Главная » Словарь терминов телевидения
21:59
Словарь терминов телевидения
Процесс поддержания национальной культуры телекомпаниями не должен приводить к дискриминации лучших образцов видео- и кинопродукции зарубежных стран, а также их информации.

Природа телевидения как искусства. В основе телевизионнного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков - языка зрительных образов и языка словесных образов (Ю. Лотман). Словесно-зрительная структура телевидения предполагает, что в ходе развития драматургии действия на первый план могут выходить то слово, то изображение в соответствии с тем, что в конкретный момент передачи может сильнее подействовать на ум и эмоции зрителя.

Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога, а изображению - приемы кино, театра, изобразительного искусства. Как только эти свойства смежных искусств сливаются вместе, приобретают характер обращенности к отдельной личности, интимности в условиях домашнего просмотра, создается новое эстетическое качеств.0 в системе искусств - оригинальная природа телевидения.

Программа телевидения. Программная форма существования телевидения обусловливает взаимодействие телевидения с прессой, кино, театром, литературой и изобразительным искусством. Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности. Программная форма телевизионного вещания создает специфические условия экранной жизни для каждой передачи, которая становится частью целого. Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения. Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы - один из коренных принципов планирования телевидения.

Программирование телевизионного вещания - тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на год, квартал (перспективное планирование), на месяц, неделю, день (текущее планирование). Программирование телевидения имеет свои принципы и требует соблюдения профиля канала, программы, актуальности и оперативности вещания как приоритетных подходов, композиционной стройности ежедневного расписания передач, учета предыдущих и последующих передач, а также передач, идущих на соседних каналах вещания. При этом можно применять два подхода: контрастности или дополняемости параллельно идущих передач.

Программирования основные понятия.

В целях упорядочения использования видов и форм телевизионной программы, преодоления однообразия и параллелизма одних и тех же жанров ежедневное вещание организуется блоками по временным отрезкам - утренним, дневным, вечерним и ночным.

Блок (или контейнер) - набор рубрик, построенных по принципу повторения для различной аудитории телезрителей в зависимости от времени выдачи в эфир.

Рубрика - ряд передач или фильмов, развивающих определенное тематическое направление вещания, выходящих в эфир через одни и те же промежутки времени и рассчитанных на одну и ту же аудиторию. В рубрике или вне ее могут быть: а) цикл - две и более передачи, посвященные одной проблеме; б) серия - две (либо более) передачи, объединенные одним героем (одними героями).

Серия передач, фильмов - состоящее из нескольких частей единое телевизионное произведение, в котором каждая часть закончена сюжетно и где реализуется закон единства места, времени и действия. Передачи, фильмы одной серии можно смотреть в обычном порядке, последовательно (первую, вторую, третью), но можно выдавать в эфир выборочно и в обратной последовательности. Например, в каждом фильме серии телевизионных художественных фильмов "Следствие ведут знатоки" - одни и те же главные герои, место и сфера действия. Эти ленты смотрятся в любой последовательности.

Сериал - многосерийный телефильм, объединенный одними героями, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия, она же и создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме - его развязка. Образцом такого сериала стал фильм "Семнадцать мгновений весны" - отдельные части которого можно смотреть только в определенной последовательности, иначе теряется сюжетная линия, логика действия.

Сетка (или структура) вещания - набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей, в том числе по возрасту, полу, интересам. Сетка вещания может меняться в зависимости от сезона, проведения крупных кампаний, а также в связи с праздниками и трагическими событиями.

Так,сетка вещания в будни отличается от сетки в выходные дни, когда больше внимания уделяется познавательным и развлекательным программам.

Продюсер на телевидении - производитель, организатор передачи, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль за созданием произведения телевидения, несет ответственность за соблюдение договоров с компанией* студией, редакцией о соответствии созданной телепередачи их требованиям, условиям договора.

Профессиональные права и обязанности работника телевидения определяются

Конституцией страны, другими законами государства. Права вытекают также из международных договоренностей. В случае несоответствия положений этих документов и внутренних законов следует руководствоваться установками международного права. Обязанности и персональная ответственность каждого вытекают только из законов своей страны. Журналисты служат обществу при условии совпадения интересов; в случае их расхождения необходимо исходить из воли законодателя как высшего выразителя общественных интересов.

