16:32 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
Евнух Евнух (греч.) кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е. Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. – кизлярагаси (начальник девушек) – имеет под своим начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость – отличительные их черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Ала при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану. Евпатория Евпатория – уездный и портовый город Таврической губ., в 63 в. от губ. города, на берегу небольшого, открытого залива Черного моря и вместе с тем у зап. угла большого соленого озера Сасык, по-русски – Гнилое. Татарское название города Гёзлев было переиначено русскими в Козлов. Город издавна был известен как торговый, и с 1478 г. находился под властью турецкого султана. Крымский хан только в исключительных случаях имел право пользоваться городскими таможенными доходами. По присоединении Крыма к России в 1784 г. Гёзлев был переименован в Е., в память города, построенного некогда близ Инкермана полководцем Митридата Евпатора, Диофантом. Приморская часть Евпатории имеет вид благоустроенного города, но остальная часть ее сохраняет характер татарского Гёзлева: узкие, кривые и грязные улицы, дома окнами во двор, с остроконечными минаретами. От старого Гёзлева уцелели остатки стен, ворота на базаре и большая мечеть, построенная в 1552 г. по образцу Софийской мечети в Константинополе. Прежде Е. страдала недостатком пресной воды; но в 1891 г. устроен артезианский колодезь, дающий до 80000 ведер хорошей воды в сутки. Жителей около 17000, между которыми много караимов; здесь находится их главная синагога и живет гахан (духовный глава). Е. славится как лучшее в Крыму место для морских купаний, по высокой температуре воды, легко прогреваемой солнцем в мелководном заливе, и по качеству дна, песчаного и ровного. В 1736 г. Е. была занята русскими войсками гр. Миниха, а в 1771 г. – кн. Долгорукова. Во время восточной войны 1863 – 66 гг. близ Е. высадились (сент. 1854 г.) англо-франц.-турец. войска. В янв. 1855 г. прибытие в Е. турецких войск, под начальством Омера-паши, побудило главнокомандующего крымской армией, кн. Меншикова, поручить генерал-лейтенанту Хрулеву произвести наступление к Е. и заставить неприятеля обнаружить свои силы. Движение это началось 5 февраля в 6 час. утра. В 9 час. утра одна из трех русских колонн пошла на штурм и, несмотря на усиленный огонь противника и потерю многих начальников, достигла рва. Вслед затем ген.-лейт. Хрулев, убедясь, что неприятель занимал город весьма значительными силами, велел начать отступление. Наши войска, успешно отразив преследовавшую их неприятельскую конницу, отошли на Тин-Мамайские высоты. После занятия союзниками Севастополя, из Е. были предпринимаемы демонстрации в тыл армии кн. Горчакова. В русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. Е. двукратно (27 июля и 31 дек. 1877 г.) подвергалась бомбардированию с неприятельских судов, не имевшему, в военном отношении, никаких последствий. Евпаторийский у., Таврической губ., занимает сев.-зап. часть Крымского полуострова, между 45°3' – 45°54' с. ш. и 32° 9' – 34°2' в. д. от Гринвича. Наибольшее протяжение его от З к В – 104 в., от С к Ю – 88 в., площадь около 5000 кв. в. С С и З он омывается Черным морем, на В. граничит с Перекопским уездом, на Ю – с Симферопольским уездом. Почти вся площадь представляет однообразную, ровную степь, едва тронутую размывом; начинаясь в верховье незаметными для глаза широкими лощинками, местные балки медленно углубляются в почву по мере приближения к морю и только в низовье представляют местами крутые, или даже обрывистые края; в обрывах, из-под красноватой глинистой осыпи, видны белые, или желтоватые пластовые известняки. На высоких, водораздельных равнинах расположены порознь, или группами, отлого-коническиe, насыпные курганы, «могилки», в 3, 5 и более сажен вышиною. Господствующее направление балок в сев. половине уезда – на СЗ и С, в юж. половине – на ЮЗ и З. Самые значительные балки – Самарчик, в сев. вост. углу, и Аиш, близ юж. границы, имеют до 80 в. в