Главная » Терминологический словарь менеджера
14:38
Терминологический словарь менеджера
Соотношение целей и средств - модель руководства, согласно которой руководители должны реализовать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.
Социальная адаптация в организации - процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.
Социальная ответственность - действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
Социокультурные факторы - Для бизнеса это параметры внешней среды, описывающие, в первую очередь, отношение различных слоев общества на данный момент времени к товаром и услугам, производимым на рынке различными фирмами в сфере деятельности этого бизнеса.
Социология управления — область социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы: научного менеджмента Ф.Тейлора; человеческих отношений Э.Мейо; социальных систем Ч.Барнарда; новая школа теории управления; управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и д.р.
Социотехническая система - система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы.
Социотехнические подсистемы - внутренние переменные организации, представляющие людей и технические компоненты.
Специализированное разделение труда - с точки зрения технологии это ситуация, при которой лица, лучшим образом справляющиеся с данной работой, выполняют ее для всей организации. Термин относится к горизонтальному разделению труда при малых
составляющих компонентах-на сборочном конвейере.
Способности - Индивидуальные качества личности, которые определяют скорость и глубину усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также успешность их применения на практике для выполнения различных видов деятельности.
Спрос - количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по рыночным ценам в течение определенного периода времени.
Среда косвенного воздействия - Факторы, оказывающие косвенное (не прямое) воздействие на фирму. Принято в качестве элементов этой среды рассматривать политику, экономику, технологию, географию и т.п.
Среда косвенного воздействия - внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.
Среда прямого воздействия - Факторы, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы и сами испытывают прямое воздействие со стороны самой фирмы. Обычно сюда включают конкурентов, потребителей, поставщиков и др.
Средства достижения цели — существующие в природе и обществе предметы или действия, включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.
Стандарт - 1) нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации (продукции, образцам, эталонам и т.п.). 2) образец для сравнения, необходимый элемент любой системы управления, обеспечивающий точку отсчета для принятия решений о необходимости корректирующих воздействий на управляемую систему. 3)конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению.
Стандартизация - использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов.
Стиль руководства - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).
Стимул - то, что воздействует на органы чувств человека и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
Стратегические факторы успеха - речь идет о накопленных умениях фирмы, важных для данного рынка и позволяющих ей побеждать своих конкурентов. Один из таких стратегических факторов - уровень управленческой подготовки ее менеджмента.
Стратегический альянс - совместная работа нескольких фирм для победы на рынке против других конкурентов, обычно выгодна всем участникам за счет эффекта синергии. Простые формы - совместные акции, обмен информацией. Пример - фирмы, занимающиеся предоставлением услуг Интернет и продажей компьютеров.
Стратегическое видение - современный инструмент менеджмента, применяемый для облегчения составления долгосрочной программы действий фирмы, желаемое представление о фирме, ее сфере деятельности и влияния на рынке в ближайшие 5-15 лет.
Стратегическое планирование - выбор и обоснование долговременных целей и задач развития фирмы и необходимых средств для достижения запланированных целей.
Стратегическое планирование - процесс разработки долгосрочной стратегии. И хотя вариантов алгоритма разработки стратегии столько же, сколько специалистов, решивших опубликовать свои творения по стратегическому управлению, в каждом из них всегда можно найти такие важные элементы, как оценка потенциала фирмы и анализ внешней среды.
Стратегическое планирование - набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегическое управление - целенаправленные действия по обеспечению стабильного экономического роста предприятия.
Стратегия - Общий план достижения главной цели, предполагающий определение направлений, куда будут использованы ограниченные ресурсы (человека, организации). Результатом стратегических решений должно быть появление долговременных конкурентных преимуществ (у личности, компании). В прилагаемой статье к термину представлены три стратегии, которые можно применить в самоменеджменте.
Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей.
Стратегия ограниченного роста - стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статичной внешней средой.
Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам. По существу, это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия роста -стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.
Стратегия сокращения - стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением целей ниже достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
Стратегия функциональная - Стратегия одного из структурных подразделений фирмы, которая обеспечивает фактическую реализацию общей стратегии фирмы. Соответственно можно выделить стратегию маркетинга, стратегию производства, стратегию НИОКР, стратегию по отношению к собственным кадрам и стратегию финансов.
Структура управления организацией — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основными элементами организационной структуры являются: уровни управления; подразделения и звенья управления; управленческие связи.