Профессиональный долг работника телевидения состоит в выполнении профессиональных обязанностей, которые требуют компетентности, максимального использования творческих способностей, постоянного обновления знаний, повышения уровня мастерства, овладения общей культурой. Добросовестность предполагает скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикаций; она исключает подтасовку фактов, бездоказательность суждений, вымысел и фабрикацию материалов. В случае ошибки работник телевидения обязан немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий, опубликования опровержения, принесения извинений и возмещения морального ущерба потерпевшему.

Публицистика на телеэкране - вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, в конфликте. Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанным на обобщении, анализе, привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером.

Публицистика телевидения основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания.

Разговорная речь на телевидении. Особенность слова, произнесенного с телеэкрана, состоит в том, что речь здесь имеет не книжный, а разговорный характер. В то же время разговорная речь на телевидении - это разновидность литературного языка, а не жаргон или сленг. Она характеризуется непринужденностью, отсутствием официальных обращений, специальной лексики.

Разделение экрана происходит с помощью электронной вставки на две (и более) части, каждая из которых доказывает разные, но по мысли связанные между собой картины. Такой прием позволяет показать одновременно два или более события в их взаимосвязи: двух человек, говорящих по телефону, и т.д.

Реверберация звука - специальный звуковой эффект, создающий впечатление пребывания в огромном помещении. На самом же деле в небольшой комнате, стены которой покрыты штукатуркой, чтобы избежать поглощения звука, стоят динамики, на определенном удалении от них - микрофон.

Регионализация вещания - одна из главных тенденций развития современного телевидения, суть которой состоит во всемерном росте и укреплении государственных муниципальных, частных коммерческих и кабельных телестудий на местах. От централизации к региональному вещанию - общий путь развития телевидения во многих странах. Местное, или региональное, телевидение может более точно учитывать особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории, привлекать к передаче людей, использовать факты и явления, которые житель района, города порой знает лично. Все это делает местное телевидение более доступным, понятным, полезным конкретной аудитории, чем центральные программы.

Регионализация телевещания неразрывно связана с распространением национальной культуры, самобытности, народного творчества и народных традиций населения конкретного района.

Региональные комиссии по телерадиовещанию. Каждая такая комиссия действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Комиссия формируется Федеральной комиссией по телерадиовещанию с учетом предложений государственных органов и творческих союзов соответствующих субъектов Российской

Федерации. Полномочия председателя и членов региональной комиссии по телерадиовещанию длятся три года. Региональная комиссия выдает лицензии на кабельное, проводное и иные виды неэфирного вещания на территории ее действия.

Редакции телевидения - производственно-творческие объединения (могут быть юридическими лицами) - действуют на основании своего устава в условиях хозяйственного расчета и представляют собой творческие коллективы, созданные по признакам тематики вещания, жанров и видов телепередач. Редакции, производственно-творческие объединения, центры могут на договорных началах участвовать в подготовке и передаче рекламных материалов на условиях, определяемых органами власти, привлекать к своей работе спонсоров, акционеров, различные общественные фонды, а также использовать установленные законом государственные дотации.

Рейтинг телепередачи - размер аудитории, выраженный в абсолютных величинах (в тысячах, миллионах) или в процентах от общей телеаудитории. Служит показателем экономической рентабельности телеорганизации и ориентиром при программировании. Используется как основа расчета компании с рекламодателями.

Режиссер-постановщик. который на основе литературного сценария, собственного творческого замысла возглавляет работу по постановке (съемке) передачи (фильма), определяет роль и место ведущего в действии, ставит задачу перед оператором, звукорежиссером, художником, видеоинженером. Режиссер определяет также место съемок и характер монтажа, участвует в отборе музыки, спецэффектов, иллюстративного материала к передаче.