длину. К балкам можно причислить и Донузлав – узкий, со скалистыми берегами овраг, врезывающийся в зап. часть Евпаторийского у. в направлении с ЮЗ на СВ и имеющий до 25 в. в длину, тогда как ширина его местами не превосходит 100 саж. Донузлав можно считать также морским заливом, или лиманом, или соленым озером; он отделяется от моря песчаною пересыпью; вода в нем солонее морской и постоянно пахнет сероводородом. По всей вероятности, Донузлав обусловлен большим разломом известняка, однако не имеет признаков сдвига: пласты обоих берегов вполне соответствуют друг другу. Евпаторийские балки большую часть лета не имеют текучей воды; постоянная вода держится только в верховье Аишской балки и несет название рч. Кульчук или Кайнаут; ее поддерживает источник Тобе-чокрак – единственный хороший источник в уезде. В том же, юго-вост. углу граница уезда идет на протяжении нескольких верст по р. Салгиру; но летом здесь и Салгир имеет сухое русло; вода сочится только подземно и питает мелкие колодцы. Во всем уезде рек нет и вода добывается исключительно колодцами; хотя в зап. части, по морскому берегу и в Донузлаве, есть не мало источников, но все они вытекают на уровне моря и тут же смешиваются с соленой водой. Глубина колодцев весьма различна: от немногих вершков на песчаных прибрежьях до нескольких десятков сажен на степных возвышенностях; колодцы в 30 и 40 саж. весьма обыкновенны; близ вост. границы, в колонии Сарыбаш, есть колодец в 81 саж. глубины (до дна, 60 саж. до воды). Вода глубоких колодцев обыкновенно хорошего качества; температура ее 12° – 15° Ц. В большинстве случаев глубина колодцев (до уровня колодезной воды) близка к высоте места н. ур. м. Наиболее возвышенная полоса у. находится немного сев. середины его и тянется с З на В. Западнее Донузлава она возвышается на 70 – 80 саж. н. ур. м., затем медленно понижается, чрез селения Мурзабек и Сарыбаш, к границе Перекопского у., где высота степи не превосходит 50 с. Здесь Евпаторийская возвышенность сливается с отлогою, срединною седловиной Крымского полуострова, которая постепенно поднимается к Ю и в окрестностях Симферополя достигает высоты 130 саж. н. ур. м. На поверхности Евпаторийской возвышенности, особенно в зап. части ее, часто проглядывает белый известняк, слабо прикрытый здесь красноватою глиной, или только растительным перегноем. В зап. оконечности полуострова, между Тарханкутским мысом в Акмечетью (Шейхларом), известняк обрывается отвесными скалами, подводное продолжение которых образует опасные для судов рифы, ежегодно причиняющие несколько кораблекрушений. Береговые скалы здесь очень живописны, местами поросли кустарником и деревьями. При Караджинской и Акмечетской бухтах разведены хорошие плодовые сады и виноградники. На С и на Ю от упомянутой возвышенности местность постепенно понижается: на С к Керкинитскому заливу склон едва заметен, на Ю к заливу Евпаторийскому и Гнилому озеру он несколько круче. По низменному морскому прибережью расположены солончаки и соленые озера с солено-глинистыми берегами и ракушечно-песчаными пересыпями, отделяющими их от моря; значительнейшие соленые озера по берегу Керкинитского залива – Бакальское в Кирмутское (Сасык), по берегу Евпаторийского залива – Майнакское, Гнилое, Сакское и Кизыл-яр. Южная область Евпаторийского у., в ее приморской части прилежащая к Гнилому, Сакскому и Кизылярскому озерам, весьма мало возвышается н. ур. м.; уровень этих озер летом ниже морского уровня. Евпаторийская возвышенность сливается на В с средне-крымской седловиной, поднимающеюся к Ю, а если мы примем во внимание, что юго-зап. крыло седловины тянется до окрестностей Севастополя, то должны признать, что Сакская низменность занимает часть дна отлогой полукотловины, замкнутой с С. В и Ю высотами, а на З. граничащей морем. Котловина эта не только орографическая, но и геологическая: пласты третичных пород, образующие окружающие возвышенности, наклонены, в общих чертах, подобно поверхности местного рельефа, притом несколько круче последней. Выяснение такого строения местности привело к предположению о возможности получить бурением восходящую артезианскую воду. В