Главная » Словарь терминов по речевым коммуникациям
21:42
Словарь терминов по речевым коммуникациям
Содержание словаря по речевым коммуникациям:

АВАНГАРД В ЛИТЕРАТУРЕ /авторское определение С.Чупринина/
АЛЛЕГОРИЯ
АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ
АЛЛИТЕРАЦИЯ
АЛЛЮЗИЯ
АЛОГИЗМ
АМПЛИФИКАЦИЯ
АМФИБОЛИЯ
АНАДИПЛОЗИС см. Фигуры речи
АНАКОЛУФ
АНАФОРА см. также Фигуры речи
АНТАНАКЛАСИС
АНТИГЕРОЙ
АНТИКЛИМАКС см. Фигуры речи
АНТИМЕТАБОЛА
АНТИРОМАН
АНТИТЕЗА
АНТИУТОПИЯ
АНТИФРАЗ(ИС)
АНТОНИМ
АНТОНОМАЗИЯ
АНТРОПОНИМИЯ
АПОКОЙНУ см. Фигуры речи
АПОКОПА
АПОСИОПЕЗА см. Фигуры речи
АРХИТЕКТОНИКА см. также Композиция
АССОНАНС
АСТЕЙЗМ
БАРРИКАДНОЕ МЫШЛЕНИЕ /авторское определение С.Чупринина/
БЕЛЛЕТРИСТИКА
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ cм. также Персонаж
ГИПЕРБОЛА
ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН
ГРАФОМАНИЯ
ДЕЙСТВИЕ
ЖАНР
ЗАВЯЗКА
ЗАГЛАВИЕ Рама произведения
ЗАМЫСЕЛ
ЗЕВГМА см. Фигуры речи
ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ
ЗНАКОВЫЕ ТЕОРИИ ЯЗЫКА
ИЗОКОЛОН
ИНВЕРСИЯ
ИНТЕРЬЕР
ИНТРИГА
ИРОНИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ /авторское определение С.Чупринина/
ИРОНИЯ
КАТАСТРОФА
КАТАХРЕЗА
КЛИМАКС см. Фигуры речи
КОЛЛАЖ
КОЛЛИЗИЯ см. Конфликт
КОЛОН
КОМЕДИЯ
КОМЕДИЯ ХАРАКТЕРОВ
КОМИКС
КОМИЧЕСКОЕ
КОМПИЛЯЦИЯ см. также Плагиат
КОМПОЗИЦИЯ см. также Архитектоника
КОНТАМИНАЦИЯ
КОНТЕКСТ
КОНФЛИКТ
КОНЦЕПТ
КУЛЬМИНАЦИЯ
ЛЕЙТМОТИВ
ЛИТЕРАТУРА см. также Качественная литература, Актуальная литература, Массовая литература, Миддл-литература, Мультилитература - авторские определения С. Чупринина.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК см. также Язык художественной литературы
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ЛИТОТА
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА /в т.ч. авторское определение С.Чупринина/
МЕЙНСТРИМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ /авторское определение С.Чупринина/
МЕТАФОРА
МЕТОНИМИЯ
МНОГОСОЮЗИЕ
МОТИВИРОВКА
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
ОБРАЗ
ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ
ОГЛАВЛЕНИЕ см. также Рама произведения
ОКСЮМОРОН см. также Фигуры речи
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОСТРОУМИЕ
ОЧЕРК
ПАРАБОЛА
ПАРАДОКС
ПАРАЛЛЕЛИЗМ см. также Фигуры речи
ПАРАФРАЗ(А)
ПАРОДИЯ
ПАРОНИМИЯ
ПЕЙЗАЖ
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ПЕРИОД
ПЕРИПЕТИЯ
ПЕРИФРАЗ(А)
ПЕРСОНАЖ см. также Герой литературный
ПЛАГИАТ см. также Компиляция
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ
ПОВЕСТЬ см. также Обрамленная повесть
ПОДЗАГОЛОВОК см. также Рама произведения
ПОРТРЕТ
ПОСВЯЩЕНИЕ см. также Рама произведения
ПОСЛЕСЛОВИЕ см. также Рама произведения
ПРЕДИСЛОВИЕ см. также Рама произведения
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
ПРИМЕЧАНИЯ см. также Рама произведения
ПРОБЛЕМА
ПРОЛЕПСА(СИС) см. Фигуры речи
ПРОСИОПЕЗА см. Фигуры речи
ПРОТАГОНИСТ
ПУБЛИЦИСТИКА
РАМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РАЗВЯЗКА
РАССКАЗ
РЕАЛИЯ
РЕМАРКА
РЕПЛИКА
РЕТАРДАЦИЯ
РОМАН
РОМАН-РЕКА
САРКАЗМ
САТИРА
СЕМАНТИКА
СЕМАСИОЛОГИЯ
СЕМИОТИКА
СИКВЕЛ /авторское определение С.Чупринина/
СИЛЛЕПС
СИМВОЛ
СИМПЛОКА см. также Фигуры речи
СИНЕКДОХА см. Метонимия
СМЕХ
СОЛЕЦИЗМ
СРАВНЕНИЕ
СТИЛИЗАЦИЯ
СТИЛИСТИКА
СТИЛЬ
СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА
СТРУКТУРА
СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА
СЮЖЕТ
СЮРРЕАЛИЗМ
ТВОРЧЕСТВО
ТЕКСТ см. также Текст - подборка определений из словарей.
ТЕМА
ТИП
ТОТАЛИТАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТОЧКА ЗРЕНИЯ см. также ФОКАЛИЗАЦИЯ
ТРОПЫ
ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ
УТОПИЯ
ФАБУЛА см. Сюжет
ФАНТАСТИКА см. также Научная фантастика, Фэнтези
ФИГУРЫ РЕЧИ
ФИНАЛ см. Композиция
ФОКАЛИЗАЦИЯ см. также Точка зрения, Повествовательные инстанции
ФОЛЬКЛОРИЗМ
ФОНИКА
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
ФЭНТЕЗИ
ХАРАКТЕР
ХИАЗМ см. Фигуры речи
ХРОНОТОП
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ cм. также Целостность художественная
ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ШТАМП РЕЧЕВОЙ
ЭМФАЗА
ЭНАЛЛАГА
ЭПИГРАФ см. также Рама произведения
ЭПИЗОД
ЭПИТЕТ
ЭПИФОРА см. также Фигуры речи
ЭПОПЕЯ
ЭПОС
ЭССЕ, ЭССЕИЗМ /авторское определение С.Чупринина/
ЮМОР
ЮМОРЕСКА
ЯВЛЕНИЕ
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ см. также Литературный язык, Стилистика


