Главная » СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ
15:57
СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ
С

СААМЫ – коренное население северной Скандинавии и Кольского полуострова.

САГА – эпическое сказание о богах или героях.

САЛЬД – мера сыпучих тел, причем разная в разных землях. Например, в Трённелаге сальд равнялся примерно 100 литрам.

САМХЕНТ (samhent) – размер рим, имеющий, как и некоторые разновидности рунхента, одну и ту же рифму во всех четырех строках.

САНКЕННИНГ – термин неясного значения. По-видимому, сложное слово, эквивалентное эпитету.

СВАДИ – слово, обычно употреблявшееся в качестве прозвища и обозначавшее "Скользкое место, каток", применительно к вымышленным персонажам использовалось как имя.

СВАРТ-АЛЬВЫ – темные альвы.

СВЕИ, свеоны, свитьод – германское племя, родственное гаутам (гётам), населявшее Скандинавию, предки шведов. Населяли среднюю часть современной Швеции. Их столица располагалась в районе нынешней Уппсалы. Во второй половине I тысячелетия н. э. свеи завоевали гётов, и эти два народа стали основой для формирования нации шведов, а их новое государство стало именоваться Свитьод. Постепенно название изменилось на Svearike (государство свеев), которое под влиянием датского языка превратилось в Sverige – современное шведское название Швеции. Исландцы, чей язык ближе всего к древнескандинавскому, называют Швецию словом, очень похожим на Свитьод. Название народа можно связать с современным шведским словом, которое значит "озеро", "море". Названия "свеи" и "Свитьод" упоминаются в сочинениях римских историков, германском эпосе, в рунических письменах на камнях, сохранившихся поныне.

СВЕИ ВЕРХНИЕ – жители Уппланда.

СВЕНЫ – служилые люди города.

СВЕОНЫ – см. свеи.

СЕГНАРТИНГ – по "Вестгёталагу", тинг, на котором выносится окончательный приговор по делу.

СЁДЕРМАНЫ – жители Сёдерманланда (области в Швеции).

СЕЙДР – форма магии. При помощи сейдра творили волшбу и прорицали. Обычно эту магию использовали во вред – наслать болезнь, сумасшествие или даже смерть. В основном колдовали женщины. Иногда занятия подобной волшбой наказывалось смертью.

СЕКСЛИНГ – денежная мера на Готланде, равняется 2 эре пеннингов.

СЕРКИ – сарацины.

СЕТЕР – горные пастбища, на которых крестьяне пасли свой скот. Обычно с 14 июня по 14 сентября. Эти пастбища находились в общем владении.

СЕТТУНГ – тинг одной шестой части земли на о. Готланд.

СИСЛА – см. сюсла.

СКАЛЬДЫ – норвежские и исландские поэты IX-XIII вв. Стихи скальдов сохранились как фрагменты в исландских литературных памятниках XIII в. – "Младшей Эдде" и сагах. До записи скальдические стихи бытовали в устной традиции. Известны стихи около 250 скальдов. Древнейшие из них были норвежцами. Самый знаменитый скальд – исландец Эгиль Скаллагримссон (X в.). Скальды сочиняли хвалебные песни, хулительные стихи и отдельные строфы по разным поводам. Скальдические стихи, как правило, фиксируют факты, современные сочинению, поэтому они считаются надёжным историческим источником. Но по вычурности формы поэзия скальдов не имеет параллели в мировой литературе. Скальдические размеры отличаются строгостью и сложностью. Язык изобилует замысловатыми перифразами (кеннингами) и поэтическими синонимами (хейти); предложения переплетены друг с другом. Толковать скальдические стихи очень трудно.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ – совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Ветвь древнегерманской мифологии. Основные источники – "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н. э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н. э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой. Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов – асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один, который в мифологии I тыс. н. э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями – Тора и Тюра. Один – бог военной магии (мудрости и пророчества) и военного раздора, покровитель героев и владыка "военного рая" (Вальхалла), тогда как Тор – бог грома, защитник богов и людей от хтонических чудовищ, а Тюр – бог-хранитель воинских правил, покровитель поединков и военных собраний. Подробнее о богах и богинях см. асы и ваны. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины. Важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры. Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и ётуны, а также цверги, альвы, норны, валькирии и эйнхерии. Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо – ясень Иггдрасиль ("конь Игга", т. е. "конь Одина"), ветви которого простираются над всеми мирами. На его вершине сидит орел, в середине четыре оленя щиплют листву ясеня, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире – царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей ("срединный замок" Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах (по другой версии, на востоке) – страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд. В ранний период считалось, что все люди и смертные боги после кончины уходят в Хель, находящийся под одним из корней Иггдрасиля. Его сторожит чудовищный пес Гарм. Чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль ("ужасная"), охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце, носящем имя "Мокрая морось". Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение, они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты, их тела терзают орел, дракон и волк. В эпоху викингов родилось представление о втором царстве мертвых, во всем противоположном Хель, – небесной Вальхалле, куда после гибели в бою валькирии переносят доблестных воинов, минуя реку Тунд и врата Вальгринд. В огромном чертоге Вальхаллы 540 дверей, стропила ее сделаны из копий, крыша – из шлемов и щитов, скамьи покрыты кольчугами. От восхода до захода солнца эйнхерии под началом Одина сражаются, как и на земле, а после битвы участвуют в пире воскрешения, вкушая неиссякаемое медовое молоко от козы Хейдрун и мясо постоянно оживающего вепря Сэхримнира. Этот цикл возрождения и смерти бесконечен. В скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира и его грядущей гибели. Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство – Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм ("темный мир"), страна тумана и холода, а на юге – Муспелльсхейм ("огненный мир"), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир ("кипящий котел"), из которого вытекали 12 подземных рек (Эливагар). Чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом, от которого образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана (хримтурса) – гермофродита Имира, первое человекообразное существо. Из подмышек Имира и от трения его ног родились другие хримтурсы. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы. В первый день из них появились волосы, на второй – голова, на третий – тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса – Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти – землю, из крови – море, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд. Они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани – колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь – Лодур). Так появились первый мужчина Аск ("ясень") и первая женщина Эмбля ("ива"). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (ётунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврёст. Вслед за сотворением мира и после того как асы обуздали хтонических чудовищ (Фенрира, Хель), воцаряется золотой век. Боги и люди наслаждаются покоем и благополучием. Конец ему кладет война асов и ванов – первая война в мире, которая завершается включением ванов в небесную общину асов. Те века наполнены беспрестанной борьбой богов и великанов за обладание чудесными атрибутами (молот Тора, копье и кольцо Одина, ожерелье Фрейи и проч.) и священными эликсирами (мёд поэзии и проч.), изготовленными цвергами. Этому миру, однако, суждено погибнуть. После убийства юного бога Бальдра наступят "сумерки богов". Вселенная погрузится в хаос, на земле будут ниспровергнуты законы и моральные нормы, умножатся распри. Один волк проглотит солнце, другой – луну. Кровью будет залито все небо, настанет трехлетняя стужа (Фимбульветр), на свободу вырвутся хтонические чудовища (Фенрир, Гарм и др.). Змей Ермунганд выползет на берег, и море хлынет на сушу. Из Хель приплывет Нагльфар, корабль мертвецов, явятся полчища "сыновей Муспелля" (огненных духов). В последней битве (Рагнарёк) боги, великаны и чудовища взаимно уничтожат друг друга. Огненный великан Сурт испепелит мир своим огненным мечом, в пожаре и наводнении погибнут почти все люди. Однако вселенная возродится: возникнут новое небо, новая земля и новый Хель. Выживут и заселят восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр), останутся в живых и два человека – мужчина Ливтрасир и женщина Лив, которые дадут начало новому человечеству. Скандинавская мифология оказала большое влияние на скандинавскую, особенно норвежскую и исландскую литературу – героическую поэзию (песни "Старшей Эдды"), сагическую прозу (первый раздел "Младшей Эдды", "Сага о Тидреке", "Сага о Вёльсунгах", "Круг Земной"), средневековые народные баллады. Она стала богатейшим источником образности для скандинавских писателей-романтиков XIX в. Лит.: Е. М. Мелетинский. "Эдда" и ранние формы эпоса; М. И. Стеблин-Каменский. Миф; А. Я. Гуревич. Избранные труды; Скандинавская мифология; Мифы народов мира.