Структурные методы разрешения конфликтов -четыре метода разрешения конфликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанностями; использование механизмов координации и интеграции; установление новых, более сложных целей; использование механизма поощрений.
Такт поточной линии - интервал времени между последовательным выпуском двух деталей или изделий.
Тактика - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.
Творчество - любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта. Текущее управление-обеспечение непрерывности и взаимосвязанности работы всех звеньев предприятия по выполнению текущего задания.
Текущий контроль - этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ.
Теория «X» - термин Дугласа Мак-Грегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод - людей надо принуждать работать.
Теория «Y» - термин Дугласа Мак-Грегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организаций является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом.
Теория «Z» - термин Уильяма Оучи. Изучив японский опыт пришёл к выводу, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех её функционирования. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления персоналом.
Теория «7- S» - консультационная фирма «МакКинзи» доказала, что только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которые менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из следующих семи составляющих: стратегия, структуры, системы, штат, стиль, квалификация, разделение ценности.
Теория жизненного цикла - ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от "зрелости" подчиненных, т. е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки.
Теория игр - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.
Теория ожидания - концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
Теория потребностей МакКлелланда - модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
Теория систем - концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достичь разнообразных целей в изменяющейся внешней среде.
Теория справедливости Дж. Ролз - ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.
Техническое перевооружение - замена старой производственной техники и технологии на новую без расширения производственных площадей.
Технологическая подготовка производства - совокупность работ, определяющих последовательность стадий производственного процесса изготовления нового изделия, наиболее рациональных способов производства с учетом конкретных условий данного предприятия.
Технологические категории Вудворда - широко известная система типов классификации технологий. Типы технологий включают малосерийное, крупносерийное и непрерывное производства.
Технологические категории Томпсона - система классификационных технологий. Они включают устойчивые, или долговременные, среднесрочные и интенсивные типы технологий.
Технология - Процесс преобразования "входов" системы в ее "выходы" (например, процесс преобразования на предприятии исходного сырья в товары и услуги). Из управленческих технологий наибольшую известность получила классификация технологий по Вудворд - единичное производство, массовое производство и непрерывное производство. Наш взгляд на технологию отличается от общепринятого. Мы полагаем, что существует некая общая технология - это технология управления. Первый шаг к доказательству новой точки зрения представлен в статье для данного термина.
Технология - любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг.
Технология производства - методы, технические средства и система взаимосвязанных способов изготовления продукции или выполнения установленного вида работ.
Технология управления — приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Различают: линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление
Товар (продукт) – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или приобретения. Любой объект купли-продажи.
Товарное производство - изготовление товаров и оказание услуг не для собственного потребления, а для продажи.
Товародвижение-деятельность по планированию и контролю за перемещением товаров от производителя к потребителю с целью получения прибыли и удовлетворения запросов потребителей.
Топ-менеджер — управляющий высшей квалификации; руководитель предприятия, имеющего большой финансовый оборот.
Точка безубыточности - объем выпуска продукции, при котором достигается равновесие совокупных доходов (выручки) и расходов (издержек).
Точка безубыточности - Точка, в которой доход от продажи произведенной продукции равняется издержкам по ее изготовлению. Смотри также -издержки производства.
Требования к руководителю предприятия - Перечень требований, которым должен удовлетворять руководитель предприятия, тема не новая. Р.Акофф, например, полагал, что главное качества менеджера - это умение творчески решать проблемы. К термину дается статья К.Адамецки от 1925 года, которая очень своевременна и полезна для "новых русских".
Трудоемкость продукции - отношение затрат рабочего времени на производство выпускаемой единицы продукции (работ, услуг) к объему продукции.
Убеждение - приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.
Углубление работы - реорганизация труда с углублением содержания выполняемых работ.
Удельная себестоимость - средняя величина затрат предприятия на производство единицы продукции (услуг).
Уникальное торговое предложение - Торговое предложение, которое может сделать фирма, но которого нет у конкурентов. Причины этого могут быть самые разные - наличие уникальных специалистов, ограниченный доступ к сырью, Ноу-хау и др.
Управление деловой карьерой — мероприятия, проводимые кадровой службой организации, по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей, потребностей и возможностей организации и самого работника.
Управление запасами — рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.
Управление качеством - Деятельность, направленная на достижение показателей качества, запрашиваемых со стороны потребителей. Соответственно, в систему управления качеством продукции потребитель должен быть включен как обязательное и центральное звено.