Реклама на теле видении - любое публичное высказывание с целью стимулирования продажи, покупки, аренды или найма какого-либо изделия или какой- либо услуги, с целью достижения другого желаемого рекламодателем эффекта, для чего рекламодателю предоставляется трансляционное время за плату или другую ответную услугу. Общие нормы рекламы на телевидении: - любая реклама должна быть корректной и четкой; - реклама не должна вводить телезрителя в заблуждение и наносить вред интересам потребителей; - реклама, направленная на детей или использующая детей, не должна содержать ничего, что наносило бы вред их интересам, и должна учитывать их особую впечатлительность; - реклама должна быть ясно распознаваема как таковая и однозначно отделена от других частей программы оптическими или акустическими средствами. Как правило, она » транслируется блоками; - рекламодатель не имеет права оказывать никакого редакционного влияния на содержание телепрограмм; - скрытая реклама запрещена.

В рекламе не должны появляться ни зрительно, ни в звуковом ряду те лица, которые регулярно выступают в передачах новостей и передачах об актуальных политических событиях.

Рекламные включения в телепрограмму. Реклама включается между передачами.

Она может быть включена и в передачи, если тем самым не наносится ущерб общей взаимосвязи и ценности передачи, а также правам телерадиовещателя.

В передачах, состоящих из самостоятельных частей, в спортивных передачах, трансляциях событий и других передачах, имеющих перерывы, реклама может быть включена только между самостоятельными частями или в перерывах.

Трансляция таких аудиовизуальных произведений как кино- и телефильмы (за исключением серий, циклов, легких развлекательных и документальных передач), если она длится более 45 минут, может прерываться рекламой один раз в полный промежуток времени в 45 минут, Последующее прерывание допустимо, если эти произведения длятся, по крайней мере, на 20 минут больше, чем два или более полных промежутка времени в 45 минут.

Трансляция церковных служб не должна прерываться рекламой. Передачи новостей и передачи об актуальных политических событиях, документальные передачи, передачи религиозного содержания и детские передачи не должны прерываться рекламой, если они продолжаются менее 30 минут. Если же их продолжительность составляет 30 минут и более, то в действие вступают определения абзацев 1-4.

Реклама по телевидению определенных изделий: 1. Реклама табачных изделий должна быть запрещена. 2. Реклама всех видов алкогольных напитков должна соответствовать следующим правилам: а) она не должна быть направлена на несовершеннолетних, тот, кто выглядит как несовершеннолетний, не должен появляться в рекламе в связи с потреблением алкогольных напитков; б) она не должна связывать потребление алкогольных напитков с физическими достижениями или вождением автомобиля; в) она не должна необоснованно утверждать, что алкоголь обладает терапевтическими свойствами или является возбуждающим или успокаивающим средством или средством решения личных проблем; г) она не должна побуждать к неумеренному потреблению алкоголя или же в негативном свете изображать воздержание или умеренность; д) она не должна ненадлежащим образом подчеркивать содержание алкоголя в напитках. 3. Реклама медикаментов и медицинского обслуживания, которое доступны только по врачебному предписанию, запрещена.

Реклама всех других медикаментов и другого медицинского обслуживания должна быть ясно распознаваема как таковая, быть честной, соответствующей истине и проверяемой, а также соответствовать требованию быть безвредной для человека1.

Реорганизация и ликвидация ТОО на телевидении. Прекращение деятельности

ТПО может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации, слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в иную организационно- правовую форму. Ликвидация и реорганизация ТПО производится по решение собрания учредителей. ТПО может быть ликвидировано в случае: - признания его банкротом; - принятия решения о запрете деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством, если в срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; - признания судом недействительным решения о создании ТПО; - по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

При реорганизации и ликвидации ТПО увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством страны.

Ликвидация ТПО осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой в порядке, предусмотренном Законом.

Репортаж на телевидении - жанр телеинформации.

Репортаж в записи - видео- или кинозапись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала - в соответствии со сценарным планом.

Репортаж проблемный - передача с места события, посвященная анализу, оценкам, урокам этого события.

Репорта» ПРЯМОЙ - непосредственная трансляция в эфир передачи репортером с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов без предварительного монтажа изобразительного ряда.