СКАНДИНАВЫ – группа народов, принадлежащих по языку к северогерманской ветви (шведы, норвежцы, датчане и исландцы).

СКАТТ – 1) обязательное подоходное обложение, подать, взимаемое конунгами или ярлами; 2) дань, которой облагали Норвегию чужеземные государи или которую налагали конунги на чужие страны, завоеванные в эпоху викингов. В сагах не указываются размеры дани, не вполне ясен самый принцип обложения ею. Введение дани "Сага об Инглингах" приписывает божественному основателю династии Одину: "Во всей Швеции Одину платили дань, каждый человек по одному пеннингу, а он должен был защищать страну от нападений и совершать жертвоприношения, для того чтобы был урожай". Похожий налог установил Олав Харальдссон, требовавший от исландцев платить "с человека один пеннинг, каких по десяти идет за кусок сукна мерою в локоть".

СКАТТЕБОНДЫ – обязанные государству налогами крестьяне, способные нести полное тягло.

СКАХЕНТ (skáhent) – размер рим, представляющий собой вариант ферскейтта, элиминирующий конечную рифму из нечетных строк, но дополнительно вводящий, как и все размеры скальдов, внутренню рифму.

СКЕАТТАС – фризские или, возможно, датские монеты.

СКЕЙТИНГ – формальная передача земельной собственности. Означает акт, при совершении которого прах или горсть земли бросали в полу приобретавшего владение.

СКИППУНД, или шиппунд – корабельный фунт, мера веса, равная 160 кг.

СКИР – исландский молочный продукт, изготовляемый с добавлением сычуга.

СКОГЕ – лесные духи, обладают огромной властью над людьми.

СКОГСНЕРТЕ – в некоторых частях Норвегии так называют ульдра.

СКОГСНУФВОР – шведский аналог ульдра.

СКОТБАККА – разновидность игры в мяч.

СКОТХЕНДИНГ – консонанс, употребляющийся в поэзии скальдов в нечетных строках. Исследователи толкуют термин, во-первых, как "рифму скоттов – шотландскую рифму", усматривая в значении этого термина доказательство влияния ирландской поэзии на скальдическое искусство, во-вторых, как "подстреленную, хромую рифму", в-третьих, как "встреленную, вставную рифму".

СКРЭЛИНГИ – туземцы Северной Америки.

СКУТА – парусно-весельное судно небольших размеров, с 6-16 парами весел.

СКУТИЛЬСВЕЙН – королевский стольник. Скутильсвейном был, например, Снорри Стурлусон.

СЛИТТУНГИ (букв. "оборванцы") – крестьянское движение, действовавшее на территории Норвегии в Вике в начале XIII в. Их возглавлял священник Бенедикт. В 1218 г. слиттунги даже захватили Осло, но потом были разгромлены объединенными силами биркебейнеров и баглеров.

СЛУГА (воен.) – рядовой дружинник.

СМОЛАНДЫ – мелкие области в Швеции, например, Мёре, Амбюрд, Аспеланд, Тьюст, Севеде и др.

СНАППХАНЕРЫ – крестьяне Сконе, которые во время войны между Данией и Швецией в XVII в., действовали в тылу шведских войск и наносили им ощутимые потери.

СНЕККЕР – корабль.

СОВИЛО (букв. "солнце") – шестнадцатая руна футарка, руна победы, счастья.

СОКМЕНЫ – крестьяне Денло.

СПАННМОЛЬ – один из видов налога.

СПЕ – одна из магических техник.

СПРИНГАР – национальный норвежский танец.

СТАВХЕНТ (stafhent) – размер рим, отличающийся от ферскейтта (главного размера) присутствием четырех ударных слогов во всех строках, что позволяет сравнить его со скальдическим хрюнхентом.

СТАРУХА – мачта для паруса.