Управление качеством продукции — деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.
Управление оборотным капиталом — управление текущими активами и обязательствами с целью максимизации краткосрочной ликвидности.
Управление персоналом - Планирование, организация, мотивация и контроль по отношению к людским ресурсам - общепринятая концепция.
Управление персоналом — сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами. Управление персоналом заключатся: в формировании системы управления персоналом; в планировании кадровой работы; в проведении маркетинга персонала; в определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Управление по результатам — технология управления, заключающаяся в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих управленческих действий.
Управление по слабым сигналам - Стратегический инструмент управления в условиях быстрых изменений во внешней среде, когда фирма увеличивает свою активность по мере получения более точной информации о рынке -нечто вроде бега с предварительным разгоном еще до линии старта: предварительный разгон используется, например, в эстафетных соревнованиях при передаче эстафетной палочки.
Управление предприятием - Деятельность по координации различных ресурсов организации.
Управление слушанием (в самоменеджменте) - Управление процессом восприятия информации органами слуха. Оптимизация данного процесса достигается подбором подходящей системы управления информационного восприятия для конкретной ситуации.
Управленческое консультирование - Профессиональная деятельность в области предпринимательства, обеспечивающая связь научных основ управления и практики управления.
Уровень компетенции продавца (термин УКП впервые введен в оборот нами, надеемся, что он приживется). Количество знаний, умений и навыков работника сферы сбыта, необходимое для обеспечения нормального объема продаж товаров или услуг при достаточном уровне маркетинговых усилий со стороны самого предприятия.
Усиление слабых сигналов (в менеджменте) - (Приоритет введения данного термина принадлежит МС&МА) Увеличение силы восприятия стратегически важной информации о рынке руководством фирмы при использовании менеджментом метода управления по слабым сигналам.
Услуги – работа, выполняемая на заказ и неприводящая к созданию самостоятельного продукта, Объект купли-продажи.
Фильтрация - тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации.
Физическое лицо – гражданин, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. Обладает правом проводить определённые хозяйственные операции, иметь экономические отношения с другими лицами и организациями. Действует от своего имени и не нуждается в создании и регистрации предприятия.
Финансовый менеджер — управляющий финансовыми ресурсами предприятия. В обязанности финансового менеджера входят: определение финансовой структуры предприятия и его потребностей в денежных средствах; выявление альтернативных финансовых источников и их оценка; практическое получение финансовых ресурсов из выбранных источников; контроль за использованием полученных денежных средств.
Фондовооруженность труда - стоимостный показатель, характеризующий стоимость основных средств, приходящихся на одного работающего.
Фондоотдача - стоимостный показатель, характеризующий выпуск продукции на 1 шт. среднегодовой стоимости основных фондов.
Формальная группа - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.
Формы и системы заработной платы - устанавливают связь между величиной заработной платы и количеством и качеством труда работников предприятия и обусловливают определенный порядок ее начисления в зависимости от организационных условии производства и результатов труда.
Формы оплаты труда - методы организации заработной платы персонала предприятия в зависимости от экономических показателей и способов измерения затрат и результатов труда.
Функции управления - Составные части управления. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий: руководитель принимает решения, собирает необходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.). А поскольку группировать управленческие действия можно по-разному, вы не найдете двух учебников, где было бы полное совпадение состава функций управления. Иногда функции планирования, организации, мотивации и контроля называют общими функциями управления, чтобы отличать их от специальных функций, таких как функция маркетинга, функция НИОКР и др.
Функциональная организационная структура - Организационная структура предприятия, построенная по функциональному принципу. Каждое подразделение фирмы отвечает за выполнение какой-либо функции - за производство, маркетинг и т.п. Функциональная структура является основным кирпичиком в построении большинства других типов организационных структур - дивизиональных, проектных, матричных.
Функциональная организационная структура - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.
Функциональная структура управления — структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.
Функционально-структурная модель системы управления организации — условное изображение системы управления организации, полученное путем совмещения схемы организационной структуры управления и функциональной модели.
Функциональные области - области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов.
Функциональные полномочия— форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.
Функциональный конфликт - конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации.
Функция издержек - отношение между объемом производства и минимально возможными издержками.
Теги: Терминологический словарь менеджера
Просмотров: 24 | Добавил: creditor | Теги: Терминологический словарь менеджера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close