пролетного строения: балочный, арочный, рамный, вантовый, висячий, комбинированный.

Мост арочный - мост, основными несущими элементами пролетных строений которого являются арки или своды. Различают арочные мосты с двухшарнирными, трехшарнирными и бесшарнирными арками ( сводами ).

Мост балочный - мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций.

По статической схеме различают: разрезные, температурно - неразрезные, неразрезные и консольные.

Мост вантовый - мост, пролетное строение которого состоит из балки жесткости и поддерживающих ее наклонных элементов - вант, закрепленных на пилонах и выполняющих функции упругих опор.

Различают:

- по восприятию распора ( распорные, безраспорные );

- по числу плоскостей вант ( одна или две ):

- по взаимному положению вант ( «пучок» - радиальное ; «арфа» - ярусно - параллельное ; «веер» - ярусно - расходящееся ; «звезда» - ярусно - сходящееся ).

Мост висячий - мост, в пролетном строении которого главными несущими элементами служат гибкие кабели, поддерживающие балку жесткости с помощью подвесок и передающие усилия на пилоны.

Различают:

- безраспорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости ;

- распорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные опоры.

Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов
Теги: Справочник дорожных терминов
Просмотров: 15 | Добавил: creditor | Теги: Справочник дорожных терминов | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close