СТЕВ – канонизированный повтор, разбивающий драпу на три ее составные части и через равные промежутки, пронизывающий ее среднюю часть. Выделяются два вида стева: "связанный" двустишный или четырехстишный стев, как правило, занимающий, соответственно своему объему, заключительный фьордунг или второй хельминг строфы, и "расщепленный" стев, который разъединяется построчно не принадлежащими к нему стихами и может распространяться на группу сфер, образующих промежутки между стевами.

СТОЛА – часть служебной одежды священника, длинная и довольно широкая лента; она клалась вокруг шеи и свисала с плеч на грудь.

СТОРТИНГ (совр.) – высший законодательный орган в Норвегии. Состоит из 155 депутатов, избираемых населением на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, остальные депутаты составляют одельстинг.

СТРАНДХУГГ – захват скота и другого продовольствия непосредственно в округе военных действий.

СТРОМКАРЛЫ – водяные духи.

СТУРБОНДЫ – см. стурманы.

СТУРМАНЫ (букв. "сильные люди") – зажиточные бонды, обладавшие большой властью. Владения стурманов обычно становились центрами общественной жизни в отдельных местностях, здесь искали покровительства и помощи, за которую расплачивались своей независимостью.

СТЮРИМАН – командир корабля, стоявший во главе "корабельного округа".

СУД ДВЕНАДЦАТИ – одна из форм судебных слушаний в Исландии. Решал тяжбы о серьезных преступлениях, повлекших болезнь или смерть жертвы. Обычно в состав суда двенадцати входили 12 судей, которые назначались годи того годорда, в который входит ответчик. Приговор выносился большинством голосов.

СУД СОСЕДЕЙ – одна из форм судебных слушаний в Исландии. Решал рядовые тяжбы, в отличие от "суда двенадцати". В состав суда соседей входили ближайшие соседи истца и ответчика, вызываемые ими. Обычно их число равнялось девяти.

СУД У ДВЕРЕЙ – разновидность т. н. "частного суда", в экстраординарных случаях проводимого за пределами тинга.

СЮГНЫ – жители норвежской области Согн.

СЮСЕЛЬМАН – см. сюсломанн.

СЮСЛА, сисла (букв. "дело", "работа", "должность", "служба"), Адальсюсла (букв. "основная сюсла"), Эйсюсла (букв. "островная сюсла") – округ управления в Исландии, во главе которого поставлен сюсломанн. В источниках термин в этом смысле слова встречается с начала XIII в.

СЮСЛОМАНН – должностное лицо конунга. Упоминаются в источниках начиная с конца XII в. До этого сбором штрафов и податей ведали управители владений конунга – арманны. В отличие от арманнов сюсломанны выполняли только административные и фискальные функции и в отличие от лендрманнов не были представителями местной знати. Появление института сюсломаннов – важный шаг в оформлении государственного аппарата в Норвегии. Конунг мог назначить на должность сюсломанна незнатного человека, который своим возвышением и положением всецело был ему обязан и который от него зависел. Сюсломаннов, по-видимому, начали назначать еще при конунге Магнусе сыне Эрлинга (1162-1184), однако этот институт укрепился и получил развитие при Сверрире.

Т

ТАВЛЕИ – игра в шашки или кости на специально разлинованном на квадраты столе.

ТАРАНДЫ – каменные прямоугольные оградки с трупоположенями. Термин эстонского происхождения.

ТЁГЛАГ – четырехсложный скальдический размер с двумя ударными слогами в строке; нечетные строки имеют по два аллитерирующих слога и консонанс, четные – один аллитерирующий слог и полную рифму. Отклонения от канона допускаются в количестве слогов, местоположении аллитерации, звуковом составе хендингов.

ТЁГН – согласно "Младшей Эдде", синоним слова бонд. Однако, по-видимому, термин имеет и другие значения.

ТИВАЗ (букв. "Тюр") – семнадцатая руна футарка, руна посвящена Тюру – богу войны.

ТИНГ, иногда ландстинг – общее название народных собраний свободных мужчин страны или области. Играл роль главного центра социального и культурного общения бондов. За время существования претерпел значительные изменения. В Норвегии существовали четыре основных тинга – Фростатинг, Гулатинг, Эйратинг и Боргартинг. Помимо них в каждом фюльке собирались местные тинги. В Исландии всеобщим тингом назывался альтинг. В Швеции собирались тинги всех ётов, тинги всех гутов и тинги всех свеев. Созвать тинг мог любой свободный человек – бонд. В некоторых случаях, например, убийство или ранение, он даже обязан был созывать народное собрание. Позже право собирать тинг присвоил себе король. Участников тинга называли тингманами. Неявка на тинг грозила большим штрафом. Несмотря на то, что в раннее средневековье на тинги собиралось практически все свободное население области, решающим влиянием пользовался не "народ", а представители местной знати, с которой конунгу и приходилось считаться в первую очередь. Вплоть до начала XIII в. крестьянские тинги сохраняли некоторые черты автономии и не переставали играть роль органов местного самоуправления. Часть штрафов, взимавшихся королевскими слугами с преступников по решению тинга, нередко шла в пользу его участников. На тингах не только творили суд, но и принимали законы: тексты ранних редакций областных судебников хранят свидетельства того, что частично они вырабатывались на тингах от имени бондов. Вплоть до второй половины XII в. сохранялся обычай обязательного провозглашения конунга на крестьянских тингах. Нарушение мира на тингах каралось специальными штрафами, лишением собственности и права пользоваться защитою закона. На тинге даже рабы находились под охраной закона. Численный состав тингов было различным, но с течением времени снижался. В XIII в. тинги стали перемещаться из сельской местности в города – резиденции короля и его чиновников, а руководящую роль на них стали играть лагманы. Состав участников сузился, из тингов были окончательно исключены малоимущие крестьяне. Судебные функции сосредоточились в руках верхушки бондов, а к королю перешли высшая судебная власть и контроль над всеми судебными инстанциями. Тем не менее, бонды все же не были лишены прав участвовать в местных тингах, более того, присутствие на них самостоятельных хозяев приобрело характер обязательной повинности. Лит.: А. Я. Гуревич. Крестьянство средневековой Норвегии.