АВАНГАРД



Чупринин С. Жизнь по понятиям : рус. лит. сегодня /Сергей Чупринин. - М. : Время, 2007.

С. 18

АВАНГАРД В ЛИТЕРАТУРЕ, АВАНГАРДИЗМ

от франц. avant-garde - передовой отряд

Само слово авангард пришло из военной лексики, где им обозначается небольшой элитный отряд, прорывающийся на территорию противника впереди основной армии и прокладывающий ей путь, а искусствоведческий смысл этот термин, на правах неологизма употребленный Александром Бенуа (1910), обрел в первые десятилетия ХХ века. С тех пор классическим авангардом называют совокупность разнородных и разнозначимых художественных движений, направлений и школ, родившихся в лоне классического же или, говоря иначе, Первого модернизма и манифестировавших свою бунтарскую противопоставленность как современной им модернистской норме, так и, в особенности, традиционному представлению об искусстве, его задачах и формах. 'Модернизм, - отмечает сегодня Лев Рубинштейн, - как бы принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении так называемых вечных задач искусства. В этом смысле это то же традиционное искусство, но занятое новым языком для описания того же самого. Авангардизм же все время создает другое искусство, обновляет не средства его, а сам предмет искусства'. Эти принципы, т.е. демонстративный, а зачастую и агрессивный радикализм, 'доминанта нетрадиционности', которую Алексей Зверев выделил как 'главное отличительное свойство' всего явления в целом, а также скачок от установки на воссоздание действительности в узнаваемых и жизненно достоверных формах к ее тотальной аналитической деформации, авангардизм сохранил и в новом своем пришествии, которое, явившись эстетически острой реакцией на второй период модернизма в нашей стране, совпало во времени с краткосрочным, но бурным торжеством 'контркультуры' в западной художественной практике.

Теперь авангардизм 'архивирован', пользуясь термином Бориса Гройса, ничуть не в меньшей степени, чем модернизм или, допустим, классицизм. Но так как арт-революционеры с неостывшим за столетие энтузиазмом по-прежнему готовы восклицать: 'Авангард мертв, а я еще жив!', то имеет смысл, во-первых, инвентаризировать генетически общие черты и признаки этого явления в целом, и, во-вторых, указать на отличия классического авангардизма от того, который, возродившись в 1950-1960-е годы и вступив позднее в драматические отношения союзничества-вражды с постмодернизмом, до сих пор ощущается как современный.