Репортер. Журналист выступает в роли репортера, как правило, в таких случаях, когда собирает материал на месте происшествия, а также: - если событие запланировано (например, государственный визит или художественная выставка); 1 Указанные положения пп. а, б, в, г о рекламе отражены в "Европейском соглашении о телевидении без границ" 15 мая 1989 года. - если на место происшествия можно добраться, пока оно еще длится; - если репортаж ведется с места события, когда оно уже произошло. Как и в первом случае, это в журналистской практике происходит наиболее часто. Из примера видно, что репортер прежде всего информирует о событии. Но не это главное в репортаже. Журналист должен описать событие, образно показать, как оно произошло, дать возможность зрителе сопереживать вместе с ним, увидеть то, что произошло, его глазами. Репортаж - это описание мгновения, ситуации, которая является в большинстве случаев поводом для репортажа. Репортаж - субъективная форма изложения. Поэтому ведущий здесь с полным правом употребляет слово "Я" и может говорить от себя, чего обычно в журналистике стараются избегать.

Ретрансляционная линия - линия связи, посредством которой передача (прямая или в записи) транслируется из одного места в другое. Например, с передвижной телестанции на телестудию, либо с одной студии на другую.

Ретрансляция телепрограмм - прием и одновременная полная и неизменяемая передача телепрограммы или ее части, которая транслируется телевещателями для приема всеми и каждым.

Речь на телевидении - в отличие от печатного слова определяется тройной зависимостью (изображение - звук - слово) и ближе всего к устной речи. Построение, стиль, характер речевой структуры зависят от специфики материала телепередачи, фильма.

Речь на телевидении соединяется с изображением на экране, отчего сила ее воздействия усиливается многократно. Речь в телепередаче способна дать новую эстетическую по своей природе информацию, основанную на образах.

Рирпроекция - неподвижное или движущееся изображение с объектива, находящегося на заднем плане, проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана', перед которым и происходит основное действие передачи, фильма. Это устройство часто называемое "блюбокс" (что в дословном переводе с английского означает "синий ящик"), позволяет органически врезать в кадр изображение актера, выступающего на фоне натянутого и освещенного синего (ультрамаринового) задника.

Фоном могут быть любые изображения - кадры кинофильмов, диапозитивы, видеозапись. При этом должен соблюдаться ряд условий, одним из которых является жесткое требование к цвету элементов одежды актера, его гриму. Практически синие тона должны отсутствовать. В противном случае "оторвать" изображение актера от фона с четким его контуром очень трудно, а иногда даже невозможно.

Еще более широкие возможности обеспечивают аналогичные устройства в оборудовании типа "хромокей". Они позволяют работать камере не только на голубом заднике, но и на других цветах, что расширяет возможности выбора одежды для актера, выступающего.

Сатира и юмор на телевидении - своеобразное художественное воспроизведение действительности, обличительный жанр художественного телевидения, осмеяние пороков и недостатков в обществе. Сатирические, а также пародийно-иронические телепередачи показывают "правдоподобие неправдоподобия", поднимают на смех человеческие грехи и слабости. К разряду сатирических программ можно отнести немало передач на периферийном телевидении, а на I телеканале России передачи серии "Аншлаг" Аншлаг!", "Смехопанорама", "Клуб белого попугая", творческие портреты артистов юмористической эстрады и цирка.

Сертификат соответствия технических средств телерадиовещания - документ, выдаваемый уполномоченным органом по сертификации в соответствии с правилами системы сертификации в России.

Сетка вещания государственной и общественной телекомпании. Сетка вещания государственной и общественной телекомпании подчинена реализации прав граждан на получение и распространение информации, а также удовлетворению запросов зрителей в художественном, музыкальном, познавательном и образовательном вещании.

Государственные и общественные телекомпании должны содержать следующие основные блоки программ: - - информационные; - публицистические; - музыкальные; - развлекательные; - познавательные; - образовательные.