ТИНГ ВОСЬМИ ПЛЕМЕН – другое название Эйратинга.

ТИНГ ВСЕХ ГУТОВ – народное собрание Готланда.

ТИНГ ВСЕХ ЁТОВ – народное собрание вестъётов.

ТИНГ ВСЕХ СВЕЕВ – народное собрание свеев в Уппсале.

ТИНГАМАННЫ – дружинники английского короля.

ТИНГЛАМЕ, тингвите – штраф, выплачиваемый лицами, по вине которых не состоялся тинг.

ТИНГЛИД – личная дружина Кнута Могучего, с чьей помощью он управлял Англией.

ТИНГМАН – полноправный участник тинга. С течением времени количество таких полноправных участников неуклонно снижалось. Например, в XI в. число бондов, составлявших Гулатинг, равнялось примерно 400. Постановлением конунга Магнуса Эрлингссона от 1164 г. это число было снижено до 250. Сокращение представительства бондов коснулось всех фюльков.

ТИНГСМАН – видимо, то же, что и тингман. Этот термин встречается в "Гуталаге".

ТМЕСИС – стилистический прием, состоящий в том, что между морфемами одного сложного слова помещается другое слово или даже несколько слов. Восходит к греческим (Гомер) и римским классикам и получает особенное распространение у поэтов каролингского периода (например, у Алкуина). В исландской литературе впервые упоминается как термин в "Третьем грамматическом трактате" Олава Белого Скальда: "Тмесис разрезает на куски одно слово и помещает другую его часть в середину".

ТОМТЕ – домашние духи, всегда готовые услужить людям.

ТРЁНДЫ – жители Трандхейма.

ТРИДЬУНГ – одна треть земли на о. Готланд и в некоторых других районах Швеции. Отсюда же название тинга на Готланде.

ТРОЛЛИ – существа огромного роста, наделенные необычайной силой. Дальние потомки великанов-хримтурсов.

ТРЭЛЬ – 1) безземельный человек, состоявший в полной личной наследственной зависимости. Различались трэли урожденные, купленные, "похолопленные" пленники и преступники, а также полные трэли и отпущенники в первом или последующем поколениях. Среди трэлей были домашние слуги, держатели земли, министериалы; 2) иногда обозначение холопа.

ТРЭЛЬДУМ – 1) личная несвобода; 2) безземельные люди, состоявшие в полной личной наследственной зависимости. К XV в. трэльдум перестал существовать.
ТУЛ – жрец-прорицатель.

ТУЛА – стихотворный перечень имен собственных, представляющий собой одну из древнейших форм германской аллитерационной поэзии.

ТУНАНЛЕГ – скандинавское поселение особого типа, в котором дома расположены полукругом или овалом вокруг открытого пространства.

ТУННА – мера веса, равнялась 145,5 л.

ТУРИСАЗ (букв. "турс") – третья руна футарка.

ТУРСЫ – см. ётуны.

ТУССЕРЫ – потомки троллей, высокие и худощавые существа, наделенные великой мудростью и великими уменьями.

ТЭН – свободный человек или подданный государя.

У

УДЭЛЬ – земельные владения на Шетландских островах.

УЛЛА – см. ульдра.

УЛЬДРА, улла – существа, живущие внутри холмов, знатоки древних рун, искусные ремесленники. Считается, что ульдра выглядит как красивая женщина и одет обычно в синее платье, с белой лентой в волосах; его отличительная особенность – длинный хвост, вроде коровьего, который оно старательно скрывает от людей. Ульдра любит домашних животных, и у него целое стадо красивой, упитанной скотины, причем безрогой скотины. Песни ульдра – звуки, которые часто слышатся в горах, – звучат гулко и печально, что отличает их от музыки других подземных жителей. Эти звуки нельзя слушать без слез.

УЛЬДРЕНЫ – народ ульдра. Живут в горах, они практически идентичны подземным жителям.

УППСАЛЬСКИЙ УДЕЛ – комплекс земель, разбросанных по всем областям Швеции, кроме Готланда, которые считались собственностью короны. Когда и каким образом возник Уппсальский удел, неясно. В "Саге об Инглингах" рассказывается, что мифический родоначальник Инглингов Ингве-Фрей "построил в Уппсале большой храм и основал там свою главную резиденцию". "Он подарил ему все свои доходы, земли и движимость. Таким образом возник Уппсальский удел, который потом всегда существовал". Возможно, действительно Уппсальский удел возник из земель, принадлежавших Уппсальскому храму, к которым позднее, после введения христианства, могли быть присоединены земельные владения языческих храмов в других областях Швеции.

УРДУМАНИЙА, ал-урдуманийа – так норманнов называли арабы.

УРИСК – шетландский аналог кваренкнурре.

УРМАНЕ – так автор "Повести временных лет" называет викингов.

УРУЗ (букв. "зубр") – вторая руна футарка, руна мощи.

УТБУРД – кровожадные духи младенцев, которых их родители бросили умирать, потому что не могли их прокормить, а то и оставленных незамужними матерями.

УТМАРК – выгон для скота, на котором в позднее время строились поселения.

УФРЭЛЬСЕ – в Дании и Швеции тягловое, скаттовое сословие, включавшее три внутрисословных группы: бонды, бюргеры и горные люди.

Ф

ФАДМ – мера длины, употреблявшаяся в Скандинавии для измерения глубины или высоты, значительно различалась в разных странах и в разное время. В среднем составляет ок. 183 см.

ФАРДАГ – промежутки внутри определенного периода времени. Согласно "Вестгёталагу", были четыре раза – на 12-й день после Рождества, 2 февраля, 9 февраля и через четыре недели после 9 февраля.

ФАРДРЕНГИ – согласно "Младшей Эдде", те, кто ездят из страны в страну.

ФАРЕРЦЫ – большая часть населения Фарерских островов. Численность – около 35 тыс. человек. Кроме того, 5 тыс. фарерцев живёт в других областях Дании. Говорят на фарерском языке. Фарерцы – потомки древнескандинавских переселенцев, прибывших на острова в IX-X вв.

