Главная » Справочник дорожных терминов


16:17
Справочник дорожных терминов
Пята арки ( свода ) - часть арки или свода, непосредственно или при помощи опорных частей примыкающая к опоре моста и служащая для передачи опорной реакции.

Раскос - 1) элемент конструкции пролетного строения или опоры моста, располагаемый наклонно к их продольной оси и работающий на сжатие или растяжение ; 2) наклонный элемент решетки фермы пролетного строения моста, работающий на сжатие или растяжение.

Различают восходящие и нисходящие к середине пролета раскосы. В раскосной ферме с параллельными поясами при действии равномерно распределенной нагрузки нисходящие раскосы растянуты, а восходящие сжаты. Если нагрузка распределена неравномерно, то в одной или нескольких средних панелях возможно отступление от этого правила.

Распорка - горизонтальный стержневой элемент конструкции, работающий на сжатие.

Ребро жесткости - элемент сварной сплошностенчатой металлической балки, обеспечивающий устойчивость ее стенки.

Ригель опоры - верхний элемент опоры со сваями или стойками, имеющий жесткое соединение с ними.

Ростверк свайный - конструкция верхней части свайного фундамента в виде железобетонной плиты, объединяющей сваи в жесткую пространственную конструкцию. Различают высокий, если низ плиты находится на некоторой высоте от поверхности грунта, и низкий, если плита соприкасается с грунтом.

Рыбка - вытянутая в виде ромба металлическая накладка, перекрывающая сварные стыки элементов металлических мостов.

Свая - стержневой элемент круглого или прямоугольного сечения, полностью или частично заглубляемый в грунт для передачи нагрузки от сооружения на основание.

Сваи различают:

- по способу устройства:

- буронабивная - буровая свая, выполненная путем заполнения литым бетоном пробуренной скважины ;

- бурообсадная - буровая свая, образованная с оставлением в скважинах обсадной трубы, заполняемой бетоном ;

- забивная - свая, предварительно изготовленная и погружаемая в грунт путем забивки или вибрации ( вибропогружением );

- с уширением - буронабивная свая с уширением на конце, выполненная путем заполнения бетоном полости в грунте, полученной при бурении или взрывом в основании заранее пробуренной скважины ;

- винтовая - свая, погружаемая в грунт путем ее завинчивания и имеющая лопасти в нижней части ;

- свая - оболочка - полый цилиндр большого диаметра, заглубляемый в грунт вибропогружением ;

- по схеме работы:

- висячая - свая, несущая способность которой определяется в основном сцеплением грунта по ее боковой поверхности ;

- свая - стойка - свая, несущая способность которой определяется сопротивлением грунта по ее острию.

Связи поперечные - конструкции рамного типа, располагаемые в вертикальных поперечных плоскостях пролетных строений, служащие для обеспечения совместной работы их балок или ферм. Повышают общую пространственную жесткость пролетного строения при наличии верхних и нижних продольных связей, что способствует более эффективному включению в работу всех ферм при внецентренном относительно оси моста положении временной нагрузки.

Связи продольные ( ветровые ) - связи, располагаемые в уровне верхнего и нижнего поясов главных ферм пролетного строения. Они воспринимают горизонтальные поперечные воздействия ветрового давления, горизонтальные поперечные удары от подвижной нагрузки и центробежные силы в криволинейном пролетном строении.

Слезник - устройство в виде выступа или бороздки на нижней горизонтальной поверхности края плиты проезжей части или тротуарного блока, предотвращающее попадание воды, стекающей по вертикальной грани, на фасадные поверхности пролетного строения.

Слив - наклонно расположенная плоскость подферменной площадки, а также других элементов опоры, обеспечивающая сток воды с поверхностей тела опоры.

Слой антикоррозионный - нижний элемент одежды ездового полотна металлического моста, предназначенный для защиты металла от коррозии.

Слой выравнивающий - нижний бетонный слой одежды ездового полотна, укладываемый на поверхность железобетонной плиты проезжей части для ее выравнивания под гидроизоляцию.

Слой защитно - сцепляющий - элемент одежды ездового полотна на металлических пролетных строениях, обеспечивающий совместную работу покрытия с листом настила.

Слой защитный ездового полотна - элемент одежды ездового полотна из различных материалов ( цементобетона, асфальтобетона и др.), укладываемых на гидроизоляцию для предохранения ее от повреждений.

Сопряжение с подходами - конструктивное выполнение узла примыкания моста к насыпи подхода за устоем.

Стакан анкерный - элемент, в котором закрепляют концы проволочных канатов и вант, обеспечивающий возможность включения их в работу на растяжение.

Стенка заборная - стенка, устраиваемая в свайном устое из вертикальных и горизонтальных элементов для удержания грунта насыпи.

Стенка обратная - боковая стенка устоя, удерживающая засыпку за устоем.