Симультантность телевидения - одновременность наблюдения и показа, трансляции передачи, что обеспечивает особую достоверность и убедительность телепрограмме. Симультантность телевидения - коренное его качество, дающее простор для творчества, работы с изображением и звуком в ходе подготовки телепрограмм.

Синхронизация - при подготовке передачи - процесс совмещения изображения со звуком.

Слово на телеэкране. Телевидение - синтез зрительных и слуховых ощущений - имеет сравнительно высокий удельный вес звукового ряда в структуре своих передач.

Видеоряд не в состоянии компенсировать отсутствие слова или неречевых звуковых средств - музыки, шумов, так как телеизображение имеет свои ограничения, предел возможностей в передаче информации, особенно воплощающей в себе абстрактные, отвлеченные понятия, которые нельзя донести до аудитории только с помощью визуальных средств.

Слово на телеэкране больше всего соответствует устной речи, ее строю образности, интонации. Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным от правил печатного слова. Так, хорошая газетная статья может не прозвучать на телевидении.

От радио телевидение заимствовало внеречевые звуковые компоненты, которые дополнительно к изображению несут, смысловую нагрузку. Однако психология восприятия звука по телевидению и психология восприятия звука по радио - вещи совершенно разные, ибо "наше ухо воспринимает для себя то и лишь так, как ему подсказывает глаз". Это любопытное соображение справедливо для всех телепередач, в том числе и для тех, которые базируются преимущественно на звукоряде - "разговорные", "музыкальные". В поисках образно-выразительных звуков телевидение стремится активно использовать достижения радиовещания в создании акустических образов, которые сами по себе способны вызывать у слушателей зрительно- пластические ассоциации.

Совмещение изображений - одновременная передача двух или нескольких изображений, снимаемых разными камерами, средство художественной выразительности и технический прием. Применяется для того, чтобы: - показать разные события, которые происходят одновременно; - сравнить два явления; - выявить связь одного явления с другим.

Социальная ответственность тележурналиста. Журналист ответственен перед зрителями, перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, за правдивое и своевременное информирование их об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Реализация права граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста.

Недопустимо использование средств телерадиовещания в ущерб нравственным, законным интересам и правам личности, интересам государства, общества, а также для проповеди войны и насилия, национальной и религиозной нетерпимости, вражды, пропаганды жестокости и распространения порнографии, для манипулирования общественным мнением и монополизации права на гласность. Журналист вправе отказаться от выполнения задания руководства, если оно противоречит его политическим или нравственным убеждениям.

Социальное вещание - вид специализированного вещания. Осуществляется с целью распространения программ для детей, глухих и плохо слышащих, а также справочных, учебных и образовательных программ. Держатели лицензий, осуществляющие социальное телерадиовещание, освобождаются от налоговых платежей, а также обладают преимущественным правом на предоставление государственных инвестиций и иных форм государственной поддержки.

Спонсирование на телевидении - участие физического или юридического лица, не участвующего в деятельности телевидения или в производстве аудиовизуальных произведений, в прямом или непрямом финансировании передачи с целью поощрения имени, фирменного знака или визуального образа данного лица.

Передача или серия передач, которые полностью или частично спонсируются, должны быть однозначно помечены как таковые соответствующими знаками в начале и (или) в конце передачи. Спонсор ни при каких условиях не может оказывать такого влияния на содержание и размещение по времени спонсированных передач, которое могло бы нанести ущерб ответственности и редакционной независимости телерадиовещателя в отношении данных передач.

Спонсированные передачи не должны побуждать к продаже, покупке, найму и аренде изделий или услуг спонсора или же третьего лица, в частности, с помощью особых, стимулирующих продажу указаний на такого рода изделия или услуги в данных передачах. Спонсорами передач не могут выступать физические или юридические лица, чьей основной деятельностью является изготовление или продажа изделий или же предоставление услуг, реклама которых запрещена.

Спонсирование передач новостей и телепередач об актуальных политических событиях запрещено.

Спутниковое телевидение - общее понятие, включающее в себя передачу и прием телевизионного сигнала через искусственные спутники Земли. Непосредственное спутниковое вещание - передача сигнала со спутника прямо на домашние коллективные или индивидуальные антенны. Именно спутниковое вещание дает возможность создавать "телевидение без границ".