ФЕЛАГИ – своеобразная форма межличностного побратимства, получившая распространение в дружинах викингов и среди скандинавских купцов. Двое или более членов коллектива заключали союз, скрепленный, вероятно, определенными ритуалами, и соединяли при этом свое имущество. В равной мере это относится и к семейной паре.

ФЕРСКЕЙТТ – главный размер рим, в котором нечетные строки включают четыре безударных слога, а четные – три, из которых два аллитерируют в нечетных строках, и один – в четных; рифма используется конечная.

ФЕХУ (букв. "скот, имущество") – первая руна футарка, руна собственности.

ФИЛЫ – жители норвежской области Фьялир.

ФИННГАЛКН – чудовище, которое часто упоминается в поздних романтических сагах. У него большая человечья голова с огромными зубами, звериное тело и большой тяжелый хвост, ужасные когти и по мечу в каждой лапе.

ФИННГАЛЛЫ (букв. "светлые чужеземцы") – так в Ирландии называли норвежских викингов.

ФИННЫ – население крайнего севера Норвегии.

ФИТЬЮНГИ – жители Фитьяра, селения в устье Хардангерфьорда в Норвегии.

ФЛОКК – скальдическая песнь, представляющая собой цикл вис, связанных одной темой; в противоположность драпе не содержит стева.

ФОГД или ФОГТ – королевский чиновник высокого ранга в Швеции, представлявший власть короля. Обычно был держателем так называемого замкового лена, комендантом замка.

ФОЛЬКВАПН – стандартное оружие народного ополчения, лейданга. В его состав входили боевой топор или меч, копье, лук со стрелами, щит.

ФОЛЬКЕТИНГ (совр.) – высший законодательный орган в Дании, избираемый населением на 4 года. Состоит из 179 членов, из которых 135 избираются по пропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права в 23 избирательных округах; 40 мест (т. н. дополнительные) распределяются между кандидатами, которые не получили достаточного числа голосов в округах; 2 члена фолькетинга избираются от Фарерских островов и 2 от Гренландии.

ФОЛЬКЛАНД – так называемые "народные земли", небольшие районы. Например, в Свеаланде такими районами были Тиундаланд, Аттундаланд, Фьедрундаланд и Руден.

ФОЛЬКСЛАНДСТИНГ – областной тинг в Швеции, более высокий по рангу, чем обычный тинг.

ФОРИНГ – предводитель дружины.

ФОРНЮРДИСЛАГ – основной эпический размер, краткая строка которого включается два ударных слога и варьируемое число безударных слогов; две краткие строки объединяются аллитерацией в долгую, в которой аллитерируют три из четырех ударных слогов.

ФОССЕГРИМ, грим – водяные духи, живущие в пресной воде, близкие родственники ноков. Заманивают людей к себе и обучают их игре на скрипке.

ФОСТРЕ – урожденный раб, сидевший на участке обычно размером 2/3 свободного держания, не имевший на него право собственности и несший барщину. Наибольшее распространение фостре получили в Дании, наименьшее – в Норвегии.

ФРОСТАТИНГ – главное областное собрание в Трённелаге на севере Норвегии. Полностью сохранился судебник законов, выработанный на этом тинге – "Законы Фростатинга". В нем говорится, что численность Фростатинга составляла 400 человек, т. е. не все бонды были обязаны посещать этот тинг. По "Ландслову" 1274 г. численный состав Фростатинга увеличился до 500 тингманов за счет других фюльков, включенных в эту область.

ФРЭЛЬСГИВА – отпущенник, имевший право защищать себя в суде, свидетельствовать по уголовным делам, а в Дании даже участвовать в лейданге, но не имевший голоса в делах общины и подчинявшийся суду господина.

ФРЭЛЬСЕ – 1) в Дании и Швеции освобождение от всех постоянных (но не чрезвычайных) налогов и государственных повинностей и иногда, в виде исключения, от вмешательства должностных лиц короля. Еще в начале XIII в. Церковь получила частичный служебный иммунитет, а во второй половине XIII в. – также налоговый иммунитет. В конце XIII в. налоговый иммунитет получили и светские феодалы; 2) в Дании и Швеции феодальное военно-землевладельческое сословие, члены которого обязаны были нести военную конную службу королю и за это пользовались указанными выше привилегиями. По своему составу фрэльсе было неоднородно: его высший слой составляли рыцари и свены, "по достоинству равные рыцарям", а низший – их вассалы и более мелкие феодалы ("обыкновенные фрэльсисманы", "меньшие люди, которые несут фрэльсовую службу сами за себя"). Рыцари и свены имели собственные дружины и пользовались особыми привилегиями. Первоначально "фрэльсе" не было замкнутым сословием: с одной стороны, в него могли вступать представители верхушки бондов, способные нести военную конную службу королю, с другой стороны, рыцари, неспособные к этому, лишались привилегий фрэльсе. Лит.: С. Д. Ковалевский. Образование классового общества и государства в Швеции.

ФРЭЛЬСИСМАНЫ (букв. "освобожденный человек") – член феодального сословие фрэльсе. Имели доступ к высшей государственной власти. Имения фрэльсисманов, а также земли, на которых сидели их ландбу, освобождались от всех постоянных (но не чрезвычайных) налогов и повинностей короне. Кроме того, сами фрэльсисманы и члены их семей освобождались от естнинга и обязанности доставлять приказ-палочку.

ФУТАРК – старший рунический алфавит, получивший название по первым шести рунам и состоящий из 24 рун, которые являются одновременно как фонетическими знаками, так и идеограммами, или магическими знаками. Использовался до конца VIII в. Уже в IV в. последовательность рун в алфавите была устойчива (кроме последних восьми знаков), о чем свидетельствуют древнейшие надписи, состоящие целиком или частично из футарка или его частей.

ФЬЕРДУНГ – см. фьордунг.

ФЬОЛЬМЕНЫ – бойцы, составлявшие лид.

ФЬОРД – узкий глубокий морской залив с высокими крутыми и скалистыми берегами.

ФЬОРДУНГ, фьердунг – 1) четверть висы, т. е. двустишие; 2) четверти, на которые делились херады.