Стенка шкафная - жестко связанная с устоем стенка, отделяющая торец пролетного строения и зону расположения опорных частей от грунта насыпи подхода.

Стенка щековая - фасадный элемент сводчатого моста, удерживающий грунтовую засыпку над сводом.

Стойка перильная - вертикальный несущий элемент перил, закрепленный в пролетном строении или тротуарном блоке, служащий для опирания на него поручня.

Стрела подъема - вертикальное расстояние от наивысшей точки оси арки ( свода ) до линии, соединяющей ее пяты.

Стык бетонируемый - стык, в котором зазор между железобетонными элементами, имеющими арматурные выпуски, заполнен армированным бетоном.

Стык клееный - стык, в котором зазор между элементами заполнен клеем.

Стык клеештыревой - стык в деревянных или железобетонных конструкциях, выполненный с помощью штырей, вклеенных в отверстия в стыкуемых элементах, и клея, заполняющего зазор между ними.

Стык петлевой - бетонируемый стык растянутых железобетонных элементов, в котором арматурные выпуски из торцов имеют форму петель, внутри которых бетон в пространстве между петлями работает на всестороннее сжатие.

Схватка - вспомогательный элемент деревянных мостов, служащий для связи их отдельных элементов.

Тело опоры - часть массивной опоры или устоя между оголовком ( верхом подферменной плиты - при отсутствии оголовков ) и фундаментом.

Тротуар моста - часть мостового полотна, предназначенная для движения пешеходов. Различают повышенный тротуар, если расположен выше уровня проезда, или пониженный, если расположен в уровне проезжей части.

Трубка водоотводная - конструктивный элемент системы водоотвода для спуска поверхностной воды с ездового полотна и тротуаров, а также воды, стекающей по слою изоляции. Располагается в пониженных местах поперечного сечения моста.

Трубка дренажная - конструктивный элемент, служащий для вывода фильтрационных вод из - под гидроизоляции и из пониженных мест у деформационного шва.

Упор - конструктивный элемент сталежелезобетонного пролетного строения, предназначенный для обеспечения совместной работы стальных несущих конструкций с железобетонной плитой проезжей части. Различают жесткий и гибкий упоры.

Устой ( опора береговая ) - крайняя опора моста в сопряжении его с насыпью подхода, воспринимающая воздействие пролетного строения, грунта насыпи и временных нагрузок, расположенных на насыпи подхода.

Устои различают:

- анкерный - устой многопролетного моста, на котором расположены неподвижные опорные части, воспринимающие горизонтальные усилия, собирающиеся с нескольких пролетов ;

- диванный - устой простейшего типа, выполненный в виде бруса или железобетонной плиты со шкафной стенкой и открылками, опертых на щебеночную подушку и находящихся в грунте насыпи ;

- козловый - устой железобетонный свайный или стоечный с двумя или более рядами свай или стоек по фасаду, один из которых имеет наклон в продольном направлении моста ;

- коробчатый - устой, в котором плита проезжей части перекрывает свободное пространство между шкафной, обратными и задней замыкающей стенками, образуя замкнутое пространство, не заполненное грунтом ;

- обсыпной - устой, большая часть которого находится в грунте конуса насыпи, выступающего за переднюю стенку устоя ;

- свайный - устой, в котором насадка или насадка со шкафной стенкой и открылками оперта на сваи ;

- с заборной стенкой - устой, состоящий из ряда свай с заложенными между ними и грунтом насыпи железобетонными плитами или деревянными элементами ;

- с обратными стенками - устой с входящими в тело насыпи двумя параллельными оси моста стенками, высота которых равна высоте устоя.

- с откосными стенками - устой, к телу которого под углом к оси моста примыкают две стены переменной высоты, опертые на фундамент, служащие для удержания грунта насыпи подходов ;

- с проемом - устой, в котором по фасаду моста имеется проем ;

- с разгрузочной плитой - устой с консолью, обращенной в сторону насыпи, устраиваемой для уменьшения бокового давления грунта на его стенки ;

- стоечный - устой, состоящий из насадки ( или насадки со шкафной стенкой и открылками ), и стоек, опертых на фундамент или низкий свайный ростверк ;

- столбчатый - устой, состоящий из сборных или монолитных столбов, объединенных поверху железобетонным ригелем со шкафной стенкой и открылками.

Фартук опорных частей - элемент головной части опоры, закрывающий опорные части от попадания воды и грязи.

Ферма - стержневая несущая конструкция пролетного строения моста, состоящая из прямолинейных или полигональных поясов и решетки. По типу решетки фермы различают: с восходящими раскосами, с нисходящими раскосами, с треугольной решеткой, с треугольной решеткой и дополнительными стойками и подвесками.

Ферма Гау - Журавского - ферма, состоящая из деревянного верхнего и металлического нижнего поясов, крестовой решетки, образуемой из перекрещивающихся деревянных раскосов и вертикальных металлических тяжей, стягивающих пояса и обжимающих раскосы.