Стирание записи изображения и звука производится путем пропуска видеоленты через стирающую головку видеомагнитофона. В результате происходит ее размагничивание, т.е. освобождение записанных ранее звука и изображения.

Сценарий телепередачи - описание действия, его места и времени, направления развития сюжета, характеристика действующих лиц.

Сценарий литературный несет содержательную, смысловую нагрузку, развитие сюжета, монологи и диалоги действующих лиц. В нем получает развитие авторский замысел передачи, с помощью различных приемов раскрывается "сверхзадача", которую ставят перед собой создатели каждый раз, создавая новую программу.

Литературный сценарий есть основа воплощения драматургии передачи художественными средствами телевидения.

Сценарий режиссерский. На основе литературного сценария режиссер передачи совместо с художником, телеоператором, редактором и автором (а зачастую и с участием видеоинженеров) готовит перед записью передачи режиссерский сценарий, куда входят дополнительные данные: величина того или иного плана, число задействованных камер, характер их движения и последовательность включения, монтажные переходы, набор зрительных и звуковых аффектов, система музыкального, шумового и звукового сопровождения. Режиссерский сценарий уточняется во время репетиций с участием всех создателей передачи.

Режиссерский сценарий, как и его основа - сценарий литературный - должен учитывать особенности природы телевидения (избирательность, неизбежность отбора конкретного кадра при использовании камеры и микрофона во время съемки). Искусство режиссера в том и состоит, чтобы наиболее точно использовать эти свойства камеры и микрофона в соответствии со сценарием и замыслом автора. Сочетание отобранных и запечатленных по воле режиссера кадров и есть конкретное выражение его приемов, которое обеспечивает «образное, ассоциативное восприятие передачи зрителями, а самой передаче - разнообразие, непрерывность действия.

Творческий процесс на телевидении - функционирование и эволюция телевидения как новой области искусства и средства массовой информации, которые включают в себя не только оригинальные телевизионные произведения, но и транслируемые сочинения смежных искусств. Творческий процесс на телевидении есть соединение усилий профессионалов - журналистов, режиссеров, операторов, -композиторов, видеоинженеров, осветителей, художников, которые используют возможности телевизионной техники для создания произведений по законам эстетики и искусства.

Соединение аудиовизуальной техники и творческого потенциала авторов передач есть суть творческого процесса на телевидении. Он имеет внутренние связи и закономерности, а также внешние связи с другими, смежными видами искусства.

Творческий процесс на телевидении в то же время обусловлен конкретными общественно-политическими и экономическими явлениями в стране.

В отличие от чисто литературного процесса, который опосредованно, через всю прослойку культуры отражает объективные общественные условия жизни, творческий процесс на телевидении непосредственно связан с текущими политическими и иными событиями в обществе. В этом отражается суть телевидения как средства массовой информации. Творческий процесс на телевидении как искусство имеет те же закономерности, как и иные разделы культуры. Творческий процесс на телевидении стимулируется социально-историческими сдвигами в общественном развитии. При этом важно отметить, что творчество на телевидении основывается на собственных традициях, а также на заимствовании приемов, жанров, форм передач и фильмов из опыта других телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных. Изучение и обмен творческими планами, конкурсы и фестивали, дискуссии, коллективные просмотры телепередач и обсуждение их, совместное производство программ стимулируют творческий процесс на телевидении.

Творческо-производственное объединение на телевидении. В том случае, если учредителем творческо-производственного объединения выступает государственная телерадиокомпания, это объединение может называться государственным предприятием.

ТПО имеет свой устав, утвержденный учредителями, является юридическим лицом и осуществляет свои функции в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.1991 г. Оно может состоять из студий, редакций, которые действуют на основе творческой и производственной самостоятельности на хозрасчетных началах.

ТПО действует, как правило, на основе принципов хозяйственного расчета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, открывает счета в учреждениях банка как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, имеет печать, штамп, бланки со своим наименованием и другие необходимые реквизиты. ТПО отвечает по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, может быть обращено взыскание.