ФЬОРДУНГСХЁВДИНГ – судья фьордунга. По-видимому, он исполнял те же обязанности, что и херадсхёвдинг, только на меньшей территории.

ФЮЛЬГЬЯ – двойник, дух, воплощение удачи или невезения, присущего данному роду или индивиду. Обычно делается зримой перед смертью человека и принимает женский облик или облик животного. См. также хамингья.

ФЮЛЬК, фюльке – объединение, включавшее в себя несколько херадов. Названия этих округов указывают на то, что их население, по крайней мере, в давние времена, характеризовалось этнической общностью, – во всяком случае, фюльк считался осевшим на определенной территории племенем. Первоначально фюльк обозначал "племя", "боевой отряд". В наст. вр. – судебно-административный округ в Норвегии.

ФЮЛЬКЕСМАН (совр.) – управляющий в фюльке, назначаемый королем.

ФЮЛЬКЕСТИНГ (совр.) – областной совет в фюльке.

ФЮЛЬКСКОНУНГ – военный вождь небольшой территории, области, фюлька.

Х

ХА ОК ХАМНА (букв. "весло и место гребца") – территориальное подразделение в Швеции, на которое делилась лагсага эстъётов.

ХАГАЛАЗ (букв. "град") – девятая руна футарка, руна разрушения.

ХАДАРЛАГ – скальдический размер, в котором количество ударений в строке может варьироваться от двух до трех, однако число слогов в строке (пять, в отличие от дротткветта), схема аллитераций (нечетные строки имеют по два аллитерирующих слога) и окончание строки остаются неизменными. Схема рифм менее регулярна, чем в дротткветте. Преобладает метрическое заполнение.

ХАЛЕЙГИ – жители норвежской области Халогаланд.

ХАЛЛИНГ – национальный норвежский танец.

ХАМИНГЬЯ – 1) нечеловеческое обличье человека, его дух-хранитель; 2) удача, счастливая судьба определенного человека. См. также фюльгья.

ХАМН – гавань.

ХАМНА (букв. "место гребца") – территориальное подразделение, на которое делились области Уппланд, Сёдерманланд и Вестманланд. Жители хамны должны были выставить в лейданг одного вооруженного человека. Принцип деления на хамны неизвестен. Предполагается, что первоначально хамна состояла из "родовой усадьбы", позднее – обычно из двух расположенных рядом "нормальных" деревень.

ХАР (букв. "уключина") – территориальное подразделение в Хельсингелаге.

ХАУГ (букв. "курган, могильный холм") – составная часть сложных названий, в которых первая половина указывает на местность, а вторая половина – собственно на наличие могильника. Например, Гуннарсхауг, Грёнхауг и т. д.

ХАУГАТИНГ – тинг жителей Вестфольда.

ХЁВДИНГ – "главарь", предводитель, вождь. Общее название всех могущественных людей, возглавлявших местное население.

ХЁВИТСМАН – комендант замка. Должность, близкая к фогту.

ХЕЙДИ – высокогорные пастбища в Исландии.

ХЕЙНЫ – жители Хёйдмёрка.

ХЕЙТИ (букв. "имя") – 1) свободный поэтический синоним; 2) скальдические синонимы, использующиеся в процессе варьирования компонентов традиционных кеннингов. В последнем случае в роли синонимов выступают слова, обладающие минимальным набором общих семантических признаков и не являющиеся взаимозаменяемыми вне кеннингов.

ХЕКЛУНГИ (от hekla – "плащ с колпаком") – название, которое дали последователи Сверрира сторонникам конунга Магнуса Эрлингссона во время гражданских войн 60-х гг. XII в.

ХЕЛЬМИНГ – полустрофа скальдической висы, состоящая из четырех строк; представляет собой завершенную метрическую единицу не только в синтаксическом, но нередко и в смысловом отношении.

ХЕЛЬСИНГИ – жители пограничной с Норвегией шведской области Хельсингьяланд.

ХЕМФЁЛЬД – свадебный дар в Швеции, который выдавался дочери или сыну их родителями.

ХЕНДИНГ – канонизированная внутренняя рифма; составляет неотъемлемую и наиболее характерную черту всех скальдических размеров.

ХЕРАД, херред (от herr – войско, отряд) – округ, в составе которого состояли несколько бюгдов. В средневековых норвежских источниках херад – обычно сельская местность в противоположность городу. Подобная интерпретация не могла быть исконной и сложилась относительно поздно, ибо поселения городского типа, появившиеся в эпоху викингов, стали играть заметную роль в общественной жизни Норвегии только с XII-XIII вв. Первоначально так именовали, по всей вероятности, отряд конных воинов.

ХЕРАДСТИНГ – см. херад.

ХЕРАДСХЁВДИНГ – судья херада.

ХЕРЕГЕЛЬД – налог на содержание датского войска, выплачивавшегося англичанами.

ХЁРДЫ – жители норвежской области Хёрдаланд.

ХЕРРЕМАНЫ – церковные и светские господа.

ХЕРС – военный вождь.

ХЕРСИР – военный вождь, независимый правитель, как правило, небольшой территории. Тем не менее, иногда херсиры, поступая на службу к государю, стремились сохранить свое прежнее наименование, как это произошло, по словам Снорри Стурлусона, с Эрлингом Скьяльгссоном. Он не пожелал сменить имя херсир на титул ярла, предложенный ему конунгом Олавом Трюггвасоном, но принял от него огромную вейцлу.

ХИБАРОЧНИКИ – см. хусманы.

ХИРД – личная дружина конунга или знатного властителя. Как видно из "Королевского зерцала", вступление в дружины короля и жизнь при дворе считались современниками весьма привлекательными как с материальной стороны, так и в отношении общественного престижа, связанного с близостью к особе государя. Многие предпочитали служить королю, чем жить в своих родовых усадьбах или отправляться в торговые поездки. Немало людей искало королевской защиты; придворная служба давала выход из создавшегося для них затруднительного положения.

ХИРДМАНЫ – члены хирда, королевской свиты, иначе – придворные.

ХНЕФАТАФЛЬ – настольная древнескандинавская игра, первые упоминания о которой относятся к III в. н. э.