начале 1890 г. было приступлено к бурению на берегу Сакского озера, при земской грязелечебнице. Артезианская вода получилась на глубине 37 – 41 саж. от поверхности почвы и поднялась по трубе на 4 1/2 фута. На 1/2 фт. выше поверхности почвы приток был определен в 47000 ведер в сутки. Вода очень хорошего качества; температура 121/4 P. (15 1/6 °C). Артезианский колодец сильно повлиял на устройство и благосостояние грязелечебницы, страдавшей до этого времени от безводья. В 1891 и 1892 г. в окрестностях Сакского озера выбурено еще 7 артезианских скважин; из них 2, заложенных ближе к берегу моря, оказались неудачными, вероятно вследствие позднейшего сильного размыва третичных пластов, которого следы наблюдались и при бурении первой сакской скважины. Через полтора года после сакского бурения была сделана новая скважина в городе Е. Евпатория принадлежит к тем четырем крымским пунктам, в которых еще в 1834 – 1836 гг. производились попытки артезианского бурения (другие три – Симферополь, Феодосия, Керчь), и только здесь опыт оказался сравнительно удачным: артезианская вода была достигнута, на глубине около 60 саж., но не дошла до поверхности на 0,54 саж. Чтоб сделать пользование ею по возможности удобным, при отверстии скважины был выкопан на глубину 0,83 саж. (2 1/2, аршина) и цементирован резервуар, в который артезианская вода могла свободно выливаться и образовать запас, вычерпываемый ведрами по мере надобности. По сохранившимся сведениям, колодезь давал вначале не менее 8000 ведер в сутки (при диаметре скважины в 241 дюйма и глубине в 61 5/7 саж. = 432 фт.); однако приток постепенно уменьшался и дошел в 1879 г. до 1200 ведер. После чистки скважины, произведенной под руководством горного инженера А. К. Вильберга, приток увеличился до 3600 ведер в сутки, но в последующие годы опять ослабел и в январе 1891 г. не превосходил 1600 ведер. Новая скважина была заложена на юго-восточном конце города, где поверхность почвы лежит на 0,6 саж. выше уровня моря и на 1,05 саж. ниже устья старого артезианского колодца. бурение закончено в начале августа 1891 г. а глубине 62 1/2, саж. Внутренний диаметр труб = 6 1/4 дюйм. Артезианская вода получена из глубины 51 – 61 саж. и поднялась по трубам на 1,6 саж. (10 фут.) над поверхностью. почвы. На 1 1/2 фт. выше поверхности измерение притока показало 77760 вед. в сутки. Температура 19,1 °C. (15,3 °P.); вода несколько пахнет сероводородом, но последний быстро улетучивается. Вслед за новым евпаторийским колодцем сделаны по близости еще две артезианские скважины: одна к С отсюда, на берегу Гнилого озера, другая западнее города, при Майнакской грязелечебнице. По всей вероятности, в низменном прибрежье Евпаторийского залива могут быть с успехом закладываемы еще многие артезианские скважины; возможно ожидать того же на берегу Керкинитского залива, где, хотя и была сделана одна попытка бурения, но работы были прекращены раньше, чем это желательно (на 52-й саж.). На остальном пространстве Евпаторийского уезда, вне узкой прибрежной низменности, нет никакого вероятия на добычу артезианской воды. Между тем вопрос о воде был особенно настоятелен, так как количество осадков, судя по наблюдениям на Тарханкутском маяке (с 1873 по 1886 г.), меньше, чем в какой-либо иной области Крыма, а именно среднее годовое количество = 241 мм. Можно надеяться, что устройство запруд в верховьях балок существенно помогло бы делу обводнения. – Климат в Евпаторийском уезде степной, довольно резкий для юга, отчасти смягчаемый в береговой полосе влиянием моря. Средняя годовая температура на Тарханкутском мысе 11,3° Ц., средняя самого холодного месяца (января) – 1,3°, средняя самого теплого месяца (июля) 23,8°, годовой maximum 35,9°, годовой minimum – 24,5°. Летом преобладают зап. и сев. зап. ветры, зимою вост. и сев. вост. В Е. уезде есть несколько пунктов, представляющих археологический интерес. Так, верстах в 3-х от города видны развалины, при которых находят обломки черепиц и древние греческие и римские монеты. Профессор Брун полагает, что здесь находился в древности город Керкинит, построенный греками на земле скифов. Мнение это подтверждается