Государство и его органы, а также учредитель не несут ответственности по обязательствам предприятия, а предприятие не несет ответственности по обязательствам государства, его органов и учредителя.

Телевещатель - физическое или юридическое лицо, которое составляет телепрограммы для приема всеми и каждым и транслирует их или же предоставляет их третьему лицу для полной и неизменяемой трансляции.

Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие "телевидение" входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации.

Телевидение и государство. На разных стадиях развития телевещания отношения между ветвями власти и телевидением менялись. Все страны Европы начинали с правительственного контроля над вещанием, уступая затем его парламенту. В то время считалось, что парламентский контроль - наиболее демократичный способ регулирования вещания. Однако партийные и политические трения внутри„парламентов отрицательно сказывались на вещании.

Сегодня, в условиях смешанного вещания и роста числа телеканалов политические трения вокруг вещания затихают, и все приходят к выводу, что лучше всего делегировать контроль над вещанием общественности, а непосредственное руководство им - профессионалам. Би-би-си в Англии осуществила это давно, раньше других.

Телевидение и журналистика. Возникшая на стыке разных наук - социологии, социальной психологии, искусствоведения - теория телевидения тесно связана с теорией журналистики. Журналистика, которая предстает в современном обществе как литературно-публицистическая деятельность в печати, на радио и телевидении по сбору, обработке и распространению социальной информации, имеет свои закономерности, обобщенные теорией журналистики. Предметом теории журналистики и становятся принципы, жанры и формы литературно-публицистической, творческой деятельности человека в системе средств массовой информации. Предметом теории телевидения являются общие закономерности формирования системы телевидения, принципы и особенности ее функционирования, связь с другими средствами массовой информации, взаимодействие с аудиторией. Объектом теории журналистики является деятельность журналиста, объектом теории телевидения - функционирование системы телевизионного вещания.

Телевидение и кино." Эволюция телевидения во многом повторяет историю развития кино: рождение искусства'из недр техники. Есть много и других общих че.рт: двухмерность изображения и опосредованное, через экран, восприятие его человеком; единый подход к решению всякий раз заново стоящей задачи и во многом единые художественные средства ее решения; общие возможности и общий зритель, особенный в том смысле, что артисты, режиссеры кино и телевидения обращаются к нему не со сцены, а с экрана.

Кино и телевидение используют изображение и звук, причем звук - комплексно: живую человеческую речь, "язык вещей", музыку. Другие выразительные средства кино - монтаж, ракурс, план - присущи и телевидению. Однако, обладая языком кино, телевидение имеет в то же время свойство создавать "эффект присутствия, то есть телеэкран способен передать образ происходящего в настоящий момент.

Телевидение широко использует произведения художественного и документального кинематографа в своих программах и, в свою очередь, оказывает влияние на кинематограф. С развитием телевидения, его способностью показывать "мир таким, как он есть" исследователи кинематографа связывают всемирную волну документализма в кино, в том числе и в игровом. Кинематограф - и художественный и документальный - воспринимает от телевидения его публицистичность, которая обогащает восприятие произведений искусства.

С телевидением связывались и поиски кинематографистов в области монтажа. В отличие от традиционного, "новый" монтаж выглядел нарочито незамысловатым, небрежным, как случайное сцепление кадров и эпизодов, а более свободные ассоциации должны были стимулировать аналитическую деятельность зрителя.

Наконец, существует еще один чисто телевизионный прием в кинематографе: длинные, не прерываемые монтажом монологи на камеру, почти не встречающиеся ранее в игровом кино. Такие закономерности усвоения кинематографом опыта телевидения распространяются и на отдельные выразительные средства, и на эстетику кино в целом.

Телевидение и литература - разные роды искусства. Литература оперирует словом, телевидение, кроме слова, - зрительным образом и звуком. Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т.е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения, что невозможно перенести впрямую на телеэкран, особенно если речь идет об экранизации такого литературного" жанра, как роман. Телевидение должно было предложить свой равноценный эквивалент, который оперировал бы собственными, специфическими средствами. И такой эквивалент был найден. Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Многосерийность является именно тем свойством, которое вытекает из самой сути непрерывности, поточности телевизионных программ.