ХНИКУР – исландский аналог нока.

ХОВМАН – дворянин в Швеции.

ХОЛМ ТИНГА – официальная трибуна тинга. Произносить объявления полагалось, стоя на возвышении.

ХОЛЬДЫ – привилегированная прослойка в обществе. Первоначально термин "хольд" означал "воин", "герой". Затем хольдами стали считать всех свободнорожденных людей, среди ближайших предков которых не было вольноотпущенников. Они не составляли какой-то особой категории, и в основном были бондами, тем более что основой прав хольда являлось наличие у них одаля. Однако в процессе социального расслоения таких людей оставалось все меньше, и со временем они заняли привилегированное положение. Хольды выступали в качестве хранителей старинных порядков, фигурировали как соприсяжники в процессах по особо важным преступлениям.

ХОЛЬМГЕНГА – дуэль на каком-нибудь пустынном острове, с помощью которой викинги предпочитали разрешать свои конфликты. Подобный поединок до X в. считался легальным и признавался даже магической формой правосудия. Позже он подвергся запрету.

ХОЛЬМРЮГИ – жители Рогаланда, области на западе Норвегии.

ХРИМТУРСЫ – инеистые великаны.

ХРИНБРОТ (букв. "ломанье кольца") – песня и пляска. Составлялся длинный круг под предводительство передового плясуна, о котором говорили, что он "разламывает кольцо". Подходили под поднятые руки последней пары и всех прочих пар и вертелись кругом, так что вся цепь пляшущих составляла искусно переплетшуюся толпу.

ХРИНГИ – жители Хрингарики.

ХРЮНХЕНТ – восьмисложный скальдический размер с четырьмя ударными слогами в строке, ритмически приближающийся к четырехстопному хорею; наиболее широко распространенный размер после дротткветта и чаще всего применяющийся в XIV в.

ХУНДАР, хундари – сотня, низшая судебно-административная единица.

ХУНДИНГИ – народ людей-собак.

ХУСАБЮ – особые имения, входившие в "Уппсальский удел".

ХУСАБЮМАН – должностное лицо короля.

ХУСБОНД – домо- и землевладелец, иначе бонд.

ХУСКАРЛЫ – наемники, составлявшие "личную гвардию" датского конунга Кнута, гвардейцем мог стать любой, у кого был обоюдоострый меч с рукояткой, оправленный в золото. Первоначально этот термин обозначал всех дружинников конунга, затем так стали называть его домашних слуг, низший разряд в свите.

ХУСМАНЫ, хибарочники – держатели хижины с клочком земли. Их основной повинностью была полевая барщина, осуществлявшаяся при помощи хозяйского скота и орудий.

ХЬЯДНИНГИ – воины, оживающие каждое утро после гибели на поле брани и возобновляющие сражение, герои сказания о Хедине и Хильде.

ХЮСТИНГ (букв. "домашний тинг") – собрание, созванное вне обычного, "официального" тинга. Могло быть созвано в усадьбе конунга или в другом месте, даже на корабле.

Ч

ЧЕТВЕРТЬ – см. фьордунг 2).

Ц

ЦВЕРГИ – природные духи, карлики. Согласно "Младшей Эдде", цверги изготовили сокровища богов-асов. Четыре цверга, названные по сторонам света Нордри ("северный"), Судри ("южный"), Аустри ("восточный"), Вестри ("западный"), поддерживают небо по четырем углам земли.

ЦЕНА КОРОВЫ – исландская мера, соответствовавшая полмарке "бледного" серебра (серебряного лома).

ЦИСТА – каменный ящик (гроб) при могильнике.

Ш

ШВЕДЫ – народ, говорящий на шведском языке, основное население Швеции. Численность – около 9 млн. человек. Значительное шведское меньшинство проживает в Финляндии. Как нация сформировались на основе единения на рубеже I-II тысячелетий н. э. гётов и свеев (основных групп племен). От названия последней племенной группы произошло русское название страны – Швеция.

ШЕППСЛАГ – см. корабельные округа.

ШЕТТУНГ – шестая часть земли на о. Готланд.

ШИПВИСТ – провиант, предназначенный для лейданга.

ШИПЛАГ – см. корабельные округа.

ШНЕКА – род военных судов, узких и продолговатых, с низким бортом и длинным носом. Имел обшивку вгладь. Такой способ, при значительно большей трудоемкости, давал выигрыш в скорости.

Э

ЭВАЗ (букв. "конь") – девятнадцатая руна футарка, руна изменений, прогресса.

ЭГДИРЫ, эгды – жители Агдира, т. е. норвежцы.

ЭГДЫ – см. эгдиры.

ЭДДА – 2 важнейших памятника северной литературы. Существуют "Старшая", иначе "Песенная", и "Младшая" эдды. В средние века название "Эдда" (т. е. "Книга из Одди", или "поэтика") было дано "учебнику" для скальдов, составленному Снорри Стурлусоном приблизительно в 1222-1225 гг. В 1643 г. знаменитый антиквар, епископ Бриньольфур Свейнссон из Скалахольта в Исландии, обнаружил манускрипт XIII в., содержащий ряд песней о тех же богах и героях, что в "Младшей Эдде". Ошибочно решив, что их сочинил или собрал Сэмунд Мудрый, слывший также магом, он назвал найденную рукопись Эддой Сэмунда Мудрого, и это имя закрепилось за нею надолго. Переписчики добавили в сборник несколько песней сходного характера из других древнескандинавских источников, и нынешний состав включает около 40 песней, небольшая часть которых сохранилась лишь во фрагментах.

ЭЙВАЗ (букв. "тис") – тринадцатая руна футарка, руна трансформации.

ЭЙДСИВАТИНГ – тинг на востоке Норвегии в Упплёне.

ЭЙНМАНУД – месяц традиционного исландского лунного календаря, шестой и последний зимний месяц. Он начинается в середине марта и кончается в середине апреля.

