Главная » терминология
20:26
терминология
СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – форма обучения, позволяющая лицам, оставшимся по определенным причинам вне образовательного процесса получить образование, а также дающая право учащимся закончить какую-либо ступень образования раньше времени.
СЕМИНАР от лат . seminarium - рассадник) - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.
СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции, В-концепции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности).
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – профессия, закрепленная в соответствующем документе об образовании, вид деятельности в рамках одной профессии.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – профессия, полученная в соответствии с установленными требованиями провспецобразования.
СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.
СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень общего или профессионального образования, получаемый в результате усвоения соответствующих учебных программ. В общем образовании различают неполное среднее (7-9 лет обучения по общеобразовательной программе; открывает путь к получению начального или среднего профессионального образования) и полное среднее (10-13 лет обучения; дает возможность осваивать основные программы университетов и др. вузов). В большинстве стран неполное общее среднее образование (в России называют основным общим образованием) признается обязательным.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ входит составной частью в совокупность преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и является важным звеном непрерывного образования молодежи, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для регионов и отраслей промышленного производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы обслуживания населения, здравоохранения, культуры и образования. С.п.о. в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. С.о. являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения. Будучи компонентом учебного процесса, С.о. оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы. С возникновением новых С.о. стало возможным включать в программы те разделы науки и техники, которые ранее были недоступны для понимания учащихся.
СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в к-рую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - установление единых требований к образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения.
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия: С. п. о. может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия: С. п. о. может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).
СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализуется прежде всего в системе различных планов, к-рые разрабатывает учитель: календарно-тематический, планы воспитательной работы и т. п.
СТРЕСС УЧИТЕЛЯ - напряженные состояния учителя, вызванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низкая успеваемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с администрацией, с коллегами и т. д. С. у. может оказать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс).
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.
СТРУКТУРА УРОКА - совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Студент (от лат. Studens, родительный падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века С. называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 в. университетов термин «С.» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся. В РФ, в отличие от С. вузов, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях называются учащимися, в военно-учебных - курсантами (в училищах) и слушателями (в академиях).
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ - самостоятельная составная часть системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения начального, среднего и высшего образования). С.о. органически связываются между собой, чем обеспечивается преемственность в образовании
СУББАКАЛАВР – степень, присваиваемая выпускникам средних профессиональных специализированных заведений.
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования. Подразделяются на пять категорий: а) разработчики образовательной политики; б) субъекты, принимающие решения о ее содержании, направлениях, способах воплощения; в) организаторы образования на национальном, региональном, местном уровнях; г) учреждения образования; д) лица, осуществляющие обучение и иные виды педагогической деятельности.
Т
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - построение четкой системы пед. целей, внутри к-рой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. - одна из форм реализации пед. Этики
ТЕЛЕВИДЕНИЕ УЧЕБНОЕ - техническое средство обучения. Т.у. (телевизионные системы) по способу применения учебных задач разделяются на открытые и замкнутые. Открытые телевизионные системы обеспечивают передачу учебных программ через «широкий эфир» по каналам, предназначенным для массовой аудитории. Радиус действия открытых телевизионных систем благодаря ретрансляции может быть неограниченным. Проблемы жесткой временной привязанности к таким передачам решаются путем их видеозаписи.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - комплексное аргументированное учение о феномене образования, его рели в жизни общества, закономерностях развития и путях повышения его эффективности. Складывается из четырех основных направлений исследовательской деятельности, каждое из которых имеет свой особый предмет: а) философское - сущность образования, таксономия его целей; б) социально-экономическое - взаимосвязь образования с различными сторонами жизнедеятельности общества; в) педагогическое - содержание и технология образовательной деятельности; г) социально-психологическое - индивиды и группы как субъекты учебной деятельности.
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. Знание Т. п. избавляет учителя от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышления. Формирование понятийного аппарата педагогики помогает осмыслить и понять сущность пед. явлений и процессов.
ТЕСТ (от англ, test - испытание, проверка) - инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, процедуры проверки и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенной для измерения качеств и свойств личности. (Майоров А.Н.) ТЕСТ ОБУЧЕННОСТИ - совокупность заданий, сориентированных на выявление уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.
ТЕСТИРОВАНИЕ - метод диагностичного контроля знаний, навыков и умений учащихся. Одним из способов диагностичного контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест включающий два основных элемента: задании эталон-образец правильного и качественно го выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся, чем и обеспечивается диагностичность контроля.
ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - комплекс общепедагогических и психол. умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию пед. целесообразного общения.