Итак, если говорить о константах, к их числу следует отнести:

а) безусловное предпочтение выразительности по сравнению с содержательностью, а творческого процесса - творческим же результатам, что в области театра приводит к культу репетиций у Анатолия Васильева, в области кинематографа - к изнурительно долгим съемкам у Алексея Германа и Юрия Норштейна, а в области литературы - к приоритету черновиков перед уже тиражированными 'шедеврами' (легендарная хлебниковская наволочка, набитая рукописями, - емкая метафора этого дискурса);

б) отказ от традиционного разделения литературы на профессиональную и непрофессиональную, сопровожденный энергичным неприятием всего, что маркируется как 'академическое', 'музейное', и, напротив, креативным интересом к фольклору (прежде всего экзотическому), наивному искусству, графомании, творчеству детей, душевнобольных, алкоголиков и наркоманов;

в) сознательная, а подчас и шокирующая установка на 'непонятность' как на способ преодолеть (или разрушить) автоматизм эстетического восприятия, поэтому, по словам Максима Шапира, 'непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник';

г) стремление к стиранию граней между разными жанрами и, более того, отдельными видами искусств, увенчивающееся такими гибридными формами, как визуальная (в том числе вакуумная) и звучарная поэзия;

д) 'инженерный' подход к комбинированию материалов, вроде бы случайно подвернувшихся под руку, и использование в своей практике достижений научно-технического прогресса, а также, - как подчеркивает Борис Гройс, - готовность и 'способность придать ценность объекту, который этого 'не заслуживает', т.е. не является ценным сам по себе, до и помимо его избрания художником' (знаменитый унитаз, внесенный Марселем Дюшаном в Лувр, и смятые, слегка чем-то запачканные листы, которые Сергей Проворов и Игнат Филиппов позиционируют в качестве визуальных стихов, в данном отношении эстетически синонимичны);

е) поиски собственного, 'паспортизированного' жанра, техники или приема, которые в сознании публики и в памяти культуры будут отныне жестко связаны именно с этим и ни с каким другим именем (так, визитной карточкой Дмитрия Авалиани были листовертни, Александр Горнон эксклюзивно интересен фоносемантикой, а Лев Рубинштейн - это тот, кто пишет стихи на каталожных карточках);

ж) активный жизнестроительный пафос, ибо собственные биографии (и биографии окружающих) для авангардистов не меньший объект манипуляций, чем произведения искусства, и справедливо в этом смысле говорят о Дмитрии Александровиче Пригове, что его высшим творческим достижением является его же собственный имидж;

з) эпатажно-скандальный характер презентации авангардистами самих себя и своих произведений, благодаря чему эти презентации зачастую разыгрываются как спектакли или перформансы.

Все сказанное свидетельствует, что при своем, случившемся уже на нашем веку погружении в хаотичный, эстетически дряблый и этически раскоординированный контекст постмодерна с его тотальной иронией и принципиальным отказом от какого бы то ни было целеполагания как в искусстве, так и в жизни авангардизм должен был претерпеть серьезные трансформации. Он и претерпел - практически напрочь утратив свой утопизм и революционный порыв к переустройству не только искусства, но и действительности. Возможно, это случилось потому, что, - как не без иронии говорит Борис Гройс, - 'в сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду'. Но как бы там ни было, а 'сегодняшние авангардисты унаследовали не мессианские претензии, волю к власти и трибунность Маяковского, а хлебниковское амплуа частного, 'маленького человека', назначающего, конечно, 'председателей Земшара', но не возражающего против того, чтобы эти приказы оставались неосуществленными или осуществимыми исключительно в грезах'. Авангардисты либо прячутся от публики в свои лаборатории, открытые лишь узкому кругу посвященных (как Ры Никонова или Виктор Соснора), либо, в случае публичного манифестирования, больше напоминают деятелей шоу-бизнеса, чем памятник Маяковскому или Свободу на баррикадах.

Не исключено, что эта утрата социальных амбиций, когда жизнеустроительское проектирование заведомо направлено не на общество, а всего лишь на собственный имидж, явилась одной из причин маргинализации сегодняшнего авангарда, его выпадения из зоны художественного риска и фокуса читательских ожиданий. Впрочем, назовем еще две возможные причины. Вот первая, сформулированная Яном Шенкманом, который заметил, что 'читатель эксперименты не любит. Потому что они редко когда удаются. На одного удачливого экспериментатора приходится пятнадцать-двадцать жертв прогресса и цивилизации. Их имена неизвестны, подвиг их бессмертен. Литературный процесс без них практически невозможен. Литература - вполне'. А о второй причине деликатно сказала новосибирская исследовательница Е. Тырышкина: 'Момент мастерства в авангардизме редуцирован', - и, можно также предположить, редуцировано и понятие таланта, творческой одаренности, которые в конечном счете - кто будет спорить? - решают в искусстве решительно все.
Теги: Словарь терминов по речевым коммуникациям
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Словарь терминов по речевым коммуни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close