ЭЙНХЕРИИ – павшие воины, живущие в Вальгалле, дружинники Одина. Днем они сражаются, причем полученные в бою раны к вечеру чудесным образом затягиваются, а ночью пируют. Эйнхерии питаются мясом вепря Сехримнира, которое готовит Андхримнир, а пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. По преданию, из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхериев, которые вместе с Одином вступят в битву с чудовищами и великанами. В "Старшей Эдде" о них говорится следующее:

"Эйнхерии все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье,
мирно пируют".

Эйнхерии сопоставляют с упоминаемыми в "Младшей Эдде" и в других источниках хьяднингами – войсками вечно воюющих между собой конунгов Хедина и Хёгни; ночью после битвы валькирия Хильд – дочь Хёгни и жена Хедина – воскрешает павших, и бой продолжается. Ряд авторов, в особенности О. Хёфлер, сравнивает эйнхериев и хьяднингов также с упоминаемыми Тацитом наводящими ужас ночными походами мёртвых воинов хариев и с более поздними немецкими сказаниями о т. н. "дикой охоте", возглавляемой Одином. В основе всех этих сказаний Хёфлер усматривает тайные воинские мужские союзы древних германцев.

ЭЙРАТИНГ, тинг восьми племен – судебное собрание в Эйраре, пункте в устье реки Нид. Здесь по традиции провозглашали норвежских конунгов. В XIII в. в связи с новым порядком престолонаследия этот тинг утратил такую привилегию. Эйратинг, в отличие, например, от Фростатинга, считался всеобщим тингом, на него обязаны были являться все бонды, которые имели помощников в своих хозяйствах. Этот тинг могли посещать и лейлендинги, исключая беднейших крестьян. Уклонившимся от поездки тингманам грозил солидный штраф в целую полновесную марку, что составляло цену более чем трех коров. Численный состав Эйратинга неизвестен (судебник для этой области сохранился лишь частично), однако предполагают, что число тингманов достигало 250 человек.

ЭЙРИР – денежная единица, равная 1/8 марки или 30 пеннингам. Серебряный вес равнялся 26,79 г. Стоимость эйрира зависела от пробы серебра: качественное серебро (т. н. "плавленое") ценилось вдвое дороже серебряного лома (т. н. "бледное" серебро).

ЭЙХ – вид малых узких судов, построенных из выдолбленной пихты.

ЭКСТРАСКАТТ – экстраординарный налог, которое датское государство стало взимать в течение XIV-XV вв. со скаттебондов, помимо обычного налога – скатта.

ЭЛЛЕ – духи, умеющие предсказывать будущее. Встреча с элле таит в себе для человека смертельную опасность.

ЭЛЛИДИ – военный корабль.

ЭЛЬ – мера длины, половина английского ярда, примерно 113 см.

ЭНДАГ – по "Вестгёталагу", установленный на тинге день для совещания или исполнения чего-либо.

ЭРЕ – современная разменная монета Швеции, Норвегии и Исландии. См. эртуг.

ЭРЕСЛАНД – участок земли, стоимость посеянного зерна на котором оценивалась в 1 эре.

ЭРИКСГАТА – традиционная поездка только что избранного короля по тингам различных провинций для подтверждения своего избрания. Поездка обычно совершалась по маршруту движения солнца.

ЭРИЛЬ – предположительно жрец, мастер рунического письма, располагавший глубокими познаниями в рунической магии. Вместе с тем термин достаточно неясен, так как известен лишь по нескольким руническим памятникам старшего периода.

ЭРТЕБЁЛЛЕ – культура кухонных куч (кьеккенмедингов), археологическая культура конца мезолита – начала неолита (конец V – начало III тыс. до н. э.) на севере Германии, в Дании, на юге Швеции. Названа по кьеккенмедингу Эртебёлле в Северной Ютландии. Его длина – 140 м, ширина – до 40 м, высота – 1,5 м). Характерны оббитые нешлифованные каменные орудия (макролитические топоры, трапециевидные наконечники стрел), костяные и роговые острия, долота, топоры, рыболовные крючки, рукояти; появляется керамика – толстостенные остродонные сосуды, миски. Хозяйство – рыболовство, охота, ловля моллюсков.

ЭРТУГ – единица веса и монета, равная 1/24 марки или 1/3 эйрира. Название происходит от позднеримского серебряного денария (denarius argenteus).

ЭРТУГЕСЛАНД – участок земли, стоимость посеянного зерна на котором оценивалась в 1 эртуг.

ЭСКИМОСЫ – коренное население Гренландии. По одной из версий, именно эскимосы стали причиной гибели в XIV-XV вв. норманнских колоний на острове. Подробнее см. гренландцы.

ЭСТЪЁТЫ – жители южной части Швеции, Ёталанда.

ЭТТ, атт – группа из восьми рун, заключающая в себе древнюю мистическую символику цифр.

ЭТТЕГЕЛЬД, эттергельд, эфтергельд, отергельд – древняя, связанная с ледунгом и шипвистом повинность жителей Упланда и других свейских областей. Ее сущность является предметом острых споров среди специалистов. Согласно одной из гипотез, название подати тем или иным образом связано с числительным "atta" – "восемь", и в таком случае, вероятно, это был налог, уплачиваемый восемью лицами, возможно – гаванью, в которую входили восемь самостоятельных дворов. По другой версии, термин означал "денежное возмещение". В связи с этим высказывалось мнение, что эттергельд представлял собой штраф-компенсацию за отказ от снаряжения боевых кораблей. Согласно еще одной гипотезе, данный побор являлся эквивалентом доли неиспользованного продуктового излишка, которая по завершении похода доставалась королю.

Ю

ЮТЫ – германское племя, жившее в начале I тыс. н. э. на севере Ютландского полуострова. В V-VI вв. часть ютов вместе с англами и саксами переселилась в Британию, на юго-востоке которой основали королевство Кент. На материке были подчинены данами. Впоследствии вошли в состав датских и английских народностей.

Я

ЯМТЫ – жители пограничной с Норвегией шведской области Ямталанд.

ЯРЛ – наместник в провинции, сначала звание было личное, а позже стало наследственным; от этого термина произошло английское "earl" (граф), а, по мнению некоторых, и русский "боярин".
Теги: СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ
Просмотров: 11 | Добавил: creditor | Теги: Справочник терминов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close