Телевизионное зрелище не является полностью самостоятельным, даже если та или иная передача выделяется из общего потока. Телевизионное зрелище само по себе и есть общий поток, за которым на протяжении многих вечеров наблюдает зритель. Все остальные виды искусств характеризуются прерываемостью. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществить своими специфическими средствами экранизацию и такого крупномасштабного литературного жанра, как роман. Удачная экранизация на телевидении дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Однако бывает и обратное явление.

Экранизация литературного произведения на телевидении есть перевод одного и того же сочинения с вербального языка на язык визуальный, из одного вида искусства - в другой. Причем в экранизации возможны и новые сюжетные линии, и новые персонажи, и временные изменения в развертывании действия, и другие отступления от первоосновы. Такой переход произведения из одного искусства в другой можно сравнить с переводом стихов с одного языка на другой, когда существуют дословные подстрочники, но нужен оригинальный талант поэта-переводчика, чтобы стихотворение стало произведением искусства на другом языке.

Телевидение и печать. Личностный характер телевизионных сообщений не может служить предлогом для противопоставления информации, полученной средствами телевидения, и печатного сообщения. Газета - орган коллективного разума. Ее сообщение анонимно, так как на страницах газеты видно дело, о котором пишут, но не видно человека, который пишет.

Телевидение дает возможность увидеть и дело, и того, кто о нем говорит. Это свойство телевидения можно определить как персонификацию, но такое определение относится только к средству, а не к источнику информации. Персонификация позволяет нести людям информацию с позиции "анонимного издателя" в тех целях и в том направлении, которые им определены. Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме, свои знания, чувства, умение общаться. Совпадение принципиальных позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию.

Печать, как известно, позволяет читателю самому устанавливать темп восприятия и порядок отбора информации, создает возможность неоднократного обращения к одному и тому же тексту или углубленного его анализа. Письменное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое.

Телевидение и политика. Благодаря телевидению происходит персонификация политики: население узнает не только теоретические постулаты того или иного политического объединения, но и облик его лидера, интересуется его характером, образом мыслей и жизни. Телевидение содействует созданию нового, публицистического облика политика. От умения держаться, выступать, вести дискуссию, общаться с телезрителями во многом зависит судьба политика и его партии.

Политики ищут новые пути общения с телевидением: они устраивают пресс- конференции, телевстречи, интервью, беседы на телеэкране, стремятся овладеть законами телевизионной публицистики. У современного политика появилась новая область деятельности - работа со средствами массовой информации, и прежде всего - с телевидением. В политике используется новая лексика, которая принята в СМИ, где рождаются новые термины. Возник новый тип телевещателя, обладающий большим влиянием, порой и политической властью, что нередко склоняет его к использованию новых преимуществ его телепрофессии в собственных интересах.

Журналистская профессия имеет ряд правовых гарантий, определенных законами, а также ряд привилегий, связанных с добыванием и распространением информации.

Все это выделяет журналистов и СМИ в отдельную ветвь власти - в четвертую. Но эта власть, не предусмотренная никакой Конституцией, формально не подлежит никакому контролю, в отличие от других ветвей власти, каждая из которых имеет свои функции и ответственность, определенные Конституцией страны и другими законами. Тем не менее журналист не должен мнить себя вершителем судеб человечества: он посредник между обществом, государством и гражданином.

Телевидение и радиовещание. В поисках образно-выразительных звуков телевидение стремится активно использовать достижения радиовещания в создании акустических образов, которые сами по себе оказались способными вызывать у слушателей зрительно-пластические ассоциации. Однако в области работы со звуком телевидению еще предстоит сделать многое.

Телевидение во многом восприняло формы своей деятельности от радиовещания.

Оба эти канала информации обладают многими сходными качествами: оперативностью, превосходящей оперативность газеты, особой документальностью, достоверностью информации, способностью донести ее до миллионной аудитории, что называется, из первых уст.
Теги: Словарь терминов телевидения
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Словарь терминов телевидения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close