Ферма дощато - гвоздевая - ферма, состоящая из дощатых поясов, охватывающих стенку, и стенки, выполненной из двух слоев перекрещивающихся под углом 45 ° досок, объединенных гвоздями и нагелями.

Фундамент кессонный - фундамент глубокого заложения, выполненный в виде ящика без дна, опускаемого в грунт под действием собственного веса, оборудованного устройством для нагнетания сжатого воздуха в рабочую камеру кессона, что предотвращает поступление в нее воды и позволяет рабочим производить выборку грунта.

Фундамент опоры - нижняя часть опоры, передающая нагрузку от пролетного строения и тела опоры на основание.

Шов деформационный пролетных строений - зазор между торцами смежных пролетных строений или торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. Различают по типу конструктивного решения:

- закрытый, в котором зазор закрыт уложенным без разрыва покрытием ;

- заполненный, в котором зазор заполнен герметизирующим материалом, деформирующимся при перемещениях торцов ;

- перекрытый, в котором зазор между сопрягаемыми элементами в уровне верха проезжей части перекрыт скользящим листом.

Шов омоноличивания - заполняемый бетоном зазор между полками объединяемых тавровых или двутавровых железобетонных балок с выпущенной из полок горизонтальной арматурой.

Шпренгель - заделанный по концам балки или фермы растягиваемый элемент их усиления, располагаемый ниже нижнего пояса и воспринимающий часть изгибающего момента основной конструкции.

7.3. Трубы и фильтрующие насыпи
Диаметр трубы - размер отверстия в свету звена круглой трубы.

Длина трубы - размер между наружными гранями входного и выходного оголовков.

Звено трубы ( секция трубы ) - сборный элемент трубы, являющийся частью ее тела. Различают по конструктивной форме:

- коническое - имеющее форму полого усеченного конуса ;

- круглое - имеющее форму полого цилиндра ;

#ИМЯ?

Насыпь фильтрующая - насыпь, отсыпанная из фильтрующих грунтов в зоне длительного подтопления для предохранения верхней части земляного полотна от переувлажнения. Служит для пропуска небольших расходов воды в основании земляного полотна. Различают фильтрующие насыпи:

- простые, в которых водный поток фильтрует через пористую каменную призму ;

- комбинированные, в которых водный поток может фильтровать через пористую каменную призму и одновременно стекать через заложенную в ней трубу небольшого отверстия.

Оголовок трубы - крайний, замыкающий тело трубы элемент, удерживающий откос насыпи по концам трубы и обеспечивающий необходимые условия входа водного потока в трубу и выхода из нее. Различают:

по положению в теле трубы:

- входной - оголовок трубы с верховой стороны насыпи ;

- выходной - оголовок трубы с низовой стороны насыпи ;

по конструктивной форме:

- воротниковый - имеющий эллиптическую форму, расположенный в плоскости откоса насыпи ;

- конический - имеющий форму полого усеченного конуса ;

- портальный - представляющий собой вертикальную подпорную стену, удерживающую откос насыпи ;

- раструбный ( с откосными крыльями ) - состоящий из стенки, нормальной к продольной оси трубы, и двух стенок переменной высоты, расположенных под углом и удерживающих откос насыпи.

Ограждение фильтрующей насыпи - открытая пористая каменная призма полукруглого очертания в плане, устраиваемая перед входом водного потока в фильтрующую насыпь во избежание ее засорения или заиливания. Отсыпается вместе с призмой.

Отверстие трубы - наибольший горизонтальный размер или сумма размеров ( для многоочковых труб ) тела трубы в свету.

Подготовка каменная - слой мелкого камня, отсыпанного на тюфяк из мха или синтетического волокнистого материала, уложенного в основании фильтрующей насыпи непосредственно на поверхность склона.

Призма пористая каменная - основная часть фильтрующей насыпи, возведенная на линии стока из крупного рваного камня размером 35-40 см. В условиях сурового климата и при значительной высоте насыпи входная часть пористой каменной призмы выступает из откоса насыпи на 1-2 м в целях перехвата внутриводного льда.

Рубашка фильтрующей насыпи - слой мелкого камня, устроенный по принципу обратного фильтра, изолирующий пористую каменную призму сверху и с боков от попадания в нее мелкозема.

Тело трубы - основная часть трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую форму поперечного сечения, по которому осуществляется сток воды.

Труба - инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной ( железной ) дороги для пропуска водного потока, дороги или скотопрогона. Трубы различают:

по материалу тела трубы ( бетонные, деревянные, железобетонные, каменные, металлические ) ;

по форме поперечного сечения ( круглые, овоидальные, прямоугольные, треугольные ) ;

Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов
Теги: Справочник дорожных терминов
Просмотров: 266 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 15678

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close