керкинитскими монетами: на одной из них отчеканено имя царя Скилура, на других изображен скиф с приподнятым сигарисом (обоюдоострый топор). Древние географы отмечают на берегу Керкинитского залива еще несколько поседели, основанных древними греками. Одно из них называлось Калосо-Лиман (Хорошая пристань) и находилось, по всей вероятности, при Акмечетской (Шейхларской) бухте, где заметны следы развал ин. В 300 стадиях отсюда, по указанию древних авторов, находился город с пристанью Тамирака; его предполагают близ Кирмутского озера. В 1866 г. в Е. у. числилось жителей об. пола: в селениях 29435, в городе 16940, всего 46375; из них татар 46,3 %, великороссов и малороссов 39%, евреев 7,3% цыган 3,9%, немцев 2,9%, греков 0,3%, армян 0,3%. По вероисповеданиям, без города, православных 8211, римск. католиков 1181, протестантов 1088, евреев 31, мусульман 18786. Иностранных подданных в уезде 576. Волостей 5, селений 230, большею частью мелких; более 50 дворов только в 7, более 100 дворов – в 2. На квадратную версту приходится сельских жителей 6. Населенность у. сильно уменьшилась в 1856 – 1862 гг., когда произошло массовое выселение крымских татар в Турцию. Главные занятия жителей – земледелие и скотоводство. Под пашней около 15% всей площади у. Овец 400000 голов, рогатого скота 26000, лошадей 13000, свиней 3000. Всего больше сеется пшеницы (озимой) и ячменя; затем овес, рожь, картофелю – очень мало. Соляных озер, принадлежащих частным лицам – 11. Площадь самосадочных бассейнов – 190588 кв. саж.; доходность их определена земским собранием в 20585 руб. Казне принадлежало 5 озер, площадь их 651677 кв. сажень; доходность, по земской оценке, 70381 руб. В 1890 г. добыто из них свыше 5853 тыс. пд. соли. В 7-ми озерах частного владения добыто 1933 тыс. пд. Фабрик и заводов 8; по оценке земства общая их доходность – 10666 руб. Ветряных мельниц 191, паровых 9; заведений для продажи питей 16; лавок, кофеен и пекарен 47. В г. Е. и на городской земле находятся 1 бойня, 45 ветряных мельниц, 1 каменоломня, 1 известковая печь, 1 черепично-кирпичный завод и т. п. Степных земель обложено земством было 535929 десят.; доходность их определена в 171497 руб., а сбор с них в 46043 руб. Принадлежало частным лицам земли 457323 дес., казне 37503 дес., сельск. общ. 20328 дес., горному ведомству 2182 дес., гор. Е. 3292 дес. Всех школ в у. 82 (21 школа в гор.). Училищному совету подчинено 9 учил., из них 1 с ремесленным классом. Учащихся в них к 1 янв. 1892 г. было 419. От земства в 1891 г. давалось на школы 2910 руб. от города 1320 руб., от сельских обществ 228 р., от частных лиц постоянных пожертвований 800 руб. В 1893 г. земство назначило на народное образование 10841 руб., их них на женскую гимназию 3600 руб., на мужскую прогимназию 2586 руб. За 10 лет (1878 – 87) бюджет земства на народное образование увеличился, сравнительно с предыдущим десятилетием с 52058 до 59507 руб. По земской смете на 1893 год на содержало земской больницы в Е. назначено 18491 руб., на медицинскую часть в у. 14547 р. (из них 8 т. руб. на устройство в у. приемного покоя, с квартирою для врача). В м. Саки губернское земство содержит грязелечебницу. По земскому бюджету на 1893 г. на обязательные расходы назначено 68947 руб., необязательные – 48992 руб.. в том числе на содержало управы 969 руб. Недоимок по земским сборам 30806 руб. Евридика Евридика (Eurudikh) 1) одна из Дриад, жена мифического фракийского певца Орфея. Когда Е. умерла, ужаленная змеей, Орфей сошел в Ад и своим пением так тронул Персефону, что она разрешила ему снова увести Е. на землю, с тем, однако, условием, чтобы он не оглядывался, пока они будут идти. Орфей оглянулся, и Е. осталась в царстве теней. Сцена эта изображена на нескольких античных рельефах. 2) Жена македонского царя Филиппа Арридея; в противоположность своему слабоумному мужу, отличалась большим умом и энергией. Она была во вражде с Олимпиадой, матерью Александра В., и покровительствовала сыну Антипатра, Кассандру. В 317 г. Филипп и Е. попались в руки Олимпиады. Филиппа она приказала умертвить, а Е. долго держала в темнице, надеясь сломить ее гордость. Когда она этого не достигла, то предложила Е. самой выбрать род смерти. Е. покончила с собой через повешение. Еврипид Еврипид (EuripidhV) – афинянин, младший из трех греч. трагиков-корифеев. Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20 сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женат дважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один также писал трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось без влияния на его и без того невеселый нрав и на его суждения о женщинах. От политической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е. был приглашен к царскому двору Архелая в Македонии. Умер в 407 г. Много читал, преимущественно книги философского содержания (у него была первая значительная частная библиотека); имел общение с современными ему философами, софистами и политическими деятелями: Трагедии Е. обличают зависимость его воззрений на природу от физического учения Анаксагора; на моральных и религиозных понятиях трагика и на его стиле отразилось влияние Протагора, Продика и вообще софистов, скептицизм которых и занятия диалектикой гармонировали с настроением и вкусами Е., первого ученого поэта. В 455 г. Е. участвовал впервые в драматическом состязании на афинской сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду. Подобно Эсхилу и Софоклу, Е. ставил свои трагедии тетралогиями. Из 92 пьес, приписывавшихся ему в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло из них 18 трагедий, из кот. «Рес» принадлежит более позднему поэту, и сатирич. драма «Циклоп». Лучшие, по оценке древних, драм у Е. для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя – «Алкестида»; к наиболее поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». В «Алкестиде» (438) героиня добровольно отдает себя смерти, чтобы сохранить жизнь любимого супруга, царя Фер в Фессалии, Адмета. Несмотря на то, что по содержанию и тону пьеса выделяется из ряда античных трагедий, она отличается всеми особенностями творчества Е.: преобладающий интерес сосредоточивается на женском характере, исполненном высокого героизма. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Е., и поэт остался верен себе в этом отношении до конца. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Електра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и мн. др. представляют собою типы наиболее законченные и жизненные; хоры в трагедиях Е. чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности, в связи с хитростью, коварством и жестокостью, занимают в драмах Е. весьма видное место. Женщины Е. превосходят его мужчин силою воли, яркостью чувства, большею настойчивостью в защите своих человеческих прав. Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях, нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба, обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестью выпавших на их долю испытаний. «Женоненавистничество» Е., послужившее для Аристофана поводом к комедии «Женщины на празднике Деметры», выражается гораздо больше в суждениях действующих лиц в самого поэта, нежели в образе действий и нравственных качествах его героинь. Не последнюю роль отводит Е. рабам, по положению в обществе близко стоявшим к женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба, особенно рабыни, и учил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и несчастным. «Одно позорно у раба – имя; во всем прочем добрый раб не хуже свободного». «Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнее не рабов». Е. верит в равенство всех людей по природе, как происшедших от общей матери-земли. В «Алкестиде» изображение легендарного мира проникнуто впечатлениями действительности; отсюда, с одной стороны, общие сентенции на разные случаи жизни, софистические тонкости в диалоге между Адметом и его отцом, а с другой – низведение легендарных личностей на уровень современных поэту граждан и гражданок, с их обычными слабостями и достоинствами. В «Медее» (431) искусство трагика достигает высшей степени в двух сценах: во второй беседе с Язоном, когда Медея силится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным на смерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживает в себе бурю разрушительной страсти, – и в сцене прощания Медеи с детьми, когда чувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой мести Язону. Ипполит (428) послужил образцом для «Федры» Расина. Е. дважды обрабатывал этот сюжет для сцены; до нас дошла более поздняя трагедия. Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями, скорбь их при сборах в путь на далекую чужбину – таково содержание трагедии «Троянки». Дальнейшее развитие той же темы составляют «Гекуба» и «Андромаха». В первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой отнимают Поликсену для заклания на могиле Ахиллеса, сменяются необузданной яростью старой царицы-пленницы и жаждою мести фракийскому царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора. «Андромаха», только отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена была в Аргосе, в то время, когда аргивяне заключили союз с Афинами против Спарты (424 – 422). Речь Андромахи против Менелая служит как бы выражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. «Ифигения в Авлиде», которою воспользовался Расин для своей «Ифигении», изображает решимость Агамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы доставить успех общеэллинскому делу. В последнюю минуту Ифигения изъявляет полную покорность судьбе, предпочитая славную смерть за отечество жалкому прозябанию: «не варварам господствовать над эллинами», восклицает героиня: «рабы – варвары, эллины свободны». Из слов вестника и Агамемнона греки узнают о чудесном исчезновении Ифигении из-под жертвенного ножа и о замене ее ланью. «Ифигения у тавров» имеет своим сюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемиде и обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают друг друга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжет обработан Гёте. «Елена» (412) построена на том варианте троянского сказания, по которому супруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена была Гермесом в Египет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнает Елену и, при помощи Диоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В «Електре» – с тем же сюжетом, что «Девушки с возлияниями» Эсхила и «Електра» Софокла – совмещены больше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра. Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живет с мужем в крестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается она собственной печальной долей, а не смертью отца или бедствиями брата. Когда является Орест, брат и сестра заключают заговор против своих врагов. Эгисф убит во время жертвоприношения, к которому гостеприимно допустил иноземцев. Клитемнестру дочь завлекает в избу притворными родами и помогает брату в матереубийстве. Диоскуры, в заключение, объявляют, что Електру возьмет в жены Пилад, а Орест покинет Аргивскую землю и будет, умоисступленный, скитаться до тех пор, пока не будет оправдан судьями афинского ареопага. В Оресте (408) соединено несколько действий. Сначала является Орест, по умерщвлении Клатемнестры страдающий умопомешательством и преследуемый призраками Еринний. От больного не отходит сестра его Електра. Аргивский народ осуждает на смерть Ореста и Електру, но предоставляет им самим лишить себя жизни. С целью отомстить предавшему его Менелаю, Орест убивает Елену и насильственно овладевает Гермионой. Пьеса кончается появлением Аполлона, возвещающего, что Елена не убита и живою взята на небо в обитель Зевса; Орест через год очистится от преступления и женится на Гермионе, а Електра будет женою Пилада. Четыре трагедии имеют ближайшее отношение к Афинам и выражают патриотические чувства поэта. Место действия «Иона», одной из лучших пьес Е. – в Дельфах. Здесь служит Аполлону юноша, ничего не знающий о своем происхождении – сын Креусы, дочери афинского царя Ерехфея, прижитый ею от самого Аполлона. Креуса, убежденная, что сын ее погиб вскоре после рождения, вышла замуж за вождя ахейского племени Ксуфа. После разных перипетий, она узнает в Ионе своего сына. Афина возвещает, что Ион будет преемником Ерехфея на афинском престоле и родоначальником Ионийских колен, а