ТЕХНИКУМ - специальные учебные заведения в Российской Федерации для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения (промышленные, медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, культурно-просветительские и др.); созданы в 1920, с 1937 преимущественно технического профиля (промышленные, строительные, транспорта, связи, сельскохозяйственные), а также статистические, финансовые, торговые. Специалистов нетехнических и военных профилей готовят училища (военные, медицинские, педагогические, художественно-технические, культурно-просветительские и др.).
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - устройства и приборы, служащие для усовершенствования пед. процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.
ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - группа образовательных учреждений, имеющих общую специфику. Определяется реализуемыми основными и (или) дополнительными образовательными программами.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - государственный унифицированный документ, определяющий цели и содержание образования обучаемых по профессиям конкретной отрасли (машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и др.). Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения. Основной целью Т.у.п. является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный, физического воспитания, профессиональный, специальный).
ТРЕНИНГ - форма интерактивного обучения, целью к-рого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.
ТЬЮТОР – академический советник в высшем учебном заведении.

У
УМ (умственные силы) - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле - совокупность индивидуальных способно стей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

УМЕНИЕ - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации: с применением приемов воздействия и взаимодействия, с использованием пед. самоанализа.
УНИВЕРСИТЕТ – ведущее многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее: 1) подготовку широкоспекторных специалистов на всех уровнях образования; 2) дополнительные образовательные программы, 3) проведение фундаментальных научных исследований.
УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.
УРОК - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при к-рой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип У. может иметь нескольких разновидностей. Напр.: тип урока - объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т.д.
УРОК ТРАДИЦИОННЫЙ - урок, к-рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
УСПЕВАЕМОСТЬ - характеристика овладения учащимися профессиональными знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. Показателями У. учащихся (текущей; за текущую тему, по четвертям и полугодиям; итоговой - по предмету в целом или за весь курс обучения) являются оценки (отметки) в пяти-балльной системе, определяемые на основе специальных критериев.
УЧАЩИЙСЯ, м. Человек, к-рый учится в учебном заведении. Учащиеся средних школ, техникумов, высших учебных заведений
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативный документ, в к-ром определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
УЧЕБНИК, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – организация, осуществляющая процесс обучения на основе соответственных образовательных программ и выдающая соответствующий документ об образовании.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ - литература, содержащая систематизированные, изложенные в доступной форме сведения научного или прикладного характера, и предназначенная для преподавания и изучения.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ - 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3) специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.
УЧЕБНЫЙ ГОД , период времени от начала занятий в учебных заведениях до основных каникул. Впервые У. Г. стал устанавливаться в школах Западной Европы и Украины в конце 16 - начале 17 вв. по мере введения классно-урочной системы. До конца 16 в. дети поступали в школы в разное время, занятия велись круглый год, без каникул.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. У. П., как правило, включает 3 части: график учебного процесса - периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени - общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; план учебного процесса - перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части У. П. Могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе к-рого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение).
УЧЕНИЕ - особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ , присваиваемые специалистам с высшим образованием, определяют их научную квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры, в подготовке специалистов с высшим образованием и научных кадров. В каждой стране имеются свои особенности в аттестации научных кадров, своя исторически сложившаяся терминология и номенклатура ученых степеней и ученых званий. В РФ приняты ученые степени: кандидат наук, доктор наук - по одной из отраслей знания (например кандидат педагогических наук, доктор технических наук и т.п.). Ученые звания: старший научный сотрудник, доцент, профессор. Академические зва¬ния: член-корреспондент и действительный член (академик) Российской академии наук или одной из отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.
УЧЕНЫЙ СОВЕТ ВУЗА - совещательный орган при ректоре и под его председательством, создаваемый для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза; учебно-воспитательной работы, проведения научных исследований, вопросов, связанных с замещением вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и присуждением ученых званий. У.с.в. является выборным представительным органом, осуществляющим общее руководство высшим учебным заведением; срок полномочий У.с.в. не может превышать 5 лет, досрочные перевыборы У.с.в. проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза. Порядок выборов первого состава У.с.в. определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав У.с.в. могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций. В вузе могут создаваться и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом высшего учебного заведения.
УЧИЛИЩЕ - название ряда учебных заведений - профессионально-технических, средних специальных, высших (напр., Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, высшее военное училище); в Российской империи - некоторых общеобразовательных школ (одно-, двухклассное училище, высшее начальное, реальное, коммерческое)
Учитель - педагогический работник, осуществляющий воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразовательных школах.
Теги: терминология
Просмотров: 16 | Добавил: creditor | Теги: терминология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close