от Креусы и Ксуфа родятся еще Дор и Ахей, именами которых будут названы другие ветви эллинского народа. В «Просительницах» воздается хвала великодушию афинского демоса: Тезей, по просьбе матерей аргивских вождей, павших под стенами Фив, заставляет фивян выдать, для погребения, тела убитых. В пьесу введен трогательный эпизод: Евадна не в силах перенести потерю мужа и добровольно погибает в пламени того самого костра, на который положены останки Капанея. В «Неистовствующем Геракле» Тезей удерживает Геракла от самоубийства. В «Гераклидах» Анины – место убежища для изгнанников. Дети Геракла бежали в Афины от преследований Еврисфея. Выдать беглецов афинский царь отказался, и возникшая между Еврисфеем и Демофоном война окончилась торжеством афинян. Победа была куплена ценою жизни Геракловой дочери Макарии, которая добровольно обрекла себя на смерть, когда божество, через оракула, потребовало себе в жертву девушку. Взятый в плен Еврисфей тронут великодушием победителей и обещает, что могила его будет служить охраною афинян, когда пойдут на них потомки Геракла, т. е. лакедемоняне. Трагедия «Финикиянки», получила имя от хора, состоящего из финикийских девушек: они привезены из Тира и, по пути в Дельфы, задержаны вспыхнувшей войной в Фивах. Сюжет драмы тот же, что и «Семи» Эсхила – братоубийственная распря между сыновьями Эдипа. Фивы служат местом действия и в «Вакханках» – трагедии, написанной в духе предшествовавших поэтов и свободной от религиозного скептицизма. Приписываемый Е. «Рес» представляет переложение в драму Х п. «Илиады». Для истории античного театра весьма важное значение имеет «Циклоп», как единственный уцелевший образчик сатирской драмы, названной так от того, что хоры в ней составлялись непременно из сатиров, спутников Диониса. Действие происходит в пещере Циклопа в Сицилии. Сатиры попали на остров случайно, в то время, когда пустились по морям, в поиски за похищенным Вакхом. Одиссей с товарищами занесен сюда ветром, когда из-под Трои возвращался домой. Трусливые, плутоватые, большие охотники до вина Силен и сатиры, обжора и циник Полифем, изобретательный и находчивый Одиссей – таковы действующие лица пьесы; угощение Полифема вином, сборы его к пожиранию Одиссея, ослепление великана Одиссеем и бегство Одиссея, вместе с сатирами, составляют содержание «шутливой трагедии». В 1891 гг. найдены на египетском папирусе III в. до Р. X. значительные отрывки «Антиопы» – пьесы Е., часто упоминаемой древними (Mahaffy Cunningham Memoirs, п. 8). Фивский царь Лик и жена его Дирке, Антиопа, племянница Лика, родившая от Зевса близнецов Амфиона и Цета, эти близнецы – вот действующие лица трагедии, один из эпизодов которой воспроизведен в скульптурной группе «Фарнезский бык». В диалоге между близнецами автор выясняет превосходство умственного труда над физическим, разума – над телесной силой. В 1881 г. издан отрывок трагедии «Ипполит», найденный на пергаменте IV в. нашей эры («Моnatsb. d. Berlin. Akademie», 1881, стр. 982 и сл.). В 1893 г. издан в Вене отрывок «Ореста», с папируса II в. нашей эры, драгоценный в том отношении, что в нем содержится отрывок музыкальных нот этой пьесы. Сохранение прежней формы трагедии, с мифологическими и легендарными сюжетами и именами, с хором и т. п., и в тоже время разнородность и новизна содержания, часто не имеющего связи с далекой стариной и, напротив, близко и многообразно соприкасающегося с современной действительностью – вот источник двоякого отношения к В. современников и потомства: или жестокие нападки и порицания, или восторженное почитание и увлечение. В смысле техники особенностями трагедий Е. должно считать: пролог в начале пьесы, для ознакомления зрителей с относящимися к действию обстоятельствами; deus ex machina, в конце приводящий пьесу к благополучному концу; слабая связь хоровых частей с диалогическими; обилие музыкально-лирических излияний главных героев (так назыв. монодий); усиление внешних эффектов. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора в обработке отдельных сцен и монологов; некоторые трагедии – не более, как ряд мастерски исполненных патетических картин. В старательном изображении душевных состояний, напряженных или патологических, заключается главный интерес трагедии Е. Умоисступление воспроизведено поэтом в образах Геракла, Ореста, Кассандры в др. Под именами богов и иных сказочных существ поэт вскрывал перед зрителями их же собственную духовную природу, в разнообразных ее проявлениях. Зависимость поэта от наблюдений над современностью доказывается: 1) выбором и патриотическою обработкою некоторых сюжетов («Андромаха», «Просительницы», «Финикиянки», «Гераклиды», «Геракл», «Ион»); 2) множеством изречений о женщинах, рабах, о политических учреждениях, об афинянах и спартанцах и т. п., который не приложи мы к мифическому периоду и точно отвечают современным Е. отношениям; 3) многочисленными сентенциями о природе и человеке в духе тогдашних философов; 4) способом выражений героев Е., на подобие резонерствующих афинян. В интересе художеств. или дидактич. поэт изменял древние сказания, одни и те же лица наделял в различных трагедиях различным характером. Скептицизм и неверие составляют преобладающую черту в миросозерцании поэта: Аполлон осуждается за матереубийство Ореста; Афродита называется злодейкой, губящей Ипполита; обычное торжество неправды над добродетелью свидетельствует против существования богов. «Если боги творят что-либо позорное, они не боги». Сомнение и критику вносил Е. и в семейные и общественные отношения, в политику и литературу, за что получил прозвание философа сцены, мудреца-поэта, а со стороны Аристофана и других ревнителей старины подвергался ожесточенным нападкам. Ни от кого другого из античных поэтов не дошло до нас столько выражений участия и сострадания к бедным, слабым, униженным и несчастным, были ли это свободные или рабы, эллины или варвары. Как художник, Е. поднялся до изображения общечеловеческих страстей и страданий и тем широко раздвинул пределы симпатии в античном обществе. Он стоит на рубеже двух настроений; национально-эллинского или патриотическиафинского – и гуманного, космополитического. Отсюда громадное, многовековое влияние, какое оказали его трагедии на последующую литературу. Он был почти исключительным образцом для позднейших трагиков, предметом почитания и подражания для авторов новой комедии, с Менандром во главе, любимейшим трагиком в эпохи македонскую, римскую, византийскую; учители церкви, как Климент Александрийский, Григорий Назианзин, видели в нем провозвестника новой веры. Европейская драма, в лице Корнеля, Расина, Вольтера, питалась главным образом литературным наследием нашего трагика; «Медея», с несущественными переменами, не сходить со сцены в до сих пор. Лучшие изд. – Диндорфа, Пели (Paley), Кирхгофа, Наука, Вейля, Пфлуг-и-Клотца, пересмотр. Веклейном; собр. отрывков Наука (1889); из отдельных трагедий – «Heracles» и «Hippolytos», Виламовиц-Мёллендорфа (1889 – 91). Кроме общих сочин. по истории греч. литературы, особ. Бернгарди, Магафи, Бергка, Круазе см. Patin, «Etudes sur les tragioiпes grecs. Е.» (3 изд. 1866); P. Decharme «Е. et l'esprit de son theutre» (П., 1893), С. С. Уваров, «О трех греч. трагиках» («Сын Отеч.», 1825 г.); Орбинский, «Е. и его значение в греч. трагедии» («Журн. Мин. Нар. Пр.», ч. 79); «Е. в изложении Л. Коллинза», перев. П. Вейнберга" (СПб., 1877); Д. В. Беляев, «К вопросу о мировоззрении Е.» (Казань, 1878); его же, «Воззрения Е. на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин» («Ж. М. Н. Пр.», 1882, 1886); Ф. Мищенко, «Опыт по ист. рационализма в др. Греции» (Казань, 1881, стр. 279 – 309). Греч. текст с примечаниями А. Д. Вейсмана («Ипполит», СПб., 1884) и А. Э. Редька («Финикиянки», Кутаис, 1884). Переводили Е. на русск. языке Мерзляков, Шестаков, «Гипполит» («Зап. Каз. Унив.», 1871); «Троянки» (Каз., 1876); П. Басистов, «Ифигения в Тавриде», (СПб., 1876); Н. Котелов, «Гипполит» (1884); В. И. Водовозов («Ифигения»); В. Алексеев, «Медея» (1889), «Ифигения в Авлиде» (1889 «Гипполит» (1889), «Ифигения в Тавриде» (1890), «Ион» (1891), «Алкестида» (1891), «Вакханки» (1892), «Неистовый Геракл» (1892); Д. С. Мережковский («Ипполит» В. Е., 1893 г. № 1). Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |